Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ'

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асозода Б.Д.Ж.

В данной статье автором подвернут рассмотрено и изучено процесс социализации детей дошкольного возраста в семье. Автор анализируя влияние множественных факторов влияющие на социализации детей отмечает, что несмотря на существующих проблем, семейные традиции физического воспитания способствует социализацию детей и формированием их личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION ASA FACTOR OF CHILDREN’S SOCIALIZATION

In this article, the author examined and studied the process of socialization of pre-school age children in the family. The author, analyzing the influence of multiple factors affecting the socialization of children, notes that despite the existing problems, family traditions of physical education contribute to the socialization of children and the formation of their personality.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Асозода БДж.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

В каждом периоде развития общества социализация индивида способствует подготовке молодого поколения к удовлетворению потребностями общества. На основе анализа состояния семьи и семейных отношений О.И. Иванов отмечает, что «потребность в подготовке новых членов общества, нового поколения существовала всегда, и будет существовать средством, с помощью которого удовлетворяется потребность в замене одного поколения другим, была и остается социализация» [3, с.74-104]. Она зависит от потребности общественной практики, духовного и материального производства.

Развитие и усложнение требований общества требует совершенствования средств, методов и форм воспитания и обучения, подготовки родителей к семейной жизни, воспитания детей. Социализация является процессом социального взаимодействия, основное содержание которого есть передача, освоение и использование, социального опыта. В ходе взаимодействия с социальными субъектами, и в ходе социального опыта индивиды (дети) обретают социальные свойства, благодаря которым они и собственно могут выполнять различные социальные функции в обществе.

Как считает А.В. Мудрик, три фактора оказывают влияние на социализацию детей:

- макро-факторы, представленных: космосом, планетой, миром, страной, обществом, государством;

- мезо - факторы, представленных: этносом, местом и типом населения, средствами массовой коммуникации;

- микро факторы -семья, группа сверстников, учебные, профессиональные группы и др. лица, находящиеся в непосредственном взаимодействии [4, с.171].

В современной психолого-педагогической литературе получил развитие социологический подход к воспитанию и обучению детей. Специфика социологического подхода к социализации детей заключается в том, что формирование личности рассматривается в определённой социальной структуре и детерминировано всей совокупностью общественных отношений (экономических, культурных, политических и т.д.), и человек с раннего возраста включен в общественные отношения, по мере взросления и социального созревания.

Психолого-педагогический подход к социализации детей включает в себя сформировавшиеся личные качества поведения, в зависимости от внутренних субъективно-психологических свойств и влияния окружающей среды, и взрослых [2,120]. Мы придерживаемся положения о том, что «В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция в ней... этот процесс - иначе как вхождение в общественно - историческое бытие, представленное в жизни человека, для его участия в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается, и которые он активно осваивает».

Происходящая социализация на основе социологического и психолого-педагогических подходов в семье, именуется семейной, базовой или первичной. Вторая социализация происходит вне семьи, в образовательных учреждениях. И.А. Антонов отмечает, что «семья, социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность, посредством нормативного и информационного влияния» [1, с. 120].

Необходимость педагогизации домашней среды в области физического воспитания и социализации детей дошкольного возраста побуждает исходить из следующего:

- зависимости физического развития детей от материально-экономической и культурно-социальной жизни семьи;

- обеспечения взаимосвязи физического воспитания с интеллектуальными, нравственными и другими личностными качествами каждого ребёнка;

- ведущей роли матери в воспитании и недостаточного уровня влияние мужчин-отцов на воспитание детей, в связи с трудовой миграцией;

- установления связи с работниками медицинской сферы, как отвечающими за сохранность и укрепление здоровья детей, с психологами, которыми обеспечивается здоровье психологического плана у всех членов семьи, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, как педагогов государственных, частных учреждений и центра учебно-воспитательной работы, организующих педагогический процесс на основе требований научно - разработанных программ и имеющих специальное профессиональное образование, и учителей начальных классов общеобразовательных школ, обеспечивающих успешное освоение основ научных знаний;

- из задач семьи в выполнении Закона РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей»;

- защиты психофизического состояния детей и внутрисемейной атмосферы от отрицательного влияния новых коммуникационной - информационных технологий;

- деятельности взрослого, направленной на охрану и улучшение здоровья ребёнка в контексте содержания по физическому воспитанию.

