Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (XIX-НАЧАЛО XX В.)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (XIX-НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЬЯ / МИССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Любовь Николаевна

На основе анализа архивных и опубликованных документов, работ исследователей обобщаются факты процесса развития образования у женщин алтайских племен и шорцев в XIX - начале XX в. Разбираются условия и особенности привлечения, обучения девочек в школы Алтайской духовной миссии. Дана обобщающая картина образования девочек в школах миссии. Рассматриваются трудности, с которыми приходилось им сталкиваться в получении образования. Уделяется внимание роли образования в последующие периоды жизни женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATION OF WOMEN OF THE PEOPLES OF SOUTHERN SIBERIA (XIX-EARLY XX CENTURIES)

On the basis of the analysis of archival and published documents, the works of researchers, the facts of the development of education among women of Altai tribes and Shors in the 19th and early 20th centuries are summarized. The conditions and peculiarities of attracting and teaching girls to schools of the Altai Spiritual Mission are analyzed. A generalized picture of the education of girls in the schools of the mission is given. The difficulties that they had to face in getting an education are considered. Attention is paid to the role of education in the subsequent periods of women’s life.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (XIX-НАЧАЛО XX В.)»

Педагогика

УДК 37.(091)

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Любовь Николаевна

Государственное образовательное учреждение Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (XIX-НАЧАЛО XX В.)

Аннотация. На основе анализа архивных и опубликованных документов, работ исследователей обобщаются факты процесса развития образования у женщин алтайских племен и шорцев в XIX - начале XX в. Разбираются условия и особенности привлечения, обучения девочек в школы Алтайской духовной миссии. Дана обобщающая картина образования девочек в школах миссии. Рассматриваются трудности, с которыми приходилось им сталкиваться в получении образования. Уделяется внимание роли образования в последующие периоды жизни женщин.

Ключевые слова: женщины; школа, образование; воспитание, семья, миссия.

An^taUm. On the basis of the analysis of archival and published documents, the works of researchers, the facts of the development of education among women of Altai tribes and Shors in the 19th and early 20th centuries are summarized. The conditions and peculiarities of attracting and teaching girls to schools of the Altai Spiritual Mission are analyzed. A generalized picture of the education of girls in the schools of the mission is given. The difficulties that they had to face in getting an education are considered. Attention is paid to the role of education in the subsequent periods of women's life.

Keywords: women; school, education; education, family, mission.

Введение. В последние годы в России среди исследователей возрос интерес к истории женского образования. Изучение истории образования женщин позволяет понять изменения, которые происходили в её статусе в определенный исторический период. Исследование образования на региональном уровне дает возможность не только восстановить целостную картину российского образования в XIX - начале XX в., но и показать становление и развитие женского образования у народов Южной Сибири, не имевших школ до 1830-х гг.

Истоки женского образования народов Южной Сибири связаны с просветительской деятельностью Алтайской духовной миссии, которая была учреждена в 1828 г. Деятельность Алтайской духовной миссии была многогранной. Миссия внесла положительный вклад в развитие земледелия, огородничества, в преобразование скотоводства, образа жизни народов, а также в создание и распространение грамотности. В дореволюционный период у народов Южной Сибири существовало несколько племенных объединений, которые отличались образом жизни, занятиями, традициями, особенностями языка. Все чаще в официальных документах, отчетах миссионеров их стали называть обобщенным именем -алтайцы, шорцы.

Роль женщины в семье, ее бесправное положение в общественной жизни отмечены в работах С.П. Швецова [12]. Он приводит значительный фактический материал, подтверждающий экономический характер калыма как платы за невесту, левирата как особого вида наследования имущества, многоженства и браков малолетних как способа приобретения дополнительной рабочей силы в семье.

В своих отчетах, письмах, дневниках миссионеры также отмечают тяжелое положение женщины у алтайцев, ее забитость, подчиненность мужчине, старшему в роду. Начальник духовной миссии архимандрит Владимир в своем отчете за 1870 г. раскрывает некоторые черты нравов и быта инородческого населении Алтая, обращая внимание и на положение женщин. Он сравнивал положение алтайской женщины с рабским, которую покупают как товар, за дорогой калым и несущей на себе все тяжелые работы по дому.

