Научная статья на тему 'Глобализация и проблема идентичности личности: поиск путей решения'

Глобализация и проблема идентичности личности: поиск путей решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ШЕЖЕРЕ / GLOBALIZATION / CULTURE / IDENTITY OF A PERSON / THE YOUTH / SHEZHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мажитова Альфира Раисовна, Мажитов Айдар Раисович

The present-day world is going through the influence of globalization on all spheres of a public life. One of the serious dangers of globalization, in our opinion, is a one-sided character of cultural interaction and the risk of loss of national-cultural originality by many peoples. The destiny of the state in many respects depends on a cultural and moral level of education of young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION AND THE PROBLEM OF A PERSON'S IDENTITY: SEARCH FOR THE WAYS OF SOLUTION

The present-day world is going through the influence of globalization on all spheres of a public life. One of the serious dangers of globalization, in our opinion, is a one-sided character of cultural interaction and the risk of loss of national-cultural originality by many peoples. The destiny of the state in many respects depends on a cultural and moral level of education of young people.

Текст научной работы на тему «Глобализация и проблема идентичности личности: поиск путей решения»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ

Глобализация, как стремление человечества к интеграции, — исторически закономерный процесс, открывающий для мирового сообщества самые разнообразные перспективы практически во всех измерениях человеческого бытия: политическом, экономическом, социокультурном, демографическом и пр. Быстрый рост информационных, коммуникационных и других технологий, скачкообразное расширение рыночного экономического пространства, повышение уровня социальной организации мирового сообщества с более высокой ролью наднациональных неправительственных структур, а также качественно иные механизмы управления глобальными процессами — все это дает новые возможности человечеству.

Обществу предлагается западническая модель мироустройства, неолиберальная глобализация — глобальное доминирование Запада, т.е. единоличные лидеры в глобальном мире — постэкономи-ческие страны «золотого миллиарда», которые стремятся к формированию на планете однородной среды. Глобализация открывает им огромные возможности влияния на международные отношения для выстраивания однополярного мира, для установления жесткого мирового порядка, позволяющего осуществлять неравноценный обмен материальными и духовными ресурсами в свою пользу.

Глобализация оказывает трансформирующее воздействие на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает ее традиционные системы ценностей. Трансформации, порождаемые глобализацией, существенно преображают морально-этический, психологический облик человека, а значит, и современное общество. Отмечаются деструктивные изменения как общественного, так и индивидуального сознания. Технизация, компьютеризация производ-

ственной, бытовой сфер определила место культурной, духовной жизни людей как второстепенное.

Идентичность личности в эпоху глобализации характеризуется гибкостью, подвижностью, незаконченностью. «Идентичность пришла к кризису не вследствие различных дебатов по ее поводу, а в связи с глобальными переменами в стране и мире» [9, с. 132—133]. Изменения могут касаться базовых элементов культуры — языка, ценностей, религии, обычаев, стандартов поведения, традиций.

«Новая идентичность» формируется под влиянием масс-медиа. Человек живет в мощном информационном поле, затрагивающем все стороны его жизни. Реальность перед современным человеком предстает такой, какой ее подают средства массовой информации (особенно электронные), это приводит к тому, что в обществе начинается борьба за манипулирование сознанием [2; 3; 4]. Природа не терпит пустоты, и тот, кто не в состоянии управлять своим поведением, неизбежно попадает под власть других и становится проводником чужой воли. Если человек или государство не в состоянии управлять собственной волей, то будущие цели для них могут быть сформированы извне.

В современном обществе по аналогии с поточно-конвейерной индустрией существует массовое потребление, приспособление к уровню «среднего» человека. «Массовая культура формирует некритическое восприятие действительности, следование господствующим мнениям и стандартам, пропагандистским установкам, стереотипам массового сознания. Стандартизируются мировоззрения людей, в сознании закрепляются стандартные символы: права человека, свобода общества, мировое сообщество и т.п. Былое раз-

Мажитова Альфира Раисовна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социально-политических и правовых исследований АН РБ

Мажитов Айдар Раисович, учитель истории МОБУ СОШ с. Уметбай (Баймакский район РБ)

©Мажитова А.Р., Мажитов А.Р., 2010

нообразие культур стягивается к стандартному набору» [6, с. 75].

