Научная статья на тему 'Семейные традиции студентов стоматологического факультета и их влияние на определение мотивации достижения успеха в профессии'

Семейные традиции студентов стоматологического факультета и их влияние на определение мотивации достижения успеха в профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СТОМАТОЛОГИЯ / MOTIVE / CHOICE OF PROFESSION / STOMATOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цимбалюк О. Н., Луницына Ю. В., Токмакова С. И.

В статье приводятся результаты исследования влияния семейных традиций на выбор профессии, а также мотивы выбора специальности «Стоматология». Анализ результатов выявляет ряд тенденций в формировании стратегии профессионального выбора, характерных для современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цимбалюк О. Н., Луницына Ю. В., Токмакова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY TRADITIONS OF STUDENTS OF STOMATOLOGIC FACULTY AND THEIR INFLUENCE ON DEFINITION OF MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS IN A PROFESSION

Results of research of influence of family traditions are given in article on choice of profession, and also motives of a choice of the specialty «Stomatology». Analysis of results reveals a number of tendencies in formation of strategy of a professional choiceses, characteristic for modern youth..

Текст научной работы на тему «Семейные традиции студентов стоматологического факультета и их влияние на определение мотивации достижения успеха в профессии»

семейные традиции студентов стоматологического факультета и их влияние

на определение мотивации достижения успеха в профессии

Стремление к достижению и поддержанию высокого социального статуса является мощной детерминантой социального поведения человека. Выбор профессии и образование - один из главных механизмов социального восхождения личности. Именно образованный человек по праву занимает достойное место в социальной структуре общества. Профессия врача-стоматолога в настоящее время является высоко престижной и открывает прямые возможности занять достойное место в социальной структуре общества.

Выбор профессии и соответствующего образования определяется высокой индивидуальной мотивацией успеха, что, в свою очередь, зависит не только от личностных черт отдельного человека и его индивидуального опыта, но и от особенностей ближайшего социального круга, в частности, семьи. Родители нередко ожидают от детей продолжения «почетного служения в профессии» [2].

Понятие «профессиональная семейная традиция» имеет как психологическое, так и социальное содержание. Психологическое содержание тесно связано с понятием семейная идентичность. Отождествление с членами семьи можно представить как центростремительную тенденцию, на базе которой формируется семейная целостность. Идентичность с родительскими фигурами, прародителями и более широким родственным кругом проявляется в выборе профессии, которую исполняли один или несколько членов семьи. Профессиональные традиции усиливают сплоченность семейной группы и повышают взаимную идентификацию ее членов. Вторая (центробежная) составляющая содержания понятия профессиональная семейная традиция - социальная, связана с понятием семейная социальная траектория. Исходя из нее, определяется место отдельного человека и семьи в целом в пространстве социальных отношений за пределами семейного круга. Выбирая профессию родителя или прародителя, молодой человек попадает в определенное место в социальной структуре общества [3, 5].

Следует отметить, что в современном обществе происходят значительные перемены, обуславливаю-

і *

Цимбалюк О.Н .

студентка 4 курса стоматологического факультета ГБОУ ВПО АГМУ, г. Барнаул, OLikLeLik87@maiL.ru

Луницына Ю.В.

научный руководитель, к.м.н., ассистент кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО АГМУ, г. Барнаул, lunizyna.julja@mail.ru

Токмакова С .И.

зав. кафедрой терапевтической стоматологии, д.м.н., профессор ГБОУ ВПО АГМУ, г. Барнаул, agmuterst@mail.ru

Резюме

В статье приводятся результаты исследования влияния семейных традиций на выбор профессии, а также мотивы выбора специальности «Стоматология». Анализ результатов выявляет ряд тенденций в формировании стратегии профессионального выбора, характерных для современной молодежи.

Ключевые слова: мотив, выбор профессии, стоматология.

FAMILY TRADITIONS OF STUDENTS OF STOMATOLOGIC FACULTY AND THEIR INFLUENCE ON DEFINITION OF MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS IN A PROFESSION Tsimbalyuk O.N., Lunitsyna J.V., Tokmakova S.I.

The summary

Results of research of influence of family traditions are given in article on choice of profession, and also motives of a choice of the specialty «Stomatology». Analysis of results reveals a number of tendencies in formation of strategy of a professional choiceses, characteristic for modern youth..

Keywords: motive, choice of profession, stomatology.

щие радикальные изменения в мотивах, связанных с выбором профессии. Во внутреннем мире современного студенчества также происходят перемены. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентаций. Раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека. В настоящее время наблюдается то, что «идеальный образ профессионала» заменится на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Вопрос о том, нужно ли изучать причины и мотивы выбора профессии в наши дни, предполагает единственный ответ - нужно. В период экономического кризиса, когда одновременно уменьшается и число выпускников школ - детей эпохи «демографической ямы», проблема привлечения абитуриентов, удержания студентов является актуальной для всех вузов, факультетов и специальностей [1, 4, 6].