О созидательной деятельности миссионеров и их благотворном влиянии на культурную жизнь народов Алтая и Шории писали в свое время Е.М. Тощакова, А.П. Беликова и Н.И. Шатинова [2, 10, 11]. Подчеркнув роль миссии в деле создания системы образовательных учреждений, они отметили и положительные моменты, и недостатки в организации и содержании обучения, по достоинству оценили труд тех, кто нес просвещение коренным народам региона. В работах обращалось внимание на то, что в школах миссии обучали и девочек. Как положительный отмечали тот факт, что миссия, открывая школы для инородцев, распространяя грамотность среди них, не отделяла женское образование от общего. Однако, отсутствуют работы, в которых рассматривался бы вопрос о становлении и развитии школьного образования женщин у народов Южной Сибири.

Предметом анализа содержания статьи будет организация школьного обучения девочек, девушек в регионе в XIX-начале XX в.

Цель статьи - на основе анализа опубликованных источников и архивный документов восстановить картину становления и развития образования женщин у народов Южной Сибири в дореволюционный период.

Изложение основного материала статьи. Реформы 1860-1870-х гг. принесли большие перемены в общественно-политическую жизнь страны, в том числе в изменение роли женщины в России. В результате активных действий общественно-политических течений женщины в стране получили право на образование. Это повлекло повышение их роли в жизни страны. Если в европейской части России женщинам, в зависимости от их социального положения, начальное и среднее образование во второй половине XIX в. становится доступно, то у некоторых коренных народов Сибири в этот период происходит становление начального образования, чаще всего церковного. На этом пути нужно было преодолеть родовые традиции в отношении к женщине.

Архимандрит Макарий (Глухарев) заложил основные принципы миссионерской деятельности, в том числе школьного образования в регионе. Именно он первым организовал обучение детей, открыл первые бесплатные школы для мальчиков и девочек в Улале и Майме.

Макарий Глухарев и следующий начальник миссии - Стефан Ландышев уделяли большое внимание роли женщин не только в крещении алтаек, но и приобщении их к оседлому образу жизни, воспитанию детей. «Важнейшая нужда миссии не в ризнице и не в денежной милостыне, но в учительнице, которая могла бы благодатию Божиею сделаться матерью для девочек новокрещенных и вообще распространять царствие Божие между женщинами, а через них вообще в народ» - писал основатель миссии архимандрит Макарий [9, с. 6]. Примерами для новокрещенных алтаек были жены миссионеров и добровольные помощницы, которые приезжали на Алтай для работы в миссии. Например, с 1840 г. в Майме, первом стане миссии, работала московская дворянка Софья Густавовна де Вальман. Она занималась устройством быта новокрещенных алтаек, лечила гомеопатическими средствами, приготовляла оглашенных женщин к крещению и учила детей. Архимандрит Макарий пишет в письме, что Софья де Вальман организовала «...не большую девичью школу» в первом селении Майме (Найме), в котором жил основатель миссии [9, с. 66]. В школе она учила девочек, среди которых были и новокрещенные,

грамоте. Кроме чтения девочек обучала пению церковных гимнов и других духовных песен, знакомила с «первоначальными арифметическими соображениями по пальцам».

В первые годы после открытия школ в станах миссии родители не хотели посылать туда своих дочерей и сыновей. Миссионеры проводили большую работу среди населения, разъясняя значение грамотности. Для миссии школьное образование с самого начала ее деятельности на Алтае и в Шории было средством распространения грамотности. Миссия стремилась довести до сознания алтайцев мысль о пользе и необходимости грамотности. Для решения этой задачи миссионеры вели частые беседы с новокрещенными в церкви и на послеобеденных праздничных собеседованиях, когда посещали их дома. В конце лета, перед наступлением учебного года, делались выписки детей школьного возраста из семейных списков. Среди родителей проводился опрос об учебе детей, делались внушения «иногда столь настоятельные», что до родителей доходило [81.

Между тем, для того, чтобы убедить алтайцев и шорцев обучать своих детей грамотности, в особенности девочек, требовалось немало труда и терпения. В одной из записей дневника о. Макария словами новокрещенного Андрея: «Какая польза будет детям от учения? Они нужны для матери, которой некому помогать в работах» отражено отношение к обучению детей почти всего населения региона.

