УДК 37.062.1
ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ
И.Г. Гурова
Рассматриваются проблемы адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза на этапе подготовки «Школа-вуз». Анализируются основные детерминанты успешной адаптации и необходимость их выполнения для управления процессом адаптации студентов первого курса вуза.
Ключевые слова: адаптация, педагогическое сопровождение, педагогические детерминанты, компетенции.
Происходящие последние десять лет в российском обществе глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все социальные институты, привели к крупным изменениям в российской системе образования. Основные правовые и социальные гарантии, современные технологии обучения, формы и методы взаимодействия участников образовательного процесса узаконены новым Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», вступающем в силу с 1.09.2013 года, на основании которого государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования обязаны обеспечивать «адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [1]. Управлять адаптивным процессом обучения - значит сознательно и последовательно обеспечивать переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. Под их влиянием участники образовательного процесса вынуждены изменять ранее привычные способы поведения и приспосабливаться к новой образовательной среде.
Проблема адаптации учащейся молодежи к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
Актуальность проблемы по адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза вызвана тем, что существует различие в содержании, формах и технологиях обучения между средней школой и вузом, что способствует недостаточности подготовки выпускников средних школ для их самоорганизации в вузе; студенты первого курса, в силу своих возрастных особенностей, отсутствия жизненного опыта, связанного с неумением найти паритет между социальным и индивидуальным, теряются в вузовской среде, что деструктивно влияет на развитие личности студента, на формирование творческих способностей и научного потенциала первокурсников, возникновение трудностей в становлении самооценки, самосознания и формирования позитивного образа «Я» [2].
Проблемы адаптации молодежи изучались многими современными учеными с различных точек зрения. Организационно-педагогические основы адаптации учащихся средней школы рассматривались учеными Э.П. Михайловой, Н.М. Смысловой, Ю.С. Васильевой и др. Разработке теоретических и методических проблем адаптации старшеклассников к новой образовательной среде посвящены труды Е.Б. Лавренковой, Л.Ю., Ерохиной, В. А. Прохоровой и др. Изучению процесса педагогического сопровождения адаптации первокурсников посвящены труды Е.А. Гингель, А.Н. Руденко, А.Ю. Лахтина, Е.Н. Леоновой и др. Программы по адаптации первокурсников предложены в научных трудах Т.М. Лукьяновой, Н.А. Осипенковой и других. Вопросы преемственности среднего и высшего образования изучались учеными Е.Ю. Кудрявцевой, М.Р. Табиловой, Л. А. Леонтьевой и др.
Анализ проведенных исследований выявил, что в подавляющем большинстве работ проблема адаптации учащейся молодежи рассматривалась или на этапе, когда молодой человек готовится к поступлению в вуз, то есть является абитуриентом, или на этапе, когда выпускник школы уже стал студентом, при этом учеными анализируются только вузовские возможности для облегчения или ускорения процесса адаптации.
В научной литературе в последние годы существует незначительное количество научных трудов, в которых разрабатываются комплексные программы по адаптации учащейся молодежи на этапе подготовки «Школа-вуз». Согласно этому появилась необходимость в разработке педагогической программы, включающей организационно-педагогические мероприятия, направленные на адаптированность учащейся молодежи к образовательной среде высшего учебного заведения в период довузовской подготовки и в ходе обучения на первом курсе вуза.
Для разработки программы педагогического сопровождения учащейся молодежи к вузу нами был проведен теоретико-методологический анализ проблем приспособления учащихся к новой образовательной среде, который позволил сделать вывод о том, что адаптация личности учащегося базируется на определенном комплексе когнитивных, поведенческих и личностных механизмов, которые активизируют личностно-развивающие ресурсы старшеклассников и студентов. Приспособление к окружающей действительности наступает при достижении гармонии между учащимися и окружающей средой. В ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять свои социальные роли в обществе. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и свои социальные связи в образовательном пространстве вуза [3].
Пересечение рубежа «средняя Школа - Вуз» связано для молодого человека с преодолением таких социально-значимых проблем, стоящих перед старшеклассником, будущим студентом, как выбор специальности и профессии, недостаточная школьная подготовка, необходимость адаптации к новым условиям обучения, поиск и обозначение своего места в «новом» микросоциуме (студенческой группе), изменение своего статуса в «старом» микросоциуме (коллекти-
ве друзей и знакомых).
