Научная статья на тему 'Социальная адаптация дошкольников в условиях социально-педагогического комплекса'

Социальная адаптация дошкольников в условиях социально-педагогического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация дошкольников в условиях социально-педагогического комплекса»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Т.Ю. Гущина

В современной педагогической науке и практике утверждаются гуманистические идеи, реализуется личностно-ориентированная модель воспитания, что естественным образом ставит в центр внимания всех педагогов процессы социализации и индивидуализации ребенка. Под социализацией понимаем сложный и многоплановый процесс активного вхождения ребенка в социальную среду, приобщение к культуре, системе человеческих ценностей, присвоение культурноисторического опыта через различные виды деятельности, общения, познания (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, A.B. Запорожец). Социальная адаптация - это составляющая процесса социализации, которая выражается в способности человека адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия. Социализация связана как со стихийным влиянием условий жизни, так и целенаправленным воздействием на личность в процессе образования и воспитания.

Начальный этап социализации личности охватывает дошкольный период жизни, когда ребенок приобретает первый социальный опыт. Дошкольный возраст - один из самых важных периодов в жизни ребенка, от особенностей его протекания в значительной мере зависит дальнейшее развитие, так как в это время начинается освоение окружающего мира, формируются направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, отношение к социальному миру, отвечающее или противоречащее нормам и культуре современного общества. Научные психологические исследования убедительно показывают, что результат положительно-направленного социального детского опыта проявляется в доверии к миру, открытости, готовности к сотрудничеству, то есть обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социальный опыт приводит к развитию отчуждения, недоверия к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что может вызывать неадекватное социальное поведение. Все это определяет постоянный неослабевающий интерес к проблеме социализации ребенка в дошкольном возрасте и обусловливает значимость педагогических аспектов социализации. Благоприятные условия для социальной адаптации ребенка в дошкольном возрасте обеспечивают поступательное позитивное развитие личности и закладывают основы для выбора ею созидательной жизненной стратегии.

Все вышесказанное послужило основанием для создания педагогического Центра помощи

детям и семьям на базе дошкольного образовательного учреждения - центра развития ребенка № 57 г. Белгорода. Целью нашего эксперимента является создание социально-педагогического комплекса, научная разработка содержания и практическая реализация новых технологий взаимодействия с семьей и разработка модели взаимодействия с другими институтами социализации дошкольника в микрорайоне ДОУ. Основная идея экспериментальной работы заключается в том, что детский сад выступает координатором взаимодействия различных социальных институтов в процессе развития и воспитания ребенка в той мере, в которой это необходимо в каждом конкретном (индивидуальном) случае, тем самым выступает гарантом полноценного развития личности ребенка, сохраняет преемственность и помогает ребенку перейти на следующую возрастную и образовательную ступень. При этом задача максимум - педагогизировать социум, создавая единое воспитательное пространство, на котором в комплексе можно было бы решать проблемы развития, воспитания и обучения детей совместными усилиями всех заинтересованных лиц и структур. Естественно, что эта идея возникла не на голом месте: в детском саду на протяжении целого ряда лет проводилась интересная и разноплановая работа по созданию оптимальных условий для полноценной социализации детей в процессе тесного взаимодействия с семьями дошкольников; родители привлекались к активному участию в воспитательном процессе детского сада. В ходе этой работы возникало множество трудностей и проблем, которые нуждались в переосмыслении и, соответственно, в разрешении, например, таких как: координация воспитательного взаимодействия отдельных семей и детского сада, детского сада и школы, детского сада и других воспитательно-образовательных учреждений. Тогда и возникла идея о создании единой, неразрывной и преемственной системы воспитания детей в социуме, создания на базе детского сада целостного социально-воспитательного комплекса. Сама эта идея, безусловно, не нова: в России есть опыт создания подобных центров, но, с одной стороны, их, к сожалению, немного, и о существовании таких центров на базе ДОУ нам не известно; с другой стороны, наша жизнь так стремительно изменяется, что подчас подобный опыт, едва возникнув, перестает быть актуальным.