В результате деятельности миссионеров, расширения торговых и экономических связей родители начинают понимать возможности образования для будущего их детей. Если в 1847 г. на содержании миссии находилось 9 девочек (12 мальчиков) [3, с. 10], то в 1886 г. в 28 школах было 236 девочек, в 1900 г. обучалось уже 359, из них 233 алтайки. В 1915 г. в 92 школах миссии обучалось 715 девочек, из которых 415 алтаек [6, с. 66]. Миссионеры в своих записках, отчетах миссии отмечают, как «замечательное явление» обучение в школах девочек.

В отчетных записках начальника миссии архимандрита Владимира за 1870 г. говорится, что в 1868 году в Улале была открыта школа для девочек. Крейдун Г., считая, что более точные сведения содержатся в письме учителя Улалинского миссионерского училища Петра Макушина, и называет 1867 г. [4]. По сведениям П. Макушина учебные занятия начались в женской школе 13 ноября 1867 г. Учениц было семь. В школе изучали Священную историю, катехизис (несколько проще, чем в школе для мальчиков), чистописание, пение, арифметику, женское рукоделие (прядение, шитье, вязание и ткачество). Этому девочек не могли научить дома, т.к. это не было занятием женщин в алтайских семьях. Занятия проходили в большой комнате дома. К 1889-1890-х учебному году в регионе насчитывалось 25 школ, в которых обучалось 166 девочек и работало 4 учительницы [5, с. 271].

23 сентября 1901 г. при стечении множества народа, в том числе представителей власти, состоялось освещение нового здания женской школы в Улале. Занятия в школе начались 2 октября. В школе насчитывалось 72 ученицы, но вскоре число их увеличилось за счет девочек из ближайших к Улале деревень и заимок. Учебный план школы соответствовал программам церковных школ России, учитывал особенности региона - изучение родного языка девочек и подготовки их к ведению домашнего хозяйства. Это было важно для коренного населения, переходившего на оседлый образ жизни.

С самого начала становлении системы начального образования в Горном Алтае церковно-приходские школы были смешанными, т.е. девочки и мальчики обучались вместе. Одноклассные церковно-приходские школы для девочек были только в крупных, торговых селах: Улале, Шебалино и Черный-Ануй. Причинами такого количества женских школ были не только недостаток средств у миссии для постройки отдельных школ для девочек, но и небольшое количество желающих обучаться. Девочек еще с большим нежеланием отпускали в школу. Школы для девочек были при приютах монастырей женского Улалинского Николаевского и Благовещенского Чулышманского монастырей.

В 1902 г. Улалинский женский монастырь открыл в своих стенах церковно-приходскую женскую школу с общежитием. О существовании школ при монастырях упоминается в работах Беликовой А.П. Однако автор приводит лишь даты открытия школы и место расположения монастыря и школы. Более подробные сведения даны в работе Адлыковой А.П. Автор отмечает, что в школе обучалось 27 девочек, 12 из которых были инородками. Учительницей этой школы была послушница монастыря Екатерина Ивановна Зырина, «окончившая полный курс обучения вятской женской гимназии». Монастырская школа помещалась в двух светлых комнатах и была хорошо оборудована классной мебелью, учебниками и учебными пособиями [1, с. 130].

Порядок дня, заведенный в приюте, был образцовым, благодаря чему девочки быстрее учились послушанию, грамоте и ведению хозяйства. Кроме учебных предметов по учебному плану церковно-приходских школ девочки должны были научиться печь хлеб, прясть, шить простую одежду и обувь, выращивать овощи, лечить больных. Достигшие совершеннолетия воспитанницы, по желанию могли поступить в монастырь, выйти замуж или могли быть определены учительницами в миссионерские школы, число которых увеличивалось каждый год.

В 1904 году был открыт детский приют для девочек при Челушманском монастыре. Согласно документам, в 1906 году в приюте проживало 13 девушек и девочек в возрасте от 20 до 3 лет. В 1917 г., в год закрытия школы, в ней обучалось 13 девочек. Недостаточное финансирование приюта не способствовало улучшению качества обучения в сравнении со школами Улалинского и Чемальского приютов.

