Вестник ДВО РАН. 2012. № 1
УДК 39 (=82) (7/8)
Ю.В.АРГУДЯЕВА
Семья и семейный быт русских старообрядцев в Америке
Рассматривается семейный быт русских старообрядцев, эмигрировавших в 1950-1960-е годы на американский континент из Азии. Прослеживается социокультурная и этнокультурная адаптация русских к новым условиям жизни.
Ключевые слова: русские, старообрядцы, адаптация, брак, семья, семейный быт.
Family and Family life of the Russian Old Believers in America. Yu.V.ARGUDYAEVA (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).
The family life of the Russian Old Believers who emigrated from Asia to American continent in the 1950-1960s is studied. Sociocultural and ethnocultural adaptation of the Russians to the new life conditions is traced.
Key words: Russians, Old Believers, adaptation, marriage,family, family life.
Сегодня старообрядчество1 продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям преимущественно русская культура, хорошо сохранившая народные и православные традиции не только на «материнской» территории - в России, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, куда старообрядцы мигрировали в разные исторические периоды после раскола Русской православной церкви в 60-е годы XVII в.
Весной-летом 2010 г. дальневосточные ученые провели исследования среди старообрядцев штатов Аляска и Орегон США с целью изучения степени сохранности традиционной русской культуры в иноэтническом окружении.
На Американском континенте изучаемые нами группы старообрядцев появились в конце 1950-начале 1960-х годов, сначала в Южной, а затем и в Северной Америке, в частности в США. Первоначально это были штаты Нью-Джерси, Нью-Йорк, затем Орегон, а уже оттуда старообрядцы расселились в штаты Аляска, Миннесота и др. Это были разные региональные группы русского этноса: турчане - потомки казаков-некрасовцев, ушедших в начале XVIII в. с Кубани в пределы турецких владений в Добруджу, а затем в азиатскую Турцию; синьцзянцы - крестьяне-старообрядцы, в прошлом кержаки и поляки, бежавшие от коллективизации 1930-х годов в Синьцзян2 с российского Алтая; харбин-цы - самая многочисленная группа, эмигрировавшая, как и синьцзянцы, из-за репрессий, атеизации, налогов, коллективизации из южной части Дальнего Востока в Маньчжурию и поселившаяся старообрядческими деревнями недалеко от Харбина (более подробно см.: [1, с. 65-67]).
По религиозному составу в этих группах преобладали старообрядцы-беспоповцы [5, с. 45] часовенного согласия (переходное между поповцами и беспоповцами). Общины старообрядцев-поповцев [5, с. 337], составляющие четверть всего старообрядческого
1 О старообрядчестве, его течениях, направлениях, толках, функциях начетчиков и священниках см. [1, с. 64, 66;
5, с. 45-46].
2 Синьцзян-Уйгурский автономный район на северо-западе Китая.
АРГУДЯЕВА Юлия Викторовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: [email protected]
сообщества США, возникли уже на американском континенте в 1980-е годы из числа беспоповцев.
Брачно-семейные отношения у старообрядцев строились на традициях русской культуры, хотя некоторые новации в брачном поведении в иноэтническом и инокультурном окружении на азиатском и южноамериканском континентах все же имели место. Связано это было не только с продолжительностью пребывания на определенной территории и демографической ситуацией в принимающих странах, но и с численностью эмигрантской группы, ее составом по половому и конфессиональному признакам, а также с бытующими установками и регламентом вступления в брак с представителями иноэтнического и иноконфессионального окружения. Так, если у синьцзянцев и харбинцев в целом была приемлемая брачная ситуация, то у турчан уже в 1930-е годы вступление в брак внутри общины было проблематичным, так как к тому времени почти все они состояли в кровных родственных отношениях. Эта проблема усугубилась после 1962 г., когда 999 турчан выехало в СССР. У оставшихся в Турции старообрядцев (примерно 240 чел.) возникла угроза смешения с турками, с которыми традиционно не разрешалось вступать в брачные отношения. И только их отъезд в США, при содействии Толстовского фонда и главы департамента юстиции США Роберта Кеннеди, способствовал разрешению этой проблемы: турчане смогли наладить брачные контакты с харбинцами и синьцзянцами.
