Этнография
Вестник ДВО РАН. 2011. № 1
УДК 39(=82)(73)
Ю.В.АРГУДЯЕВА
Русские старообрядцы в Северной Америке
Дается краткая история появления первых и последующих миграционных волн русских старообрядцев в некоторых штатах Северной Америки. Рассматривается процесс адаптации, его особенности и сложности в условиях принимающей англоязычной среды. Анализируется степень сохранности религиозной и традиционной русской культуры.
Ключевые слова: миграция, адаптация, религия, русские старообрядцы, Северная Америка, традиционная русская культура.
Russian old believers in the North America. Yu.V.ARGUDYAEVA (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).
The article briefly recounts the history of the first and subsequent migration waves of Russian Old Believers who chose to settle in some states of the North America. The author focuses on the process of adaptation with its peculiarities and obstacles, and on religious situation in Old Believers ’ community surrounded by English-speaking environment; she analyzes the extent ofpreservation of religious and traditional Russian culture.
Key words: migration, adaptation, religion, Russian Old Believers, the North America, traditional Russian culture.
Старообрядчество1 - уникальное явление, сохраняющее самобытную, устойчивую к кардинальным изменениям русскую культуру, народные и православные традиции. Именно поэтому среди русских, проживающих как на «материнской» территории, так и в районах внутрироссийской и зарубежной миграции, старообрядцы представляют интерес для исследователей, в том числе для ученых Дальнего Востока - региона, куда значительные группы старообрядцев практически из всех российских территорий мигрировали в разные периоды отечественной истории (подробнее см. [2]).
Весной-летом 2010 г. было проведено два полевых исследования локальной группы живущих в США русских - общин старообрядцев штатов Аляска и Орегон; изучалась, в частности, степень сохранности традиционной русской культуры в иноэтнич-ном окружении (см. фото на 2-й и 3-й страницах обложки; авторы снимков к статье - Ю.В.Аргудяева и А.А.Хисамутдинов).
АРГУДЯЕВА Юлия Викторовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН). E-mail: [email protected]
Данная работа, а также полевые исследования старообрядцев в США выполнены при поддержке гранта Президиума РАН «Русские Дальнего Востока России: развитие традиций и трансляция культурного наследия в страны АТР». Код проекта 09-1-П25-01.
1 Старообрядчество делится на два основных направления - поповщину и беспоповщину, состоящие из многих течений, толков и согласий, в том числе беглопоповское согласие (которое свою потребность в священнослужителях пополняло за счет православного духовенства, «перебегавшего» в старообрядчество). В связи с нехваткой священников в некоторых беглопоповских приходах их роль стали исполнять уставщики. Таким образом возникло «часовенное согласие» (переходное между поповщиной и беспоповщиной. - Ю.А.), получившее распространение в Сибири и на Дальнем Востоке России. В настоящее время в России существуют три основные ветви «древлеправославного» старообрядчества: Белокриницкая иерархия (поповщина), беглопоповское и поморское, или беспоповское, согласия.
Всего же последователей старообрядчества в России и за рубежом (в Румынии, Канаде, США, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии) насчитывается около 2 млн чел. [5, с. 496-498].
В США первые старообрядцы появились в конце XIX в., они прибыли из Сувалкской губернии Царства Польского. В начале XX в. общину дополнили переселенцы-староверы из Виленской губернии. Эти группы последователей «древлего благочестия» расселились в штатах Пенсильвания и Калифорния. Работая преимущественно на шахтах и заводах, часть старообрядцев сравнительно быстро ассимилировалась, а некоторые уже в 80-х годах XX в. воссоединились с Русской православной церковью за границей [6, с. 28].
Наиболее значительные группы старообрядцев прибыли в штат Нью-Джерси США уже в 60-е годы XX в. В последующий период они переселились в штаты Нью-Йорк, Монтана, Орегон, Аляска и некоторые другие. Наиболее крупные общины в настоящее время находятся в штатах Орегон и Аляска. Здесь первоначально поселились исключительно старообрядцы-беспоповцы часовенного согласия - локальные группы староверов, получившие на американском континенте неофициальные названия (по месту выхода) «турчане», «синьцзянцы», «харбинцы» (подробнее об этом ниже). Их единая религиозная принадлежность позволила им быстро сблизиться и наладить (что было особенно важно для дальнейшего существования общин) повседневные бытовые и брачные контакты.