Обосновывая свою идею о необходимости создания такого центра, мы исходили из нескольких оснований. Во-первых, каждый из социальных институтов: семья, детский сад, школа, детская поликлиника, учреждение дополнительного

образования, культурно-досуговый или оздоровительный центр - выполняет свои специфические функции социализации личности ребенка, но единой системы взаимодействия между всеми или отдельными названными институтами, как правило, не существует. Во-вторых, детский сад -это первое воспитательное учреждение, в которое приходит ребенок и вместе с ним его родители. Исходя из нашей позиции, детский сад имеет необходимый потенциал для установления социальных связей и поддержания преемственности между различными институтами социализации ребенка, так как не вызывает сомнений, что успешное вхождение ребенка в окружающий его мир возможно при условии установления педагогически целесообразных связей между всеми социально-педагогическими коллективами, охватывающими основные сферы жизнедеятельности детей, проживающих в микрорайоне. Это очень сложная и актуальная проблема, и основная трудность заключается в том, что на сегодняшний день не существует механизма взаимодействия, установления и организации подобных связей. Поэтому основной задачей эксперимента определена разработка и реализация модели социальнопедагогического комплекса с целью организации единого воспитательного пространства в микрорайоне детского сада. При этом ДОУ выступает как социально-педагогический Центр помощи детям и их семьям, в котором педагогический процесс конструируется исходя из идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка, необходимости и целесообразности единства всех воспитательных воздействий на ребенка; педагогический коллектив генерирует педагогические идеи, активно влияет на окружающую воспитательную среду, в случае необходимости координирует взаимодействие педагогов и родителей.

Экспериментальная работа рассчитана на три года, каждый из которых - определенный этап исследования. На первом подготовительном этапе решались организационные, диагностические и прогностические задачи. Приоритетным направлением первого этапа экспериментальной работы было изучение семей дошкольников, посещающих детский сад, анализ ситуаций семейного воспитания, выявление потребностей семей и противоречий семейного воспитания, нуждающихся в разрешении, так как главным условием развития и успешной социальной адаптации ребенка-дошкольника являются совместные согласованные воспитательные усилия родителей и педагогов. Главная задача, которая решалась на данном этапе - организация такого взаимодействия, в котором в первую очередь были бы заинтересованы родители, а не только воспитатели. Надо отметить, что родители одобрили и поддержали идею эксперимента, то есть мы получили аванс родительского доверия и теперь стремимся к согласованию усилий педагогов и родителей в

следующих направлениях: помочь семье осознать необходимость и ответственность за создание полноценных условий для разностороннего развития ребенка; ориентироваться в семейном воспитании на психологию ребенка; осознавать проблемы межличностных отношений ребенка со взрослыми, сверстниками и другими людьми и находить пути их разрешения. Для этого в структуре экспериментальной площадки созданы психологическая, валеологическая, социально-педа-гогическая службы, логопедический центр и центр эстетического развития, которые оказывают помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Это, однако, не означает вмешательства в дела семьи и нарушения ее независимости, а способствует культурному и педагогическому росту родителей и семьи в целом, так как мы видим свою задачу в совершенствовании культуры внутрисемейных отношений через систему воспитания родителей. Мы пользуемся международным термином «воспитание родителей» (по Ю.Х. Хямяляйнен), так как считаем его более емким и содержательным в сравнении с привычным и традиционным для нас термином «просвещение родителей». В широком значении под этим термином понимается: организация систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни вссх членов семьи; сочетание спонтанных, неформальных и организованных консультаций, инструктажей по воспитанию детей; участие в них в равной степени родственников и друзей, а также профессионалов, работающих в соответствующих детских учреждениях; организация или неофициальная передача родителям знаний о воспитании детей с целью обогащения и укрепления семейного образа жизни, развития семьи.

