4. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 101-105.
5. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Копыл Л.В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.
6. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. - СПб.: Питер, 2002. - 198 с.
7. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика./ А. М. Прихожан. - М.: Моск. пихолого-соц. ин-т.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 692 с.
8. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст./ А.М. Прихожан. -СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
© Епимахова Е.В., 2022
УДК 37.018.11
Лоскутова Татьяна Лукьяновна Бунос Елена Анатольевна
магистранты направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
г. Краснодар, РФ
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Семья - это явление, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Хорошо известно, что семья всегда служит моделью общества на определенном историческом этапе его развития, отражает его духовные и нравственные ценности.
В статье приведен теоретический анализ понятия «Семья» и рассматривается ее значение в качестве социального института, влияние на подрастающее поколение. Также дан обзор стилей, методов семейного воспитания, воздействующие на развитие личности человека.
Ключевые слова Семья, социальный институт, семейное воспитание
Loskutova Tatiana Lukyanovna
Kuban State University Krasnodar, Russian Federation Bunos Elena Anatolyevna
Kuban State University Krasnodar, Russian Federation
FAMILY AS A SOCIAL INSTITUTION STYLES OF FAMILY EDUCATION
Annotation
Family is a phenomenon that accompanies a person throughout his life. It is well known that the family
always serves as a model of society at a certain historical stage of its development, reflects its spiritual and moral values.
The article provides a theoretical analysis of the concept of "Family" and examines its significance as a social institution, its impact on the younger generation. An overview of styles and methods of family education affecting the development of a person's personality is also given.
Keywords
Family, social institution, family education.
Семья представляет собой неотъемлемую составляющую жизнедеятельности общества и воспроизводства населения. Это один из древнейших социальных институтов, который, меняя свои формы, хранился в условиях всех известных цивилизаций и культур.
Семейный образ жизни человечество выработало на протяжении всего периода своего существования и исторический опыт разных культур доказал необходимость защищать и ценить институт семьи. Вместе с тем сейчас трудно отыскать тот социальный феномен, о кризисном состоянии которого за последние полвека было бы написано больше, чем о кризисе института семьи и которому бы так часто предсказывали неизбежно отмирание.
Современная семья представляет собой институт, который на самом деле все время находится под давлением социально-экономических обстоятельств и непрестанно меняется. Как структуроформирующая система общественной жизни семья фокусирует все кардинальные сдвиги, происходящие в социуме. Особенно ощутимые и неоднозначные изменения институт семьи претерпел в европейских странах во второй половине ХХ - начале ХХ1 века. Свою специфику имеют эти изменения на постсоветском пространстве, где они обусловлены как общецивилизационными тенденциями развития брачно-семейной сферы, так и влиянием факторов, связанных с системным кризисом, а значит - несут на себе значительное бремя нерешенных социальных, экономических, морально-этических проблем [2].
Первое научное обоснование исторической и социальной роли семьи представил Ф. Энгельс, который писал, что семья дает нам в миниатюре картину противоположностей и противоречий, в которых движется общество, и общество - это масса, состоящая целиком из отдельных семейств как молекул [7].
Современный этап развития психологии утверждает, что в ее рамках были проведены два этапа исследований семьи: семейная психология и семейная терапия. Разработанные в них научные подходы можно классифицировать по-разному.
Т.А. Дронова утверждает, что семья - это социальная система, которая имеет черты социального института и малой социальной группы. Кроме того, семья имеет свои особенности: пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней рождаются) наиболее гетерогенный состав группы (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и другие различия членов семьи); максимальная степень неофициальности контактов в семье; повышенная эмоциональная значимость семейных событий [4].
Современная семья, по мнению Т.В. Якимовой, - это небольшая социальная группа, состоящая из родителей и детей нескольких поколений, и самое главное, чтобы они чувствовали себя членами единого организма, чтобы между ними существовали постоянные и крепкие материальные и духовные связи. Все члены семьи должны разделять общие жизненные установки и принципы, чувствовать причастность друг к другу, ответственность за судьбу каждого, кто входит в семью, быть готовыми к взаимопомощи [14].
Таким образом, семья - это исторически определенная организованная социальная общность,
основанная на браке или кровном родстве (или только на браке или только кровном родстве), усыновлении и принятии детей на воспитание, характерными чертами которого является совместная жизнь членов семьи, взаимная моральная и материальная поддержка.
