Научная статья на тему 'СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Зотова Ирина Васильевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме семьи как институт воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность семьи как института воспитания и обучения детей дошкольного возраста, выделены задачи по формированию знаний о семье у детей пятого года жизни, и основные направления семейного воспитания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS AN INSTITUTION FOR THE UPBRINGING AND EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the current problem of the family as an institution of education and training of preschool children. The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, reveals the essence of the family as an institution of education and training of preschool children, identifies the tasks of forming knowledge about the family in children of the fifth year of life, and the main directions of family education of preschoolers.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

областях, который дает возможность анализировать, обобщать, классифицировать, осуществлять прогнозирование; им свойственно активное проявление любопытства, высокий уровень познавательного интереса, стремление к познавательной активности. Компонентами интеллектуальной компетентности старшего дошкольника являются: когнитивный компонент: наличие знаний в области предметного мира, социального мира, математики; мотивационный компонент: стремление организовывать собственную познавательную деятельность, осуществлять прогнозирование; находить и самостоятельно решать возникающие проблемы; деятельностный компонент: способность к экспериментированию, осуществлению знакового опосредования и символического моделирования, осуществлять различные логические операции.

Литература:

1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

2. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.

3. Гальперин П.Я. Исследование интеллектуального развития ребенка / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1969. - № 1.

4. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

5. Дворкина Н.И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -М.: ТиПФК, 2018. - № 6. - С. 28-31.

6. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей / З.А. Зак. - М.: Академия, 2011. - 210 с.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - 320 с.

8. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. Умные книжки / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2017. - 320 с.

9. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 256 с.

10. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 с.

11. Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей / Е.А. Осипова. - М.: АРКТИ, 2004. - 144 с.

12. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.

13. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников / В.Г. Яфаева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №1 (32). - С. 46-55.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме семьи как институт воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность семьи как института воспитания и обучения детей дошкольного возраста, выделены задачи по формированию знаний о семье у детей пятого года жизни, и основные направления семейного воспитания дошкольников.

Ключевые слова: дошкольник, семья, воспитание, обучение, родители, педагог, формирование.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the family as an institution of education and training of preschool children. The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, reveals the essence of the family as an institution of education and training of preschool children, identifies the tasks of forming knowledge about the family in children of the fifth year of life, and the main directions of family education of preschoolers.

Keywords: preschool child, family, upbringing, training, parents, teacher, formation.

Введение. Одно из направлений современного дошкольного образования связано с социальным развитием ребенка, задачами которого являются формирование системы знаний и представлений детей о социуме. Наиболее значимым направлением данной работы выступает формирование знаний и представлений о семье. Семья является первой и наиболее близкой для понимания дошкольниками социальной группой. Именно через формирование знаний детей о семье, ее структуре, о членах семьи и их роли, через знакомство с родословной, традициями и обычаями семьи формируются такие значимые качества личности как любовь к семье, родному краю, стране. В связи с этим существует необходимость доступными для дошкольников средствами и методами формировать у знания о семье, как ячейке общества.

Изучением вопроса о роли семьи и значимости формирования у дошкольников знаний о семье занимались и занимаются многие исследователи в области психологии, социологии и педагогики. Такими авторами, как Е.В. Андриенко [1], Т.А. Березина [2], Е.Ю. Гаранина [3], В.В. Горшенина [4], Т.Н. Доронова [7], С.В. Ковалев [8] всесторонне изучена проблема влияния семьи на воспитание ребенка, а также методы организации совместной работы ДОО и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Семья традиционно является основным институтом воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного возраста. Приобретенные в семье знания, умения и навыки сохраняются и расширяются на протяжении всей жизни ребенка. С первых дней жизни ребенок становится частью семьи. Общаясь с родителями и родственниками, получает первые знания и осваивает нормы поведения, приобретает неоценимый жизненный опыт, растет и развивается. На опыте семейной жизни учится общаться и взаимодействовать с членами общества. Неоценима значимость семьи для всестороннего и полноценного развития ребенка. Ведь именно в семье ребенок проводит большую часть своего времени, на протяжении которого закладываются основы его личности.

