Научная статья на тему 'Семья и этапы профилактики нарушений костно-мышечной системы детей'

Семья и этапы профилактики нарушений костно-мышечной системы детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
415
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ / OSTEOMUSCULAR SYSTEM / CHILDREN HEALTH / STAGES OF PROPHYLAXIS / PROPHYLACTIC PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чекалова Наталья Генриховна, Силкин Ю. Р., Шапошникова М. В., Чекалова С. А., Назарова Л. В.

Нарушения костно-мышечной системы занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости детей, часто сочетаются с патологией других систем, особенно нервной. Состояние костно-мышечной системы является определяющим в оценке уровня здоровья детей. Поэтапно разработаны программы динамической профилактики в процессе онтогенеза при первостепенном участии семьи, что позволяет решать задачи профилактики нарушений костно-мышечной системы и сохранения состояния здоровья в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чекалова Наталья Генриховна, Силкин Ю. Р., Шапошникова М. В., Чекалова С. А., Назарова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family and prophylaxis stages of children bone-muscular system defects

Diseases of the osteomuscular system take one of the leading place in the structure of children morbidity and often combine with pathology of the nervous system. The state of the osteomuscular system is the most important in evaluation of children health state. The stages of the prophylactic program of diseases of the osteomuscular system were established in dynamic. The main role in it belongs to the family paramount participation. It helps to solve the problem of prophylaxis and preserve one's health to old age.

Текст научной работы на тему «Семья и этапы профилактики нарушений костно-мышечной системы детей»

УДК 616.7-007.1-084:613.95

СЕМЬЯ И ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИКИ

НАРУШЕНИЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

Н.Г. Чекалова, Ю.Р. Силкин, М.В. Шапошникова, С.А. Чекалова, Л.В. Назарова, Е.В. Жиляева, Н.А. Бутусова,

кафедра физвоспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля, ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Нарушения костно-мышечной системы занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости детей, часто сочетаются с патологией других систем, особенно нервной. Состояние костномышечной системы является определяющим в оценке уровня здоровья детей. Поэтапно разработаны программы динамической профилактики в процессе онтогенеза при первостепенном участии семьи, что позволяет решать задачи профилактики нарушений костно-мышечной системы и сохранения состояния здоровья в целом.

Ключевые слова: костно-мышечная система, здоровье, дети, этапы профилактических программ.

Diseases of the osteomuscular system take one of the leading place in the structure of children morbidity and often combine with pathology of the nervous system. The state of the osteomuscular system is the most important in evaluation of children health state. The stages of the prophylactic program of diseases of the osteomuscular system were established in dynamic. The main role in it belongs to the family paramount participation. It helps to solve the problem of prophylaxis and preserve one's health to old age.

Key words: osteomuscular system, children health, stages of prophylaxis, prophylactic programs.

В обращении Президента к Федеральному собранию (2007 год) было объявлено о проведении Года семьи, что позволит объединить усилия государства и общества вокруг важнейших вопросов укрепления состояния здоровья членов семьи, авторитета семьи, а главное базовых семейных ценностей. Федеральные программы являются одним из основных механизмов реализации стратегии охрана здоровья семьи и детей. Особое место занимает президентская программа «Дети России». Постановление Правительства РФ от 01.06.2000

г. № 426 утвердило Положение о социально-гигиеническом мониторинге. Социально-гигиенический мониторинг представляет государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков является частью социальногигиенического мониторинга [1, 2]. В каждом субъекте Российской Федерации приняты программы регионального уровня, которые отражают основные направления федеральных программ в региональном приложении. Каждый регион, обладая теми или иными материальными и кадровыми ресурсами, характеризуется определенными качественными и количественными показателями состояния здоровья детей и подростков. Учитывая эти характерные особенности, необходимо разрабатывать свои приоритетные направления службы сохранения, здоровья детей, которые одновременно будут решать задачи региона и органично вливаться в государственную программу обеспечения здоровья ребенка [3].

