Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДОВ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДОВ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семейное право / самоидентификация народов / семейные ценности / брак / семья.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Наталья Дмитриевна

Институты семьи и брака появились в обществе еще до появления государства. Семейные ценности, такие как любовь, взаимоуважение, многодетность, супружество, поколенная преемственность, на первых порах существования семей служили наиболее мощным регулятором такого рода отношений. Однако с течением времени к моральной составляющей добавилось и право, как эффективный способ формализации семейных отношений. Однако отражение семейных ценностей в праве и в социальной действительности в разных государствах отличается. Каким же образом выражаются семейные ценности в правовых нормах, как современное общество реагирует на влияние права на семейную жизнь, и имеется ли обратное влияние вышеуказанных ценностей на законы о семье и браке?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДОВ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-108-113 ПЕТРОВА Наталья Дмитриевна,

NIION: 2018-0076-9/23-678 к.ю.н, преподаватель кафедры гражданского

MOSURED: 77/27-023-2023-9-678 процессуального права СЗФ ФГБОУВО

«РГУП», С.-Петербург, РФ, e-mail: nava2009@yandex.ru

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДОВ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта 22-28-01346

Аннотация. Институты семьи и брака появились в обществе еще до появления государства. Семейные ценности, такие как любовь, взаимоуважение, многодетность, супружество, поколенная преемственность, на первых порах существования семей служили наиболее мощным регулятором такого рода отношений. Однако с течением времени к моральной составляющей добавилось и право, как эффективный способ формализации семейных отношений. Однако отражение семейных ценностей в праве и в социальной действительности в разных государствах отличается. Каким же образом выражаются семейные ценности в правовых нормах, как современное общество реагирует на влияние права на семейную жизнь, и имеется ли обратное влияние вышеуказанных ценностей на законы о семье и браке?

Ключевые слова: семейное право, самоидентификация народов, семейные ценности, брак, семья.

PETROVA Natalya Dmitrievna,

teacher of the Department of General Education Disciplines of the NWF FSBOUVO «RGUP,» St. Petersburg, St.-Petersburg, the Russian Federation

FAMILY VALUES AS A FACTOR IN SELF-IDENTIFICATION OF PEOPLES: LEGAL DIMENSION

Annotation. The institutions of family and marriage appeared in society even before the advent of the state. Family values, such as love, mutual respect, large families, marriage, generational continuity, at first the existence of families served as the most powerful regulator of this kind of relationship. However, over time, law has also been added to the moral component as an effective way to formalize family relations. However, the reflection of family values in law and in social reality in different states is different. How are family values expressed in legal norms, how does modern society respond to the influence of the right to family life, and is there a reverse influence of the above values on family and marriage laws?

Key words: family law, self-identification of peoples, family values, marriage, family.

В первую очередь, необходимо отметить, что термины «семья», «семейные ценности» не нашли своего закрепления в законодательстве России. Сущность указанных институтов раскрывается в социологических исследованиях, в то время как Семейный кодекс Российской Федерации лишь закрепляет субъектный состав семьи.

Как уже было отмечено, в отсутствие определения термина семьи в законодательстве, такое определение предлагается учеными социологами. Наиболее целостным представляется определе-

ние А.Г. Харчева, который определяет семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта или моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [17; С.26].

Также и неоднозначно определение понятия «семейные ценности». Наиболее полным и охва-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

тывающим большинство аспектов семейных отношений является определение Н. И. Лапиной. Так, по ее мнению семейные ценности - это «положительные или отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» [14; С.19].

Комитет по правам человека ООН объяснил проблему невозможности законодательного определения семьи тем, что «концепция семьи может отличаться в некоторых отношениях от государства к государству, и даже от региона к региону в пределах государства» [20], и с этим трудно не согласиться.

