Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). Специальный выпуск. С. 87-90.
Д. Е. Филиппов, В. Н. Севастьянов
семейные ценности в корпоративной культуре вуза (НА примере освещения проблем года семьи
В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)
В статье анализируются технологии формирования ценностей через корпоративные средства массовой информации. Рассматриваются роль и место общечеловеческих ценностей в корпоративной культуре организации.
Ключевые слова: корпоративная культура, массовая информация, коммуникация, система средств массовой информации, ценностный подход.
Связи с общественностью как процесс обмена информацией и стоящими за ней ценностями, как производительная сила коммуникаций становятся движущей силой общественного прогресса. Они замыкаются на целый вид культуры — культуру влияния на человека, что подразумевает образование, воспитание человека, его постоянное информирование, широкие возможности для его убеждения с помощью средств массовой информации и иных1.
В последнее время в обществе происходят значительные перемены, которые отражаются и на семье. Причем последствия таких перемен в основном негативные, поэтому сегодня можно говорить о кризисе семьи как социального института. Она оказалась ослабленной и перестала выполнять свои функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную2. Актуальность данного вопроса подтверждается решениями на государственном уровне. Выступая весной 2006 года с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, президент Владимир Путин назвал демографическую проблему самой острой в России и предложил ряд мер для ее решения. После этого целый ряд регионов в нашей стране объявил 2007 год Годом ребенка. А уже в июне президент, определяя перспективы следующего, 2008 года, подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи»3.
Одной из задач Года семьи в России стало обеспечение возрастания роли семьи «как фактора, упорядочивающего воспроизводство населения и обеспечивающего первичную социализацию детей»4, что, в свою очередь, поставило на повестку дня проблему формирования у молодежи как целевой аудитории данного проекта ценностей брачно-семейных отношений. К ним следует относить подготовку к семейной жизни, систему консультаций по вопросам планирования
материнства, психологии семейных отношений, ухода за детьми и их воспитания5.
Данные ценности нашли отражение в корпоративной культуре вуза. Под культурой мы понимаем специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой и к самим себе6. В связях с общественностью под корпорацией понимается «организация или группа организаций, объединенных общими и формализованными, главным образом экономическими, а также социальными, политическими и иными интересами. В качестве корпоративного пространства мы рассматриваем:
— в узком смысле — пространство внутри некоторой организации или группы организаций, объединенных общими интересами;
— в широком смысле — сферу интересов определенной организации или группы организаций (корпорации).
Далее речь следует вести о корпоративной деятельности, т. е. об усилиях, направленных на максимально эффективную реализацию интересов корпорации во внутренней и внешней среде...»7. Типично, что вузы — это очень большие корпорации. Цель всех мероприятий внутреннего PR — самоидентификация коллектива, формирование чувства принадлежности к организации, создание системы ценностей и смыслов, важных и значимых для всех членов кол-лектива8.
Одним из средств осуществления корпоративной деятельности являются корпоративные средства массовой информации — периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, интернет-сайты, интранет-порталы или иные формы периодического распространения
информации, служащие интересам определенной корпорации9. Учредителями корпоративных СМИ выступают, как правило, руководящие структуры предприятий и организаций10.
В Челябинском государственном университете реализация программы Года семьи осуществлялась через систему корпоративных СМИ — газету, корпоративное телевидение и интернет-ресурс11 . Однако мы будем рассматривать только газету, так как формирование контента сайта строится на основе материалов печатного СМИ. Исключение составляет новостная лента, существующая на сайте в виде пресс-релизов — кратких информационных сообщений, содержащих информацию о том или ином событии в жизни организации12, но они дублируются в газете. Кроме того, именно газета играет первостепенную роль в процессе изменения поведения объекта воздействия путем трансформации существующей в его сознании «картины мира». Печатное СМИ обладает убеждающей силой «документа». Даже в наши дни для интеллектуальных элит или сферы бизнеса газета обладает большим авторитетом, чем, к примеру, телеви-
дение13.
Газета «Университетская набережная» основана 4 октября 1976 г., до 1993 г.— «Челябинский университет»14. Особенностью данного средства массовой информации является еженедельный формат, который позволяет оперативно реагировать на события. Кроме того, корпоративное издание выражает и отражает корпоративную философию. Важнейшим элементом пропаганды является демонстрация поведения руководителей организации по отношению к основным ее ценностям. Чем активнее позиция руководителей в реализации провозглашенных ценностей, чем ярче проявляется их позитивное отношение к этим ценностям, тем больше доверия возникает у сотрудников, тем больше они начинают ориентироваться на эти ценности15. Руководители университета неоднократно выступали в газете, используя самые различные информационные поводы — общегосударственные и внутриву-зовские праздники, дни открытых дверей, кон-
ференции16.
