Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание как фактор идентификации личности в эпоху глобализации'

Патриотическое воспитание как фактор идентификации личности в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РОДОСЛОВНАЯ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / YOUNG PEOPLE / PATRIOTIC EDUCATION / IDENTITY / NATIONAL CULTURE / FAMILY TREE / CUSTOMS / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мажитова Альфира Раисовна

В статье рассматривается современное состояние патриотического воспитания. Автор полагает, в постперестроечный период патриотизм был подвергнут тщательной ревизии. По мнению автора, патриотизм является не только источником роста общественного благосостояния, но и одним из решений «кризиса идентичности». Статья основана на материалах социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education as a factor of personal identification in epoch of globalization

In the article there is examined modern status of patriotic education. The author supposes that patriotism was exposed to thorough revision in the post-perestroika period. Patriotism is not only a source of the growth of public welfare, but also one of the solutions for the crisis of identity. The article is based on the materials of sociological researches.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание как фактор идентификации личности в эпоху глобализации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 18-25.

А. Р. Мажитова

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

как фактор идентификации ЛИЧНОСТИ в эпоху глобализации

В статье рассматривается современное состояние патриотического воспитания. Автор полагает, в постперестроечный период патриотизм был подвергнут тщательной ревизии. По мнению автора, патриотизм является не только источником роста общественного благосостояния, но и одним из решений «кризиса идентичности». Статья основана на материалах социологических исследований.

Ключевые слова: молодежь, патриотическое воспитание, идентичность, национальная культура, родословная, обычаи, традиции.

Цивилизационные изменения, происходящие в современном российском обществе, способствовали резкой социальной дифференциации общества, девальвации духовных ценностей, «вестернизации» массовых средств информации, что в свою очередь снизило воздействие национальной культуры, традиции как факторов формирования патриотизма, национального самосознания подрастающего поколения. Сегодня возникает явная необходимость в повышении гражданского и патриотического потенциала молодежи, для этого необходимы новые идеи, которые помогут воспитать молодое поколение в духе патриотизма и гражданственности.

Идеи патриотизма и гражданственности в постперестроечное время были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла. Так, с усилением национального самосознания современных молодых людей патриотизм часто подменяется национализмом. «По своей природе патриотизм - явление конкурентоориентированное <...> Патриотизм как нравственный феномен не должен проявляться в отстаивании интересов и восхвалении только собственной нации»1.

Российский философ В. Келле определяет патриотизм как «чувство Родины, ощущение принадлежности к своей нации, ее культуре <...> как и стремление активно способствовать ее прогрессу и процветанию, ничего общего с национализмом не имеют»2.

Основы патриотического воспитания закладываются с первых дней рождения в семье.

Социализационная роль семьи в XXI веке продолжает подвергаться расшатыванию. Одна из причин - занятость родителей на

работе, снижение непосредственного общения детей и родителей. Конкурентный рынок труда изначально обостряет противоречие между рыночной занятостью и семейными обязанностями работников. Зачастую живые контакты с родителями из-за трудовой занятости оказываются для детей менее доступными, чем контакты в социальных сетях. Поэтому современным родителям нельзя забывать, что «хаос, который исходит со стороны, преодолевается правилами ориентирования в жизни, впервые познаваемыми в семье»3.

Многие педагоги и психологи, исследователи, занимающиеся проблемами гендероло-гии, отмечают необходимость участия мужчин в воспитательном процессе.

Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, влекут за собой значительные социокультурные изменения в образе, положении и характере мужчин.

Несмотря на влияние гендерных стереотипов и норм поведения, сложившихся в современном обществе, современный мужчина стремится соответствовать образу «истинного» мужчины. Он старается быть опорой, главой семьи, примером для своих детей. Но в условиях социально-экономической нестабильности это не всегда возможно.

Согласно данным социологического исследования, большинство мужчин не участвуют в воспитательном процессе. Тем не менее, в выходные дни увеличивается количество занимающихся воспитанием детей от

5 и более часов в 3 раза, от 2,5 до 4 часов раза (см.: рис. 1).

Респонденты в возрасте 18-24 года, 65 лет и старше отмечают, что не занимаются воспитанием ввиду того, что молодые люди не

ь

□ , □ □ □ □

Рис. 1 Сколько часов в день вы примерно тратите на воспитание детей?*, (в %)

* Источник: данные социологического исследования «Мужчина в современном башкирском обществе : политика, работа, семья». ЦСПИ АН РБ, 2009.

