Научная статья на тему 'Применение интерактивных технологий в процессе обучения'

Применение интерактивных технологий в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье приводится ознакомление с интерактивными методами обучения и рассматриваются их цели, задачи и эффективность в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных технологий в процессе обучения»

компетентное руководство ею. Сплоченность группы - залог ее успешного становления как коллектива.

Для успешной адаптации необходимой является совместная деятельность, которая проявляется в активной позиции со стороны педагога и студента. Главная задача педагогов в адаптационный период - раскрыть широкое поле выбора, которое имеется перед студентами. Раскрывая такое поле, педагог не должен скрывать свое оценочное отношение к тому или иному выбору и при этом всегда сохранять за студентом право на самостоятельное принятие решения. Студент должен сам находить и выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а педагог в свою очередь - создавать для этого условия.

Чем эффективнее пройдет адаптация студентов на первом курсе, тем выше будет учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности, психологический комфорт на старших курсах.

Список литературы

1. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание / Н.И. Конюхов. М.: Норма, 1992. 2 с.

2. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб.пособие - 2-е изд. / В.А. Якунин. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2000. 138 с.

3. Столяренко Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии: экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: МарТ, 2001. 46-47 с.

4. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. 2007. №2. 119-130 с.

5. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября. № 1, 2010. 1 -2 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье приводится ознакомление с интерактивными методами обучения и рассматриваются их цели, задачи и эффективность в процессе обучения. Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные технологии, взаимодействие.

С развитием информационных и коммуникационных технологий и проникновением их во все сферы образования широкое распространение получило такое понятие как «интерактивное обучение».

Целью данной модели является организация таких условий обучения, при которых происходит активное взаимодействие учащихся не только с учителем, но и между собой.

Рис. 1. Структура интерактивного урока

Организация интерактивного обучения предполагает использование интерактивных технологий обучения и включает в себя моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Задачи интерактивных технологий обучения:

- эффективное усвоение учебного материала;

- пробуждение интереса у обучающихся;

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

- работа в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение прав каждого на свободу слова и его достоинства;

- формирование у обучающихся своего мнения;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности обучающегося [1]. Существуют следующие виды интерактивных технологий:

- Дискуссия

- Дебаты

- Мозговой штурм (мозговая атака)

- Деловые игры

- Ролевые игры

- Метод кейсов

- Анализ конкретных ситуаций

- Ситуационный анализ

- Мастер-класс

- Тренинг

- Сократический диалог

- Групповое обсуждение

- Интерактивная экскурсия

- Видеоконференция

- Фокус-группа и др.

По мнению Т. С. Паниной и Л. Н. Вавиловой, выделяются следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

- Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;

- Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, тем самым служит эмоциональным толчком к дальнейшей поисковой активности участников образовательного процесса, побуждает их к конкретным действиям;

- Интерактивное обучение формирует способность видеть проблемную ситуацию, обосновывать свои позиции; развиваются умение выслушивать иную точку зрения и умение вступать в партнерское общение;

- Интерактивная деятельность - необходимое условие для становления и совершенствования компетентностей (знаний, умений, навыков) [2].

В настоящее время использование учителями, преподавателями в своей педагогической деятельности интерактивных технологий является не только целесообразным, но и необходимым условием.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения 4-е изд. / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Академия, 2008. 176 с.

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается проблема воспитания личности и раскрывается роль семьи в данном процессе.

Ключевые слова: личность, воспитание, семья, семейное воспитание.

Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения [1].

А.Н. Леонтьев, затрагивая проблему формирования личности, высказал следующее: «Личностью не рождаются, личностью становятся» [2]. Я полностью согласна с данным высказыванием и считаю, что личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется на протяжении продолжительного времени - в процессе воспитания. В широком смысле воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитание личности, в свою очередь, начинается с такого понятия как «семья». Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена [3]. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.