На процессы образования семей и семейную жизнь современных русских старообрядцев в Америке значительное влияние оказывают их религиозные воззрения, хотя адаптация к местным условиям и образу жизни, контакты с англоязычным населением, общие преобразования и технический прогресс в течение полувекового их пребывания на Американском континенте в какой-то мере смягчили жесткие религиозные позиции, изменили их поведение и семейные ценности. Влияние преобразований в большей степени заметно у старообрядцев-поповцев и в меньшей - у беспоповцев.
В 1960-е годы, когда в Южную, а затем и Северную Америку прибыл основной поток русских старообрядцев из Турции и Китая (в том числе из Синьцзяна и Маньчжурии), практически все члены старообрядческих общин, за исключением отдельных семей турчан, принадлежали к беспоповскому согласию. Прибытие крупной, единой по
Жилой дом русских старообрядцев. Штат Орегон, США
конфессиональным установкам (практически все беспоповцы) группы разрешило крайне напряженную демографическую ситуацию турчан и увеличило диапазон брачных партнеров у харбинцев и синьцзянцев. Например, турчанка Наталья Бору вышла замуж в Орегоне за харбинца Александра Кузнецова; сестра Александра Кузнецова Екатерина вступила в брак с турчанином Перфилом Тараном; турчанин Василий Кем взял в жены синьцзянку Марию Снегиреву; у синьцзянца Андрея Снегирева женой стала харбинка Васса Семерякова и т.п.
На Аляске, где первые старообрядческие поселения были созданы исключительно хар-бинцами, преимущественно не родственными между собой, первоначально брачные отношения складывались в основном между молодыми людьми из числа этой региональной группы. Синьцзянки и турчанки попали на Аляску в качестве жен мужей-харбинцев. Так, у В.А.Басаргина - одного из основателей с. Раздольное - из 10 сыновей (всего у него родилось 14 детей) двое женаты на синьцзянках и один на турчанке. Потомки от этих смешанных браков вступают в брачные отношения с представителями всех трех региональных групп старообрядцев, прибывших в Северную Америку. Территориальные брачные связи в целом носят экзогамный характер, но в крупных населенных пунктах и их окрестностях, где сконцентрировалось много старообрядческих семей, брачные связи могут быть территориально эндогамными. В частности, в один день, 5 сентября 2010 г., в г. Вудбурн штата Орегон сыграли пять свадеб (у поповцев и беспоповцев). Женихи и невесты, создавшие эти семейные союзы, - потомки смешанных в региональном плане браков, которые заключили их родители уже в США. Берут невест в других населенных пунктах этого штата, а также в штатах Нью-Йорк, Миннесота, Аляска и др. Существуют также брачные связи с Южной Америкой (Боливией, Бразилией, Уругваем), Австралией, Новой Зеландией, реже - с Россией. Более позитивна брачная ситуация у старообрядцев-беспоповцев, которых в Северной и Южной Америке большинство. У старообрядцев-поповцев в этом плане дело обстоит сложнее: их меньше как в США, так и в других странах АТР.
По конфессиональной принадлежности, как уже говорилось, старообрядческий поток, попавший в Северную Америку в 1960-е годы, был практически однородным и состоял из старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия. Принятие на Аляске (Николаевск)
Ю.В.Аргудяева берет интервью у священника с. Николаевск (Аляска) отца Николы - Николая Пименовича Якунина (потомка Пимена Якунина из с. Каменка, Приморье)
и в Орегоне (Вудбурн) группой беспоповцев священства, т.е. поповства, в 1980-е годы вызвало взрыв негодования у остальных беспоповцев, воспринявших такие нововведения как возврат в никонианскую веру. В итоге в некогда единых общинах произошел разлад. Результатом этого стало отселение части старообрядцев из первого на Аляске старообрядческого поселка Николаевск и создание на расстоянии 70-80 км от этого поселка нескольких новых старообрядческих поселений (Вознесенка, Раздольное, Качемак-село и др.), где обосновались только беспоповцы. В итоге под угрозой как у старообрядцев-поповцев, так и у беспоповцев оказалась и традиция вступления в брак только с партнерами из своего согласия. Теперь молодые супруги должны были придерживаться канонов либо поповства, либо беспоповства. Возникли коллизии не только между наставниками и священниками, но и между многочисленной родней новобрачных [2, с. 39]. Постепенно, хотя и редко, стали появляться экзогамные браки конфессиональной направленности, т.е. между поповцами и беспоповцами.