Работа по воспитанию родителей, с одной стороны, способствует росту педагогической культуры родителей. С другой стороны, в педагогически грамотных родителях нуждается ребенок, который, согласно нормам международного права, должен быть обеспечен условиями для разностороннего спокойного и счастливого развития, следовательно, родители должны уметь создавать в семье соответствующие условия. Наконец, существует бесспорная прямая и обратная связь между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества, поэтому воспитание родителей мы рассматриваем как часть социальной политики, направленной на укрепление благополучия семьи, а значит и общества в целом. Поэтому нами разработаны система воспитания родителей, включающая в себя цикл прак-тико-ориентированных занятий, и модель взаимодействия ДОУ с другими социальными и воспитательно-образовательными учреждениями, в ходе реализации которой будут отрабатываться новые технологии и механизмы взаимодействия.

В этом учебном году начался основной практический этап экспериментальной работы по внедрению системы воспитания родителей и реализации разработанной модели, рассчитанный на три года. Основные прогнозируемые результаты -это прежде всего: 1) существование подобного воспитательного комплекса позволит влиять на социальную ситуацию развития каждого ребенка и обеспечивать его успешную социальную адаптацию; 2) созданная система воспитания родителей будет способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменит саму сущность их взаимодействия сначала с ДОУ, а потом и со школой; 3) установление такой

преемственности между детским садом и школой, при которой школа была бы ориентирована, в первую очередь, на социальный заказ ДОУ, в этом случае учебно-воспитательный процесс в начальной школе организуется с максимально возможным учетом индивидуальных и коллективных особенностей, возможностей и потребностей поступающих в школу дошкольников; 4) определение характерных социально-педагогических проблем взаимодействия различных институтов социализации личности ребенка-дошкольника и обоснование особенностей организации такого взаимодействия.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АКТУАЛЬНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

Л.В. Шинкарева

На пороге нового тысячелетия проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой становятся как никогда наиболее актуальными. Это обусловлено сложностью и серьезностью не только сложившейся современной экологической ситуации, но и кризисным состоянием самого человека, его духовным оскуднением, потребительским отношением. Справедливо утверждение С.Н. Глазачева о том, что на смену природо-покорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей [1].

Анализ историко-педагогической литературы, проведенный Б.Т. Лихачевым, показал, что, уже начиная с Я.А. Коменского, официальный статус в педагогике получает принцип природо-сообразности. К принципу природосообразности, соблюдению природной экологии А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности, принцип экологии социальной. По мнению Б.Т. Лихачева, такие выдающиеся педагоги как A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне трудовых, нравственных, эстетических взаимодействий с ней. Идеи природосообразности, экологии в воспитании не являются для педагогики чем-то новым, они проходят красной нитью через все прогрессивные, гуманистические педагогические учения; экологические проблемы никогда не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как глубинные связи, зависимости, закономерности взаимодействия, как единство человека и природы. Другими словами, человек рассматривался не только как социальное существо, но и как органическая часть природы [2].

Анализ современных глобальных проблем человечества приводит к необходимости пересмотра и перестройки всей совокупности отношений с окружающей средой, переконструирования образования, развития общественных структур <...> которые позволят готовить подрастающие поколения к новым условиям среды жизни. Одной из таких структур является система образования [3].

В последнее время одной из подсистем общего образования активно выступает экологическое образование, сущность, содержание и принципы которого были определены учеными И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Т. Суравеги-ной, Л.П. Симоновой и др. В начале 90-х гг. широкое распространение экологическое образование получает в области дошкольного образования. Учеными H.H. Вересовым, С.Н. Николаевой, H.H. Кондратьевой были разработаны авторские экологические программы, опираясь на которые работают многие дошкольные учреждения России. Кроме того, ученые, занимающиеся проблемами образования в области окружающей среды, обращают внимание на тот факт, что обязательным должно стать общее экологическое образование, в том числе социально-экологическое. Со-циально-экологическое образование является одним из актуальных исследовательских направлений современности.

В настоящее время, наряду с проблемами социально-экологического образования школьников, становятся актуальными вопросы социальноэкологического образования дошкольников (СЭОД). Последнее, на наш взгляд, должно стать составной частью общего социально-экологичес-кого образования подрастающего поколения. Дошкольный возраст является важным этапом в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.