Научная статья на тему 'Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ'

Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР / СВОБОДА ВЫБОРА / ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СТУДЕНТ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДВГМУ) / CHOICE / FREEDOM OF CHOICE / PHILOSOPHY OF FREEDOM / MEDICAL PROFESSION / CAREER GUIDANCE / STUDENT / EASTERN STATE MEDICAL UNIVERSITY (ESMU)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бортнюк Ольга Анатольевна

Актуальность темы обусловлена существованием проблемы свободы в современном мире, что является закономерным результатом снижения ценности свободы и неправильного её понимания молодёжью. В статье дана социологическая оценка реализации свободы выбора медицинской профессии студентами очной формы обучения Дальневосточного государственного медицинского университета, Министерства здравоохранения Российской Федерации. Подчёркнута необходимость воспитания свободной личности, формирования активной позиции в плане свободы выбора. Безусловно, позиция свободы в вопросах профориентации является одним из важнейших факторов, влияющих на отношение индивидов к своей будущей профессии. Цель. Проанализировать понимание свободы выбора студентами ДВГМУ на примере реализации свободы выбора медицинской профессии. Результаты. В статье представлен социологический анализ реализации свободы выбора медицинской профессии студентами ДВГМУ. Анкетирование 200 студентов ДВГМУ разных факультетов проведено выборочно в сентябре декабре 2014 г. Сделан вывод, что выбор медицинской специальности обусловлен интересом молодых людей к характеру и результатам труда, существующим общественным отношениям и потребностям социума. Обращение молодых людей к теме свободы является показателем активизации их социальной и гражданской жизни. Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при проведении профориентационной работы в вузе, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FREEDOM IN CHOICE OF THE MEDICAL PROFESSION: SOCIAL ANALYSIS

Relevance of the topic relies on the existence of the problem of freedom in the modern world, which is a natural result of decrease in the values of freedom and the wrong understanding of youth its. The article provides a sociological assessment of implementation of freedom in choice of the medical profession full-time students of Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia. It is underlined the need for education of the free personality, active in terms of freedom in choice. Obviously, the position freedom in career guidance is one of the most important factors influencing the attitude of individuals to its future profession. Purpose. To analyze the concept of freedom of choice of students of ESMU an example of the implementation of freedom in choice of the medical profession. Results. The article presents the social analysis on the implementation of freedom in choice of the medical profession students of ESMU. The survey of 200 students of different faculties ESMU conducted selectively in September-December 2014. It is concluded that the choice of the medical profession is defined by the interest of young people to the nature and results of the work, the existing social relations and the needs of the society. Reference of young people to the theme of freedom is a measure of enhancing of their social and civic life. Practical implications. The results can be used in career guidance in high school, as well as in the educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ»

исследования по экологической социализации человека

(ecological socialization of a human research)

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-1 УДК 338.100

СВОБОДА ВЫБОРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Бортнюк О.А.

Актуальность темы обусловлена существованием проблемы свободы в современном мире, что является закономерным результатом снижения ценности свободы и неправильного её понимания молодёжью. В статье дана социологическая оценка реализации свободы выбора медицинской профессии студентами очной формы обучения Дальневосточного государственного медицинского университета, Министерства здравоохранения Российской Федерации. Подчёркнута необходимость воспитания свободной личности, формирования активной позиции в плане свободы выбора. Безусловно, позиция свободы в вопросах профориентации является одним из важнейших факторов, влияющих на отношение индивидов к своей будущей профессии.

Цель. Проанализировать понимание свободы выбора студентами ДВГМУ на примере реализации свободы выбора медицинской профессии.

Результаты. В статье представлен социологический анализ реализации свободы выбора медицинской профессии студентами ДВГМУ. Анкетирование 200 студентов ДВГМУ разных факультетов проведено выборочно в сентябре - декабре 2014 г. Сделан вывод, что выбор медицинской специальности обусловлен интересом молодых людей к характеру и результатам труда, существующим общественным отношениям и потребностям социума. Обращение молодых людей к теме свободы является показателем активизации их социальной и гражданской жизни.

Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при проведении профориентационнойработы в вузе, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

Ключевые слова: выбор; свобода выбора; философия свободы; медицинская профессия; профориентация; студент; Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ).

THE FREEDOM IN CHOICE OF THE MEDICAL PROFESSION:

SOCIAL ANALYSIS

Bortnyuk O.A.