Цель физического воспитания детей в семье представлена формированием определенных личностных качеств и свойств, которые имеют нравственно-волевой характер и помогают преодолевать трудности на жизненном пути. Развитие нравственно-волевых и физических качеств, как начала психического и физического развития обусловлено семьей, родителями в контексте цели по семейному воспитанию на основе обеспечения здорового духа.

Физическому воспитанию присущи такие основные функции: охрана, укрепление и развитие организма в процессе жизнедеятельности ребёнка, создание средствами соблюдения режима, физических упражнений, рационального питания, подвижных игр, закаливания, прогулок и т. д. Несмотря на это, процессами и результатами по социализации личности представлены противоречия внутреннего характера, ибо в идеале «социализированным человеком предполагается соответствие социальным требованиям, и, одновременно, противостояние отрицательным тенденциям в общественном развитии, жизненным обстоятельствам, которые являются тормозом в развитии его индивидуальности» [5,60].

Для комплексного решения задач семьи в области физического воспитания и социализации детей влияют и существующие проблемы социально-экономического характера. К ним относятся ниже перечисленные:

1. Основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное, личностное развитие и воспитание.

2. Общение родителей и детей ограничивается в основном контроль над поведением ребёнка дома и в школе, а сам контроль выяснение чего можно? чего нет? почему? и т.п.

3. Низкий экономический уровень жизни у большинства семей, материальные ресурсы (заработанные деньги, доходы от сельскохозяйственной работы и др.) в основном расходуется на продукты питания, товары первой необходимости и т.д.

4. Отсутствие места в дошкольных образовательных учреждениях, новые виды образовательных, воспитательно-реабилитационных услуг для уязвимых детей при образовательных и медицинских учреждениях.

5. Низкая культура духовной жизни, двойная мораль, лицемерие, социальная напряженность, связанные с бюрократическим стилем управления представителей власти, неуверенность в завтрашнем дне, которая провоцирует у людей состояние, связанное с повышенным нервным напряжением, стрессом, депрессией.

6. Двойное отношение к ролевому поведению мужчин и женщин в семье. Устойчивый стереотип по обслуживанию семьи, воспитание детей, ещё работа на поле и производстве лежит на плечах женщин. Это требует от женщин полной отдачи, расхода значительных психических и физических сил.

7. Бытующие семейные конфликты, связанные с традиционным предвзятым отношением прародителей мужа, даже его родственников к молодой женщине, что иногда доводит до развода.

Преемственность поколений - сложная и важная перспектива развития системы воспитания, избегания конфликтов. Сотрудничество поколений способствует совместному проживанию трёх поколений - детей, родителей и прародителей (особенно в сельской местности). Однако, в контексте психолого-педагогической науки, подобные явления, социально-педагогического и сугубо - бытового характера представлены разного рода проблемами, противоречиями, из которых можно назвать следующие:

- сокращается временный межпоколенческий разрыв: дети раньше обзаводятся семьями, детьми, а их родителей, как правило, представленных 40 летними людьми, еще неловко называть «предками», так как они ещё и сами в расцвете сил, работают, даже рожают:

- возникает материальная зависимость;

- отсутствие жилищ станет причиной конфликтов;

- иногда невостребованность пожилых и их консерватизм;

- нежелание молодых считаться с мнением и советами старших;

- стремление молодых к самостоятельности и независимости;

- социально-экономические проблемы, безработица, бедность, ...;

- расхождение отдельных представлений, вкусов, идеалов, оценивание жизненных подходов, максимализм (особенно подростков и юношей) и другое становится причиной конфликтов. Порой конфликты переходят на конфронтацию, разрушающую определённые системы преемственности, передачи воспитательного опыта.

