Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ И НОРМ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ГОСУДАРСТВАХ – ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ И НОРМ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ГОСУДАРСТВАХ – ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семейное право / правопреемство / Евразийский экономический союз / постсоветское пространство

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Наталья Дмитриевна

Не смотря на распад СССР, его бывшие республики находятся как в территориальной, так и социальной близости друг с другом. Нередко между гражданами данных государств возникают и семейные отношения: люди вступают в браки, становятся родителями, однако разные национальные системы законодательства не всегда позволяют регулировать данные отношения должным образом. Понимание тесной взаимосвязи государств привело к образованию Евразийского экономического союза, в рамках существования которого появилась необходимость приведения семейного законодательства стран – участниц к единому образцу. Однако в связи с этим возник и ряд проблем, среди которых основной встала проблема правопреемственности норм семейного права. Первопричины же данной проблемы кроются в различие исторического развития и формирования отрасли семейного права в различных государствах, а также в разнице менталитетов. В данной статье рассматривается исторический путь возникновения норм права в области семейных отношений в странах Евразийского экономического союза и возникающие в связи с этим проблемы преемственности принципов и норм изучаемой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ И НОРМ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ГОСУДАРСТВАХ – ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

О^ ПОЛИТИКА И ПРАВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-15-20 NIION: 2018-0076-6/23-397 MOSURED: 77/27-023-2023-6-397

ПЕТРОВА Наталья Дмитриевна,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процессуального права СЗФ ФГБОУВО «РГУП», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nava2009@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ И НОРМ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта 22-28-01346 «Переживание истории как фактор самоидентификации государств и народов в XXI веке: правовое измерение»

Аннотация. Не смотря на распад СССР, его бывшие республики находятся как в территориальной, так и социальной близости друг с другом. Нередко между гражданами данных государств возникают и семейные отношения: люди вступают в браки, становятся родителями, однако разные национальные системы законодательства не всегда позволяют регулировать данные отношения должным образом. Понимание тесной взаимосвязи государств привело к образованию Евразийского экономического союза, в рамках существования которого появилась необходимость приведения семейного законодательства стран - участниц к единому образцу. Однако в связи с этим возник и ряд проблем, среди которых основной встала проблема правопреемственности норм семейного права.

Первопричины же данной проблемы кроются в различие исторического развития и формирования отрасли семейного права в различных государствах, а также в разнице мен-талитетов. В данной статье рассматривается исторический путь возникновения норм права в области семейных отношений в странах Евразийского экономического союза и возникающие в связи с этим проблемы преемственности принципов и норм изучаемой отрасли.

Ключевые слова: семейное право, правопреемство, Евразийский экономический союз, постсоветское пространство.

PETROVA Natalya Dmitrievna,

teacher of the Department of General Education Disciplines of the NWFFSBOUVO "RGUP,"St. Petersburg, St.-Petersburg, Russian Federation

THE PROBLEM OF CONTINUITY OF PRINCIPLES AND NORMS OF FAMILY LAW IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN

ECONOMIC UNION

Annotation. Despite the collapse of the USSR, its former republics are both in territorial and social proximity to each other. Often, family relations also arise between citizens of these states: people enter into marriages, become parents, but different national legislative systems do not always allow them to regulate these relations properly. Understanding the close relationship of states led to the formation of the Eurasian Economic Union, within the framework of the existence of which there was a need to bring the family legislation of the participating countries to a single model. However, in this regard, a number of problems arose, among which the main problem was the problem of the continuity of family law.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

The root causes of this problem lie in the difference in the historical development and formation of the branch of family law in different states, as well as in the difference in mentalities. This article discusses the historical path of the emergence of norms of law in the field of family relations in the Eurasian Economic Union countries and the problems arising in this regard of the continuity of the principles and norms of the studied industry.

Key words: family law, family code, post-Soviet space, Eurasian Economic Union, Soviet period, Soviet Union

Современная правовая наука нередко обращает свое внимание на причины и условия возникновения тех или иных явлений, а также на их влияние на формирование той или иной отрасли права. При этом, исследование этого вопроса связано с социально - экономическими факторами и духовным уровнем развития общества и государства, а также временем, которое становится предметом изучения. Наиболее эффективным с точки зрения отслеживания динамики тех или иных процессов становится изучение правовых явлений в сравнении: каким образом шло их возникновение и к чему на современном этапе пришло их развитие. В этом контексте изучение вопроса преемственности принципов и норм той или иной отрасли права позволяет не только установить причины, влияющие на ее развитие, но и отследить значение различных внутренних и внешних факторов на формирование правовых закономерностей.