Дальневосточные старообрядцы, преимущественно беспоповцы, осевшие в Приамурье и Приморье во второй половине XIX-начале XX в., с одной стороны, впитали черты северорусских, среднерусских и южно-русских традиций, с другой - подверглись этнокультурному влиянию целого ряда местных народов на продолжительном пути через Урал и Сибирь в Дальневосточный регион (включая воздействие - уже на Дальнем Востоке -народов восточно-азиатских). Староверы, ушедшие на Балканы, в Малую Азию, Синь-цзян2, Маньчжурию, прошли через разные стадии адаптации к новым условиям жизни и этнокультурное влияние местного населения, восприняв определенные традиции в хозяйственной жизни и материальной культуре. Однако все старообрядцы сумели сохранить главное - православную религию, русский язык и русские традиции.
После октябрьских событий 1917 г. эмиграция староверов из России продолжалась. В 1920-х и особенно в начале 1930-х годов, в период коллективизации, часть их с Алтая переселилась в Синьцзян, а старообрядцы из Приморья - в Маньчжурию, где они осели, вначале в Трехречье3, затем недалеко от Xарбина, создав там несколько русских старообрядческих деревень [1, с. 8 ]. Эти староверы и получили впоследствии название «харбинцы».
Xарбинцы были самой многочисленной группой на американском континенте, куда они попали уже в результате третьей волны эмиграции. Первая волна пришлась на 1920-1930-е годы, когда действия советской власти, в том числе атеизация, введение непосильных налогов, коллективизация, так называемое раскулачивание, в процессе которого забиралось практически все имущество, и другие мероприятия подорвали основы крестьянских хозяйств. Многие главы семей были арестованы и осуждены. Это послужило причиной бегства крестьянских семейств из советского Дальнего Востока, в основном из Приморья, в близлежащую Маньчжурию.
В Маньчжурии возникло несколько сельских поселений, основанных преимущественно приморскими старообрядцами недалеко от КВЖД и Xарбина на малозаселенных землях [2, с. 8]. Xозяйство староверов-харбинцев было натуральным, занимались, по традициям русских, землепашеством и скотоводством. Xорошим подспорьем были огородничество, пчеловодство и различные таежные промыслы (охота на копытного и пушного зверя, рыбалка, сбор дикоросов). К середине 1940-х годов большинство старообрядческих хозяйств обеспечивало сельхозпродукцией не только себя, но и население близлежащих станций и горных поселков, где обосновалось немало русских эмигрантов. С приходом в Маньчжурию Красной армии многих взрослых мужчин отправили в советские лагеря.
2 Синьцзян-Уйгурский автономный район на северо-западе Китая.
3 Область трех рек, или Трехречье (по китайски - Саньхэ цюй), - территория бассейнов притоков р. Аргунь (Гана, Дербула и Xауна), занимающая площадь в 11 500 км2 в северной части автономной территории Внутренней Монголии (Барги) в Маньчжурии (Китай).
Основное обвинение - незаконный переход границы. После 1949 г. китайские власти дали понять старообрядцам, что их дальнейшее пребывание в стране нежелательно и будет лучше, если они покинут Китай. Советские консулы убеждали старообрядческие семьи вернуться в СССР. И некоторые на этот призыв откликнулись. Но остальные, оформив всякими правдами и неправдами соответствующие документы, перебрались в Гонконг, а оттуда в конце 1950-х годов - в разные южно-американские страны. Большинство обосновались в Бразилии, где им с помощью Всемирного совета церквей в 200 милях от Сан-Пауло удалось получить 6 тыс. акров земли [4, с. 319]. Однако, не сумев адаптироваться к местным природным условиям, они в начале 1960-х годов при помощи Толстовского фонда и некоторых местных спонсоров перебрались в США, в основном в штат Нью-Джерси, откуда впоследствии отправились в штат Орегон.
Старообрядцы-синьцзянцы пришли на северо-запад Китая с российского Алтая в основном в 1930 годы. Это были крестьяне, спасавшиеся от коллективизации и атеизации, хотя некоторые поселения русских возникли в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая еще в более ранний период. Занимаясь земледелием, скотоводством и охотой, они расселились в двух основных регионах - китайском Алтае и в районе Кульджи, создав там ряд населенных пунктов. После окончания Второй мировой войны повторилась та же история, что и с харбинцами: многих мужчин арестовали «за незаконный переход границы» и отправили в СССР, в лагеря. После победы в 1949 г. в Китае коммунистов новые власти стали отбирать землю, принуждая создавать коллективные хозяйства. В итоге часть старообрядцев вернулась в СССР, но некоторые, с трудом оформив соответствующие документы, отправились через весь Китай в Гонконг, откуда в конце 1950-х годов при помощи различных международных организаций выехали в различные страны Южной Америки. И уже оттуда часть синьцзянцев в начале 1960-х годов попала в США.