Социология и история могут объяснить данный феномен следующим образом: семья и ценности семьи возникли достаточно давно и менялись вместе с изменениями в социуме. Особенным образом подход к данным институтам менялся на рубеже XX и XXI веков: для современной семьи не характерны ее традиционный состав, желание оформить брачные отношения, рождение детей (кроме того, что данный вопрос может откладываться на более продолжительное время в связи с достижениями медицины и нежеланием молодых людей рано становиться родителями, присутствует даже движение «чайлдфри»: отказ от рождения вовсе). Данное отношение к семье и браку вызваны несколькими причинами: приоритетом личных интересов, желанием обеспечить финансовое благополучие, отсутствием «живой» коммуникации в связи с наличием виртуальных способов общения. Действующие семейные правовые нормы, принимая во внимание современные веяния, по сравнению с предыдущим законодательством позволяет гражданам самостоятельно решать вопрос об указании семейного положения и информации о детях.

В данном контексте также важно обозначить, что семья не признана субъектом права, а является объектом государственной семейной политики. Таким образом, право не контролирует семейные процессы, а выступает гарантом поддержки семьи и призвано способствовать сохранению семейных ценностей.

Для понимания сущности и проблематики вопроса необходимо ознакомиться с тем, как семья и семейные ценности рассматриваются в других странах и государствах.

Особенный интерес в данном контексте вызывает сравнение Китая и России, так как оба государства находятся в так называемой переходной стадии, когда традиционные ценности подвер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

жены воздействию тенденций глобализации. Так, например, тенденции развития демографических процессов в двух странах за последние десятилетия подвержены переменам, называемым в литературе «второй демографический переход», характеризующимся низкой рождаемостью и смертностью, поздним вступлением в брак и рождением детей, внебрачными семейными отношениями и т.п. Указанные тенденции находятся в противоречии с теми традиционными ценностями, которые формировались в России и Китае веками. «Нормальная», «классическая» семья, которая понимается как супружеская (с зарегистрированным браком) пара, у которых имеются дети, таким образом не исчезла, однако наряду с такой семьей, существуют «ненормативные» формы совместного проживания, которые не порицаются, как это было ранее. Эти изменения интерпретируются в работах социологов как деинституализа-ция семьи.

Семья в данных государствах рассматривается учеными как «ядро общества» и столп государственного порядка, в работах научного сообщества явно выражена позиция о необходимости приводить доводы в пользу семейных ценностей, их адаптации к новым условиям перед лицом нападок на нехватку семейных ценностей в современном обществе.

Необходимо отметить, что для всех промыш-ленно развитых стран характерна тенденция так называемой «приватизации» семьи: приоритет интересов индивидуума в вопросах устройства своей частной жизни над интересами социума. При данной тенденции главными фигурами в современном обществе становятся не «традиционные» семьи как «ячейки» общества, а одинокие мужчины и женщины [16; С.8-9].

Уже на примере данных стран, очевидно, что, не смотря на глобализационные процессы, которые должны сформировать единый правовой подход к реализации брачно - семейных отношений, законодательство и традиции различных государств отличаются и невозможно полностью исключить национальные особенности в данного рода отношениях.

В традиционных обществах, как правило, сохраняется «архаичное» отношение к институтам семьи и брака, в то время как страны Европейского Союза и США смотрят на данные институты принципиально по - новому. С нашей точки зрения весь сегодняшний мир в своем отношении к семье и семейным ценностям делится на три категории: значительная часть государств, не смотря на влияние извне, сохраняет традиционный подход к семье и браку (страны Африки, Южной Азии и др.), основная часть стран придерживается так называемого традиционного взгляда на семью

(в отличие от первой группы допускают существование других форм семейных отношений, однако в законодательстве закрепляющие традиционные подходы, как указанные выше Китай и Россия), и третья категория - страны, которые легализовали однополые отношения в части институтов брака и усыновления (как уже указывалось выше страны ЕС и США).

Семьи стран Африки представляют собой наиболее традиционные семьи, поскольку правовые акты в них ориентируются на обычаи, в том числе о брачных союзах, полигамных и полиан-дрических, «призрачных» (с умершим супругом) браках, о контрибуции родителям в однополом браке между женщинами (для рождения ребенка) и др. Все это признаки традиционной (основанной на обычаях и традициях), но архаичной семьи [12; С. 82]. В Нигере и Водабаи все семейные обряды напрямую связаны с религией, здесь сохранены обычаи воровства жен и браков между родственниками. В целом для африканских семей в последние несколько десятилетий характерно увеличение количества матриархальных семей, что может быть связано с большим процентом вдов, которые становятся главами семейств. О традиционном характере семей в африканских странах также свидетельствуют обычаи брачных отношений между кузенами, левират, браки покупкой, отработкой, обмен женами и многие другие [13; С.115].

