Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ КОДЕКСОВ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ КОДЕКСОВ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семейное право / семейный кодекс / постсоветское пространство / СНГ / советский период / Советский Союз.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Н.Д.

В Российской Федерации как в социальном государстве вопросу регулирования семейных отношений всегда предавалось огромное значение: нормы права, регулирующие указанные отношения принимались и принимаются с учетом исторического опыта и трепетного отношения к традиционным культурным ценностям многонационального народа России. Однако необходимо учитывать, что формирование правовой базы в области семейного права нашего государство шло на фоне параллельного построения систем семейного законодательства в государствах, которые ранее входили в состав СССР. Сравнительный анализ семейных кодексов бывших республик советского союза позволит определить векторы развития в данной области, а также выработать рекомендации в части международного взаимодействия Российской Федерации и указанных государств в части правовой охраны и защиты институтов семьи, материнства и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ КОДЕКСОВ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ»

ТЕОРИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-30-35 ПЕТРОВА Наталья Дмитриевна,

NIION: 2022-0079-9/22-104 к.ю.н., преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-025-2022-09-104 гражданского процессуального права

СЗФ ФГБОУВО «РГУП», С.-Петербург, РФ, e-mail: nava2009@yandex.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ КОДЕКСОВ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ

(Данная статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта 22-28-01346 «Переживание истории как фактор самоидентификации государств и народов в XXI веке: правовое измерение»)

Аннотация. В Российской Федерации как в социальном государстве вопросу регулирования семейных отношений всегда предавалось огромное значение: нормы права, регулирующие указанные отношения принимались и принимаются с учетом исторического опыта и трепетного отношения к традиционным культурным ценностям многонационального народа России. Однако необходимо учитывать, что формирование правовой базы в области семейного права нашего государство шло на фоне параллельного построения систем семейного законодательства в государствах, которые ранее входили в состав СССР. Сравнительный анализ семейных кодексов бывших республик советского союза позволит определить векторы развития в данной области, а также выработать рекомендации в части международного взаимодействия Российской Федерации и указанных государств в части правовой охраны и защиты институтов семьи, материнства и детства.

Ключевые слова: семейное право, семейный кодекс, постсоветское пространство, СНГ, советский период, Советский Союз.

PETROVA Natalya Dmitrievna,

teacher of the Department of General Education Disciplines of the NWF FSBOUVO "RGUP," St. Petersburg, St.-Petersburg,

the Russian Federation

COMPARATIVE ANALYSIS OF FAMILY CODES OF THE FORMER REPUBLICS OF THE SOVIET UNION AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FAMILY LAW IN THE EURASIAN REGION

Annotation. In the Russian Federation, as in a social state, the issue of regulating family relations has always had the great importance: the norms of law governing these relations were adopted and adopted taking into account historical experience and a reverent attitude towards the traditional cultural values of the multinational people of Russia. However, it must be borne in mind that the formation of the legal framework in the field of family law of our state went against the background of the parallel construction of family legislation systems in the states that were previously part of the USSR. A comparative analysis of the family codes of the former republics of the Soviet Union will determine the vectors of development in this area, as well as develop recommendations regarding the international interaction of the Russian Federation and these states in terms of legal protection and protection of family institutions, motherhood and childhood.

Key words: family law, family code, post-Soviet space, CIS, Soviet period, Soviet Union.

Мировые события на политической арене уготовили для социальных и личностных вопросов роль второго плана. Однако в связи с тесной взаимосвязью всех сфер жизни обще-

ства было бы преждевременно говорить о том, что проблемы в данной области имеют второстепенное значение: как политика обуславливает регулирование социальных отношений, так и

социальные отношения напрямую являются отражением действующей политики.

Среди социальных отношений особое место занимают семейные отношения. Их правовое регулирование в связи с большой эмоциональной и субъективной окраской представляет большую сложность для законодателя: необходимо соблюсти баланс между участием государства в такого рода отношениях и правом граждан на невмешательство в частную и личную жизнь. В большинстве стран существуют кодифицированные источники, закрепляющие общие принципы, цели и задачи семейно - правового регулирования.