Миссионеры всегда обращали особое внимание на обучение девочек. Архиепископ Макарий (Невский), неоднократно в своих выступлениях, статьях подчеркивал, что «мать есть самая первая учительница детей». Конечно, первое чему она должна была научить, по его мнению ребенка - это молитве и основам веры. Вопрос о раздельном обучении детей, как одной из причин, по которой родители не хотели отдавать девочек в школу, Макарий предлагал решить путем обучения в две смены - мальчики могли бы обучаться с утра, а девочки с обеда.

Архиепископ Макарий (Невский) знал все трудности школьного дела в миссии. Он понимал, что одних учителей мужчин недостаточно для школ миссии. Мужчины искали более обеспеченную службу и при освобождении мест переходили на службу псаломщиками или вообще покидали миссию. Гораздо прочнее держались за учительские места и не менее плодотворно работали в школах учительницы. «Жизнь идет быстрыми темпами, нужда в школах огромная, а наши учительские школы не успевают выпустить достаточное количество учителей со знанием алтайского языка», - отмечалось в отчетах миссии. По предложению архиепископа Макария было решено открыть в миссии второклассную школу для подготовки учительниц из инородок. Школа была открыта при Чемальской женской общине. В 1912 г. одноклассная церковно-приходская школа приюта была преобразована в двухклассную. Двухклассная школа не могла выпускать правоспособных учителей, поэтому архиепископом Макарием было отправлено ходатайство перед Св. Синодом об ассигновании ежегодно по 1000 руб. на проведение при школе дополнительных краткосрочных курсов. Курсы должны были готовить выпускниц школы к экзаменам на право обучения в церковно-приходских школах. Высокие результаты подготовки воспитанниц, квалифицированный по тем временам учительский состав, позволял открыть еще один класс. В миссии считали, что воспитанницы, получившие образование и воспитание в стенах обители, «будут лучшими проводниками религиозно-нравственных понятий в темную среду алтайских инородцев». Миссия поднимает вопрос о преобразовании двухклассной женской школы в Чемале во второклассную.

В 1896 г. в России появилось положение о второклассных школах, которые должны были решить задачу подготовки учителей для школ грамоты. Всего Томским епархиальным училищным советом до 1917 г. было открыто 7 второклассных школ, в том числе Чемальская женская школа. Школа в Чемале была открыта в то время, когда в связи с преобразованием школ грамоты в церковно-приходские в губернии в марте 1909 г. исчезла потребность в учителях этого типа учебных заведений. В Горном Алтае и Шории в связи с преподаванием на алтайском, шорском языках, нужны были учительницы, знающие родной язык, обычаи и традиции коренного народа.

В 1913 г. в соответствии с решением Синодального Училищного Совета Чемальская двухклассная школа была преобразована во второклассную, построено новое здание. В 1915 г. по особому ходатайству Епархиального училищного совета при Чемальской школе был открыт 4-й дополнительный учительский класс. В нем готовили воспитанниц для сдачи экзамена на звание учительницы церковно-приходской школы. Программа обучения была разнообразной. Судя по учебному плану, в школе изучали: священную историю, письмо, русский, алтайский и церковнославянский языки, географию, арифметику, геометрию, церковное пение, катехизис, гражданскую историю, дидактику, физику, словесность и литературу, гигиену и рукоделие.

В 1915 г. в младшем отделении Чемальской второклассной школы обучалось 23 девочки, в среднем отделении - 23, в старшем - 14. Из них алтаек было 21, русских - 48. В общежитии при школе проживало 45 учениц. Стипендия выплачивалась 16 учащимся из коренных народов.

Во второклассную школу принимали девочек православного исповедания в возрасте от 13 до 17 лет, прошедших конкурсные испытания за курс одноклассных церковно-приходских или министерских школ. Кроме заявления о приеме в число воспитанниц, представлялись следующие документы: свидетельство об образовании, свидетельство о рождении и крещении.

К 1918 г. школа сделала два выпуска учительниц, 19 девушек. Все они, по мнению экзаменационной комиссии Епархиального училищного совета, показали достойные результаты и зарекомендовали себя хорошими учительницами.

