Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ГОРНОМ АЛТАЕ И ГОРНОЙ ШОРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ГОРНОМ АЛТАЕ И ГОРНОЙ ШОРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / АЛТАЙ / ПРАВОСЛАВИЕ / МИССИЯ / ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров Юрий Михайлович, Дмитриева Лидия Михайловна

Рассматриваются образовательная и просветительная деятельность Русской православной церкви в Сибири на примере Алтайской духовной миссии, действовавшей на территории современного Горного Алтая и Горной Шории; процесс создания миссионерских школ, специфика их деятельности. Отмечается роль Алтайской духовной миссии в формировании алтайской интеллигенции. Делается вывод, что просветительский характер деятельности Алтайской духовной миссии способствовал зарождению новой культуры: распространению оседлого быта, грамотности местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE ALTAI ECCLESIASTICAL MISSION IN MOUNTING ALTAI AND MOUNTING SHORIA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY OF THE 20TH CENTURY

The missionary activity of the Russian Orthodox Church was of great importance for the socio-cultural development of the outskirts of the Russian Empire. The purpose of the work is to consider the educational and educational activities of the Russian Orthodox Church in Siberia on the example of the Altai Ecclesiastical Mission, which operated on the territory of modern Mounting Altai and Mounting Shoria. The article discusses the process of creating mission schools, the specifics of their activities. The basis of the mission's educational activities was the understanding that schools are the most effective way to spread Christian teaching and education. Because of this, large financial resources were allocated for the development of schools. It was common practice to attract merchants to finance the construction and equipment of school buildings. The opening of schools and the education of aboriginal children in them sometimes met with resistance from the local population. Altai missionaries contributed to the formation of the national culture of the inhabitants of Altai and Mounting Shoria. The activities of the Altai Ecclesiastical Mission influenced the formation of the Altai intelligentsia. The first representatives of the national intelligentsia of the Altai Mountains (teachers, writers, artists, doctors) were almost all either students of mission schools, children of foreign missionaries, or employees of the mission. The missionary and educational activities of the Altai Ecclesiastical Mission consistently achieved its main goal - the rebirth of the pagan way of thinking of foreigners, the formation as individuals of entire generations in the bosom of the Orthodox Church. The educational nature of the activities of the Altai Spiritual Mission contributed to the birth of a new culture: the spread of sedentary life, literacy of the local population.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ГОРНОМ АЛТАЕ И ГОРНОЙ ШОРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru

2021. Т. 36. С. 40-52

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 94(571.1)

https://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.36.40

Образовательная деятельность Алтайской духовной миссии в Горном Алтае и Горной Шории во второй половине XIX - начале XX в.

Ю. М. Гончаров, Л. М. Дмитриева

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Аннотация. Рассматриваются образовательная и просветительная деятельность Русской православной церкви в Сибири на примере Алтайской духовной миссии, действовавшей на территории современного Горного Алтая и Горной Шории; процесс создания миссионерских школ, специфика их деятельности. Отмечается роль Алтайской духовной миссии в формировании алтайской интеллигенции. Делается вывод, что просветительский характер деятельности Алтайской духовной миссии способствовал зарождению новой культуры: распространению оседлого быта, грамотности местного населения.

Ключевые слова: Сибирь, Алтай, православие, миссия, школы, образование.

Для цитирования: Гончаров Ю. М., Дмитриева Л. М. Образовательная деятельность Алтайской духовной миссии в Горном Алтае и Горной Шории во второй половине XIX - начале XX в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2021. Т. 36. С. 40-52. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.36.40

Миссионерская деятельность миссий Русской православной церкви (далее - РПЦ) имела весьма большое значение для социокультурного развития окраин Российской империи. Эта деятельность носила сложный, комплексный характер. Обращение к историческому опыту миссионерской деятельности, безусловно, научно значимо и актуально в связи со сложными национально-конфессиональными процессами современности.

Миссионерская деятельность РПЦ в Азиатской России постоянно привлекала внимание исследователей. Особенно активизировалась работа историков по данной проблематике в постсоветские десятилетия [16]. Опубликовано значительное число статей, монографий, защищено несколько диссертаций. Особо хотелось бы отметить работы докторов исторических наук В. Ю. Софронова [12] и Ю. А. Лысенко [8].

Историография истории миссионерства в Сибири обширна, при этом, как справедливо отмечает И. И. Юрганова, «в историографии проблемы исторически присутствует дуализм, характеризуемый обширной светской и церковной научной литературой, содержащей в том числе полярные оценки миссионерской деятельности» [15, с. 111].

Наиболее исследованной в отечественной историографии является деятельность Алтайской духовной миссии, созданной в 1830 г. в Бийске. В 1910 г. на Иркутском миссионерском съезде она была признана «образцом

и руководителем» для других миссий империи [1]. Историей миссии занимался ряд ученых. Среди работ последних лет можно отметить монографию Д. В. Кацюбы [4]. Большой вклад в разработку проблемы внес барнаульский исследователь доктор искусствоведения Г. А. Крейдун [7].