Литературные данные свидетельствуют, что за последние десятилетия, наряду с выраженными неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья населения, наиболее резкие проявления отмечены в детском возрасте, в частности в школьном [4, 5, 6, 7, 8]. Патологическая пораженность школьников увеличивает от 1-го к 11-му классу на 49%, в два раза снижается доля здоровых

и 1,5 раза увеличивается доля хронически больных детей [3, 4, 9]. По мнению исследователей, устойчивость негативной динамики сохраняется, поскольку во многом связана с такими факторами, как неблагоприятная экологическая обстановка, хронические стрессы, гиподинамия и гипокинезия населения, низкий уровень здоровья молодежи, нерациональное питание, несбалансированная учебная нагрузка в школах и т. д. [2, 7, 10, 11].

Нарушения костно-мышечной системы (КМС) занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости населения вообще и в детском возрасте в частности. Достаточно часто выявляется сочетанная патология КМС с другими системами и особенно нервной, соответственно, состояние КМС является определяющим в оценке уровня здоровья детей [12, 13].

Цель исследования: изучить состояние костно-мышечной системы детей и разработать этапы профилактики и коррекции нарушений КМС.

Концепция исследования основана на следующих положениях:

1) развитие, воспитание и обучение ребенка в условиях семьи и образовательных учреждений строится на комплексном подходе, учитывающем влияние различных условий эндогенного и экзогенного характера на состояние КМС в процессе онтогенеза;

2) нарушения КМС рассматриваются в качестве интегральной характеристики взаимодействия растущего организма с факторами среды (в том числе социальной);

3) профилактические и коррекционные программы базируются на оценках морфо-функционального состояния ведущих систем организма, главным образом кардио-респираторной системе;

4) основополагающим направлением в профилактике и коррекции нарушений КМС у детей является кинезотерапия, которая особенно актуальна в период новорожденности и грудного возраста, а также повышение уровня индивидуальной стрессоустойчивости;

5) профилактика нарушений KMC является, прежде всего, педагогической проблемой, а коррекция заболеваний KMC в большей степени медико-гигиенической, а также психологопедагогической.

Материалы и методы исследования. Проведен углубленный медицинский осмотр детей бригадой высококвалифицированных специалистов с предварительным анкетированием. Объем исследования составил 7B65 школьников в возрасте 7-17 лет (1-я возрастная группа 7-10 лет, 2-я - 11-14 лет, 3-я возрастная группа 15-17 лет). У половины детей определено функциональное состояние ведущих систем организма (по результатам функциональных проб), оценена физическая подготовленность, у части детей изучено состояние высших мозговых функций (нейро-психологическое исследование А.Р. Лурия). Характеристика показателей, определяющих состояние KMC, проведена по общепринятой методике: состояние мускулатуры (хорошее, среднее, слабое), форма грудной клетки (цилиндрическая, коническая, плоская и др.), форма живота (нормальный, отвислый, втянутый), величина грудного кифоза и поясничного лордоза, форма ног (нормальная,

О- и Х-образная), состояние позвоночного столба во фронтальной и горизонтальной плоскостях, наличие ротации, тор-сии разной степени выраженности (легкая, средняя, выраженная), выносливость мышц спины и живота, состояние продольного и поперечного сводов стоп (уплощенная, плоская стопа I, II, III степени) по методу Фридлянда. В ряде случаев для уточнения диагноза и объективизации выявленных нарушений детям была сделана компьютерная оптическая топография.

Результаты исследования. Анализ результатов углубленного медицинского осмотра показал высокий уровень хронических заболеваний и морфофункциональных нарушений -3B9B,9 на 1000 осмотренных (таблица). Выявлены гендерные особенности заболеваемости: среди девочек (Д) показатель заболеваемости достоверно выше, чем у мальчиков (M): 4064,7 против 3707,3 на 1000 осмотренных (р<0,05).

