Журнал МедиАль сентябрь 2011
ЭТАПЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ
H.Г. Чекалова, М.В. Перхун,
TOV ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоиразвития
Чекалова Наталья Генриховна , e-mail: [email protected]
Нарушения костно-мышечной системы занимают одно из ведуших мест в структуре заболеваемости детей. Состояние костно-мышечной системы является определявшим в оценке уровня здоровья детей. Поэтапно разработаны программы динамической профилактики в процессе онтогенеза при первостепенном участии семьи, что позволяет решать задачи профилактики нарушений костно-мышечной системы и сохранения состояния здоровья в целом.
Ключевые слова: костно-мышечная система, здоровье, дети, этапы профилактических программ.
Diseases of the osteomuscular system take one of the leadlng place in the structure of children morbldlty. The state of the osteomuscular system ¡s the most important in évaluation of children health state. The stages of the prophy-lactlc program of diseases of the osteomuscular system were establlshed In dy-namlc. The main rôle in it belongs to the famlly paramount participation. It helps to solve the problem of
Key words: osteomuscular system, children health, stages of prophylaxls, prophylactlc programs.
Введение. Нарушения костно-мышечной системы (КМС) занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости школьников [1, 2]. Программ, направленных на формирование КМС, профилактику патологических состояний, в современном здравоохранении разработано недостаточно.
Цель исследования: изучить состояние костно- мышечной системы детей и разработать этапы динамической профилактики нарушений КМС.
Материал и методы исследования. Проведен углубленный медицинский осмотр детей бригадой высококвалифицированных специалистов с предварительным анкетированием. Объем исследования составил 7865 школьников в возрасте 7-17 лет (1-я возрастная группа 7-10 лет, 2-я - 11-14 лет, 3-я возрастная группа 15-17 лет). В ряде случаев для уточнения диагноза и объективизации выявленных нарушений детям была сделана компьютерная оптическая топография.
Результаты исследования. Выявлена высокая заболеваемость КМС - 1237,1%«, в том числе морфофункциональные нарушения - 799,4%, хронические заболевания - 437,7%<и Чаще хроническими заболеваниями КМС страдают девочки -1300,2% у мальчиков - 1194,6% (р=0,041). Данный класс широко представлен сколиозами и плоскостопием. Они составляют 90% от всех болезней КМС (57,4% и 32,6% соответственно).
С увеличением учебного стажа значительно увеличивается количество детей с приобретенной статической деформацией позвоночника (1 -я ступень обучения - 160,8% 2-я ступень - 274,6%; 3-я ступень - 395,6%).
Динамическая профилактика основана на поэтапном включении возрастных периодов: 1) неонатальный - представлен педагогическим аспектом - обучение будущих родителей оценке и коррекции своего здоровья, планированию места и времени зачатия, кинезиологии в период беременности, психокоррекции, гимнастики, массажу и плаванию новорожденных и детей грудного возраста и т.д.; 2) дошкольный - кинезотерапевтический - стимуляция двигательной активности детей грудного возраста, используя приемы гимнастики, массажа и плавания; 3) школьный - базируется на комплексе педагогического и кинезотерапевтического аспектов, который осуществляется в школьном оздоровительно-реабилитационном центре (ШОРЦ), где функционируют три блока: медицинский, психолого- педагогический и социальный. Посещение кабинетов проводится по графику согласно школьному расписанию (урок здоровья) классными группами по 2 недели 2 раза в учебном году. Каждый школьник получает десятидневный курс профилактических процедур в соответствии с заключением по состоянию здоровья. Социально-педагогические мероприятия включают лечебную педагогику, психокоррекцию. Приближение квалифицированной медицинской помощи к образовательному учреждению позволяет проводить сопроводительную комплексную диагностику и профилактику нарушений в здоровье детей и подростков на протяжении школьного обучения.
Заключение. Высокая распространённость патологии костно-мышечной системы школьников требует разработки профилактических и оздоровительно-реабилитационных программ. Реализация этапов динамической профилактики в онтогенезе позволит решить задачи профилактики нарушений костно-мышечной системы и сохранения здоровья в целом.
I. Руцкий А.В., Шанько Г.Г. Нейроортопедические и ортопедоневрологические синдромы у детей и подростков», Минск, 1992. - 312 с.
2. Чекалова Н.Г., Куркина С.А., Проблемы сочетанных нарушений опорно-двигательного аппарата и нервной системы у детей и подростков. Всероссийский конгресс «Медицина детям», Н. Новгород, 2003. С.105-106.