Научная статья на тему 'Мотивация студентов к обучению на внебюджетной основе в медицинском вузе'

Мотивация студентов к обучению на внебюджетной основе в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
695
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБУЧЕНИЕ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / HIGH PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICE / TRAINING ON SELF-PAID BASIS / CHOICE OF THE PROFESSION / SPECIALTY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисова Нелли Ивановна, Бархатов Александр Степанович, Россиев Дмитрий Анатольевич

В результате проведенного исследования рассмотрены возможные причины выбора профессии и мотивы обучения студентов-первокурсников среди опрошенных респондентов КрасГМУ для перспективного планирования объема и структуры платных образовательных услуг в области высшего профессионального образования. Объем выборки составил 577 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Денисова Нелли Ивановна, Бархатов Александр Степанович, Россиев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MotIVATION OF THE STUDENTS enrolling on self-paid basis TO STUDY at the MEDICAL university

The paper presents the result of interview of the first year students in Krasnoyarsk State Medical University. We studied the possible reasons of professional choice and motivation. The aim was to carry out the perspective planning of the volume and self-paid enrollment in the field of high professional education. We interviewed 577 students.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов к обучению на внебюджетной основе в медицинском вузе»

© ДЕНИСОВА Н.И., БАРХАТОВ А.С., РОССИЕВ Д.А.

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ НА ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ОСНОВЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Н.И.Денисова, А.С.Бархатов, Д.А. Россиев Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов.

Резюме. В результате проведенного исследования рассмотрены возможные причины выбора профессии и мотивы обучения студентов-первокурсников среди опрошенных респондентов КрасГМУ для перспективного планирования объема и структуры платных образовательных услуг в области высшего профессионального образования. Объем выборки составил 577 человек.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательные услуги, обучение на платной основе, выбор профессии, специальность, мотивация.

Денисова Нелли Ивановна - доцент каф. КрасГМУ; e-mail: denisova nelya@mail.ru, тел. 8(391)2210450.

Бархатов Александр Степанович - начальник управления корпоративной политики КрасГМУ; e-mail: kras.barhatov@mail.ru, тел. 2268672.

Россиев Дмитрий Анатольевич - д.м.н., проф., зав. каф. медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО, проректор по инновационным и информационным технологиям КрасГМУ; e-mail: rossiev@mail.ru, тел. 8 (391)2201891.

Получение высшими учебными заведениями права осуществления платной образовательной деятельности делает их полноправными участниками рыночных отношений, выходящими на рынок со своими образовательными

услугами и зависящими в финансовом плане от спроса на предлагаемые ими услуги.

До недавнего времени в России имелось определенное количество государственных вузов, которые осуществляли набор учащихся на основе бюджетного финансирования. Коммерциализация образования привела к тому, что старейшим вузам страны, чтобы выжить и успешнее конкурировать с более гибкими на рынке образовательных услуг негосударственными вузами, пришлось диверсифицировать свою деятельность, в том числе и в отношении набора специальностей, специализаций, форм и методов обучения. С целью получения дополнительного финансирования к бюджетному за счет приема учащихся на платной основе ВУЗам необходимо организовывать и предлагать разнообразные образовательные услуги, сообразуясь со спросом их потребителей [1,2,3,4].

Целью проводимого исследования является изучение мотивации студентов-первокурсников Красноярского государственного медицинского университета (КрасГМУ) для перспективного планирования объема и структуры платных образовательных услуг в области высшего профессионального образования.

Материалы и методы

Исследование проводилось на основе анкетирования (прил. 1) в сентябре-ноябре 2008г. среди студентов-первокурсников КрасГМУ. Объем выборки составил 577 человек.

При обработке данных анкетирования использовались стандартные параметрические и непараметрические методы (с учетом нормальности распределения данных в вариационных рядах). Сравнение групп проводилось по ^критерию Стьюдента (для нормальных рядов), Вилкоксона-Манна-Уитни, X2 квадрат (для рядов с распределением, отличающимся от нормального) и критерия Стьюдента для сравнения относительных показателей.

