Научная статья на тему 'Семья как фактор идентификации личности в условиях глобализации'

Семья как фактор идентификации личности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
669
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИФИКАЦИИ / СЕМЬЯ / РОДОСЛОВНАЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мажитова Альфира Раисовна

Рассматриваются проблемы идентичности в условиях глобализации. Автор показывает, что становление глобальной информационно-коммуникативной среды приводит к кризису идентичности, исследует различные способы его преодоления, доказывает, что идентификация как процесс связана с основными социальными институтами семьей, государством и образованием. Делается вывод о том, что семья является фактором для обретения идентичности личности, наряду с принятыми мерами со стороны государства в области культуры, языка и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как фактор идентификации личности в условиях глобализации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 14 (229).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 10. С. 32-36.

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассматриваются проблемы идентичности в условиях глобализации. Автор показывает, что становление глобальной информационно-коммуникативной среды приводит к кризису идентичности, исследует различные способы его преодоления, доказывает, что идентификация как процесс связана с основными социальными институтами - семьей, государством и образованием. Делается вывод о том, что семья является фактором для обретения идентичности личности, наряду с принятыми мерами со стороны государства в области культуры, языка и образования.

Ключевые слова: глобализация, идентичность личности, социальная и культурная память, кризис идентификации, семья, родословная.

Современный мир за последние десятилетия радикально изменился и продолжает стремительно меняться. Одним из фундаментальных противоречий современности выступает противостояние универсальных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национально-культурной идентичности -с другой.

Процесс глобализации неоднозначен: гло-бализация создает условия для развития благосостояния народа, но при этом она становится причиной исчезновения целых массивов самобытных черт национальной культуры. Глобализация меняет положение человека в обществе.

Глобализация информационно-коммуникативной среды ведет к разрушению власти институтов, которые лишаются в лице государства координирующего центра, что обусловливает процесс ослабления современных национально-государственных институтов и формирования интернациональных социальных институтов. Глобализация оказывает трансформирующее воздействие на систему факторов, формирующих личность в самых разных типах обществ, расшатывает старые традиционные системы факторов. Глобализация стремится переломить национальную идентичность, она хочет ее растворить в глобальных процессах информатизации, культурной стандартизации и ценностной универсализации.

Все последствия глобализации наслоились на катастрофические для российского общества процессы распада прежних систем социального устройства, государственности, идеологии, нравственности, усиливая разрастание возникшего на их месте хаоса. Становление глобальной информационно-коммуникатив-

ной среды, повлекшее размывание традиционных социальных институтов, в рамках которых традиционно самоопределялся человек, способствует проявлению кризиса идентичности. В разных странах мира в разных группах населения за последние десять лет в 2-3 раза больше стало людей, которые вообще не задумываются

о своей социальной принадлежности к определенной семье, кругу друзей, поселенческой, статусной, профессиональной группе, этносу, нации. В этом смысле мир современного общества рушится не только на макроуровне, но и на уровне микросвязей и отношений групповой принадлежности. Человек теряет себя в обществе, ощущает оторванность, выключенность из общественных структур, разрыв с реальностью и, как следствие, разочарование и одиночество.

Кризис идентичности сегодня испытывают практически все страны. Однако наибольшую глубину и масштаб он получил в тех странах, которые в недавнем прошлом принадлежали к мировой социалистической системе, и, прежде всего, в России, где на протяжении почти двух десятилетий сознательно расшатывались базовые структуры национального сознания и самосознания, где средствами массовой информации настойчиво внушалась (и внушается) идея об отсталости русской нации, о необходимости при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития страны исходить из приоритета не национальных, а общечеловеческих ценностей. По мере превращения России в страну, занимающую четко определенное место в системе международного разделения труда, усиливается процесс десакрализации базовых ценностей национальной культуры. На этом фоне быстрыми темпами растет число людей, считающих себя «гражданами мира».

