Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епимахова Елизавета Владиславовна

Целью нашего исследования послужило выявление специфических особенностей проявления тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. В качестве диагностического инструментария были использованы: методика «Уровень школьной тревожности Филлипса», методика «Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан», метод незаконченных предложений, методика диагностики тревожности, включающая наблюдение, Р. Сирса. По результатам исследования стало ясно, что большая часть диагностируемых детей имеет повышенную школьную тревожность, которая проявляется в ситуациях проверки знаний, публичном выступлении перед всем классом возле доски, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, тревоге по поводу оценок и страхе быть плохо оцененным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF ANXIETY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN MENTALLY RELATED

The purpose of our study was to identify the specific features of the manifestation of anxiety in younger schoolchildren with mental retardation. The following diagnostic tools were used: the Phillips School Anxiety Level methodology, the A.M. Parishioners Projective Methodology for the diagnosis of school Anxiety, the method of unfinished sentences, the methodology for the diagnosis of anxiety, including observation, R. Sears. According to the results of the study, it became clear that most of the diagnosed children have increased school anxiety, which manifests itself in situations of knowledge testing, public speaking in front of the whole class near the blackboard, fear of not meeting the expectations of others, anxiety about grades and fear of being poorly evaluated.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

совершенствовать навыки ответственного поведения, эффективного межличностного общения, обучение эмоциональному самоконтролю, развитие способности понимания своего состояния и состояния окружающих, развитие эмпатии, развитие адекватного уровня притязаний, формирование чувства успешности, формирование уверенности в себе. Каждое занятие имеет продолжительность 30 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Количество участников на занятии не должно превышать 5 человек.

Список использованной литературы:

1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей/А. И. Захаров. - М. : Речь. - 2005. - 320 с.

2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Учебник /А. К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 334 с.

3. Никитина, Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. - 2011. - № 1. - С. 134-140.

4. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе 240 с.- М., 1996. -/ Р. В. Овчарова.

5. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой - 2000. -психического развития [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология. С. 12-16.-№ 3.

6. Прыжкина А.А., Комракова В.И. Особенности сенсомоторной и интеллектуальной деятельности младших школьников с разным уровнем тревожности. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - 258 с.

© Епимахова Е.В., 2022

Епимахова Елизавета Владиславовна

Челябинский государственный университет Научный руководитель: Овчинников Михаил Владимирович

Челябинский государственный университет

г. Челябинск, РФ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Целью нашего исследования послужило выявление специфических особенностей проявления тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. В качестве диагностического инструментария были использованы: методика «Уровень школьной тревожности Филлипса», методика «Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан», метод незаконченных предложений, методика диагностики тревожности, включающая наблюдение, Р. Сирса. По результатам исследования стало ясно, что большая часть диагностируемых детей имеет повышенную школьную тревожность, которая проявляется в ситуациях проверки знаний, публичном выступлении перед всем классом возле доски, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, тревоге по поводу оценок и страхе быть плохо оцененным.

Ключевые слова

Младший школьный возраст, задержка психического развития, тревожность,

особенности тревожности

Œlizaveta Vladislavovna Epimakhova

Chelyabinsk State University Scientific supervisor: Ovchinnikov Mikhail Vladimirovich

Chelyabinsk State University Chelyabinsk, Russia

Annotation

The purpose of our study was to identify the specific features of the manifestation of anxiety in younger schoolchildren with mental retardation. The following diagnostic tools were used: the Phillips School Anxiety Level methodology, the A.M. Parishioners Projective Methodology for the diagnosis of school Anxiety, the method of unfinished sentences, the methodology for the diagnosis of anxiety, including observation, R. Sears. According to the results of the study, it became clear that most of the diagnosed children have increased school anxiety, which manifests itself in situations of knowledge testing, public speaking in front of the whole class near the blackboard, fear of not meeting the expectations of others, anxiety about grades and fear of being poorly evaluated.

Keywords

Primary school age, mental retardation, anxiety, features of anxiety.

С проблемой тревожности, в том числе - школьной, сталкивается практически каждый младший школьник, поскольку после того, как он переходит из дошкольного учреждения в школьное в его жизни, происходят значительные изменения: преимущественно меняется социальная ситуация развития и формируется новая ведущая деятельность - учебная [3].