По словам С.В. Ковалева [8], семья представляет собой малую социально-психологическую группу, основанную на объединении ее членов в рамках совместного проживания и ведения домашнего хозяйства, эмоциональной связи, взаимной моральной ответственности и взаимопомощи.

По определению В.А. Петровского [9], семья это многосторонняя и одновременно с этим целостная система, посредством которой осуществляется взаимодействие в отношениях между родителями и детьми, основанное на взаимопроникновении мира взрослых и мира детей. С точки зрения социологии, такими авторами, как Е.В. Андриенко [1], семья рассматривается в качестве малой социальной группы и одного из наиболее значимых социальных институтов. В качестве социального института семья проходит несколько последовательных этапов, на основе которых складывается жизненный цикл семьи.

В дошкольной педагогике Е.Ю. Гараниной [3] семья трактуется как социально-педагогическая среда, в рамках которой осуществляется семейное воспитание детей. Посредством семьи осуществляется преемственность поколений, формируются необходимые для дальнейшего развития ребенка знания, умения и навыки, основанные на передаче через поколение семейных ценностей и примеров поведения.

Существует классификация основных функций, возложенных на семью: детородная функция: основная из функций, направленная на воспроизводство потомства; воспитательная функция: осуществление воспитания и социализации детей, поддержка и преумножение семейных ценностей; хозяйственно-бытовая функция: организация семейного хозяйства, осуществление ухода за членами семьи; экономическая функция: материальное обеспечение жизнедеятельности членов семьи; социальный контроль: контроль за соблюдением благоприятных взаимоотношений между членам и семьи; нравственная функция: развитие личности членов семьи; досугово-эмоциональная функция: организация досуга, поддержка членов семьи.

В.В. Горшенина [4] определяет семью как наиболее значимую для ребенка социальную группу, посредством которой реализуется приобщение человека к моральным, нравственным, социальным и иным ролям. Раскрывая значимость семейного воспитания, автор указывает на следующие задачи, которые призваны решаться в семье:

- формировать основы социально-нравственного поведения и культуру взаимоотношений у детей;

- прививать навыки самообслуживания и гигиены, бытовые и хозяйственные умения;

- реализовывать психологическое, физическое, познавательное, интеллектуальное развитие ребенка;

- выявлять, поддерживать и развивать творческие способности, таланты и склонности детей;

- осуществлять подготовку к профессиональной и социальной деятельности.

По их мнению, семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Результат семейного воспитания зависит от особенностей семьи, сложившихся в ней взаимоотношений, применяемых в повседневной жизни методов и приемов воспитания. Для того чтобы более широко раскрыть значение семьи в воспитании ребенка, обратимся к рассмотрению основных подходов к определению понятия «семья», а также ее функций.

О роли семьи в воспитании ребенка говорит Н.И. Демидова [5], в исследовании которой выделены следующие направления семейного воспитания дошкольников:

1. Нравственное воспитание: осуществлять работу, направленную на привитие детям семейных и общественных ценностей, используя с этой целью собственные примеры поведения; воспитание морально-нравственных качеств личности ребенка через привитие таких качеств, как отзывчивость, доброта, привязанность, честность посредством обеспечения внутри семьи доверительных взаимоотношений.

2. Эстетическое воспитание: поощрять желание и склонность детей к проявлению собственной творческой активности в различных видах деятельности; создание благоприятной семейной среды, способствующей эстетическому развитию, в рамках досуга реализовывать знакомство с произведениями искусств.

3. Трудовое воспитание: приобщать детей к выполнению посильных домашних обязанностей, к самообслуживанию; воспитывать ценностное отношение к труду взрослых; формировать самостоятельность, дисциплинированность, ответственное поведение.

4. Физическое воспитание: прививать у детей навыки здорового образа жизни; приобщать к спорту; следить за здоровьем ребенка и всячески способствовать снижению уровня заболеваемости.

5. Познавательное развитие: формировать у детей систему знаний и представлений о роли семьи в обществе, о взаимоотношениях между членами семьи, родственных связях; способствовать приобщению к семейным ценностям и традициям.

Таким образом, одним из направлений семейного воспитания является формирование у детей системы знаний о семье. Данная работа осуществляется и в рамках дошкольного образования, однако полноценное овладение знаниями возможно только при условии совместных действий со стороны педагогов и членов семьи.