Одним из значимых направлений деятельности Алтайской духовной миссии (далее - АДМ) было развитие системы школьного образования на подведомственной территории. Не вызывает сомнения, что русское православное духовенство сыграло важную роль в просвещении аборигенных сибирских народов. Необходимо заметить, что первые духовные школы как в европейской части России, так и в Сибири не являлись узкопрофессиональными, чисто духовными учебными заведениями. Они были в значительной степени общеобразовательными школами и обслуживали не только потребности церкви, но и светские нужды государства [4, с. 58].

Создание миссионерских школ начинается уже в первые годы деятельности АДМ. В 1830 г. по инициативе первого главы миссии М. Я. Глухарева была открыта миссионерская школа для мальчиков в Улале Бийского округа [5, с. 24]. В Майме под его руководством приняли учеников две школы (для девочек и для мальчиков), обучение в которых было бесплатным. Сменивший его на посту главы миссии С. В. Ландышев открыл еще семь школ [11, с. 63], третий начальник миссии - Владимир (И. С. Петров) открывает уже 20 школ, в которых обучалось до 500 учащихся. Первая школа в Горной Шории (в Куздеевском улусе Кузнецкой волости) начала обучение в 1858 г. усилиями миссионера В. А. Вербицкого [4, с. 59].

В 1884 г. церковно-приходские школы были переданы из ведомства Министерства образования в ведение Святейшего синода, образовательная деятельность РПЦ активизируется. Д. В. Кацюба отмечает, что миссионеры понимали, что поставленную перед миссией задачу христианизации местного населения только увеличением числа миссионеров не решить. Ее решение надо начинать в школе, через воспитание молодежи в христианском духе. Поэтому с самого создания миссии было принято за правило в каждом новом миссионерском стане открывать церковь и школу [Там же, с. 58].

Миссионеры считали, что именно школы являются действенным способом распространения христианского учения и воспитания. Например, Кузьма Укнаков, миссионер Ининского отделения АДМ, отмечал: «Школы служат рассадником грамотности не только для крещеных, но и для некрещеных. Теперь уже многие дети язычников знают молитвы, закон Божий, хорошо читают, пишут и можно надеяться, что это молодое поколение будет плодом миссионерских трудов, так как христианское учение легче усво-яется детями, чем взрослыми и истины, почерпнутые в школах никогда не забудут» [5, с. 24].

Однако открытие школ и обучение в них детей аборигенов иногда встречало сопротивление со стороны местного населения. Про тех, кто учился, пожилые шорцы говорили: «Русскими хотят быть, отеческую веру оставляют, из-за них Ульгень и на нас наложит свой гнев» [4, с. 59].

Если в 1864 г. миссия имела 10 школ, то в 1886 г. - 28, в которых обучалось 498 мальчиков и 236 девочек. К 1898 г. число школ АДМ выросло до 50, в них обучались 641 мальчик и 250 девочек. Школы действовали в Мыюте, Черном Ануе, Онгудае, Манжероке, Бирюле, Чемале, Чепоше и других селениях [5, с. 24].

Руководители АДМ уже с первых шагов своей деятельности смотрели на школы как на действенное средство развития духовной и светской жизни местных народов, особенно в сфере нравственного воспитания молодежи. В силу этого на развитие школ выделялись крупные материальные средства. Обычной практикой являлось привлечение купцов для финансирования строительства и оборудования школьных зданий. Бийский купец А. Соколов, например, дал деньги на строительство миссионерской школы в с. Он-гудай, М. Пискарев построил школу в с. Чемал, купец Т. Мокин - в с. Усть-Кан. Школы возводились не только на средства предпринимателей. Зайсан (родовой предводитель) М. Тобоков пожертвовал деньги на строительство школы в с. Салганда, крестьяне Т. Дунаев, А. Зарьянов и С. Тырыкин финансировали сооружение школ в Черном Ануе, Элекмонаре и Баргаше. Бий-ский купец Я. А. Сахаров в 1885 г. в Бийске при архиерейском доме построил школу для начального обучения как русских, так и инородческих детей. В этой школе обучалось, кроме алтайцев, много детей из аборигенных народов Горной Шории. На содержание школы купец ежегодно выделял 560 руб. Кроме того, он завещал капитал в 15 тыс. руб., на проценты от которого должна была содержаться школа после его смерти [Там же, с. 24].

По своим целям миссионерские школы, в которых больше обучались инородческие дети, отличались от других школ. Образование во всех учебных заведениях миссии носило церковный характер. Главным считалось религиозное воспитание, т. е. знание молитв, знакомство с церковной службой, обрядами, а умение читать и писать являлись лишь средством для решения основной задачи. Обучение инородцев русскому разговорному языку также имело большое значение. Собственно, этим и исчерпывалось почти все школьное обучение в миссионерских школах.

Учитель миссионерской школы со своими учениками - это первые и постоянные посетители церкви, чтецы и певцы во время службы в церкви. В тех инородческих селениях, где не было церкви, ее роль фактически выполняла школа. Она также помогала миссионеру и в его чисто пастырских делах. Миссионеры считали, что православная школа после святого храма -самое богоугодное и полезное учреждение, но особенно такие школы полезны в миссионерских станах с инородческим населением; что без школы очень трудно просвещать и воспитывать новокрещеных в новой для них христианской вере.

Существовавшая благодаря деятельности миссионеров церковная литература, переведенная на алтайский язык, давала ученикам из местных жителей возможность на родном языке изучать православие и петь в храме.

