Научная статья на тему 'Трансформация этнокультурных систем старообрядческих общин в зарубежных странах'

Трансформация этнокультурных систем старообрядческих общин в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
688
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ / СТАРООБРЯДЦЫ / МИГРАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / LOCAL ETHNO-CULTURAL COMMUNITY / OLD BELIEVERS / MIGRATION / ADAPTATION / TRANSFORMATION / ETHNO-CULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова Оксана Владимировна

В течение длительного времени из старообрядцев-переселенцев, разнородных по месту выхода, сформировалось несколько локальных этнокультурных групп. расселение старообрядцев за рубежом (в Восточной, юго-Восточной европе, западном Причудье, турции, китае, сша, Боливии, уругвае) происходило поэтапно. изучение основных пространственно-временных параметров расселения старообрядцев позволило проследить специфику формирования и трансформации старообрядческих общин. историко-географическая периодизация процесса расселения совпадает с основными ареалами старообрядцев. главные периоды, с которыми связано заселение отдельных регионов и стран: I «европейский» (конец XVII нач. XVIII вв.), II «азиатско-турецкий» (конец XVIII XIX вв.), III «американо-австралийский» (первая половина XX в.), IV «американский» (середина XX в.). различные факторы (экономические, социальные, политические, культурные и др.) существенно повлияли на процесс трансформации этнокультурных систем. В разных регионах старообрядцы приобрели региональную специфику природопользования, специализацию, особенности быта. локальные старообрядческие общины в разной степени подверглись трансформации. совместное проживание и близкие контакты с инокультурным окружением нашли отражение в старообрядческом жилище (в строительной технике, внешнем облике и во внутреннем убранстве). В занятиях старообрядческого населения произошли существенные изменения. часть населения работает на промышленных предприятиях, фермах, частных фирмах. широкое развитие получила такая традиционная отрасль производства, как рыболовство, претерпевшее, однако существенные изменения в обеспеченности рабочей силой, орудиями лова, транспортными средствами. исчезло традиционное отходничество. Потомственные строители либо переселились в города и стали кадровыми рабочими, либо работают на сельских стройках в своем районе. традиционное занятие огородничество развивается в основном в подсобных хозяйствах. заметные изменения произошли в быту и в семейной обрядности. Взаимоотношения в семье демократизировалось, этот процесс еще продолжается. При заключении браков все реже принимаются во внимание религиозная и этническая принадлежность. Более устойчива и консервативна у старообрядцев обрядность, связанная с рождением и смертью. удерживается такая традиционная черта, как прочные семейные связи (в том числе и с уехавшими в город детьми и родственниками), а также экономическая взаимопомощь родственникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ETHNO-CULTURAL OLD BELIEVER COMMUNITIES IN FOREIGN COUNTRIES

For a long time the Old Believers or settlers, different in the place of output, formed several local ethnic and cultural groups. Settling of Old Believers abroad (in Eastern and South-Eastern Europe, Western Prichudie, Turkey, China, USA, Bolivia, Uruguay) took place stepwise. The study of basic space-temporal parameters of the settlement of the Old Believers allowed to trace the specifics of formation and transformation of the Old Believer communities. Historical and geographical periodization resettlement process coincides with the main ranges of the Old Believers. The main periods, which are related to the settlement of individual regions and countries: I «European» (end XVII early XVIII centuries.), II «Asia-Turkey» (the end of XVIII XIX centuries.), III «American-Australian (first half of XX century), IV «American» (mid XX century.). Various factors (economic, social, political, cultural, and others) significantly affected the process of ethno-cultural systems transformation. In different regions of the Old Believers have acquired regional specificity of natural resources, specialization, features of life. The local Old Believer communities in various degrees have been transformed. Cohabitation and close contact with other surrounding cultures are reflected in the Old Believers' House (in construction equipment, appearance and in the interiors). The activities of the Old Believer population have been significantly changed. A part of the population works in the industrial enterprises, farms, private firms. Extensive development has received such a traditional industry production, fisheries, that undergone significant changes in the labor supply, gear, vehicles. Gone is the traditional seasonal work. Hereditary builders either moved to cities and became regular workers, or work on rural buildings in their area. The traditional occupation horticulture is developed mainly on farms. Noticeable changes have occurred in the home and family rituals. Relationships in the family have been democratized, and this process is still going on. At marriages religious and ethnic affiliation is rarely taken into account. Rituals related to birth and death are more stable and conservative among Old Believers. Such traditional features as strong family ties are held (including children who have left for the city and relatives), as well as mutual economic families.