Еще одна направленность экзогамных браков - браки старообрядцев, преимущественно поповцев, с американцами. За американцев, как свидетельствуют сами староверы, стремились выйти замуж только «перестарки», т.е. девушки старше 20 лет [6, с. 302]. В таких брачных союзах некоторые американцы принимают старообрядчество и становятся полноправными членами старообрядческих общин. Если жена-американка решает перейти в старообрядчество, ее молодого супруга на год отлучают от церкви, а спустя год прощают. Официальное оформление подобных браков (брачание) осуществляется обычно через 6 нед, в течение которых американец (американка), решивший перейти в старообрядчество, обязан выучить некоторые молитвы и научиться следовать определенным старообрядческим традициям. Часть молодых людей, предприняв попытки оформить брачные отношения со старообрядками и выявив со стороны невесты, пусть и отдаленную, родню, вступает в гражданские отношения с американками или эмигрантками-мексиканками, что не приветствуется ни родителями, ни общиной.
Случаев вступления в официальный брак мужчин-старообрядцев с американками мало. Староверы знают, что русская жена будет варить, убирать, стирать, мыть и т.п., а американки, по их мнению, слишком уж вольные, стремятся к равноправию и считают, что муж также должен выполнять всю домашнюю работу.
Брачный возраст девушек и юношей претерпел изменения. Супруги-старообрядцы, которым в настоящее время более 65 лет, образовали брачные пары еще на территории Турции и Китая. Девушки вступали в брак обычно в возрасте 14-16, юноши - в 16-20 лет. Сегодня такой традиции уже не следуют. Женщины выходят замуж преимущественно в 17-20 лет (хотя есть невесты и более старшего возраста), мужчины - в 18-25 и даже в 27-28 лет. Это объясняется стремлением молодежи получить среднее образование, завершить учебу в колледже, поступить в университет. В этом отражена и современная общемировая тенденция более позднего вступления молодежи в официальные брачные отношения. Повторные браки разрешаются вдовым мужчинам, если в доме остались малые дети. После 60 лет по канонам старообрядческой общины браки запрещены.
Традиции вступления русских старообрядцев в брак только по воле родителей, бытовавшие в начале ХХ в. в России, Китае и Турции, отошли в прошлое. В настоящее время молодые люди знакомятся с девушками самостоятельно. Происходит это на различных гуляньях в выходные дни (в Вудбурне, например, в парке или за городом), на девичниках3, свадьбах, во время праздников - Пасхи, Рождества и др., когда девушки и юноши съезжаются из разных населенных пунктов и штатов. Традиция знакомиться во время молодежных игр ушла в прошлое.
3 Девичник - цикл (от 2-3 дней до недели) заключительных вечеринок предсвадебного периода в доме невесты, сопровождающихся песнями и обрядовыми действиями.
Женщины-старообрядки в гостях. Аляска, США
Мужчины-старообрядцы в гостях. Аляска, США
Заключению браков иногда мешают конфессиональные каноны. В старообрядческой среде четко придерживаются традиций вступления в брак лишь в случае наличия не менее 8 степеней кровного и духовного (крестные родители) родства. Вступивших в брак при наличии, к примеру, только 6 степеней кровного родства у беспоповцев заставляют развестись. Некоторое послабление в подобных ситуациях есть у поповцев. Их могут и не развести, но отношение к ним не только родственников, но и членов общины негативное.
Если раньше юноши и девушки договаривались между собой о предстоящем браке, а потом уже обращались к родителям с просьбой посчитать степени кровного и духовного родства, то в настоящее время, познакомившись, сразу просят родителей посчитать степень родства. Однако многодетность в старообрядческих семьях, особенно в старших возрастных группах, обусловливает довольно широкий родственный состав, что фактически уменьшает круг брачных партнеров. Вот одно из свидетельств: «С маминой стороны у мамы 12 братьев и сестер и с отцовой 12, и по 10 детей в каждой семье, то у меня двоюродных братьев и сестер 200 где-то (последний раз считали). Его [мужа] сестра приедет - она с 500 познакомится, не может замуж выходить. Чем больше семья, тем тяжелее. Моя баба Анна, там где-то в деревне кто-то рожал, и ребенок чуть не умер, надо было крестить, то она совсем чужому человеку, никакому не родственнику, стала крестной (это уже духовное родство. - Ю.А.), то еще и то поколение тянется. И ето не раз, не раз получалось...» (Полевые материалы автора. Информация УФ.Басаргиной, 1966 г. рожд., г. Вудбурн).
