компетентное руководство ею. Сплоченность группы - залог ее успешного становления как коллектива.
Для успешной адаптации необходимой является совместная деятельность, которая проявляется в активной позиции со стороны педагога и студента. Главная задача педагогов в адаптационный период - раскрыть широкое поле выбора, которое имеется перед студентами. Раскрывая такое поле, педагог не должен скрывать свое оценочное отношение к тому или иному выбору и при этом всегда сохранять за студентом право на самостоятельное принятие решения. Студент должен сам находить и выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а педагог в свою очередь - создавать для этого условия.
Чем эффективнее пройдет адаптация студентов на первом курсе, тем выше будет учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности, психологический комфорт на старших курсах.
Список литературы
1. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание / Н.И. Конюхов. М.: Норма, 1992. 2 с.
2. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб.пособие - 2-е изд. / В.А. Якунин. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2000. 138 с.
3. Столяренко Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии: экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: МарТ, 2001. 46-47 с.
4. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. 2007. №2. 119-130 с.
5. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября. № 1, 2010. 1 -2 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Неустроева А.П.
Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Аннотация: в статье приводится ознакомление с интерактивными методами обучения и рассматриваются их цели, задачи и эффективность в процессе обучения. Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные технологии, взаимодействие.
С развитием информационных и коммуникационных технологий и проникновением их во все сферы образования широкое распространение получило такое понятие как «интерактивное обучение».
Целью данной модели является организация таких условий обучения, при которых происходит активное взаимодействие учащихся не только с учителем, но и между собой.
Рис. 1. Структура интерактивного урока
Организация интерактивного обучения предполагает использование интерактивных технологий обучения и включает в себя моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Задачи интерактивных технологий обучения:
- эффективное усвоение учебного материала;
- пробуждение интереса у обучающихся;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
- работа в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение прав каждого на свободу слова и его достоинства;
- формирование у обучающихся своего мнения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности обучающегося [1]. Существуют следующие виды интерактивных технологий:
- Дискуссия
- Дебаты
- Мозговой штурм (мозговая атака)
- Деловые игры
- Ролевые игры
- Метод кейсов
- Анализ конкретных ситуаций
- Ситуационный анализ
- Мастер-класс
- Тренинг
- Сократический диалог
- Групповое обсуждение
- Интерактивная экскурсия
- Видеоконференция
- Фокус-группа и др.
По мнению Т. С. Паниной и Л. Н. Вавиловой, выделяются следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:
- Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
- Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, тем самым служит эмоциональным толчком к дальнейшей поисковой активности участников образовательного процесса, побуждает их к конкретным действиям;
- Интерактивное обучение формирует способность видеть проблемную ситуацию, обосновывать свои позиции; развиваются умение выслушивать иную точку зрения и умение вступать в партнерское общение;
- Интерактивная деятельность - необходимое условие для становления и совершенствования компетентностей (знаний, умений, навыков) [2].
В настоящее время использование учителями, преподавателями в своей педагогической деятельности интерактивных технологий является не только целесообразным, но и необходимым условием.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения 4-е изд. / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Академия, 2008. 176 с.
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Неустроева А.П.
Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается проблема воспитания личности и раскрывается роль семьи в данном процессе.
Ключевые слова: личность, воспитание, семья, семейное воспитание.
Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения [1].
А.Н. Леонтьев, затрагивая проблему формирования личности, высказал следующее: «Личностью не рождаются, личностью становятся» [2]. Я полностью согласна с данным высказыванием и считаю, что личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется на протяжении продолжительного времени - в процессе воспитания. В широком смысле воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Воспитание личности, в свою очередь, начинается с такого понятия как «семья». Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена [3]. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где