Текст научной работы на тему «Трансформация этнокультурных систем старообрядческих общин в зарубежных странах»

УДК 911.37:39:2-78

Попова О.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: popovaov20101979@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ Этнокультурных СИСТЕМ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В течение длительного времени из старообрядцев-переселенцев, разнородных по месту выхода, сформировалось несколько локальных этнокультурных групп. Расселение старообрядцев за рубежом (в Восточной, Юго-Восточной Европе, Западном Причудье, Турции, Китае, США, Боливии, Уругвае) происходило поэтапно. Изучение основных пространственно-временных параметров расселения старообрядцев позволило проследить специфику формирования и трансформации старообрядческих общин.

Историко-географическая периодизация процесса расселения совпадает с основными ареалами старообрядцев. Главные периоды, с которыми связано заселение отдельных регионов и стран: I «европейский» (конец XVII - нач. XVIII вв.), II «азиатско-турецкий» (конец XVIII - XIX вв.), III «американо-австралийский» (первая половина XX в.), IV «американский» (середина XX в.). Различные факторы (экономические, социальные, политические, культурные и др.) существенно повлияли на процесс трансформации этнокультурных систем. В разных регионах старообрядцы приобрели региональную специфику природопользования, специализацию, особенности быта. Локальные старообрядческие общины в разной степени подверглись трансформации.

Совместное проживание и близкие контакты с инокультурным окружением нашли отражение в старообрядческом жилище (в строительной технике, внешнем облике и во внутреннем убранстве). В занятиях старообрядческого населения произошли существенные изменения. Часть населения работает на промышленных предприятиях, фермах, частных фирмах. Широкое развитие получила такая традиционная отрасль производства, как рыболовство, претерпевшее, однако существенные изменения в обеспеченности рабочей силой, орудиями лова, транспортными средствами. Исчезло традиционное отходничество. Потомственные строители либо переселились в города и стали кадровыми рабочими, либо работают на сельских стройках в своем районе. Традиционное занятие - огородничество развивается в основном в подсобных хозяйствах.

Заметные изменения произошли в быту и в семейной обрядности. Взаимоотношения в семье демократизировалось, этот процесс еще продолжается. При заключении браков все реже принимаются во внимание религиозная и этническая принадлежность. Более устойчива и консервативна у старообрядцев обрядность, связанная с рождением и смертью. Удерживается такая традиционная черта, как прочные семейные связи (в том числе и с уехавшими в город детьми и родственниками), а также экономическая взаимопомощь родственникам.

Ключевые слова: локальная этнокультурная общность, старообрядцы, миграции, адаптация, трансформация, этнокультурное взаимодействие.

В настоящее время старообрядческие общины можно встретить не только на территории России, но и далеко за ее пределами [1]. За рубежом старообрядцы в меньшей степени подвержены ассимиляции и стараются сохранять свою самобытность путем изоляции [2]. Тем не менее, их культура и быт трансформировались, что неизбежно под влиянием иноэтничного окружения и изменившихся социально-экономических условий [3]. Имеется определенный круг работ посвященных исследованию старообрядчества (например, [4]-[6] и др.). Однако исследования географического характера по данной проблеме практически отсутствуют. Вместе с тем, географические исследования необходимы: они позволяют выявить специфику территориальной организации этнокультурных общностей, особенности природопользования, пространственные аспекты культуры и её составных

частей: артефактов (аГ^асШт), ментифактов (mentifacts), социофактов ^ос^аСз) (по Дж. Хаксли) [7]. Разобщенность старообрядцев привела к формированию локальных этнокультурных групп по всему миру. По сути это первая стадия процесса этнического разделения. Уникальные этнокультурные группы старообрядцев не только трансформировались под влиянием иноэтнического окружения и ландшафтов, но и повлияли на этнокультурные группы, проживающие рядом, а также на культурный ландшафт. Изучение основных пространственно-временных параметров расселения старообрядцев позволит выявить специфику формирования и трансформации старообрядческих общин за рубежом.

Целью исследования было представить трансформацию этнокультурных систем старообрядческих общин за рубежом в историко-географической ретроспективе.

В рамках данной статьи предпринята попытка решить следующие задачи:

- проанализировать динамику расселения старообрядческих общин;

— выявить специфические особенности старообрядческих поселений;

— проанализировать особенности адаптации старообрядцев к социально-экономическим переменам, трансформацию хозяйственной деятельности в условиях общей глобализации и универсализации культуры;

- провести периодизацию процесса эволюции этнокультурной общности старообрядцев.

Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе вузов при подготовке специалистов-географов и учителей географии для преподавания курсов географии религий, географии культуры, географии населения. Результаты исследования могут использоваться экскурсионно-туристическими организациями и национально-культурными общественными объединениями.

Основные методы исследования: историко-географический, хорологический, сравнительный, картографический и др.

