Научная статья на тему 'Основные детерминанты успешной адаптации учащейся молодежи в вузе'

Основные детерминанты успешной адаптации учащейся молодежи в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ADAPTATION / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / PEDAGOGICAL DETERMINANTS / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурова И. Г.

Рассматриваются проблемы адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза на этапе подготовки «Школа вуз». Анализируются основные детерминанты успешной адаптации и необходимость их выполнения для управления процессом адаптации студентов первого курса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DETERMINANTS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The problems of adaptation of students to the educational environment of a higher educational institution at the stage of preparation “school higher educational institution” are viewed. The main determinants of successful adaptation and their necessity for the adaptation process management of the first year students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Основные детерминанты успешной адаптации учащейся молодежи в вузе»

УДК 37.062.1

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ

И.Г. Гурова

Рассматриваются проблемы адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза на этапе подготовки «Школа-вуз». Анализируются основные детерминанты успешной адаптации и необходимость их выполнения для управления процессом адаптации студентов первого курса вуза.

Ключевые слова: адаптация, педагогическое сопровождение, педагогические детерминанты, компетенции.

Происходящие последние десять лет в российском обществе глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все социальные институты, привели к крупным изменениям в российской системе образования. Основные правовые и социальные гарантии, современные технологии обучения, формы и методы взаимодействия участников образовательного процесса узаконены новым Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», вступающем в силу с 1.09.2013 года, на основании которого государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования обязаны обеспечивать «адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [1]. Управлять адаптивным процессом обучения - значит сознательно и последовательно обеспечивать переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. Под их влиянием участники образовательного процесса вынуждены изменять ранее привычные способы поведения и приспосабливаться к новой образовательной среде.

Проблема адаптации учащейся молодежи к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.

Актуальность проблемы по адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза вызвана тем, что существует различие в содержании, формах и технологиях обучения между средней школой и вузом, что способствует недостаточности подготовки выпускников средних школ для их самоорганизации в вузе; студенты первого курса, в силу своих возрастных особенностей, отсутствия жизненного опыта, связанного с неумением найти паритет между социальным и индивидуальным, теряются в вузовской среде, что деструктивно влияет на развитие личности студента, на формирование творческих способностей и научного потенциала первокурсников, возникновение трудностей в становлении самооценки, самосознания и формирования позитивного образа «Я» [2].

Проблемы адаптации молодежи изучались многими современными учеными с различных точек зрения. Организационно-педагогические основы адаптации учащихся средней школы рассматривались учеными Э.П. Михайловой, Н.М. Смысловой, Ю.С. Васильевой и др. Разработке теоретических и методических проблем адаптации старшеклассников к новой образовательной среде посвящены труды Е.Б. Лавренковой, Л.Ю., Ерохиной, В. А. Прохоровой и др. Изучению процесса педагогического сопровождения адаптации первокурсников посвящены труды Е.А. Гингель, А.Н. Руденко, А.Ю. Лахтина, Е.Н. Леоновой и др. Программы по адаптации первокурсников предложены в научных трудах Т.М. Лукьяновой, Н.А. Осипенковой и других. Вопросы преемственности среднего и высшего образования изучались учеными Е.Ю. Кудрявцевой, М.Р. Табиловой, Л. А. Леонтьевой и др.

Анализ проведенных исследований выявил, что в подавляющем большинстве работ проблема адаптации учащейся молодежи рассматривалась или на этапе, когда молодой человек готовится к поступлению в вуз, то есть является абитуриентом, или на этапе, когда выпускник школы уже стал студентом, при этом учеными анализируются только вузовские возможности для облегчения или ускорения процесса адаптации.

В научной литературе в последние годы существует незначительное количество научных трудов, в которых разрабатываются комплексные программы по адаптации учащейся молодежи на этапе подготовки «Школа-вуз». Согласно этому появилась необходимость в разработке педагогической программы, включающей организационно-педагогические мероприятия, направленные на адаптированность учащейся молодежи к образовательной среде высшего учебного заведения в период довузовской подготовки и в ходе обучения на первом курсе вуза.

Для разработки программы педагогического сопровождения учащейся молодежи к вузу нами был проведен теоретико-методологический анализ проблем приспособления учащихся к новой образовательной среде, который позволил сделать вывод о том, что адаптация личности учащегося базируется на определенном комплексе когнитивных, поведенческих и личностных механизмов, которые активизируют личностно-развивающие ресурсы старшеклассников и студентов. Приспособление к окружающей действительности наступает при достижении гармонии между учащимися и окружающей средой. В ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять свои социальные роли в обществе. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и свои социальные связи в образовательном пространстве вуза [3].

Пересечение рубежа «средняя Школа - Вуз» связано для молодого человека с преодолением таких социально-значимых проблем, стоящих перед старшеклассником, будущим студентом, как выбор специальности и профессии, недостаточная школьная подготовка, необходимость адаптации к новым условиям обучения, поиск и обозначение своего места в «новом» микросоциуме (студенческой группе), изменение своего статуса в «старом» микросоциуме (коллекти-

ве друзей и знакомых).