Таблица 1

Сколько часов в день вы примерно тратите на воспитание детей? В рабочий день?**, %

Ответ Воз раст

18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и более

до 1 часа 1,1 12,8 23,1 28,9 31,3 11,4

1,5-2 часа 1,1 11,3 21,6 20,3 20,9 11,4

3-4 часа 1,1 9,9 12,6 9,4 6,0 11,4

5 и более часов 1,1 6,4 7,5 4,7 4,5

не занимаюсь совсем 95,8 59,6 35,2 36,7 37,3 65,7

100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

** Источник: данные социологического исследования «Мужчина в современном башкирском обществе: политика, работа, семья».

Таблица 2

Сколько часов в день вы примерно тратите на воспитание детей? В выходной день?*, %

Ответ Воз раст

18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и более

до 1 часа 2,9 7,5 18,9 13,6 14,3

1,5-2 часа 1,0 7,9 21,5 12,6 18,2 11,4

2,5-3 часа 1,0 10,7 15,0 11,8 21,2 8,6

4-5 часов 1,0 14,3 11,0 18,9 7,6 5,7

6 и более часов 4,2 10,7 15,5 10,2 4,5 2,9

не занимаюсь совсем 92,7 53,6 29,5 27,6 34,8 57,1

100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* Источник: данные социологического исследования «Мужчина в современном башкирском обществе: политика, работа, семья».

успели обзавестись семьями или детьми; а старшее поколение в виду своего возраста.

Согласно опросу, респонденты в возрасте от 25 лет до 64 лет в будни на воспитание детей уделяют от 1 до 2 часов. В выходные дни время, проведенное с детьми, заметно увеличивается (см.: табл. 1, 2).

Участие родителей, родственников в воспитании детей должно быть самое непосредственное, о чем отмечает в своих трудах М. М. Садриев: «В механизме воздействия нравственно-психологического климата на формирующуюся личность важное место занимает личный пример родителей и близких родственников»4.

Согласно результатам опроса, главными ценностями для респондентов являются семья и работа в равной степени. В зависимости от возраста ценность семьи имеет положительную динамику роста. В качестве главной ценности семью выбрали респонденты в возрасте 18-24 лет (18,9 %), 65 лет и старше 45,5 %. Такие ценности, как работа, карьера, с возрастом имеют убывающий характер: 18-24

- 36,8 %, 65 лет и старше - 2,3 % (см.: рис. 2).

Высокая духовность, нравственность, гуманность, гражданственность, любовь к своему народу, родине формируются в духовно богатой семье. Именно в семье, где доминирует нравственно-духовная аура, можно вос-

питать молодое поколение, востребованное современным обществом.

Необходимо отметить, что в последние

15 лет в Башкортостане ведется целенаправленная работа по развитию, возрождению и сохранению культурной самобытности и языков народов. Активное участие в историко-культурных мероприятиях принимают родители и дети разных типов образовательных учреждений.

М. М. Садриев, исследуя проблемы современной молодежи, пишет, что «чувство патриотизма, гордости за свой народ и отчизну можно формировать у молодого поколения, пропагандируя в ее среде национальную идеологию рыночных реформ, вбирающую в себя ценности менталитета нашего народа, его культурные достижения и успехи в области науки и промышленности»5. Действительно, патриотизм невозможен без национального сознания. При этом необходимо помнить, что патриотизму чужды такие чувства, как национальная исключительность, национальный нигилизм. Как справедливо отмечает Л. Й. Хен, что «патриотизм не считает зазорным заимствовать все лучшее у других народов, но и не склонен забывать о ценных традициях своего собственного народа, его национальных интересах и национальном “лице”»6.

'

'

'

'

'

'

'

I

о

□ 18-24 ■ 25-34 □ 35-44 □ 45-54 ■ 55-64 □ 65 и более

Рис. 2. Как вы думаете, что в жизни современного мужчины должно занимать главное место?*,%

* Источник: данные социологического исследования «Мужчина в современном башкирском обществе: политика, работа, семья».

У каждого народа сохранились традиции и обычаи, не подверженные влиянию времен. Например, у башкир это эпосы «Урал батыр», «Алпамыша и Барсынхылу», «Кунгыр-бу-га», памятники культуры, такие как пещера «Шульган таш», многочисленные «менгиры» (длинные камни) и др.

В своих исследованиях Е. Г. Фалькова отмечает, что «в каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства своего предшествующего опыта и традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности и др.»7.

