Научная статья на тему 'Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству'

Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1129
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грибоедова Татьяна Петровна, Костюкова Татьяна Анатольевна

Статья посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы в современный период развития российского общества. Авторы дают описание специфических черт взаимообогащения партнерства семьи и школы. Особое внимание уделяется формированию готовности сторон к осуществлению партнерского взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грибоедова Татьяна Петровна, Костюкова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about interaction of family and the school at the modern period of development of the Russian society. Authors give the description of specific features of partnership of family and school. The special attention is given formation of readiness of the sides to realization of partner interaction.

Текст научной работы на тему «Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству»

УДК 37.018.1.02

Т.А. Костюкова, Т.П. Грибоедова

СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ

Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск

Партнерство как перспективный вид социального взаимодействия в современных условиях все более уверенно проникает в сферу взаимоотношений с семьей. В частности, в последние несколько лет появилась целая серия научно-педагогических работ, связанных с формированием партнерства семьи и школы [1—3]. В настоящее время понятием «партнерство» характеризуют определенную форму взаимоотношений между субъектами деятельности, в которой присутствуют диалог, равноправие, согласованность и добровольность участия в совместной деятельности, взаимная заинтересованность сторон.

Благодаря проведенным исследованиям [1, 5, 7,

9, 10 и др.] началась разработка понятий в данной сфере с целью более глубокого изучения данного явления. Но сама педагогическая практика пока очень слабо представлена реальным и продуктивным опытом социального партнерства вообще, а особенно - с семьей.

Динамика характера отношений субъектов образования, отраженная во многих диссертационных исследованиях советского, перестроечного и современного периодов (А.Ю. Гранкин, 2003; Байкулова, 2004; Е.И. Балдицина, 2005; С.В. Дармодехин и др.), показывает, что многие годы отношения между российской семьей и государством складывались преимущественно на основе превалирования государства над личностью, семьей и обществом. Это способствовало прямому и косвенному вмешательству государственных органов в дела семьи и личности, приводило к игнорированию их реальных потребностей и интересов, разрушало семейные связи и пространство семейных отношений, снижало степень ответственности семьи за воспитание ребенка.

Опираясь на многочисленные исследования [48] по истории этих отношений, мы увидели некую динамическую последовательность, которую можно зафиксировать в виде следующих условных этапов:

1) игнорирование семьи в воспитательно-образовательном процессе, жестко авторитарное воздействие на нее (для этого типа отношений характерными являются идеи педагогов 20-х - 30-х гг. XX в.);

2) признание за семьей права участвовать в образовательном процессе и ответственности за вос-

питание ребенка; поиск разных форм привлечения семьи преимущественно к процессу воспитания и коррекции негативных воспитательных результатов либо поддержка семьи в сложной ситуации, преодоление той или иной ее недостаточности (работа с многодетной семьей, сопровождение молодой семьи, взаимодействие с неполной семьей, семьей ребенка-инвалида, поддержка сельской семьи, нейтрализация влияния неблагополучной семьи на воспитание ребенка, сотрудничество семьи и школы по социальной реабилитации ребенка с задержкой развития, реабилитация семьи, помощь проблемным семьям и т.д.) - 40-е - 80-е гг. XX в.;

3) попытка передать семье полную ответственность за воспитание детей, отказ школы от воспитательной функции, привлечение семьи к решению материальных проблем образовательного учреждения (спонсорство) в условиях финансовой необеспеченности деятельности, ответное параллельное увеличение требований (не всегда обоснованных) к школе со стороны семьи в условиях собственной некомпетентности - 90-е гг. XX в.;

4) «возврат» воспитания в школу при усилении требований к семье и росте степени ее участия в образовательном процессе, привлечение других социальных институтов к взаимодействию в интересах развития ребенка - рубеж XX-XXI вв.;

5) стремление семьи и школы к партнерству -начало XXI в.

Суть взаимоотношений на каждом этапе, кроме последнего, можно определить либо как формальные, либо - кооперативные (локальное включение в совместную деятельность), либо как благотворительные и спонсорские (финансово-материальные).