Результаты и обсуждение

В результате анкетирования было выявлено, что среди опрошенных 25% мужского пола и 75% женского в возрасте от 16 до 46 лет, при этом средний возраст составил 19 лет. Возрастная структура опрошенных респондентов представлена на рис. 1. Таким образом, большая часть респондентов - это девушки и молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет -90%.

□ 16 □ 17 □ 18 □ 19 0 20 □ 21 □ 22 D23 - 46

Рис. 1. Распределение студентов-первокурсников по возрастному составу.

Меньшая часть студентов-первокурсников (38%) проживают в г. Красноярске, большая (62%) в других населенных пунктах (48 человек не ответили на данный вопрос). Тем не менее, 61%, из опрошенных студентов стремились поступить именно в КрасГМУ и не рассматривали возможность поступления в медицинский вуз, находящийся не в Красноярске. Остальные предусматривали такую возможность и предполагали обучаться в Томске 22%, в Новосибирск 6%, в других вузах страны 11%.

Кроме того, респонденты не подавали документы в другие вузы в 67%, остальные предусматривали возможность поступления в другие вузы, но при этом отдавали предпочтение КрасГМУ 29%, другим вузам 4 %. Это говорит о том, что основная масса студентов при поступлении была уверена в выборе вуза и медицинской профессии.

Материальное положение семьи опрашиваемых респондентов в основном отмечается как среднее и хорошее (56% и 23% соответственно - рис. 2).

□ Очень плохое □ Плохое □ Среднее □ Хорошее □ Очень хорошее

Рис. 2. Распределение студентов-первокурсников по материальному

положению семьи.

Немногим более половины опрашиваемых студентов-первокурсников обучаются в университете на бюджетной основе (35%) и по целевому направлению (19%), другая половина студентов (46%), реально оценивая свои шансы, поступили в вуз на условиях полного возмещения затрат на свое обучение (таб.1).

Основная часть респондентов обучается по специальности «Лечебное дело» - 52% и «Стоматология» - 22%, по специальностям «Педиатрия» - 14%, «Сестринское дело» - 10% и «Фармация» - 2% (табл. 1).

На вопрос анкетирования: «Чего Вы опасались, выбирая медицинскую профессию и поступление в медицинский вуз?» в целом опрашиваемые респонденты отметили в первую очередь сложность обучения и 6 лет учебы и ответили «да» («нет») 45% опрашиваемых, во вторую - трудные экзамены и большой конкурс - 44%, в третью очередь расходы на обучение - 24%. Возможную коррупцию предполагали 18% респондентов и дали положительный ответ, учитывая ограниченность бюджетных и целевых мест, а меньше всего беспокоили студентов возможные сложности трудоустройства -10%.

В разбивке по основам обучения, после трудных экзаменов, большого конкурса, сложности обучения и 6 лет учебы, больше всего студенты

бюджетной и целевой основы обучения опасались возможной коррупции (22%), а платной - больших расходов (34%).

Таблица 1

Распределение студентов-первокурсников КрасГМУ с разделением на группы по основе обучения и по

специальностям

Специальности Бюджетная основа Целевое направление Коммерческая основа Всего

1. Лечебное дело 55% 57% 47% 52%

2. Педиатрия 22% 25% 4% 14%

3. Стоматология 17% 14% 28% 22%

4. Сестринское дело 6% 0,9% 17% 10%

5. Фармация 0% 3,1% 4% 2%

Среднее значение 35% 19% 46% 100%

Таблица 2

Распределение студентов-первокурсников КрасГМУ по причинам выбора специальности

Вопросы анкетирования Лечебное дело Педиатрия Стоматология Сестринское дело Фармация Всего

да нет да нет да нет да нет да нет да нет

1. Возможность найти хорошую работу 17% 83% 18% 82% 26% 74% 20% 80% 14% 86% 19% 81%

2. Возможность хорошо зарабатывать 13% 87% 10% 90% 49% 51% 24% 76% 29% 71% 22% 78%

