Научная статья на тему 'Семинар Н. Д. Тамарченко в РГГУ'

Семинар Н. Д. Тамарченко в РГГУ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

42
7
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Семинар Н. Д. Тамарченко в РГГУ»

А.А. Полякова

СЕМИНАР Н.Д. ТАМАРЧЕНКО В РГГУ

Вспоминая Натана Давидовича, я всегда думаю о нашем межкурсовом семинаре в РГГУ под его руководством.

Я посещала этот семинар с 2002 по 2006 г., во время работы над дипломом и кандидатской диссертацией. Позже Натан Давидович называл это время «золотым веком» семинара.

Забавно, с каким трепетом я готовилась к первому занятию - у Натана Давидовича была репутация строгого и требовательного преподавателя, у которого «не проскочишь», и я шла, представляя, что каждое занятие будет напоминать как минимум госэкзамен. Но после первого занятия последовало следующее, а затем еще и еще, и единственное, о чем я жалею, это что не пришла туда раньше.

Работа была построена четко и просто: один из нас выступал с докладом, затем задавались вопросы, и начиналось обсуждение. Натан Давидович неизменно позволял всем высказаться и лишь потом выступал с заключительным словом. Он говорил недолго, но за это время успевал резюмировать все, сказанное ранее, наметить следующие шаги в исследовании, привести небольшой список научной литературы, которую стоило использовать в дальнейшей работе, обрисовать перспективы проекта и подкинуть несколько идей. Мы расходились по домам, и в голове бурлили новые идеи и теории.

Спектр тем и интересов участников семинара был довольно широк и включал в себя вопросы зарубежной и русской литературы XVIII, XIX, XX и XXI вв. У нас были разные темы, разные цели, разные сферы интересов -и Натан Давидович к каждому находил особый подход.

Меня всегда поражало, как гармонично Натан Давидович строил отношения со своими учениками. Каким-то непостижимым образом ему удавалось быть в курсе работы каждого из нас, направлять и помогать, но при этом не подавлять и не навязывать свое мнение. Он обладал необыкновенной эрудицией и при этом имел такт и терпение позволить нам самим дойти до той или иной мысли - просто чтобы мы могли совершить собственное научное открытие. Он всегда приходил на помощь, когда это было необходимо, и скромно оставался в стороне, когда работа приносила плоды и признание.

Я убеждена, что быть превосходным ученым - это дар, а быть превосходным ученым и учителем - дар вдвойне более ценный и редкий. И Натан Давидович, несомненно, обладал им. Мне сложно передать словами, насколько мы, его ученики, благодарны ему за все, что он сделал для нас и насколько важным, полезным и интересным был наш семинар. И, конечно, я вряд ли смогу выразить, насколько нам будет не хватать Натана Давидовича.