Научная статья на тему 'Основные концепты русской культуры в системе образования'

Основные концепты русской культуры в системе образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1836
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / смыслы / культура повседневности / семья / концепт / культурные роли / система образования. / values / meaning / culture of everyday life / family / concept / cultural roles / education system.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Т В. Глазкова

В статье рассматривается сущность понятия «концепт», его включенность в концептосферу культуры на примере концепта «семья», особенности проявления, межпоколенной трансляции и трансформации традиционных базовых ценностей в семье. Автор анализирует существующие в современной науке подходы к понятию «концепт», выделяя лингвокультурологический и философский. Особое внимание уделяется понятию «концептосфера», солидаризируясь с позицией Д. С. Лихачева. Трехуровневая структура концепта «семья», включающая в себя культурную память, культурный код и межпоколенную трансляцию культурного опыта позволяет проследить изменение ценностно-смыслового наполнения традиции, отношения к ней. Обосновывается значение основных культурных концептов в содержательном аспекте системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF RUSSIAN CULTURE IN THE SYSTEM OF EDUCATION

The article describes the essence of the notion of “concept”, its involvement in the conceptosphere of culture based on the example of the concept of “family”, features of manifestation, broadcasting and transformation of traditional core values within the family from generation to generation. The author analyses existing approaches to the notion of “concept” in modern science, highlighting the linguocultural and philosophical aspects. Special attention is given to the notion of concept “sphere” by the author who shares D. S. Likhachev’s point of view. The three-level structure of the concept of “family” that includes cultural memory, cultural code and transgenerational cultural experience allows one to track the changing value-meaning content of traditions from generation to generation, attitude to it, because all relationships between generations rely on the representation of tradition. Thus, the importance of the basic cultural concepts in the meaningful aspect of the educational system is substantiated in the article.

Текст научной работы на тему «Основные концепты русской культуры в системе образования»

УДК 008

Т. В. Глазкова

кандидат культурологии, доцент; заместитель главного редактора издательства «Согласие»; e-maiL: [email protected]

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается сущность понятия «концепт», его включенность в кон-цептосферу культуры на примере концепта «семья», особенности проявления, межпоколенной трансляции и трансформации традиционных базовых ценностей в семье. Автор анализирует существующие в современной науке подходы к понятию «концепт», выделяя лингвокультурологический и философский. Особое внимание уделяется понятию «концептосфера», солидаризируясь с позицией Д. С. Лихачева. Трехуровневая структура концепта «семья», включающая в себя культурную память, культурный код и межпоколенную трансляцию культурного опыта позволяет проследить изменение ценностно-смыслового наполнения традиции, отношения к ней. Обосновывается значение основных культурных концептов в содержательном аспекте системы образования.

Ключевые слова: ценности; смыслы; культура повседневности; семья; концепт; культурные роли; система образования.

Т. В. Glazkova

PhD (CuLturaL studies), Associate Professor; Deputy Chief Editor of the publishing house «SogLasie»; e-maiL: [email protected]

BASIC CONCEPTS OF RUSSIAN CULTURE IN THE SYSTEM OF EDUCATION

The articLe describes the essence of the notion of "concept", its invoLvement in the conceptosphere of cuLture based on the exampLe of the concept of "famiLy", features of manifestation, broadcasting and transformation of traditionaL core vaLues within the famiLy from generation to generation. The author anaLyses existing approaches to the notion of "concept" in modern science, highLighting the LinguocuLturaL and phiLosophicaL aspects. SpeciaL attention is given to the notion of concept "sphere" by the author who shares D. S. Likhachev's point of view. The three-LeveL structure of the concept of "famiLy" that incLudes cuLturaL memory, cuLturaL code and transgenerationaL cuLturaL experience aLLows one to track the changing vaLue-meaning content of traditions from generation to generation, attitude to it, because aLL reLationships between generations reLy on the representation of tradition. Thus, the importance of the basic cuLturaL concepts in the meaningfuL aspect of the educationaL system is substantiated in the articLe.

Key words: vaLues; meaning; cuLture of everyday Life; famiLy; concept; cuLturaL roLes; education system.