3. Уважение и престиж профессии 39% 61% 50% 50% 52% 48% 46% 54% 36% 64% 44% 56%

4. Разнообразие деятельности 11% 89% 15% 85% 12% 88% 14% 86% 7% 93% 12% 88%

5. Продолжаю семейную традицию 23% 77% 12% 88% 22% 78% 3% 97% 29% 71% 19% 81%

6. Возможность помогать людям 74% 26% 78% 22% 62% 38% 69% 31% 36% 64% 71% 29%

7. Полезность профессии для жизни 65% 35% 76% 24% 45% 55% 59% 41% 29% 71% 61% 39%

При обработке данных анкетирования на вопрос «Если бы Вы не поступили на бюджетную (целевую основу), что бы Вы сделали?» студенты-первокурсники, разделенные на группы по основе обучения, ответили на данный вопрос в основном однозначно. Если бы они не поступили в КрасГМУ на бюджетную (целевую) основу, то в первую очередь попытались бы поступить в другой медицинский вуз на бюджетную (целевую) основу - так ответили 34% обучаемых на бюджетной основе, 32 % на целевой и 82% на платной. Затем сделали бы попытку поступления в КрасГМУ на коммерческой основе (32%, 31%, 15% соответственно). В немедицинский вуз на бюджетной основе опрашиваемые респонденты поступали бы в последнюю очередь.

У 60% опрашиваемых студентов профессия кого-либо из родственников связана с медициной: мамы работают в медицине у 25% респондентов, папы - у 4%, другие родственники - у 31% опрашиваемых. При этом позиция родителей была в большей степени однозначна: 74% поддерживали своих детей в выборе профессии, а 9% настаивали.

Впервые, когда респонденты задумались о выборе медицинской профессии, их средний возраст составил 13 лет. Таким образом, большая часть респондентов определилась в выборе профессии в возрасте от 10 до 17лет -82%. Но окончательное решение о поступлении в медицинский вуз было принято респондентами за 1-3 года до сдачи вступительных экзаменов в 48%, месяц-год в 22%, менее месяца 6%, в детстве в 19%, остальные 5% из опрашиваемых респондентов ответить затруднялись.

Абитуриентам порой очень сложно определиться в выборе профессии, и на решение о поступлении в тот или иной вуз оказывают влияние родственники, друзья, знакомые, средства массовой информации и т.д. При анкетировании студентов-первокурсников по данному вопросу выяснилось, что 86% респондентов не посещали ярмарки профессий, 7% посещали, но не получили полезной информации, 5% получили и только в 2% ответивших данный источник был самым полезным. Не посещали сайты других вузов 71% респондентов и не пользовались информацией СМИ 50% опрашиваемых, и как

самый полезный источник данная информация была также незначительна - 3% и 6% соответственно.

Самыми полезными источниками информации о выборе профессии с точки зрения студентов оказалось общение с сотрудниками и студентами КрасГМУ (32% ответивших), посещение сайта КрасГМУ (25%), рассказы друзей и родственников (27%) и сборники для абитуриентов (16%).

До поступления в КрасГМУ его посещали 70% респондентов, из них 31% обучались на подготовительных курсах, 23% просто заходили в университет, 12% побывали на дне открытых дверей и 4% работали в КрасГМУ.

Чтобы выявить мотивацию поступления на ту или иную специальность студентам-первокурсникам задавали следующий вопрос: «Чем Вы

руководствовались при выборе профессии врача?» (табл. 2).

На данный вопрос студенты-первокурсники, обучающиеся по специальности «Лечебное дело», в первую очередь отметили возможность помогать людям и ответили положительно в 74%. Кроме того, студенты специальности «Лечебное дело» считают важными причинами поступления в медицинский вуз полезность профессии врача для жизни - положительный ответ дали 65% респондентов, престиж (39%) и семейную традицию (23%).

