Научная статья на тему 'Корпоративная культура вуза как условие воспитательной деятельности (на примере Челябинского государственного университета)'

Корпоративная культура вуза как условие воспитательной деятельности (на примере Челябинского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / МИССИЯ / ВИДЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Д. Е.

В статье рассматривается взаимосвязь таких элементов корпоративной культуры вуза как миссия, видение, корпоративная философия и системы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппов Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура вуза как условие воспитательной деятельности (на примере Челябинского государственного университета)»

д. Е. Филиппов

корпоративная культура вуза как условие воспитательной деятельности (на примере челябинского государственного университета)

В статье рассматривается взаимосвязь таких элементов корпоративной культуры вуза как миссия, видение, корпоративная философия и системы воспитания.

Ключевые слова: корпоративная культура, тивная философия, высшее образование.

Деидеологизация общества, когда на смену коммунистической идеологии, ставившей перед собой целью всестороннее гармоничное развитие личности1, привела к разрушению системы идейно-воспитательной работы, существовавшей в советское время в каждой организации. Существует печальная опасность заполнения образовавшегося вакуума различными учениями, в том числе деструктивного характера. Нам представляется, что на смену коммунистической идеологии может придти (и в ряде случаев) приходит корпоративная культура. Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций, объединенных общими и формализованными, главным образом экономическими, а также социальными, политическими и иными интересами2. Не менее важной представляется нам категория «корпоративное пространство», которое в узком смысле представляет собой пространство внутри некоторой организации или группы организаций, объединенных общими интересами3. Одним из факторов, его определяющих является корпоративная культура, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельно-сти4. Под корпоративной культурой понимается система духовных, нравственных ценностей, традиций и обычаев, писанных и не писанных правил, по которым живет персонал организа-ции5, что подразумевает образование, воспитание человека, его постоянное информирование, широкие возможности для его убеждения с помощью средств массовой информации и иных6. С другой стороны и воспитание является специфической деятельностью, подчиненной организации процесса по активному овладению и развитию человеческой культуры7.

Корпоративная культура - категория многоаспектная, включающая в себя корпоративный имидж, систему формальных идентификационных признаков, систему корпоративных СМИ

ценностный подход, миссия, видение, корпора-

и т. д. Нас же интересует ее политическая составляющая. идеологическую основу корпоративной культуры, ее своеобразный фундамент образуют миссия, видение и корпоративная философия8.

Миссия - это краткое выражение функции, которую организация пытаются выполнить в обществе. Формулировка миссии описывает причину существования корпорации9. Другими словами - это философия и предназначение организации, смысл ее существования на рынке, отличие от остальных организаций10. Миссия может быть сформулирована в одном предложении, а может быть изложена на 3-4 листах. И чем более грамотно эта миссия отвечает на те вопросы, которые ставит жизнь перед корпорацией и ее членами, тем более четкие ориентиры появляются у человека.

Вторая составляющая - видение - в данном случае это те ориентиры, которые ставит перед собой организация. описание корпорации в перспективе, причем в лучшем положении, чем она сейчас находится в настоящее время. Видение выражает картину правдоподобного и желаемого состояния корпорации в будущем. Устанавливая некоторое видение, к которому необходимо стремиться, руководители и сотрудники обозначают свои надежды и берут на себя ответственность за определенный вариант будущего11. то есть мы рисуем реальное, но желаемой будущее. Куда мы движемся и кем должны быть члены корпорации. В видение можно заложить ценности как общечеловеческие, так и ценности, которые могут отвратить от серьезных проблем.

Третья составная идеологическая часть, определяющая ориентиры - корпоративная философия - полное, развернутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов, кредо, которыми руководствуются сотрудники фирмы12. Эта категория является

источником сведений о корпоративной этике, политике, поведении и образе жизни, об ответственности за защиту окружающей среды, отношении к работникам и даже о личности

13

руководителя13.