Основные концепты русской культуры в системе образования могут быть предметом специального изучения в образовательных программах и одновременно их содержанием, фундаментом при изучении других учебных дисциплин, конечной целью в формировании и осознании идентичности. Духовную культуру можно рассматривать и как культуру религиозную, и как нематериальную, отталкиваясь от словарных значений слова «духовный». Но в каком бы значении ни использовались слова «духовность», «духовный», мы обязательно выйдем на ценностный уровень формирования личности. Для системы образования, как представляется, - важнейший, основополагающий. «Не учи сына своего стрелять из лука, прежде чем не научил его добру», - гласит древняя китайская мудрость. В «Клятве» Гиппократа говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - наставляет собратьев по перу Н. А. Некрасов. Не вдаваясь сейчас в особенности спора «утилитаристов» и сторонников «искусства для искусства», стоит отметить значимость идеи ответственности человека за то, что он делает. Формирование подобной ответственности происходит под воздействием определенных ценностных установок. Со временем аксиологический подход в воспитании и образовании личности и общества по-прежнему главенствует, хотя лук и заменен новейшим кинжалом.

Казалось бы, уже процитированные высказывания убеждают нас в том, что проблема не нова, была осознана и многократно на разные лады озвучена. Но, видно, так развивается наша жизнь, что пророй чрезмерное увлечение инновациями, усовершенствованиями, преумножением материальных благ, комфорта и статусности заслоняет от нас главный вопрос, связанный с осознанием себя частью культуры, с воспитанием в себе потребности нести добро другим, испытывая его влияние и на себе.

В связи с этим необходимо обратить внимание на составляющие профессиональной культуры будущих специалистов и прежде всего на культурологическую составляющую этого процесса. «Решение, принятое в ситуации профессиональной культуры, когда осознаны не только утилитарные, сиюминутные мотивы и цели деятельности, но и смыслы ее в историко-культурном контексте, создает в обществе

гарантии социальной безопасности. Это приобретает особую актуальность в ситуации глобального антропогенного кризиса: человечество, не умея предвидеть отдаленных последствий своей деятельности, становится жертвой собственного техногенного могущества» [Багда-сарьян 2008, с. 320].

Чрезвычайно важным сегодня становится союз воспитания и образования, союз системы образования в виде ее институтов и семьи. Сегодня создают семьи, рожают детей те, чье детство пришлось на 1990-е, поколение, относительно ценностно-смысловых ориентиров во многом потерянное и потерявшееся. В этом сложность. Какие ценностные установки, ориентиры они передадут своим детям, тем, кому предстоит участвовать в обеспечении технологического прорыва? Ответ на этот вопрос зависит и от понимания обучающим и воспитывающим того ценностно-смыслового потенциала, который заложен в концептосфере русской культуры, одной из составляющих которой и одновременно ее транслятором в межпоколенной коммуникации является семья.

Отношение к определенной системе ценностей, которая существует в каждой культуре, формируется благодаря культурным смыслам, содержащимся в концептах. При этом разность наполнения понятия концепта в различных культурах снимается благодаря близости построения концептосферы в этих культурах, что позволяет им вступать в диалог. В этой связи представляется важным рассмотреть сущность понятия «концепт», его включенность в концептосферу культуры, а также способ межпоколенной трансляции базовых ценностей через отношение к традиции в семье.

Отличаясь минимальностью, концепт «включает в себя не только логические признаки, но и компоненты научных, психологических, авангардно-художественных, эмоциональных и бытовых явлений и ситуаций» [Степанов 2007, а 20]. Концепты делятся на научные (парные) и художественные (изолированные, «абсолютные изоляты») [Степанов 2007], что дает возможность рассматривать каждый из них в системе, представленной двумя уровнями: как самостоятельную единицу и как единицу общей концептосферы культуры. В современной культурологии представлены два основных подхода к пониманию концепта: лингвокультурологический [Степанов 2007; Колесов, 1992] и философский [Делез, Гваттари 2009]. Сторонники первого подхода, опираясь на концепты культуры как «ключевые слова», с их помощью

характеризуют национальный культурный опыт. Представители второго подхода определяют концепт как «становящуюся событийную множественность» [Делез, Гваттари 2009].