Российская Федерация и другие страны -участницы СНГ не являются в данном случае исключением: на постсоветском пространстве в каждом государстве существует своя национальная система семейного законодательства, которая представлена в том числе семейными кодексами (далее - СК или КоБС в зависимости от названия). И если ранее, во времена существования СССР, даже при наличии точечных различий в кодексах союзных республик (например, в Таджикской, Узбекской и Литовской ССР кодексами была предусмотрена норма, не допускающая усыновление детей в случае наличия судимости за уклонение от уплаты алиментов [2;3;4]; в Узбекской и Туркменской ССР предусматривался специальный договор патроната как основание принятия ребенка на воспитание [2;3]; законодательство Грузинской ССР позволяло подать иск о взыскании алиментов к деду и бабке при соблюдении двух условий: невозможность получить содержание не только от родителей, но и от братьев и сестер [1], в отличие от кодекса РСФСР) семейно - правовое регулирование республик СССР характеризовалось в большинстве случаев единством законодательства и судебной практики, то на данный момент нормы права в области семейных правоотношений различаются иногда коренным образом, особенно в части каких -либо национальных особенностей. Именно поэтому сравнительно - правовая характеристика семейных кодексов бывших республик советского союза позволит как выделить различные правовые нормы по сравнению с российским законодательством, так и изучить позитивный опыт других стран в области правового регулирования семейных отношений [15; 41].

Сравнительный анализ кодексов бывших республик СССР следует начать с рассмотрения принципов семейного права, закрепленных в них. Так Семейный кодекс Украины в ст.7 очень обширно подходит к вопросу определения принципов, указывая, что в систему нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения входят не только сам кодекс и другие нормативные правовые акты, но и договоры (договоренно-

сти) между участниками. Большая часть принципов посвящена ограниченности вмешательства государства в семейно - правовую сферу, необходимости учета права на тайну личной жизни, личную свободу. Исключены все дискриминирующие признаки в качестве возможных привилегий и ограничений семейных правовых отношений. Декларируется равенство прав супругов в семейных отношениях, первоочередными в семейных отношениях заявлены интересы детей и нетрудоспособных членов семьи. Упомянуты также общеправовые начала справедливости, добросовестности и разумности, а также право на судебную защиту [5].

В отличие от украинского кодекса, Семейный кодекс Молдовы сосредотачивается больше на отраслевых принципах, нежели чем на общих. К примеру, в ст.2 кодекс указывает принципы единобрачия, добровольности брачного союза, равноправия супругов, хранения супружеской верности, принципы, касающиеся воспитания и содержания несовершеннолетних детей, поддержки нетрудоспособных членов семьи и др. [6]

По - разному кодексы бывших социалистических республик определяют и цели и задачи законодательства в области семейных правоотношений. Так Семейный кодекс Туркменистана указывает в качестве основных задач семейного законодательства формирование правовой основы, которая будет направлена на защиту и охрану института семьи, а также создание условий для экономической самостоятельности и благосостояния всех членов семьи, которое в частности может выражаться через выплаты государственных пособий, создание условий совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей для родителей, реализацию государственной семейной политики.

Указанные цели достижимы по законодательству Туркменистана через комплекс задач, таких как создание семьи, основываясь на принципах добровольности, равенства, взаимоуважения и взаимопомощи всех членов семьи; укрепление семейных отношений, руководствуясь принципами общечеловеческой морали, приоритет прав ребенка и т.п.

Кроме перечисленных задач, Семейный кодекс Азербайджана в ст.3 также призывает укреплять семью и воспитание детей через органическую связь с общественным воспитанием и в духе преданности Родине, указывает на необходимость устранения вредных традиций в семейных отношениях, что дополнительно отражает национальный менталитет в семейном законодательстве республики [8].

Семейное законодательство Республики Беларусь кроме уже упомянутых выше задач,

особое внимание заостряет на установлении прав и обязанностей членов семьи не только в соответствие с положениями Конституции, но и нормами международного права, а приоритетными задачами обозначает охрану институтов материнства, отцовства и детства, а также обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка [9]

Ст. 1 Семейного кодекса Узбекистана среди задач семейного права называет взаимную любовь, доверие и взаимное уважение, сотрудничество, взаимопомощь и ответственность всех членов семьи при построении и укреплении семьи, а также невозможность произвольного вмешательства в семейные отношения и беспрепятственное осуществление прав и обязанностей членов семьи [10].

Ст. 1 СК Украины среди основных задач семейного права называет утверждение чувства долга перед членами семьи.

Интересно также произвести сравнение институтов, реализующих семейно - правовую политику в указанных государствах. Так в Азербайджане семья охраняется и находится под попечением государства (п.1.2 ст.1 СК Азербайджана), в то время как в Армении защиту семьи осуществляет не только государство, но и общество [11]. Аналогичным Армении образом семья в Кыргызстане является предметом заботы как общества, так и государства [12]. Согласно ст.5 СК Украины охрана институтов семьи, материнства и детства является задачей государства [5].