Распространение христианства, деятельность миссионерских школ привела к постепенному изменению положения женщин алтаек, они начинают пользоваться большей свободой. Новокрещенная инородка могла уйти от мужа и найти защиту у миссии. Поэтому алтайские семьи противились, а порой и выражали открытую враждебность по отношению к миссионерам, пытавшимся обучать алтайских девочек. Быть грамотной, чтобы заниматься домашним хозяйством, по мнению родителей, было не обязательно. Школа в Соок-Ярыке была известна на Алтае. Некоторые ученики прибывали сюда тайком от родителей, не отпускавших их в школу. Например, Айрушу Селемову отец не разрешил учиться. Тогда он сбежал в школу. Через полмесяца пришла в школу и сестра Айруша - 13-летняя девочка Кутачи. Она оказалась очень способной к учению. Если отец после беседы с учителем и миссионером оставил сына в школе для дальнейшего обучения, то дочь силой увез домой [7, с. 5-6].

В Улалинской, Чемальской школах ученицы получали больший объем учебного материала. Об этом свидетельствуют результаты обучения. Выпускники этих школ легко поступали в гимназии, духовные училища и обучение в дальнейшем не вызывало у них затруднений.

Преодолевая сопротивление родителей, считавших, что девочкам не нужно образование, увеличивая количество школ, таким образом, приближая их к стойбищам и аилам, обеспечивая детей часто одеждой, питанием и учебными принадлежностями, миссии удалось привлечь в школу большую часть детей населенных пунктов близких к миссионерским станам.

Выводы. В результате деятельности миссионеров среди народов Южной Сибири складывается система начального обучения детей. Изучение источников показало, что образование женщин являлось составной частью образовательного процесса как России, так и региона. Основными факторами на протяжении почти всего периода являлась деятельность миссионеров Алтайской миссии, которые видели в образовании девочек будущих матерей, воспитывающих детей в духе православия. Министерских школ, открытых в начале XX в. в регионе было немного и вклад их был незначителен. В школах миссии в 1915 г. обучалось 417 девочек алтаек. По сравнению с 1897 г. количество из увеличилось почти в 3,5 раза.

Образование влияло на положение женщин в семье, роде алтайцев, шорцев. Женщины чаще стали высказывать мнение по поводу замужества, в отношении детей, которые после развода должны были остаться в семье отца. Все чаще женщины алтайки после окончания одноклассной, второклассной школ поступали на службу в миссию учительницами. Часто работали в самых отдаленных отделениях миссии, способствуя повышению грамотности среди коренного населения региона.

Литература:

1. Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской духовной миссии во второй половине XIX - начале XX века. - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского университета, 2006. - 188 с.

2. Беликова А.П. Очерки истории общего и педагогического образования в Республике Алтай (XIX - начало XX вв.). Учебное пособие для студентов вуза. - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского университета, 2007. - 180 с.

3. Извлечения из писем алтайского миссионера, протоиерея Стефана Ландышева к священнику Николаю Дмитриевичу Лаврову. - М.: Тип. В. Готье, 1854. - 12 с.

4. Крейдун Г. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. - М.: ПСТГУ, 2008. - 290 с.

5. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVIII -XIX вв.). - Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского ун-та, 1996. - 400 с.

6. Отчет Алтайской духовной миссии за 1915 г. - Томск: типография П.И. Макушина, 1916. - 99 с.

7. Отчет об Алтайской духовной миссии за 1902 г. - Томск: типография П.И. Макушина, 1903. - 109 с.

8. Томские епархиальные ведомости. - 1885. №2. - С. 13-14.

9. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. Ч.2. -М.: Типография Готье, 1860. - 198 с.

10. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX в.). - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии, 1978. - 158 с.

11. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. - Горно-Алтайск: Горно-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва, 1981. - 184 с.

12. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т.1. - Барнаул: Типография Главного управления Алтайского округа, 1900. - 463 с.

Педагогика

УДК 373:371.134:37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЯ

ПОДГОТОВКИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ НА

ПРИНЦИПАХ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье представлена экспериментальная модель формирования готовности обучающихся направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Дошкольное образование» к экологическому воспитанию детей на принципах этнопедагогики. Основой для разработки экспериментальной модели является классическая структура педагогического процесса. Выделяют такие структурные элементы педагогического процесса, как: цель, содержание, деятельность, конечный результат. Это дает возможность говорить о целевом, мотивационном, содержательном, процессуальном, контрольно-регулятивном и оценочно-результативном компонентах экспериментальной модели формирования готовности обучающихся к экологическому воспитанию детей на принципах этнопедагогики. Для проверки эффективности предложенной модели формирования готовности будущих воспитателей к экологическому воспитанию дошкольников целесообразным будет проведение формирующего этапа эксперимента с последующим выявлением данных об уровне сформированности готовности будущих воспитателей к экологическому воспитанию дошкольников на принципах этнопедагогики.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих воспитателей, экологическое воспитание дошкольников, этнопедагогика.