Как пишет Т.Н. Доронова [7], и дошкольные учреждения и семья имеют достаточный потенциал для формирования у детей полноценной системы знаний о семье. Сложно переоценить роль каждого в формировании этих знаний. Семья, являясь наиболее значимым для ребенка социальным институтом, через реализацию внутрисемейных отношений и семейного быта формирует у ребенка знания о многообразии родственных отношений и связей, о роли каждого члена семьи.

В рамках педагогической работы в дошкольном учреждении у детей формируются знания о семье. Их знакомят с явлением общественной и семейной жизни, значением семьи, семейными традициями разных народов и т.п. Данная работа осуществляется на доступном их пониманию уровне. Иными словами, полученные дошкольниками знания о семье в рамках семьи расширяются и уточняются в дошкольном учреждении педагогами.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования у детей знаний и представлений о семье, формирование которых должно осуществляться совместными усилиями семьи и педагогами детского сада. Полноценное их усвоение возможно только при участии всех участников воспитательного процесса. Организации данной работы для всех участников образовательного процесса, является:

- значение знаний о семье для ребенка: формируются представления о роли семьи в обществе, которые способствуют социально-нравственному развитию ребенка; формируются знания о семейных традициях, обрядах, праздниках и т.п., которые способствуют познавательному развитию детей; формируется благоприятное эмоциональное самочувствие в семье, способствующее более благоприятным детско-родительским отношениям; происходит становление качеств ребенка как будущего семьянина;

- значение для родителей: проявление интереса к образовательно-воспитательному процессу, осознание и понимание внутрисемейных отношений; совершенствование потребности самовоспитании и самообразовании;

- для педагогов дошкольных организаций: содействие в повышении педагогической квалификации; развитие коммуникативной культуры через организацию взаимодействия с семьей.

Как пишет Н.В. Додокина [6], педагоги дошкольных организаций должны систематически проводить работу, направленную на обогащение, уточнение, активизацию знаний детей о семье, семейном укладе. С этой целью необходимо организовывать работу средствами различных видов деятельности, содержание которой будет способствовать формированию знаний об образе семьи.

В семье формируются знания о нормах поведения, приобретается жизненный опыт, формируется умение общаться и взаимодействовать с членами общества. Семья может быть определена как малая социальная группа, один из наиболее значимых социальных институтов, социально-педагогическая среда, в рамках которой осуществляется семейное воспитание детей.

Основными направлениями семейного воспитания дошкольников являются: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание, а также познавательное развитие ребенка. Одним из направлений семейного воспитания является формирование у детей системы знаний о семье. Данная работа осуществляется и в рамках дошкольного образования, однако полноценное овладение знаниями возможно только при условии совместных действий со стороны педагогов и членов семьи. Полученные дошкольниками знания о семье в рамках семьи расширяются и уточняются в дошкольном учреждении педагогами.

Одна из главных и первостепенных задач в области социальнокоммуникативного развития дошкольников отводится необходимости формирования у дошкольников полноценного и всестороннего образа семьи. Образ семьи представляет собой отображение знаний и представлений ребенка о семье в образе собственной семьи. Первоначально формирование данных знаний происходит на основе семейного воспитания и семейных взаимоотношений. Через совместную с членами семьи деятельность, межличностные отношения, традиции и семейные праздники, трудовую деятельность в семье у ребенка формируются первоначальные представления о семье.

В рамках дошкольного образования полученные представления расширяются и совершенствуются через организацию целенаправленной работы с детьми. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников основаны, в первую очередь, на возрастных особенностях усвоения детьми определенных знаний и представлений. В связи с этим обратимся к рассмотрению возрастных особенностей усвоения детьми системы знаний о семье.

Раскрывая сущность формирования у дошкольников пятого года жизни знаний о семье, следующие задачи работы на данном возрастном этапе: формировать знание о семье и ее членах, о родственных связях между ними; на основе представлений способствовать формированию у ребенка собственной позиции по вопросам семейных отношений; способствовать проявлению у детей стремления действовать совместно с родителями; формировать знания о собственной принадлежности и значимости в семье.