Международный стандарт брачно - семейных отношений ориентируется на вторую категорию стран, в которых существует традиционный взгляд на семью и брак, однако архаичные обычаи и традиции уже не применяются. Тем не менее, влияние со стороны государств третьей категории существенно, страны ЕС и США выступают главными инициаторами либерализации брака, что приводит к ослаблению и уничтожению огромного количества семейных ценностей.

Интерес представляет также изучение особенностей в странах - бывших республиках СССР, поскольку их правовая система в определенный исторический период была довольно идентична правовой системе России.

Так, в большинстве бывших республик СССР сохранился такой же традиционный подход к вопросу семьи и семейных ценностей, как и в России, в некоторых государствах с наличием национальных особенностей. Например, в семейном законодательстве Армении заметно влияние христианских обычаев и традиции, что связано с историческим формированием отрасли в этой стране. В Кыргызстане сохранено наряду с правовыми нормами сильное влияние традиций и обычаев в семье (договор родителей брачующихся в устной форме, традиция похищения невесты, сильная родительская власть). Схожая ситуация

наблюдается и в Казахстане (наличие обычаев сватовства, довольно раннее замужество женщин, аменгерство и прочее). Наиболее подробно вопрос преемственности норм в указанных государствах разобран в статье «Проблема преемственности принципов и норм семейного права в государствах - членах Евразийского экономического союза» [15].

В связи с данной проблемой, нужно отметить, что в последнее время интерес к вопросам семьи и семейных ценностей в Российской Федерации особенно выражен. В этой части вспоминаются изменения в Конституции РФ в части отнесения к совместному ведению РФ и ее субъектов вопросов семейной политики государства, обязанности Правительства РФ обеспечивать единую государственную политику в области сохранения традиционных семейных ценностей [1], а также и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в части расширения термина «воспитания» [7].

Приоритет семейных ценностей в семейной политике на современном этапе очевиден и исходя из текста Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В ее разделе III упомянуты «традиционные семейные ценности и семейный образ жизни, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании» [9].

Из представленных правовых норм очевидна озабоченность государства вопросом сохранения традиционных ценностей в российских семьях, однако не обозначены конкретные меры по осуществлению указанной цели.

В 2020 году предпринималась попытка изменения Семейного кодекса Российской Федерации: в Государственную Думу был внесен соответствующий законопроект, однако он был снят с рассмотрения. С нашей точки зрения, это упущение законодателя, поскольку в семейно - правовой отрасли давно назрел вопрос о реформации брачно - семейного законодательства, особенно на фоне изменений, внесенных в Конституции и общей направленности социальной политики РФ.

Повторно внесение изменений в СК РФ лоббировалось в июле 2022 года. В проекте федерального закона № 157281-8 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагалось, в том числе определить и термин «семья», как «общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения) и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Данное определение видится не совсем корректным, так как оно не учитывает интересы детей, рожденных с помощью репродуктивных технологий (например, суррогатное материнство).