Цель и задачи исследования

1) выявление семейных профессиональных традиции у студентов стоматологического факультета и их влияние на определение мотивации достижения успеха в профессии; 2) определение мотивов выбора профессии, приоритета ценностей, достигаемых через профессию в зависимости от причины выбора профессии.

Материал и методы

Среди студентов 1-3 курсов стоматологического факультета АГМУ (n=122 чел., средний возраст 19,2 лет, из них 49,2% - девушки и 50,8% - юноши) было проведено анкетирование. Полученные цифровые величины изучаемых параметров обрабатывали с использованием общепринятых статистических методов с помощью компьютерной статистической программы Microsoft Excel. Критическим уровнем значимости при проверке статистических гипотез считали p<0,05.

Результаты и обсуждение

Развитие представлений о профессии, знакомство с функциональными обязанностями специалистов в первые месяцы учебы способствует формированию мотивов профессионального роста, профессиональных амбиций и приоритетов. Под мотивом мы понимали вербализованное побуждение, аргументацию поступка, которая в ряде случаев складыва-

лась в процессе рационализации уже после принятия решения (например, когда решение принимали родители абитуриента). Мы предложили студентам выбрать мотивы поступления на специальность «стоматология» из перечня. На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос о мотивах профессионального выбора. Интересно, что ответы, отражающие успешное трудоустройство (можно много зарабатывать, это престижно), при опросе выбирались не чаще, чем ответы о возможности принести пользу и творческом характере работы. Это, возможно, вызвано эффектом социальной желательности: среди возможных вариантов ответов в анкете первокурсники склонны выбирать в большей мере социально одобряемые мотивы, даже если прежде не задумывались о них.

Для решения первой задачи все анкеты были разделены нами в зависимости от ответа на вопрос «В Вашем окружении есть врачи?». Образованы две группы: студенты, у которых родные (от 1 до 4 человек) имеют аналогичное образование и профессию, т.е. имеющие семейные традиции в профессии - 74 чел. (60,7%) и не имеющие их - 48 чел. (39,3%), (рис. 2, 3). Как и ожидалось, большинство студентов вышли из «врачебных семей». Однако династий врачей-стоматологов пока не так много. Это обусловлено, возможно, «молодостью» нашего факультета.

Анализируя ответы студентов о мотивах поступления на факультет, выявили, что группа студентов с профессиональными семейными традициями отличается по следующим показателям, связанным с мотивами будущей профессиональной деятельности: в группе с традициями главный профессиональный мотив - возможность принести пользу людям (60,8% респондентов); в группе без традиций - возможность получать высокие доходы (75% респондентов). В группе с семейными традициями структурообразующими

Возможность занять высокий пост, иметь власть Связь с современной техникой, технологией Хороший, дружный коллектив Возможность полнее реализовать свой потенциал Ее соответствие моим способностям, умениям Возможность профессиональной карьеры Самостоятельность, независимость Творческий, интересный характер работы Высокий престиж профессии Возможность достичь признания, уважения Возможность получать высокие доходы Возможность принести пользу людям

Рис. 1 . Распространенность различных профессиональных мотивов среди студентов 2-3 курсов (абсолютное число)

WWW.DENTAL-PRESS.COM

мотивами оказались также: творческий, интересный характер работы (48,6%), высокий престиж профессии (42,3%), хороший, дружный коллектив (32,4%), возможность полнее реализовать свой потенциал (28,3%), связь с современной техникой, технологией (27%). В группе без традиций часто встречались мотивы: возможность профессиональной карьеры (56,3%), самостоятельность, независимость (52,1%), возможность достичь признания, уважения (35,2%). Интересным нам кажется мотив «возможность занять высокий пост, иметь власть», который был выбран 10,4% студентов группы без семейных врачебных традиций и не встретился ни разу в группе с семейными профессиональными традициями.

□ Да, мой папа (моя мама) Bpa4

□ Да, мой 6paT(cecTpa) вpaч

■ Да, cpeflM близких

poACTBeHHMKOB есть Bpa4H

□ Нет, в нашей семье вpaчeй нет

Рис. 2. Распределениеответов студентовнавопрос «Есть ли в Вашем окружении врачи?»

10%

72%

■ Да, мой папа (моя мама) стоматолог

□ Да, мой брат (сестра)

14% стоматолог

□ Да, среди близких родственников есть стоматологи

□ Нет, в нашей семье я буду первым стоматологом

Рис. 3. Распределениеответов студентовна вопрос «Естьлив Вашем окружении врачи-стоматологи?»

38,50%

61,50%

□ самостоятельно и осознанно, давно решил(а) стать стоматологом

□ по совету(настоянию) взрослых; родителей

Рис. 4. Распределение ответов студентов на вопрос «Выпоступалина стоматологическийфакультет...»