Современная глобализация рушит структуру основных принципов, на которых организовывались и жили общества и государства. Как пишет Ю. С. Оганисьян, «... взаимодействие глобализации с теми общественными процессами, которые предшествуют ей или совпадают с ней по времени, сопровождается дестабилизацией и нередко распадом прежних человеческих общностей, способных оснастить индивида устойчивым набором норм, ценностей, мотивов, определяющих его отношение к социуму и тем самым - композицию его идентичности»1. Английский социолог Б. Уилсон видит главное ее последствие в замене непосредственных связей между людьми, замыкавшихся главным образом в рамках локальных сообществ, безличными и функциональными, которые разрушают механизм передачи от поколения к поколению высших моральных ценностей. В своем поведении люди руководствуются уже не этими ценностями, а лишь теми непосредственно практическими функциональными задачами, которые ставит перед ними сиюминутная ситуация2.

Благодаря массовому воздействию информационных и коммуникативных средств и технологий человек начинает отождествлять себя с теми или иными лицами или группами, вопреки действительной собственной социальной и культурной принадлежности. Политические и социальные мифы заставляют его идентифицировать свои интересы с интересами групп и людей, цели которых расходятся с его собственными, человек как бы раздваивается: в своем реальном жизненном бытии он по-прежнему остается со своей референтной группой, а сознанием своим оказывается вписан в систему совсем иных, иногда совершенно чуждых ему взглядов, интересов, представлений, образцов поведения. Это заставляет его участвовать в реализации не просто чуждых ему, но и вредных для него самого программ и целей. Есть немало людей, реально готовых выйти из ареала своей локальной культуры и сделать выбор в пользу американской глобализированной потребительской культуры или вращаться между ними, выбирая свой образ жизни, одежду, еду и т. п.

Культура есть форма исторической социальной памяти. Она является коллективной памятью, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Процесс глобализации обусловливает разрыв социальной памяти, благодаря которой воспроизводит-

ся национальная и культурная идентификация.

Идентификация институализирована, т. е. как процесс связана с основными социальными институтами - семьей, государством и образованием.

Идентичность можно определить как процесс становления человека на основе выбора и формирования жизненной модели в социальном взаимодействии во имя исторической самореализации. «Идентичность предполагает три составные части: во-первых, полное самоопределение, установление индивидом личных социальных, культурных и иных признаков; во-вторых, происходит вычленение из социума других индивидов, с подобными признаками и соотнесение этих признаков с собственной самостью; в-третьих, признание индивида “своим” со стороны группы, объединенной общими признаками»3. Таким образом, идентификация - это процесс отождествления индивидов с различными социально-групповыми образованиями, основанный на видении их места в социокультурном пространстве.

«Глобализация экономической активности сопровождается волнами трансформации в сфере культуры, процессом, который называют “культурной глобализацией”, - констатирует немецкий исследователь У. Бек. Культурная стандартизация несет опасность национальной культуре, ее самобытности, взрывает некогда замкнутые культурные идентичности, поскольку информационная революция устраняет расстояние и государственные границы, вовлекая их в круговорот всемирной конкуренции. Где различные культуры взаимодействуют, а стало быть, и соперничают друг с другом. А соперничество, как и любое противоборство, ведет к ослаблению позиций одной из них и, в конечном счете, к ассимиляции слабой культуры со стороны более сильной. Выживает и побеждает та культура, которая оказывается более способной воспринимать новейшие достижения мировой цивилизации.

«Размывание» социальной памяти конкретной нации или культуры в глобальной информационно-коммуникативной среде затрудняет идентификацию, в том числе и социально-ролевую, в рамках существующих социальных институтов. Индивиды действуют в рамках идентификации непосредственно с некоторым сообществом, объединенным исторически сформировавшейся культурной идентификацией. В условиях глобализации стоит только человеку попасть в глобальное информацион-

но-коммуникативное пространство, как в его повседневности начинают участвовать различные культурные системы и социальная среда требует от него действий, противоположных нормам национальной культуры, а часто даже и исключающих ее. Человек же старается сохранить свою идентичность, но достигается это за счет разрушения целостности сознания. Современный кризис идентичности обнаруживает себя в различных формах: депрессии и апатии, бессмысленной жестокости, различных формах зависимости и беспомощности, стремлении убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, разных формах мистицизма, нигилизма; в алкоголизме, употреблении наркотиков, сексуальных извращениях. Эта тенденция ведет к негативной автономии, идеологии безвременья, дезинтеграции и отсутствия жизненных планов, т. е. к потере идентичности.