Староверы-турчане, т.е. проживавшие в Турции перед миграцией в США в 1960-е годы, были самой малочисленной старообрядческой группой. В Северную Америку они попали не сразу. После поражения восстания под предводительством Кондратия Булавина донской атаман Игнатий Некрасов увел в сентябре 1708 г. на Кубань 8 тыс. чел., их и стали именовать «некрасовцами». В конце XVIII в. они оказались в Турции. Среди них были как староверы-беспоповцы во главе с выбранным из их среды начетчиком4, так и старообряд-цы-поповцы Белокриницкой церковной иерархии. Население занималось земледелием, скотоводством и рыболовством, жило замкнуто, почти не смешиваясь браками с турками. К 1930-м годам браки внутри общин стали проблематичными, а затем и вовсе невозможными. У старообрядцев не принято вступать в брак до восьмой степени кровного родства, а также с крестными или с их детьми. Возникла угроза кровосмешения, избежать которой можно было, только растворившись в массе турецкого населения. Однако казаки твердо придерживались заветов Игната Некрасова, важнейшие из которых - не родниться с турками и не возвращаться в Россию при царе. В этот же период турецкие власти потребовали от казаков взять турецкие фамилии. Поэтому в настоящее время каждый американский старовер-турчанин по документам именуется по-турецки, но все знают свою русскую фамилию.
Огромные людские потери в нашей стране в ходе Второй мировой войны вызвали острую потребность в людских ресурсах, необходимых для восстановления разрушенных городов и сел, промышленности и сельского хозяйства, в том числе подъема целины. Две противоборствующие страны - СССР и США - приглашали к себе некрасовцев.
4 Начетчик (наставник, уставщик) - выбранный из числа грамотных старообрядцев однообщинник. В обязанности уставщиков входит руководство молениями, похоронами, поминками, крещением детей, оформлением браков. Большинство беспоповцев признало действительными только три таинства: крещение, исповедь (в несколько иной форме, чем в православной церкви) и причащение, которое понималось ими как духовное приобщение к Богу. Беспоповцы разделились на ряд толков и согласий [5, с. 45, 46].
СССР через свои консульства в разных странах стал призывать русских эмигрантов вернуться на родину. К этому времени остро встал вопрос о необходимости некрасовцам служить в армии, как это предусматривалось турецкими законами. Старообрядцы, откупавшиеся до сих пор от этой повинности, решили покинуть пределы Турции. Когда же принципиально вопрос с отъездом был решен, община раскололась. В итоге 999 чел. не-красовцев на советском пароходе (тысячный переселенец родился на этом судне) прибыли в сентябре 1962 г. на землю предков. Однако в 1963 г. около двухсот человек беспоповцев при помощи Толстовского фонда и главы департамента юстиции США Роберта Кеннеди на самолетах переправили в США, в города штата Нью-Джерси (Рукописный фонд автора, далее РФА. Информация Кем (Стеклова) В.Г., 1943 г. рожд., США, г. Вудборн, штат Орегон). Работая по найму, некоторые из них довольно быстро стали на путь ассимиляции, другие же стали посещать Русскую православную церковь. Однако наиболее крепкие в вере спустя несколько лет, боясь «разложения» своей молодежи искусами городской жизни, перебрались на северо-запад США, в штат Орегон, в окрестности г. Вудборн, где и получили общее название «турчане».
Непросто было старообрядцам приживаться в США. В штате Орегон они сначала работали на фермах своих спонсоров - многим надо было оплатить долги за переезд, встать на ноги. Местным фермерам, выращивавшим разные ягоды, это было выгодно, так как на сбор урожая выходила вся многодетная староверческая семья. Первым переселенцам быстро освоиться мешало незнание английского языка. Но постепенно языковой барьер был преодолен, и они стали искать заработки в других местах. Выручали природное трудолюбие и смекалка. Поскольку многие из них, особенно харбинцы и синьцзянцы, имели навыки работы с деревом (сами возводили себе в Китае рубленые избы и хозяйственные постройки), их охотно принимали на мебельные фабрики. Мужчины изготавливали мебель, женщины шили на нее покрытие. Даже отсутствие на работе старообрядцев в дни религиозных праздников не смущало хозяев, так как они знали, что староверы всегда
Женщины-старообрядки на пасхальных празднествах. Город Вудборн, штат Орегон
отработают пропущенные дни и сделают все качественно. Определенный доход давала работа в лесу на посадках деревьев. Постепенно, заработав нужные суммы, они завели на арендованной или собственной земле свои фармы (фермы) по выращиванию ягод, новогодних елок и различных декоративных растений. Некоторые староверы всю неделю работали на фабрике, а по вечерам и в субботние дни - на этих фармах, а также занимались охотой в окрестных лесах и промышленным ловом рыбы в штате Аляска.