Особым видом корпорации можно считать высшие учебные заведения. Во-первых, в вузах потребители образовательных услуг включены во внутреннюю целевую аудиторию, так как к ней относят группы людей, входящих в состав учебного заведения: преподаватели; менеджеры образовательного процесса; сотрудники; обучающиеся14. Второй важной для нас особенностью вуза как корпорации является наличие в его структуре воспитательной системы. Функционирование любой воспитательной системы подчинено конкретной цели, всегда связано с развитием конкретных личностных качеств человека, с взаимодействием трех ее составляющих: педагога, воспитанника, средств воспита-ния15. Причем положение облегчается тем, что вузы повсеместно вводят систему менеджмента качества образования. Данная система предполагает наличие политики вузов16, на основании которой формулируется доктрина в области качества образовательного учреждения. Она же, в свою очередь, включает в себя формулировку миссии, основных ценностей, видения будущего, целей и задач образовательного учреждения с проекцией этих целей и задач на конкретные подразделения и мероприятия17.

Рассмотрим действие данного механизма на конкретном примере. Так, миссия Челябинского государственного университета провозглашает ценности уважения и терпимости к другим взглядам, к другому мнению. «Толерантность является показателем высокого культурного и образовательного уровня человека. Мы стремимся к тому, чтобы из стен Челябинского государственного университета выходили просвещенные представители цивилизованного общества» 18. Одним из средств реализации этого тезиса стало открытие в 2007 году на историческом факультете ЧелГУ отдельного образовательного направления - бакалавр религиоведения. При этом задача вузовского религиоведческого образования выходит за рамки узкой проблемы подготовки религиоведов-профессионалов. для высшей школы сегодня весьма важным является решение задачи духовно-нравственного воспитания студентов. В этом деле необходимо и возможно опираться на основания отечественной духовной культуры, которая непосредственным образом свя-

зана с этическими ценностями христианства, ислама, других традиционных для данного региона религий19. Для того, чтобы обучение принесло плоды, знания должны распространяться по организации быстро и эффективно. Они оказывают максимальное воздействие, когда охватывают большую аудиторию, а не остаются в распоряжении ограниченной группы людей. Процесс распространения знаний можно активизировать различными способами. Среди них - письменные, устные и визуальные отчеты, визиты и экскурсии, ротация персонала, образовательные программы и тренинги, программы стандартизации. У каждого способа есть отличительные черты, сильные и слабые стороны20.

Одним из самых эффективных способов передачи информации являются визиты и экскурсии. За неполных два года ведения образовательной деятельности по направлению «религиоведение» Челябинский государственный университет посетили с визитами представители различных конфессий, в том числе занимающие значительные посты. К числу таких гостей можно отнести Верховного Муфтия России Талгата Таджуддина. Его визит стал одним из пунктов программы мероприятий, посвященных празднованию 220-летия Центрального духовного управления мусульман и 175-летия со дня рождения известного исламского просветителя Зайнуллы Расулева. В Челябинском государственном университете Талгат Таджуд-дин встретился с ректором А. Ю. Шатиным, студентами и преподавателями. При этом Верховный Муфтий отозвался о ЧелГУ как об университете, который думает о судьбах страны и мира в целом. Затронул проблему духовного развития современной молодежи, одним из путей решения которой, по его мнению, является вера и постоянный духовный рост. Студенты охотно задавали вопросы высокому гостю. В частности, они интересовались, какими полномочиями обладает Верховый Муфтий, отношением к женщине в мусульманстве, о том, что такое «намаз». Отвечая на вопросы, Талгат

Таджуддин подробно и доступно объяснял ау-

21

дитории сложные понятия21.

Не меньшее воспитательное значение имел круглый стол: «Ислам - религия мира: ислам о личности, семье и обществе». В его работе приняли участие муфтий Челябинской и Курганской области Ринат Раев, председатель совета старейшин Челябинского религиозно-духовного совета мусульман Ва-

сил Мингазов, управляющий делами Челябинского религиозно-духовного совета мусульман М. н. Сабиров, председатель комитета по взаимоотношениям с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области и. и. Аносов, ректор ЧелГУ А. Ю. Шатин, а также ученые Челябинского государственного университета - религиоведы, политологи и историки. Тема обсуждения касалась представлений традиционного ислама о семье, обществе и государстве, а также различий между традиционным исламом и его радикальными течениями. Так, участники круглого стола отметили, что традиционный ислам, в противовес радикальным течениям, основан на уважении к Закону, семейным ценностям и традициям предков, миролюбив по отношению к другим религиям. Собравшиеся обсудили социально-политические причины появления экстремистских течений в России, а также возможные меры по профилактике религиозного экстремизма, в том числе и в Челябинской области. Участники круглого стола подчеркнули, что достижения мусульманской правовой культуры - классической, традиционной - могут стать стержнем идейной альтернативы позициям исламских экстремистов. Позитивные исламские ценности должны стать союзником национальной безопасности России. Необходимо разрабатывать диалоговые межконфессиональные проекты, активизировать процесс сотрудничества с духовными мусульманскими центрами, организовывать широкую просветительскую и образовательную программы в нашей области.