Выражение корпоративных ценностей организации реализуется за счет информационного формата издания, реализующегося в системе постоянных рубрик17. Так, в «Университетской набережной» была организована рубрика, которая называлась: «Год семьи в ЧелГУ». Основной
упор в публикациях был сделан на пропаганду положительного семейного опыта. Причем в качестве героев публикаций были выбраны как представители уважаемых преподавателей (семьи профессоров М. И. Бента18, В. Н. Павленко19, доцентов Н. Б. Приходкиной20 В. Ф. Горшенина21, Д. Г. Пазия22, В. В. Кораблевой23), так и педагогических династий (семьи Чернецовых24, Шишмаренковых25, Здановичей26). Большое внимание было уделено студенческим семьям27 и семьям выпускников28.
Проблема семейных ценностей формулировалась по-разному в зависимости от целевых аудиторий. Абитуриентам предлагалось укрепить семейные ценности через уверенность родителей в будущем своих детей, в правильности сделанного ими выбора специальности29. Студентам были адресованы публикации, о которых говорилось выше, научной общественности — результаты исследований, связанных с проблемами семьи30.
Еще одной особенностью деятельности корпоративного СМИ является освещение корпоративных ритуалов. Понятие «ритуал» происходит от санкристского слова «рита» — «правильное действие»31. Исследователи выделяют несколько видов ритуалов, среди которых ритуал поощрения. Такого рода действия призваны показать одобрение компанией чьего-то достижения или определенного стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных культурных ценно-стей32. Таким ритуалом в ЧелГУ стал вечер чествования университетских династий «Погода в доме»33. Кроме того, проблемам семейных ценностей был посвящен и воспроизводящий ритуал. Такие мероприятия направлены на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется, коллектив может выжить. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и в конечном счете свою корпоративную целостность34. Регулярно в вузе отмечается «день рождения университета»35.
Информационная поддержка корпоративных конкурсов также входит в концептуальную модель газеты. Году семьи в Челябинском государственном университете был посвящен студенческий конкурс «Генеалогическое древо»36.
Особо следует отметить необходимость внешнего вида публикаций. Дизайн такого издания выполняется с учетом графических (шрифто-
вых), цветовых, индексальных (логотип) и вербальных (слоган) компонентов фирменного стиля37. В оформлении материалов, посвященных Году семьи, использовался символ, разработанный Международным пресс-клубом, «Ладошки» — четыре разноцветных прямоугольника с отпечатанными в них ладошками: две побольше, две поменьше38.
Ряд событий в общегосударственном и муниципальном масштабе проходил под знаком семейных ценностей. «Университетская набережная» освещала их. Можно отметить День города Челябинска, проходивший под девизом «Мой город — моя семья»39. К числу событий, формирующих и развивающих ценности семейной жизни, относится и День Матери, отмечающийся в Российской Федерации с 1998 г.40
Таким образом, семейные ценности играют значительную роль в корпоративной культуре университета. Они соответствуют миссии университета, направленной на формирование в регионе особого культурного слоя населения, что, в свою очередь, меняет к лучшему облик общественной жизни41. При этом связи с общественностью играют важнейшую роль в формировании личности в той ее части, которая связана с влиянием культуры, они доводят до личности социокультурные и базисные личностные образцы42.
Примечания
1 См.: Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред. В. С. Комаровского. М., 2001. С. 33.
2 См.: Кузнецов, А. Ирина Гехт: «Хорошие семьи надо поощрять» // Универ. набережная. 2008. 14-20 апр. С. 2.
3 См.: Чумиков, А. Н. Записки РЯофессинала. СПб., 2008. С. 277.
4Харчев, А. Г. Семья // Филос. энцикл. слов. М., 1989. С. 577.
5 Там же. С. 578.
6 Арнольдов, А. И. Культура / А. И. Арнольдов, М. А. Батунский, В. М. Межуев // Там же. С. 293.
7 Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика : учеб. пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. М., 2003. С. 90.
8 См.: Синчурина, М. Г. Реклама и связи с общественностью в различных сферах деятельности : учеб. пособие / М. Г. Синчурина, Е. А. Терпугова. М., 2007. С. 141.
9 См.: Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург, 2006. С. 6.
10 См.: Лозовский, Б. Н. Журналистика и средства массовой информации : словарь. Б. м., 2007. С. 120.
11 иЯЬ: http://un.csu.ru
12 См.: Карпушин, Д. Пресс-релиз: правила составления / Д. Карпушин, С. Чирикова. СПб., 2007. С. 217.
13 См.: Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006. С. 144.