Более глобально к вопросу регулирования института семьи подходят кодексы Казахстана и Молдовы. Так СК Республики Казахстан говорит в целом о семейном законодательстве как о приоритетном направлении государственной социальной политики [13], в то время как ст. 3 СК Молдовы указывает, что предметом регулирования семейного законодательства являются наряду с семейными и другие, аналогичные семейным, социальные отношения. Ст.8 СК Узбекистана и вовсе позволяет в случае отсутствия в законодательстве необходимой для регулирования тех или иных отношений нормы права, применить местные обычаи и традиции, которые не противоречат принципам законодательства республики. Похожий принцип указан в ст.11 Семейного кодекса Украины, согласно которому при судебном разрешении семейного спора суд по заявлению сторон может учесть местные обычаи или обычаи национального меньшинства, если они не будут противоречить требованиям законодательства и моральным нормам общества.

Таким образом, семейное законодательство бывших республик СССР в качестве основных принципов основывается на международных

стандартах, но и учитывает особенности национального фактора, особенно ярко это выражено в Семейном кодексе Узбекистана, где наряду с законодательством основываясь на историческом опыте и традициях применяются и иные социальные регуляторы семейных правоотношений. Это обусловлено

Важным фактором регулирования семейных правовых отношений с нашей точки зрения выступает определение субъектного состава правоотношений.

Так Семейный кодекс Украины в ст. 2 и ст. 4 среди субъектов семейных личных неимущественных и имущественных правовых отношений перечисляет кроме основных субъектов (супругов, детей и родителей) также бабушек и дедушек (прабабушек и прадедушек) и внуков, родных братьев и сестер, мачех (отчимов) и падчериц (пасынков), а кроме того двоюродных братьев и сестер, теть, дядь и племянниц (племянников) и других родственников по происхождению [5].

Отдельную главу СК Украины выделяет под семью как отдельный субъект семейного права. В ст.3 находится перекочевавшая из советского кодекса норма о том, что семья является первичной и основной ячейкой общества. Аналогично украинскому кодексу, КоБС Беларуси содержит раздел III под названием «Семья», где дается ее определение, определяются отношения близкого родства и свойства, расписаны права и обязанности членов семьи [9]. Также как и СК Украины семья в КоБС Беларуси выступает отдельным субъектом семейных правоотношений. Интересно, что российское законодательство не дает определения этому институту и подобный термин определяется лишь правовой доктриной семейного права.

Конечно значимым для семейного права является и институт брака, и здесь, как и с принципами семейного права, наряду с общими правилами имеются и сугубо национальные особенности. Например, религиозному браку в странах - бывших республиках СССР не предается правового значения. Так согласно указаниям ст.1 СК Азербайджана и ст.7 СК Туркменистана религиозные браки (кроме заключенных до момента создания республик в подтверждение значимых семейно - правовых юридических фактов) не признаются. Однозначно не признают никакие религиозные обряды в качестве правовых ст. 4 КоБС Беларуси и ст.1 СК Кыргызстана.

Ст. 18 СК Узбекситана говоря о браке и возникновении прав и обязанностей супругов конкретно обозначает момент регистрации брака в органах ЗАГС [10].

Однако при единстве подхода о разрешении вопроса признания религиозных браков, позиция

законодателей относительно правового регулирования личных неимущественных прав супругов не отличается однозначностью.

Например уже упомянутый принцип СК Молдовы среди обязанностей супругов в ст.18 упоминает не только моральную поддержку супругов, но и обязанность в сохранении супружеской верности [6]. Ст. 29 СК Азербайджана дополнительно к стандартным обязанностям взаимопомощи и взаимоуважения, добавляет деятельность, направленную на создание благоприятных условий для развития детей и заботу о их здоровье [8]. СК Беларуси к вышеупомянутому добавляет указание на возможность самостоятельно каждым из супругов решать вопросы о личных интересах (с. 20 -1 КоБС) [9]. Аналогично ст. 29 СК Казахстана гарантирует супругам свободный выбор рода деятельности, профессии и вероисповедания [13] (похожая ст.16, исключая положение о свободном вероисповедании, содержится в ст. 16 СК Молдовы) [6]. В Кыргызстане для супругов предусмотрена статья, декларирующая равное распределение обязанностей по домашнему труду (ст. 32) [12]. СК Украины и вовсе полностью перечисляет все возможные личные неимущественные права супругов, в том числе и те, что не регулируются правовыми формами (например обязанность супругов беспокоиться о семье) [5].