Возникновение старообрядчества явилось идеологическим выражением обострения социальных противоречий, характерных для России XVII века, и раскола. Старообрядчество решительно было запрещено в России, и никто не мог открыто придерживаться его [4]. Более 100 тыс. человек были заживо сожжены и умерли от голода [8]. Указом от 1685 г. старообрядцы были объявлены вне закона. Гонения на них узаконены были следующими статьями: за принадлежность к старообрядческому течению - ссылка, за распространение старообрядческой идеологии - смертная казнь, за укрывательство старообрядцев - ссылка и кнут [8]. Спасаясь от гонений, старообрядцы бежали не только на малозаселенные окраины России (в Поволжье, на Урал, в Сибирь), но и за ее пределы (в Польшу, Австрию, Эстонию, Турцию, Румынию, Молдавию, Украину, даже в Китай и США), основывая там свои слободы, поселения и скиты [9]. В бегах находилось тогда более 900 тыс. старообрядцев [4].

Частые и массовые миграции стали основной причиной разобщенности старообрядцев. Разобщённые этносы не раз становились объек-

тами географических исследований. Э.Л. Фай-бусович писал об этом ещё в 1999 г. [10]. Т.И. Герасименко посвятила несколько работ немцам-меннонитам (например, [11], [12]). Географические последствия территориальной разобщенности убедительно продемонстрирована, например, А.А. Булкиным в отношении тверских (верхневолжских) карел. Географическая разобщенность этноса - это «полное отсутствие экономических, брачно-родственных, культурных и языковых связей между различными его частями, обусловленное раздробленностью его этнической территории» [13, с. 6]. Старообрядцев следует считать региональной этнокультурной группой, частью русского этноса, которая в результате расселения и разобщения распалась на несколько локальных этнокультурных групп, трансформировавшихся в разной степени в зависимости от внешних условий (прежде всего под влиянием ландшафтов и взаимодействия с другими этносами). Эти локальные этнокультурные группы, представляющие собой пример географической разобщенности этноса, и представляют объект нашего исследования. Исконная этническая территория старообрядцев [5] стала отправной точкой их расселения. В результате образовалось несколько новых крупных изолированных ареалов в разных государствах, при этом некоторые ареалы по истечению времени либо просто исчезли (вымирание старообрядцев), либо продолжали распадаться на более мелкие части в результате этнических процессов части старообрядческого населения.

Процесс переселения старообрядцев был постепенным. Со всей очевидностью можно выделить историко-географические периоды формирования основных ареалов расселения старообрядцев: I «европейский» (конец XVII -нач. XVIII вв.), II «азиатско-турецкий» (конец XVIII - XIX вв.), III «американо-австралийский» (первая половина XX в.), IV «американский» (середина XX в.) (рис. 1).

Самые первые старообрядческие поселения в конце XVII - нач. XVIII вв. появились в районе Ветки и Стородубья [14], [15]. Ежегодно сюда пребывало не менее чем 2 тыс. старообрядцев из Калужской, Орловской, Московской, Новгородской, Псковской, Вологодской губерний, из Карелии, Урала и Сибири. Этот ареал стал одним из мощных центров старообрядцев-поповцев

[16], [17]. Ареалом компактного проживания старообрядцев стало и Подолье, которое на момент их заселения принадлежало Польше. Всего на территории Речи Посполитой к моменту её первого раздела насчитывалось около 100 тыс. русских старообрядцев [18]. Также одним из ранних направлений старообрядческих миграций следует считать выселение поморских беспоповцев-безбрачников через псковские и новгородские земли на территорию Прибалтики [19]. Обустроиться такому количеству переселенцев в данных регионах было невозможно, поэтому большая их часть уходила далее. Так старообрядцы оказались включены в области, известные под названиями Буковина, Бессарабия, Добруджа, Молдавия, принадлежавшие тогда Турции. Здесь они пользовались полной свободой вероисповедания [20]. Прибывшие на новые земли старообрядцы привезли множество профессий, занятий и ремесел, которыми они владели на своей родине. Они были незаменимыми рыбаками, строителями, печниками, столярами, плотниками, корзинщиками, рогожечниками, ложечниками, иконописцами

и торговцами [18]. Жили старообрядцы изолированно, своим бытом и укладом, придерживаясь своих порядков и обычаев.