Следует отметить, что семья, как небольшая группа, имеет определенные особенности:
- строгие правила семейных отношений;
- четко определенную неоднородность состава семьи по полу, возрасту, что приводит к различным потребностям;
- наличие четко сформулированной многофункциональной семьи, с которой часто связано большое количество семейных ролей, многочисленные аспекты семейной жизни, которые противоречивы;
- четко очерченную эмоциональность в семейных отношениях [3].
Каждая семья создается с целью удовлетворения важных для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются социальными, групповыми и социальными.
Сравнение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, сфер жизнедеятельности, связанных с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Семья органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно порождается потребностями общества. С другой стороны, семья - это сфера межличностных отношений, где действуют их законы и функции. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу), так и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и потребностями личности. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями общества и меняющимся характером семейных ролей и иерархии.
Семье как исторически специфической организованной социальной общности присущи биологическая, экономическая и идеологическая функции [11].
Биологическая функция направлена на продолжение человеческого, физического и духовного воспроизводства общества, тесно связана с идеологической.
Экономическая функция предполагает распределение доходов и ведение домашнего хозяйства. Она может быть направлена на совместный бизнес, передачу накопленного имущества по наследству. В крестьянских (фермерских) семьях, эта функция выражается в совместной предпринимательской деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Содержание экономической функции зависит от социального класса, в который входят члены семьи.
Идеологическая функция направлена на взаимное воспитание членов семьи, особенно молодого поколения, ее содержание также зависит от социального слоя, в который входят члены семьи [1].
Семья дает возможность создать оптимальные условия для воспроизводства человека: рождения ребенка, ухода, воспитания, обучения. Семья накапливает, перераспределяет и передает опыт, знания, навыки необходимых форм работы и взаимодействия с окружающей средой, общения и сотрудничества с другими людьми следующим поколениям. Это самая совершенная форма собственного хозяйства, быта, отдыха (с достаточно четким распределением функций, прав и обязанностей). Сильные и здоровые члены семьи работают, заботятся о малых и слабых, помогают им, поддерживают их материально и духовно.
Следует отметить, проанализировав литературу, что семья - это социальная система, имеющая черты социального института и малой социальной группы, первичной и основной ячейки общества. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и поведения, регулирующими отношения между супругами, родителями, детьми и другими
родственниками.
Каждая семья - это отдельный мир со своими законами, обычаями и традициями. То, какие дети вырастут в конкретной семье, больше всего зависит от самих родителей. От их взглядов на правильное образование и умение правильно их использовать.
Перейдем к рассмотрению стилей семейного воспитания.
В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:
1. Авторитетный стиль.
Здесь воспитание базируется на атмосфере тепла, доверия, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей. Родители поощряют ребенка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учетом интересов и потребностей детей. Ребенка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, принимать решение самостоятельно, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.
Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко дается обучение, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других подвергаются плохому влиянию [9].
2. Авторитарный стиль.
Для этой стратегии воспитания характерен контроль над подростком на фоне высоких требований, жестких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя привидениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного выполнения. В таких семьях дети управляемые и послушные. Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей. При облегченной версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.
Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило, все это происходит на фоне низкой самооценки [5].
3. Либеральный стиль.
Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей. В таких семьях нет жесткого контроля, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты. При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые пытаются свести контакт до минимума.
При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учебе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме [13].
4. Индифферентный стиль.
При этом стиле семейного воспитания уровень вовлеченности родителей в жизнь детей минимальный. В таких семьях наблюдается отсутствие теплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребенка, равнодушие и безразличие к его потребностям и интересам. Психологи называют этот стиль воспитания губительным для психики подростка. Взрослые в таких семьях безответственные и не выдвигают требований к подростку [10].
Как известно, равнодушие страшнее ненависти, потому индифферентный тип воспитания даже
опаснее авторитарно-директивного. Ребенок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще всего оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более других предрасположен к неврозу и депрессии.
Развитие не должно стать для ребенка тяжелой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребенку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь. Лучшее, что могут дать любящие мать и отец -самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением. Задача родителей заключается не в том, чтобы загнать ребенка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решение, стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно.
Проблема методов семейного воспитания особенно актуальна на современном этапе развития общества.
Методы семейного воспитания - способы, пути, с помощью которых достигается воспитательная цель, осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение подростков для реализации желаемого содержания [6].