Нет единства в кодексах бывших республик СССР и в вопросе выбора фамилии супругами. Так в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане и Туркменистане вопрос о фамилии супругов решается аналогично российскому законодателю: при заключении брака возможно взять как общую фамилию одного из супругов, так и сохранить добрачные фамилии, а также возможно образовать двойную фамилию при условии, если фамилия кого - то из супругов на момент заключения брака уже не являлась таковой. При расторжении брака супруги могут как сохранить общую фамилию, так и восстановить добрачные. КоБС Беларуси однако в ст. 21 указывает, что супруги выбирают фамилии по желанию, а в случае использования двойной фамилии должны определиться, какая добрачная фамилия будет первой. Кроме того, не допуская соединение более двух фамилий, КоБС Беларуси однако позволяет, в случае если у супругов уже до брака были двойные фамилии, по их согласию определить из каких частей будет состоять новая двойная фамилия [9].

Кроме того, вопрос о праве члена семьи на соответствующую фамилию в рамках семейных правовых отношений касается не только супругов, но и детей. И здесь также наблюдается определенная национальная специфика и своеобра-

зие в законодательном регулировании указанного вопроса.

Так, СК Кыргызстана декларирует возможность по желанию родителей произвести фамилию, имя и отчество по имени отца и деда либо с соблюдением национальных традиций Кыргызстана. Имена и фамилии других национальностей пишутся в соответствие с национальными традициями. Узбекский кодекс указывает похожую норму в ст. 69, однако говорит о возможности присвоить фамилию не только по отцовской, но и по материнской линии [12].

Таким образом, не смотря на наличие общего исторического и культурного прошлого, и относительной однородности в вопросах правового регулирования семейных правоотношений в части соответствия основным международным правовым актам (на это не в меньшей мере могло повлиять наличие модельного законодательства и взаимодействия стран в области социальной политики в рамках участия в СНГ, данный вопрос более подробно уже разбирался в рамках статьи «Векторы развития семейного права государств постсоветского пространства: традиции и инновации» [14]), в рамках точечного регулирования отдельных вопросов семейного права наблюдаются несоответствия, обусловленные прежде всего национальными особенностями быта, вопросов воспитания детей, а также культурными традициями и ценностями народов. Особенно ярко такие особенности выделены в семейном законодательстве Узбекистана, Кыргызстана и Украины, хотя и в семейных кодексах других бывших республик СССР имеются свои характерные черты. Однако, наличие указанных различий не говорит об однозначной оторванности отдельных государств от общих принципов семейного права: анализ кодексов показал, что общеправовые принципы добровольности, равенства, взаимоуважения и взаимопомощи применяются повсеместно. Конечно дальнейшее взаимодействие в области социальной политики, а в частности семейных правовых отношений стран - бывших республик СССР на данный момент осложняется политической обстановкой и нелегким поиском компромиссов между государствами. Но поиск точек соприкосновения в этой области, которых как показал анализ семейных кодексов намного больше, чем противоречий, является основной целью семейного права - ведь только при должном уровне международного содействия возможна качественная и эффективная правовая защита институтов семьи, материнства, отцовства и детства, а учет при этом особенностей национального правового регулирования позволит сохранить для потомков исторические и культурные семейные ценности.

Список литературы:

[1] Кодекс законов о браке, семье и опеке Грузинской ССР. Тифлис, Груз, юрид. общество, 1926.

[2] Кодекс о браке и семье Узбекской ССР. Издательство «Узбекистан» Ташкент, 1969.

[3] Кодекс о браке и семье Туркменской ССР. Издательство «Туркменистан» Ашхабад, 1970.

[4] Кодекс о браке и семье Литовской ССР. Издательство «Минтис» Вильнюс, 1970.

[5] Семейный кодекс Украины от 10 янв. 2002 г. № 2947-III (с изм. и доп.) //Ведомости Верховной Рады. 2002 № 21-22.

[6] Семейный кодекс Республики Молдова от 26 окт. 2000 г. № 1316-XIV (с изм. и доп.) // Монито-рул Офичиал Р. Молдова. 2001 № 47-48; 26 апр.

[7] Семейный кодекс Туркменистана от 10 янв. 2012 г. № 258-IV (с изм. и доп.) // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2012 № 1 (1007); 1 янв.-31 марта.