В России идет тотальный процесс раскуль-туривания нации, лишения ее исторически выношенных культурных ценностей, замена их чужими и чуждыми национальному самосознанию идеями и идеалами.

Л. И. Сараскина пишет: «Разорванность исторического сознания находится у нас на таком уровне недопустимости, который ведет к тяжелым, органическим деформациям настоящего. Налицо конфликт сразу нескольких поколений - деды, отцы, дети, внуки не имеют общего языка в вопросах добра и зла, веры и неверия, капитализма и социализма, глобализма и национализма, патриотизма и либерализма, Востока и Запада, частной собственности и классовой ненависти, политической корректности и социальной нетерпимости»4.

П. Ф. Кравчук и В. В. Зотов отмечают: «Индивид как субъект национальной культуры, теряя социальную память, теряет и собственную биографию, собственное “Я” и, как следствие, основания для идентификации; он существует физически, но не имеет прошлого, настоящего и будущего»5.

Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусировала все кардинальные изменения, происходящие в российском обществе. Это значит, что основы экономического функционирования семьи, возможности деятельности и самоутверждения ее членов, внутренние связи, ценностные ориентации и жизненные приоритеты, репродуктивные установки и поведение меняются. В современном обществе прослеживается

снижение авторитета семьи как ценности семейного образа жизни; растущее замещение традиционных, регистрированных браков неформальными союзами; позднее материнство; рост числа неполных семей, родителей-оди-ночек, брошенных детей; утрата госпитальной роли родительства и пр. Таким образом, современное общество не может не считаться с глобальными закономерными вызовами, которые отражают массовой выбор сотен миллионов людей.

Идентичность ребенка начинает складываться преимущественно под влиянием родителей и близких родственников. Семья представляет собой первую социальную среду, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие.

Семья является связующим звеном между поколениями, где информационным материалом служат культура, традиции и маленькие народные секреты. Поэтому роль старших в семье огромна в достижении уровня соответствия семейных ценностей с принятыми в данном обществе социальными и духовными ценностями.

Семья способствует созданию положительного нравственно-эмоционального климата в обществе. В механизме воздействия нравственно-психологического климата на формирующуюся личность важное место занимает личный пример родителей и близких родственников.

Вся человеческая история высоко оценивает роль семьи в социализации и воспитании молодежи, в формировании ее как личности. В XXI в. данные функции семьи продолжают подвергаться расшатыванию. Одна из причин - занятость родителей на работе, снижение непосредственного общения детей и родителей. Конкурентный рынок труда изначально обостряет противоречие между рыночной занятостью и семейными обязанностями работников. Зачастую живые контакты с родителями из-за их трудовой занятости оказываются для детей менее доступными, чем контакты в интернетовских социальных сетях. Родителям нельзя забывать, что хаос, который исходит со стороны, преодолевается правилами ориентирования в жизни, впервые познаваемыми в семье.

Ценности, правила и нормы жизни, которых будет придерживаться человек в своей взрослой жизни и которые будут соответствовать требованиям общества, конечно же, в основном формируются в семейной среде. Реализация этих ценностей во многом зависит от того, насколько родители и близкие ими вооружены и сами этими ценностями руководствуются в жизни.

Главной особенностью семейного воспитания является его непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность, причем домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт.

Воспроизводство и сохранение общества через преемственность поколений, социальных и духовных отношений - эта та важная задача, от решения которой зависит длительность бытия общества, его развитие или прекращение существования. Общность культуры, традиций и обычаев, моногамность родителей, однородная языковая среда - эти факторы позволяют личности идентифицировать себя с конкретной общностью на более раннем этапе своего развития.

Естественное окружение, обряды и традиции, язык порождают своеобразную этническую психологию, которая формирует картину мира. Этническая картина мира позволяет человеку идентифицировать себя в мировом пространстве с помощью тех же традиций.