В ходе исследования, проведенного на базе гуманитарного факультета ТулГУ, для разработки программы педагогического сопровождения учащейся молодежи были проанализированы основные причины, влияющие на затруднение процесса обучения в вузе:

- недостаточность мотивации выбора профессии, факультета, вуза;

- иная, в отличие от школьной, организация обучения: учебный процесс в средней школе характеризуется обязательным наличием ежедневных письменных домашних заданий, а студенческий, особенно для обучающихся в вузе по гуманитарным направлениям, характеризуется наличием творческих логических, информационных и проблемных задач, как правило, устного содержания, которые обучают умению мыслить, рассуждать, аргументировать, строить диалог, осуществлять навыки анализа проблемных ситуаций;

- переступив порог вуза, недавний школьник попадает в совершенно иную обстановку, которая приводит к мнению о мнимой легкости обучения в вузе, формирует ошибочную уверенность в возможности все наверстать и освоить непосредственно перед сессией;

- несформированность ряда профессиональных компетенций: студенты первого курса, как правило, не умеют качественно конспектировать лекции, сотрудничать и работать в команде, добывать и анализировать информацию большого объема, не владеют навыками самостоятельной работы с периодической литературой; хуже всего у студентов идет формирование навыков полипа-радигмальности, значительно лучше - навыков умения извлекать уроки из собственного опыта;

- психологическая некомпетентность студентов во взаимоотношениях с вузовскими преподавателями: не умеют строить диалоги с преподавателями, аргументировать собственные точки зрения и отстаивать идеи;

- неумение правильно распределять свое время для самостоятельной подготовки и, как следствие, - недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий, в связи с чем большинство студентов приходят на занятия неподготовленными;

- несформированность таких черт личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность, способность контролировать и оценивать себя; незнание своих индивидуальных особенностей, особенностей психических процессов, что, естественно, сказывается на организации познавательной деятельности;

- отсутствие навыков самостоятельной жизни без постоянной помощи классного руководителя, наставника, родителей [4].

Необходимость перестройки поведения учащихся в соответствии с требованиями новой для них социальной среды дает непосредственный толчок к началу адаптационного процесса. Основываясь на результатах проведенных исследований, мы определили, что механизмами успешной адаптации учащейся молодежи к вузовской среде являются:

- формирование базовых элементов компетентностей учащихся старших

классов школ на этапе подготовки к поступлению в вуз;

- осознание приобретенного нового социального статуса - статуса студента;

- наличие мотивации к обучению и получению профессии;

- создание дополнительного пространства самореализации личности во внеучебное время;

- предупреждение и снятие у студентов-первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с их включением в новую образовательно-воспитательную среду;

- создание благоприятного социально-педагогического микроклимата в студенческих группах;

- развитие позитивной «Я - концепции», адекватной самооценки;

- принятие норм и ценностей социальной среды.

Рассматривая все вышеперечисленные проблемы адаптации учащейся молодежи в образовательной среде вуза, для определения структуры процесса адаптации и ее подсистем, а также для разработки программы адаптации и решения поставленных задач нами были выделены основные педагогические детерминанты успешной адаптации.

Понятие «детерминант» в энциклопедической литературе формулируется с разных точек зрения. Его основное базовое значение приводится в математических источниках. В психологической энциклопедии понятие «детерминант» означает «любое причинное или предшествующее условие или средство», в экономической - фактор, способный оказывать влияние на экономические процессы, отношения, в современном словаре русского языка, детерминант - это фактор или элемент, обусловливающий то или иное явление.

Известный современный ученый в области теории и методики профессионального образования А.Я. Найн считает, что педагогические условия успешной адаптации представляют собой «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных и проектируемых задач» [5, с.89-91].

Таким образом, детерминанты адаптации - это комплекс условий целенаправленного социально-педагогического процесса, способствующих обеспечению механизмов успешной адаптации.

Анализ научно-педагогической литературы по проблемам адаптации позволил сделать выводы, что недостаточно работ, посвященных характеристике комплексных педагогических детерминант успешной адаптации старшеклассников и первокурсников к условиям вуза, то есть необходимого комплекса условий, способствующих успешной адаптации учащейся молодежи к вузовской среде. В научной литературе встречается достаточно много исследований, где проблема успешной адаптации студентов рассматривается в контексте правильно подобранных методов и приемов воспитательной работы. В последние годы педагогические условия адаптации

студентов к обучению в вузах рассматривались в трудах Е.А. Гингель, Т.А. Жданко, Ю.С. Васильевой, Э.П. Михайловой, Н.Ю. Миловановой и др.

В ходе проведенного исследования нами были выделены психолого-педагогические и организационно-педагогические группы педагогических детерминант успешной адаптации. Психолого-педагогическими детерминантами успешной адаптации выступают личностно-развивающиеся ресурсы студента, а организационно-педагогические условия успешной адаптации первокурсников определяются особенностями социально-коммуникативной, дидактической и досуговой деятельностью в вузе, имеющей субъект-субъектную и субъект-объектную направленность.