Relevance of the topic relies on the existence of the problem of freedom in the modern world, which is a natural result of decrease in the values of freedom and the wrong understanding of youth its. The article provides a sociological assessment of implementation of freedom in choice of the medical profession - full-time students of Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia. It is underlined the need for education of the free personality, active in terms of freedom in choice. Obviously, the position freedom in career guidance is one of the most important factors influencing the attitude of individuals to its future profession.

Purpose. To analyze the concept offreedom of choice of students of ESMU an example of the implementation of freedom in choice of the medical profession.

Results. The article presents the social analysis on the implementation of freedom in choice of the medical profession students of ESMU. The survey of200 students of different faculties ESMU conducted selectively in September-December 2014. It is concluded that the choice of the medical profession is defined by the interest of young people to the nature and results of the work, the existing social relations and the needs of the society. Reference of young people to the theme of freedom is a measure of enhancing of their social and civic life.

Practical implications. The results can be used in career guidance in high school, as well as in the educational process as a whole.

Keywords: choice; freedom of choice; Philosophy of freedom; the medical profession; career guidance; student; Eastern State Medical University (ESMU).

Проблема свободы выбора является практически неисчерпаемой, ведь как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека. В философии свобода есть возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. В праве свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека: например, в конституции РФ - свобода совести и вероисповедания (ст.28), свобода мысли и слова (ст. 29.1), свобода массовой информации (ст. 29.5) [1].

Для понимания концепции свободы очевиден факт классификации видов свобод: позитивной (свобода «от») и негативной (свобода «для»). Данное противоречие решают с помощью диалога между юридическими практиками, социальными институтами, философскими дискурсами и моральными сентенциями. Философ-экзистенциалист А. Камю считал, что человек «обречён» на свободу, т.к. преобразование мира является способом человеческого существования и этим создает объективное условие для свободы [3, с. 36-37]. Возникновение же идеи свободы и общественной мысли происходит только тогда, когда в жизни человека ярко проступают результаты работы сознания. Прежде всего, это осознание того глубокого по смыслу факта, что пути человека и пути природы различны. Затем - осознание того, что вообще существует многообразие целей и способов их достижения. Поэтому человек, который живёт и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнаёт о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать. Немецкий философ А. Шопенгауэр рассматривал свободу как «отсутствие преград и помех». Она, по его мнению, может быть: физической, интеллектуальной и моральной. Причем физическая свобода есть отсутствие всякого рода материальных препятствий. Интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Свобода моральная для него выступает реализацией независимой свободой воли, которая является трансцендентальной. Воля же есть подлинное ядро человеческой личности. У А. Шопенгауэра есть любопытная фраза: «Кто не любит одиночества - тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным» [6, с. 91]. Безусловно, жизнь в социуме налагает на индивида серьёзную ответственность: необходимо считаться с членами семьи, коллегами, соседями, незнакомыми гражданами. Сосуществование - некий «шлагбаум» на пути к полной свободе. Одиночество освобождает человека от определённой доли ответственности и предоставляет большую свободу самовыражения, творчества, досуга, реализации ин-

дивидуальных планов. Но, частично решая проблему свободы, одиночество не может являться удовлетворительным состоянием человека, т.е. существенно обедняет его личное бытие.

В русской философии понятие свободы прочно ассоциируется с особым культурным и политическим измерением нашего государства [2, с. 159-160]. Наиболее ярко особенности русского менталитета проявляются в учении славянофилов, где свобода понимается как необычайная свобода выбора человеком жизненной позиции, благодаря заведомому приятию всех возможностей, даруемых жизнью. Проблема свободы выбора соотносится с системой ценностей современного студенческого сообщества и молодого поколения в целом и представляется очень важной. В этом свете возрастает актуальность исследования параметров свободы при выборе медицинской профессии.

В сентябре-декабре 2014 г. среди студентов 1-3 курсов стоматологического, лечебного, педиатрического, фармацевтического и медико-гуманитарного факультетов ДВГМУ был проведён социологический опрос согласно разработанной анкете «Свобода выбора», с целью выяснения степени и качества свободы как права на выбор у студентов медицинского университета. В целом, общее количество участников - 200 человек. Были использованы методы анкетирования и статистической обработки данных. Анкетные данные были проанализированы, получены объективные результаты.

Кем было принято решение о вашем поступлении в медицинский университет? Подавляющее большинство ответов пришлось на вариант «моё решение» (68,5%), затем «решение родственников, но я не против» (20%), а наименьшее количество ответов предполагало «свой вариант» (2%), либо эмоционально негативно окрашенное «решение родственников, но я не хочу здесь учиться» (3%). Распределение ответов указывает на высокий уровень свободы молодых людей и присутствие редких и, скорее всего, разумных ограничений свободы выбора респондентов со стороны семьи и родственников.

