Научная статья на тему 'Семья как фактор воспитания личности'

Семья как фактор воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье рассматривается проблема воспитания личности и раскрывается роль семьи в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как фактор воспитания личности»

По мнению Т. С. Паниной и Л. Н. Вавиловой, выделяются следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

- Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;

- Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, тем самым служит эмоциональным толчком к дальнейшей поисковой активности участников образовательного процесса, побуждает их к конкретным действиям;

- Интерактивное обучение формирует способность видеть проблемную ситуацию, обосновывать свои позиции; развиваются умение выслушивать иную точку зрения и умение вступать в партнерское общение;

- Интерактивная деятельность - необходимое условие для становления и совершенствования компетентностей (знаний, умений, навыков) [2].

В настоящее время использование учителями, преподавателями в своей педагогической деятельности интерактивных технологий является не только целесообразным, но и необходимым условием.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения 4-е изд. / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Академия, 2008. 176 с.

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается проблема воспитания личности и раскрывается роль семьи в данном процессе.

Ключевые слова: личность, воспитание, семья, семейное воспитание.

Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения [1].

А.Н. Леонтьев, затрагивая проблему формирования личности, высказал следующее: «Личностью не рождаются, личностью становятся» [2]. Я полностью согласна с данным высказыванием и считаю, что личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется на протяжении продолжительного времени - в процессе воспитания. В широком смысле воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитание личности, в свою очередь, начинается с такого понятия как «семья». Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена [3]. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где

любят, понимают, защищают. Главная функция семьи - это воспитание подрастающих поколений.

Семейное воспитание - это целенаправленное взаимодействие членов семьи, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества Главными задачами семейного воспитания являются:

1. гармоничное развитие ребенка;

2. забота о здоровье детей;

3. помощь в учении;

4. трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

5. помощь в социализации личности;

6. формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

7. забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

8. развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

9. подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

10. подготовка к будущей семейной жизни [4].

Ян Амос Коменский рассуждал: «Если родители научили своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой» [5]. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка. В зависимости от ее состава, от отношений в ней каждый ребенок формирует свои взгляды на мир, поэтому значимую роль играет правильное воспитание подрастающего поколения в семье.

Семьи могут быть разными, но во многих из них родителей и детей связывает тесное взаимодействие, в ходе которого возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий, а также у ребенка создается устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Список литературы

1. .Банковский А.Н. Психология деловых отношений: учебно-методический комплекс / А.Н. Занковский. М.: Изд. центр ЕОАИ, 2008. 384 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. М.: Проспект. 2016. 160 с.

4. Роль семьи в формировании личности ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/647011/ (дата обращения: 23.08.2017).

5. Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский. М.: Карапуз, 2008. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.