Макарий Глухарев и Василий Вербицкий много трудов приложили на изучение тюркского языка в местных вариантах и создание грамматики и

словарей. В частности, В. Вербицкий в 1869 г. опубликовал «Краткую грамматику алтайского языка» (в обиходе именуется более кратко - «Алтайская грамматика»). Автор, как и Н. И. Ильинский, вошел в отечественную науку как лингвист и этнограф. По словам академика А. Н. Кононова, «Грамматика» включена в золотой фонд мировой тюркологии [6, с. 8]. При подготовке «Грамматики» к изданию информаторами редактора - профессора Ильинского были не только архиепископ Макарий (Невский), который в совершенстве овладел алтайским языком («Памятное завещание детям» М. В. Чевалкова переведено М. Невским), В. Вербицкий, но и коренной алтаец из Чепоша В. Тозыяков [13, с. 18].

В миссионерских школах обучение было совместным - мальчики учились с девочками, алтайцы и шорцы с русскими (если в селении имелось русское население), православные учились вместе со старообрядцами, язычниками, если последние желали учиться в миссионерской школе [2, с. 19].

Как уже отмечалось выше, некоторые жители боялись отдавать своих детей в миссионерские церковно-приходские школы, но, несмотря на такое сопротивление, на основании исторических документов можно судить о том, что дети аборигенов учились во всех миссионерских школах. Миссионеры не вводили для русских детей и детей инородцев раздельного обучения. Процент школьников-аборигенов среди учащихся был высок, так как миссионерские школы создавались прежде всего для обучения детей коренного населения. Иногда в отдельных школах одному учителю приходилось вести урок на двух наречиях. В миссионерских отчетах говорится: «Много крещеных и некрещеных инородческих детей, часто совсем не знающих русского языка, можно встретить в большинстве школ» [13, с. 18].

Для подготовки учительских кадров и церковнослужителей в 1867 г. было открыто Центральное миссионерское училище, а с 1883 г. - Бийское катехизаторское училище. Обязательным условием для поступления русских было знание ими тюркского языка.

Учебные заведения, курируемые АДМ, относились к двум видам: это школы грамоты и церковно-приходские школы. В миссионерских церковноприходских школах, в отличие от обычных церковно-приходских школ, был увеличен срок обучения (не два, а три года). В таких же миссионерских школах, где обучались инородческие дети, срок обучения составлял четыре года.

Необходимость увеличения срока обучения в миссионерских школах по сравнению с теми школами, где учились русские дети, объяснялась рядом причин: приходилось много тратить времени на обучение русскому языку; вследствие разбросанности инородческих селений и удаленности их от школ не всегда удавалось детям посещать уроки. Так как первоначальное обучение проводилось на инородческом языке, а затем на русском, времени на изучение одного и того же материала требовалось значительно больше, чем в школах для русских детей [4, с. 61].

Наряду с церковно-приходскими школами в миссии действовали и школы грамоты. Обычно они создавались в селениях, где не было миссионерского стана. Некоторые миссионеры считали, что школы грамоты более

целесообразно открывать в селениях со смешанным населением. Причиной этому опять же выступало противодействие, боязнь родителей отдавать своих детей в миссионерские школы. В то же время в тех селениях, где находилась школа, не всегда можно было найти подходящую квартиру для учащихся из других поселений: «И отдал бы паренька учиться, да куда его на квартиру-то поставить в Челухоеве - там ни попить, ни поесть не у кого», -так отвечали родители-инородцы, по словам миссионера Бочатского отделения Алтайской миссии, на его предложение отдавать детей учиться в Че-лухоевскую миссионерскую школу [4, с. 62].

Множество мелких населенных пунктов и большая их разбросанность на значительном расстоянии от школы приводили к тому, что рядом со школами стали строить юрты-общежития, в которых жили ученики из различных поселений. Питание было плохим, ели они в основном толкан (т. е. толокно - ячмень, превращенный в муку), привезенный с собой. В этих юртах обычно они жили, пока учились в школе, а когда устраивали перерыв в учебе, расходились по своим селеньям. Проблема состояла в том, что строить школы в мелких поселениях не было ни средств, ни смысла, а ежедневно возить детей в школу не было возможностей.

По данным исследования С. П. Швецова, в 1896/97 учебном году в 28 школах Горного Алтая учился всего 601 ребенок. Этнограф писал, что аборигены, которые жили совместно с русскими, - «оседлые инородцы», то есть новокрещеные, - составляли 28,2 % от общего числа населения, а кочевников было 71,8 %. У кочевников школ вообще не было, следовательно, более чем 2/3 населения не были охвачены обучением, им школа была недоступна [14, с. 56]. Таким образом, и при наличии школ подавляющему большинству детей рядовых инородцев обучение было недоступным из-за бедности. Отмечается, что грамотность населения, например, Горного Алтая была чрезвычайно низкая: 3,6 % грамотных мужчин и 1,6 % женщин, а в группе кочевников - 0,8 % [4, с. 63].

Тем не менее, несмотря на множество проблем, число школ и обучающихся продолжало увеличиваться. Так, в 1892 г. в АДМ действовало 40 школ, в 1896 г. их насчитывалось 47. В 1898 г. в 50 школах обучались 363 мальчика и 143 девочки из индигенного населения. Унезенская школа была открыта в 1898 г. в наемной квартире. В ней учились 7 мальчиков и 10 девочек. Учителем работал инородец Иван Поманов. Библиотеки в школе не было, но более 60 книг содержалось в церковной библиотеке, которой пользовались прихожане, как русские, так и инородцы [14, с. 24].