Первая группа, психолого-педагогических детерминант, объединяет следующий комплекс причинных условий:

- развитие перцептивных умений у старшеклассников и первокурсников;

- формирования у студентов позитивных мотивов к обучению;

- предупреждение у студентов-первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с их включением в новую образовательно-воспитательную среду.

Ко второй группе относятся организационно-педагогические детерминанты, объединяющие в своем составе социально-коммуникативные, дидактические и досуговые детерминанты.

Социально-коммуникативные детерминанты предполагают

формирование определенного уровня организации взаимодействия и коммуникативных умений:

- создание благоприятного социально-педагогического микроклимата в студенческих группах;

- оказание консультативно-педагогической помощи по ликвидации проблемных ситуаций в микросреде студентов;

- формирование эмоциональной устойчивости и умения адекватно вести себя в коллективе, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;

- применение личностно-развивающих педагогических технологий, способствующих успешной адаптации к образовательному пространству учебного заведения.

Дидактические организационно-педагогические детерминанты адаптации включают:

- внедрение программы по социально-педагогической адаптации, разработку методического обеспечения реализация программы адаптации;

- разработку оптимального содержания учебного материала;

- формирование базовых элементов компетентностей учащихся старших классов школ на этапе подготовки к поступлению в вуз;

- педагогическое взаимодействия преподавателей высших учебных заведений и учителей школ на этапе подготовки к поступлению в вуз;

- подбор педагогических технологий и методов организации учебной деятельности с учётом специфики условий обучения в вузе и особенностей познавательной деятельности студентов-первокурсников.

Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно

неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм первокурсника. В связи с этим представляет интерес выявления роли индивидуальных особенностей студентов в адаптационном процессе.

Досуговые организационно-педагогические детерминанты необходимы для того, чтобы студент гармонично и успешно развивался в новой социальной ситуации, в которой бы он безболезненно приспособился к академической среде:

- организация бесед о правилах совместного проживания и контроля со стороны администрации;

- развитие у студентов навыков самообслуживания;

- организация внеучебной деятельности студентов и создание дополнительного пространства самореализации личности во внеучебное время.

Таким образом, педагогические детерминанты адаптации учащейся молодежи - это совокупность педагогических условий, методов, средств и содержательных характеристик целенаправленного субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, обеспечивающих эффективность адаптации учащихся в социально-педагогической среде вуза.

В социальном аспекте категория студенчества отличается высоким уровнем учебной деятельности и направленностью на профессиональное развитие. В то же время она характеризуется наивысшей социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Качественное обучение студентов в вузе возможно при условии интеллектуального развития личности обучающегося и выполнения всех условий успешной адаптации к вузу.

Таким образом, адаптация выпускников школы к обучению в вузе будет более эффективной, если в начале данного процесса выделить психолого-педагогические и организационно-педагогические детерминанты социально-педагогической адаптации учащихся к образовательной среде высшего учебного заведения, на основе которых разработать программу педагогического сопровождения процесса адаптации, что позволит учащейся молодежи быстрее освоиться в вузе и приобрести новый социальный статус студента.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета. Федеральный выпуск. № 5976.

2. Ханчук Н.Н. Некоторые актуальные проблемы адаптации студентов в процессе обучения в высшей школе// Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000.

3. Лидак Л.В., Антипова Л.А. Детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010.

№ 4.

4. Захаров Ю.А., Чурекова Т.М. Качественное довузовское образование -

условие доступности обучения в высшей школе // Университетское управление. 2005. № 1(34). С. 41-46.

5. Найн А.Я. Адаптация работающей молодежи важнейшая проблема профессионально-технической педагогики // Сов. педагогика.1982. №11. С. 8991.

Гурова Ирина Григорьевна, аспирант, ассистент, dgum@bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE MAIN DETERMINANTS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

I. G. Gurova

The problems of adaptation of students to the educational environment of a higher educational institution at the stage of preparation "school - higher educational institution" are viewed. The main determinants of successful adaptation and their necessity for the adaptation process management of the first year students are analyzed.

Key words: adaptation, pedagogical accompaniment, pedagogical determinants, competences

Gurova Irina Grigorievna, post graduate student, assistant, dgHm@ bk.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 37.013.78

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

И.Г. Гурова

Рассматривается необходимость функционирования адаптивной образовательной системы «Школа - вуз» как интегрированной системы среднего и высшего образования на этапе подготовки абитуриентов к поступлению в вуз. Представлены результаты педагогического сопровождения процесса адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза, позволившие сделать выводы об эффективности разработанной программы после внедрения в образовательную практику вуза.

Ключевые слова: адаптация, адаптивная система, адаптированность, реципиент, педагогическое сопровождение, инновационные образовательные технологии, компетенции.

Проблема адаптации личности во все времена формирования и развития общества была острой и актуальной, поскольку именно механизмы адаптации, имеющие эволюционные корни, обеспечивают возможность выживания человека. Адаптация личности - это естественный и необходимый процесс существования человека в системах «организм - среда» и «личность - социум».

В настоящее время понятие «адаптация» вышло за пределы философии и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.