Научная статья на тему 'Семейные ценности и ориентации молодежи как индикатор демографического будущего России: методологические аспекты исследования'

Семейные ценности и ориентации молодежи как индикатор демографического будущего России: методологические аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
779
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Завгородний Дмитрий Анатольевич

В данной статье с методологических позиций автор обращается к проблеме семейных ценностей и ориентаций российской молодежи с позиций их определяющего влияния на демографическое развитие России и обеспечение ее демографической безопасности. Автором обосновывается, что формирование семейных ценностей и ориентаций российской молодежи следует изучать в контексте институциональной трансформации семьи и семейных отношений, определяющей разнообразие типов семей, семейных ценностей и отношений в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Завгородний Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности и ориентации молодежи как индикатор демографического будущего России: методологические аспекты исследования»

УДК 316

Завгородний Дмитрий Анатольевич

шискатель кафедры социологии и психологии

Южно-Российского государственного

политехнического университета

имени М.И. Платова

milena.555@mail.ru

Dmitry A. Zavgorodny

competitor of chair of sociology and psychology

of the Southern Russian state technical university M.I. Platova

milena.555@mail.ru

Семейные ценности и ориентации молодежи как индикатор демографического будущего России: методологические аспекты

исследования

Family values and youth orientations as indicator of the demographic future of Russia: methodological aspects of research

Аннотация. В данной статье с методологических позиций автор обращается к проблеме семейных ценностей и ориентаций российской молодежи с позиций их определяющего влияния на демографическое развитие России и обеспечение ее демографической безопасности. Автором обосновывается, что формирование семейных ценностей и ориентаций российской молодежи следует изучать в контексте институциональной трансформации семьи и семейных отношений, определяющей разнообразие типов семей, семейных ценностей и отношений в современной России.

Ключевые слова: молодежь, семейные ценности, семейные ориентации, демографический кризис, российское общество.

Summary. In this article from methodological positions the author addresses to a problem offamily values and orientations of the Russian youth from positions of their defining influence on demographic development of Russia and ensuring its demographic safety. The author locates that formation of family values and orientations of the Russian youth should be studied in a context of institutional transformation of a family and the family relations, defining a variety of types offamilies, family values and the relations in modern Russia.

Keywords: youth, family values, family orientations, demographic crisis, Russian society.

Молодежь в системе общественно-демографического воспроизводства общества играет особую роль - она в настоящем выступает зеркалом будущего того общества, в котором осуществляется ее социализация, профессиональное становление и изменение демографического статуса. Демографический статус молодежи имеет особое значение для демографического развития общества, поскольку в нем заложен социально-

демографический потенциал воспроизводства населения этой группы. Важным фактором влияния на формирование демографического статуса молодежи выступают семейные ценности и ориентации, поэтому так важно понимать механизмы их формирования, характер их изменения.

Прежде всего, необходимо определиться с понятийным аппаратом, с тем, что в нашем исследовании понимается под ценностями и ценностными ориентациями и, соответственно, - семейными ценностями и семейными ориентациями. Для этого обратимся к тезаурусу социологии [1], в котором представлены различные точки зрения и позиции ученых относительно понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Так, согласно концепции Э. Дюркгейма, ценности представляют собой идеалы, функции которых заключаются в преображении реальностей, к которым они относятся, а М. Вебер полагал, что ценность является одним из мотивов социального действия и в ценностях выражается смысл культуры [2].

В свою очередь, для Т. Парсонса ценности выражают представления о желаемом типе социальной системы, регулируют поведение индивидов, а именно - принятие ими решений как субъектов действия, и обеспечивают сохранение и воспроизводство культурных образцов, а в современной трактовке, как отмечает Ж.Т. Тощенко, суть ценностей заключается в том, что «они придают жизненный смысл устремлениям людей, групп, общностей и т.д., способствуют интеграции общества и указывают на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных общественных проблем» [3].

Нам импонирует трактовка Т. Парсонса, а также Ж.Т. Тощенко, которые, на наш взгляд, очень близки по содержанию, поэтому мы будем отталкиваться от них и сформулируем собственное определение семейных ценностей как ценностей, выражающих представления о желаемом типе семьи и семейных отношений, регулирующих поведение индивидов в сфере семейных отношений, детерминирующих принятие решений семейного характера и обеспечивающих сохранение и воспроизводство в обществе семейных образцов, моделей, норм.