Нередко учителями в миссионерской школе были представители местных аборигенных народов, в основном из обучавшихся в Бийском катехизаторском училище. В школах преподавались Закон Божий, чтение (церковнославянское и гражданское), письмо, арифметика, а также пение [5, с. 25]. Учителям тяжело было распространять грамотность среди разноязычных племен. В этих школах большей частью учились дети беднейшей части аборигенов. В своих дневниковых записях миссионеры - инспекторы школ писали: «У них, т. е. учителей, жалование маленькое, меньше чем у кучера.

Все, без исключения, бедствуют, некоторые учителя ходят, можно сказать оборванцами... Заслуживает удивления, как наши сослуживцы-учителя не покидают своих должностей» [13, с. 19]. Первые просветители понимали цель просвещения своего народа, они понимали значимость влияния культуры русского народа на аборигенное население.

Свое содержание школы, как уже указывалось выше, получали в основном из средств миссии. Лишь одна Улалинская мужская школа получала от сельского общества 60 руб., а женская школа содержалась на средства купца Я. А. Сахарова [4, с. 63]. Отпускаемые миссией средства на содержание школ были невелики: 11 школ получали менее 100 руб. каждая, а некоторые - даже 15, 20 и 30 руб. в год; по 200 руб. и немного больше поступало лишь в пять школ. В 1889 г. все 27 сельских миссионерских школ получали 1428 руб. из земского собора, что составляло около 25 руб. на школу в год1.

Число учебных дней в году, за небольшими колебаниями, составляло 168. Библиотеки имелись только в 10 школах. Причем в большинстве из них было всего лишь 20-30 учебников и еще меньше книг для внеклассного чтения. Литература по своему содержанию была исключительно религиозной [Там же, с. 79].

В 1905 г. в 57 миссионерских школах обучалось 880 детей аборигенов. В 1907 г. в ведении АДМ находилось 22 стана, кроме резиденции начальника миссии и катехизаторского училища в Бийске, было 318 селений, в которых проживало православного населения 43 573 души обоего пола; действовало 35 церквей, 39 молитвенных домов и 59 школ. Кроме православного населения, на территории, подведомственной миссии, проживало 25 146 язычников и 2411 раскольников.

Миссионер Бачатского отделения АДМ священник Гавриил Оттычашев в 1905 г. сообщал, что в его отделении для распространения среди инородцев грамотности на средства миссии содержалось две школы: одна при миссионерском стане в с. Челухоевском, вторая - в улусе Тарабинском. В че-лухоевской школе обучались 21 мальчик (пять мальчиков содержались полными пансионерами) и 6 девочек; окончили курс 3 мальчика, выбыло 2 мальчика, 6 девочек; вновь поступило 12 мальчиков, в том числе 4 мальчика из язычников. На будущий год осталось 28 мальчиков. В Тарабинской школе обучалось 10 мальчиков, 2 девочки. По случаю отказа учителя от должности в этой школе выпуска не было. Выбыли 6 мальчиков, 1 девочка, вновь поступило 5 мальчиков и 2 девочки, на будущий год оставалось 9 мальчиков и 3 девочки. Тарабинская школа нуждалась в помещении для учителя, так как из-за отсутствия строевого леса в этих местах местные жители обитали в землянках, где учителю, если он к тому же семейный человек, помещаться, конечно, не было удобно. В случае приезда миссионера остановиться ему также было негде. В летнее время еще можно было найти помещение в алтаре или под навесом, или, наконец, под открытым небом, чем и пользовались часто, но зимой приходилось мириться с необходимо-

1 Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 164. Оп. 2. Д. 2. Л. 2об.

стью жить в тесноте с хозяевами в одной избе или в землянке в невыносимой атмосфере. В каждый приезд миссионер оставался жить надолго, поэтому здесь был поставлен молитвенный дом и открыта школа. Чтобы устранить это неудобство, было необходимо под квартиру учителя построить новый или купить готовый дом, где мог бы во время своего приезда остановиться и миссионер. На эту постройку ввиду отдаленности места и дороговизны строительного материала требовалось не менее 350 руб. [4, с. 80-81].

В упомянутой записке священника Гавриила Оттычашева сообщается о составе служащих Бачатского отделения. В отчетный год имелись следующие лица: священник-миссионер, псаломщик и диакон, он же учитель при стане, и второй учитель школы Тарабинского улуса. В составе служащих лиц произошли следующие изменения: учитель школы при стане диакон Иоанн Кумандин рукоположен в священники и назначен вторым священником в Челухой. Вместо него переведен учитель Матурской миссионерской школы Семен Тормазков [Там же].

Из-за нехватки средств некоторые школы были весьма скромно выстроены и плохо оборудованы. К. Соколов - миссионер в Урсуле - сообщал в 1906 г.: «Есть школы, выстроенные очень хорошо, есть и такие, которые нельзя отличить от наших сибирских крестьянских бань. Общий недостаток всех школ - отсутствие учебников и учебных пособий. Встретились и такие школы, в которых положительно ничего не было. Например, в Бирюлинской школе не оказалось даже подвижной азбуки. Жалование учителя в среднем получают 10 руб. Все, почти без исключения, бедствуют...» [5, с. 25].