Методы семейного воспитания можно разделить на две группы. К первой группе принадлежат методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовлияния, а также метод уважения личности и метод убеждения. Вторую группу образуют методы педагогического и психологического воздействия на подростка с целью коррекции его сознания и поведения: метод обращения к сознанию, метод обращения к воле и поступкам. Обращаться к сознанию можно с помощью разъяснения, возбуждения, актуализации психологического состояния, радости, мечты, снятия напряжения во взаимоотношениях. К чувствам специалисты советуют обращаться путем апелляции к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению. Обращение к воле, поступку требует внушения, убеждения, поощрения, наказания [12].
Специфика использования методов воспитания в семейной микросреде предопределена:
- подходами к выбору цели и задач воспитания, ставящих перед собой родители;
- изменениями отношений в стиле и способе семейной жизни, в морально-психологическом климате семьи;
- индивидуализацией воспитания в семье (подавляющее большинство семей воспитывает одного-двух детей);
- родственными связями и чувствами родителей, других членов семьи и детей, которые могут идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, уровень воспитанности;
- личностными качествами отца, матери, других членов семьи, их духовными и моральными ценностями и ориентирами;
- опытом родителей, их практическим умением реализовать комплекс методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей;
- особой чувствительностью родителей к каждому ребенку: «чувство объекта», «чувство меры», «чувство такта», «чувство осязания», «чувство ориентира» [8].
Методы зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать в детях послушание, поэтому выбранные ими методы направлены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие стремятся, чтобы ребенок самостоятельно мыслил, поэтому учат его проявлять инициативу и, конечно, находят для этого соответствующие методы. Всеми родителями используются такие методы воспитания, как: убеждение (объяснение, наставление, совет, рассказ, внушение и другие); упражнения и приучение, организация различных
поручений и обязанностей детей, режима их обучения, труда и отдыха; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы). Главное - родители должны уметь слушать и слышать ребенка.
Итак, сегодня происходит переосмысление сущности самого процесса воспитания ребенка: необходимо исходить из собственно педагогического опыта родителей; учета достижений как отечественных, так и зарубежных ученых в области семьи, семейного воспитания; использовать исторически устоявшиеся ценности народного семейного воспитания, его формы, методы, приемы и средства.
Список использованной литературы:
1. Бочанцева, Л. И. Психология семьи и семейного воспитания: учеб. пособие / Л. И. Бочанцева. - М.: Библио-Глобус, 2017. - 274 с
2. Газимов, М. Р. Семья как основной социальный институт / М. Р. Газимов // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 4. - № 46. - С. 369-373.
3. Григорян, Т. В. Семья как гуманный социальный институт / Т. В. Григорян // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 1-1 (51). - С. 36-39.
4. Дронова, Т. А. Психология семьи: учеб. пособие / Т. А. Дронова. - Воронеж: Воронежский филиал РГСУ, 2014. - 107 с..
5. Дубанова, В. А. Стили семейного воспитания и их влияние на личность подростка / В. А. Дубанова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2014. - № 1. - С. 65-73.
6. Захарова, И. В. Психологические аспекты воспитательных воздействий в семье: системный подход / И. В. Захарова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2016. - № 2. - С. 196-201.
7. Каримов, Т. А. Семья как социальный институт / Т. А. Каримов // Молодежь и системная модернизация страны: сб. науч. ст. 2-й Междунар. науч. конф. - Курск: Университетская книга, 2017. -С. 282-286.
8. Кравченко, Т. В. Особенности воспитания и социализации ребенка в современной семье / Т. В. Кравченко // Русский социум. - 2016. - № 2. - С 99-101
9. Кравчук, О. А. Влияние семьи на развитие подростка / О. А. Кравчук // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2017. - № 36. - С. 72-80.
10. Павлова, О. Л. Психологические аспекты мира детей и мира взрослых / О. Л. Павлова // XVI Бушелевские чтения: материалы науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2017. - С. 106-112.
11.Петровская, В. Г. Психология семьи и семейного воспитания: учеб. пособие / В. Г. Петровская. -Новосибирск: Немо, 2018. - 84 с.
12. Прохорова, О. Г. Целенаправленное воздействие на ребенка в семье / О. Г. Прохорова // Вестник Мордовского университета. - 2015. - № 1. - С. 17-23.
13.Чореск, А. Б. Влияние стиля семейного воспитания на личность подростка / А. Б. Чореск // Инновации в современной науке: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Нефтекамск: Мир науки, 2016. - С. 132-136.
14.Якимова, Т. В. Психология семьи: учебник и практикум / Т. В. Якимова. - М.: Юрайт, 2017. - 370 с.
© Лоскутова Т.Л., Бунос Е.А., 2022