Иным старообрядкам, которым сегодня 30-38 лет, так и не удалось создать свою семью, и они остаются жить в родительском доме. Невозможность найти себе брачного партнера спровоцировала некоторых девушек к уходу в монастыри, расположенные на притоках р. Енисей в России. Иногда родители, сетуя на соблазны американской жизни, боясь противоправного поведения юношей, сами отправляют молодых людей в енисейские монастыри.
Конфессиональные традиции также претерпевают изменения. В регионально смешанных браках молодая женщина начинает посещать молельню мужа. Например, являясь по родительским корням харбинкой, она, будучи девушкой, посещала молельню, выстроенную харбинцами, а выйдя замуж, допустим, за синьцзянца, на всех службах будет присутствовать исключительно в синьцзянской молельне. Соответственно, круг ее общения расширится за счет не только родственников мужа, но и его однообщинников, что может привести к изменению в региональных традициях. Аналогичная ситуация прослеживается в браках поповцев с беспоповцами: молодая жена переходит в конфессиональную группу мужа, ее перекрещивают, и она следует уже иным конфессиональным канонам. Чаще группа поповцев пополняется за счет беспоповцев, из священства в беспоповщину практически не переходят.
Принятие священства не только осложнило благоприятную прежде брачную ситуацию, но и принесло разлад во внутрисемейные отношения. В этом плане консервативней оказались женщины, не захотевшие перейти в поповство. Некоторые ушли от мужей вместе с детьми. Для них религиозные воззрения оказались важнее супружества и одиночества с несколькими детьми на руках, хотя, возможно, было и давление родительской семьи. Число разводов по этой причине выросло, хотя конфессиональная община старается не допустить распада семейных отношений. По религиозным канонам, если жена оставила мужа, ему разрешается вступить в брак вторично. Разведенной женщине на законных основаниях, т.е. через оформление повторного брака в молельне (церкви), не разрешается завести новую семью, считается, что муж ей дан пожизненно. Установки на пожизненный брак продолжают бытовать у старшего поколения. Супруги молодого и среднего возраста смотрят на эти проблемы иначе, и разводы не так уж редки.
Если муж осужден и отбывает длительный тюремный срок, жена, по мнению даже ее родителей, должна его ждать. Во многих житейских ситуациях, связанных с распадом семьи, которые непременно рассматриваются руководителями общины, мужчина всегда
имеет послабления, женщина - практически никогда. Поэтому многие современные старообрядки, не желающие мириться с такой ситуацией, повторно вступают в гражданский брак, что также осуждается общиной.
Следует отметить, что принятие священства отрицательно повлияло на отношения внутри родительских семей, где братья и сестры, родители и взрослые дети оказались кто в стане поповцев, а кто - беспоповцев. Некоторые перестали общаться друг с другом.
Еще одна причина разводов - наркотическая зависимость, которая все шире, к великому сожалению родителей, распространяется среди мужской части старообрядческой молодежи.
В семейной структуре у старообрядцев штатов Аляска и Орегон преобладают двухпоколенные семьи, состоящие из родителей и их детей. Трехпоколенные (старики-родители, женатый сын со своей семьей) встречаются довольно редко, так как повзрослевшие дети, создав семью, стремятся сразу отделиться, что несколько огорчает старообрядцев-родителей. До недавнего времени в США еще сохранялась традиция, что сын, даже будучи женатым, отдавал все заработанные средства главе семьи - отцу. В настоящее время и молодой муж, и родители юной жены настаивают на быстрейшем выделе молодой супружеской пары. Они либо живут в трейлере на родительском подворье, либо арендуют жилье, либо приобретают дом в долг. На покупку своего жилища тратятся все полученные на свадьбе в качестве подарка средства.