Ценится ли ваше мнение в семье? Показательно, что 50% опрашиваемых студентов осознают, что с их мнением считаются близкие люди, семья. Приятен факт диалога между поколениями, отражённый в выбранном варианте «я прислушиваюсь к мнению родственников, но решение принимаю сам (а)» - 38,5%. Вызывает сожаление наличие пренебрежения по отношению к молодым людям в семье. При условии, что в анкетировании приняли участие 200 человек, 5% составляют 10 человек. В вузе, где очно обучается около 3000 человек, таких студентов может быть около 150. Таким образом, старшее поколение, пренебрегая неотчуждаемыми правами личности, порождает серьёзную проблему, требующую популяризации в СМИ, обсуждения на web-форумах, коррекции со стороны социальных институтов.

Что побудило вас выбрать медицинскую специальность? Желание помогать людям, приносить пользу - 23%. Овладеть знаниями для заботы о здоровье - 17,6%. Престиж профессии -14,4%. Склонность к медицине - 12,4%. Материальная заинтересованность - 8,8%. Продолжение семейных традиций - 7,2%. Желание решать научные медицинские проблемы - 4,4%. Возможность оказывать влияние на других людей - 5,6%. Изучение специальной литературы и фильмов - 4,4%. Доступность медикаментов - 1,6%.

Если бы можно было выбрать другую профессию, изменили бы вы свой выбор? Наиболее удовлетворены выбранной профессией будущие стоматологи: да - 20%, нет - 70%, не знаю -10%. Безусловно, для молодых людей здесь приоритетной оказалась будущая финансовая свобода. Самые низкие ожидания от профессионального будущего у фармацевтов: да - 40%, нет - 30%, не знаю - 30%. Данный факт нас заинтересовал и, возможно, станет темой следующего исследования. Возможно, причина коренится в большом объёме теоретических дисциплин на младших курсах фармацевтического факультета. Примерно одинаковая ситуация на лечебном и педиатрическом факультетах: да - 5/15%, нет - 65/60%, не знаю - 30/25%. МГФ: да - 25%, нет - 50%, не знаю - 25%.

После окончания ДВГМУ вы планируете работать по специальности? Самыми определёнными оказались ответы стоматологического факультета: 90% да, 10% пока не определились с выбором. Лечебники и педиатры имеют примерно одинаковую картину: по 85% да, по 2% нет, по 8% не определились. Фармацевтический факультет: да - 85%, нет - 2%, не знаю - 8%. Наибольшее количество неопределившихся с выбором профессии - на медико-гуманитарном факультете: да - 60%, нет - 4%, не знаю - 36%.

Хотели бы учиться в другом вузе, помимо медицинского университета? Удивительно, но именно стоматологи, показывавшие наиболее высокий результат удовлетворённости выбором вуза и специальности, а также, соответственно, будущей профессии, мечтают о получении второго высшего образования (55%). Фармацевты в большинстве своём не хотели бы больше учиться (да - 30%, нет - 45%), что частично подтверждает ранее предположенную и высказанную нами мысль о сложности образовательной программы на фармацевтическом факультете. Лечебный / педиатрический факультет: да - 38/25%, нет - 60/40%, не знаю - 2/35%. Медико-гуманитарный факультет: да - 40%, нет - 30%, не знаю - 30%.

Результаты проведённого исследования нас порадовали: большинство студентов решение о поступлении в ДВГМУ приняли сами, они были полностью свободны в своём выборе. Однако были и такие студенты, выбор которых не зависел от их собственного решения и проявлялся в нежелании учиться в медицинском университете.

При определении ведущих мотиваций мы получили неоднозначные результаты, среди них внутренние социальные мотивы имеют приоритетное детерминирующее значение при выборе профессии врача: желание помогать людям, приносить пользу, овладеть специальными знаниями для заботы о своём здоровье и здоровье своей семьи, желание решать научные медицинские проблемы, продолжить династию и сохранить семейные традиции.

Результаты исследования показали, что некоторые внешние мотивы также оказывают существенное влияние при выборе профессии медика: возможность оказывать влияние на других людей, доступность медикаментов, материальная заинтересованность.