Annotation. The article presents an experimental model of the formation of the readiness of students of the training direction 44.03.01 "Pedagogical education", the profile of preparation "Preschool education" for the environmental education of children on the principles of ethnopedagogy. The basis for the development of an experimental model is the classical structure of the pedagogical process. There are such structural elements of the pedagogical process as: goal, content, activity, final result. This makes it possible to talk about the target, motivational, substantive, procedural, control-regulatory and evaluation-effective components of the experimental model of the formation of students ' readiness for environmental education of children on the principles of ethnopedagogy. To test the effectiveness of the proposed model for the formation of the readiness of future educators for the environmental education of preschoolers, it will be advisable to conduct a formative stage of the experiment with the subsequent identification of data on the level of formation of the readiness of future educators for the environmental education of preschoolers on the principles of ethnopedagogy.

Keywords: professional training of future educators, environmental education of preschool children, ethnopedagogy.

Введение. Изучение научных работ о значении этнопедагогики в подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций (ДОО), дало нам возможность утверждать, что этнопедагогика, находясь в тесной связи с педагогикой и основываясь на достижениях народной педагогики, должна занять важное место в обеспечении профессионального роста будущего воспитателя. Система экологической подготовки обучающихся в условиях высшей школы должна учитывать: принципы экологического образования, его непрерывность и междисциплинарность; взаимосвязи краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды; направленность на развитие эмоционально-ценностной сферы личности с целью гармонизации отношений с природой.

Однако, в процессе работы над исследованием нами было выявлено, что современная система подготовки будущего воспитателя находится в состоянии активных поисков путей оптимизации готовности педагога к решению глобальных общественных проблем, в том числе экологических. Анализ современных научно-теоретических и методических подходов к экологической подготовке педагога свидетельствует о том, что в данном аспекте пока отсутствует единое мнение относительно системы профессионального образования воспитателя. Практика обучения будущих воспитателей в условиях высшей школы испытывает недостаток методологически обоснованных концептуальных положений их экологической подготовки на принципах этнопедагогики.

Цель статьи: презентовать экспериментальную модель формирования готовности обучающихся направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Дошкольное образование» к экологическому воспитанию детей на принципах этнопедагогики.

Изложение основного материала статьи. На основе теоретического анализа проблемы подготовки будущих воспитателей к экологическому воспитанию дошкольников на принципах этнопедагогики [1; 2; 3; 4; 7], а также основываясь на промежуточных и конечных результатах констатирующего этапа эксперимента была разработана экспериментальная модель формирования готовности обучающихся направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Дошкольное образование» к экологическому воспитанию детей на принципах этнопедагогики.

Основой для разработки экспериментальной модели является классическая структура педагогического процесса. Современная педагогическая наука рассматривает педагогический процесс как динамическую систему. Система означает множественность элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Каждая система имеет собственное строение, структуру. Структура системы состоит из компонентов или элементов, которые создают целостность на основе связей между собой. Педагогический процесс - это взаимодействие, или, другими словами, взаимная деятельность педагогов и воспитанников. Каждая деятельность имеет цель, содержание, средства ее реализации и результат [5]. В широком понимании средствами педагогической деятельности являются ее формы и методы. Поэтому целесообразно выделить такие структурные элементы педагогического процесса, как его цель, содержание, деятельность, конечный результат [6]. Это дает нам возможность говорить о целевом, стимуляционно-мотивационном, содержательном, процессуальном, контрольно-регулятивном и оценочно-результативном компонентах экспериментальной модели формирования готовности обучающихся к экологическому воспитанию детей на принципах этнопедагогики.

Целевой компонент включает в себя все разнообразие целей и задач педагогической деятельности: от ведущей цели -всестороннего и гармоничного развития личности до конкретных задач формирования отдельных ее качеств. Органическое единство учебно-образовательных целей и задач заключается в том, что и воспитание, и обучение должны сформировать единую систему знаний, умений, навыков и на их основе - мировоззрение, мотивы и стимулы общественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.