Широкий резонанс в студенческой среде имел телемост с представителями общественных организаций, молодежных просветительских объединений и движений, существующих при православных епархиях Санкт-Петербурга. инициаторами проведения интернет-конференции выступила Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», организатором телемоста в Челябинске стал Совет православных молодежных объединений Челябинской области. В крупных городах существует значительное количество молодежных общественных объединений, выступающих за духовно-нравственное просвещение, возрождение традиций и культуры. Тема моста была сформулирована следующим образом: «Социальное служение в право-

славном молодежном движении». Во встрече приняли участие не только студенты Челябинского государственного университета, но и вузов города Челябинска, причем представители различных конфессий22.

К образовательным программам и тренингам прежде всего следует отнести участие студентов-религиоведов в конкурсе социальных проектов «Судьба России в руках молодых», на который они представили проект под названием «Школа толерантности»23. Он ставит своей задачей научную, социальную и просветительскую работу среди молодежи в религиозно-культурном и духовно-нравственном аспектах. Конечной целью его реализации планируется формирование в Челябинском государственном университете научного студенческого центра по проблемам толерантности, веротерпимости и профилактики молодежного экстремизма в религиозной сфере. Можно сказать, что этим проектом наши студенты предвосхитили постановку проблемы, которая 11 марта обсуждалась на встрече Президента РФ Д. А. Медведева с представителями религиозных организаций в Туле24.

необходимо отметить также участие студентов в заседании государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», посвященное поиску и обсуждению эффективных технологий по патриотическому воспитанию современной молодежи. на него были приглашены представители заинтересованных структур и организаций, так или иначе ведущих работу с подрастающим поколением: общественных и молодежных организаций, соответствующих подразделений государственной власти, науки, церкви, бизнес-структур, молодежных представительных органов и, конечно, представители образовательных учреж-дений25. Очень эффективным оказалось участие студентов-религиоведов в работе международного круглого стола «Через кризис к обновлению и развитию», проводившегося совместно с Костанайским филиалом ЧелГУ. В центре внимания оказались проблемы реализации антикризисных мер. В ходе обсуждения были затронуты также вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений.

Одной из интересных форм образовательной деятельности является созданное по инициативе студентов второго курса Челябинское студенческое общество исследователей религии «Сигма», которое вошло в Российское студенческое объединение, руководимое кафедрой религиоведения Московского госуниверсите-

та им. М. В. Ломоносова. Создан Интернет-ресурс, и любой может ознакомиться с деятельностью этого объединения и принять участие в его работе26.

Достаточно традиционной формой образовательной деятельности являются конференции. Студенты, обучающиеся по направлению «религиоведение» приняли участие в пяти конференциях. Первым из таких мероприятий стало участие студентов-религиоведов в научно-практической конференции «Свобода слова, свобода совести, право на объединения: международный и российский опыт реализации», проходившей в Екатеринбурге. В форуме участвовали как российские, так и зарубежные специалисты, а также представители различных религиозных организаций. опыт посещения мероприятия такого уровня, несомненно, расширил представления наших студентов о специальности и области применения их зна-ний27. 7-9 марта в Челябинском государственном университете по инициативе Молодежного отдела Челябинской епархии и Совета православных молодежных объединений Челябинской области проводилась первая областная научно-практическая конференция «Православное просвещение в молодежной среде: Соборность как основа молодежного служения», приуроченная к празднеству Торжества православия. Доклады студентов отличали актуальность и ориентированность на молодежные проблемы: «РПЦ и проблемы современной молодежи» (Е. Щетинина); «Православная молодежь и Интернет» (А. Жуков); «Феномен православной субкультуры» (Е. Мочалкина). В качестве слушателей студенты участвовали и в работе Всероссийской научно-практической конференции «Духовные аспекты национальной безопасности».