На нынешнем этапе развития общества огромное значение приобретает социальное партнерство как новая идеология взаимодействия социальных структур, как современный способ выхода из возникающих конфликтов и более эффективный способ достижения социальными субъектами своих целей. В сфере образования, которая претерпевает большие изменения, взаимодействие между субъектами все чаще стремится к социальному партнерству как идеальному виду взаимодействия: взаимовыгодному, равноправному, свободному.

Понимая возросшую роль семьи в обществе и невозможность строить отношения с ней с авторитар-

ных позиций, мы считаем наиболее адекватным путем решения возникшей проблемы разработку стратегии и тактики социального партнерства семьи и общества, начиная с выстраивания ее отношений с учреждениями образования. Предметом такого партнерства, на наш взгляд, должна стать активизация образовательного потенциала самой семьи, развитие ее самосознания, ответственности и способности реализации своей миссии и своей функциональной направленности на руководство образовательной деятельностью по отношению к своему ребенку.

Сложность перехода к партнерским отношениям во взаимодействии на современном этапе заключается и в слабой теоретической проработанности данной проблемы в педагогической науке, и в сложившихся стереотипах отношений с семьей в российском обществе. Реализация партнерства как такового сегодня пока еще достаточно проблематична. Тем не менее в настоящее время отношения родителей и образовательных структур меняются в направлении большей интенсивности, внимания и заинтересованности друг в друге.

Это связано с изменением отношения к образованию в обществе в целом, ростом его влияния на возможности трудоустройства, на социальное положение и карьерный рост и, таким образом, с повышением его престижности. Кроме того, в сфере общего образования произошла серьезная дифференциация учреждений относительно возможностей, предоставляемых обучающимся в части уровня, качества образования, гарантий поступления в те или иные высшие учебные заведения, а также условий для личностного и творческого развития.

Первичным мотивом социального партнерства в образовании в настоящее время, по мнению исследователей [9, 10] и исходя из анализа образовательной практики, является преимущественно стремление к поиску средств для повышения качества образовательного процесса. Родители являются одними из наиболее заинтересованных и близких потенциальных субъектов, способных оказывать необходимую финансово-материальную помощь. Потребность образовательного учреждения максимально удовлетворять запросы родителей при современных условиях финансирования, а родителей - в хороших условиях образования для их детей определяет необходимость партнерства с целью интеллектуального, личностного, творческого развития, жизненного и профессионального самоопределения детей. Это еще не полноценное партнерство, поскольку оно строится преимущественно на финансово-экономических интересах, но это первая необходимая ступень на пути к его становлению.

Возможности действительно полноценного партнерства семьи и школы определяются, в первую

очередь, ценностными основаниями сторон, их умением видеть и выстраивать перспективу; готовностью со стороны родителей личностно включаться в деятельность, а не только передавать школе те или иные ресурсы, «откупаясь» от учреждения определенной «благотворительной суммой», а также готовностью школы считать семью своим реальным партнером, обсуждать с родителями не только финансовые вопросы, но и стратегические цели, включать их в процесс решения наиболее сложных проблем, влияющих на качество образования.

Очень часто в педагогической и методической литературе социальное партнерство присутствует без обозначения специфических черт, практически неотличимо от остальных видов взаимодействия. Поэтому считаем необходимым четко их обозначить.

Во-первых, родители заинтересованы в воспитании и образовании собственного ребенка, более того, осознают, что именно они должны создавать условия для развития ребенка в семье, контролировать создание таких условий в образовательном учреждении, помогать, если необходимые, на взгляд родителей, условия создать самостоятельно ему не под силу. Это проявляется в четких высказываниях в проведенных нами опросах 370 родителей детей, обучающихся в школах, лицеях и гимназиях г. Новокузнецка (2007-2008 гг.), о том, что именно семья должна заниматься воспитанием ребенка и нести конечную ответственность за становление его личности, а образовательное учреждение выполняет заказ государства и запрос семьи.