Насколько успешно шло приобщение к местным условиям хозяйствования, настолько сложно было старообрядцам-первопоселенцам привыкать к общему регламенту повседневной жизни. Из-за незнания языка и американских законов они нередко оказывались в сложных ситуациях. Местные орегонские власти понимали, что трудности преодоления языкового барьера, сами по себе немалые, кажутся ничтожными по сравнению с проблемами, возникающими при попытке установить контакт с людьми, чья культура, философия, взгляды на жизнь, бога и общество кардинально различались. Концепция «плавильного котла», обосновывающая ассимиляцию и растворение вновь прибывающих групп в американском обществе [3, с. 33, 34], здесь не срабатывала. Первопоселенцы-старообрядцы сопротивлялись инокультурному воздействию, убежденные в том, что они, сохраняя и передавая веру, традиции и обычаи наследникам и потомкам в том виде, в каком получили их от предков, исполняют свой долг перед Богом. Но постепенно обе стороны начинали понимать друг друга. Следует отдать должное местным властям, которые проделали громадную работу, стремясь облегчить вхождение старообрядцев в новое для них общество с его законами и регламентом общественной жизни. В целях более продуктивного общения с не знающими английский язык старообрядцами в штат большинства служб (полиция, муниципальные и окружные учреждения правопорядка, суды, департамент по делам несовершеннолетних, служба внутренних налогов и сборов, служба иммиграции, рыболовная комиссия, отдел транспорта, отделение службы занятости, бюро труда, управления социальной защиты и народного благосостояния, отдел здравоохранения, региональные и местные строительные инспекции и др.) были введены русскоговорящие переводчики.
В экономической и хозяйственной жизни орегонские эмигранты-староверы адаптировались сравнительно быстро и успешно, создав материальную основу для своих детей и внуков. В настоящее время живет и трудится уже второе и третье поколения бывших переселенцев-староверов. Многие из них приобрели другие профессии, в частности создали фирмы по строительству и сборке жилых домов и преуспевают в этом деле. Хорошие заработки получают и от промышленного рыболовства на Аляске, многие имеют в собственности свои рыболовные катера. Ушли в прошлое нужда, неустроенность, плохо налаженный быт.
Прожив несколько лет в Орегоне, часть старообрядцев, чтобы спасти подрастающую молодежь от разлагающего влияния телевидения, а также пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам, которым были подвержены американцы, решили снова «уйти от греха подальше» - переселиться на Кенайский полуостров Аляски. В 1967 г. по совету Толстовского фонда туда для поиска подходящего места отправились четыре ходока-харбинца, в том числе Прохор Мартюшев и Григорий Гостевский (РФА. Информация Калугиной С.Г., 1940 г. рожд., с. Николаевск, штат Аляска, США). За 14 тыс. долл. там, на Кенайском полуострове, недалеко от г. Хомера была куплена квадратная миля земли.
В 1968 г. семьи харбинцев Прохора Мартюшева и Стафея Калугина взяли в долг 20-тонный самосвал и гусеничный трактор, с помощью которого можно копать землю и проводить дорогу, и отправились в путь. Добирались через Канаду в течение нескольких дней. Несмотря на весну, было еще холодно - дорогу покрывал снег, реки не вскрылись. Через несколько дней, 13 мая 1968 г., оказались недалеко от купленной ими земли и поставили палатки - так и началась первая старообрядческая деревня на Аляске - Николаевск (РФА. Информация Калугиной С.Г.).
Интерьер современного жилища старообрядцев: кухня-столовая. Город Вудборн, штат Орегон.
После теплого и обустроенного Вудборна, где уже широко использовали различную бытовую технику, работавшую на электричестве, в Николаевске пришлось вернуться к старым бытовым традициям. По воспоминаниям одной из первопоселенок Соломеи Калугиной о первых годах пребывания на Аляске, существенную помощь в обустройстве на новом месте им оказали местные американцы, жившие неподалеку. Они снабдили переселенцев печью, топившейся дровами, показали, где можно брать питьевую воду, привозили пищу. Но больше всех помогали алеуты (там же).