Первые поселения старообрядцев восточной и юго-восточной Европы представляли собой скиты в лесных труднодоступных местах [21]. В них могли проживать от 1-3 человек и более. Основным строительным материалом было дерево. Нередко скиты забрасывались, а затем вновь заселялись. Такие поселения назывались по урочищу, в котором размещались, или по населенному пункту, возле которого были основаны. Так, например, старообрядцы в России знали о наличии скитов в лесах возле г. Яссы. Когда население увеличивалось или создавалась община, то она получала и собственное имя. Примером ранних сельских общин старообрядцев может считаться Куни-ча (современное село Кунича Флорештского района Молдавии). Более крупные поселения имели двойные названия: официальное (зачастую нерусское) и народное. Так на Буковине, входившей тогда в состав Австрии было основано 4 старообрядческих поселения: Миттока

Рисунок 1. Основные зарубежные направления переселенческих потоков старообрядцев

Драгомирна (Соколинцы), знаменитая старообрядческая митрополия Фонтана Альба (Белая Криница), Климовцы (Климоуц) и Миходра (Мехидра). Местную специфику представляли поселения, характеризовавшие старообрядцев как социально-конфессиональную группу (Слава Русская, Слава Черкесская Старообрядческая, Липовени) [21]. Некоторые поселения были названы именами и прозвищами первых поселенцев, например Некрасовка Старая и Новая - в честь казаков-некрасовцев пришедших с Дона после Булавинского восстания 1707-1709 гг. [5], [22]. Специфику строительства жилища казаки-некрасовцы принесли с прежних мест проживания (срубные дома с несколькими комнатами под четырехскатной тесовой крышей, дом обязательно имел подклет, который использовался как кладовая или жилой этаж). Не все могли себе позволить купить брусовый лес, некоторые строили небольшие саманные дома под камышовой крышей. Двор был открытым, с несвязанными, разбросанными дворовыми постройками. В каждом хозяйстве была летняя кухня, печь для приготовления пищи на открытом воздухе. Некоторые жилища казаков-некрасовцев были схожи с украинскими (глинобитные, без подклета, с земляным полом) [23]. В настоящее время сохранились лишь отдельные специфические элементы в строительстве. В конце XVIII в. по разным причинам старообрядцы вынуждены были уйти в Азиатскую Турцию на берега озера Маньяс, поселившись впоследствии и в других местах Турции. Их основными занятиями было землепашество и рыболовство [24]. По своим религиозным взглядам казаки-некрасовцы делились на две группы: майносская, следовавшая традициям старообрядцев-поповцев Белокриницкой церковной иерархии, и дунайская («дунаки»), включавшие старообрядцев-беспоповцев во главе с выбранным из их среды наставником. Все общины жили замкнуто, не смешиваясь с турецким населением. К 30-м годам ХХ в. браки внутри этих общин стали невозможными. Возникла угроза кровосмешения. После окончания Второй мировой войны многие из казаков-некрасовцев решили покинуть пределы Турции, вернувшись на родные земли (в СССР), а часть из них мигрировала в США, штат Нью-Джерси, где довольно быстро ассимилировались. Однако некоторые, для со-

хранения своей веры и обычаев, уединились на северо-западе США, в штате Орегон, в сельской окрестности г. Вудборна, где получили общее название «турчане» [24].

Кроме старообрядцев-некрасовцев в дельте Дуная и на прилегающих украинских территориях селились представители и других течений старообрядчества - липоване. В Молдавии, Румынии и Буковине это общепринятое название всех старообрядцев [15], [18], [25]. Большая часть их проживает в Румынии. По официальным данным липован в Румынии насчитывается 37 тыс. человек и 100 тыс. по неофициальным [26]. Основная хозяйственная деятельность липован земледелие, рыболовство и заготовка камыша. Благоприятный климат способствовал развитию в регионе овощеводческой и плодово-ягодной специализации хозяйства. Большая часть продукции идет на продажу (перец, томаты, редис, черешня, клубника и др.). Многие липоване производят домашнее вино, которое в сезон сбывается туристам, например в г. Вилково (Украина). Вилково в последние годы стало довольно популярным туристическим центром. Его еще называют «Украинской Венецией» с множеством каналов (ериками), тротуарами (кладками) шириной обычно в 2-3 доски. Дома (хаты) покрыты черепицей и обмазаны белой глиной. Лодки (чайки) - основное транспортное средство липован [27]. С представителями инокультурного окружения липоване долгое время были очень осторожны и замкнуты, проводили четкую границу между «своими» и «чужими». «Чужака» всегда держали на расстоянии. Они могли не подать кружку воды, а если и подавали - то затем тут же выбрасывали. Межнациональные и межконфессиональные браки были крайне редки. В настоящее время многое изменилось. Смешанные браки стали обычным явлением. Представители молодого поколения переезжают в города, а прибрежные старообрядческие села все чаще становятся открытыми для туристов [18].

Еще один из самых ранних ареалов старообрядцев - западное Причудье. Первые небольшие группы старообрядцев появились в Причудье в конце XVII в. из западнорусских областей, это представители беспоповского фе-досеевского толка [15], [19]. В настоящее время 15 тыс. человек относят себя к потомкам старообрядческих семей [28].