Если понятие ценности рождается в лоне философского знания и, развиваясь в нем, становится основанием для развития в рамках других, смежных научных направлений, то понятие ценностных ориентаций стало своего рода аналогом философского понятия ценностей, как пишет Ж.Т. Тощенко, и, по сути, является конкретизацией ценностей, воплощаясь в четкие показатели когнитивного, эмотивного и поведенческого характера [4].

Другими словами, семейные ориентации, являясь конкретизацией семейных ценностей, содержат в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий элементы, изучение которых позволяет более глубоко проникнуть в мир семейных ценностей молодежи и определить демографические перспективы российского общества.

Семейные ценности и ориентации молодежи определяют ее демографическое поведение как поведение, направленное на сохранение или изменение демографического статуса [5]. В традиционном обществе демографическое поведение молодежи просматривалось достаточно четко и

было прогнозируемым: при наступлении определенного возраста молодые девушки и юноши вступали в брак, который сначала (в дореволюционный период) был пожизненным, затем с либерализацией семейного права эта норма семейной жизни перестала быть обязательной, но оставались традиционными все остальные нормы семейно-демографического поведения: рождение детей практически сразу после вступления в брак, четкое распределение ролей в семье, расширенный тип семьи и др.

Сегодня демографическое поведение индивида и семьи характеризуется значительным многообразием, которое обусловлено свободой выбора в семейно-брачной сфере и отсутствием жестко социального контроля за семейно-брачными стратегиями индивидов. Семейное поведение перестало регулироваться обществом и перешло в русло саморегуляции. Некогда порицаемые со стороны общественного мнения поступки и явления: безбрачие, развод, бездетность, измена, многоженство, однополые союзы и т.д. уже не вызывают ярко негативных оценок и общественного интереса. Сегодня индивид сам определяет: нужно ли ему создавать семью, если нужно, то какую семью, будут ли в этой семье дети и т.д.

Итак, современное общество имеет одно веское преимущество перед всеми предшествующими этапами существования человеческого общества -оно имеет возможность реализовать свой свободный выбор, во всяком случае, в семейной сфере, как самой приватной из существующих социальных сфер. Это произошло в эпоху социетальной институциональной трансформации, в ходе которой многие социальные институты изменили свой облик, в том числе и институт семьи, и в этой связи нам представляется целесообразным привести разработанную А.В. Верещагиной типологию демографического поведения семьи, которая представлена в рамках общей теории трансформации института семьи в России как фактора влияния на демографические процессы [6].

В своем исследовании А.В. Верещагина предлагает концептуальный подход, достаточно интересный и перспективный, - изучать влияние трансформационных процессов в институте семьи на демографические процессы сквозь призму такой категории, как «демографическое поведение», которое изменяется в соответствии с ключевыми тенденциями развития институционального пространства российской семьи, в котором, согласно данной концепции, в период трансформации российского общества, формируются три институциональных типа семей - традиционный, трансформационный и современный.

Соответственно, и демографическое поведение семьи, подчиненное логике развития института семьи в России, дифференцируется на обозначенные типы. Все зависит от того, к какому из институциональных типов семьи - традиционному, трансформационному или современному относится семья в ходе реализации своих демографических установок, -таков будет и тип ее демографического поведения - традиционный, трансформационный или современный.

Для каждого из этих типов демографического поведения семьи А.В. Верещагиной был разработан так называемый «паспорт», в котором содержится описание каждого типа и формулируется вывод о характере его влияния на демографическую сферу жизнедеятельности России. Для традиционного типа демографического поведения российской семьи, в большей степени характерного для народов, сохранивших элементы народной культуры, традиций, обычаев, определяющими являются такие признаки и показатели, как [7]: достаточно быстрое, как правило, в первые годы семейной жизни, рождение первого ребенка; ориентация на многодетность, причем независимо от материального благополучия семьи и ее социального статуса, и негативное отношение к бездетным семьям, особенно если эти семьи добровольно отказываются от рождения детей; минимальное количество разводов, так как развод относится к числу общественно порицаемых явлений, т.е. воспринимается как своего рода аномия; доминантное положение в семье мужчины, от статуса которого зависит социальный статус семьи в целом; карьеру в семье делает только мужчина - глава семьи, а потому такие семьи называются однокарьерными; расширенный тип семьи, поскольку родители никогда не остаются жить одни - кто-то из детей обязательно остается жить с родителями, даже после создания своей семьи; строгая трансляция ценностей и культурных норм от поколения к поколению, что обеспечивает сохранность и воспроизводство традиционной культуры, норм семейной жизни, семейных ценностей и ориентаций; общественно приемлемым считается только официально зарегистрированный брак или брак, принимаемый в обществе за таковой в соответствии с нормами обычного права (к примеру, у осетин).

