Научная статья на тему 'Памяти Натана Давидовича тамарченко'

Памяти Натана Давидовича тамарченко Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

174
20
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Памяти Натана Давидовича тамарченко»

ПАМЯТИ НАТАНА ДАВИДОВИЧА ТАМАРЧЕНКО

5 ноября 2011 г. в Москве на семьдесят втором году жизни умер Натан Давидович Тамарченко, литературовед, известный ученый, почетный профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета. Он был христианином, отпет в церкви Рождества Христова (Южное Бутово) и похоронен там же на Черневском кладбище.

Н.Д. Тамарченко родился 17.07.1940 в Ленинграде и прожил наполненную трудовую жизнь. После окончания средней школы учился в Пензенском педагогическом институте; в 1964 г. окончил филологический факультет Саратовского государственного университета; а в 1972 г. - аспирантуру по кафедре русской литературы ЛГПИ им. А.И. Герцена. Работал в сельской средней школе; с 1966 г. преподавал в вузах Пржевальска, Елабуги, Кемерова, где стал основателем так называемой «кемеровской школы теоретической поэтики». В 1992 г. уже в РГГУ основал кафедру теоретической и исторической поэтики, которой заведовал до 1998 г., а далее активно работал до последних дней жизни, подготовив более полутора десятков кандидатов и докторов наук. Получил международное признание, публиковался в зарубежных научных изданиях, приглашался для участия в конференциях и чтения лекций зарубежными университетами. Уделяя значительное время педагогической работе со студентами и аспирантами, не оставлял своим вниманием и преподавание литературы в средней школе, выступив соавтором концепции и серии школьных учебников.

Научное творчество Н.Д. Тамарченко отличают логическая строгость, бескомпромиссность и концептуальная цельность. Категория целостности и поэтика жанров как типов художественного целого в искусстве слова составляли средоточие его научных интересов. Знаменательно название наиболее ранней книги ученого: «Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX в.» (Кемерово, 1977). Н.Д. Тамарченко активно противостоял постмодернистским тенденциям в науке о литературе. Рассматривая поэтику и методически выверенный анализ художественного текста в качестве фундамента литературоведческого знания, защищал актуальность классических научных традиций. Будучи последователем и систематизатором литературоведческих воззрений М.М. Бахтина, сосредоточился на вопросах поэтики и типологии романа, чему посвящены многие его работы, а также исследования его учеников. Н.Д. Тамарченко выдвинул и подробно разработал концепции художественного авторства; эстетической границы между внутренним «миром героев» и внешним миром автора и читателей; «трехмерности» жанровой структуры литературного произведения; жанрового инварианта; «внутренней меры» неканонического жанра; классического и гротескного типов художественной целостности; кумулятивного и циклического типов

сюжета; категории события в литературном сюжете; поэтики повествования. Расширяя поле своего исследовательского поиска, занимался вопросами нарратологии и сюжетологии, общей теорией эпики, изучал повесть, а позднее поэму в качестве конструктивно определенных жанровых образований, разрабатывал проблематику соотношения классической (канонической) и неклассической драматургии; основательно интересовался исторической поэтикой и компаративистикой. Наибольший интерес исследователя привлекало творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого и Чехова, а также ряда зарубежных авторов.

На протяжении всей его научной жизни в центре внимания Н. Д. Тамар-ченко остается интеллектуальное наследие М.М. Бахтина, что находит отражение в инициативе коллективного исследовательского проекта «Бахтинский тезаурус» (осуществлено 2 выпуска), в двух «бахтинских» книгах ученого («Эстетика словесного творчества» Бахтина и русская религиозная философия. М., 2001; «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011), а также в одной из последних его статей: «Поэтика Бахтина и современная рецепция его творчества» (Вопросы литературы. 2011. № 1). Активный организатор университетской науки, Н.Д. Тамарченко явился инициатором и редактором серии сборников «Поэтика русской литературы», коллективной монографии о готической традиции, энциклопедического словаря «Поэтика», вузовских учебных пособий «Теория литературы» и «Теория литературных жанров», а также хрестоматий по теоретической поэтике и по анализу эпической прозы.

Кажется, научная жизнь Н.Д. Тамарченко сложилась вполне успешно. Он опубликовал более 400 научных работ, среди которых свыше двух десятков книг. Редкий случай! У пишущего человека не осталось почти ни одной не опубликованной серьезно написанной работы. Что написал, то и напечатал*. А были и написанные несерьезно: Натан был замечательным пародистом, веселым, жизнерадостным человеком.

Н.Д. Тамарченко был потомственным литературоведом. Отец, родной дядя и родной брат Натана Давидовича тоже были известными литературоведами, мать - лингвистом. Поэтому филологическая среда, можно сказать, была естественной средой его обитания. Он нуждался в ней, а она нуждалась в нем. Отношения были взаимно плодотворными. Тамарченко, несомненно, был фигурой харизматической. Блестящий оратор, лектор и полемист, он производил на аудиторию неотразимое впечатление. Говорил Н.Д. Тамарченко, может быть, даже лучше, чем писал. Пожалуй, главное, что притягивало к нему слушателей - это абсолютно убедительная система аргументации при незаурядной импровизационной манере исполнения.

* Исключением является не вполне завершенная работа о жанре поэмы, которую мы публикуем в настоящем выпуске журнала.

Натан Давидович был большим мастером построения увлекательных литературоведческих сюжетов. Не будучи структуралистом, он, тем не менее, глубоко верил в то, что литературоведение, если еще и не стало, то может и должно быть строгой наукой. Научность его рассуждений не вызывала сомнений и была основой его харизмы, которая неизменно притягивала к нему людей. Впрочем, иногда и отталкивала (людей чуждого ему склада). Конфликты у него, как правило, возникали с теми литературоведами, которые обладали ничем не ограниченной свободой воображения в истолковании художественных текстов. Особенно беспощаден он был к тем, кто себя в литературе любил больше, чем саму литературу.

Несмотря на то, что Н.Д. Тамарченко был признанным и авторитетным ученым, можно с грустью констатировать некоторую его недооце-ненность со стороны академических кругов. Достаточно сказать, что в подготовленном Институтом мировой литературы собрании сочинений М.М. Бахтина на работы Н.Д. Тамарченко практически нет никаких ссылок. Однако его весомый вклад в столь любимую им науку неоспорим, а еще у нашего Натана осталось много учеников, последователей, друзей и коллег, которые будут любить и помнить его всегда.

М.Н. Дарвин, В.II. Тюпа