Поселения и жилища старообрядцев в западном Причудье имеют региональные особенности, сложившиеся на протяжении многих десятилетий. Для прибрежных многодворных деревень характерна уличная планировка. Они значительно отличаются от малодворных эстонских деревень разбросанной планировки. Двор тесно примыкает к жилищу и объединяет все надворные постройки под одной крышей. Этот тип двора заимствовали некоторые малоземельные эстонские крестьяне, живущие в старообрядческих деревнях (Муствеэ, Тихеда, Варнья) или по соседству с ними. Первые жилища представляли собой избы с сенями или две избы на одни сени с западно-русской планировкой, в которых сочетались разнообразные черты подтипов западно-русского жилища (сруб на среднем подклете с подводным фундаментом, дощатые полы, что характерно для северопсковского подтипа; отсутствие крыльца со ступеньками, соломенные в прошлом крыши - черты южнопсковского подтипа). Старообрядцы Причудья сравнительно быстро воспринимали нововведения в области жилища и легко отказывались от традиционных форм. Здесь раньше, чем в соседних русских губерниях распространились стропильные крыши с фронтоном, крыши покрытые тесом, черепицей, дранкой. Раньше вышли из употребления и курные печи, их сменили печи с трубами, стоящими на отдельной подпечке. Во второй половине XIX в. появляются дома с коридором, в которых изба делилась перегородкой на две половины, в результате чего изменилась традиционная планировка жилища, облик дома (обшивка тесом, окраска) и внутреннее убранство (неподвижная мебель была заменена подвижной). Совместное проживание и близкие контакты с эстонцами также нашли отражение в старообрядческом жилище, как в строительной технике, внешнем облике, так и во внутреннем убранстве [19].

Старообрядцам западного Причудья присущ промысловый характер хозяйства. Наряду со стандартными ремеслами рыбаков и строителей, они отличаются особым умением возделывать лук. Луково-рыбный ресторан в Колькья открыт был старообрядцами [29].

Старообрядцы-федосеевцы стремились изолироваться от остального населения, однако полной изоляции не было в силу объективных

экономических условий их жизни. Связи старообрядцев с местным населением были чрезвычайно разнообразны и устойчивы. Тесными были контакты с эстонским населением, выражавшиеся в обменной и посреднической торговле, арендных сделках, в работе по найму во время сезонного рыболовства на малых озерах Эстонии, в отходе на каменное строительство. В сезоны рыболовства и отходничества старообрядцы встречались с «гдовскими» и «талабскими» рыбаками, с крестьянами-отходниками Псковской и Петербургской губерний, с населением Латвии, с прибалтийскими немцами-мастерами строительного дела. Отходничество, благодаря которому устанавливались контакты, способствовало изменению традиционных форм быта. Постепенно разнообразные новшества проникали даже в область материальной культуры, строго ограждавшуюся религиозными запретами (одежда, пища). К концу XIX в. основной формой семьи у старообрядцев Причудья становится малая семья, разрушаются патриархальные отношения в семьях. Смешанные браки с эстонцами и с представителями других национальностей ускорили отход от религиозности, даже при сохранении некоторых традиционных обрядов, связанных с семейными событиями [19].

Более поздний массовый миграционный поток старообрядцев за пределы России приходится на период революционных событий 1917 г., Гражданской войны и коллективизации. Тогда старообрядцы с Алтая, Приамурья и Приморья через Синцьзян, Маньчжурию и Гонконг бежали в США, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Уругвай, Парагвай, Чили и Бразилию [3], [15]. Здесь они представляли собой локальные группы, получившие неофициальные названия «синьцзянцы» и «харбинцы» [24]. Прожив несколько лет в США часть старообрядцев переселилась на Аляску. В 1968 г. на ней появилась первая палатка, а затем возникли рубленные избы первых переселенцев-старообрядцев из Орегона, потомков «харбинцев». Первую старообрядческую деревню на Аляске назвали Николаевском. К июню 2007 года его население насчитывало почти 400 человек (около 80 семей). В поселке имеется своя государственная школа под управлением штата, посещаемая почти исключительно русскими детьми [30]. Имел место также переселенческий поток через Европу в США [24].