Познать историю семьи, рода, народа и Родины помогает реализующееся Постановление Правительства Республики Башкортостан «О проведении народного праздника «Шежере-байрамы» в Республике Башкорто-стан»8.

Выражения ‘шежере’, ‘родословная’ никогда не теряли своей актуальности. Понятие ‘родословная’ происходит от слов ‘ген’ - ‘род’, ‘логос’ - ‘наука’. По мнению И. В. Купцова, «люди, осознавая свое место в связке “я - семья - род - народ”, обращаются к истории своих предков»9.

Родословные являются ценной исторической памятью народа, которые помогают укреплять связь между поколениями. «Они содержат факты и события, которые сохранились в памяти народа и нашли отражение в устно-поэтическом и музыкально-обрядовом фольклоре. Об этом свидетельствуют многочисленные кубаиры, эпосы, легенды, песни башкирского народа»10.

Восстановление и изучение шежере (родословной) своего рода нравственно и духовно воспитывает подрастающее поколение, содействует укреплению семейных и семейно-родственных связей на основе общности традиций, возрождению национальных традиций, обычаев народа.

Исследуя проблемы в области генеалогии, О. Л. Кабачек пишет: «Проживание отечественной истории (примеривание на себя отдельных ее периодов), способствующее идентификации человека с судьбой своей страны, нации, рода, не просто расширяет границы собственного “Я”, но зачастую меняет (обогащает) представления и установки личности»11.

Современное социокультурное поле социума и личности оказалось в условиях развития информационных и телекоммуникационных технологий. Эти технологии, делая более доступным для человека блага цивилизации, нивелируют его мнимую свободу тем, все более превращают в инструмент информационной, политической, духовной экспансии. По сути, человек в современном обществе формируется и функционирует в мега информационном пространстве, созданным масс-медиа. Учитывая вышеуказанные факторы, необходимо через средства массовой информации информировать подрастающее поколение об истории, культуре и религии народа и семьи. Ибо, как отметил в своем выступлении В. В. Путин, «Многие молодые люди плохо знают, а подчас просто оторваны от собственных культурных корней. Российская молодежь - как и в других странах - становится все более “технократичной”»12.

Необходимо помнить, что разрушение ценностной основы личности неизбежно ведет к «кризису идентичности». Преодоление возможно только на пути обретения новых ценностей и сохранения тех, что были накоплены предыдущими поколениями.

Согласно опросу, большинство респондентов идентифицируют себя семейно-родственной, профессиональной, личностной принадлежностью. Национальная идентичность характерна для 21,9 % респондентов, при этом 2,7 % опрошенных чувствуют отчужденность (см.: рис. 3).

По мнению Э. Фромма, который в числе первых начал заниматься вопросами изучения идентичности, «кризис идентичности <...> объясняется растущим отчуждением и все большим превращением человека в вещь. Этот кризис можно преодолеть лишь тогда, когда человек вновь станет жизнелюбивым и активным»13.

Принято считать, что молодежь является стратегическим ресурсом каждый страны. Поэтому в социологических исследованиях особое место занимает молодежь. Данные исследований показывают, что досуг столичной молодежи разнообразнее и интенсивнее, чем у молодежи республики в целом, что объясняется большими возможностями для проведения свободного времени, который предлагает миллионный город современному молодому человеку. Так, доля молодых столичных жителей, проводящих время в Интернете, в 5

раз больше, чем доля респондентов в республиканской выборке 2006 года; посетителей кинотеатров - в 4,5 раза, театров и концертов

- в 3,5 раза; баров, клубов и дискотек, интерактивных геймеров - в 2 раза (см.: рис. 4). .

Сравнительно-сопоставительный анализ условный, так как в 2006 году выборочная

совокупность охватывала молодежь всей республики, в 2008 году - только молодежь столицы.

Быстро меняющаяся социальная жизнь требует соответствующей государственной политики среди молодежи и в сфере духовной культуры.

□ ,

□ ,

□ I

□ ■

□ ь

□ I

□ ■

□ ь

□ ь

□ ь

□ I

□ ь

□ ь

Рис. 3. Кем вы себя ощущаете в настоящий момент?*, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма вариантов ответов больше 100 %, так как возможно больше одного ответа Источник: данные социологического исследования «Мужчина в современном башкирском обществе: политика, работа, семья».