В результате унификации происходит упадок высокой культуры, развитие которой тесно связано с уникальным, индивидуализированным духовным и интеллектуальным творчеством. Как отмечает К.Н. Мовсесян, «феномен массовой культуры, распространение которой связывается с процессом социокультурной унификации, нельзя рассматривать изобретением современности: особенность сегодняшнего этапа — в масштабах и скорости тиражирования символов такой культуры. В то же время, будет правомерным полагать, что общие, абсолютные, единые основания цивилизации человека существовали всегда, что может считаться условием и основой глобального единства человечества. Но здесь важно следующее: глобальная культура — без утраты уникальных особенностей отдельных образований — возможна, если унификация открывает путь диалогу и взаимному пониманию культур» [7, с. 296]. Когнитивное пространство традиционной культуры трансформируется, теряются прежние знакомые и понятные ориентиры, появляется чувство нестабильности и неопределенности, порождающее тревогу. Данные процессы создают предпосылки для воплощения в жизнь модели «единого человечества». По мнению

А.Г. Дугина, это — универсализация и стандартизация индивидуального бытия, растворение этнического контекста, смешение рас и народов. Все более актуальными становятся поиски ответов на вопросы «Кто мы такие?», «Куда движемся?». «Идентичность, — по словам философа О.С. Кодиса, — это самопознание. Самопознание опирается на познание своего прошлого во всем его богатстве и многообразии» [5, с. 273].

Обращение к культурному наследию призвано обеспечить поддержание привычных символов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Следование этим образцам, проверенным многолетней практикой, обеспечивает привычные условия жизни, самобытность культуры. Сохранение идентичности должно осуществляться на государственном уровне.

Ставится «проблема, мучающая людей ...», которая «... состоит не столько в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, — пишет Л.З. Бауман, — сколько в том, что какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой вы-

бор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт» [1, с. 46]. Поэтому в условиях нестабильности, быстрых перемен люди нуждаются в стабильных, проверенных ориентирах. В условиях глобализации при настоятельной политики унификации и стандартизации национальных традиций человеку нужно научиться видеть этнокультурную самобытность, которая является функционально необходимым компонентом современных обществ.

В противовес движению к обезличенной однородности ставится задача сохранения культурных, национальных особенностей, происходит усиление идентичности. Стремление поддержать элементы национальной идентичности реализуется и в Республике Башкортостан. Последовательно осуществляя курс на культурное и духовное удовлетворение запросов всех проживающих национальностей, работает Дом дружбы народов; действуют 64 национально-культурных объединения, из них 8 — национально-культурные автономии; созданы 14 национально-культурных центров [10, с. 163—134]. Важно отметить, что историко-культурные центры заметно влияют на национальное самочувствие народов, возрождая порой уже забытые праздники и обычаи, привлекают детей и взрослых к развитию традиционных промыслов. С целью объединения своих интересов исполнительные органы национальнокультурных организаций создали Ассамблею народов Башкортостана. Развитию самобытной культуры народов, проживающих на территории республики, способствует реализация целого комплекса законодательных актов, защищающих языки народов Республики Башкортостан, государственных программ, таких как «Народы Башкортостана» на 2003—2012 гг., Программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан и др.

Современные условия определяют необходимость постоянной «расшифровки» прежнего культурного опыта, его переоценки и приспособления к новой ситуации. Известный британский исследователь Э. Смит пишет, что в мире растущей взаимозависимости нациям необходимо обращаться к мифам и прошлому, чтобы оправдать свое отличие, подтвердить свою коллективную «индивидуальность» в каждом поколении через ритуалы, церемонии, политические мифы и символы, искусство и историю.

Будущее государств во многом определяется тем, как мы воспитываем сегодня детей и молодежь. Младшее поколение воспитывается на традициях старшего, на устоях прошлого своих стран — на их культурном и историческом наследии, т.к. не может быть будущего без осмысления прошлого.

В современном мире наиболее подвержено влиянию молодое поколение. Молодежи, как «стратегическому ресурсу» государства, необходимо уделять особое внимание со стороны государства и образовательных учреждений в сфере информирования, а также пропаганде традиций, обычаев, самобытной культуре народов.

Одним из путей решения проблемы идентичности личности в современном обществе, на наш взгляд, является изучение шежере (родословной).

