д. Е. Филиппов
корпоративная культура вуза как условие воспитательной деятельности (на примере челябинского государственного университета)
В статье рассматривается взаимосвязь таких элементов корпоративной культуры вуза как миссия, видение, корпоративная философия и системы воспитания.
Ключевые слова: корпоративная культура, тивная философия, высшее образование.
Деидеологизация общества, когда на смену коммунистической идеологии, ставившей перед собой целью всестороннее гармоничное развитие личности1, привела к разрушению системы идейно-воспитательной работы, существовавшей в советское время в каждой организации. Существует печальная опасность заполнения образовавшегося вакуума различными учениями, в том числе деструктивного характера. Нам представляется, что на смену коммунистической идеологии может придти (и в ряде случаев) приходит корпоративная культура. Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций, объединенных общими и формализованными, главным образом экономическими, а также социальными, политическими и иными интересами2. Не менее важной представляется нам категория «корпоративное пространство», которое в узком смысле представляет собой пространство внутри некоторой организации или группы организаций, объединенных общими интересами3. Одним из факторов, его определяющих является корпоративная культура, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельно-сти4. Под корпоративной культурой понимается система духовных, нравственных ценностей, традиций и обычаев, писанных и не писанных правил, по которым живет персонал организа-ции5, что подразумевает образование, воспитание человека, его постоянное информирование, широкие возможности для его убеждения с помощью средств массовой информации и иных6. С другой стороны и воспитание является специфической деятельностью, подчиненной организации процесса по активному овладению и развитию человеческой культуры7.
Корпоративная культура - категория многоаспектная, включающая в себя корпоративный имидж, систему формальных идентификационных признаков, систему корпоративных СМИ
ценностный подход, миссия, видение, корпора-
и т. д. Нас же интересует ее политическая составляющая. идеологическую основу корпоративной культуры, ее своеобразный фундамент образуют миссия, видение и корпоративная философия8.
Миссия - это краткое выражение функции, которую организация пытаются выполнить в обществе. Формулировка миссии описывает причину существования корпорации9. Другими словами - это философия и предназначение организации, смысл ее существования на рынке, отличие от остальных организаций10. Миссия может быть сформулирована в одном предложении, а может быть изложена на 3-4 листах. И чем более грамотно эта миссия отвечает на те вопросы, которые ставит жизнь перед корпорацией и ее членами, тем более четкие ориентиры появляются у человека.
Вторая составляющая - видение - в данном случае это те ориентиры, которые ставит перед собой организация. описание корпорации в перспективе, причем в лучшем положении, чем она сейчас находится в настоящее время. Видение выражает картину правдоподобного и желаемого состояния корпорации в будущем. Устанавливая некоторое видение, к которому необходимо стремиться, руководители и сотрудники обозначают свои надежды и берут на себя ответственность за определенный вариант будущего11. то есть мы рисуем реальное, но желаемой будущее. Куда мы движемся и кем должны быть члены корпорации. В видение можно заложить ценности как общечеловеческие, так и ценности, которые могут отвратить от серьезных проблем.
Третья составная идеологическая часть, определяющая ориентиры - корпоративная философия - полное, развернутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов, кредо, которыми руководствуются сотрудники фирмы12. Эта категория является
источником сведений о корпоративной этике, политике, поведении и образе жизни, об ответственности за защиту окружающей среды, отношении к работникам и даже о личности
13
руководителя13.
Особым видом корпорации можно считать высшие учебные заведения. Во-первых, в вузах потребители образовательных услуг включены во внутреннюю целевую аудиторию, так как к ней относят группы людей, входящих в состав учебного заведения: преподаватели; менеджеры образовательного процесса; сотрудники; обучающиеся14. Второй важной для нас особенностью вуза как корпорации является наличие в его структуре воспитательной системы. Функционирование любой воспитательной системы подчинено конкретной цели, всегда связано с развитием конкретных личностных качеств человека, с взаимодействием трех ее составляющих: педагога, воспитанника, средств воспита-ния15. Причем положение облегчается тем, что вузы повсеместно вводят систему менеджмента качества образования. Данная система предполагает наличие политики вузов16, на основании которой формулируется доктрина в области качества образовательного учреждения. Она же, в свою очередь, включает в себя формулировку миссии, основных ценностей, видения будущего, целей и задач образовательного учреждения с проекцией этих целей и задач на конкретные подразделения и мероприятия17.