Конечно государством предпринимается ряд мер по сохранению традиционного семейного уклада российских семей. Особенно это отражается на сфере образования: вводятся новые школьные курсы, такие как «Нравственные основы семейной жизни» [18] и «Семьеведение» [19], в области высшего юридического образования дисциплина «Семейное право» из вариативной части перенесена в базовую часть [10]. Однако, данных мер недостаточно, чтобы повлиять на вопрос в корне. Полагаем необходимым закрепление в Семейном кодексе Российской Федерации принципа, аналогичного указанному в Концепции. Кроме того, современное российское право слишком широким образом трактует понятие семьи, в котором неполные семьи отождествляются с семьей традиционного типа. Необходимо в законодательстве обозначить тот факт, что семья традиционного типа — это супруги и лица, происходящие от них. Это конечно не значит, что не нужно оказывать меры поддержки одиноким матерям и отцам, но в сознании социума благодаря законодателю должна отложиться мысль о том, что брак не является рудиментным институтом, который для поддержания семейных ценностей не играет какой - либо роли. Поиск точек соприкосновения между социумом и законодателем в этой области, которых как показал анализ семейных правовых актов РФ, является основной целью семейного права - ведь только при должном уровне взаимодействия права и общества возможна качественная и эффективная правовая защита институтов семьи, материнства, отцовства и детства, а учет при этом особенностей правосознания позволит сохранить для потомков исторические и культурные семейные ценности.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что традиции и обычаи в семейном правовом поле существенно влияют на взгляд общества на семью и семейные ценности. Главная задача государства в данном случае прилагать все возможные усилия для сохранения тех исторически - сложившихся семейных ценностей, которые складывались веками. Процессы глобализации на данном этапе выступают угрозой для сохранения национальных традиций и обычаев, связанных с семейными отношениями, хотя международные стандарты напротив должны содействовать их защите и противодействовать утрате многообразия. Как уже было отмечено, в России вопросы семьи, ценностей и воспитания на данном этапе выходят на новый уровень, что в целом соответствует курсу нашего государства, собственному пути развития Российской Федерации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru

[2] Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004 № 195. 2/1097.

[3] Семейный кодекс Республики Армения от 8 дек. 2004 г. № НО-123 (с изм. и доп.) // Информационно-правовая система СоюзПравоИнформ. База данных. Законодательство стран СНГ.

[4] Семейный кодекс Кыргызской Республики от 30 авг. 2003 г. № 201 (с изм. и доп.) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2004. №

I. Ст. 1.

[5] Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 дек. 2001 г. № 518-IV (с изм. и доп.) // Казахстанская правда. 2012. № 6-7 (26825-26826); 7 янв.

[6] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.

[7] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

[8] Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 15.07.2021) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.

[9] Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.

[10] Приказ Минобрнауки России от

II.01.2018 № 28 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.12.2016 № 1511» (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2018 № 49867) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 02.09.2023.

[11] О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные зако-

нодательные акты Российской Федерации : проект федерального закона № 157281-8. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/157281-8 (дата обращения: 02.09.2023)

[12] Колесников, А. Ю. Международный стандарт брака и традиционные семейные ценности в международном праве / А. Ю. Колесников // Наука через призму времени. - 2020. - № 4(37). - С. 81-83. - EDN RGQIUX.

[13] Колесников, А. Ю. Особенности регулирования брачно-семейных отношений на африканском континенте / А. Ю. Колесников, Л. Насан-дратра // Ex Jure. - 2020. - № 3. - С. 108-121. -DOI 10.17072/2619-0648-2020-3-108-121. - EDN ATBWRV.

[14] Лапина Н. И. Социальные ценности и реформы в Кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. С. 17-28.

[15] Петрова, Н. Д. Проблема преемственности принципов и норм семейного права в государствах - членах Евразийского экономического союза / Н. Д. Петрова // Образование и право. -2023. - № 6. - С. 15-20. - DOI 10.24412/2076-15032023-6-15-20. - EDN XMPPWC.

[16] Семья в России и Китае: процесс модернизации / под ред. И.И. Елисеевой и Аньци Сюй. —СПб. : Нестор-История, 2015. — 720 с. С.8 - 9.

[17] Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003. 342 с.

[18] Новый учебный курс «Нравственные основы семейной жизни // URL: http://www. pravoslavnoe-obrazovanie. ru/%D0%BD%D0%BE% D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1 %82%D0%B4%D0%B5%D0%B B%D0%B0/l-r25.html (дата обращения: 25.08.2021).

[19] Минпросвещения включило в школьные учебники курс семьеведения // РБК. URL: https:// www.rbc.ru/ society/24/03/2021/605af3119a7947386 24cf660 (дата обращения: 02.09.2023).

[20] Annual report of the United Nations High Commissioner for Human Rights and Reports of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights and the secretary-General. - URL: https://fra.europa.eu/en/law-reference/ human-rights-council-resolution-2922-2015-protection-family-contribution-family (дата обращения: 01.09.2023).

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru

[2] Kodeks o brake i sem'e Respubliki Belarus' ot 9 iyulya 1999 g. № 278-Z // Nacional'nyj reestr pra-vovyh aktov Respubliki Belarus'. 2004 № 195. 2/1097.

