Научная статья на тему 'Роль семьи в формировании личности'

Роль семьи в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье рассматривается проблема формирования личности и раскрывается роль семьи в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании личности»

умение выделять приоритетные изменения в области качества образования при планировании и организации инновационной деятельности.

Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. От качества поставленной цели, зависит успех всего образовательного процесса. Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.

Таким образом, повышение качества образования в общеобразовательном учреждении не может произойти через разовые мероприятия или быть направленным на ликвидацию то одной, то другой образовательной проблемы. Качество образования - это в первую очередь лицо школы, ее педагогического коллектива и директора. Поэтому можно сказать, что качество образования будет зависеть от всего коллектива школы, как они подойдут к этой проблеме и какие выходы найдут из этой проблемы.

Список литературы

1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).

2. ПанасюкВ.П. Системное управление качеством образования в школе. СПб. М., 2000.

3. Полонский В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании. М., 1995.

4. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. М.: Педагогическое общество России, 2002.

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования личности и раскрывается

роль семьи в данном процессе.

Ключевые слова: личность, социализация, семья.

Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения [1].

А.Н. Леонтьев, затрагивая проблему формирования личности, высказал следующее: «Личностью не рождаются, личностью становятся» [2]. Я полностью согласна с данным высказыванием и считаю, что личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется на протяжении продолжительного времени - в процессе социализации. Социализация - процесс адаптации человека в обществе, и именно с ним связано становление личности, которое является одной из наиболее актуальных проблем.

Социализация личности, в свою очередь, начинается с такого понятия как «семья». Семья -это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена [3]. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают. Главными задачами семейного воспитания являются:

1. гармоничное развитие ребенка;

2. забота о здоровье детей;

3. помощь в учении;

4. трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

5. помощь в социализации личности;

6. формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

7. забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

8. развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

9. подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

10. подготовка к будущей семейной жизни [4].

Ян Амос Коменский рассуждал: «Если родители научили своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой» [5]. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В зависимости от ее состава, от отношений в ней каждый ребенок формирует свои взгляды на мир, поэтому значимую роль играет правильное воспитание подрастающего поколения в семье.

Несмотря на то, что семьи могут быть разными, во многих из них родителей и детей связывает тесное взаимодействие, в ходе которого возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий, а также у ребенка создается устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

А.С. Макаренко неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье семьи он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений [6].

Список литературы

1. Занковский А.Н. Психология деловых отношений: учебно-методический комплекс / А.Н. Занковский. М.: Изд. центр ЕОАИ, 2008. 384 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. М.: Проспект, 2016. 160 с.

4. Роль семьи в формировании личности ребенка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/647011/ (дата обращения: 25.05.2017).

5. Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский. М.: Карапуз, 2008. 288 с.

6. Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. М.: АСТ, 2016. 672 с.

РАЗВИТИЕ «ДАРА СЛОВА» У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Соломина Д.В.

Соломина Дарья Владимировна — студент, кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Крымский федеральный университет им В.И. Вернадского, г. Ялта

Аннотация: в статье рассмотрена проблематика развития речи обучающихся начального общего образования на уроках русского языка и литературного чтения на современном этапе. Представлен краткий исторический очерк развития и становления детской литературы. Выделены и охарактеризованы основные признаки литературных произведений для детей. Ключевые слова: развитие речи, общение, обучающийся начального общего образования, детская литература, юный читатель.

УДК 372.882

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.