Традиционный тип демографического поведения семьи, как пишет автор данной концепции, направлен на воспроизводство традиционных устоев семейной жизни и способствует росту демографических показателей, так как акцент в центре внимания этого типа демографического поведения -рост рождаемости, семейных структур. Таким образом, в современной России он сохраняется в тех регионах, которые сохранили в большей степени традиционализм в организации семейной жизни и традиционную культуру в целом (например, народы Северного Кавказа), однако сопряженные с ним трудности адаптационного характера (семье традиционного типа сложнее адаптироваться в трудных, кризисных социально-экономических условиях функционирования российского общества, влияние глобализации и распространение современных эгалитарных ценностей), привели к тому, что традиционная семья стала стремительно разрушаться. Лишенная поддержки со стороны государства, сложно адаптирующаяся в современных условиях традиционная, по своей сути, многодетная семья стала уступать место современной, значительно распространенной в городской местности центральных регионов России.

Согласно концепции А.В. Верещагиной и результатам ее апробации, для современных россиян, в подавляющем большинстве, характерен трансформационный тип демографического поведения семьи, который

характеризуется тем, что у него отсутствуют какие-либо четкие черты, показатели, критерии, так как он, будучи следствием распада традиционной семьи и ее традиционного демографического поведения, совместил в себе элементы как традиционной семьи, так и современной, что и формирует его неустойчивость, неопределенность, низкую адаптивность в современных условиях.

В целом, этот тип демографического поведения отличается тем, что наблюдается уменьшение детности семьи, но при этом сохраняются прежние основы организации семейных отношений; нарушение воспитательных функций семьи, так как традиционные семейные ценности подвергаются сомнению, а новые еще не приняли устойчивой формы и не стали нормой, что формирует стихийный характер социализации в такого типа семьях.

Одним словом, трансформационный тип демографического поведения семьи, сформировавшийся на стыке традиционных и семейных ценностей и типов семьи, полон противоречий, носит стихийный характер, и его отличительной чертой является то, что при сохранении традиционалистской, по сути, семейной ментальности поведенческие семейные практики ориентированы на современный тип семейных отношений и реализации демографического поведения, что и создает пространство противоречий и низкую эффективность подобного типа семей и их демографических практик.

По большому счету, рост численности разводов в современной России можно объяснить таким обстоятельством, как наличие подавляющего большинства семей трансформационного типа, поскольку в данных семьях семейные практики не подкреплены устойчивыми ценностями и установками, ориентациями и мотивациями, в результате чего стремление перейти на современный (эгалитарный) алгоритм супружеских отношений на основе прежнего семейного менталитета оборачивается семейными конфликтами, противоречиями, и в итоге - распадом семьи.

В силу того, что он является самым распространенным в российском трансформирующемся обществе, о чем свидетельствуют такие негативные явления, как рост разводов, неполных семей, семейного насилия и т.д., он определяет и специфику демографического развития российского общества, которая отражается в низких показателях рождаемости, высоких показателях смертности, молодежной девиации, преступности, снижении социального самочувствия семей, здоровья детей, распространении нетипичных форм семейно-брачных отношений и т.д.

