Научная статья на тему 'История семейного воспитания в педагогической теории и практике'

История семейного воспитания в педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6814
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / EDUCATION / FAMILY EDUCATION / PREPARATION OF RISING GENERATION FOR FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носакова Татьяна Владимировна

В статье осуществлен историко-педагогический анализ основных направлений и тенденций семейного воспитания в педагогической теории и практике. Обозначены проблема подготовки к семейной жизни детей и подростков и ее содержательное решение через использование опыта зарубежных и отечественных педагогов-мыслителей XVII-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of family education in pedagogical theory and practice

The historical-pedagogic analysis of the basic directions and tendencies of family education in pedagogical theory and practice is carried out in the article. The problem of preparation of children and teenagers for family life and its substantial solving through the use of experience of foreign and domestic teachers-thinkers of the XVII XXth centuries are designated in the article.

Текст научной работы на тему «История семейного воспитания в педагогической теории и практике»

ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Воспитание, семейное воспитание, подготовка к семейной жизни подрастающего

поколения.

На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, неблагоприятная демографическая ситуация. Причины этих негативных явлений кроются в недооценке значения подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

Историко-педагогическое исследование показывает, что подготовка молодежи к семейной жизни представляет интерес для любого цивизизованного общества, поскольку семейные отношения, наряду с социальными, профессиональными, являются ведущими в человеческих взаимоотношениях.

История исследования проблемы подготовки к семейной жизни молодых людей показывает, что до второй половины XVIII века в педагогике такая проблема отдельно не ставилась. Но это не означает, что семейная подготовка не осуществлялась фактически. И.В. Гребенников отмечает, что «...в рабовладельческом и феодальном обществах эта проблема решалась в основном самой семьей в процессе естественной жизни. В семье рабовладельца детей готовили к созданию семьи рабовладельца, в феодальной - семьи феодала. Дети ремесленников и крестьян готовились копировать своих родителей» [Гребенников, 1991, с. 32].

В педагогической же теории и практике проблема подготовки к семейной жизни молодых людей всегда была тесно связана с вопросами семейного воспитания, которым уделяли внимание многие исследователи.

Я.А. Коменский, Ж.Ж Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, И. Гербарт - каждый из них имел собственные представления о семейном воспитании и его роли в подготовке к самостоятельной жизни подрастающего поколения.

Я.А. Коменский, разрабатывая первое в мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа», считал, что для воспитания юношества должна быть «троякая цель... — прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем — к добрым нравам или добродетелям, наконец — к более полезным наукам» [Джуринский, 1987, с. 57]. Особенности нравственного воспитания детей у Я.А. Коменского заключались «в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, любви к людям» [Там же, с 57].

И.Г. Песталоцци обозначил решающую роль воспитания в побуждении к самодеятельности и саморазвитию присущих человеку природных сил и задатков и строго дифференцировал стихийные воздействия среды на формирование ребенка и сознательное педагогическое воздействие, осуществляемое в школе и семье. Основой нравственного воспитания должна быть семья, так как именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка, его любовь к матери, распространяющаяся потом на других членов семьи.

Дж. Локк методику формирования поведения ребенка органично связывал с методикой формирования его нравственного сознания, без чего полноценное

нравственное развитие представлялось немыслимым. Он считал, что искусство воспитателя состоит в использовании и создании благоприятного случая для побуждения ребенка к желаемым повторным действиям, укрепляющим привычку. Чтобы «с пользой подготовиться к жизни... настоящий джентльмен» воспитывался дома, а не в школе, и главным воспитательным средством являлись не рассуждение, а пример, среда, окружение ребенка [Джуринский, 1987, с. 74].

Ж.Ж. Руссо вывел три фактора воздействия на воспитание ребенка: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, предметы и явления обогащают опыт. Воспитание должно было быть разносторонним: физическим, трудовым, половым и религиозным. Однако Ж. Ж. Руссо не смог порвать с педагогическими предрассудками, связанными с ограничением женского образования.

И. Гербартом для воспитания «добродеятельного человека» большое значение отводилось этике — «формированию у юношей хороших манер и стиля поведения» [Джуринский, 1987, с. 79].

Таким образом, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и И. Гербарт в своих трудах обозначали роль семейного воспитания, но при этом раскрывали только отдельные его аспекты.

Со второй половины XIX века начинается систематическое изучение института семьи, появляются работы по социальной психологии и социологии семьи у антропологов и социологов. Л. Морган, Ф. Энгельс, М. Ковалевский, Ф. Ле Пле, Б. Малиновский и П. Сорокин рассматривали теоретические проблемы семьи, но не поднимали вопрос практической подготовки к семейной жизни молодых людей. Большое значение имела работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Опираясь на этнографические труды Л. Моргана, он не пытался дать описание брака будущего, так как осознавал изменчивость этого института и зависимость семейных отношений от развития производственных.

В отечественной истории и традиции каждая семья была «домашней школой», где по наследству передавались от родителей детям профессия, мировоззрение, стереотипы сознания и поведения (что составляет суть воспитания), а также профессия — Родитель. К моменту физиологической зрелости молодой человек автоматически становился и социально зрелым, был полностью готов к роли матери или отца семейства.

