Научная статья на тему 'Особенности адаптации первокурсников к обучению в вузе'

Особенности адаптации первокурсников к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье рассматривается проблема адаптации студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении и приведены особенности данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации первокурсников к обучению в вузе»

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается проблема адаптации студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении и приведены особенности данной проблемы.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социальная среда.

По мнению Н.И. Конюхова, под адаптацией понимается приспособление организма к внешним условиям [1].

В.А. Якунин, в свою очередь, считал, что адаптация - это процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Он считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды [2]. Различают такие виды адаптации, как физиологическая, психофизиологическая, психическая, социально-психическая и социальная [1]. В данном случае рассмотрим социальную адаптацию.

Социальную адаптацию можно рассматривать как процесс, результат гармоничного взаимоотношения между личностью и социальной средой. Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития [3].

И.Т. Зайнышев и А.А. Чернецкая выделяют четыре стадии процесса адаптации, характеризуя каждую из них. Начальная стадия - адаптирующийся улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается. Во второй стадии (терпимости) выделяется признание равноценности эталонов поведения в отношении социальной среды индивида. Третья стадия -приспособление, «аккомодация», связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности. Четвертая стадия - стадия полной адаптации, «ассимиляция», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые [4].

С присвоением статуса «студент» первокурсники могут столкнуться со следующими трудностями: новая система обучения, взаимоотношения с одногруппниками, преподавателями, социально-бытовые проблемы, самостоятельная жизнь вдали от дома (для иногородних студентов), недостаточность знаний структур, принципов работы университета и возможностей для саморазвития и самореализации.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

- в новую социальную среду,

- в учебно-познавательный процесс,

- в новую систему отношений [5].

Важное значение в процессе адаптации первокурсников имеет новый коллектив -студенческая группа. Именно в ней складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый студент в соответствии со своими обязанностями и индивидуальными особенностями, наклонностями занимает свое определенное место. Для того чтобы студенческая группа стала настоящим коллективом, необходимо

компетентное руководство ею. Сплоченность группы - залог ее успешного становления как коллектива.

Для успешной адаптации необходимой является совместная деятельность, которая проявляется в активной позиции со стороны педагога и студента. Главная задача педагогов в адаптационный период - раскрыть широкое поле выбора, которое имеется перед студентами. Раскрывая такое поле, педагог не должен скрывать свое оценочное отношение к тому или иному выбору и при этом всегда сохранять за студентом право на самостоятельное принятие решения. Студент должен сам находить и выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а педагог в свою очередь - создавать для этого условия.

Чем эффективнее пройдет адаптация студентов на первом курсе, тем выше будет учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности, психологический комфорт на старших курсах.

Список литературы

1. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание / Н.И. Конюхов. М.: Норма, 1992. 2 с.

2. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб.пособие - 2-е изд. / В.А. Якунин. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2000. 138 с.

3. Столяренко Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии: экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: МарТ, 2001. 46-47 с.

4. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. 2007. №2. 119-130 с.

5. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября. № 1, 2010. 1 -2 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье приводится ознакомление с интерактивными методами обучения и рассматриваются их цели, задачи и эффективность в процессе обучения. Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные технологии, взаимодействие.

С развитием информационных и коммуникационных технологий и проникновением их во все сферы образования широкое распространение получило такое понятие как «интерактивное обучение».

Целью данной модели является организация таких условий обучения, при которых происходит активное взаимодействие учащихся не только с учителем, но и между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.