По русской традиции одной из первых бытовых построек была баня. Ее соорудили в палатке, воду грели в больших емкостях. Вскоре баню построили из дерева. Не обходилось без происшествий и трагедий: загорелась палатка Кирилла Мартюшева, погибла его дочь. Постепенно стали обзаводиться строительной техникой, приобрели трактор и трейлер. Приступили к строительству деревянных жилищ, посадили и вырастили овощи. Здесь, как на Дальнем Востоке и в Китае, дикоросы, растущие в изобилии (грибы, голубика, морошка, брусника), дополняли повседневный рацион. Их употребляли свежими и заготавливали впрок. Свои овощи, молочные продукты и яйца кур-несушек были хорошим подспорьем в питании. Это был детский и женский промысел. Женщины также успешно охотились на рябчиков и заготавливали сено для коров, которых завели через год после прибытия на Аляску. Мужчины же были заняты на строительстве дороги до ближайшего населенного пункта или на заработках.
Постепенно налаживался и повседневный быт. Если в первый год пребывания по воду приходилось ходить к дальнему ручью, а зимой для приготовления пищи и различных хозяйственных нужд использовали снег, то затем провели водопровод и электричество. Пищу стали готовить на электрической плите, стирать - в стиральной машине, продукты хранить в холодильниках и «ледниках» (специальные большие ящики, работавшие на электричестве. - Ю.А.).
На следующий год население Николаевска пополнилось новыми семьями старообрядцев, приехавшими из Орегона. Уже через четыре года население этой деревни превышало 200 чел. Впоследствии в окрестностях Николаевска возникло еще несколько населенных пунктов. Все главы прибывших семей были харбинцы или их потомки, но их жены относились к синьцзянцам и турчанам. Поэтому в настоящее время на Аляске мы встречались
Семья старообрядцев. Город Вудборн, штат Орегон
с мужчинами-старообрядцами, фамилии которых нам были знакомы по Приморью - Басаргины, Гостевские, Калугины, Кузнецовы, Мартюшевы, Ревтовы, Семериковы, Якунины и др. Большинство из них - бывшие жители Приморья, его уроженцы или их потомки.
Хозяйственная деятельность старообрядцев на Кенайском полуострове отличалась от той, что была в Орегоне. На суровой по природным условиям Аляске заниматься традиционным землепашеством или выращиванием ягод было невозможно. Средства к существованию добывали иными способами. Продукция первых таежных промыслов (охотиться на копытных стали позднее), скотоводства и огородничества не покрывала полностью пищевые потребности переселенцев-старообрядцев. Часть пищи можно было приобрести только за деньги, как и строительную, бытовую технику, одежду, обувь, утварь и другие предметы обихода. Трудолюбивые староверы всегда находили выход из сложившейся ситуации. Так было и на Кенайском полуострове. Мужчины как основные добытчики в семье и посредники в общении с внешним миром нашли заработки на ближайшем рыбоконсервном заводе, в 40 милях от Николаевска [4, с. 323]. У многих глав староверческих семей был опыт деревообработки, и они нанялись на имевшийся в округе заводик по производству небольших маломерных морских рыболовных судов. Вскоре, освоив эту профессию, они сумели основать собственное дело - «Русскую морскую компанию». Построенная в Николаевске крытая верфь позволяла ежегодно производить по 13-15 «русских» (так их стали называть) оснащенных современной техникой рыболовных катеров. Некоторые из староверов стали выходить на них в океан на коммерческий промысел лосося, палтуса, королевского краба, креветок. Со временем этот вид деятельности приносил значительный доход. Создали верфи и стали строить катера в других старообрядческих беспоповческих деревнях Аляски, их жители также занялись коммерческим ловом рыбы.
Религиозные установки старообрядцев-беспоповцев аляскинские переселенцы соблюдали свято. Помимо ежедневных домашних молений, устраивали и общие, собираясь первоначально в доме первого настоятеля Григория Мартюшева. Он еще в 1931 г. вместе со своими братьями эмигрировал из Приморья в Маньчжурию [1, с. 93, 94], оттуда в 1950-х годах перебрался в Южную Америку, затем в штат Орегон и, наконец, на Аляску. Старшее поколение владело церковнославянской грамотой, некоторые мужчины знали современное им русское письмо. Однако в условиях Америки необходимо было выучить
и английский язык. Это поняли в первую очередь мужчины, которым, в силу производственной необходимости, пришлось его освоить. Поэтому родители-первопоселенцы были заинтересованы в том, чтобы их дети получили образование: они вначале ходили в школу соседнего поселка, через год устроили школу и в Николаевске, заняв под нее привезенный трейлер, затем мужчины срубили два небольших дома. Преподавателям-американцам помогали две молодые женщины-старообрядки, немного владевшие английским языком. Побывавший в 1972 г. в Николаевске американский журналист Д.Риарден сообщил, что некоторые разделы школьной программы расходились с их религиозными установками. Учитель старших классов Роберт Мор рассказал Д.Риардену, что по просьбе родителей раздел биологии о размножении человека он опускал, объясняя репродукцию на примере рыб и растений, а во время показа научного фильма о высадке астронавтов на Луну дети, ссылаясь на Библию, ему не поверили [8, р. 422].