Представители русской классической педагогики XIX века К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, обращаясь к проблемам и задачам отечественного образования и воспитания молодежи, основное внимание сосредоточили на общечеловеческих проблемах формирования личности, на роли труда в воспитании и развитии детей. К.Д. Ушинский целью воспитания ставил сознательный процесс формирования гармонически развитой личности, обладающей гуманностью, честностью, справедливостью, ответственностью, чувством собственного достоинства.

При всем многообразии своих воззрений и политических представлений они приходили к мнению о необходимости формировать духовность и нравственность молодежи через благодатное воспитание в труде и любви, в том числе и к будущей профессии. Трудовое и профессиональное образование решало не только воспитательные, но и социально-экономические задачи.

Принципы, которые лежали в основе педагогических концепций представителей российской консервативной традиции в образовании и воспитании молодежи второй половины XIX века, заключались в следующем:

1) идея трудового воспитания как стержневая пружина при решении всего комплекса педагогических задач;

2) идея религиозного воспитания как важнейший фактор духовно-нравственной ориентации молодежи;

3) идея духовности как главное основание российской модели воспитания и образования.

В XX веке вопросам семейного и полового воспитания стало уделяться большее внимание в педагогической теории и практике. На протяжении нескольких десятилетий главной целью воспитания подрастающего поколения являлось формирование нравственной основы развития человека. Вопросы семейной педагогики рассматривались советскими деятелями с позиций социалистического общества.

П.П. Блонский писал: «Половое просвещение должно быть в самую первую очередь общественно-моральным просвещением. В круг его вопросов не могут не входить вопросы общественного отношения к другому полу — отношения уважения и товарищества... Не могло оно миновать и вопросов любви» [Блонский, 1979, с. 28]. Основой правильного полового воспитания является формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина. «Дайте ребенку труд, и его половая нравственность возвысится» [Блонский, 1979, с. 83].

Н.К. Крупская подчеркивала, что сложные вопросы семейной педагогики могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы. Лишь при этом условии школа и семья смогут преодолеть трудности, которые встречаются в практике воспитания подрастающего поколения.

Большое значение для советской педагогики по проблеме воспитания семьянина имеют мысли А.С. Макаренко. Многие идеи о половом воспитании он не только высказал в своих работах, но и воплотил на практике, стараясь, чтобы уклад жизни в создаваемых им коммунах напоминал уклад жизни дружной семьи.

А.С. Макаренко раскрывает особенности формирования культуры чувств, подготовки будущего семьянина, призывает применять разнообразные методы воспитания, рассматривает вопросы о влиянии на воспитание структуры семьи, взаимоотношений между родителями и детьми. По его мнению, важнейшая мировоззренческая и духовная проблема заключается в том, что глубочайший смысл воспитательной работы семейного коллектива состоит в отборе и воспитании высоких, нравственно-оправданных потребностей личности коллективиста. Обратившись к осмыслению положения семьи в советском обществе, А.С. Макаренко опирается на общие методологические посылки своей педагогической концепции: семья — первичный коллектив, где все являются полноправными членами со своими функциями, обязанностями. Основной «секрет» успеха заключается в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей формирует личность ребенка [Макаренко, 1997]. Уже в те годы А.С. Макаренко предвидит опасность крутого изменения структуры семьи — возникновение большого количества однодетных семей.

О зависимости личного счастья от общественного, понимании соразмерности личных чувств и счастья человечества говорит, анализируя вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, В.А. Сухомлинский. «Причины неудач в семье кро-

ются и в том, что при вступлении в брак молодые люди полагают, будто сама любовь как полное отсутствие препятствий к физической и духовной близости принесет неисчерпаемое счастье. А создание семьи — выполнение гражданского долга, с высокой моралью и нравственностью, ответственностью перед другими, перед семьей. Будучи неутомимым поборником осуществления подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, В.А. Сухомлинский писал: «К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели ... и воспитание хорошей матери и хорошего отца — это, по существу, решение доброй половины всех задач школы» [Сухомлинский, 1990, с. 28].

Таким образом, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, понимая значимость проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, подходят к ее изучению уже системно и комплексно.

В XX веке происходят колоссальные изменения в структуре семьи. Эмансипация женщин подготавливает почву для многих психологических преобразований: появились тенденции к феминизации мужчин и маскулинности женщин. Изменения коснулись всех сторон брака: ценностных ориентаций, мотивов вступления в брак, образа партнера, функционально-ролевых установок, воспитания детей, структуры семьи. Однако эти перемены не всегда благотворно влияют на устойчивость семьи: разводов становится больше, многие взрослые оказываются неготовыми к роли родителей, растет количество беспризорных и безнадзорных детей и т. д. Причины этих негативных явлений кроются не столько в факте меняющейся социально-экономической ситуации и взглядов молодежи, сколько в недостаточно грамотной подготовке молодежи к семейной жизни. Всем специалистам, работающим с семьей — педагогам, психологам, социальным педагогам, социальным работникам, — и самим родителям необходимо в своей деятельности не забывать опираться на труды великих педагогов-мыслителей. Их мысли во многом остаются основополагающими при решении новых задач по подготовке к семейной жизни современных молодых людей.

Библиографический список

1. Блонский П.П. Очерки о детской сексуальности. М.: Просвещение, 1979. 176 с.

2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. 157 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании: кн. для родителей. СПб.: Дельта; М.: ACT, 1997. 432 с.

4. Джуринский А.Н. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. 416 с.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.