Для студентов специальности «Педиатрия» также основными причинами являются возможность помогать людям - положительный ответ дали 78% респондентов, полезность профессии врача для жизни - 76%, уважение и престиж - 50%, несмотря на то, что положительно ответили на вопрос о возможности хорошо зарабатывать по данной специальности только 10% из опрашиваемых респондентов.

В настоящее время, в связи с интенсивным развитием частного сектора стоматологических услуг, специальность «Стоматология» отличается высокой востребованностью, и студенты-первокурсники данной специальности одной из основных причин выбора профессии называют возможность хорошо зарабатывать - ответили положительно 49%, а также престиж профессии - 52% и семейную традицию - 22%.

Для студентов специальности «Сестринское дело» наиболее актуальной является причина полезности профессии для жизни - положительный ответ дали 59% респондентов и возможность хорошо зарабатывать - 24%, поскольку данная профессия всегда востребована и проблем с трудоустройством не возникает.

По сравнению с остальными специальностями студенты специальности «Фармация» наиболее важной причиной выбора профессии, после возможности помогать людям и полезности для жизни, считают продолжение семейной традиции - положительно ответили 29%, а также престиж - 36% из опрашиваемых и возможность хорошо зарабатывать - 29% респондентов.

Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что среди причин, заставивших выбрать ту или иную специальность, студенты всех специальностей на первое место выделили: возможность помогать людям и на второе - полезность профессии для жизни, и это закономерно, поскольку объясняется самой профессией медицинского работника.

Будущие провизоры в большей степени ценят продолжение семейной традиции (29%), будущие стоматологи - возможность хорошо зарабатывать (49), будущие врачи и медицинские сестры - уважение и престиж (39% и 46% соответственно).

Все опрашиваемые студенты-первокурсники, разделенные на группы по основе обучения, были настроены на поступление именно на медицинскую профессию, и готовы учиться и на коммерческой основе, но только в медицинском вузе, что говорит о высокой востребованности данной профессии.

Несмотря на то, что основная часть опрашиваемых респондентов проживает за пределами Красноярска, студенты в большей части стремились поступить именно в КрасГМУ и не подавали документы в другие вузы. Это говорит о том, что основная масса студентов при поступлении была уверена в выборе вуза и медицинской профессии.

Среди основных причин, сложность обучения, трудные экзамены и большой конкурс, которые беспокоят студентов всех форм обучения, студенты платной

основы в большей степени опасаются значительных расходов, а студенты бюджетной и целевой основы возможной коррупции при поступлении.

MOTIVATION OF THE STUDENTS ENROLLING ON SELF-PAID BASIS TO STUDY AT THE MEDICAL UNIVERSITY

N.I. Denisova, A.S. Barkhatov, D.A. Rossiev Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky

Abstract. The paper presents the result of interview of the first year students in Krasnoyarsk State Medical University. We studied the possible reasons of professional choice and motivation. The aim was to carry out the perspective planning of the volume and self-paid enrollment in the field of high professional education. We interviewed 577 students.

Key words: high professional education, educational service, training on self-paid basis, choice of the profession, specialty, motivation.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010г.»

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006г. № 201 «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации»

4. Кельчевская Н. Р. Методические вопросы определения точки безубыточности для образовательной деятельности вуза и оптимизации уровня цены образовательных услуг // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 2(25). - С. 52

Приложение 1

Уважаемые студенты-первокурсники Красноярского медицинского университета!

Мы изучаем будущий спрос на обучение в нашем вузе для планирования инвестиций в дальнейшее развитие нашего Университета. Просим Вас АНОНИМНО ответить на несколько вопросов этой анкеты! Подчеркните, обведите или отметьте галочкой Ваши ответы.

1. В каком возрасте Вы впервые задумались о выборе медицинской профессии?