Однако жизнь постепенно менялась и у аляскинских, и у орегонских старообрядцев. В 1983 г. в Николаевске открыли новую большую государственную школу с прекрасно оборудованными классами, спортивным залом, телевизорами и компьютерами. Старшее поколение увидело в этой технике опасность «послабления в вере». Вновь разгорелись жаркие споры, поиски истины и призывы «уйти подальше от соблазнов». В 1980-е годы часть аляскинских и орегонских старообрядцев пришла к выводу о необходимости принятия ими священства и отправилась в Румынию к староверческому патриарху. Там, в г. Бра-ила, наставники харбинец Кондратий Фефелов из Николаевска и турчанин Тимофей Торан из Вудборна, пройдя соответствующее обучение, были рукоположены в священники. Так в Николаевске и Вудборне появились старообрядцы-поповцы. Однако переход некоторых из них в поповство расколол некогда единые старообрядческие общины и вызвал взрыв негодования у остальных, воспринявших такие нововведения как возврат в никонианскую веру. В итоге в семьях пошел разлад, некоторые жены ушли от мужей; не только прежние соседи и хорошие друзья, но и родные братья и сестры, оказавшиеся теперь в лагере по-повцев и беспоповцев, перестали общаться и до сих пор не желают видеть друг друга. Общины раскололись. В результате треть аляскинских семей староверов выселилась из Николаевска и в 70-80 км от этого села образовала пять новых населенных пунктов старо-веров-беспоповцев - Вознесенку, Находку, Раздольную, Ключевую, Качемак-село.
С появлением у американских старообрядцев священства под угрозой оказалась хорошо разрешившаяся (по приезде в США разных региональных групп старообрядцев-бес-поповцев) демографическая проблема (был довольно широкий круг брачных партнеров): браки между поповцами и беспоповцами стали проблематичными. Возникали также противоречия между наставниками и священниками, родителями и многочисленной родней новобрачных. Поэтому поповцам, которые оказались в меньшинстве, пришлось засылать сватов к староверам поповских приходов в Южную Америку, Австралию и даже Россию.
Какие изменения произошли к настоящему времени в жизни орегонских и аляскинских староверов? В экономической сфере эмигранты-старообрядцы адаптировались успешно, создав материальную основу жизни своим детям и внукам. В настоящее время живут и трудятся уже второе и третье поколения бывших переселенцев-староверов. Многие из них приобрели различные профессии, а также создали, в частности, фирмы по строительству и сборке жилых домов и преуспевают в этом деле. Хороший заработок обеспечило и промышленное рыболовство на Аляске, многие имеют в собственности рыболовные катера, оснащенные новейшей электроникой и навигационной техникой [4, с. 324]. Ушли в прошлое нужда, неустроенность, плохо налаженный быт.
В социальной жизни сохранилось главное - религиозная традиция, которая является основным стержнем бытования русской культуры. У каждой региональной группы беспоповцев (турчан, синьцзянцев, харбинцев) есть моленные дома и начетчики, у попов-цев в Николаевске и Вудборне - действующие старообрядческие церкви, в них проходят еженедельные и праздничные службы. Совершаются и ежедневные домашние моления.