0 0 0 0 0 0 0 0 0

п

— -

46,7 46 3

■I

і

і

4

□ читаю газеты, журналы

□ I

□ играю в компьютерные игры

□ ■

□ хожУ в гости или сам принимаю гостей

□ I

□ I

■ хожу смотреть спортивнеы соревнования □

Рис. 4. Структура свободного времени молодежи Республики Башкортостан* и Уфы**, %

* Источник: данные социологического исследования «Социальный портрет Республики Башкортостан». ЦСПИ АН, 2006.

** Источник: данные социологического исследования «Социально-политический портрет молодежи г. Уфы». ЦСПИ АН РБ, 2008.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи является сейчас одним из приоритетных направлений деятельности Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан. Целью такого воспитания является гармоничное развитие личности, выработка активной жизненной позиции, формирование гражданственности, патриотизма, духовности, осознание причастности к Отечеству. «Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании детей, подростков и молодежи играют центры и клубы патриотической направленности. <...> организована деятельность 38 военно-патриотических клубов и военно-патриотических кружков (секций) при подростковых клубах и молодежных центрах с общим охватом свыше 2000 человек»14.

Основная цель государственной национальной политики Республики Башкортостан - сохранение гражданского мира, взаимопонимания и согласия между представителями разных национальностей, проживающих в республике, создание экономических, политических, государственно-правовых, социально-культурных условий и гарантий для развития всех народов нашего региона. Традиционно проходят Дни национальных культур и национальные праздники, фестивали, юбилеи видных представителей народов республики. «Действуют более 60 национально-культурных центров, в том числе 8 национально-культурных автономий. Это Всемирный курултай башкир, Собор русских, Конгресс татар, Канаш (съезд) чувашей, Ассамблея финно-угорских народов, Региональная марийская национально-культурная автономия “Эрвел Марий” и другие»15.

Успешным результатом деятельности в плане работы по сохранению традиционной национальной культуры и поддержанию этнопсихологического склада народов края стало создание в 1995 году Дома дружбы народов Республики Башкортостан - государственного учреждения культуры, где созданы все необходимые условия для деятельности национально-культурных центров. Важно отметить, что историко-культурные центры, их сегодня 14, заметно влияют на национальное самочувствие народов, возрождая порой уже забытые праздники и обычаи, привлекают детей и взрослых к развитию традиционных промыслов.

Язык, религия, история, обычаи, церемонии, кухни и многое другое - все эти яв-

ления в своем взаимодействии определяют культурную самобытность. Пути понимания культуры могут осуществляться через языковую политику, через разный подход к различным религиям, через содержание школьных программ и др.

Ряд принятых программ, например, «Народы Башкортостана», «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Башкиры Российской Федерации» на 2008-2017 годы, «Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан» и др., направлены на сохранение и развитие языков, культур и традиций народов нашей республики.

Причина всех человеческих падений кроется в потере связи между поколениями, в отказе от опыта и традиций рода, от заветов предков. «Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием»16. Необходимо помнить, что патриотизм - это мощная сила, которая консолидирует нацию, рождает иммунитет против любых попыток внешнего давления, делает страну сильной, движет её вперёд.

Патриотизм в естественном своем обличье выступает не только как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отчеству, но, прежде всего, как сложный процесс поиска и установления оптимальных отношений человека с самим собой, своим родом, этносом, нацией и всем миром.

В своем интервью генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) В. Федорова отметила, что «благодаря патриотизму многие из разоренных войнами стран превратились в процветающие державы <...> Я имею в виду Японию, Корею, отчасти Китай. Ориентир такой: ты своим трудом преумножаешь не только личное богатство, но и богатство всей нации, ее престиж в мире»17. Поэтому патриотизм - это преобразующая сила, гарантия суверенности государства и источник роста общественного благосостояния.

Источниками патриотизма являются территориально-бытовая, природно-географи-

ческая среда, история, и это необходимо учитывать в образовательных и воспитательных процессах. В связи с этим необходимо работать над повышением имиджа городов и районов Республики Башкортостан. Многие города республики Сибай, Учалы, Нефтекамск построены по одинаковой схеме. Для создания имиджа городов или районов необходимо проведение конкурса среди населения, таким образом, появилась бы визитная карточка каждого населенного пункта. Каждый житель должен знать свои преимущества и гордиться своей местностью.

В Республике Башкортостан проживает более 130 национальностей. Для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей разных национальностей созданы необходимые условия. С данным утверждением согласились 46,0 % респондентов, 22,7 % респондентов других национальностей и 15,6 % татар отмечают, что не уделяется внимание вопросу удовлетворения нужд и потребностей этих национальностей (см.: рис. 5).