Использование при анализе концепта в культуре двух этих подходов позволяет рассмотреть его бытование и восприятие участниками культурного процесса. Анализ концепта выводит нас на смыс-лообразование, которое происходит внутри концепта и которое он сам, в свою очередь, создает, реализуя свой потенциал в конкретной культурной практике конкретного носителя культуры. Исследователь А. Ю. Большакова указывает по этому поводу на синонимичность концепта «смыслу, сущности» [Большакова 2010, с. 47]. Однако существует и другой взгляд на заявленную проблему, отмечающий принадлежность концепта национальному языковому сознанию. В этом случае концепт соотносится не со смыслом, а со значением, а правильно подобранное имя этого концепта позволяет определить, «чей план содержания он представляет» [Ясинская 2004]. Содержание термина «смысл» как категории философии составляет «многообразная рефлективная связь наличной предметности и проблематизированной онтологии», при этом связь частного предметного сознания с пониманием общей «картины мира» рассматривается как «необходимая» [Даренский 2011, с. 66].

В современной науке используются различные определения концепта. В когнитивной лингвистике он предстает как «сложившаяся совокупность правил и оценок организации элементов хаоса картины бытия» [Прохоров 2009, с. 159]. Исследователи отмечают детерминированность этих правил и оценок практикой лингвокультурного сообщества и национальной картиной мира. Язык как средство общения выступает транслятором указанной совокупности.

Академик Ю. С. Степанов указывает на связь концепт в культуре с ментальностью и сознанием человека, благодаря чему происходит взаимовлияние культуры и человека, поскольку «концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека» [Степанов 2007, с. 43].

Академик Д. С. Лихачев отмечает, что концепт «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека» [Лихачев 1999, с. 151]. Ученый одновременно указывает на зависимость концепта от культурного опыта человека, подчеркивая, что этот опыт носит личностный, индивидуальный характер.

Такие качества концепта как многозначность и заместительность позволяют проанализировать отдельный концепт внутри концептосфе-ры не только локальной или индивидуальной, но и общекультурной, общенациональной, общечеловеческой. Вслед за Д. С. Лихачевым, концептосферами уместно называть «в совокупности потенции, открываемые в словарном запасе отдельного человека, как и всего языка в целом» [Лихачев 1999, с. 153]. В то же время необходимо учитывать культурологический ракурс изучаемой проблемы и те культурные смыслы, которые создают слова-концепты. В этом нет никакого противоречия. Как точно заметил Д. С. Лихачев в цитированной уже работе: «Концептосфера языка - это в сущности концептосфера русской культуры» [там же, с. 157].

Основные элементы концептосферы русской традиционной культуры повседневности назвал Ф. М. Достоевский: «семья, обычай, Бог» [Достоевский 1989, с. 61]. От этих оснований, по словам писателя, русский человек «в иные роковые минуты его жизни» мог отказаться, не понимая, в какой степени вредит себе [там же, с. 61]. Названные концепты принадлежат к макроуровню, который в русской традиционной культуре составляют концепты общенациональные и общекультурные. Как и свойственно концепту, эти понятия в качестве концептосфер на микроуровне включают в себя локальные и индивидуальные концепты. Так соотносятся частная жизнь отдельного человека и жизнь общества, история отдельной личности и история нации, культура каждого конкретного человека и культура общества, где этот человек существует.

Каждый отдельный концепт имеет свою концептосферу, что определено его многозначностью и зависимостью от субъективного опыта личности, которая данный концепт использует. Но одновременно с этим свою концептосферу имеет и отдельная культура. В этом случае концептосферу представляет совокупность концептов, создающих смыслы; при сближении концептов составляются новые смыслы, которые характеризуют бытование отдельных феноменов и артефактов.

Структура концепта определяется его содержанием. Содержание концепта «семья» базируется на ценностно-смысловом аспекте определения культуры в целом [См., например: Кондаков 2008, с. 9; Флиер 2010, с. 126-127]. Поэтому макроуровень концепта «семья» включает в себя основные микроконцепты (что, однако, не мешает любому из

них самостоятельно выступать и на макроуровне); к данным микроконцептам относятся концепты «родители», «дом», «обычай», «традиция».