Лидирующее положение по уровню распространенности принадлежит классу XIII болезни костно-мышечной системы - их уровень составляет 12B4,B на 1000 осмотренных. Чаще хроническими заболеваниями KMC страдают Д - 1300,2 против 1194,6 у M на 1000 осмотренных (р<0,05). Необходимо отметить, что данный класс широко представлен сколиозами и плоскостопием. Они составляют 90% от всех болезней KMC (57,4% и 32,6% соответственно).

Данные нарушения определены у каждого третьего учащегося. Также выявили, что с увеличением учебного стажа значительно ухудшается состояние KMC, в частности, увеличивается количество детей с приобретенной статической деформацией позвоночника (1-я ступень обучения - 160Д 2-я ступень -274,6; 3-я ступень - 395,6 - уровень на 1000 осмотренных). На второе ранговое место по уровню заболеваемости выходят болезни органов пищеварения: уровень - 664,4 на 1000 осмотренных школьников с долей 27,4%. Третье место в структуре

Педиатрия

заболеваемости заняли болезни органов дыхания, уровень которых составил 475,4 на 1000 осмотренных.

Изучение уровня и структуры заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров в динамике (80-е, 90-е и 2000-е годы) позволило выявить негативные тенденции. Рост заболеваемости на протяжении от 80-х годов до 2000 наблюдается как по всем классам болезней вместе взятым (в 1,8 раза), так и по классу болезней КМС. В 80-х годах первые три места занимали болезни органов дыхания, болезни КМС, болезни эндокринной системы. В 90-х годах первое место занимали болезни органов пищеварения, второе - дыхания, третье - КМС. В 2000-х годах: первое место - с двойным отрывом болезни КМС, второе - болезни органов пищеварения, третье - болезни органов дыхания.

Уровень болезней КМС неуклонно растет с 80-х по 2000-е годы (463,4 - 580,2 - 1284,8%о соответственно), болезни КМС в последние два десятилетия занимают первые места. В структуре морфо-функциональных нарушений около половины (43,98%) занимает сколиотическая осанка. Хронические заболевания КМС в большинстве (57,34%) представлены сколиозами и плоскостопием (32,55%) разной степени и локализации. Среди всех сколиозов I степень определена в 47%,

I-II степень - 27%, II степень - 20%, III степень - 6%. У большинства детей с грудопоясничной локализацией основной дуги определялась I и II степень сколиоза, треть детей, имеющих локализацию основной дуги в грудном отделе, - это дети со сколиозом II, III степени. У 35% детей со сколиозами выявлены дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника. Чаще всего они имели место у детей с правосторонними S-образными сколиозами, у мальчиков реже, чем у девочек, и определялись в большинстве случаев в пубертатном периоде. Дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника в большей мере присущи детям с комбинированной патологией КМС - сколиотическая деформация с кругло-вогнутой спиной и плоской спиной. Среди детей с I степенью сколиоза преобладали мальчики, а II и III степени сколиотической деформации характерны для девочек. Определена выраженная тенденция к ухудшению и утяжелению отклонений КМС с возрастом, особенно в 15-17 лет. Выявлена прямая зависимость между наличием дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике и наличием болевого синдрома типа торакалгии, люмбалгии или люмбоишиалгии с мышечнотоническими и вегетативно-висцеральными нарушениями. При неврологическом обследовании у таких детей выраженных чувствительных и двигательных расстройств не определялось. Нарушение функциональной подвижности позвоночника (гибкость) отмечено чаще у детей с правосторонним сколиозом. У детей со сколиозом III ст. наблюдали ограничение объема движений в позвоночнике в 51% случаев, причем при плоской и кругло-вогнутой спине значительно чаще. Нарушение двигательных функций позвоночника чаще сочеталось с жалобами на усталость, боли в спине и косметический дефект. Мальчики реже девочек жаловались на боль в спине и намного реже - на косметический дефект.