Патриотические чувства в условиях глобализации оказываются на грани между своей страной и мировым пространством, а сам человек попадает под угрозу одиночества и маргинализации. «Оказавшись без традиционной социальной поддержки со стороны государства, лишившись привычных идеологических ориентиров, немалая часть молодежи с позиции пессимизма стала воспринимать реальную жизнь, отчуждаться от общества взрослых. Она в своей массе негативно относится к понятиям патриотизм, гражданский

долг, ответственность, дисциплина, общественная деятельность»18.

Важно делать все возможное для сохранения и развития национальных культур, формирования у современной молодежи активной жизненной позиции и патриотического сознания на основе традиций предков. Патриотизм является фундаментом народной духовной культуры.

В многонациональной России, каковым является и Республика Башкортостан, невозможно без сочетания национализма и интернационализма. Чтобы патриотически воспитать современную молодежь в наше сложное, противоречивое время, необходимо вернуться к истокам, привить молодому поколению лучшие традиции народа, любовь к родной земле, родному языку, родному народу, которые являются фундаментом для формирования идентичности личности.

Примечания

1 Здерева, Г. В. Современная концепция патриотизма - основа идейного позиционирования России в международном сообществе : материалы Всерос. науч. конф. «Национальная идентичность России и демографический кризис». М. : Науч. эксперт, 2007. С. 66.

2 Келле, В. Национализм и будущее России // Альтернативы. 1996. № 1. иЯЪ : http://www. altemativy.ru/old/magazine/htm/96_1/index. Мт.

3 Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты : монография. Ростов н/Д : Изд-во Сев.-Кавказ.

'

|

I

I

'

.

'

'

'

'

□ затрудняюсь ответить

□ I

□ '

□ да, уделяется в достаточной мере

о

Рис. 5. Как вы считает, сейчас в республике уделяется или не уделяется внимание нуждам и

потребностям Вашей национальности?*, %

* Источник: данные социологического исследования «Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Республики Башкортостан». ИСППИ АН РБ, 2011.

науч. центра высш. шк., 1999. иЯЪ : Мір:// philosophy.globala.ru/idx/71.html.

4 Садриев, М. М. Социология молодежи : учеб. пособие. Уфа : Гилем, 2005. С. 211.

5 Там же. С. 288-289.

6 Хен, Л. Й. Влияние этнических процессов на патриотическое сознание // Соц.-полит. журн. 1996. № 2. С. 210-215.

7 Фалькова, Е. Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях : метод. пособие. СПб. : Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. С. 10.

8 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 г. № 121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан. иЯЪ : http://ufa.regionz.m/index.php?ds=6170.

9 Купцов, И. В. Генеалогия как историческая наука. иЯЬ : http://uralgenealogy.ru/content/ уіє-^396/97/.

10 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 г. № 121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан. иЯЪ : http://ufa.regionz.m/index.php?ds=6170.

11 Кабачек, О. Л. Генеалогический поиск как поиск и обретение смысла жизни? // Материалы XIII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» / под ред.

Г. А. Вайзер, Н. В. Волковой (Кисельнико-вой). М. : ПИ РАО, 2008. С. 56. иЯЬ : Ьмр:// www.pirao.ru/ru/scilife/conf/akme2008-1.pdf.

12 Из выступления В. В. Путина на заседании Совета при президенте по культуре и искусству. иЯЬ : http://www.moigorod.ru/news/ details.asp?n=2146384279.

13 Фромм, Э. Революция надежды. СПб. : Ювента, 1999. С. 132-133.

14 Васильева, И. Патриотизм воспитывается с детства / И. Васильева, К. Синюкова // Молодежь Башкортостана. Спец. вып. республик. студен. газеты «Gaudeamus». 2009. Дек. 60 с.

15 Культура народов Республики Башкортостан. иЯЬ : http://bashkortostan450.ru/culture/ kultura-narodov/.

16 Таболова, Э. С. Духовная культура как фактор развития личности в контексте глобального социокультурного пространства : сб. материалов междунар. науч. конф. «Судьбы национальных культур в условиях глобализации» : в 2 т. Т. 1. Челябинск : Энциклопедия, 2010. С. 292.

17 Федорова, В. Патриотизм должен стать экономической силой // Росбанк. 2007. № 1. иЯЪ : http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-rkhiv/item/ single/8171.html?L[0]=1&cHash=7a5265a416.

18 Садриев, М. М. Указ. соч. С. 293-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.