Незнание английского языка мешало найти достойную работу старообрядцам в США. Но постепенно языковой барьер был преодолен. Их охотно принимали на мебельные фабрики, поскольку многие из них имели навыки работы с деревом (сами возводили себе в Китае рубленые избы и хозяйственные постройки). Определенный доход давала работа в лесу на посадках деревьев. Постепенно они открыли собственные фермы по выращиванию ягод, новогодних елок и различных декоративных растений [24]. Если для России наивысшей степенью сельскохозяйственного освоения территории старообрядцами приходится на создание колхозов и совхозов (советский период), то для старообрядцев США укрупнение сельских поселений и сельскохозяйственных площадей непосредственно связано с образование индивидуальных ферм, чаще всего находящиеся на значительном удалении друг от друга (например, г. Вудборн, штат Орегон) [3]. Некоторые старообрядцы параллельно занимались охотой в окрестных лесах и промышленным ловом рыбы в штате Аляска. Второе и третье поколения бывших переселенцев-старообрядцев приобрели ряд новых профессий, в частности создали фирмы по строительству и сборке жилых домов. Хорошие заработки получают и от промышленного рыболовства на Аляске, многие имеют в собственности свои рыболовные катера. Старообрядцы в США продолжают заниматься огородами, в частности, на фермах. Овощи на Аляске (помидоры, огурцы, капусту и др.) выращивают в теплицах [24].

Переселившиеся в США старообрядцы все были старообрядцами-беспоповцами часовенного согласия. Часть из них в 1983-1985 г. после принятия священства стали поповцами. Браки между поповцами и беспоповцами были невозможны, и это стало проблемой [24]. В настоящее время молодые люди сами выбирают брачных партнеров, хотя неукоснительно соблюдают правила запрета на браки до восьмой степени кровного родства и родства с крестными [31]. Повысился возраст вступления в брак. Не редки браки с представителями иной веры и иной национальной принадлежности. Часть коренных американцев, вступивших в брачные отношения с представительницей старообрядчества, принимают веру ее родителей. Наблюдается увеличение числа разводов и уменьшение

числа рожденных детей. Последнее связано с использованием контрацепции и в меньшей степени абортов, хотя религия всегда выступала против этого [24].

Материальная культура тоже претерпела ряд изменений. Современные дома строят по американским технологиям - из облегченного материала сборных панелей с межстенными наполнителями. От деревянных традиционных изб отказались[24]. Бывают самодельные печи из кирпича. В интерьере всегда предусматривается наличие «красного угла» и иконостаса. На стенах в домах старообрядцев много фотопортретов: групповых семейных, а также свадебных. Этот обычай перенесен из России в Китай, а оттуда в США. Для русских старообрядцев почти невозможна совместная трапеза с американцами. Старообрядцы не едят пищу, приготовленную иноверцами, и не приглашают их к себе, т.к. для них нужно ставить особую посуду. В праздники готовят обильную еду, весьма популярны пельмени [3]. Традиционно в большом количестве заготавливают овощные соления и ягодные варенья, что способствует широкому использованию бытовой техники (холодильники, холодильные камеры и др.) [24].

Большие изменения произошли и в повседневной речи. Английский язык постепенно становится основным разговорным языком, однако степень владения им неодинакова у разных поколений. Мужчины старших возрастом хорошо владеют английским языком, т.к. им приходится зарабатывать на жизнь, общаясь с работодателями и другим англоязычным населением. Женщины, занимаясь в основном домашним хозяйством и воспитанием детей, плохо знают английский язык. В домашних условиях такие семейные пары разговаривают исключительно по-русски. Дети старообрядцев повсеместно заканчивают среднюю школу, учатся в колледжах, а некоторые получают и высшее образование. Обучение в основном ведется на английском языке. Родители-староверы разными путями стараются сохранить родной русский язык у своих детей. Они нанимают частных учителей, хорошо владеющих русской грамотой, или записывают детей в частные русские школы. Тем не менее английский язык все шире укореняется в речи детей и молодежи, чему способствует не только школа, но и телевидение и интернет, широко вошедшие

в быт молодежи, а также производственные контакты с местным населением [24].

В настоящее время сохраняется семь старообрядческих общин на Аляске, две в Канаде и по одной в Орегоне, Монтане, Нью-Джерси и Пенсильвании. Во всей Северной Америке, включая США, Канаду и Аляску, насчитывается около 10 тыс. старообрядцев. Несмотря на отдаленность, они поддерживают тесное общение с родственниками-старообрядцами из России и Южной Америки [3].

В Южной Америке русские старообрядцы первоначально были поселены в Бразилии. Однако условия жизни (жара, обилие насекомых, неурожаи и др.) не устраивали многие старообрядческие семьи. Поэтому они вынуждены были перебраться в Северную Америку (штаты Нью-Джерси, Орегон и др.), Уругвай и Боливию [15], [32]. В 2005 г. в Боливии насчитывалось около 2 тыс. старообрядцев, преимущественно проживающих в деревнях, расположенных по отдаленным районам Боливии (Ла-Пас, Санта-Крус, Кочабамба и Бени) [32], [33], [34]. Основные занятия старообрядцев - земледелие и животноводство. Они выращивают рис, кукурузу, пшеницу, бананы, ананасы, подсолнухи, сою [33].