Рассмотрим действие данного механизма на конкретном примере. Так, миссия Челябинского государственного университета провозглашает ценности уважения и терпимости к другим взглядам, к другому мнению. «Толерантность является показателем высокого культурного и образовательного уровня человека. Мы стремимся к тому, чтобы из стен Челябинского государственного университета выходили просвещенные представители цивилизованного общества» 18. Одним из средств реализации этого тезиса стало открытие в 2007 году на историческом факультете ЧелГУ отдельного образовательного направления - бакалавр религиоведения. При этом задача вузовского религиоведческого образования выходит за рамки узкой проблемы подготовки религиоведов-профессионалов. для высшей школы сегодня весьма важным является решение задачи духовно-нравственного воспитания студентов. В этом деле необходимо и возможно опираться на основания отечественной духовной культуры, которая непосредственным образом свя-
зана с этическими ценностями христианства, ислама, других традиционных для данного региона религий19. Для того, чтобы обучение принесло плоды, знания должны распространяться по организации быстро и эффективно. Они оказывают максимальное воздействие, когда охватывают большую аудиторию, а не остаются в распоряжении ограниченной группы людей. Процесс распространения знаний можно активизировать различными способами. Среди них - письменные, устные и визуальные отчеты, визиты и экскурсии, ротация персонала, образовательные программы и тренинги, программы стандартизации. У каждого способа есть отличительные черты, сильные и слабые стороны20.
Одним из самых эффективных способов передачи информации являются визиты и экскурсии. За неполных два года ведения образовательной деятельности по направлению «религиоведение» Челябинский государственный университет посетили с визитами представители различных конфессий, в том числе занимающие значительные посты. К числу таких гостей можно отнести Верховного Муфтия России Талгата Таджуддина. Его визит стал одним из пунктов программы мероприятий, посвященных празднованию 220-летия Центрального духовного управления мусульман и 175-летия со дня рождения известного исламского просветителя Зайнуллы Расулева. В Челябинском государственном университете Талгат Таджуд-дин встретился с ректором А. Ю. Шатиным, студентами и преподавателями. При этом Верховный Муфтий отозвался о ЧелГУ как об университете, который думает о судьбах страны и мира в целом. Затронул проблему духовного развития современной молодежи, одним из путей решения которой, по его мнению, является вера и постоянный духовный рост. Студенты охотно задавали вопросы высокому гостю. В частности, они интересовались, какими полномочиями обладает Верховый Муфтий, отношением к женщине в мусульманстве, о том, что такое «намаз». Отвечая на вопросы, Талгат
Таджуддин подробно и доступно объяснял ау-
21
дитории сложные понятия21.
Не меньшее воспитательное значение имел круглый стол: «Ислам - религия мира: ислам о личности, семье и обществе». В его работе приняли участие муфтий Челябинской и Курганской области Ринат Раев, председатель совета старейшин Челябинского религиозно-духовного совета мусульман Ва-
сил Мингазов, управляющий делами Челябинского религиозно-духовного совета мусульман М. н. Сабиров, председатель комитета по взаимоотношениям с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области и. и. Аносов, ректор ЧелГУ А. Ю. Шатин, а также ученые Челябинского государственного университета - религиоведы, политологи и историки. Тема обсуждения касалась представлений традиционного ислама о семье, обществе и государстве, а также различий между традиционным исламом и его радикальными течениями. Так, участники круглого стола отметили, что традиционный ислам, в противовес радикальным течениям, основан на уважении к Закону, семейным ценностям и традициям предков, миролюбив по отношению к другим религиям. Собравшиеся обсудили социально-политические причины появления экстремистских течений в России, а также возможные меры по профилактике религиозного экстремизма, в том числе и в Челябинской области. Участники круглого стола подчеркнули, что достижения мусульманской правовой культуры - классической, традиционной - могут стать стержнем идейной альтернативы позициям исламских экстремистов. Позитивные исламские ценности должны стать союзником национальной безопасности России. Необходимо разрабатывать диалоговые межконфессиональные проекты, активизировать процесс сотрудничества с духовными мусульманскими центрами, организовывать широкую просветительскую и образовательную программы в нашей области.
