Укрепление физического и психического здоровья детей посредством создания здоровьесберегающей экологической
среды
Турилова Е. К.,
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заведующаяМБДОУ№ 20 г. Нижний Новгород, Россия
Самойлова О. М.,
заместитель заведующей МБДОУ № 20 г. Нижний Новгород, Россия
Аннотация. Целью статьи является распространение опыта работы педагогов по созданию условий здоровьесберегающего пространства дошкольной организации, активизации роли родителей в образовательном процессе.
Пр
ирода
являет
ся не
только
источн
иком
познан
ия и
воспит
ания,
она
являет
ся
могуч им
храмо м
здоров ья
челове чества.
Сегодня эколого-нравственная проблема встает не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экологическое развитие уже давно стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики и имеет первостепенное значение для воспитательной работы с детьми. В
настоящее время важнейшими задачами, предъявляемыми федеральным государственным стандартом образования является создание условий для развития ребенка, выбор новых форм взаимодействия ребенка и взрослого, повышение роли родителей в воспитании детей.
Данные заболеваний воспитанников ежегодно показывают, что наблюдается увеличение количества детей с заболеваниями органов дыхания, центральной нервной системы, сердечно - сосудистой системы, аллергическими заболеваниями. Неблагоприятная экологическая обстановка наносит детям гораздо больший ущерб, чем взрослым. Наиболее высокая концентрация вредных выбросов предприятий, строек и автотранспорта находится на уровне одного метра над землей, что соответствует среднему росту ребенка - дошкольника. Территория дошкольного учреждения занимает значительное место в жизни ребенка. Здесь он проводит едва ли не половину своего времени, поэтому крайне важно, чтобы и в помещениях, и на территории детского сада была создана здоровая экологическая обстановка, посажен «зеленый щит», в который входят деревья, кустарники и фитонцидные растения, обладающие высокой антибактериальной и антивирусной способностью.
Основными предпосылками для разработки и принятия проекта «Зеленый щит» является совокупность следующих факторов:
- изменение приоритетных целей и задач в образовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС;
- гуманизация экологического образования и воспитания дошкольников;
-социализация и личностное развитие ребенка дошкольного возраста;
- выстраивание партнерских отношений на основе взаимно установленных ценностей и норм между педагогическим сообществом и родительской общественностью.
Педагоги нашего учреждения на протяжении нескольких лет разрабатывают и реализуют опыт природоведческой и экологической работы с детьми. Коллектив МБДОУ стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Поставив перед собой задачу качественного преобразования территории МБДОУ, специалисты нашего учреждения разработали проект «Зеленый щит», направленный на сохранение его физического и психического здоровья и создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Совместными усилиями педагогов, детей и их родителей подобраны фитомодули в группах, приобретены увлажнители воздуха на каждую группу, озеленены холлы, кабинеты, рекреации. На территории ДОУ разбиты тематические клумбы, фито - клумба, мини огород, сиреневая аллея, кусочек хвойного леса, рокарии. А также посажены деревья (берёзы, черемухи, туи); кусты акации, жимолости, клещевины, рябинника, лапчатки, миндаля; многолетние цветы (пионы, лилии, ирисы, болотные травы).
Создание зеленого щита территории детского сада включает в себя: вертикальное озеленение с опорами различной формы, «зеленую изгородь» вдоль периметра детского сада, альпинарии, искусственный водоем, этнографические площадки, территории луга, леса, сада, «аптекарского огорода», «экологическую тропу».
Проект направлен на следующее:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- разработку индивидуального образа экологического пространства и озеленения детского сада;
- создание комфортных условий на территории ДОУ для развития личности ребенка;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни;
-организация среды для ознакомления с природой родного края;
- формирование единого пространства детей, педагогов, родителей.
- привлечение к взаимодействию по созданию экологического пространства партнерских социальных организаций.
- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
Проект строился таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка, т.е. предполагалось наличие познавательных, познавательно-развлекательных, исследовательских, благотворительных, и практических мероприятий.
Реализация задач создания комфортных условий на территории ДОУ для развития личности каждого ребенка и организации среды для ознакомления с природой родного края проходит через разные формы работы: встречи с Лукошей - хозяином экологической тропы; экологические акции «Берегите муравья!», «Осторожно, гнездо!», «Птичья столовая» и др.; экологические сказки; экологические конкурсы «Зеленая аптека», «Самый цветной участок»;конкурс плакатов «Мы - друзья природы», «Огород на окне»; экологические викторины «Волшебница вода», «Люблю березку русскую...», «Цветы - помощники»; лаборатория юного эколога в помещении детского сада и на территории; составление экологических карт и маршрутов «По муравьиным тропам», «Редкие растения», «Растения дарят здоровье»; экологические выставки и композиции « Дары природы», «Умный взгляд на мусор»; экологические тренинги; экологические праздники и развлечения «Лукоша встречает друзей», «Старичок - Лесовичок», « Рябиновые наряды» и др.
Реализация проекта создает условия:
- для снижения заболеваемость воспитанников, за счет повышения естественной устойчивости организма ребенка к вредным внешним условиям окружающей среды.
- для благоприятной среды, защищающей от пыли с улицы с интенсивным движением транспорта, уменьшения попадания на территорию выхлопных газов, способствует снижению бактериальной обсемененности воздуха, увеличивая процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным, значительно улучшает экологическую обстановку и санитарно - гигиеническое состояние территории детского сада, делает ее более комфортной, позволяет обеспечить увеличение безопасного, с экологической точки зрения, времени пребывания детей вдетском саду;
- для увеличения площади озеленения двора ДОУ на 10% за счет создания новых микрозон и элементов дизайна: миксбордеров из однолетников и многолетников, вертикального озеленения с опорами различной формы, клумб неправильной формы, живых изгородей, аптекарского огорода, декоративного огорода; фигурного сада, газонов, питомника из хвойных пород, солитеров и групповых посадок, дендрологического разнообразия.
- для организации прогулок детей микрорайона в вечернее время и в выходные дни на благоустроенной зеленой территории.
- формирования у детей бережного отношения к природе, воспитания нравственной культуры, обогащения представлений о добре и зле, формирования опыта разумного и гуманного поведения в природе, а так же усвоения новых знаний об оказании помощи природе.
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников обобщен в разделе «Природа и дети» авторской программы учреждения по духовно-нравственному развитию дошкольников «Возрождение». В 2014 году педагоги МБДОУ стали лауреатами Всероссийского конкурса «Родничок» на лучшее воспитательно-образовательное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды.
Ш.А.Амонашвили писал: «Только совместная деятельность поможет выстроить доверительные отношения. Нужно дать ребенку возможность заглянуть внутрь себя, осмыслить переживания, не все нужно объяснять словами».
Таким образом, в соответствии с задачами ФГОС ДО, реализация проектной деятельностив дошкольной организации способствует формированию у дошкольников экологического сознания, ценностных ориентаций в своем поведении.
Литература
1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.-М.: ТЦ «Сфера», 2004.
2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие/ под общей ред.Н.В. Сократова.-М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Экологические проекты в детском саду./Масленникова О.М., Филиппенко А.А.-Учитель, 2015.
Иллюстрации
Рис. 1. Аптечка на участке
Рис. 2. Мини-водоем
Рис. 3. Увлажняем воздух