В отличие от других русских поселений в Америке, где дети уже почти не говорят по-русски и многие растворились среди местных жителей, боливийские староверы бережно хранят свои русские традиции [32], [34]. Они смогли сохранить не только православную веру, но и русский язык, который сохраняется благодаря усилиям членов общины. Дети до семилетнего возраста воспитываются только в деревне. В школах, где преподавание ведется на испанском языке, учителя из членов общины параллельно преподают им чтение и письмо на церковнославянском языке. Родители рассказывают детям русские сказки, передающиеся из поколения в поколение [32].

Латиноамериканские старообрядцы неохотно вступают в брак с людьми другой конфессии [32]. Смешанных браков с местными жителями почти не бывает. Учитывая, что браки даже с дальними родственниками категорически запрещены, молодым старообрядцам уже в возрасте 13-15 лет приходится искать себе спутниц жизни в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Чили, Парагвае, а также в Канаде и США (особенно

Орегоне и Аляске, где существуют большие общины старообрядцев) [34].

Несмотря на сопротивления старообрядцев противостоять цивилизационному миру, им не удается полностью изолироваться. В хозяйственном и семейном быту широко используют современную технику (трактора, автомобили, холодильники, стиральные и швейные машины и др.), электричество. Пищевой рацион боливийских старообрядцев составляют натуральные продукты, но некторые, например, соль, сахар, растительное масло покупают в магазине [32]. Старообрядцы в Боливии не курят, из спиртных напитков употребляют только брагу собственного приготовления. Строго запрещено просмотр телевизора, посещение кинотеатров, чтение светской литературы и использование интернета [33]. Старообрядческая община в Боливии стала одной из самых крепких во всей Латинской Америке, такая же община сложилась и в Уругвае [32].

В Уругвае поселения русских старообрядцев находятся в 170 км от Монтевидео. У одной из деревень нет официального названия, местные уругвайцы называют ее Колония Офир («Дорога бородачей»). Деревня была основана в 1966 г. старообрядцами из Бразилии. Уругвайская община известна среди единоверцев строгими нравами, и в поисках невест сюда приезжают женихи из многих стран. Разводы у старообрядцев запрещены. Жители деревни Офир имеют тесные родственные связи со штатами Орегон и Аляска (США). В уругвайской общине говорят исключительно по-русски, детей в школы не отдают. Все дети по нескольку часов в день занимаются в старообрядческой школе. Они обучаются чтению и читают церковные книги, изучают русский язык и математику. Для общения с местным население изучают испанский язык [32].

Основной вид деятельности: выращивают овощи, кукурузу, пшеницу, подсолнечник и ячмень. Ячмень используется в пивоварении. Женщины занимаются заготовкой и реализацией творога, сыра и сметаны. Неплохой доход приносит занятие рыболовством в реках Уругвай и Рио-Негро. Некоторые старообрядцы периодически уезжают на заработки, в основном на Аляску. Женщины специализируются на вышивании, их работы ценят и покупают многие зарубежные общины [32].

Таким образом, специфика старообрядческих общин за рубежом формируется на протяжении многих десятилетий, в течение которых старообрядцы, приходившие на новые места обитания поодиночке или семьями, приспосабливались к новым для них географическим и социально-экономическим условиям, вступали в контакты с инокультурным окружением.

Отмечается повсеместное ослабление религиозной старообрядческой идеологии. Наиболее существенным показателем трансформации,

является, на наш взгляд отсутствия преемственности между старшим и молодым поколениями, увеличение числа смешанных браков, в том числе с представителями иных конфессий, что по существу приводит к глубинным изменениям в психологии людей, разрушению религиозной общины. Несмотря на политику изоляционизма, старообрядческому населению не удалось сохранить традиционную культуру, а вынужденные контакты с окружающим населением привели к трансформации их этнокультурных систем.

30.06.2015

Список литературы:

1. Новейший словарь религиоведения / авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 444 с.

2. Карякин, А. Жизнь и судьба русских староверов в Новом Свете. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oko-planet.su/ politik/politiklist/172715-staroobryadcy-v-latinskoy-amerike.html

3. Хисамутдинов, А.А. Старообрядцы: из России в Америку через Китай / А.А. Хисамутдинов // Вопросы истории. - 2011. - № 7. - C. 90-102.

4. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви / Ф.Е. Мельников. Изд-во: БГПУ 1999. -557 с. ISBN 5-88210-012-7.

5. Зеньковский, С.А. Русское старообрядчество XVII-XIX веков. В двух томах / Сост. Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. - 371 с.