В случае же с бывшими странами - республиками СССР преемственность принципов и норм права осложняется рядом проблем, особенно в поле семейно - правовых отношений.

Так, например, семейное право Беларуси изначально развивалось под влиянием законодательства Великого княжества Литовского. В частности вопросы охраны прав и интересов ребенка регулировались Статутами княжества (1529,1566 и 1588 гг.), а также действовали привелеи и постановления [14, С.56]. Статут 1588 г. и вовсе действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX в., когда она уже являлась частью Российской империи.

После 1830 г. в белорусских губерниях действовало общероссийское законодательство, а затем после 1917 г. советское семейное законодательство. В 1927 г. вступил в силу первый в истории семейный кодекс Беларуси (Кодекс законов о браке, семье и опеке), в котором были закреплены основные принципы семейного права, которые в дальнейшем и будут составлять основу семейного законодательства государства.

В целом для семейного советского права Беларуси характерна тенденция к регламентации прав и обязанностей участников семейно - правовых отношений с позиций национального законодательства, о чем свидетельствует присоедине-

ние к международному семейному регулированию данной отрасли только в 80-х годах XX века за счет подписания международных актов в данной области (например Конвенцию «О гражданских аспектах международного хищения детей»), то есть совсем незадолго до приобретения суверенитета [11, С.58].

В свою очередь семейное право Армении развивалось иначе. Его основы начали складываться еще много веков назад и не имели письменного закрепления, а существовали в форме традиций и обрядов. Кроме того, семейные отношения в Армении попадали под регулирование Церковью, что могло произойти под влиянием раннего принятия христианства в государстве (301 г.). Сам факт того, что семейное право Армении придает высокое значение обычаю как источнику права и в современный период, также может быть связано с тем, что нормы средневекового армянского права прежде всего были закреплены в церковных источниках (например, Талмуд, Устав Сисского собора, Сирийско - ромейский судебник и др.). Большую роль в становлении отрасли сыграли византийские источники права. Позднее, в Армении появились свои Судебники (Судебник Давида, Мхитара Гоша, Смбата. Современное семейное законодательство Армении облекло в правовую форму многие традиции и обычаи (например, согласие брачующихся сочетаться браком или запрет на брак между родственниками), но и те традиции и обычаи, которые не вошли в законодательные акты, но сформировались много лет назад, применяются в семейно -правовых отношениях до сих пор (традиция о приданом, согласие родителей на брак, обряды обручения) и наряду с правовыми нормами применяются повсеместно [10, С.127].

История развития семейного права в Кыргызской Республике также очень тесно связана с национальными традициями страны. Так на самых первых этапах развития отрасли институт брака в государстве понимался не только как союз мужчины и женщины, но и как договор родителей бра-чующихся в устной форме. Кроме того, существовала традиция похищения невесты, которая носила характер имущественных отношений (поскольку нередко в отношении невесты практически заключался договор купли - продажи и она

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

фактически становилась собственностью мужа). Родительская власть в отношении детей практически не ограничивалась: слово родителя почиталось и ему придавалось значение закона [16, С.86].

По своей сути вплоть до вхождения в состав СССР, семейное право Кыргызской Республики существовало только в форме традиций и обычаев. Лишь с 1917 года семейные правоотношения стали регулироваться сначала декретами советской власти, а затем принятым в 1926 году первым семейным кодексом (Кодекс законов о браке и семье). Советское законодательство действовало на территории Кыргызстана до образования суверенного государства [16, С.87].

Семейное право Казахстана развивалось по пути, схожему с Кыргызстаном, но имело свои особенности. Так, оно существовало на дореволюционном этапе также в форме традиций и обычаев, однако не выделялось в отдельный пласт отношений и по сути являлось частью обычного частного права. Однако, в отличие от других стран - участниц ЕАЭС, именно право Казахстана изучалось исследователями царской России наиболее пристальным образом. Исследователями того времени отмечается, что колониальная политика России в отношении Казахстана могла стать определяющей во вопросе становления отрасли в этом государстве. Так, отмечается, что не смотря на простоту, обычное право казахов обладало казуистичностью и было относительно систематизировано лишь при хане Тануке. Также не смотря на то, что народ Казахстана является мусульманским, исследователи пишут об отсутствии фанатизма в регулировании семейных отношений, поэтому наличие в Казахстане народных судов рассматривается опять же как попытка со стороны России понять, изучить и оставить в рамках семейно - правового регулирования национальные черты и традиции. Не смотря на наличие обычаев сватовства и довольно раннее замужество женщин, аменгерство и прочие традиции казахов, современниками регулирование семейных отношений оценивалось как не лишенное принципа гуманизма [8, С. 41].