Количество членов семьи иногда подсчитать довольно трудно. Легче это сделать в двухпоколенных семьях, когда дети еще не стали взрослыми и не создали свои собственные семьи. В таких случаях численность семьи зависит от количества детей, а их рожают все меньше. В настоящее время 10-14 детей имеют, как правило, семьи, в которых родителям перевалило за 60 лет [4, с. 263]. Они еще жили по принципу рожать столько, сколько «Бог дал». У родителей в возрасте 40-50 лет в семье не более 7-8 детей, и то не всегда. У 25-летних супругов детей не более 3-4, и некоторые не собираются больше рожать. Нам представляется, что рожать стали меньше по целому ряду причин: повышение возраста вступления в брак, а следовательно, и уменьшение фертильного периода женщины; возросшая грамотность у молодых супругов, использующих современные методы контрацепции; следование общемировой тенденции снижения количества детей в семье, связанной со стремлением родителей дать детям более высокий уровень образования, и др. И хотя религия против вмешательства в процессы рождаемости, современные старообрядки тайно широко используют контрацепцию, систему подсчета благоприятных и неблагоприятных для зачатия дней и т.д. Абортов стараются избегать, в том числе и оттого, что опасаются огласки. Об аборте всегда узнают в семье, так как на дом приходит немалый счет. Во многих штатах США аборты вообще запрещены. Внебрачная рождаемость отмечается, но редко.
На численный состав семей влияет и отъезд ее членов в старообрядческие монастыри России, расположенные на притоках р. Енисей. В иных семьях в монастырь ушли по
Гости на свадьбе. Штат Орегон, США
3 взрослых ребенка. Уходит «спасаться» преимущественно молодежь, но иногда в монастыри перебираются и старики. Продолжительность пребывания американских старообрядцев в русских монастырях разная: 3 года, 12 лет, а некоторые уезжают туда, чтобы завершить свой жизненный путь. Девушки спустя несколько лет своего пребывания там могут стать «накрытыми» монашками. Возвращение в прежнюю жизнь им уже закрыто. Родственники, оставшиеся в Америке, постоянно помогают монастырским старообрядцам, высылая технику (генераторы, компрессоры и т.д.) и денежные средства, проведывают их.
Ухудшает демографическую ситуацию и повышенная смертность мужчин. Основная причина - гибель в автокатастрофах и в море во время рыбного промысла. И хотя современные условия рыболовства на Аляске значительно улучшились (новейшая навигационная аппаратура, применение технических средств в процессе добычи и др.), все равно ежегодно тонут 3-4 рыбака. Погибшие есть почти в каждой семье, занимавшейся или занимающейся рыболовством.
Внутрисемейные отношения между мужем и женой, родителями и детьми складываются по-разному. Это во многом зависит от семейных и общественных традиций, структуры и типа семьи, занятости родителей на производстве, характера людей, различных жизненных обстоятельств.
Очень строгого, как прежде, разделения труда по признаку пола не существует. По приезде в Северную Америку женщины-старообрядки работали на мебельной фабрике: шили покрытия для мебели, которую изготавливали их мужья. На Аляске старообрядки нанимались рыбообработчицами на консервные фабрики. Они долгое время были незаменимыми сборщицами ягод на американских фермах. В последнее время широкое применение механизированного труда и финансовая возможность фермеров нанять рабочих-мексикан-цев привели к тому, что женщины в поле стали работать гораздо меньше. Исключение пока составляет выращивание огородных культур в поле или теплицах. В настоящее время женщины из штатов Орегон и Аляска работают делопроизводителями в различных учреждениях, на почте, учителями и их помощниками в школах, медицинскими сестрами, массажистками. Некоторые держат небольшие магазины по продаже традиционной старообрядческой одежды и женских украшений, возглавляют частные заведения, например дошкольные учреждения. Занятость женщины вне семьи, безусловно, влияет на ее взаимоотношения с мужем. Она уже менее зависима в финансовом отношении, но у нее теперь двойная нагрузка: приготовление пищи, уход за детьми и мужем, стирка, уборка и другие домашние обязанности - по-прежнему прерогатива женщин.
Взаимоотношения родителей и взрослых детей довольно сложные. Стремясь сохранить каноны «древлеправославной» веры, уберечь детей от влияния и соблазнов внешнего мира, старообрядцы-харбинцы Орегона в 1960-е годы перебрались в более глухие места континента - вначале на Аляску, затем в штат Миннесота. Но это лишь ненадолго отодвинуло влияние технического прогресса и в какой-то мере затормозило проникновение в уклад старообрядцев не свойственных их культуре явлений. Родители, например, недовольны тем, что их дочь или сын связали свою судьбу с американцами, от которых молодые люди нередко перенимают пристрастие к наркотикам. Такие сыновья, достигнув возраста 27-30 лет, официальной семьи так и не завели. Старики-родители из числа беспоповцев не могут примириться с тем, что их дочь, выйдя замуж, оказалась в общине старообрядцев-поповцев.