В ходе исследования, проведенного на базе гуманитарного факультета ТулГУ, для разработки программы педагогического сопровождения учащейся молодежи были проанализированы основные причины, влияющие на затруднение процесса обучения в вузе:
- недостаточность мотивации выбора профессии, факультета, вуза;
- иная, в отличие от школьной, организация обучения: учебный процесс в средней школе характеризуется обязательным наличием ежедневных письменных домашних заданий, а студенческий, особенно для обучающихся в вузе по гуманитарным направлениям, характеризуется наличием творческих логических, информационных и проблемных задач, как правило, устного содержания, которые обучают умению мыслить, рассуждать, аргументировать, строить диалог, осуществлять навыки анализа проблемных ситуаций;
- переступив порог вуза, недавний школьник попадает в совершенно иную обстановку, которая приводит к мнению о мнимой легкости обучения в вузе, формирует ошибочную уверенность в возможности все наверстать и освоить непосредственно перед сессией;
- несформированность ряда профессиональных компетенций: студенты первого курса, как правило, не умеют качественно конспектировать лекции, сотрудничать и работать в команде, добывать и анализировать информацию большого объема, не владеют навыками самостоятельной работы с периодической литературой; хуже всего у студентов идет формирование навыков полипа-радигмальности, значительно лучше - навыков умения извлекать уроки из собственного опыта;
- психологическая некомпетентность студентов во взаимоотношениях с вузовскими преподавателями: не умеют строить диалоги с преподавателями, аргументировать собственные точки зрения и отстаивать идеи;
- неумение правильно распределять свое время для самостоятельной подготовки и, как следствие, - недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий, в связи с чем большинство студентов приходят на занятия неподготовленными;
- несформированность таких черт личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность, способность контролировать и оценивать себя; незнание своих индивидуальных особенностей, особенностей психических процессов, что, естественно, сказывается на организации познавательной деятельности;
- отсутствие навыков самостоятельной жизни без постоянной помощи классного руководителя, наставника, родителей [4].
Необходимость перестройки поведения учащихся в соответствии с требованиями новой для них социальной среды дает непосредственный толчок к началу адаптационного процесса. Основываясь на результатах проведенных исследований, мы определили, что механизмами успешной адаптации учащейся молодежи к вузовской среде являются:
- формирование базовых элементов компетентностей учащихся старших
классов школ на этапе подготовки к поступлению в вуз;
- осознание приобретенного нового социального статуса - статуса студента;
- наличие мотивации к обучению и получению профессии;
- создание дополнительного пространства самореализации личности во внеучебное время;
- предупреждение и снятие у студентов-первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с их включением в новую образовательно-воспитательную среду;
- создание благоприятного социально-педагогического микроклимата в студенческих группах;
- развитие позитивной «Я - концепции», адекватной самооценки;
- принятие норм и ценностей социальной среды.
Рассматривая все вышеперечисленные проблемы адаптации учащейся молодежи в образовательной среде вуза, для определения структуры процесса адаптации и ее подсистем, а также для разработки программы адаптации и решения поставленных задач нами были выделены основные педагогические детерминанты успешной адаптации.
Понятие «детерминант» в энциклопедической литературе формулируется с разных точек зрения. Его основное базовое значение приводится в математических источниках. В психологической энциклопедии понятие «детерминант» означает «любое причинное или предшествующее условие или средство», в экономической - фактор, способный оказывать влияние на экономические процессы, отношения, в современном словаре русского языка, детерминант - это фактор или элемент, обусловливающий то или иное явление.
Известный современный ученый в области теории и методики профессионального образования А.Я. Найн считает, что педагогические условия успешной адаптации представляют собой «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных и проектируемых задач» [5, с.89-91].
Таким образом, детерминанты адаптации - это комплекс условий целенаправленного социально-педагогического процесса, способствующих обеспечению механизмов успешной адаптации.
Анализ научно-педагогической литературы по проблемам адаптации позволил сделать выводы, что недостаточно работ, посвященных характеристике комплексных педагогических детерминант успешной адаптации старшеклассников и первокурсников к условиям вуза, то есть необходимого комплекса условий, способствующих успешной адаптации учащейся молодежи к вузовской среде. В научной литературе встречается достаточно много исследований, где проблема успешной адаптации студентов рассматривается в контексте правильно подобранных методов и приемов воспитательной работы. В последние годы педагогические условия адаптации
студентов к обучению в вузах рассматривались в трудах Е.А. Гингель, Т.А. Жданко, Ю.С. Васильевой, Э.П. Михайловой, Н.Ю. Миловановой и др.
В ходе проведенного исследования нами были выделены психолого-педагогические и организационно-педагогические группы педагогических детерминант успешной адаптации. Психолого-педагогическими детерминантами успешной адаптации выступают личностно-развивающиеся ресурсы студента, а организационно-педагогические условия успешной адаптации первокурсников определяются особенностями социально-коммуникативной, дидактической и досуговой деятельностью в вузе, имеющей субъект-субъектную и субъект-объектную направленность.
Первая группа, психолого-педагогических детерминант, объединяет следующий комплекс причинных условий:
- развитие перцептивных умений у старшеклассников и первокурсников;
- формирования у студентов позитивных мотивов к обучению;
- предупреждение у студентов-первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с их включением в новую образовательно-воспитательную среду.