ТАБЛИЦА. Распространенность нарушений в здоровье и заболеваний школьников по данным углубленных медицинских осмотров

Классы болезней МКБ-10 МФН ХЗ ПП

%о Ранг % Ранг % Ранг

I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 34,72 10 3 37,7 12

II. Новообразования 19,5 12 0,21 14 19,7 13

III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 0,86 16 0,21 14 1,1 16

IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 345,26 4 92,16 5 437,4 4

V. Психические расстройства и расстройства поведения 69,44 7 19,72 9 89,2 8

VI. Болезни нервной системы 49,72 11 223,32 2 273 6

VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 228,68 5 72,22 6 300,9 5

VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка 9,64 15 4,29 11 13,9 14

IX. Болезни системы кровообращения 37,93 9 0,64 12 38,6 11

X. Болезни органов дыхания 345,91 3 129,45 4 475,4 3

XI. Болезни органов пищеварения 494,86 2 169,52 3 664,4 2

XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки 110,16 6 58,08 7 168,2 7

XIII. Болезни костномышечной системы и соединительной ткани 822,12 1 462,72 1 1284,81 1

XIV. Болезни мочеполовой системы 16,93 13 29,15 8 46,1 10

XVII. Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 58,51 8 14,79 10 73,3 9

XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинич. и лабора-тор. исследованиях, не класс. в др. рубриках 0 17 0 15 0 17

XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 10,07 14 0,43 13 10,5 15

XX. Внешние причины 0 17 0 15 0 17

Итого 2618,73 1280,11 3898,9

МФН - морфо-функциональные нарушения,

ХЗ - хронические заболевания, ПП - патологическая пораженность.

Эти исследования доказали необходимость разработки программ динамической профилактики, основанной на поэтапном включении возрастных периодов: 1) неонатальный - основа которого представлена педагогическим аспектом - обучение будущих родителей оценке и коррекции своего здоровья, планированию места (экологически чистое место - деревня, горы, море и т.д.) и времени (хорошее состояние здоровья на момент зачатия) зачатия, кинезио-логии в период беременности, психокоррекции, гимнастики, массажу и плаванию новорожденных и детей грудного возраста, альтернативному щадящему родоразрешению с учетом медицинских показаний и пожеланий родителей и т.

д.; 2) дошкольный - кинезотерапевтический - стимуляция увеличения двигательной активности детей грудного возраста, используя приемы гимнастики, массажа и плавания. Занятия с детьми до трех лет проводятся в филиалах центра здоровья «Лада» (бассейн, гимнастические мячи, батуты, игры и т. д.). С 3-5 лет дети начинают посещать организованные коллективы (детские сады, спортивные оздоровительные секции), где профилактические программы осуществляются совместно с семьей; 3) школьный - основа его базируется на комплексе педагогического и кинезотерапев-тического аспектов. Реализация программ этого этапа осуществляется в новой организационной структуре - школьном оздоровительно-реабилитационном центре (ШОРЦ). Основная цель работы школьного оздоровительнореабилитационного центра - объединение психологопедагогической и медицинской деятельности для повышения социальной и биологической адаптации каждого школьника и полноценного развития его природных творческих задатков и способностей. Задачи и функции центра многогранны: осуществление методической и практической помощи педагогическому коллективу в реализации процесса обучения здоровому образу жизни, формирование «банка здоровья» школьников, семейная психология, обеспечение оптимального психологического климата и положительного эмоционального статуса, проведение профилактических мероприятий по снижению общей заболеваемости. Как единое целое, в ШОРЦ функционируют три блока, имеющие свои штаты: медицинский, психологопедагогический и социальный. По результатам комплексной оценки состояния здоровья детей формируется программа профилактики и коррекции на каждого ребенка. Медицинская составляющая программы включает в себя все известные формы и методы коррекции и строится на следующих принципах: высоком уровне интегрирования современных технологий, индивидуализации воздействия. Посещение кабинетов проводится по графику, согласно школьному расписанию, классными группами по 2 недели 2 раза в учебном году. Каждый школьник получает десятидневный курс оздоровительно-восстановительных процедур в соответствии с заключением по состоянию здоровья. Учащимся схроническойпатологией имедико-социальными