По мере укоренения старообрядцев на американском континенте насущной необходимостью стало знание английского языка. Английский постепенно становится основным разговорным языком, однако степень владения им неодинакова у разных поколений. Мужчины старших возрастных групп владеют им относительно сносно. И это неудивительно, ведь именно им приходилось, зарабатывая на жизнь, общаться на местном языке с работодателями и другим англоязычным населением. Их жены владеют английским плохо, а некоторые почти не знают его, поскольку были заняты в основном воспитанием много-
численных детей и домашними заботами. В этих семьях разговаривают исключительно на русском.
Первые переселенцы владели в основном церковно-славянской грамотой, хотя некоторые мужчины знали и современное русское письмо. Поэтому родители-первопоселенцы были заинтересованы в приобретении их детьми знания языка принявшей их страны, но вначале лишь на уровне начальных классов. Главное, как полагали они, - знание основ арифметики и местного языка, церковно-славянскому языку учили обычно дома. Окончание школы, а тем более колледжа или университета родителями не приветствовалось, так как в этом они видели опасность для сохранения семейных и духовных ценностей. Поэтому многие забирали детей после окончания шестого-седьмого класса, предпочитая для своих отпрысков, дабы обезопасить их от «греха», ранние браки. Считалось, что это привязывало молодежь к семье, укрепляло приверженность к религии, верность общине.
Сами подростки также стремились начать зарабатывать как можно раньше. Только что прибывшие в США семьи старообрядцев, работавшие на ягодных фермах, брали на поле всех детей, которые могли собирать ягоду. И это было не удивительно, так как по традиции русских старообрядцев дети подключались к трудовому процессу в довольно раннем возрасте, начиная с 5 лет. Даже на рыболовных промыслах, где требовалась не только сноровка, но и сила, у старообрядцев трудились подростки 12-15 лет.
В настоящее время дети старообрядцев повсеместно учатся и заканчивают среднюю школу, колледж, а иногда получают высшее образование. Некоторые девушки, рано оставившие школу, поскольку стали матерями семейства с несколькими детьми, обучаются в вечерних школах. Иногда замужние женщины занимаются в вечернее время в колледжах.
Хуже обстоит дело с обучением русскому языку. Первоначально федеральное правительство субсидировало в школах двуязычные программы обучения, с преподаванием русского языка в начальных классах. Однако в 1980-е годы эти программы были отменены, поскольку в первые классы стали приходить дети с достаточно высоким уровнем владения английским языком [3, с. 321]. Отмена занятий по русскому языку вызвала недовольство
Потомки уроженцев Приморья иконописец Фатис Антипович Мартюшев (в центре) и Автоном Васильевич Басаргин (слева) во время беседы с исследователем. Аляска, США
родителей-староверов, и они, а также жившие в окрестностях Вудбурна молокане и пятидесятники, прибывшие туда в 1970-е годы, создали общую частную русскую школу. В последние годы ситуация изменилась. В Вудбурне, население которого значительно пополнилось испаноговорящими мексиканцами, стала функционировать государственная русская школа с русско-мексиканскими и русско-английскими классами, где детей обучают этим языкам до 12-го класса. Во всех старообрядческих поселках и деревнях Аляски и Орегона русский язык преподают школьникам по 30 мин ежедневно. Некоторые родители нанимают частных учителей, хорошо владеющих русской грамотой. В то же время английский язык все шире укореняется среди молодежи. Этому способствует не только школа, но и контакты с местным населением и телевидение, уже широко вошедшее в быт молодежи и людей среднего возраста.
Поколение 40-50-летних старообрядцев, которые практически все родились на американском континенте, хорошо знает английский язык и предпочитает общаться на нем не только в рабочей обстановке, но и дома. Молодым людям также привычнее и проще общаться на английском языке. Они понимают, что ради своего будущего необходимо овладеть американской культурой, в том числе языком, да и возможностей для тех, кому не мешает языковой барьер, гораздо больше. У молодого поколения в быт все шире входят телевизоры, компьютеры и другая техника, которые старшее поколение считает греховными и потому неприемлемыми. Парни и даже девушки очень много стали пить баночного пива. Это можно увидеть на молодежных гуляньях и особенно на девичниках. Постепенно развивается пивной алкоголизм. Молодежь американизируется, и это очень тревожит старшее поколение, которое с горечью признает, что ничего исправить уже не может. Старики резко осуждают новые веяния и пытаются сохранить наиболее важные традиции и духовные ценности. С каждым годом противоречия между взглядами молодого и старшего поколения становятся все глубже. Старшие считают малейшие отклонения от традиций опасными и стремятся их не допускать, а молодые все чаще ставят эти взгляды и требования под сомнение и пытаются порвать с традициями, заявляя, что они вынуждены жить «в двух мирах»: в американском обществе на работе, в процессе трудовых отношений и в старообрядческом мире, когда общаются с родителями. Родители, которые практически тоже оказались «в двух мирах», все чаще вынуждены идти на компромиссы, хотя это им дается с большим трудом.