Если же говорить об историческом становлении отрасли семейного права в России, то первыми упоминаниями в исторических документах институтов отрасли являются упоминания обычаев бракосочетания в «Повести временных лет» (умыкание невесты), который позже найдет закрепление и в государственных правовых актах [7, С.180]. В церковных источниках особо уделялось внимание такому основанию, препятствующему заключению брака, как сожительство близких родственников [6, С.112].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

С приходом христианства на Русь, именно Церковь основным образом регулирует сферу брачно - семейных отношений, приняв на себя как функции органа, который регистрирует и расторгает браки, так и нормотворца в области семейных правоотношений. Позднее данные функции принял на себя государственные структуры -Сенат и Синод, а основные принципы семейного права нашли закрепление в нормативных правовых актах того времени, например в «Табеле о рангах» [15, С.455]. Как и в большинстве стран ЕАЭС, дальнейшее регулирование отрасли связано с власть советской властью и принятыми во время существования СССР актами.

Однако, в отличие от Российской Федерации, которая является правопреемником СССР и перенесла огромное количество норм в свое современное законодательство, другие государства - участники ЕАЭС сосредоточились не национальных особенностях формирования отрасли, из - за чего и возникла самая главная проблема правопреемственности принципов и норм семейного права в данных странах: разная история формирования отрасли давала разные ориентиры для возникновения правового поля в области семейных правоотношений.

Данная проблема порождает остальные трудности в правопреемственности, такие как различие содержаний одинаковых правовых явлений в национальных системах права данных государств и неопределенность правовых процессов, связанных с такими процессами. К тому же, учитывая разницу в правовых нормах приведение их к общему знаменателю осложняется также физической невозможностью человека обработать большой массив информации и свести ее воедино в целях определения единого подхода к регулированию.

Хотя семейное законодательство стран ЕАЭС и имеет сходство по большей части (например в части условий и порядка вступления в брак, обстоятельств ему препятствующих, режима общей совместной собственности супругов) [11, С.61], исследователи отмечают разницу подходов к имущественным отношениям супругов, которые базируются в сущности своей и на личных взаимоотношениях супругов, которые в свою очередь не могут быть одинаковы в государствах в силу национальных особенностей, описанных выше в ключе исторического формирования.

К примеру, не смотря на наличие подписанного договора о создании Евразийского экономического союза, в котором есть некоторые предпосылки к унификации норм, регулирующих торговые отношения, и с момента создания союза некоторые нормы, регулирующие имущественные

и неимущественные отношения супругов были приведены в соответствие к международным стандартам, остаются вопросы, которые различным образом как понимаются, так и регулируются в странах - участницах союза.

Особенно различия заметны в регулировании вопросов, связанных с брачным договором. Так в Казахстане не являются императивными нормы, регулирующие односторонний отказ от исполнения обязательств, вытекающих из брачного договора [4]. Только в России и Казахстане изменение прав и обязанностей в рамках брачного договора имеет ограничение в сроках [4,5]. Во всех странах брачный договор подлежит государственной регистрации, однако в Беларуси лишь в отдельных случаях. Кроме того, законодательство Беларуси регулирует случаи желания заключить брачный договор несовершеннолетних супругов, чего нет в других государствах [1]. И таковых примеров различия в регулировании подобного рода отношений можно привести еще множество. Подробно различия в брачно - семейном регулировании стран - участниц СНГ представлены в статье «Сравнительный анализ семейных кодексов бывших республик советского союза и перспективы развития семейного права в евразийском регионе» [12].

Как уже указывалось в статье «Векторы развития семейного права государств постсоветского пространства: традиции и инновации», многие бывшие республики СССР в вопросе формирования своего национального законодательства пытались идти по пути интегрирования в свои нормы семейного права положений, содержащихся в мировых стандартах и международных соглашениях, однако стремились сохранить национальные традиции и культуру [13]. В связи с чем, в результате хаотично проводимого реформирования внутренняя система права в этой области выглядит довольно разрозненной и несогласованной, а, соответственно, в таком контексте сложно говорить о возможном правопреемстве.