последствиями болезни восстановительные мероприятия проводятся по индивидуальному графику. Социальнопедагогические мероприятия включают коррекцию форм и методов обучения, применение принципов кондуктивной, лечебной педагогики, организацию восстановительного лечения. Достаточно много внимания придается занятиям по психокоррекции, направленным на снятие тревожности, формирование положительных личностных установок на лечение и сохранение здоровья. Особое значение уделяется педагогическому аспекту в работе с подростками и старшеклассниками, который включает в себя программы подготовки будущих родителей - неонатальный этап профилактики. Следовательно, приближение квалифицированной медицинской помощи к образовательному учреждению позволяет проводить сопроводительную комплексную диагностику и коррекцию здоровья детей и подростков на протяжении их обучения в школе. Система организации работы с классными группами и по индивидуальным программам профилактики и оздоровления построена с учетом обязательного активного участия семьи, способствует максимальному охвату всех детей и подростков профилактическими и коррекционными мероприятиями в учебное время и в период школьных каникул. Изучение динамики медицинских, психолого-педагогических, социальных показателей за время работы ШОРЦ указывает на улучшение состояния здоровья и повышение качества жизни детей.

Таким образом, реализация этапов динамической профилактики в онтогенезе при первостепенном участии семьи позволит решить задачи профилактики нарушений костно-мышечной системы и сохранения здоровья в целом. 03

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С., Леонов А.В., Матвеева Н А., Поляшо-

ва А.Ю. Оценка физического развития учащихся с использованием стандартов разного территориального уровня. В кн.: Актуальные вопросы педиатрии, перинатологии и репродуктологии: Сборник научных работ. Под редакцией д. м. н. профессора А.В. Прахова, д. м. н., профессора С.Б. Артифексова. Вып. 3. Н.Новгород: Изд-во Гладкова О.В.; 2006; с. 74-77.

2. Сухарева Л.М. Современная гигиена детей и подростков в свете трудов С.М. Громбаха. Гигиена и санитария 2000; 3: 38-42.

3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. 376 с.

4. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарноэпидемиологической службы. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005. 528 с.

5. Матвеева Н.А. Эколого-гигиенические проблеммы охраны здоровья детей в образовательных учреждениях. Здоровье в системе образования: Тез. докл. 1-ой межрегиональной научно-практ. конф. Н.Новгород; 1998; с. 15-16.

6. Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М.: Медицина, 1990. 184 с.

7. Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические оновы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. РАМН, МЗ РФ - Москва, 2004. 154 с.

8. Щеплягина Л.А. О влиянии антропогенного загрязнения мест проживания на заболеваемость школьников. Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия: Мат. Всеросс. научно-практ. конф. М.: НШГ и ОЗД и ПНЦЗД РАМН, 1999; с. 106.

9. Сухарев А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях. Гигиена и санитария 2004; 1: 47-51.

10. Громбах С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков. Вестн. АМН СССР 1981; 1: 29-34.

11. Зорина И.Г. Влияние средовых факторов образовательных учреждений на здоровье учащихся. Материалы IX съезда организаторов госсанэпидслужбы, гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов, дезинфекционистов Челябинской области. Челябинск; 2002; с. 171-173.

12. Руцкий А.В., Шанько Г.Г. Нейроортопедические и ортопедоневрологические синдромы у детей и подростков. Минск, 1992. 312 с.

13. Чекалова Н.Г., Куркина С.А. Проблемы сочетанных нарушений опорнодвигательного аппарата и нервной системы у детей и подростков. Всероссийский конгресс «Медицина детям». Н. Новгород; 2003; с. 105-106 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.