В ежегодном отчете АДМ за 1908 г. сообщалось о тяжелом положении, в котором оказались учителя миссионерских школ. Увеличилось число уроков, к учителям предъявлялись различные требования: «Учи в школе, учи взрослых молитвам, отправляй службу в церкви, езди с проповедью к калмыкам», а содержание сократилось на 15 %. Вместо 10-15 руб. в месяц стали платить 8 руб. 50 коп. - 12 руб. 75 коп. «Кто видел нищенскую жизнь наших учителей и псаломщиков, расселенных по глухим углам Алтая, кто видел полуголодных полуодетых детей их, тот не может не пожалеть этих тружеников, лишенных куска хлеба»2.

Через три года, в 1911 г., в миссии работало 62 школы, в которых обучалось 1970 учащихся, в том числе в Кондомской - 24, в Бачатской - 31. В этом году вновь было открыто 10 школ, в том числе в улусе Больше-Бачатском Челухоевского (Бачатского) отделения миссии, в аиле Уча-Ас Мрасского отделения. В 1913 г. по инициативе митрополита Московского Макария (М. А. Невского), ранее возглавлявшего АДМ, была основана Че-мальская второклассная школа, в которой был дополнительный учительский класс [5, с. 25]. По документам известно, что в 1914 г. в АДМ насчитывалось 82 школы, в том числе две учительские - катехизаторская в Бийске и второклассная школа в Чемале; три двухклассные школы; остальные - од-

2 Отчет Алтайской духовной миссии за 1908 г. // Томские епархиальные ведомости. 1909. № 13. С. 549-559.

Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2021. Т. 36. С. 40-52

ноклассные3. В 1915 г. в школах Алтайской духовной миссии учились: инородцев - 1388 (973 мальчика и 415 девочек), русских детей - 1883 (1204 мальчика и 679 девочек). Статистические данные за 1916 г. показывают, что в 84 миссионерских школах обучалось 3208 учеников, из них 1147 девочек. Последний показатель намного выше, чем в школах России того времени [2, с. 19].

В сборнике «Из духовного наследия алтайских миссионеров» был опубликован отчет о состоянии миссионерских школ за 1912 г. Автор отчета священник Павел Сорокин дает многостороннюю характеристику как самих школ, так и учебно-воспитательной работы миссионеров. Говоря о внешней и внутренней обстановке школы, он отмечал: «Все упомянутые обозренные школы помещаются в своих зданиях. Школьные помещения не везде одинаковы. Есть очень хорошие, благоустроенные, гигиенические школы (в Улале, Бирюле, Чемале, Паспауле). Есть неважные школьные помещения в Узнезене, Карасуке, Александровке, которые не могут внутренне благоустроиться за неимением средств, за бедностью и индифферентностью населения» [2, с. 167-170]. Все это еще раз подтверждает вышесказанное. Также в этом сборнике делается попытка опровергнуть утверждение о том, что Алтайская миссия - официальное правительственное учреждение. Такое мнение встречается у Л. П. Потапова [10, с. 200], З. С. Казагачевой [3, с. 7] и др. Магистр богословия протоиерей Борис Пивоваров, приводя в пример отчет священника П. Сорокина, не соглашается с точкой зрения этих исследователей: «В министерских школах (подведомственных Министерству народного просвещения) ежегодно на содержание школы и сторожа отпускаются почти сотни рублей, а на содержание миссионерских школ Миссия едва-едва в силе дать на каждую отдельно каких-нибудь 8 или 10 рублей. Министерские школы хорошо обставлены удобными наглядными пособиями. У них стены увешаны картинками разного содержания, картами, а в наших школах стены пусты» [2, с. 173-174]. Этим сравнением Б. Пивоваров подтверждает, что Алтайская миссия не являлась официальным правительственным учреждением.

Алтайская миссионерская церковно-приходская школа, несмотря на множество встречающихся на пути ее служения препятствий, с успехом выполняла свое назначение: «Прежде всего, в алтайских школах обращается серьезное внимание на преподавание Закона Божия. Закон Божий преподается в школах с благоговейным вниманием, с религиозным настроением, с глубоким чувством. Уроки Закона Божия бывают ежедневно. В алтайских школах учебный день и час начинается и кончается всегда молитвой. Алтайская школа - церковная школа. Все, все до мельчайших подробностей в воспитательной стороне ведется к тому, чтобы детей сделать истинными христианами и полезными членами Отечества» [Там же, с. 173-174].

Приведем ряд других свидетельств о миссионерских школах: «Во всякой школе ведется журнал для записи пройденного и инвентарные тетради для записей школьного имущества. Школьные дни кипучи на Алтае. Учеб-

3 ГААК. Ф. 164. Оп. 2. Д. 2. Л. 24 об.

ные часы не пропускаются»; «Алтайская миссионерская церковная школа, кроме педагогической и воспитательной целей, на своих раменах носит еще особое назначение миссионерское - просвещать алтайцев светом Христова учения. Языческие дети запоминают начатки христианства и потом несут их с собою в свои юрты, в свои щели, в свои лога, к своим родным. Нередко бывает и так, что родители некрещеных заезжают в школы поинтересоваться, как учатся их дети» [2, с. 175].