Выражения «шежере», «родословная» уже прочно вошли в наш лексикон. Интерес к генеа-логии1 в нашей стране имеет устойчивую тенденцию роста. Люди, осознавая свое место в связке: я — семья — род — народ, обращаются к истории своих предков.

В республике реализуется Постановление Правительства от 10 мая 2006 г. №121 О проведении народного праздника «Шежере-байрамы» в Республике Башкортостан.

Башкирские шежере являются ценными историческими источниками. Они нравственно и духовно воспитывают подрастающее поколение, помогают сохранить преемственность поколений, содействуют укреплению семейных и семейнородственных связей на основе общности традиций, эстетических идеалов, возрождению и популяризации национальных традиций, обычаев башкирского народа.

У башкир в генеалогическую летопись вносились предводители родов по мужской линии, а также включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Наличие шежере в башкирском роде было также обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. В связи с тем, что шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность и свидетельствовало о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Знание наизусть шежере 7 поколений было обя-

зательным. Потерять шежере рода считалось большим позором и истолковывалось как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. Изучение своего происхождения, истории своего рода способствует пониманию значимости каждого человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует разобщению и отчуждению людей в современных условиях.

Составление родословной всегда вызывало большой интерес не только у взрослых, но и у детей.

Учитывая большую ценность генеалогической летописи в деле становления подрастающего поколения и анализируя небольшой перечень научно-методической литературы по ее составлению, мы составили проект применения шежере на уроках в школе. Разработали метод изучения истории Отечества через составление шежере рода, которое будет состоять из следующих этапов:

I этап. В начале учебного года в старших классах каждому ученику дается индивидуальное домашнее задание: в свободной форме составить шежере (родословную) до седьмого поколения. Сильная и удачная сторона такой формы работы — это исследовательская работа всего класса, а не отдельных учеников. Следующее задание немного усложняется: записать годы жизни и смерти представителей рода. Естественно, дети самостоятельно выполнить такое задание не могут, и они обращаются за помощью к родителям, старшим родственникам. Часто составление и изучение родословных становятся общим делом семьи, осуществляющим взаимодействие между старшим и младшим поколением. Таким образом, учитель строит мост: учитель — ученик — родитель — прародитель. На этом этапе активным работающим звеном выступает ученик.

IIэтап. На этом этапе основная работа выполняется во внеурочное время, т.к. примерный возраст семи поколений — 200 лет!

Необходимо заинтересовать учеников судьбой своих предков: нет ли среди представителей шежере участников восстаний, Отечественной войны 1812 г., Гражданской войны, организаторов колхозного движения, репрессированных родственников, ветеранов Великой Отечественной войны. Важно создать такую рабочую ситуацию,

1 Слово «генеалогия» греческого происхождения («ген» — «род», «логос» — «наука»), означает «родословная».

чтобы дети увидели историю через призму ше-жере. Как показывает практика, данный метод дает хорошие результаты. Например, ученица 6-го класса Мажитова Р. выяснила, что ее прадед Мажитов Исмагил был организатором колхоза в д. Уметбаево. Современные дети не знают, что такое колхозы и как они организовывались. Но, узнав, что прадед Исмагил был еще и председателем колхоза, у нее появилось желание узнать о коллективизации в деревне в 1929— 1931 гг. Ученик 8-го класса Гумеров Б. выяснил, что его родственник, ювелирный мастер, Гумеров Хамит был участником ВДНХ и награжден орденом. И орден получил из рук самого

В.М. Молотова, наркома иностранных дел. Ученица 8-го класса Кутлугильдина Д. обнаружила, что в ее шежере есть участник Отечественной войны 1812 г. Кутлугилъдин Байсар.

Таким образом, ученики выясняют, что в шежере каждого рода имеются представители — участники какого-то исторического события. При всем желании родители не могут дать правильные ответы на все интересующие вопросы своих детей, и они направляют детей к учителю. Рабочий мост выстраивается в таком порядке: родитель — ученик — учитель. Назревает кульминационный момент этого метода: учащиеся обращаются за помощью к учителю, хотя их никто не заставляет интересоваться этими историческими событиями. Но в данной ситуации учитель должен умело руководить познавательной деятельностью учащихся: во-первых, не давать слишком большой объем информации и оставлять ученика одного с этой информацией; во-вторых, не слишком уменьшать объем информации, это чревато последствиями — утратой интереса ученика к исследуемой проблеме. На этом этапе работы предлагаем прочитать дополнительный материал на данную тему и рекомендуем заняться исследовательской работой. Так постепенно учащиеся привыкают читать специальную литературу, делятся сведениями друг с другом. При составлении и сравнении шежере разных учеников выясняется наличие общих родовых связей, что их связывают кровные узы. Индивидуальная работа детей перерастает в групповую и коллективную работу.