Большое значение имеет изучение особенностей школьной тревожности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста, а также их коррекция, поскольку такие дети имеют ряд особенностей протекания адаптационного периода при поступлении в школу [2]:

1. меняется социальный статус ребенка, т.е. ребенок дошкольного возраста становится учеником;

2. игра сменяется учебной деятельностью, т.е. происходит смена ведущей деятельности;

3. на смену воспитателю приходит учитель, появляются одноклассники, т.е. у младших школьников происходят изменения в социальной среде.

С целью выявления особенностей тревожности у младших школьников с ЗПР нами было проведено эмпирическое исследование. Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска (МБОУ «С(К)ОУ Школа-интернат № 4 г. Челябинска»).

В качестве диагностического инструментария в работе были использованы следующие методики:

1. Методика «Уровень школьной тревожности Филлипса»;

2. Методика «Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан»

[7, 8];

3. Метод незаконченных предложений;

4. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение, Р. Сирса.

По результатам диагностики по методике «Метод незаконченных предложений» можно сделать следующие выводы. 53% учащихся имеют повышенный и высокий уровни тревожности (55-77%).

В основном детей беспокоит ситуация проверки знаний. Так же благодаря этой методике было выявлено, что дети испытывают страх не соответствовать ожиданиям значимых взрослых - родителей и учителя.

По результатам диагностики по методике «Проективная методика для диагностики школьной тревожности по А.М. Прихожан» можно сделать вывод о том, что у 73% учащихся школьная тревожность находится на низком уровне (16-55%).

Было выявлено, что дети часто не оправдывают ожидания родителей и учителя в плане учёбы, либо боятся не оправдать ожидания значимых близких. Так же мы узнали, что дети очень остро переживают ситуацию проверки знаний. У детей присутствует страх публичного ответа возле доски, либо страх различных контрольных и проверочных работ, где оцениваются их знания, умения и навыки.

Так же у некоторых учащихся были выявлены проблемы в отношениях между детьми в классе.

Наблюдение за учащимся производилось на протяжении 5 дней на уроках, переменах, прогулках, самостоятельных и контрольных работах.

По результатам диагностики по методике «Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение, Р. Сирса» можно сделать следующие выводы. У 67% учащихся обнаружена тревожность среднего уровня (38-62%), проявляющаяся в физиологическом плане, поведении, а также во взаимодействии испытуемых с окружающими людьми и предметами. Чаще всего проявлялись такие признаки: «часто грызет ногти, сосет палец»; «обидчив»; «легко краснеет, бледнеет»; «имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации»; «чрезмерно громко или тихо отвечает на вопросы».

Методика «Уровень школьной тревожности Филлипса» имеет несколько шкал.

Такой показатель как «общая тревожность» находится у 53% учащихся на повышенном уровне (52-73%), что обусловлено общим неблагоприятным эмоциональным состоянием учащихся. У остальных учащихся (47%) данный показатель не превышает пределы нормы (17-48%) - это говорит о том, что эти учащиеся не испытывают тревожность во время включения их в различные аспекты жизни школы.

Показатель «общая тревожность в школе» у 13% учащихся на высоком уровне (86-89%) и у 53% учащихся находится на повышенном уровне (51-73%). Повышенный и высокий уровни данного показателя означают, что дети, думая о школе, испытывают тревожность. У 31% учащихся данный показатель находится в пределах нормы (14-50%). Это говорит о том, что эти учащиеся не испытывают чувство тревоги, когда думают о школе.

Такой показатель, как «переживание социального стресса» находится у 73% учащихся в пределах нормы (0-45%), что обусловлено адекватным эмоциональным состоянием учащихся, которое напрямую зависит от социальных контактов, в первую очередь - со сверстниками. Однако у 27% учащихся был обнаружен повышенный уровень (55-73%) данного показателя, что говорит о том, что у этих учащихся есть некоторые проблемы во взаимодействии с окружающими, которые непосредственно влияют на их эмоциональное состояние.

Показатель «фрустрация потребности в достижении успеха» у 80% учащихся находится на уровне, который не превышает пределы нормы (17-46%). Это означает, что учащиеся имеют возможность развивать свой внутренний потенциал, достигать высоких результатов в той или иной деятельности и т.д. У остальных учащихся (20%) был обнаружен повышенный уровень данного

показателя, что свидетельствует о неблагоприятном психическом фоне этих учащихся, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе.