Несмотря на существующие социально-экономических проблем, семья способствует социализации детей дошкольного возраста, используя семейных традиции физического воспитания.

Таблица 1.

№ Существующие семейные традиции физического воспитания Количество принимающих в анкетировании В %

1 Занимаются утренней гимнастикой 26 6,5%

2 Занимаются по утрам бегом 40 10,0%

3 В летний период купаются 41 10,2%%

4 Осуществляют прогулку (вечерами по месту жительства) 40 10.0%

5 Организуют экскурсии (зоопарк) по городу, месту жительства 101 25,2%%

6 Организуют совместные подвижные игры 18 4,5%

7 Принимают участие в спортивных соревнованиях 198 49,5%

8 Смотрят по телевизору спортивные соревнования 86 21,5%

9 Зимой катаются на снегу 37 9,2%

10 Отсутствуют семейные традиции физического воспитания 149 37,2%

Наши респонденты ответили на вопросы анкеты, с учётом места проживания (города, села), возраст (прародители, родители, студенты), жизненного опыта, стажа семейной жизни и количества воспитуемых, воспитанных детей, и выражали свои личные взгляды к физическому воспитанию детей в семье в целом.

Выяснилось, что утренней гимнастикой занимаются 6.5% семьей. Они мотивировали свой ответ тем, что: а) в городских многоэтажных домах нет условий для утренней гимнастики; б) нехватает времени; в) в сельской местности все-взрослые и дети - с утра занимаются физическим трудом и нет необходимости к занятиям утренней гимнастикой. Также 10,0% респондентов занятия утренней пробежкой мотивировали, как занятия утренней гимнастикой.

Традиции водных процедур 10,2 и вечерних прогулок 10,0% респонденты связывали с: а) традиционным гендерным воспитанием (с девочками отцу принятие водных процедур неприемлемо); б) дети дошкольного возраста должны и могут купаться и прогуливаться со старшими братьями и сестрами; в) отсутствие необходимости, взрослеют потом пусть самостоятельно купаются и гуляют со старшими детьми семьи и далее самостоятельно.

Многие респонденты обнаружили, что водные процедуры, прогулки и экскурсии (25,2%) не являются одним из средств закаливания организма детей. Во время обсуждения результатов анкетирования они выразили желание конкретизации и упрощения поставленных вопросов. На вопрос об организации экскурсии в зоопарк, по городу и месту жительства (имеется в виду в село, на природу) в основном ответили респонденты, проживающие в городе Душанбе.

В отношении организации совместных подвижных игр 4,5% респонденты считают, что а) игра-дело детское и пусть они играют; б) нет времени; в) ребёнку дать возможность играть самостоятельно или с другими детьми. Примечателен тот факт, что 21,5% родителей смотрят по телевизору спортивные передачи, в основном футбол, спортивные соревнования, олимпийские и международные спортивные игры.

Об участии в спортивных соревнованиях информировали 49,5% респондентов в качестве болельщиков. Они не отметили, в каких спортивных соревнованиях принимали участие. Самым скудным оказались данные о катании на снегу - 9,2% и наши респонденты мотивировали: теплой зимой и быстрым таянием снега, отсутствием традиции катания на снегу и спортивных принадлежностей.

К сожалению, на пункт «традиции отсутствуют» ответили 149 респондентов - 37,2%. Мы считаем, что нашим респондентам в начале было необходимо провести разъяснительную работу и уточнить цель анкетирования, так как многие считают семейные воспитательные традиции делом личным, «моя семья -моя крепость, в которую никто не имеет права проникать».

В целом, анализ полученных результатов показывает, что регулярные занятия активными формами физической культуры в современных семьях находятся на низком уровне. Мы предполагаем, что в глубине - горных селах - картина будет ещё менее утешительной и уровень духовной, физической культуры родителей требует улучшения.