Миссионеры ценили каждого ученика. Особенно трудно было собирать для занятий детей кочевников: «Аил ничего прочного не представляет, -писал М. Эдоков, - четыре раза меняют в году местожительство. При таких условиях немыслимо вести правильное школьное обучение. Только 1-го декабря сего года число учеников у меня возросло от двух до пяти. Теперь у меня пять учеников» [Там же, с. 22].

Отчеты миссионеров свидетельствуют, что миссионерская школа имела очень большое культурное значение. Алтайская миссионерская школа с первых дней своего служения была носителем и распространителем культуры: «Алтайская школа научила инородцев юрты заменять домами, мясо -хлебом, шубы - более приличным и гигиеничным костюмом, приучала алтайцев к чистоте, приучила к рациональному хлебопашеству, к рациональному уходу за скотом; ее первичная цель была везде делать все разумно, хорошо, с пользою. Эта культурная цель и теперь не забывается школою. Культура идет все вперед, совершенствуется, и современная алтайская школа не хочет, чтобы инородцы отставали от прогресса культуры. Она первая внушает и научает инородцев не отставать от роста культуры. Алтайская школа теперь советует заводить те или другие сельскохозяйственные машины, культивировать пашни, устраивать рамчатые улья вместо колод, вместо тяжелых сох заводить плуги. Инородцы видят работы учителя и берут охотно примеры... школа и теперь, как и раньше, внушает детям отвращение к вину, любовь к труду.» [Там же, с. 177].

Опубликованные в сборнике письма владыки Макария (Невского) дополняют картину школьного дела в Алтайской миссии. Несколько миссионерских школ были устроены на средства самого владыки Макария, и он всегда питал особую заботу о них. Будучи епископом Томским, владыка Макарий написал миссионеру Петру Бенедиктову письмо, в котором более всего интересовался школьными делами: «Для меня небезынтересно будет и то, если Вы будете писать о предметах для Вас обыкновенных. А более всего мне нужно знать, как идет у Вас школьное дело. Продолжает ли Ирина Макаровна свои учительские и миссионерские труды с прежнею ревностию? Ходит ли она по юртам с ученицами, как бывало прежде? Ездит ли по татарам или новокрещеным, как делалось прежде? Если все идет по-прежнему, то и ей, и Вам спасибо» [Там же, с. 23].

Миссия также содержала приюты (при Николаевском женском, Благовещенском мужском монастырях, при Чемальской женской общине). Сестрами монастырей и общины воспитывались дети инородцев, от рождения до 8 лет - мальчики, а девочки до 17 лет. Воспитанники обучались рукоделию,

домашним и полевым работам, а в Николаевском монастыре - в живописной мастерской рисованию, младшие - грамоте.

В итоге можно утверждать, что меньше чем за 100 лет Алтайская миссия немало сделала в плане просвещения аборигенного населения. Несмотря на определенные трудности, с которыми встретилась Алтайская духовная миссия, она за годы своей деятельности открыла десятки школ, откуда стали выходить свои учителя грамотности, живописи и переплетного дела, причетники, толмачи, катехизаторы, регенты певческих хоров, лекторы воскресных чтений в народных собраниях, диаконы и миссионеры-священники - все в значительной мере из новокрещеных инородцев. Наряду со школами возникли благотворительные заведения, такие как пансионат, детский приют, а также больница, аптека и др.

Положительное воздействие АДМ на культурную жизнь региона неоспоримо. Несомненно то, что алтайские миссионеры содействовали становлению национальной культуры жителей Алтая и Горной Шории благодаря бережному отношению к их языку и национальным традициям. Деятельность Алтайской духовной миссии оказала влияние на формирование алтайской интеллигенции. Практически все первые представители национальной интеллигенции Горного Алтая (учителя, писатели, художники, врачи) были либо учениками миссионерских школ, либо детьми инородцев-миссионеров, либо сотрудниками АДМ.

Многие представители коренных народов, получившие образование в школах миссии, катехизаторском училище, внесли вклад в развитие культуры своего народа. Так, М. В. Чевалков заложил основы алтайской литературы, к числу лучших произведений которой относятся его адаптированные рассказы из Священного Писания, представляющие огромный литературно-художественный и филологический интерес как памятник языка и литературы XIX в. [9, с. 20]. И. Штыгашев - выпускник Казанской семинарии 1882 г. - стал автором ряда научных работ. Г. Токмашев перевел на русский язык и опубликовал большое эпическое сказание «Борозы-Коан», Н. Никифоров занимался собиранием фольклора своего народа, опубликовав в 1915 г. результаты своих трудов. В конце XIX в. в Горном Алтае и Горной Шории зародилось профессиональное изобразительное искусство, связанное, в частности, с творчеством Г. И. Гуркина. Григорий Гуркин - выходец из семьи, принявшей крещение от преподобного Макария, учился в миссионерской мужской школе Улалы, где проявил интерес к иконописи. Впоследствии он работал иконописцем в Бийске.