Показатель «страх самовыражения» у 60% учащихся находится в пределах нормы (17-50%). Это означает, что большинство учащихся не испытывает негативных эмоций, состояние тревоги и страха при условии демонстрации своих возможностей, самораскрытия. У 27% учащихся данный показатель находится на повышенном уровне (55-67%) и у 13% - на высоком (83-100%). Эти данные говорят о том, что у 40% учащихся имеются негативные эмоциональные состояния переживания ситуаций, связанных с необходимостью предъявления себя другим.

Показатель «страх ситуации проверки знаний» у 27% учащихся находится на высоком (80-100%) и у 47% учащихся - на повышенном уровне (55-75%). Эти данные говорят о том, что учащиеся испытывают чувства тревоги и страха в рамках проверки (особенно - публичной) их знаний, возможностей и достижений. И лишь у 26% учащихся данный показатель находится в пределах нормы (17-50%), что означает то, что часть учащихся не испытывает состояние тревожности при проверке их знаний.

Показатель «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» у 13% учащихся находится на высоком уровне (80%) и у 40% учащихся - на повышенном (60%). Это говорит о том, что 53% учащихся в большей степени ориентируются на оценку окружающих своих результатов, переживают тревогу по поводу этих оценок и, как правило, больше ожидают негативных оценок, чем положительных. У 47% учащихся данный показатель находится на уровне, не превышающем пределы нормы (20-40%), что говорит о том, что при оценке своих результатов, они в большей степени полагаются на своё мнение, а от окружающих большей степени ожидают положительных оценок (рис.2.11.).

Показатель «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» у 67% учащихся находится на уровне, который не превышает пределы нормы (0-50%). Это говорит о том, что у большей части учащихся такие особенности психофизиологической организации, которые помогают им адаптироваться к стрессогенным ситуациям. Однако у 20% учащихся данный показатель находится на повышенном уровне (60%) и у 13% учащихся - на высоком (80%). Это говорит о том, что у 33% учащихся такие особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера и повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (рис.2.12.).

Такой показатель как «проблемы и страхи в отношениях с учителями» находится у 67% учащихся в пределах нормы (25-50%), что говорит о том, что большая часть детей не испытывает проблем во взаимодействии со взрослыми, в том числе - с учителем, в школе. У 33% учащихся был выявлен повышенный уровень данного показателя (62-75%). Это означает, что часть учащихся имеет общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, который снижает их успеваемость.

По результатам исследования стало ясно, что большая часть диагностируемых детей имеет повышенную школьную тревожность, которая проявляется в ситуациях проверки знаний, публичном выступлении перед всем классом возле доски, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, тревоге по поводу оценок и страхе быть плохо оцененным. У некоторых детей выявляются проблемы в среде сверстников. Так же были выявлены такие особенности поведения: часто грызут ногти, сосут палец; обидчивы; легко краснеют, бледнеют; имеют трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации; чрезмерно громко или тихо отвечают на вопросы.

Список использованной литературы:

1. Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать: Учебное пособие / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991.- 176 с.

2. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика. 2003

3. Герасимова, А. Школьная тревожность/ А. Герасимова // № 9.- 2001. -Мурзилка.

4. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 101-105.

5. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Копыл Л.В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.

6. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. - СПб.: Питер, 2002. - 198 с.

7. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика./ А. М. Прихожан. - М.: Моск. пихолого-соц. ин-т.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 692 с.

8. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст./ А.М. Прихожан. -СПб.: Питер, 2009. - 192 с.

© Епимахова Е.В., 2022

УДК 37.018.11

Лоскутова Татьяна Лукьяновна Бунос Елена Анатольевна

магистранты направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, РФ

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

Семья - это явление, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Хорошо известно, что семья всегда служит моделью общества на определенном историческом этапе его развития, отражает его духовные и нравственные ценности.

В статье приведен теоретический анализ понятия «Семья» и рассматривается ее значение в качестве социального института, влияние на подрастающее поколение. Также дан обзор стилей, методов семейного воспитания, воздействующие на развитие личности человека.

Ключевые слова Семья, социальный институт, семейное воспитание

Loskutova Tatiana Lukyanovna

Kuban State University Krasnodar, Russian Federation Bunos Elena Anatolyevna

Kuban State University Krasnodar, Russian Federation

FAMILY AS A SOCIAL INSTITUTION STYLES OF FAMILY EDUCATION

Annotation

Family is a phenomenon that accompanies a person throughout his life. It is well known that the family

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.