И все же традиции русской культуры сохраняются благодаря следованию основной массы старообрядцев религиозным канонам. Молитвы и церковно-славянский язык дети учат преимущественно дома, получая знания от родителей. Правда, последние, нередко перегруженные производственной и домашней работой, не могут уделить достаточного внимания детям не только в изучении религиозных канонов, но и в повседневном быту. Раньше, в трехпоколенных семьях, эта проблема решалась дедушками и бабушками. Но сейчас они живут отдельно и с внуками видятся только на каникулах или по большим праздникам. Ситуация с изучением церковно-славянских традиций стала улучшаться буквально в последнее время: при некоторых молельнях появились специальные школы для обучения детей церковно-славянскому языку, знанию закона Божия, Евангелия и т.п.
Сохранились конфессиональные установки и по поводу отдыха в церковные праздники. В пасхальные дни школьники не занимаются, взрослые не работают целую неделю, посещают родных и друзей. Взрослые дети приезжают из других штатов со своими семьями навестить родителей. Однако реальная действительность вынуждает некоторых старообрядцев, особенно мужчин, занятых на ответственных производствах, нарушать эти каноны.
Занятость родителей на работе и отсутствие дома старшего поколения - дедушек и бабушек - затрудняют социализацию детей. Известно, что большую роль в социализации детей, в передаче им как производственных, так и семейных ценностей играет старшее поколение. Раньше дети брали пример не только с родителей, но и с дедушек и бабушек,
приобретая от них необходимые навыки в выполнении мужской и женской работы. В настоящее время ситуация изменилась. Трехпоколенных семей, как уже говорилось, практически нет.
Осложняет семейный быт и современная сложная экономическая ситуация в США. Многие старообрядцы остаются без работы. Значительно выросла в цене земля, и не только для развития фермерского хозяйства, но и для строительства домов. Произошли и другие негативные изменения в повседневном быту. Первые переселенцы-староверы старались не употреблять пищу «с базара» (из магазина), обходясь продуктами домашнего приготовления. Дольше всех этой традиции придерживались турчане. В настоящее время практически все продукты приобретаются в магазинах; некоторые из них, например мясо, перерабатывают (подсаливают или коптят). В Орегоне у старообрядцев почти не осталось домашнего скота и птицы. Лишь отдельные семьи держат коров и продают молочную продукцию знакомым старообрядцам. Некоторые выращивают также мясных кур, кур-несушек держат редко. Держать другую живность считается невыгодным. Тем не менее домашние заготовки из овощей - солонину (соленые огурцы и помидоры, квашеную капусту) - практически все хозяйки делают в домашних условиях.
Семейный быт старообрядцев тесно связан с общественным устройством. Стержнем их общественной жизни в США остается конфессиональная община, молельня или церковь, собор - собрание взрослых прихожан, преимущественно мужчин старшего и среднего возраста, которое решает все наболевшие вопросы, касающиеся жизни общины, отдельных семей и однообщинников. На соборе решаются, например, вопросы о разводах, домашнем насилии, внешнем виде мужчин и женщин, в том числе о повседневном ношении цивильной одежды, брадобритии и макияже. Обсуждаются проблемы, касающиеся регламента религиозных канонов или помощи нуждающимся и т.д. В вероисповедных учреждениях начётчиком (наставником) или священником совершаются все основные обряды жизненного цикла (крещение младенцев, оформление брака, похороны), проводятся еженедельные и праздничные молебны, и в этом принимают участие все члены общины.