Однако разрешить данную проблему в части нахождения единого вектора развития семейного права в странах - участницах ЕАЭС безусловно необходимо.

В Договоре ЕАЭС в качестве мер к выработке единого подхода регулирования экономических отношений, в том числе указываются три вида координации: скоординированная, согласованная и единая политика. В этапе скоординированной политики надобности как таковой не имеется, поскольку общее историческое правовое прошлое, особенно во времена советского союза все - таки так или иначе поспособствовало как

созданию союза, так и наличию тесных взаимоотношений в рассматриваемой сфере. Однако при переходе на другие этапы возникают уже описанные нами проблемы - различие базовых понятий семейного права (таких как брак, семья, имущественные права и т.п.) и различное толкование одинаковых правовых явлений. Решение указанной проблемы с учетом интенсивного развития информационных и компьютерных технологий может быть решена за счет технических средств, например за счет инструмента двудольного графа [9, С. 13].

Однако помимо указанной проблемы возникает и еще одна - необходимость по итогу изучения различий в формулировках переработать весь массив информации и выдать необходимые предложения по реформированию. Кроме того, семейное право тесно связано с другими отраслями, а значит будет существовать необходимость изучить и смежные нормы права. При данных условиях обращение к средствам информационных технологий в виде всевозможных баз данных (Big Data) и средствам искусственного интеллекта выглядит наиболее эффективным и верным решением. В целом описанные процессы сводятся к правовой технологии - юртех (Legal Tech). Переработанный компьютером массив информации затем надлежит передать специалистам в области для моделирования уже итого решения или закона [9, С. 14].

Таким образом, проблематика преемственности принципов и норм семейного права в странах ЕАЭС главным образом связана со следующими факторами:

1. Разница возникновения и формирования отрасли в дореволюционное время;

2. Возвращение к истокам и нежелание переносить нормы советского законодательства в области семейных отношений в национальные системы вновь возникших государств после распада ССССР;

3. Разница в ментальности в части семейных устоев, традиций и обычаев;

4. Различное понимание одинаковых терминов и основных категорий семейного права;

5. Невозможность за счет человека переработать быстро и качественно весь массив информации, который касается регулирования отрасли семейного права и смежных отраслей.

Решение же данных проблем видится в возможности применения информационных технологий для переработки имеющейся информации по отрасли с дальнейшей интерпретацией и сведением в модельные законы специалистами в области семейного права. Без создания единого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

модельного законодательства в странах ЕАЭС семейные отношения, которые возникают между гражданами различных государств будут осложнены разницей подходов национальных законодательств. К тому же, целью создания Евразийского экономического союза, является в том числе максимальное сближение государств - участников в части всевозможных имущественных отношений.

Список литературы:

[1] Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004 № 195. 2/1097.

[2] Семейный кодекс Республики Армения от 8 дек. 2004 г. № НО-123 (с изм. и доп.) // Информационно-правовая система СоюзПравоИнформ. База данных. Законодательство стран СНГ.

[3] Семейный кодекс Кыргызской Республики от 30 авг. 2003 г. № 201 (с изм. и доп.) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2004. № 1. Ст. 1.

[4] Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 дек. 2001 г. № 518-IV (с изм. и доп.) // Казахстанская правда. 2012. № 6-7 (26825-26826); 7 янв.

[5] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.

[6] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Православная литература. БММ. 2016.

[7] Власов Ю.Н. Государство и право Киевской Руси: становление политико-правовых отношений (VI - XIII вв.). М., 1999.

[8] Джандарбек Б.А. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Республике Казахстан. Диссертация на соискание ученой степени д.ю.н. Республика Казахстан, Алматы, 2010.

[9] Козлов, Д. В. Сближение семейного законодательства государств-членов ЕАЭС с помощью Legal Tech / Д. В. Козлов // Закон и власть. -2021. - № 2. - С. 12-14.

[10] Кириленко В.П,, Андреева Е.С. От традиции - к праву: становление семейного права Армении // Управленческое консультирование. 2014. №7 (67).

[11] Несмеянова, И. А. Анализ отдельных положений Гражданского законодательства в сфере трансграничных брачно-семейных отношений России, Беларуси и Казахстана / И. А. Несмеянова // Актуальные проблемы гражданского права. - 2020. - № 2(16). - С. 185-194.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

[12] Петрова, Н. Д. Сравнительный анализ семейных кодексов бывших республик советского союза и перспективы развития семейного права в Евразийском регионе / Н. Д. Петрова // Право и управление. - 2022. - № 9. - С. 30-35.