Широкий резонанс в студенческой среде имел телемост с представителями общественных организаций, молодежных просветительских объединений и движений, существующих при православных епархиях Санкт-Петербурга. инициаторами проведения интернет-конференции выступила Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», организатором телемоста в Челябинске стал Совет православных молодежных объединений Челябинской области. В крупных городах существует значительное количество молодежных общественных объединений, выступающих за духовно-нравственное просвещение, возрождение традиций и культуры. Тема моста была сформулирована следующим образом: «Социальное служение в право-
славном молодежном движении». Во встрече приняли участие не только студенты Челябинского государственного университета, но и вузов города Челябинска, причем представители различных конфессий22.
К образовательным программам и тренингам прежде всего следует отнести участие студентов-религиоведов в конкурсе социальных проектов «Судьба России в руках молодых», на который они представили проект под названием «Школа толерантности»23. Он ставит своей задачей научную, социальную и просветительскую работу среди молодежи в религиозно-культурном и духовно-нравственном аспектах. Конечной целью его реализации планируется формирование в Челябинском государственном университете научного студенческого центра по проблемам толерантности, веротерпимости и профилактики молодежного экстремизма в религиозной сфере. Можно сказать, что этим проектом наши студенты предвосхитили постановку проблемы, которая 11 марта обсуждалась на встрече Президента РФ Д. А. Медведева с представителями религиозных организаций в Туле24.
необходимо отметить также участие студентов в заседании государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», посвященное поиску и обсуждению эффективных технологий по патриотическому воспитанию современной молодежи. на него были приглашены представители заинтересованных структур и организаций, так или иначе ведущих работу с подрастающим поколением: общественных и молодежных организаций, соответствующих подразделений государственной власти, науки, церкви, бизнес-структур, молодежных представительных органов и, конечно, представители образовательных учреж-дений25. Очень эффективным оказалось участие студентов-религиоведов в работе международного круглого стола «Через кризис к обновлению и развитию», проводившегося совместно с Костанайским филиалом ЧелГУ. В центре внимания оказались проблемы реализации антикризисных мер. В ходе обсуждения были затронуты также вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений.
Одной из интересных форм образовательной деятельности является созданное по инициативе студентов второго курса Челябинское студенческое общество исследователей религии «Сигма», которое вошло в Российское студенческое объединение, руководимое кафедрой религиоведения Московского госуниверсите-
та им. М. В. Ломоносова. Создан Интернет-ресурс, и любой может ознакомиться с деятельностью этого объединения и принять участие в его работе26.
Достаточно традиционной формой образовательной деятельности являются конференции. Студенты, обучающиеся по направлению «религиоведение» приняли участие в пяти конференциях. Первым из таких мероприятий стало участие студентов-религиоведов в научно-практической конференции «Свобода слова, свобода совести, право на объединения: международный и российский опыт реализации», проходившей в Екатеринбурге. В форуме участвовали как российские, так и зарубежные специалисты, а также представители различных религиозных организаций. опыт посещения мероприятия такого уровня, несомненно, расширил представления наших студентов о специальности и области применения их зна-ний27. 7-9 марта в Челябинском государственном университете по инициативе Молодежного отдела Челябинской епархии и Совета православных молодежных объединений Челябинской области проводилась первая областная научно-практическая конференция «Православное просвещение в молодежной среде: Соборность как основа молодежного служения», приуроченная к празднеству Торжества православия. Доклады студентов отличали актуальность и ориентированность на молодежные проблемы: «РПЦ и проблемы современной молодежи» (Е. Щетинина); «Православная молодежь и Интернет» (А. Жуков); «Феномен православной субкультуры» (Е. Мочалкина). В качестве слушателей студенты участвовали и в работе Всероссийской научно-практической конференции «Духовные аспекты национальной безопасности».