6. Кожурин, К.Я. Повседневная жизнь старообрядцев / К. Я. Кожурин. — М.: Изд-во: Молодая гвардия, 2014. — 555 с. ISBN 978-5-235-03746-5.

7. Хаггетт, П. Общая география: глобальный синтез / П. Хаггетт, А. Скопин. - Harlow, 2005. - 352 с. ISBN 1 84479 388 5.

8. ГБУ «ЦДНИОО». Ф.7924. Оп.1. Д.72. Л.1, 1об.

9. Религии народов современной России: Словарь / Редкол.: Мчедлов М.П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. - М.: Республика, 1999, - 624 с.

10. Файбусович, Э.Л. Судьбы разобщенных этносов / Э.Л. Файбусович // Этнос, ландшафт, культура. Мат. конф. - СПб: Изд. «Европейский дом», 1999. - С. 141-145.

11. Герасименко, Т.И. Немцы-меннониты Оренбургской области: культурный след в истории и географии / Т.И. Герасименко. Оренбург, Изд-во: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2000. - 75 с.

12. Герасименко, Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов / Т.И. Герасименко. Монография. - Санкт-Петербург, 2005. - 235 с

13. Булкин, А.А. Географическая разобщенность и субэтносы карел. Автореф... к.г.н. / А.А. Булкин. - Санкт-Петербург, 2005. - 24 с.

14. Лилиев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII - XVIII вв. - Вып.1. - Киев, 1895.

15. Географический атлас мира / под ред. Я. Турлайса. - Москва-Рига: Издательство Росмэн-Яня-Сета, 2002. - 104 с.

16. Волошин, Ю.В. Происхождение и социальный состав миграционных потоков русских староверов на территорию Старо-дубья в XVIII веке / Ю.В. Волошин // Проблемы исторической демографии и исторической географии: сб. научных статей по материалам / под ред. Ю.А. Полякова - Полтава, 2008. - С. 37-41.

17. Пригарин, А.А. Юго-западное направление поисков благочестия / А.А. Пригарин. М.: «СМИЛ» — «Археодоксия», 2010. -528 с.

18. Андреева, Ю. Хроники одного путешествия, или в гостях у липован. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xfilespress. com/lipovany.aspx

19. Рихтер, Е.В. Русское население западного Причудья (Очерки истории, материальной и духовной культуры) / Е.В. Рихтер. Таллин: «ВАЛГУС», 1976. - 302 с.

20. Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной общности в конце XVIII - первой половине XIX вв. / А.А. Пригарин. - Одесса-Измаил-Москва: «СМИЛ» — «Археодоксия», 2010. - 528с.

21. Липинская, В.А. Названия селений в Румынии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/189-1-0-249

22. Белозеров, В.С. Этнический атлас Ставропольского края / В.С. Белозеров, А.Н. Панин, Р.А. Приходько, В.В. Чихичин, А.А. Черкасов. Ставрополь: ФОК-Юг, 2014. - 304 с. ISBN 978-5-99061-310-2.

23. Ковалев, Е.М. Гуманитарная география России / Е.М. Ковалев. - М.: ЛА «Варяг», 1995 - 448 с. ISBN-5-87943-062-6.

24. Аргудяева, Ю.В. Русские старообрядцы в США / Ю.В. Аргудяева // Ойкумена. - 2010. - №4. - С. 16-23.

25. Шевчук, Т. Липоване с дунайского берега / Т.Шевчук // Родина. - 2007. - №2. - С. 112-113.

26. Липоване [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%EF%EE%E2%E0%ED%E5

27. Вилково. Староверы в дельте Дуная. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://varandej.livejournal.com/377275.html

28. Староверы Причудья сохраняют свою веру и традиции предков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myestonia. ru/news/2009-07-31-1544

29. Причудье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.staroverie.ru/prichudie.shtml.

30. Долицкий, А. Старая Россия в современной Америке. Русские старообрядцы на Аляске. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusamny.com/430/t03(430).htm

31. Аргудяева, Ю.В. Брак и семейная жизнь у русских старообрядцев в штатах Аляска и Орегон США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aurora.mybb2.ru/viewtopic.php?t=1731.

32. Аргудяева, Ю.В. Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье / Ю.В. Аргудяева // Вестник ДВО РАН. - 2013. - №4. - С. 125-137.

33. Наумов, А. «Старообрядческая» Боливия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ric0l0r.0rg/rz/latin_amerika/bl/b_r/1/

34. Рамирес, в. Староверы в Боливии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=316730.

Сведения об авторе:

Попова Оксана Владимировна, аспирант кафедры географии и регионоведения Оренбургского государственного университета

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1407, тел. (3532) 372542, е-mail: geo@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.