Большинство старообрядцев употребляют постную пищу в определенные дни недели и года. Во всех домах имеются иконы, а у первопоселенцев - старинные книги религиозного содержания, привезенные из России. Молодежь сама выбирает себе брачного партнера, родители в этот процесс не вмешиваются, хотя неукоснительно соблюдают принцип не разрешать браки до восьми степеней кровного родства и с детьми крестных. Увеличивается возраст вступления в брак как у девушек, так и у юношей, хотя есть случаи создания семьи довольно юными парами. Заключение браков между поповцами и беспоповцами имеет место, хотя и редко, однако согласия обе стороны достигают с трудом. В таком случае девушка непременно принимает религиозные установки мужа. Новым явлением в общине стал выход девушек замуж за лиц иных веры и национальной принадлежности. Часть коренных американцев, вступивших в брачные отношения со старообрядками, принимает их веру. Но большинство продолжает исповедовать свои религиозные убеждения, если они имеются, и в таком случае нередко, со временем, наступает разрыв семейных отношений. Наблюдается увеличение частоты разводов, уменьшается число рожденных в браке детей. В настоящее время не рожают, как прежде, 10-15 детей, обычно - не более пяти. Последнее связано с использованием контрацепции и в меньшей степени - абортов, хотя, как известно, религия всегда выступала против того и другого.
Сохранился регламент свадебного ритуала - сватовство, пропой, девичник, брачание, или венчание, в моленном доме или церкви (с благословением молодых родителями и главным духовным лицом), собственно свадьба (обед, одаривание молодых, «продажа» сундука невесты и др.), хотя отдельные элементы свадебного торжества ушли в прошлое.
Значительные изменения претерпела материальная культура. В настоящее время не возводят рубленых изб. Жилища строят по американским технологиям - сборные, из легких панелей, с межстенными наполнителями. У крепких хозяев дома двухэтажные, нередко с внутренними колоннами, отделаны дорогостоящими материалами, украшены с не принятой ранее роскошью, в них несколько спален, гостиная, столовая, кухня с жарочными шкафами и электроплитами, туалетные комнаты, душ, ванна, калориферное отопление; у некоторых есть даже бассейны. Безусловно, строят дома и поскромнее, особенно старшее поколение, которое не всегда расстается и с привычными для них печами, которые топят дровами, и с баней «по-черному», и с некоторыми другими элементами старого быта. Но иконы, если и не в «красном» углу (у старшего поколения) жилища, а на восточной стене жилого помещения (у большинства молодых брачных пар) - висят непременно.
В настоящее время широко используют покупные продукты; собственную молочную продукцию можно встретить только в отдельных орегонских домах и отдаленных аляскинских деревнях, хотя мясо диких копытных животных и рыба из рек, озер и океана, добытые самими старообрядцами, повсеместно дополняют их пищевой рацион, как и традиционные русские домашние заготовки солений и варений. Этому способствует широкое использование бытовой техники - холодильники, холодильные камеры и т.п. Давно вошли в обиход электрические плиты, жарочные шкафы, микроволновки и др. Изменения произошли и в одежде. В повседневной жизни мужчины-старообрядцы ходят в общепринятом цивильном платье, они отличаются от основной массы американцев тем, что носят бороду. В воскресные, праздничные дни, при совершении ритуалов обязательно надевается вышитая растительным орнаментом по вороту и разрезу рубаха с вытканным поясом и кафтан черного цвета. В настоящее время основной женский костюм (однотонный, разнообразной по цвету нежной гаммы, непременно длинный, до пят) может быть трех видов: сарафан с белой рубахой, сарафан, верхняя часть которого пришита к рубахе, и заимствованное у турчан, но широко распространенное среди всех региональных групп староверок платье «таличка». Девушки могут ходить с непокрытой головой и одной косой, замужние женщины - в шашмуре, традиционном головном уборе, надеваемом во время венчания (брачания), когда невесте меняют прически - из одной девичьей косы плетут
две - как символ замужней женщины. Шашмура покрыта легкой косынкой, непременно в тон сарафана, а во время посещения службы - белым нарядным платком.
Но самые большие изменения произошли в повседневной речи. Английский постепенно становится основным разговорным языком, однако степень владения им неодинаковая у разных поколений. Мужчины старших возрастных групп знают его сносно, так как им приходилось общаться с работодателями и другим англоязычным населением на местном языке. Их жены владеют английским плохо, а некоторые почти не знают его, поскольку были заняты воспитанием многочисленных детей и домашними заботами, а грамоту знали в основном церковно-славянскую. Поэтому родители-первопоселенцы были заинтересованы в приобретении их детьми школьного образования, но первоначально лишь на уровне начальных классов. Главное, как полагали они, - знание основ арифметики и местного языка; церковно-славянскому языку учили обычно дома. Окончание школы, а тем более колледжа или университета родителями не приветствовалось, так как в этом видели опасность для сохранения семейных и духовных традиций. Поэтому многие забирали детей после окончания шестого-седьмого класса, предпочитая для своих отпрысков, дабы обезопасить их от «греха», ранние браки. Это привязывало молодежь к семье, укрепляло приверженность к религии и верность общине.
