Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме'

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Юлия Сергеевна

Статья посвящена проблеме адаптации студентов первого курса к процессу обучения в техникуме. Представлена примерная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов, определены основные направления работы и ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В

ТЕХНИКУМЕ

Кондратьева Юлия Сергеевна педагог - психолог Благовещенский технологический техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса» Россия, город Благовещенск

Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации студентов первого курса к процессу обучения в техникуме. Представлена примерная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов, определены основные направления работы и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, образовательно-воспитательная среда.

Студенческий возраст совпадает с периодом юности, границами которого в отечественной психологии принято считать 14-18 лет. Особенности возраста ранней юности во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что в этот период перед молодым человеком встает жизненно важная задача -осуществить профессиональное самоопределение.

Особенно трудным для студента является первый год обучения. Учебный процесс в школе во многом отличается от обучения в

профессиональном учебном заведении: новый режим занятий, другие взаимоотношения с педагогами и сверстниками, понимание роли профессиональных дисциплин для будущей специальности, все это ведет к значительным изменениям всего образа жизни в целом. Успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности, будущего специалиста. Именно в это время организация работы со студентами-первокурсниками по их адаптации к студенческой жизни становится особенно значимой.

Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [Г.И. Постовалова, 1973].

Принято выделять два вида студенческой адаптации:

а) профессиональную адаптацию, т.е. приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию, т.е. приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации студентов к образовательным условиям:

1. Формальная адаптация - познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.

2. Общественная адаптация - процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

3. Дидактическая адаптация - подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [Л.Д. Столяренко, 2002].

Нам кажется очевидным, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности в техникуме необходимо, кроме того, данная деятельность психологической службы должна быть направлена на поиск путей активизации процесса адаптации. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Этим объясняется актуальность создания в Благовещенском технологическом техникуме программы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов - первокурсников к процессу обучения.

Целью программы является осуществление социально-психологических и педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации первокурсников к условиям и особенностям учебного процесса в техникуме.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

1. Подготовка студентов к новым условиям обучения;

2. Изучение индивидуально - психологических особенностей личности;

3. Формирование позитивных учебных мотивов;

4. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;

5. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

6. Оказание психологической и социальной помощи;

Работа по реализации программы осуществляется в следующих направлениях:

1. Аналитико - диагностическая работа

2. Профилактические мероприятия

3. Развивающая и коррекционная работа

Примерное планирование реализации программы

№ Мероприятия

1. Аналитико - диагностическая работа

1.1. Изучение личных дел студентов. Составление социальных паспортов.

1.2. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.

1.3. Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов

1.4. Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов групп нового набора

1.5. Изучение общих способностей умственной деятельности

1.6. Диагностика уровня тревожности студентов нового набора

1.7. Исследование степени удовлетворенности студенческой жизнью

1.8. Изучение учебной мотивации студентов

1.9. Исследование реальной структуры ценностных ориентаций личности (лонгитюдное исследование)

1.10. Диагностика адаптированности (итоговая)

2.Профилактические мероприятия

2.1. Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий

2.2. Психологическое сопровождение процесса адаптации (профилактика дезадаптации)

2.3. Обеспечение комфортных условий проживания студентов в

общежитии, оказание различных видов социальной помощи студентам льготных категорий

2.4. Подготовка и проведение родительских собраний в группах нового набора

2.5. Подготовка и проведение классных часов с элементами СПТ: «Безконфликтное общение»

2.6. Профилактика нервно-психических перегрузок: СПТ «Как снять напряжение» СПТ«Экзамен «на носу!»

3. Развивающая и коррекционная работа

3.1. СПТ на самопознание и самопринятие (По результатам диагностической работы)

3.2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа со студентами по выявленным проблемам

3.3. Оказание психологической помощи и поддержки студентам и преподавателям в решении личностных и пр. проблем, связанных с процессом адаптации первокурсников

Ожидаемые результаты:

1. Создание комфортной образовательно - воспитательной среды для студентов - первокурсников;

2. Определение контингента групп, выявление лидеров, формирование актива, создание благоприятного психологического климата в группах, принятие студентами с традиций техникума;

3. Позитивная динамика степени социально-психологической адаптации первокурсников;

4. Низкий процент отсева первокурсников;

5. Формирование у первокурсников компетенций взаимодействия, социального общения, навыков работы в коллективе;

6. Наличие мотивации к дальнейшему продолжению образования, формирование устойчивого интереса к профессии;

7. Продуктивная совместная деятельность в учебных и творческих коллективах.

Предложенная программа психолого-педагогического

сопровождения процесса адаптации студентов к учебному процессу рассчитана на первый семестр первого года обучения студентов в техникуме и осуществляется как в процессе преподавания учебных дисциплин, так и в процессах учебного и внеучебного взаимодействия со студентами.

Литература

1. Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2007. - 229 с.

2. Столяренко Л.Д. Особенности развития личности студента. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 671 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.