Дети среднего дошкольного возраста должны обладать знаниями о семье, родственных отношениях, а также, эмоционально выражать свое положительное отношение к членам семьи. В данном возрасте дошкольники должны иметь знания о семье, понимать и называть членов семьи, устанавливать родство по линии матери и отца. Кроме того, дети пятого года жизни должны обладать знаниями о некоторых, наиболее ярких и значимых традициях своей семьи, называть любимые занятия членов семьи. В деятельности с членами семьи проявлять интерес к эмоциям и чувствам близких, понимать связи настроения взрослых и поведения детей.

В эмоциональном отношении проявлять заботу о близких, чуткость к их эмоциональному и физическому состоянию, стремиться оказать посильную помощь, формирование у дошкольников знаний о семье одним из компонентов интеллектуального развития детей в условиях дошкольного образования. Отметим следующие направления: формировать знания о семье как о явлении общественной жизни; знания о составе семьи, об отношениях родства; обогащать словарный запас дошкольников словами, при помощи которых можно охарактеризовать семейные и родственные отношения; совершенствовать умение дошкольников оперировать словами, обозначающими родство.

В качестве основных методов и приемов работы педагога на занятиях по формированию знаний детей о семье можно отметить: различные виды бесед с детьми (в индивидуальной и групповой форме); составление рассказов о семье с детьми; просмотр картин, иллюстраций, презентаций, фильмов; различные виды игр (дидактические, сюжетные, словесные и т.д.); чтение художественной литературы с последующим обсуждением; организация семейных праздников; использование на занятиях специально созданных семейных альбомов и выставок.

Выводы. Семья имеет огромное и первостепенное значение в воспитании ребенка дошкольного возраста. В семье формируются знания о нормах поведения, приобретается жизненный опыт, формируется умение общаться и взаимодействовать с членами общества. Семья может быть определена как малая социальная группа, один из наиболее значимых социальных институтов, социально-педагогическая среда, в рамках которой осуществляется семейное воспитание детей. Основными направлениями семейного воспитания дошкольников являются: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание, а также познавательное развитие ребенка.

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2015. - 263 с.

2. Березина Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика, 2018. - № 1. - С. 64-73.

3. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учебное пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. - М.: Флинта, 2013. - 384 с.

4. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания / В.В. Горшенина. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 192 с.

5. Демидова Н.И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н.И. Демидова // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 4. - С. 79-83.

6. Додокина Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект из 16 двусторонних карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 563 с.

7. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2015. - 423 с.

8. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

9. Петровский, А.В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина. - М.: Академия, 2013. - 329 с.

Педагогика

УДК 37.(091)

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Любовь Николаевна

Государственное образовательное учреждение Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (XIX-НАЧАЛО XX В.)

Аннотация. На основе анализа архивных и опубликованных документов, работ исследователей обобщаются факты процесса развития образования у женщин алтайских племен и шорцев в XIX - начале XX в. Разбираются условия и особенности привлечения, обучения девочек в школы Алтайской духовной миссии. Дана обобщающая картина образования девочек в школах миссии. Рассматриваются трудности, с которыми приходилось им сталкиваться в получении образования. Уделяется внимание роли образования в последующие периоды жизни женщин.

Ключевые слова: женщины; школа, образование; воспитание, семья, миссия.

An^taUm. On the basis of the analysis of archival and published documents, the works of researchers, the facts of the development of education among women of Altai tribes and Shors in the 19th and early 20th centuries are summarized. The conditions and peculiarities of attracting and teaching girls to schools of the Altai Spiritual Mission are analyzed. A generalized picture of the education of girls in the schools of the mission is given. The difficulties that they had to face in getting an education are considered. Attention is paid to the role of education in the subsequent periods of women's life.

Keywords: women; school, education; education, family, mission.

Введение. В последние годы в России среди исследователей возрос интерес к истории женского образования. Изучение истории образования женщин позволяет понять изменения, которые происходили в её статусе в определенный исторический период. Исследование образования на региональном уровне дает возможность не только восстановить целостную картину российского образования в XIX - начале XX в., но и показать становление и развитие женского образования у народов Южной Сибири, не имевших школ до 1830-х гг.