2. Чем Вы руководствовались при выборе профессии врача? (подчеркните не более 3 вариантов)

- возможность найти хорошую работу

- возможность хорошо зарабатывать

- уважение и престиж профессии

- творчество и разнообразие деятельности

- продолжаю семейную традицию

- возможность помогать людям

- полезность профессии для жизни

- другое(что?)___________________________

- посещал ярмарки профессий 0 1 2 3

- брошюры, СМИ, ТВ, радио 0 1 2 3

- общался с сотрудниками или 0 1 2 3

студентами КрасГМУ

- общался с сотрудниками или 0 1 2 3

студентами других вузов

- сборники для абитуриентов 0 1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- посещал сайт КрасГМУ 0 1 2 3

- посещал сайты других вузов 0 1 2 3

- из рассказов друзей, родственников 0 1 2 3

- другое(что?) 0 1 2 3

3. Из каких источников Вы получали информацию при выборе вуза? Обведите цифру напротив каждого источника по следующей схеме:

0 - не пользовался данным источником

1 - пользовался, но не получил никакой полезной информации

2 - пользовался и получил полезную информацию

3 - этот источник был самым полезным

лет

4. Если Вы до поступления общались с сотрудниками или студентами КрасГМУ, перечислите фамилии или должности тех, кого Вы запомнили - не помню, не могу назвать

5. Когда Вы приняли окончательное решение поступать в медицинский вуз? - менее чем за 1 месяц до сдачи вступительных экзаменов - от 1 месяца до 1 года до сдачи вступительных экзаменов - за 1 - 3 года до сдачи вступительных экзаменов - принял решение еще в раннем детстве - затрудняюсь ответить

6. Посещали ли Вы наш университет до поступления в него? - нет - да, просто заходил - да, приходил на экскурсии или на День открытых дверей - учился на подготовительных курсах, в ММА - работал

7. Кто более всего повлиял на Ваше решение поступить в медицинский университет? (можно подчеркнуть 1 или несколько вариантов) - родители - другие родственники или знакомые родителей - ваши друзья, сверстники - врачи, которые вас лечили - сотрудники или студенты нашего вуза - учителя - телевидение, газеты, реклама - книги - другое(что?)

8. Профессия кого из Ваших родственников связана с медициной? - мамы - папы - других родственников - никого

9. Какую позицию в целом занимали родители в отношении Вашего поступления в КрасГМУ? (подчеркните один вариант ответа) - были категорически против - высказывали сомнение - занимали нейтральную позицию - поддерживали - настаивали - другое (что?)

10. Чего Вы или Ваши родители опасались, выбирая медицинскую профессию и поступление в медицинский вуз? (можно подчеркнуть 1 или несколько вариантов) - сложность обучения, трудные предметы, 6 лет учебы - большие расходы на обучение - трудные экзамены, большой конкурс при поступлении - возможная коррупция при поступлении - возможные сложности будущего трудоустройства - другое(что? )

11. Рассматривали ли Вы возможность поступления в медицинский вуз, находящийся не в Красноярске? - нет - да, в Томске - да, в Новосибирске - да, в другой вуз (какой?)

12. Подавали ли Вы документы в другие ВУЗы? - да, подавал, но КрасГМУ был первым в моем списке; - да, подавал, но первым в моем списке был другой ВУЗ (какой? ) - не подавал

13. Вы поступили на специальность: - лечебное дело - педиатрия - стоматология - сестринское дело - фармация

14. На какой основе Вы обучаетесь? (Форма обучения) - бюджетная - по целевому направлению - на коммерческой основе

15. Вопрос для обучающихся на бюджетной основе или по целевому набору: Если бы Вы не поступили на бюджетную (целевую) основу в КрасГМУ, что бы Вы сделали? - Постарался бы поступить в другой медицинский вуз на бюджетной основе - Постарался бы поступить в немедицинский вуз на бюджетной основе - Поступил бы в КрасГМУ на коммерческой основе - Не знаю

16. Как Вы оцениваете в настоящее время материальное положение Вашей семьи? - очень хорошее - хорошее - среднее - плохое - очень плохое

17. Укажите Ваш пол и возраст М Ж, лет

18. В каком населенном пункте Вы заканчивали школу (отметьте ее номер)? - В Красноярске (Школа N ) - В (Школа N )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.