[13] Петрова Н.Д. Векторы развития семейного права государств постсоветского пространства: традиции и инновации // Образование и право. 2022. №5.

[14] Рутман, Е. Я. Права и интересы ребенка в гражданском и семейном законодательстве Республики Беларусь : страницы истории / Е. Я. Рутман // Юрид. науки. - 2007. - № 6. - С. 56-65.

[15] Табель о рангах 1722 // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие для студентов вузов / сост. Ю.П. Титов. М., 1990. С. 445.

[16] Шаршембиева Н.Т. История и развитие правового регулирования личных неимущественных семейных отношений в Кыргызской республике // Вестник экономики, управления и права. 2018. №3 (44).

Spisok literatury:

[1] Kodeks o brake i sem'e Respubliki Belarus' ot 9 iyulya 1999 g. № 278-Z // Nacional'nyj reestr pra-vovyh aktov Respubliki Belarus'. 2004 № 195. 2/1097.

[2] Semejnyj kodeks Respubliki Armeniya ot 8 dek. 2004 g. № NO-123 (s izm. i dop.) // Informacion-no-pravovaya sistema SoyuzPravoInform. Baza dan-nyh. Zakonodatel'stvo stran SNG.

[3] Semejnyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ot 30 avg. 2003 g. № 201 (s izm. i dop.) // Vedomosti ZHogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki. 2004. №

1. St. 1.

[4] Kodeks Respubliki Kazahstan o brake (supruzhestve) i sem'e ot 26 dek. 2001 g. № 518-IV (s izm. i dop.) // Kazahstanskaya pravda. 2012. № 6-7 (26825-26826); 7 yanv.

[5] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 19.12.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF", 01.01.1996, N 1, st. 16.

[6] Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta. Pravoslavnaya literatura. BMM. 2016.

[7] Vlasov YU.N. Gosudarstvo i pravo Kievskoj Rusi: stanovlenie politiko-pravovyh otnoshenij (VI -XIII vv.). M., 1999.

[8] Dzhandarbek B.A. Pravovoe regulirovanie brachno-semejnyh otnoshenij v Respublike Kazahstan. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni d. yu.n. Respublika Kazahstan, Almaty, 2010.

[9] Kozlov, D. V. Sblizhenie semejnogo zakonodatel'stva gosudarstv-chlenov EAES s pomoshch'yu Legal Tech / D. V. Kozlov // Zakon i vlast'. - 2021. - №

2. - S. 12-14.

[10] Kirilenko V.P,, Andreeva E.S. Ot tradicii - k pravu: stanovlenie semejnogo prava Armenii // Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie. 2014. №7 (67).

[11] Nesmeyanova, I. A. Analiz otdel'nyh polozhenij Grazhdanskogo zakonodatel'stva v sfere transgranichnyh brachno-semejnyh otnoshenij Rossii, Belarusi i Kazahstana / I. A. Nesmeyanova // Aktual'nye problemy grazhdanskogo prava. - 2020.

- № 2(16). - S. 185-194.

[12] Petrova, N. D. Sravnitel'nyj analiz seme-jnyh kodeksov byvshih respublik sovetskogo soyuza i perspektivy razvitiya semejnogo prava v Evrazijskom regione / N. D. Petrova // Pravo i upravlenie. - 2022.

- № 9. - S. 30-35.

[13] Petrova N.D. Vektory razvitiya semejnogo prava gosudarstv postsovetskogo prostranstva: tradicii i innovacii // Obrazovanie i pravo. 2022. №5.

[14] Rutman, E. YA. Prava i interesy rebenka v grazhdanskom i semejnom zakonodatel'stve Res-publiki Belarus' : stranicy istorii / E. YA. Rutman // YUrid. nauki. - 2007. - № 6. - S. 56-65.

[15] Tabel' o rangah 1722 // Hrestomatiya po istorii gosudarstva i prava Rossii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / sost. YU.P. Titov. M., 1990. S. 445.

[16] SHarshembieva N.T. Istoriya i razvitie pra-vovogo regulirovaniya lichnyh neimushchestvennyh semejnyh otnoshenij v Kyrgyzskoj respublike // Vest-nik ekonomiki, upravleniya i prava. 2018. №3 (44).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.