В 1910 г. все школы АДМ передаются в ведение Томского епархиального училищного совета, при этом сохранялось преподавание по миссионерской системе на двух языках4. В 1919 г. деятельность миссии была прекращена в связи с установлением советской власти, все миссионерские школы закрыты. Некоторые из них были восстановлены после Гражданской войны, но уже как советские школы грамоты.

4 Отчет Алтайской духовной миссии за 1912 г. // Томские епархиальные ведомости. 1913. №. 6. С. 295-305.

Таким образом, можно говорить о том, что миссионерско-просветительная деятельность Алтайской духовной миссии последовательно добивалась своей главной цели - перерождения языческого образа мыслей инородцев, формирования как личностей представителей целых поколений в лоне православной церкви. Просветительский характер деятельности Алтайской духовной миссии способствовал зарождению новой культуры - распространению оседлого быта, грамотности среди местного населения.

Список литературы

1. Журналы миссионерского съезда в Иркутске. 1910 г. Иркутск : Тип. М. П. Окунева, 1910. 76 с.

2. Из духовного наследия алтайских миссионеров : сборник. Новосибирск : Изд-во Православной гимназии, 1998. 194 с.

3. Казагачева З. С. Зарождение алтайской литературы. Горно-Алтайск : Алт. кн. изд-во, Горно-Алт. отд-ние, 1972. 147 с.

4. КацюбаД. В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 1998. 155 с.

5. Кислицын В. Н. Алтайская духовная миссия и ее роль в колонизации Горного Алтая. // Алтайский сборник. Вып. 15. Барнаул : Алтайское отделение Всероссийского фонда культуры, 1992. С. 21-29.

6. Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. Л. : Наука, 1972. 272 с.

7. Крейдун Г. (Ю. А.) Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М. : Изд-во ПСТГУ. 2008. 199 с.

8. Лысенко Ю. А. Миссионерство Русской православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010. 195 с.

9. Памятное завещание: Алтайская дореволюционная проза. Горно-Алтайск : Алт. кн. изд-во: Горно-Алт. отд-ние, 1990. 306 с.

10. Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М. ; Л. : Изд-во Акад. Наук СССР, 1953. 457 с.

11. Путинцев М. Алтай: его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Бо-жия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах. Изд. 2-е. М. : Типо-лит. И. Ефимова, 1891. 71 с.

12. Софронов В. Ю. Три века сибирского миссионерства. Ч. 1-3. Тобольск : ТГПИ, 2005. Ч. 1. 142 с.; Ч. 2. 164 с.; Ч. 3. 151 с.

13. Тыбыкова А. Т. Происхождение алтайской письменности и современный этнокультурный процесс // Язык и культура алтайцев : сб. науч. ст. Горно-Алтайск, 1993. С. 14-23.

14. Швецов С. П. Горный Алтай и его население. Т. 1. Вып. 1. Кочевники Бийского уезда. Барнаул, 1996. 487 с.

15. Юрганова И. И. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Сибири (XVII - начало XX вв.): историко-аналитический обзор // История: факты и символы. 2020. № 2 (23) С. 110-120. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2020-23-2-110-120.

16. Smorgunova V. Yu., Dorskaia A. A. Protsenko E. D. Missionary Activity of the Russian Orthodox Church in Siberia: Historical and Legal Aspect // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. N 12. P. 939-945. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0432.

Educational Activities of the Altai Ecclesiastical Mission in Mounting Altai and Mounting Shoria in the Second Half of the 19th - Early of the 20th Centu^

Yu. M. Goncharov, L. M. Dmitrieva

Altai State University, Barnaul, Russian Federation

Abstract. The missionary activity of the Russian Orthodox Church was of great importance for the socio-cultural development of the outskirts of the Russian Empire. The purpose of the work is to consider the educational and educational activities of the Russian Orthodox Church in Siberia on the example of the Altai Ecclesiastical Mission, which operated on the territory of modern Mounting Altai and Mounting Shoria. The article discusses the process of creating mission schools, the specifics of their activities. The basis of the mission's educational activities was the understanding that schools are the most effective way to spread Christian teaching and education. Because of this, large financial resources were allocated for the development of schools. It was common practice to attract merchants to finance the construction and equipment of school buildings. The opening of schools and the education of aboriginal children in them sometimes met with resistance from the local population. Altai missionaries contributed to the formation of the national culture of the inhabitants of Altai and Mounting Shoria. The activities of the Altai Ecclesiastical Mission influenced the formation of the Altai intelligentsia. The first representatives of the national intelligentsia of the Altai Mountains (teachers, writers, artists, doctors) were almost all either students of mission schools, children of foreign missionaries, or employees of the mission. The missionary and educational activities of the Altai Ecclesiastical Mission consistently achieved its main goal - the rebirth of the pagan way of thinking of foreigners, the formation as individuals of entire generations in the bosom of the Orthodox Church. The educational nature of the activities of the Altai Spiritual Mission contributed to the birth of a new culture: the spread of sedentary life, literacy of the local population.

Keywords: Siberia, Altai, Orthodoxy, mission, schools, education.