Люди всегда имеют определенное отношение к своему прошлому, поскольку история дает обоснование идентичности. Важнейший источник идентичности - память. В мире растущей взаимозависимости нациям необходимо обращаться к мифам и прошлому, чтобы оправдать свое отличие, подтвердить свою кол -лективную индивидуальность в каждом поколении через ритуалы, традиции, политические мифы и символы, искусство и историю.

У башкирского народа издревле шежере (т. е. родословные), бережно передаваемые из рода в род, являлись ценными историческими источниками и важным компонентом для идентичности личности. Ибо идентичность личности -это порядок человеческой жизни. Родословные нравственно и духовно воспитывают подрастающее поколение, помогают сохранить преемственность поколений, содействуют укреплению семейных и семейно-родственных связей на основе общности традиций, эстетических

идеалов, возрождению, популяризации и сохранению национальных традиций, обычаев и культуры народа.

Изучение своего происхождения, истории своего рода способствует пониманию значимости каждого человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует разобщению и отчуждению людей в современных условиях.

Таким образом, в глобальном информационном пространстве нивелируется традиционное культурное наследие народов. Люди, утратившие представление о своей национальнокультурной принадлежности, способствуют дестабилизации общественной системы, резко повышают уровень социальной напряженности, ставят под вопрос способность той или иной страны сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, противостоять давлению как извне, так и изнутри, находить необходимые ресурсы и эффективно их использовать в конфликтных ситуациях, которые сплошь и рядом возникают между различными странами, народами и государствами.

Таким образом, семья, как и в прошлом в течение многих тысячелетий, так и в будущем цивилизованном обществе, останется той силой, которая поможет человечеству в решении многих проблем. Семья обеспечивает социальную безопасность и развитие человека, она является сегодня основным «посредником» между государством и обществом, между индивидом и государством, укрепляя тем самым стабильность и устойчивость развития.

Задача состоит в том, чтобы найти механизмы, которые позволили бы государству и обществу поддерживать универсальные базовые семейные ценности и приоритеты, что стало бы надежной опорой и гарантом развития семьи.

Многомерность российского геополитического пространства основывается не только на наличии географических, климатических, но и культурно-исторических, духовно-нравственных, религиозных различий. Переплетение многих культурных традиций и дало такой по-истине неповторимый и уникальный по своему многообразию и сложности феномен, как Республика Башкортостан. Поэтому современные условия определяют необходимость постоянной «расшифровки» прежнего культурного опыта, его переоценки и приспособления к новой ситуации. Обращение к культурному наследию призвано обеспечить поддержание

привычных символов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Следование этим образцам, проверенным многолетней практикой, обеспечивает привычные условия жизни, самобытность культуры. Стремление поддержать элементы национальной идентичности реализуется в Республике Башкортостан в форме законов «О культуре», «Об образовании», «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан», республиканских программ в области языка и культуры, например, «Народы Башкортостана», «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Башкиры Российской Федерации», «Программы по

изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан» и др.

Именно правительствам государств предстоит сложная задача в новых условиях: в приоритеты внутренней политики должны быть включены задачи по поддержке универсальных базовых семейных ценностей, развитию национальной культуры, языков и образования народов, проживающих на территории, распро-

странению терпимости и толерантности среди населения. Ведь именно эти черты позволяют не только воспринимать новые культуры, но и, в некоторой степени, сохранять свою идентичность в культурном пространстве мира.

Примечания

1 Оганисьян, Ю. С. Россия перед вызовами гло -бализации: проблемы идентификации. Россия в глобальных процессах: поиски перспективы. М., 2008. С. 168.

2 См.: Wilson, B. Morality in the evolution of the modem social system // The British J. of Sociology. 1985. № 36 (3). P. 315-332.

3 Кравчук, П. Ф. Идентификация личности в глобальной информационно-коммуникативной среде / П. Ф. Кравчук, В. В. Зотов // Национальная идентичность России и демографический кризис : материалы II Всерос. науч. конф. М. : Науч. эксперт, 2008. С. 460.

4 Сараскина, Л. Вечно проклятое прошлое [Электронный ресурс]. URL: http://www.lgz.ru/ archives/html_arch/lg15 2005/Polosy/3_1.htm

5 Кравчук, П. Ф. Идентификация личности... С. 461.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.