В основе семьи современного типа, включающего в себя совокупность различных типов семей и стилей семейной жизни, в основе которых находятся эгалитарные принципы организации семейных отношений с акцентом на качестве семейных отношений, находится, прежде всего, качество супружеских отношений, когда ценятся в семье взаимопонимание, признание равных прав каждого в выборе жизненных приоритетов, профессиональных стратегий, увлечений и т.д. Да, как показывает практика, такие семьи часто неустойчивы в плане прочности брака, поскольку достичь высококачественных отношений в семье удается немногим семьям, однако

по качеству семейных отношений и уровню ответственности в данных семьях, в том числе родительской ответственности, они значительно превышают традиционные и трансформационные, поскольку отношения в семье основываются на доверии, любви, взаимоуважении, и если какой-то из этих компонентов исчезает, формируются риски распада семьи.

Современный тип демографического поведения семьи характеризуется следующими чертами: мотивацией создания семьи выступает комплиментарность между супругами и близость взглядов на семейную жизнь, в основе которой - качество супружеских отношений, из-за чего рождение первого ребенка, как правило, происходит многим позже создания такой семьи как результат сознательно принятого решения после длительной проверки отношений и уверенности в их стабильности или же достижения определенного материального положения, профессионального статуса; данная семья, как правило, малодетна; довольно частым явлением в такой семье выступает сознательная бездетность; достаточно высокий уровень разводов как результат нереализованных надежд в создания качественных супружеских отношений и повторных браков, как стремление найти свой супружеский идеал; гендерная дифференциация в плане определения социально-профессионального статуса семьи не свойственна таким типам семей, так как этот статус может определяться как социальным и профессиональным положением мужчины, так и женщины в обществе; в основном такие семьи бывают двухкарьерного типа, так как социально -профессиональная мобильность и карьерный рост осуществляются обоими супругами; нуклеарный тип семьи.

В отношении благоприятных факторов демографического характера данного типа демографического поведения семьи следует также заметить, что акцент на формирование комфортных семейных отношений повышает уровень ответственности каждого из супругов за социальное и физическое здоровье членов семьи, их профессиональный рост, жизненный тонус, да и в целом комфортные, эмоционально здоровые отношения в семье способствуют высокому социальному самочувствию ее членов, что позитивно влияет на демографический потенциал обществ и выступает, как полагают ученые, основой социальной и демографической безопасности общества [8], поскольку повышается качество человеческих ресурсов, уровень социального здоровья членов такой семьи и, соответственно, чем их будет больше, тем социально благополучнее будет общество, хотя и в более уменьшенном виде, а что сегодня стране важнее - количество человеческих ресурсов или качество? Если ставить таким образом вопрос, нам представляется, более верным вариант качества, несмотря на депопуляционные прогнозы относительно демографического будущего России.

Среди причин, по которой этот тип демографического поведения отмечается как наиболее подходящий для современной России и нужный для решения демографических проблем, называется цивилизационная специфика России, тяготеющей к Западу, несмотря на особый цивилизационный статус

страны, как совмещающей в себе Запад и Восток, о чем говорит также и быстрое распространение западных эгалитарных ценностей в российской (преимущественно русской) среде, т.е. вполне закономерно, что среди русского населения эгалитарные семейные ценности распространяются достаточно быстро - они укладываются в историческую траекторию эволюции российского общества по западному образцу, хоть и с российской спецификой. Сегодня в России эгалитарные ценности, основанные на индивидуализме, получают широкое распространение среди молодежи и отражаются на их семейно-брачных стратегиях, как пишет Е.И. Иванова [9].

Таким образом, эгалитаризация семейных ценностей в молодежной среде, отражающаяся на ее репродуктивных установках, говорит о предпосылках институционализации современного типа демографического поведения семьи в России в недалеком будущем. Кроме того, его эффективность определяется высоким уровнем адаптивности за счет высокой индивидуальной ответственности за семейный выбор, за различного рода семейные решения, прежде всего, в сфере рождения детей, что в условиях социально-экономической неопределенности и нестабильности российского общества чрезвычайно важно, так как такая семья рассчитывает только на себя, свой потенциал и умение решать семейные проблемы, т.е. менее подвержена внешним факторам влияния.

Почему мы столь подробно пишем об этом и рассматриваем концепцию трансформации института семьи и ее демографического поведения? Для нас совершенно очевидно, что семейные ценности и ориентации молодежи формируются в определенном институциональной контексте, в определенной институциональной среде, в которой доминирующие семейные ценности, стили, формы организации семейных отношений оказывают самое непосредственное влияние на будущее семейное поведение молодежи и ее демографические стратегии. Молодежь современной России находится в условиях семейной революции, которую переживает весь современный мир, прежде всего, демократический, и российское общество в том числе. Эта революция связана с крушением традиционных основ семейной жизни и представлений о семье вообще.