Традиция взаимопомощи, бытовавшая у старообрядцев в России и в эмиграции на азиатском континенте, здесь постепенно исчезает. Многие родители, безусловно, помогают своим детям, особенно дочерям, оставшимся с детьми по каким-то причинам без мужей. В иных семьях помогает и брат родному брату. Однако неоднократно приходилось слышать, что отец отдает своему сыну землю в аренду и получает за это определенную плату, хотя сын работал на увеличение семейного капитала с раннего возраста. Вероятно, это объясняется необходимостью отработки своего долга спонсорам, оплатившим переезд старообрядцев в США. А возможно, это в какой-то мере влияние американской действительности, где все измеряется деньгами, невзирая на родственные отношения. При обширной в прошлом многодетности, когда круг родственников разрастается
Потомок жителя Приморья В.Г.Кузнецова - Кузнецов Яков Васильевич с женой и внучками. Орегон, США
до 300-500 человек, помочь каждому невозможно, тем более что многие только что женившиеся молодые парни берут в долг не только дом и машину, но и землю. И за все надо выплачивать немалые проценты. Вот эту американскую традицию - иметь все сразу, но через систему чуть ли не пожизненной выплаты - молодежь усвоила быстро.
Исчезает и традиция общественных «помочей», особенно в сельскохозяйственном производстве, оснащенном ныне новейшей техникой. Однако адресная помощь в сложных жизненных ситуациях не ушла в прошлое. Собираются, к примеру, деньги погорельцам, иногда на медицинскую операцию, но такие случаи редки. Сами старообрядцы говорят, что просящие помощи - люди не безродные и что-то скопили в течение своей жизни. И все же, если кому-то нужна помощь, он должен выразить конфессиональной общине свою просьбу в письменном виде. Настоятель прочитает ее прихожанам перед молебном, и кто пожелает, жертвует определенную сумму в специально поставленную коробку. Чаще всего просят помощи старообрядцы из Южной Америки, и туда тоже посылают денежные средства. В дома престарелых тяжело больных старообрядцев не отдают, ухаживают за ними дома. В настоящее время одна из общественных организаций, созданных женщи-нами-старообрядками Вудбурна, собирается сделать приют исключительно для немощных одиноких старообрядцев (Полевые материалы автора. Информация А.А.Семерикова, 1930 г. рожд.; Е.С.Семериковой, 1931 г. рожд., штат Орегон, США).
Десятину от доходов на молельный дом (церковь) сейчас не платят. На Аляске после завершения рыбопромыслового сезона каждый прихожанин выписывает на старообрядческую церковь чек. Также поступают и в Вудбурне.
Возраст мужчин и женщин, уходящих на пенсию, различный. Женщина может получать полную пенсию после 62 лет. Мужчина может уйти в этом возрасте на неполную пенсию, и лишь по достижении 66-летнего возраста ему начисляется пенсия в полном объеме. Размер пенсии зависит от того, сколько лет человек работал в Америке. В среднем получают 600-1100 долларов в месяц. Размер пенсии зависит и от места жительства. В холодном штате Аляска он выше, чем в теплом Орегоне. Вдовы получают доплаты к пенсии за умерших мужей.
Такова общая картина современных семейно-брачных отношений и семейного быта у русских старообрядцев, попавших на Американский континент полвека назад из Азии, куда они эмигрировали из России в разные исторические периоды после раскола Русской православной церкви. Часть традиций в брачных, семейных отношениях, социализации детей ушла в прошлое, но что-то удалось сохранить. В процессе многократных переездов из одной страны в другую и жизни в инонациональной и инокультурной среде старообрядцы усвоили и определенные новации как положительного, так и отрицательного свойства. Тем не менее русские старообрядцы сохранили главное - религиозные воззрения и духовные ценности, которые они стараются передать подрастающему поколению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы в Северной Америке // Вестн. ДВО РАН. 2011. № 1. С. 64-74.
2. Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы на Аляске // Приморье: народы, религии, общество. Владивосток: Управление внутренней политики Приморского края, 2010. С. 32^6.
3. Нитобург Э.Л. Русские в США. История и судьбы, 1870-1970: этноисторический очерк. М.: Наука, 2005. 421 с.
4. Песков В. Аляска больше, чем вы думаете. М.: Фонд им. И.Д.Сытина: Комсомольская правда, 1994. 287 с.
5. Религия народов современной России: словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Республика, 2002. 624 с.
6. Федорова С.Г. Семья у русских староверов на Аляске // Семья у народов Америки. М.: Наука, 1991. С. 297-310.