Во-вторых, партнерство возможно исключительно при наличии у родителей готовности к взаимодействию с учреждением на паритетных началах, с опорой на понимание того, какую деятельность лучше выполнит школа, какую - семья, при приоритете семьи особенно в части воспитания. Родители, имеющие такую позицию, как правило, стремятся создать в учреждении свой родительский орган самоуправления, представляющий интересы, потребности и ожидания родительского сообщества, решающий вопросы создания благоприятных условий для развития детей в учреждении.

В-третьих, как показывает анализ материалов проведенных опросов, у родителей есть достаточные психолого-педагогические представления о путях, средствах формирования у ребенка определенных личностных качеств, выявления и развития его способностей, условиях успешной социализации, а также определенные умения эффективного взаимодействия с ребенком (т.е. семья имеет необходимый образовательный потенциал, игнорирование или невостребованность которого недопустимы).

В-четвертых, образовательное учреждение призвано быть готово к предоставлению родителям возможности реального, а не номинального участия в родительском самоуправлении, имеющем конкретные содержательные (а не только финансовые) полномочия в образовательном процессе.

Основой взаимодействия должно стать взаимовыгодное соглашение, отражающее желания обеих сторон. Оно, как правило, включает в себя составляющие:

- желаемые результаты;

- руководящие принципы, с помощью которых они могут быть достигнуты;

- ресурсы, необходимые для достижения обозначенных результатов;

- ответственность или стандарты выполнения совместной деятельности;

- последствия, если результаты будут или не будут достигнуты.

Таким образом, говоря о партнерстве как высшем уровне социально-образовательного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, мы ставим начальным условием готовность обеих

сторон к подобному взаимодействию в вопросах воспитания и образования детей. Но актуальными являются вопросы: как определить ее наличие? каковы степени данной готовности?

Начнем с семьи. Проведя собственное исследование, мы разработали и апробировали в различных типах 12 образовательных учреждениий следующие показатели готовности родителей к взаимодействию:

- положительное отношение к педагогическому коллективу и своему участию в образовательном процессе;

- стремление посещать обязательные мероприятия для родителей;

- заинтересованность в делах детей, класса, школы;

- способность осуществлять конструктивное общение и взаимодействие с педагогами и администрацией учреждения;

- видение своего места (роли) во взаимодействии с ОУ

Учитывая, что готовность может иметь несколько степеней (уровней), мы представили их в табл. 1.

Таблица 1

Степени готовности семьи к партнерству с образовательным учреждением

Степень готовности Характеристика

Отсутствие готовности Негативное отношение к школе, образовательному процессу, непосещение родительских собраний, безразличие или настороженность к тому, что происходит с ребенком в школе, избежание общения с педагогами, а если это случается, то содержанием общения чаще всего становятся обвинения, упреки, требования принять меры и т.д. без взятия на себя хотя бы какой-то роли и ответственности в этом процессе

Низкая Отношение к школе безразличное, родители не придают значения жизни ребенка в школе, стараются как можно реже посещать родительские собрания, не проявляя там никакой активности, доверительного конструктивного общения с педагогами не возникает, считают, что все и без них устроится и от их участия ничего не зависит

Удовлетворительная (средняя) Родители периодически интересуются школьной жизнью, сами не проявляют инициативу, но стараются принимать участие во всех событиях, на которые их приглашают, в острых случаях обращаются к педагогам за советом и помощью, сами готовы помогать, если их просят, особой активности по поводу участия в органах родительского самоуправления не проявляют, могут войти в состав только при настойчивой просьбе, рекомендации классного руководителя; возникающие конфликтные ситуации направлены в целом на конструктивное решение проблемы

Высокая Родители постоянно в курсе всего происходящего, более того, сами являются инициаторами определенных событий, постоянно и тесно общаются с педагогами (классным руководителем), как правило, входят в состав родительского комитета класса или школы, проявляют ответственность в решении проблем воспитания и образования собственных детей

Подобная дифференциация родительской общественности позволяет образовательному учреждению более точно выстроить отношения с конкретными родителями, выбрать адекватные формы взаимодействия с ними, направленные в конечном итоге на создание условий для развития их субъектной позиции.

