Научная статья на тему 'Развитие "дара слова" у обучающихся начального общего образования на уроках русского языка и литературного чтения'

Развитие "дара слова" у обучающихся начального общего образования на уроках русского языка и литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБЩЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соломина Дарья Владимировна

В статье рассмотрена проблематика развития речи обучающихся начального общего образования на уроках русского языка и литературного чтения на современном этапе. Представлен краткий исторический очерк развития и становления детской литературы. Выделены и охарактеризованы основные признаки литературных произведений для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие "дара слова" у обучающихся начального общего образования на уроках русского языка и литературного чтения»

7. забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

8. развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

9. подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

10. подготовка к будущей семейной жизни [4].

Ян Амос Коменский рассуждал: «Если родители научили своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой» [5]. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В зависимости от ее состава, от отношений в ней каждый ребенок формирует свои взгляды на мир, поэтому значимую роль играет правильное воспитание подрастающего поколения в семье.

Несмотря на то, что семьи могут быть разными, во многих из них родителей и детей связывает тесное взаимодействие, в ходе которого возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий, а также у ребенка создается устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

А.С. Макаренко неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье семьи он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений [6].

Список литературы

1. Занковский А.Н. Психология деловых отношений: учебно-методический комплекс / А.Н. Занковский. М.: Изд. центр ЕОАИ, 2008. 384 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. М.: Проспект, 2016. 160 с.

4. Роль семьи в формировании личности ребенка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/647011/ (дата обращения: 25.05.2017).

5. Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский. М.: Карапуз, 2008. 288 с.

6. Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. М.: АСТ, 2016. 672 с.

РАЗВИТИЕ «ДАРА СЛОВА» У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Соломина Д.В.

Соломина Дарья Владимировна — студент, кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Крымский федеральный университет им В.И. Вернадского, г. Ялта

Аннотация: в статье рассмотрена проблематика развития речи обучающихся начального общего образования на уроках русского языка и литературного чтения на современном этапе. Представлен краткий исторический очерк развития и становления детской литературы. Выделены и охарактеризованы основные признаки литературных произведений для детей. Ключевые слова: развитие речи, общение, обучающийся начального общего образования, детская литература, юный читатель.

УДК 372.882

Стремительные перемены в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих общественных проблем требуют поиска новых, адекватных современной действительности механизмов социокультурного становления личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. В настоящее время происходит интенсивное развитие начального общего образования в различных направлениях это и повышение интереса к личности ребёнка, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Общение является одной из самых важных человеческих потребностей, это - основной способ жизни человека и основное условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Развитие речи обучающихся не возможно без чтения литературы. С распространением художественной прозы литературные произведения (как поэтические, так и прозаические) называют «красной» или артистической литературой [3].

Органическим компонентом литературы как искусства слова является литература для детей. Споры вокруг ее специфики продолжаются и сегодня. Понятно, что она имеет свои жанровые особенности, тематику и техническое оформление, соответствует уровню детских знаний и психологическом развитии, хотя идейно-эстетическими принципами литература для взрослых и детей не отличается. Для воспитания детей в русле национальных традиций необходима «специальная детская литература. Простая, понятная, чистая - как глаз, светлая, ясная, как серебряный ручей горного водопада с тончайшими переливами красок, прекрасными, словно детские души... Она должна быть веселая и бурная, как тот же водопад, и тихо-спокойная, задумчиво-мечтательная, как плес широкого труда в лунную ночку, а также естественная, словно тень в жару».

К XIX в. литература для детей не выделялась как специфическая отрасль словесного искусства. Она была неотделимой от «взрослого». В античном и средневековом мире история литературы не фиксировала отдельных произведений, предназначавшихся специально для детей. Хотя некоторые философские труды древности содержат тезисы, касающиеся значения литературы для человека, в частности для воспитания ребенка. С возникновением школ и библиотек при них все отличается морально-дидактическое и учебно-познавательное направление литературных произведений (жития святых и легендарных людей, Псалтирь, избранные библейские повествования, «Шестиднев» и др.). В эпоху Ренессанса рождается литература для детей, ориентирована на молодого читателя: итальянский поэт Понтано составляет колыбельные песни и пишет произведение «Пятилеток» (XV в.), итальянец Фаерн заключает «Интересный сборник», около ста басен для детей (XVI ст.).

Несмотря на то, что произведения для детей выделяются посреди произведений для «взрослых» педагогической направленностью, дидактизмом, специфическими социально-возрастными особенностями, они остаются все-таки произведениями литературы, объективно отражая закономерности развития литературного процесса в целом. Сочинение для ребенка или о ней - это художественно-литературное явление.

Детская литература является органической частью всей художественной литературы и всеми своими средствами осуществляет совместную всей литературе цель - воспитывает молодое поколение. Таким образом, детская литература - неотделима от общего литературного процесса: она формируется на почве общей художественной литературы, то есть литературы для взрослых, на основе законов педагогики и психологии и осуществляет единство принципов искусства и педагогики. Однако произведения детской литературы имеют и свои особые признаки, которые отличают их от литературы для взрослых [1].

Наиболее характерными признаками детской литературы следует считать: наличие в произведении предметного, конкретно-жизненного художественного образа; лиризм повествования; динамичность развития сюжета; богатство, точность и эмоциональность языка. Последние три признака называют еще - лиризм повествования, динамичность развития сюжета, эмоциональность языка - свойственны и для литературы, адресованной взрослому читателю, но для детских произведений эти черты особенно важны. Художественные произведения, лишенные этих характерных признаков, не могут иметь успеха у детей.

В последнее время ученые рассматривают детскую литературу именно как эстетический феномен, исходя, прежде всего из того, что «воспитательное» в литературе может осуществляться только через «эстетическое». Литература для детей - художественные, научно -популярные и публицистические произведения, написанные писателями непосредственно для младшего читателя разных возрастных категорий, начиная с дошкольников [4].

100

На уроках русского языка и литературного чтения, возможно использование следующих методов, способствующих развитию «дара слова» у обучающихся начального общего образования. Это: методы игры и игрового тренинга. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость. Методы театрализации. Методы состязательности. Состязание - это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих». Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация - это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Методы импровизации. Импровизация - это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом [2].

Таким образом, творческий подход к организации, побору новых инновационных форм работы на уроках литературного чтения и русского языка будет способствовать активному развитию речи обучающихся начального общего образования, их словотворчеству, врожденную душевную способность, которую называют даром слова.

Список литературы

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. 464 с.

2. Плюснина Е.М. Осмысленное чтение. Новая технология обучения: учебно-метод. пособие. СПб.: Гамма, 2012. 112 с.

3. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1982. 234 с.

4. Учимся читать и понимать прочитанное. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. 64 с.: ил. (Серия «Готовимся к школе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.