For citation: Goncharov Yu.M., Dmitrieva L.M. Educational Activities of the Altai Ecclesiastical Mission in Mounting Altai and Mounting Shoria in the Second Half of the 19th - Early of the 20th Century. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2021, vol. 36, pp. 40-52. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.36.40 (in Russian)

References

1. Zhurnaly missionerskogo s"ezda v Irkutske. 1910 g. [Journals of the Missionary Congress in Irkutsk. 1910]. Irkutsk, M.P. Okunev Publ., 1910, 76 p. (in Russian)

2. Iz duhovnogo naslediya altajskih missionerov: Sbornik [From the spiritual heritage of the Altai missionaries: The collection]. Novosibirsk, Pravoslavnaja gimnazija Publ., 1998, 194 p. (in Russian)

3. Kazagacheva Z.S. Zarozhdenie altajskoj literatury [The origin of Altai literature]. Gorno-Altajsk, AKN Publ., Gorno-Altjsk branch, 1972, 147 p. (in Russian)

4. Kacyuba D.V. Altajskaya duhovnaya missiya: voprosy istorii, prosveshcheniya, kul'tury i blagotvoritelnosti [Altai spiritual mission: questions of history, education, culture and charity]. Kemerovo, KGU Publ., 1998, 155 p. (in Russian)

5. Kislicyn V.N. Altajskaya duhovnaya missiya i ee rol v kolonizacii Gornogo Altaya [Altai Spiritual Mission and its role in the colonization of the Altai Mountains]. Altajskij sbornik. Vyp. 15. Barnaul, AOVFK Publ., 1992, pp. 21-29. (in Russian)

6. Kononov A.N. Istoriya izucheniya tyurkskih yazykov v Rossii. Dook-tyabr'skij period [History of the study of Turkic languages in Russia. Pre-October period]. Leningrad, Nauka Publ., 1972, 272 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Krejdun G. Altajskaya duhovnaya missiya v 1830-1919 gody: struktura i deyatelnost [Altai spiritual mission in 1830-1919: structure and activity]. Moscow, PSTGU Publ., 2008, 199 p. (in Russian)

8. Lysenko Yu.A. Missionerstvo Russkoj pravoslavnoj cerkvi v Ka-zahstane (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Mission of the Russian Orthodox Church in Kazakhstan (the second half of the 19 - the beginning of the 20 century)]. Barnaul, AltGU Publ., 2010, 195 p. (in Russian)

9. Pamyatnoe zaveshchanie: Altajskaya dorevolyucionnayaproza [Memorial Testament: Altai pre-revolutionary prose]. Gorno-Altajsk, AKN Publ., Gorno-Altjsk branch, 1990, 306 p. (in Russian)

10. Potapov L. P. Ocherki po istorii altajcev [Essays on the history of the Altaians]. Moscow; Leningrad, AN SSSR Publ., 1953, 457 p. (in Russian)

11. Putincev M. Altaj: Ego svyatyni. Missionerstvo. Divnye puti Promysla Bozhiya v obrashchenii yazychnikov v hristianstvo. Vospominaniya o pochivshih missionerah [Altai: His shrines. Missionary work. Wondrous ways of God's Providence in the conversion of pagans to Christianity. Memoirs of the deceased missionaries]. 2th ed. Moscow, I. Efimov Publ., 1891, 71 p. (in Russian)

12. Sofronov V.Yu. Tri veka sibirskogo missionerstva. Chast' I-III [Three centuries of Siberian missionary work. Part 1-3].Tobolsk, TGPI Publ., 2005. (in Russian)

13. Tybykova A. T. Proiskhozhdenie altajskoj pismennosti i sovre-mennyj etnokulturnyj process [The origin of the Altai script and the modern ethno-cultural process]. Yazyk i kultura altajcev: sbornik nauchnyh statej. Gorno-Altajsk, 1993, pp. 14-23. (in Russian)

14. Shvecov S. P. Gornyj Altaj i ego naselenie. T. 1. Vyp. 1: Kochevniki Bijskogo uezda [Gorny Altai and its population. Vol. 1. Issue 1: Nomads of Biysk uyezd]. Barnaul, 1996, 487 p. (in Russian)

15. Yurganova I. I. Missionerskaya deyatelnost Russkoj pravoslav-noj cerkvi v Sibiri (XVII - nachalo XX vv.): istoriko-analiticheskij obzor [Missionary activity of the Orthodox Russian Church in Siberia (17 - early 20 centuries): historical and analytical review]. Istoriya: fakty i simvoly, 2020, no. 2 (23), pp. 110-120. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2020-23-2-110-120 (in Russian)

16. Smorgunova V. Yu., Dorskaia A.A. Protsenko E.D. Missionary Activity of the Russian Orthodox Church in Siberia: Historical and Legal Aspect. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2019, no. 12, pp. 939-945. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0432.

Гончаров Юрий Михайлович

доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории Алтайский государственный университет Россия, 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 e-mail: yuriig@yandex.ru

Дмитриева Лидия Михайловна

доктор филологических наук, профессор, заведующая, кафедра русского языка как иностранного

Алтайский государственный университет Россия, 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 e-mail: dmitrlm@mail.ru

Goncharov Yuri Mikhailovich

Doctor of Sciences (History), Professor, Department of Russian History Altai State University 61, Lenin st., Barnaul, 656049, Russian Federation e-mail: yuriig@yandex.ru

Dmitrieva Lidiya Mikhailovna

Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head, Department of Russian as a Foreign Language

Altai State University 61, Lenin St., Barnaul, 656049, Russian Federation e-mail: dmitrlm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.