Ко второй группе относятся организационно-педагогические детерминанты, объединяющие в своем составе социально-коммуникативные, дидактические и досуговые детерминанты.
Социально-коммуникативные детерминанты предполагают
формирование определенного уровня организации взаимодействия и коммуникативных умений:
- создание благоприятного социально-педагогического микроклимата в студенческих группах;
- оказание консультативно-педагогической помощи по ликвидации проблемных ситуаций в микросреде студентов;
- формирование эмоциональной устойчивости и умения адекватно вести себя в коллективе, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
- применение личностно-развивающих педагогических технологий, способствующих успешной адаптации к образовательному пространству учебного заведения.
Дидактические организационно-педагогические детерминанты адаптации включают:
- внедрение программы по социально-педагогической адаптации, разработку методического обеспечения реализация программы адаптации;
- разработку оптимального содержания учебного материала;
- формирование базовых элементов компетентностей учащихся старших классов школ на этапе подготовки к поступлению в вуз;
- педагогическое взаимодействия преподавателей высших учебных заведений и учителей школ на этапе подготовки к поступлению в вуз;
- подбор педагогических технологий и методов организации учебной деятельности с учётом специфики условий обучения в вузе и особенностей познавательной деятельности студентов-первокурсников.
Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно
неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм первокурсника. В связи с этим представляет интерес выявления роли индивидуальных особенностей студентов в адаптационном процессе.
Досуговые организационно-педагогические детерминанты необходимы для того, чтобы студент гармонично и успешно развивался в новой социальной ситуации, в которой бы он безболезненно приспособился к академической среде:
- организация бесед о правилах совместного проживания и контроля со стороны администрации;
- развитие у студентов навыков самообслуживания;
- организация внеучебной деятельности студентов и создание дополнительного пространства самореализации личности во внеучебное время.
Таким образом, педагогические детерминанты адаптации учащейся молодежи - это совокупность педагогических условий, методов, средств и содержательных характеристик целенаправленного субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, обеспечивающих эффективность адаптации учащихся в социально-педагогической среде вуза.
В социальном аспекте категория студенчества отличается высоким уровнем учебной деятельности и направленностью на профессиональное развитие. В то же время она характеризуется наивысшей социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Качественное обучение студентов в вузе возможно при условии интеллектуального развития личности обучающегося и выполнения всех условий успешной адаптации к вузу.
Таким образом, адаптация выпускников школы к обучению в вузе будет более эффективной, если в начале данного процесса выделить психолого-педагогические и организационно-педагогические детерминанты социально-педагогической адаптации учащихся к образовательной среде высшего учебного заведения, на основе которых разработать программу педагогического сопровождения процесса адаптации, что позволит учащейся молодежи быстрее освоиться в вузе и приобрести новый социальный статус студента.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета. Федеральный выпуск. № 5976.
2. Ханчук Н.Н. Некоторые актуальные проблемы адаптации студентов в процессе обучения в высшей школе// Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000.
3. Лидак Л.В., Антипова Л.А. Детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010.
№ 4.
4. Захаров Ю.А., Чурекова Т.М. Качественное довузовское образование -
условие доступности обучения в высшей школе // Университетское управление. 2005. № 1(34). С. 41-46.
5. Найн А.Я. Адаптация работающей молодежи важнейшая проблема профессионально-технической педагогики // Сов. педагогика.1982. №11. С. 8991.
Гурова Ирина Григорьевна, аспирант, ассистент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE MAIN DETERMINANTS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
I. G. Gurova
The problems of adaptation of students to the educational environment of a higher educational institution at the stage of preparation "school - higher educational institution" are viewed. The main determinants of successful adaptation and their necessity for the adaptation process management of the first year students are analyzed.
Key words: adaptation, pedagogical accompaniment, pedagogical determinants, competences
Gurova Irina Grigorievna, post graduate student, assistant, dgHm@ bk.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 37.013.78
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»
И.Г. Гурова
Рассматривается необходимость функционирования адаптивной образовательной системы «Школа - вуз» как интегрированной системы среднего и высшего образования на этапе подготовки абитуриентов к поступлению в вуз. Представлены результаты педагогического сопровождения процесса адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза, позволившие сделать выводы об эффективности разработанной программы после внедрения в образовательную практику вуза.
Ключевые слова: адаптация, адаптивная система, адаптированность, реципиент, педагогическое сопровождение, инновационные образовательные технологии, компетенции.
Проблема адаптации личности во все времена формирования и развития общества была острой и актуальной, поскольку именно механизмы адаптации, имеющие эволюционные корни, обеспечивают возможность выживания человека. Адаптация личности - это естественный и необходимый процесс существования человека в системах «организм - среда» и «личность - социум».
В настоящее время понятие «адаптация» вышло за пределы философии и