Для анализа готовности образовательного учреждения к данной деятельности сравним необходимые компетентности педагогов учреждения в ситуации патерналистской позиции школы и в ситуации партнерства (табл. 2).

Таким образом, важнейшим отличием позиций, на наш взгляд, является умение педагогического коллектива создать ситуацию разумного распределения полномочий и ответственности, умение вести диалог с родителями на принципах равноправия и взаимоуважения. Важно отметить, что невозможно сразу перейти от руководящей (патерналистской) позиции к партнерству. Для этого требуется предварительная работа, направленная на осознание каждой из сторон своей новой субъектной позиции. Более того, учитывая традиционный опыт взаимодействия, мы осознаем, что на переходном

Таблица 2

Педагогические компетентности, необходимые в разных парадигмах взаимодействия с семьей

Компетентности, востребованные в патерналистской парадигме государственного руководства семейным воспитанием Компетентности, необходимые в парадигме социального партнерства

Умение диагностировать и анализировать ситуацию в семье, особенности социального и личностного развития ребенка; оперативно реагировать на происходящее Умение осуществить диагностику реальных образовательных потребностей детей и их родителей, образовательного потенциала семьи с целью ее дальнейшей активизации

Совокупность умений, предназначенных для воздействия на родителей разными способами с целью привлечения их на свою сторону или «устрашения». Владеть способами воздействия на родителей, коррекции ситуации вплоть до ходатайства об устранении родителей от воспитания Знание собственных профессионально-корпоративных потребностей, ожиданий и мотиваций

Умение взаимодействовать с родителями, исходя из своей руководящей роли Владение способами согласования позиций, целей и ресурсов сторон, ведения диалога с родителями

Умение организовать и поддерживать деятельность родительских комитетов классов (пусть и на формальном уровне) Знание организационных процедур и механизмов социального партнерства, готовность предоставить родителям определенные полномочия (по силам и компетентности) в управлении какой-либо частью образовательной деятельности учреждения (планирование, организация, обеспечение, контроль) и оказать поддержку в создании органа самоуправления

Владение профессиональными знаниями и умениями для организации родительского всеобуча, исходя из позиции своей педагогической компетентности в вопросах воспитания и образования детей в условиях родительской некомпетентности в этих вопросах Формирование субъектной позиции родителей, использование имеющегося у них культурно-образовательного потенциала и его активизация. Дифференцированный подход к развитию пси-холого-педагогической компетентности родителей, опора их на само- и взаимопомощь

Умение найти и привлечь к взаимодействию государственные и иные социальные институты, способные воздействовать на детей и родителей из семей «группы риска» Умение привлечь к сотрудничеству семью и других партнеров, заинтересованных в поддержке семьи и детей, разумно распределив полномочия

Способность нести полную ответственность за процесс и результаты воспитания и обучения ребенка в школе и семье Умение распределить ответственность между партнерами (в первую очередь, семьей) за достижение как негативного, так и позитивного результата

этапе некоторые «руководящие» функции школы семьи. Это путь перспективный, соответствующий

неизбежны, но должны быть не статичными, за- современной ситуации и учитывающий тенденции

крепляющими позицию «над», а стимулирующи- общественного развития.

ми, «выращивающими» более активную позицию Поступила в редакцию 09.09.2008

Литература

1. Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Челябинск, 2007.

2. Одинец Н.Г. Формирование экологического сознания подростков в условиях партнерства школы с семьей: Дис. ... канд. пед. наук:

13.00.01. Иркутск, 2006.

3. Мозжухина Г.Л. Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 2006.

4. Плотников А.Д. Государственная семейная политика в Российской Федерации (Тенденции формирования и реализация в 90-х гг. XX в.): Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2001.

5. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991): Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 2003.

6. Байкулова С.А. Трансформация семьи в условиях реформирования российского общества (На примере Республики Адыгея): Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Майкоп, 2004.

7. Балдицина Е.И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 2005.

8. Дармодехин С.В. Семья и государство // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. М., 2000. № 3.

9. Касимова Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров: Дис. ... канд. пед. наук:

13.00.01. Тобольск, 2006.

10. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. № 4. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.