В качестве культурного концепта «семья» хранит культурную память, которая предполагает участие в жизни семьи всех родственников с обеих сторон, умерших, живущих и еще не родившихся - во взаимоотношениях и в памяти живущих; создает и хранит культурный код: те базовые ценности, которые составляют опору каждой конкретной семьи на определенном этапе ее существования. Семья осуществляет трансляцию культурного опыта от одного поколения к другому; содержание этой межпоколенной трансляции зависит от отношения к передаваемым ценностям, а также изменяется под воздействием различных исторических и социокультурных условий. При этом отмечается различный характер данной передачи культурного опыта, которая может выступать как ретрансляция ценностей, как трансформация ценностей, как их деформация, отрицание либо замена.

При помощи семьи человек создает пространство своих в системе социума и самоопределяется в этом пространстве. В этом случае семья играет роль фундамента для осознавания личностью своей индивидуальной экзистенциальной площадки. Формирование идентичности личности начинается в родительской семье. Затем человек создает свою семью, продолжая традицию родной семьи или преодолевая ее. Здесь семья выступает практическим инструментом трансляции традиции.

Отношения внутри семьи априори построены на праве предков создавать порядки, нормы и ценности, что предполагает со стороны потомков уважение к созданному ими, сохранение ими обычаев и традиций предков, приумножение этих традиций в русле с уже созданным. Авторитет предков требует от детей и внуков послушания, согласия и внимания к себе. Одновременно семья испытывает на себе влияние общества, проникающее в семью в первую очередь через новые поколения, которые еще не успели укорениться в традиции. Неустойчивость их положения способствует как трансформации существовавших ценностей, так и зачастую полному отказу от традиции предков. Однако нельзя забывать, что благосклонное восприятие нового может вылиться в дальнейшем в традицию. Порядки, нормы и ценности в культуре неизменно существуют в традиции.

Понятия «семья» в культуре используется для называния конкретной общности кровных родственников и свойственников, а также коллектива, членов которого узы родства или свойства не связывают. Представить коллектив семьей можно благодаря основным функциям данного феномена в культуре - адаптационной с позиции взаимодействия личности и общества и функцией формирования идентичности. Адаптация личности и формирование ее идентичности происходит в семье через трансляцию культурной традиции, воспринимаемой сторонами как неотъемлемая часть состоятельности личности и ее социализации. Таким образом, выделяется важный для бытования в культуре символический уровень восприятия концепта «семья».

Отношение к традиции позволяет характеризовать и общество в целом, и отдельные социальные группы. Этим отношением определяются культурные роли участников группы (эти роли выбираются участниками самостоятельно или навязываются им другими). Свободный выбор указывает на восприятие традиции как ценности, навязанное извне приятие - на восприятие ее как нормы, следование которой также позволяет оставаться в рамках традиции [о соотношении нормы и ценности см.: Докучаев 2009]. При нормативном восприятии традиции тенденция к ее изменению в будущем более очевидна.

Традицию могут представлять внутрисемейные ценности, ценности того типа культуры, к которому принадлежат родственники, передающие в семье опыт предков от поколения к поколению. Опыт предков в традиционной культуре является эталонным и незыблемым, и иное отношение к этому опыту воспринимается как посягательство на святыни и прошедшей жизни, и жизни потомков. Один из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит реплику: «По отцу и сыну честь». В Древней Руси, согласно «Слову о полку Игоре-ве», межпоколенная связь глубже: честь ведется от деда.

Ценности, которые созданы предыдущими поколениями, могут восприниматься потомками по-разному: преемственно, преобразовательно, разрушительно, нигилистически, эвристически [подробнее см.: Глазкова 2014]. Трехуровневая структура семьи позволяет проследить изменение ценностно-смыслового наполнения традиции, отношения к ней, поскольку все взаимоотношения между поколениями обусловлены представлением о традиции: она может восприниматься

как норма, как ценность, как препятствие для дальнейшего развития и воплощения в реальности иных представлений о ценности и норме и их связи с традицией. Концепт «семья» включает в себя базовые ценности, которые составляют основание культуры как социальной практики. В семье как системе можно выделить общее и индивидуальное, где к общему относятся нормы, традиции, обычаи, стереотипы, а к индивидуальному - их воплощение.