Постепенно ситуация менялась. В настоящее время дети старообрядцев повсеместно заканчивают среднюю школу, учатся в колледжах, а некоторые получают и высшее образование на английском языке. Образование на русском языке не было стабильным. В первые десятилетия пребывания в Америке в семьях, где повзрослевшие дети жили со старика-ми-родителями, общались исключительно на русском. В отделившихся семьях женатых сыновей быстрее переходили на английский, хотя со старшим поколением разговаривали по-прежнему на русском. В приобщении к английскому эмигрантов-старообрядцев были заинтересованы и местные власти. Вначале федеральное правительство субсидировало в школах двуязычные программы обучения с преподаванием русского языка в начальных классах. Однако в 1980-е годы эта программа в местных школах была отменена, так как в первые классы стали приходить дети с достаточно высоким уровнем владения английским языком [5, с. 321]. Отмена занятий по русскому языку вызвала недовольство родителей-ста-роверов, некоторые стали приглашать к детям частных учителей, хорошо владеющих русской грамотой. В последние годы ситуация изменилась. Местные власти вновь заинтересовались проблемой развития языков и культуры национальных меньшинств. В частности, в Вудборне, население которого в последние годы значительно пополнилось контингентом «новых» русских эмигрантов и испаноязычными мексиканцами, стала функционировать и государственная «русская» школа, где есть русские, мексиканские и английские классы с обучением детей на их родных языках, а также на английском (РФА. Информация Басаргиной У.Ф., 1966 г. рожд., г. Вудборн). В повседневной жизни английский язык все шире укореняется в речи детей и молодежи. Этому способствует не только школа, но и, что особенно характерно для поповцев и беспоповцев из Вудборна, телевидение, широко вошедшее в быт молодежи и брачных пар среднего возраста, и производственные контакты с местным населением. Русская речь молодежи в разговоре с родителями и посторонними постоянно перемешивается с английскими словами. Молодые люди понимают, что для жизни в новой стране и ради своего будущего необходимо знать американскую культуру, в том числе язык. Молодые уже не хотят мириться с отсутствием телевизоров, современных музыкальных проигрывателей, записей музыки и кинофильмов. Старики резко осуждают новые веяния и настаивают на сохранении наиболее важных традиций и духовных ценностей. С каждым годом противоречия между взглядами молодого и старшего поколения дают себя знать все чаще. В то же время и старики, и молодежь понимают, что они живут как бы «в двух мирах»: в процессе повседневных отношений - в англоязычном сообществе, а дома, где дети общаются с родителями, - в своей культуре. Родители вынуждены все чаще идти на компромисс, хотя он дается им с большим трудом [7, р. 213-219, 342-344].
В какой степени традиционная культура групп русского этноса, старообрядцев, будет сохраняться в иноэтничном окружении на территории Северной Америки - покажет время. Во всяком случае, полувековое пребывание последней крупной волны русских староверов - турчан, синьцзянцев и харбинцев на американском континенте показало, что, изменив в значительной степени свои хозяйственные традиции, они сохранили часть материальной культуры, традиционный семейный уклад и семейные обряды, русский язык и религию. Примечательно, что американские старообрядцы продемонстрировали способность к восприятию (отчасти избирательному) иной культуры хозяйствования и материальной культуры, найдя свою нишу в новых для них природной среде и экономических условиях, успешно используя в быту достижения современной техники. Сталкиваясь в процессе своей многовековой миграции с многочисленными культурами других народов, они тщательно отбирали в чужой культуре то, что было для них позитивно и полезно, и отвергали все, что могло бы помешать сохранению в целостности их религиозных обрядов и духовных ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы в Маньчжурии. Владивосток: ДВО РАН, 2008. 400 с.
2. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России / Ин-т этнологии и антропологии РАН; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. М., 2000. 366 с.
3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1998. 270 с.
4. Нитобург Э.Л. Русские в США: История и судьбы, 1870-1970: этноисторический очерк. М.: Наука, 2005. 421 с.
5. Религии народов современной России. А-Я. Словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Республика, 2002. 624 с.
6. Робсон Р. Культура поморских старообрядцев в Пенсильвании // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений стран Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1992. С. 27-33.
7. Moriss R.A. Old Russian Ways: Cultural Variations Among Three Russian Groups in Oregon. N.Y., 1991. 398 р.
8. Rearden J. Bit of Old Russian Takes Root in Alaska // National Geographic. 1972. Vol. 142, N 3. P. 421-424.