В следующем 2015-2016 уч. году нами запланировано подобное исследование свободы выбора профессии со студентами ДВГУПС. Мы планируем провести анкетирование студентов Социально-гуманитарного института и студентов Института тяги и подвижного состава и сравнить результаты респондентов гуманитариев и техников. Перед началом исследования выдвигаем гипотезу, что параметры выбора профессии и ответы респондентов другого вуза будут схожи с результатами, полученными в ДВГМУ. Возможно, ключевым моментом, определяющий выбор студента любого вуза, в данном случае является социальный аспект: желание приносить пользу в качестве профессионала, мастера своего дела.

Различия влияния современных трактовок понятия свободы и его преломление в феномене свободы выбора повлияло на молодое поколение. В настоящее время российское общество в силу объективных обстоятельств (информатизация, индустриализация, глобализация и др.) имеет много новых характеристик, включенных в понятие свободы. Индивид вынужден принять образ жизни, свойственный обществу, с которым он взаимодействует [5, с. 27-28]. Игорь Саторин в своём блоге «Психология для продвинутых» убеждает web-читателей, что свобода выбора - иллюзия, потому что любой выбор происходит спонтанно. Наш выбор - это то, что мы наблюдаем со стороны. Любой выбор - это отталкивание настоящего момента, его неприятие, эмоциональный негатив [4]. Безусловно, свобода выбора заключается в том, что мы от чего-то откажемся, а что-то примем, т.е. выберем из ряда альтернатив.

В настоящее время в обществе существует тенденция к изменению восприятия человека и его роли в мире. Оказываются сильными и проникающими гуманистические идеи, подчеркивающие наличие доброго начала в человеке, существование возможностей осуществить свободный социально-политический, профессиональный и иной выбор. Если прогнозировать дальнейшее развитие заявленной тенденции, можно предположить, что в будущем при проведении аналогичного социального опроса доминировать будут варианты, характеризующие молодых людей как носителей прав и свобод.

Любой сознательный выбор профессии детерминирован, прежде всего, индивидуальной мотивацией, что и продемонстрировали результаты исследования. Преобладание же внутренних социальных мотивов при выборе медицинской профессии обусловлено отличительными особенностями профессии врача как профессии соционического типа, то есть выбор медицинской специальности обусловлен интересом студента к характеру и результатам труда, существующим общественным отношениям и потребностям социума.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2014. 64 с.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: АСТ, 2004. 333 с.

3. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. 415 с.

4. Саторин И. Свобода выбора как иллюзия [Электронный ресурс]: Психология для продвинутых / URL: http://progressman.ru/2009/03/illyuziya-vybora-i-spontannaya-deyatelnost-uma/ (дата доступа 15.12.2014).

5. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника, Г.А. Новичковой. 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2008. 254 с.

6. Шопенгауэр А. О свободе воли // А. Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность / Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда. - М.: Республика, 1992. С. 46-126.

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Gosudarstvennye simvoly Rossii [Constitution of Russia. State symbols of Russia]. - Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2014, 64 p.

2. Berdyaev N.A. Filosofija svobody [Philosophy of freedom]. - Moscow: AST, 2004, 333 p.

3. Camus A. Buntujushhij chelovek. Filosofija. Politika. Iskusstvo / Per. s fr. [L'Homme révolté. Philosophie. Politique. Art]. - Moscow: Politizdat, 1990, 415 p.

4. Satorin I. Svoboda vybora kak illjuzija [The Freedom illusion]: Psihologija dlja prodvinutyh. http://progressman.ru/2009/03/illyuziya-vybora-i-spontannaya-deyatelnost-uma/ (accessed December 15, 2014).

5. Fromm E. Begstvo ot svobody [Escape from Freedom] / Per. s angl. G.F. Shvejnika, G.A. Novich-kovoj. 2nd ed. - Moscow: Akademicheskij Proekt, 2008, 254 p.

6. Schopenhauer A. O svobode voli [On the Freedom of the Will] // A. Schopenhauer. Svoboda voli i nravstvennost' / Per. s nem. Ju.I. Ajhenval'da. - Moscow: Respublika, 1992, pp. 46-126.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бортнюк Ольга Анатольевна, доцент кафедры сестринского дела с курсом социальных дисциплин, кандидат культурологии

Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России

ул. Муравьева-Амурского, д. 35, г. Хабаровск, 680000, Россия

e-mail: [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8436-2012

DATA ABOUT THE AUTHOR

Bortnyuk Olga Anatolievna, Associate Professor of Department of Nursing with the social sciences course

Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia ul. Murav'eva-Amurskogo, 35, Khabarovsk, 680000, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.