По преобладанию общего семья выступает пространством социализации личности (функция, отвечающая за обеспечение оснований для социальной интеграции людей, исследователями справедливо признается «наиболее общей и универсальной социальной функцией культуры самого высокого 1-го уровня» [Флиер 2014, с. 36]). По преобладанию индивидуального семья представляет собой «замкнутую систему» (многообразие, уникальность, на которые указывал О. Шпенглер, говоря о культурах, вполне возможно отнести к семье как феномену культуры). Семья и социум выстраивают свои взаимоотношения на разных основаниях: это может быть партнерство; патернализм (со стороны социума); нейтралитет; вражда.

Стиль взаимоотношений в семье определяют культурные роли ее членов. Причем содержательно эти культурные роли отличаются от социальных функций, которые может предусматривать общество для каждого его члена. И именно содержание культурной роли, а не социальная функция формирует отношение к традиции как к ценности. В семье, где ценности передаются от старших к младшим, традиция воспринимается как ценность безусловная, требующая уважения и воплощения в повседневной практике. Взаимоотношения в такой семье основаны на взаимном уважении и любви, а традиция, она же ценность, лежит в этической плоскости, выражаясь в следовании определенным табу, за пределами которых личность открыта миру во всех его проявлениях, но она же защищена этой традицией от наносных влияний.

Таким образом, сущность понятия «концепт», его включенность в концептосферу культуры, особенности межпоколенной трансляции базовых ценностей через отношение к традиции в семье позволяют заключить о взаимообусловленности взаимодействия концептов на макро- и микроуровне, а также определяющей роли традиции и отношения к ней в семье как механизме ее потенциальной трансляции

и трансформации. При том, что отношение к традиции влияет на структуру концепта «семья», основного концепта концептосферы повседневности, роль традиции в формировании базовых ценностей в семье выявляет и общий характер взаимоотношений внутри семьи и создает условия для прогнозирования возможных изменений как на уровне самого концепта, так и всей концептосферы и связанных с ней ценностно-смысловых ориентиров. И, конечно, этот ценностный потенциал семьи необходимо использовать в системе образования в качестве фундаментальной ее составляющей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Багдасарьян Н. Г. Потенциал культурологического знания в процессах трансформации российского образования // Инновационный потенциал культурологии и ее функции в системе гуманитарного знания: Материалы Второго собрания Российского культурологического общества и научно-практического семинара 7-8 апреля 2008. СПб. : РХГА, 2008. С. 320-326. Большакова А. Ю. Архетип - концепт - культура // Вопросы философии.

2010. № 7. С. 47-57. Глазкова Т. В. Семья как ценностно-смысловая модель культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6. С. 52-56.

Даренский В. Ю. Концепт «герменевтического круга» как рефлексия смыс-лотворчества в культуре // Концепты культуры и концептосфера культурологии: Коллективная монография / под ред. Л. В. Никифоровой, А. В. Коневой. СПб. : Астерион, 2011. 379 с. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. и послесл. С. Зен-

кина. М. : Академический проект, 2009. 261 с. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб. : Наука, 2009. 595 с. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Избранные страницы. М. : Современник, 1989. 557 с.

Колесов В. В. Концепт культуры: образ понятия, символ // Вестник СПбГУ

1992. № 3. С. 30-40. Кондаков И. В. Культура России. Краткий очерк истории и теории. М. : КДУ, 2008. 132 с.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка. В кн.: Очерки по философии художественного творчества. 2-е изд., доп. СПб. : Блиц, 1999. С. 147-164. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М. : Флинта : Наука, 2009. 176 с. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М. : Языки славянских культур, 2007. 248 с.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М. : Согласие, 2010. 671 с.

Флиер А. Я. Эволюция культуры как социально-регулятивной системы (начало) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 4 (40). С. 33-39.

Ясинская М. Б. Лексические заимствования в Петровскую эпоху и языковая личность (на материале историко-биографической прозы князя Б. И. Куракина) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 297 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.