14 См.: Большаков, П. В. Вся пресса Южного Урала: 1838-2006. Челябинск, 2006. С. 132.
15 См.: Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела РЯ: практические рекомендации. СПб., 2009. С. 149.
16 См.: Шатин, А. Ю. Уважаемые абитуриенты! // Универ. набережная. 2008. 18-22 февр. С. 1; Его же. Текущий 2008 год объявлен // Там же. 14-20 апр. С. 2; Его же. Молодежная политика — важнейшее направление деятельности государства // Там же. 19-25 мая. С. 2; Его же. Семья и демография: региональный аспект // Там же. 10-16 нояб. С. 2; Шумаков, А. Ю. Южно-Уральский социальный форум // Там же. 10-16 нояб. С. 3.
17 См.: Кривоносов, А. Д. Корпоративное издание в свете науки о связях с общественностью // Петербургская школа РЯ: от теории к практике : сб. ст. / отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2004. Вып. 2. С. 107.
18 Баишева, А. Любви много не бывает // Универ. набережная. 2008. 7-13 апр. С. 5.
19 Баженова, У У нас слишком большая разница в возрасте, чтобы ссориться // Там же. 14-20 апр. С. 5.
20Данги-Мабика, В. «Если есть семья сапожников, то их сын будет сапожником, и говорят, что это династия...» / В. Данги-Мабика, И. Денисова // Там же.
2-8 июня. С. 5.
21 Перова, Е. Отец и сын // Там же. 9-15 июня. С. 6.
22 Гриценко, А. Семья — это большая ответственность, но приятная // Там же. 14-20 июля. С. 4.
23 Шкодских, С. «Университетская семья» Веры Кораблевой // Там же. 1-7 сент. С. 14.
24 См.: Байрамова, Э. «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.» // Там же. 21-27 апр. С. 5.
25 См.: Галян, М. Университетская судьба: жизнь вне учебных стен // Там же. 29 сент.— 5 окт. С. 6.
26 См.: Костюченкова, Е. Археология знаний // Там же. 6-12 окт. С. 4.
27 См.: Рахимова, Т. Костер любви / Т. Рахимова, Н. Иваненко // Там же. 19-25 мая. С. 5; Мозговая, М. Подарок судьбы // Там же. 10-16 нояб. С. 8; Костюченкова, Е. Любовь разрушает преграды // Там же. 24-30 нояб. С. 5.
28 См.: Галян, М. Счастливая семья требует большого терпения // Там же. 28 апр.— 4 мая. С. 4; Круглякова, К. «Для нас важно жить в семье.» / К. Круглякова, А. Аманкулова // Там же. 4-10 мая. С. 5; Пирогова, А. «Мои университеты»: жизнь и трудовые будни // Там же. 8-14 сент. С. 7; Костюченкова, Е. «Университеская жизнь»: мое прошлое, настоящее и будущее // Там же. 15-21 сент. С. 7; Диникаева, Г. «Любовная лодка» под парусом слова // Там же. 20-26 окт. С. 5.
29 См.: Шатин, А. Ю. Уважаемые абитуриенты! // Там же. 18-22 февр. С. 1.
30 См.: Тараданов, А. А. Современная семья Урала // Там же. 26 мая — 1 июня. С. 4; Калугина, Т. Г.
II Южно-Уральский социальный форум // Там же.
3-9 нояб. С. 2.
31 См.: Климов, В. Н. Ритуал и внутрикорпоративный PR // Петербургская школа PR: от теории к практике : сб. ст. / отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2004. Вып. 2. С. 102.
32 Там же. С. 105.
33 См.: Костюченкова, Е. Главней всего // Универ. набережная. 2008. 13-19 окт. С. 4.
34 См.: Климов, В. Н. Указ. соч. С. 104.
35 См.: Гришин, А. С. 32-летие университета — союз опыта и молодости // Универ. набережная. 2008. 13-
19 окт. С. 4.
36 См.: Перова, Е. «Моя семья — мой храм священный!» I Е. Перова, К. Листофорова II Там же. 8-І4 дек. С. 7.
37 См.: Кривоносов, А. Д. Указ. соч. С. І08.
38 См.: Чумиков, А. H. Записки PRофессинала. С. 278.
39 См.: Афиша дня города II Универ. набережная. 2008. І-7 сент. С. І6; Почему наш город лучший? II Там же. 8-І4 сент. С. 4; В преддверии дня города II Там же. 8-І4 сент. С. 5.
40 См.: Слепова, К. Спасибо, родная. II Там же. І-7 дек. С. 7.
41 См.: Шатин, А. Ю. Миссия Челябинского государственного университета II Там же. 24 нояб. С. 2.
42 Связи с общественностью. С. 33.