[3] Semejnyj kodeks Respubliki Armeniya ot 8 dek. 2004 g. № NO-123 (s izm. i dop.) // Informacion-no-pravovaya sistema SoyuzPravolnform. Baza dan-nyh. Zakonodatel'stvo stran SNG.

[4] Semejnyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ot 30 avg. 2003 g. № 201 (s izm. i dop.) // Vedomosti ZHogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki. 2004. № 1. St. 1.

[5] Kodeks Respubliki Kazahstan o brake (supruzhestve) i sem'e ot 26 dek. 2001 g. № 518-IV (s izm. i dop.) // Kazahstanskaya pravda. 2012. № 6-7 (26825-26826); 7 yanv.

[6] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 19.12.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF», 01.01.1996, N 1, st. 16.

[7] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 17.02.2023) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.02.2023) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 31.12.2012, N 53 (ch. 1), st. 7598.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.07.1997 № 828 (red. ot 15.07.2021) «Ob utverzhdenii Polozheniya o pasporte grazhdanina Rossijskoj Federacii, obrazca blanka i opisaniya pasporta grazhdanina Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1997. № 28. St. 3444.

[9] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.08.2014 № 1618-r «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // SZ RF. 2014. № 35. St. 4811.

[10] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.01.2018 № 28 «O vnesenii izmeneniya v federal'nyj gosudarst-vennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obra-zovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 "YUrisprudenciya" (uroven' bakalavriata), utverzh-dennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 01.12.2016 № 1511» (zareg-istrirovan v Minyuste Rossii 01.02.2018 № 49867) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. 02.09.2023.

[11] O vnesenii izmenenij v Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : proekt federal'nogo zakona № 157281-8. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/157281-8 (data obrashcheniya: 02.09.2023)

[12] Kolesnikov, A. YU. Mezhdunarodnyj standart braka i tradicionnye semejnye cennosti v mezh-dunarodnom prave / A. YU. Kolesnikov // Nauka cherez prizmu vremeni. - 2020. - № 4(37). - S. 81-83. - EDN RGQIUX.

[13] Kolesnikov, A. YU. Osobennosti reg-ulirovaniya brachno-semejnyh otnoshenij na afrikan-skom kontinente / A. YU. Kolesnikov, L. Nasandratra // Ex Jure. - 2020. - № 3. - S. 108-121. - DOI 10.17072/2619-0648-2020-3-108-121. - EDN ATB-WRV.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

[14] Lapina N. I. Social'nye cennosti i reformy v Krizisnoj Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. 1993. № 9. S. 17-28.

[15] Petrova, N. D. Problema preemstvennosti principov i norm semejnogo prava v gosudarstvah -chlenah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza / N. D. Petrova // Obrazovanie i pravo. - 2023. - № 6. - S. 15-20. - DOI 10.24412/2076-1503-2023-6-15-20. -EDN XMPPWC.

[16] Sem'ya v Rossii i Kitae: process modern-izacii / pod red. I.I. Eliseevoj i An'ci Syuj. —SPb. : Nestor-Istoriya, 2015. — 720 s. S.8 - 9.

[17] Harchev A. G. Sociologiya sem'i: problemy stanovleniya nauki. M.: CSP, 2003. 342 s.

[18] Novyj uchebnyj kurs «Nravstvennye osnovy semejnoj zhizni // URL: http://www.pravoslav-noe-obrazovanie. ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%

D0%BE%D1%81%D1 %82%D0%B8-%D0%BE%D1 %82%D0%B4%D0%B5%D0%B B%D0%B0/l-r25.html (data obrashcheniya: 25.08.2021).

[19] Minprosveshcheniya vklyuchilo v shkol'nye uchebniki kurs sem'evedeniya // RBK. URL: https:// www.rbc.ru/ society/24/03/2021/605a-f3119a794738624cf660 (data obrashcheniya: 02.09.2023).

[20] Annual report of the United Nations High Commissioner for Human Rights and Reports of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights and the secretary-General. - URL: https://fra.europa.eu/en/law-reference/ human-rights-council-resolution-2922-2015-protec-tion-family-contribution-family (data obrashcheniya: 01.09.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.