Таким образом, можно сделать вывод: в нашей профессии семейные традиции по-прежнему ярко выражены, большинство студентов приходят из династий врачей; чем более выражены профессиональные традиции в семье, тем в большей степени молодой человек ориентирован на достижение успеха, им движет интерес к науке.

Во второй части нашего исследования мы разделили анкеты в зависимости от «причины» поступления на специальность «стоматология». Под причиной мы имели в виду, в первую очередь, решающий фактор выбора, который мог быть как внутриличностным, так и внешним (решение родителей). При этом выделили два ответа «поступал по совету родителей» и «решил самостоятельно, давно хотел(а) стать стоматологом» (рис. 4). Большинство студентов ответили, что решение о поступлении принимали сами, не опираясь на мнение родных и друзей (такая позиция может быть спровоцирована возрастными особенностями опрошенных - юношеским максимализмом, стремлением к самоутверждению).

Попытались найти связь между наличием семейных врачебных традиций и причиной поступления. Предполагали, что большинство студентов-потомков врачей выберут из причин «по совету родителей», но разброс в группах оказался примерно одинаков. Коэффициент корреляции г составил 0,15.

Рис. 5 демонстрирует особенности мотивов выбора специальности «Стоматология» в зависимости от причины выбора. На диаграмме видно, что студенты, самостоятельно и осознанно поступавшие на стоматологический факультет, имеют более активную жизненную позицию.

Воіиожиосіь занЯІЬ высоким посі. имеїь вгмсіь

Связь с современной іехником.

Возможность полнее реагмзоваїь свой поіеицнлл

Хорошим, дружный коллектив I

Ее С00ІВЄІСІВИЄ моим I способности, уиенням Самосіояіегьиосіь. I

не )Лв ИСІІ МО сік

Возможносіь профессмоиагъной I карьеры

Высоким пресінж профессии I

Возможносіь досінчь I признания, уважения

Творческий, ишересмыи I хлрамер рабоїьі

Возможносіь получаїь высокие І

ДОХОДЫ

Возможносіь принесіи пользу І

—І 33.4 ^ 31.7

□ 32.3 30.1

^^■57.5

101.4

■по совеїу родніелей всамосюяіельиьій выбор

Рис. 5. Распространенность различных профессиональных мотивов среди студентов в зависимости от причины выбора стоматологического факультета (%) .

Примечание: отличие при сравнении групп достоверно (р<0,05)

Анализ различий в мотивации первокурсников, чей выбор профессии был спонтанным или осознанным, кажется нам интересным. На рис. 5 мы видим, что по ряду мотивов различия между этими группами значительны. Те первокурсники, кто самостоятельно и осознанно выбирал профессию, чаще отмечают среди мотивов возможность получать высокие доходы, достичь признания и уважения, высокий престиж профессии, возможность профессиональной карьеры, творческий и интересный характер работы. Такой результат обусловлен, возможно, высокой осведомленностью данной группы студентов о выбранной профессии.

Полученные результаты позволяют сделать выводы: в профессии стоматолога семейные традиции играют важную роль, как и прежде; профессиональная мотивация студентов, которые выбирают профессию своих родных (преимущественно указывались мать, отец, брат, сестра), в большей степени ориентирована на гуманистические ценности, они переживают чувство связанности с семейной традицией, что способствует более высокой мотивации достижений; профессиональные мотивы молодых людей сориентированы в большей мере на достижение финансового статуса. Студенты ориентированы,

в основном, на прагматические ценности. Образование для современных студентов имеет ценность в инструментальном плане - оно позволяет в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус. Эта ориентация направлена в будущее, а не на сегодняшний день. Образование ценится студентами, прежде всего, за возможность получения реальных знаний, возможность стать профессионалом, а не только за его формальный атрибут - диплом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажина У. Н. Мотивы поступления на специализацию «Психология в экономике и управлении и ожидания первокурсников / Экономическая социализация и самоопределение. - 2008 г. - №3. - с. 14-18.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

3. Котова Е. В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. - Красноярск, 2003.

4. Молодежь России: тенденции, перспективы. / Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С.98.

5. Психологическое сопровождение выбора профессии. Науч.-метод. Пособие / под ред. Л.М.Митиной. - М., 2003.

6. Хайруллин Ф. Г Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. - Таллин: 2000. - С.69.

Эрк

acmowxx i

Основные преимущества рентгена PROX:

Компактный размер и малый вес

Великолепное качество снимков

Беспроводное динстанционное управление

Простая настройка программируемых параметров

Высокопроизводительная аккумуляторная батарея

Усиленная внутренняя защита, разработанная специально для снижения радиационной нагрузки на пациента и врача

Различные варианты использования: мобильный, настенный, автономный (ручной)

117303, Москва, ул. Керченская, 13 Тел.: (495) 318-01-58, (495) 318-28-33 E-mail: info@erkastom.ru www.erkastom. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.