III этап. В работу внедряются зачатки исследовательской работы. На данном этапе необходимы помощь специалиста, методические рекомендации, архивные материалы.

А.Р. Мажитовым было разработано информационное шежере — шежере, наглядно демонстрирующее образование, профессию, звания, заслуги представителей обоих полов. Это своего рода воспитательная и профориентационная карта-доска.

IVэтап. Исследовательская работа связана с поиском и изучением источников в государственных и ведомственных архивах, библиотеках и музеях, в Интернете. Для составления шежере используется компьютерная технология. Имеется программа СепоРго для составления родословного древа семьи в учебнике «Информатика и ИКТ» [8]. Используя данную программу, учащиеся с большим удовольствием составляют ше-жере с помощью компьютерной графики. По графическому изображению, шежере классифицируются как вертикальные, горизонтальные, круговые.

Поисково-исследовательские работы учащихся сыграли немаловажную роль в развитии школьного музея. Они дополнили музей следующими экспонатами: каменный топор, сарматские железные кинжалы У—1У вв. до н.э., фотографии из семейного архива, личные записи, дневники известных родственников, на которые раньше не обращали внимания.

В результате изучения и восстановления своей родословной складывается ясное осознание своей идентичности. «Обретение собственной идентичности проявляется как ощущение некоей воодушевляющей целостности и преемственности. Вопрос идентичности есть, по сути, вопрос чувства собственного достоинства» [5].

Человек под влиянием глобализации начинает терять свою самобытность, прежние основания идентичности. Утрата представлений о своей национально-культурной принадлежности приводит к дестабилизации общественной системы, повышению уровня социальной напряженности в обществе. Политика государства должна воспринимать эти перемены как вызов, на которые может быть дан ответ. Задача государственной политики и образовательных учреждений — сохранить этническую и культурную самобытность страны, историю, культуру и традиции своих предков.

Как упоминалось выше, связующее ядро культуры составляют системы ценностей, представлений, поведенческих кодов и мотиваций, упорядочивающих и регламентирующих поведение индивидов. Посредством их усвоения и

принятия формируется социокультурная идентичность. Изучение и восстановление шежере своего рода тесно связано с поиском стабильных, проверенных ориентиров. Таковыми ориентирами чаще всего выступают элементы традиционной этнической культуры того или иного народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауман Л.З. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002. — 324 с.

2. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 1999. — 235 с.

3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000. — 728 с.

4. Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998.

5. Кодис О.С. Глобализация и идентичность (в свете взаимодействия культур) // Философия и бу-

дущее цивилизации: тез. докл. и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 3. — Современные тетради. — М., 2005. — 672 с.

6. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя зла. — М.: Эксмо, 2003. — 448 с.

7. Мовсесян К.Н. Особенности взаимодействия глобализации и культуры // Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 3. — Современные тетради. — М., 2005. — 672 с.

8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: базовый уровень: учебник для 11 класса. — М.: БИНОМ, 2008. — 188 с.

9. Фромм Э. Революция надежды. — СПб.: Ювен-та, 1999. — 245 с.

10. Чувилина Н.Б. Опыт Республики Башкортостан в сфере взаимодействия государственных органов с национальными-культурными объединениями // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (7 декабря 2006 г.): в 2 ч. Ч. 1. — Уфа: Гилем, 2006. — 316 с.

Ключевые слова: глобализация, культура, идентичность личности, молодежь, шежере.

Key words: globalization, culture, identity of a person, the youth, shezhere.

Alflra R. Mazhitova, Aidar R. Mazhitov

GLOBALIZATION AND THE PROBLEM OF A PERSON’S IDENTITY: SEARCH FOR THE WAYS OF SOLUTION

The present-day world is going through the influence of globalization on all spheres of a public life. One of the serious dangers of globalization, in our opinion, is a one-sided character of cultural interaction and the risk of loss of national-cultural originality by many peoples. The destiny of the state in many respects depends on a cultural and moral level of education of young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.