Истоки женского образования народов Южной Сибири связаны с просветительской деятельностью Алтайской духовной миссии, которая была учреждена в 1828 г. Деятельность Алтайской духовной миссии была многогранной. Миссия внесла положительный вклад в развитие земледелия, огородничества, в преобразование скотоводства, образа жизни народов, а также в создание и распространение грамотности. В дореволюционный период у народов Южной Сибири существовало несколько племенных объединений, которые отличались образом жизни, занятиями, традициями, особенностями языка. Все чаще в официальных документах, отчетах миссионеров их стали называть обобщенным именем -алтайцы, шорцы.

Роль женщины в семье, ее бесправное положение в общественной жизни отмечены в работах С.П. Швецова [12]. Он приводит значительный фактический материал, подтверждающий экономический характер калыма как платы за невесту, левирата как особого вида наследования имущества, многоженства и браков малолетних как способа приобретения дополнительной рабочей силы в семье.

В своих отчетах, письмах, дневниках миссионеры также отмечают тяжелое положение женщины у алтайцев, ее забитость, подчиненность мужчине, старшему в роду. Начальник духовной миссии архимандрит Владимир в своем отчете за 1870 г. раскрывает некоторые черты нравов и быта инородческого населении Алтая, обращая внимание и на положение женщин. Он сравнивал положение алтайской женщины с рабским, которую покупают как товар, за дорогой калым и несущей на себе все тяжелые работы по дому.

О созидательной деятельности миссионеров и их благотворном влиянии на культурную жизнь народов Алтая и Шории писали в свое время Е.М. Тощакова, А.П. Беликова и Н.И. Шатинова [2, 10, 11]. Подчеркнув роль миссии в деле создания системы образовательных учреждений, они отметили и положительные моменты, и недостатки в организации и содержании обучения, по достоинству оценили труд тех, кто нес просвещение коренным народам региона. В работах обращалось внимание на то, что в школах миссии обучали и девочек. Как положительный отмечали тот факт, что миссия, открывая школы для инородцев, распространяя грамотность среди них, не отделяла женское образование от общего. Однако, отсутствуют работы, в которых рассматривался бы вопрос о становлении и развитии школьного образования женщин у народов Южной Сибири.

Предметом анализа содержания статьи будет организация школьного обучения девочек, девушек в регионе в XIX-начале XX в.

Цель статьи - на основе анализа опубликованных источников и архивный документов восстановить картину становления и развития образования женщин у народов Южной Сибири в дореволюционный период.

Изложение основного материала статьи. Реформы 1860-1870-х гг. принесли большие перемены в общественно-политическую жизнь страны, в том числе в изменение роли женщины в России. В результате активных действий общественно-политических течений женщины в стране получили право на образование. Это повлекло повышение их роли в жизни страны. Если в европейской части России женщинам, в зависимости от их социального положения, начальное и среднее образование во второй половине XIX в. становится доступно, то у некоторых коренных народов Сибири в этот период происходит становление начального образования, чаще всего церковного. На этом пути нужно было преодолеть родовые традиции в отношении к женщине.

Архимандрит Макарий (Глухарев) заложил основные принципы миссионерской деятельности, в том числе школьного образования в регионе. Именно он первым организовал обучение детей, открыл первые бесплатные школы для мальчиков и девочек в Улале и Майме.

Макарий Глухарев и следующий начальник миссии - Стефан Ландышев уделяли большое внимание роли женщин не только в крещении алтаек, но и приобщении их к оседлому образу жизни, воспитанию детей. «Важнейшая нужда миссии не в ризнице и не в денежной милостыне, но в учительнице, которая могла бы благодатию Божиею сделаться матерью для девочек новокрещенных и вообще распространять царствие Божие между женщинами, а через них вообще в народ» - писал основатель миссии архимандрит Макарий [9, с. 6]. Примерами для новокрещенных алтаек были жены миссионеров и добровольные помощницы, которые приезжали на Алтай для работы в миссии. Например, с 1840 г. в Майме, первом стане миссии, работала московская дворянка Софья Густавовна де Вальман. Она занималась устройством быта новокрещенных алтаек, лечила гомеопатическими средствами, приготовляла оглашенных женщин к крещению и учила детей. Архимандрит Макарий пишет в письме, что Софья де Вальман организовала «...не большую девичью школу» в первом селении Майме (Найме), в котором жил основатель миссии [9, с. 66]. В школе она учила девочек, среди которых были и новокрещенные,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.