[8] Семейный кодекс Азербайджанской Республики от 28 дек. 1999 г. № 781 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2000 № 3 кн. 1. Ст. 126

[9] Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004 № 195. 2/1097.

[10] Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апр. 1998 г. № 607-I (с изм. и доп.) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998 № 5-6; прил.

[11] Семейный кодекс Республики Армения от 8 дек. 2004 г. № НО-123 (с изм. и доп.) // Информационно-правовая система СоюзПравоИнформ. База данных. Законодательство стран СНГ. URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8661

[12] Семейный кодекс Кыргызской Республики от 30 авг. 2003 г. № 201 (с изм. и доп.) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2004. № 1. Ст. 1.

[13] Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 дек. 2001 г. № 518-IV (с изм. и доп.) // Казахстанская правда. 2012. № 6-7 (26825-26826); 7 янв.

[14] Петрова Н.Д. Векторы развития семейного права государств постсоветского пространства: традиции и инновации // Образование и право. 2022. №5.

[15] Саенко Л. В. Основные положения семейного законодательства стран - участниц СНГ: опыт сравнительного правоведения // Вестник ПАГС. 2015. №1 (46).

Spisok literatury:

[1] Kodeks zakonov o brake, sem'e i opeke Gruzinskoj SSR. Tiflis, Gruz, yurid. obshchestvo, 1926.

[2] Kodeks o brake i sem'e Uzbekskoj SSR. Izdatel'stvo «Uzbekistan» Tashkent, 1969.

[3] Kodeks o brake i sem'e Turkmenskoj SSR. Izdatel'stvo «Turkmenistan» Ashkhabad, 1970.

[4] Kodeks o brake i sem'e Litovskoj SSR. Izdatel'stvo «Mintis» Vil'nyus, 1970.

[5] Semejnyj kodeks Ukrainy ot 10 yanv. 2002 g. № 2947-III (s izm. i dop.) // Vedomosti Verhovnoj Rady. 2002 № 21-22.

[6] Semejnyj kodeks Respubliki Moldova ot 26 okt. 2000 g. № 1316-XIV (s izm. i dop.) // Monitorul Ofi-chial R. Moldova. 2001 № 47-48; 26 apr.

[7] Semejnyj kodeks Turkmenistana ot 10 yanv. 2012 g. № 258-IV (s izm. i dop.) // Vedomosti Medzhlisa Turkmenistana. 2012 № 1 (1007); 1 yanv.-31 marta.

[8] Semejnyj kodeks Azerbajdzhanskoj Respubliki ot 28 dek. 1999 g. № 781 (s izm. i dop.) // Sobranie zakonodatel'stva Azerbajdzhanskoj Respubliki. 2000 № 3 kn. 1. St. 126

[9] Kodeks o brake i sem'e Respubliki Belarus' ot 9 iyulya 1999 g. № 278-Z//Nacional'nyj reestrpravo-vyh aktov Respubliki Belarus'. 2004 № 195. 2/1097.

[10] Semejnyj kodeks Respubliki Uzbekistan ot 30 apr. 1998 g. № 607-I (s izm. i dop.) // Vedomosti Olij Mazhlisa Respubliki Uzbekistan. 1998 № 5-6; pril.

[11] Semejnyj kodeks Respubliki Armeniya ot 8 dek. 2004 g. № NO-123 (s izm. i dop.) // Informacion-no-pravovaya sistema SoyuzPravoInform. Baza dannyh. Zakonodatel'stvo stran SNG. URL: http://base.spin-form.ru/show_doc.fwx?rgn=8661

[12] Semejnyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ot 30 avg. 2003 g. № 201 (s izm. i dop.) // Vedomosti ZHog-orku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki. 2004. № 1. St. 1.

[13] Kodeks Respubliki Kazahstan o brake (supruzhestve) i sem'e ot 26 dek. 2001 g. № 518-IV (s izm. i dop.) // Kazahstanskaya pravda. 2012. № 6-7 (26825-26826); 7 yanv.

[14] Petrova N.D. Vektory razvitiya semejnogo prava gosudarstv postsovetskogo prostranstva: tradicii i innovacii // Obrazovanie i pravo. 2022. №5.

[15] Saenko L. V. Osnovnye polozheniya semejnogo zakonodatel'stva stran - uchastnic SNG: opyt srav-nitel'nogo pravovedeniya // Vestnik PAGS. 2015. №1 (46).

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.