Традиционная семья в каждом обществе имеет свои особенности, но тенденции ее разрушения формируют единые для всего современного общества тенденции, которые хорошо описал в своей книге «Трансформация интимности» Э. Гидденс [10]. Он указывает на то, что в современном обществе происходит постепенное, хотя и в различной степени у различных народов, стирание двойного стандарта в половой морали; отделение сексуальности от функции воспроизводства; признание права женщин на обладание собственной сексуальностью, а также получение сексуального наслаждения; тенденции роста открытости сексуальной сферы; тенденции коммерциализация секса; достаточно спокойное, толерантное отношение к добрачным половым связям, а также к нетрадиционным формам совершения полового акта и к гомосексуальным отношениям; расширение разнообразия сексуальной практики в массовом масштабе.

Очевидно, что данные тенденции неравнозначно развиваются в различных регионах мира и то, что, к примеру, стало нормой на Западе (толерантное отношение к гомосексуальным союзам вплоть до официального их признания как семей), не является таковой в России, хотя это не означает, что те или иные явления не получают распространение в нашей стране. Многие из них развиваются в «теневом» формате, многие пропагандируются через СМИ, по телевидению, хотя официально не одобряются, и молодежь, погруженная сегодня в обширное информационное пространство, особенно виртуальное, которое чрезвычайно сильно влияет на сознание и мировоззрение нынешней молодежи, впитывает не только то, что происходит в семье, но и за ее пределами.

В этой связи анализ семейных ценностей и ориентаций молодежи предполагает учет того факта, что ее социализация и формирование семейных ценностей и отношений происходит в эпоху информационного общества, в эпоху господства информации, быстро меняющейся, сильно воздействующей на сознание людей. Это значит, что влияние традиционных агентов социализации - семьи, школы и т.д. уже не является определяющим и, более того, оно постепенно вытесняется СМИ. Это необходимо признать, а вслед за этим подумать над тем, как использовать этот мощный ресурс социализации в позитивных целях для формирования семейных ценностей и ориентаций, направленных на создание качественных семейных отношений.

Литература:

1. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- С. 103-105.

2. Там же.- С. 103.

3. Там же.

4. Там же. - С. 104-105.

5. Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009.- С. 69.

6. Там же. - С. 212-222.

7. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Этнокультурная специфика демографического поведения дагестанской семьи // Социологические исследования. 2013. № 6. - С. 79.

8. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Семья и социальная безопасность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2; Верещагина А.В., Самыгин С.И. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.2013. № 2;.

9. Иванова Е.И. Проблема поколений и воспроизводство населения: теоретические подходы и реальность // Социологические исследования. 2012. № 4. - С. 46.

10. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. - С.

13-14.

Literature:

1 . Sociology thesaurus: темат. words. - справ. / under the editorship of Zh.T. Toshchenko. M.: YuNITI-DANA, 2013. - Page 103-105.

2 . In the same place. - Page 103.

3 . In the same place.

4 . In the same place. - Page 104-105.

5 . Vereshchagina A.V. Transformation of institute of a family and demographic processes in modern Russia. Rostov-on-Don: YuFU publishing house, 2009. - Page 69.

6. In the same place. - Page 212-222.

7 . Vereshchagina A.V. Shakhbanova M. M. Ethnocultural specifics of demographic behavior of the Dagestan family//Sociological researches. 2013 . No.6. - Page 79.

8 . Samygin S. I. Vereshchagina A.V. Family and social safety/Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014 . No. 2; Vereshchagina A.V. Samygin S. I. Demograficheskaya safety of the Russian society: criteria and assessment//Humanitarian, social and economic and public науки.2013. No. 2; .

9 . Ivanova E.I. Problema of generations and population reproduction: theoretical approaches and reality//Sociological researches. 2012 . No. 4. - Page 46.

10 . Giddens E. Intimacy transformation. SPb. : St. Petersburg, 2004. - Page

13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.