Самыми значимыми элементами процесса распространения знаний в корпоративной культуре представляются нам письменные, устные и визуальные отчеты. Информирование внутренней общественности началось еще до набора первых студентов. Информирование происходило через газету «Университетская набережная» и Интернет-ресурс www.csu.ru. Эффективность такого вида распространения информации в ЧелГУ очень высока. По результатам социологического опроса студентов Челябинской области, проведенного по заказу Главного управления молодежной политики Челябинской области, читают газету в Челябинском государственном университете 87 %

студентов28. основным видом информационных материалов, размещаемых на Интернет-ресурсе ЧелГУ, являются пресс-релизы - краткие информационные сообщения, содержащие информацию о том или ином событии, адресованные средствам массовой информации и составленные с учетом профессиональной специфики этой отрасли29. они находили свое воплощение в публикациях внешних СМИ, которые, в свою очередь, также оказывали влияние на студентов.

Таким образом, идеологические аспекты корпоративной философии находят свое отражение в содержательно-процессуальных особенностях воспитательной системы высшего учебного заведения30 и, следовательно, занимают основополагающее место в духовном воспитании студентов.

Примечания:

1 Идейно-воспитательная работа первичной партийной организации : консультации / сост. И. Д. Троценко ; под общ. ред. М. В. Грамова. М. : Политиздат, 1979. С. 20.

2 Чумиков, А. Н. Связи с общественностью : теория и практика : учеб. пособие / А. Н. Чу-миков, М. П. Бочаров. М. : Дело, 2003. С. 90.

3 Там же.

4 Арнольдов, А. И. Культура / А. И. Арнольдов, М. А. Батунский, В. М. Межуев // Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1989. С.293.

5 Белкина, Н. Корпоративная культура как она есть / Н. Белкина, Н. Артемьева, А. Балакин, В. лычагина, Д. Матерова, Е. Чуличков // Челябинский гуманитарий. 2008. № 6. С. 89.

6 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред. В. С. Комаровского. М., 2001. С. 33.

7 Педагогика / под ред. Г. Нойнера и Ю. К. Ба-банского. М. : Педагогика, 1984. С. 74-75.

8 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред.

B. С. Комаровского. М. : Издательство РАГС, 2001. С. 320.

9 Чумиков, А. Н., Бочаров, М. П. Указ. соч.

C. 101.

10 Цит. по: Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела PR : практические рекомендации. СПб. : Питер, 2009. С. 65.

11 Чумиков, А. Н. Указ. соч. С. 103.

12 Там же. С. 105.

13 Дробо, К. Секреты сильного бренда : как добиться коммерческой уникальности / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 14.

14 Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг : актуальные проблемы управления. М. : Маркет ДС, 2003. С.173.

15 Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность : проблемы, исследование и организация : монография. М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2009. С.178.

16 Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола : Аккредитация в образовании, 2008. С. 11.

17 Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2006. С. 65.

18 Шатин, А. Ю. Уважение и терпимость к другим взглядам... // Университетская набережная. 2008. № 35 (832). С. 2.

19 Чумаченко, Т. А. Мы против экстремизма // Университетская набережная. 2008. № 35 (832). С. 2.

20 Гарвин, Д. Создание обучающейся организации // Управление знаниями / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 69.

21 Путь к свету // Университетская набережная. 2008. № 12 (861). С. 2.

22 Панарин, В. Социальное служение // Университетская набережная. 2008. № 9 (858). С. 5.

23 Талыпов, Е. Защищайся! // Университетская набережная. 2009. № 36 (886). С. 8.

24 Чумаченко, Т. А. Православное просвещение в молодежной среде // Университетская набережная. 2009. № 29 (879). С. 2.

25 Уфимцев, А. В. Воспитываем патриотов // Университетская набережная. 2009. № 33 (883). С. 4.

26 Чумаченко, Т. А. Православное просвещение в молодежной среде // Университетская набережная. 2009. № 29 (879). С. 2.

27 Группа ИР-101. «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии.» // Университетская набережная. 2008. № 38 (835). С. 6.

28 Сборник материалов № 10 по реализации молодежной политики. Челябинск, 2008. С. 53.

29 Карпушин, Д. Пресс-релиз : правила составления / Д. Карпушин, С. Чикирова. СПб. : Питер, 2007. С. 217.

30 Дуранов, М. Е. Указ. соч. С. 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.