Самыми значимыми элементами процесса распространения знаний в корпоративной культуре представляются нам письменные, устные и визуальные отчеты. Информирование внутренней общественности началось еще до набора первых студентов. Информирование происходило через газету «Университетская набережная» и Интернет-ресурс www.csu.ru. Эффективность такого вида распространения информации в ЧелГУ очень высока. По результатам социологического опроса студентов Челябинской области, проведенного по заказу Главного управления молодежной политики Челябинской области, читают газету в Челябинском государственном университете 87 %
студентов28. основным видом информационных материалов, размещаемых на Интернет-ресурсе ЧелГУ, являются пресс-релизы - краткие информационные сообщения, содержащие информацию о том или ином событии, адресованные средствам массовой информации и составленные с учетом профессиональной специфики этой отрасли29. они находили свое воплощение в публикациях внешних СМИ, которые, в свою очередь, также оказывали влияние на студентов.
Таким образом, идеологические аспекты корпоративной философии находят свое отражение в содержательно-процессуальных особенностях воспитательной системы высшего учебного заведения30 и, следовательно, занимают основополагающее место в духовном воспитании студентов.
Примечания:
1 Идейно-воспитательная работа первичной партийной организации : консультации / сост. И. Д. Троценко ; под общ. ред. М. В. Грамова. М. : Политиздат, 1979. С. 20.
2 Чумиков, А. Н. Связи с общественностью : теория и практика : учеб. пособие / А. Н. Чу-миков, М. П. Бочаров. М. : Дело, 2003. С. 90.
3 Там же.
4 Арнольдов, А. И. Культура / А. И. Арнольдов, М. А. Батунский, В. М. Межуев // Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1989. С.293.
5 Белкина, Н. Корпоративная культура как она есть / Н. Белкина, Н. Артемьева, А. Балакин, В. лычагина, Д. Матерова, Е. Чуличков // Челябинский гуманитарий. 2008. № 6. С. 89.
6 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред. В. С. Комаровского. М., 2001. С. 33.
7 Педагогика / под ред. Г. Нойнера и Ю. К. Ба-банского. М. : Педагогика, 1984. С. 74-75.
8 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред.
B. С. Комаровского. М. : Издательство РАГС, 2001. С. 320.
9 Чумиков, А. Н., Бочаров, М. П. Указ. соч.
C. 101.
10 Цит. по: Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела PR : практические рекомендации. СПб. : Питер, 2009. С. 65.
11 Чумиков, А. Н. Указ. соч. С. 103.
12 Там же. С. 105.
13 Дробо, К. Секреты сильного бренда : как добиться коммерческой уникальности / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 14.
14 Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг : актуальные проблемы управления. М. : Маркет ДС, 2003. С.173.
15 Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность : проблемы, исследование и организация : монография. М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2009. С.178.
16 Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола : Аккредитация в образовании, 2008. С. 11.
17 Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2006. С. 65.
18 Шатин, А. Ю. Уважение и терпимость к другим взглядам... // Университетская набережная. 2008. № 35 (832). С. 2.
19 Чумаченко, Т. А. Мы против экстремизма // Университетская набережная. 2008. № 35 (832). С. 2.
20 Гарвин, Д. Создание обучающейся организации // Управление знаниями / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 69.
21 Путь к свету // Университетская набережная. 2008. № 12 (861). С. 2.
22 Панарин, В. Социальное служение // Университетская набережная. 2008. № 9 (858). С. 5.
23 Талыпов, Е. Защищайся! // Университетская набережная. 2009. № 36 (886). С. 8.
24 Чумаченко, Т. А. Православное просвещение в молодежной среде // Университетская набережная. 2009. № 29 (879). С. 2.
25 Уфимцев, А. В. Воспитываем патриотов // Университетская набережная. 2009. № 33 (883). С. 4.
26 Чумаченко, Т. А. Православное просвещение в молодежной среде // Университетская набережная. 2009. № 29 (879). С. 2.
27 Группа ИР-101. «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии.» // Университетская набережная. 2008. № 38 (835). С. 6.
28 Сборник материалов № 10 по реализации молодежной политики. Челябинск, 2008. С. 53.
29 Карпушин, Д. Пресс-релиз : правила составления / Д. Карпушин, С. Чикирова. СПб. : Питер, 2007. С. 217.
30 Дуранов, М. Е. Указ. соч. С. 178.