Однако в современных условиях коммерциализации культурно - досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений, сокращение числа внешкольных учреждений, отсутствие необходимой инфраструктуры, в особенности в сельской местности, в районах городских новостроек, роль семьи в физическом воспитании детей, повышении физической культуры должна возрасти. Но, ни эта, ни другие

причины не дают права родителям снимать с себя ответственность за воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов АИ. Социалогия семьи / АИ. Антонов [Текст]. - М.: ИНФРА, 2007. - 640 с.

2. Божович Л.Н. Личность и её формирование в детском возрасте / ЛН. Божович [Текст]. - М.: Педагогика, 1968.- 464 с.

3. Иванова Н.А, Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений / Н.А Иванова, И.А Бобылева и др. [Текст] // Начальная школа. - 2004. - №3,6. - С. 12-17.

4. Мудрик АВ. Социализация и смутное время / А.В. Мудрик [Текст]. - М.: Просвещение, 1991.- 177 с.

5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Ю.Ф. Луури [Текст]. - М.: ФиС, 1991. - 160 с.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

В данной статье автором подвернут рассмотрено и изучено процесс социализации детей дошкольного возраста в семье. Автор анализируя влияние множественных факторов влияющие на социализации детей отмечает, что несмотря на существующих проблем, семейные традиции физического воспитания способствует социализацию детей и формированием их личностных качеств.

Ключевые слова: социализация, личностные качества, дети дошкольного возраста, физическое воспитание, факторы социализации, семейные традиции физического воспитания.

FAMILY TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION ASA FACTOR OF CHILDREN'S SOCIALIZATION

In this article, the author examined and studied the process of socialization ofpre-school age children in the family. The author, analyzing the influence of multiple factors affecting the socialization of children, notes that despite the existing problems, family traditions of physical education contribute to the socialization of children and theformation oftheir personality.

Key words: socialization, personal qualities, pre-school age children, physical education, factors of socialization, family traditions of physical education.

Сведения об авторе:

Асозода Б.ДЖ. - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного воспитания Таджикского государственного педагогического университета им С. Айни Телефон: (+992) 935021823.

About the autor:

Asozoda B.J. - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Chair of Preschool Education, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni Phone: (+992) 935021823.

ТАХЛИЛИ ТАВСИФХОИ ОМОРИИ ТЕСТ АЗ ФАННИ ФИЗИКА

Ибронов С С, Хисравбеков Л.Д., Шерматов Д. С

Донишгощ давлатии тиббии Тоцикистон ба номи А. И. Сино

Тести педагоги бо тахлили психомегрй шарх дода мешавад. Тахлили психомегрй бо назардошти натичахои бадастомада ба сифати тест бахо медихад. Тахлили сифати тест аз фанни физика ва бахо додан ба тавсифхои психометрии он аз руйи назарияи классикии тестхо гузаронида шуд. Дар рушди назарияи классикии тестхо Торндайк Э.Л., Спирман С.Е. [1, с.2] сахми арзанда гузошта буданд. Максади асосии ин назария, сохтани модели оморй ва математикии раванди санчиш бо воситаи тест ва муайян кардани тавсифхои психометрии саволу масъалахои тест ва субтест мебошад.

Мо тахлили тавсифхои омории субтест аз фанни физика, ки дар имтихонхои марказонидашудаи дохилшавй истифода шудаанд (ИМД) ва саволу масъалахои ин субтест баррасй карда мешавад. Дар субтест се навъи саволу масъалахо, амсоли [3, с.4]: саволу масъалахои бо интихоби як чавоби дуруст, мувофикат ва навъи кушода истифода шудаанд. [5].

Дар чадвали 1 (ниг. сах, 2) таксимоти басомади натичаи бадастовардаи довталабон дода шудааст. Аз руйи додахои чадвали 1 натичахои довталабонро тахлил карда, дар асоси он хулосахои заруриро доир ба тавсифхои психометрии субтест ва саволу масъалахои дар он воридшуда баровардан мумкин аст. Максади тахлили ба даст овардани маълумот доир ба сифати дониши довталабон ва мувофик будани ин субтест ба талаботи муайяни сифат мебошад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.