Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / воспитание / цель обучения / социальный институт / педагогический принцип / познавательная деятельность / системно-деятельностный подход / возрастной период / дошкольная среда. / socialization / education / learning goal / social institution / pedagogical principle / cognitive activity / system-activity approach / age period / preschool environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толекова Наригуль Муратовна, Колесникова Татьяна Викторовна

Настоящая статья посвящена изучению социализации дошкольников, находящихся в социальных условиях, способствующих позитивной динамике развития и познавательной деятельности. В ходе исследования мы анализируем теоретические основы социализации дошкольников в контексте взаимодействия института семьи с дошкольной образовательной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толекова Наригуль Муратовна, Колесникова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY OF A PRESCHOOL CHILD BASED ON THE INTERACTION OF THE FAMILY AND THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article is devoted to the study of the socialization of preschool children who are in social conditions that contribute to the positive dynamics of development and cognitive activity. In the course of the study, we analyze the theoretical foundations of the socialization of preschool children in the context of the interaction of the family institute with the preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 37

Толекова Наригуль Муратовна Tolekova Narigul' Muratovna

Студент Student,

Колесникова Татьяна Викторовна Kolesnikova Tatiana Viktorovna

Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Senior lecturer of the departments of preschool and primary education Ставропольский государственный педагогический институт

Stavropol State Pedagogical Institute

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY OF A PRESCHOOL CHILD BASED ON THE INTERACTION OF THE FAMILY AND THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению социализации дошкольников, находящихся в социальных условиях, способствующих позитивной динамике развития и познавательной деятельности. В ходе исследования мы анализируем теоретические основы социализации дошкольников в контексте взаимодействия института семьи с дошкольной образовательной организацией.

Abstract: This article is devoted to the study of the socialization of preschool children who are in social conditions that contribute to the positive dynamics of development and cognitive activity. In the course of the study, we analyze the theoretical foundations of the socialization of preschool children in the context of the interaction of the family institute with the preschool educational organization.

Ключевые слова: социализация, воспитание, цель обучения, социальный институт, педагогический принцип, познавательная деятельность, системно-деятельностный подход, возрастной период, дошкольная среда.

VМеждународная научно-практическая конференция

Key words: socialization, education, learning goal, social institution, pedagogical principle, cognitive activity, system-activity approach, age period, preschool environment.

Актуальность темы заключается в необходимости детального и разностороннего изучения теоретических основ развития социализации личности детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения. Это касается как классических теорий, используемых педагогами, так и современных концепций, показывающих эволюцию отечественной педагогики и психологии. В качестве основы для исследования мы взяли наиболее популярных педагогических деятелей и педагогов-практиков.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы работы при создании комплексных подходов для подготовки дошкольников к новым формам обучения и налаживанию связей между ребёнком, его семьёй и дошкольным образовательным учреждением. Исходя из традиционного и системно-деятельностного подходов и знания их эволюции в разные периоды развития педагогики как науки, профессиональный педагог способен не только воплотить все педагогические принципы, цели обучения и воспитания, но и в полной мере способствовать всем аспектам социализации личности ребёнка.

Цель исследования - раскрыть теоретические основы социализации личности ребёнка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

Л.В. Селиверстова пишет, что на данный момент в структуре общественных отношений российского общества окончательно сформировалось представление о возможности повышения интереса к обучению и корректировки позитивной динамики в процессе социализации ребёнка-дошкольника при условии качественного взаимодействия семьи как социального института и дошкольной образовательной организации [5, c. 327].

«Научные исследования и инновации» Схожую точку зрения можно обнаружить во многих трудах современного

отечественного психолога С.В. Перова, которая считает, что ребёнок сегодня

получает огромное количество информации, но не умеет её отбирать,

систематизировать и анализировать, как раз в этом ему и могут помочь семья, те

лица, которым он доверяет больше всего, и дошкольная образовательная

организация, профессиональные педагогики [4, c. 211].

В связи с популяризацией многих принципов системно-деятельностного

подхода, мы можем выделить, что общая направленность обучения,

формирования познавательного интереса коснулись не только школьной среды

и ВУЗов, но и дошкольной: реализация педагогического процесса в дошкольном

образовании сейчас фактически напрямую связана со взаимодействием

педагогов и родителей дошкольника. Согласно учебному плану, дети изучают

необходимый минимум, а в свободное время их самообразованием должны

заниматься совместно родители и педагоги.

Этот процесс в отечественной педагогике называется «семейно-

педагогической интеграцией». Главными теоретиками, обозначившими её

необходимость в дошкольном образовательном учреждении были: А.Г.

Асмолов, С.Д. Давыдова, С.В. Менькова, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева и Н.П.

Шишляникова. Они первыми связали когнитивистику, классическую педагогику

и часть методов психоанализа М. Кляйн, рассчитанных на детей в дошкольном

возрастном периоде [2].

Так, семейно-педагогическая интеграция - это объединение знаний из

семейной и образовательной областей для решения одной задачи в различных

видах и формах совместной деятельности. При этом знания должны дополнять,

обогащать друг друга при решении дидактических задач, что, безусловно, влияет

и на нормы воспитательного процесса. Специфика интеграции связана с её

осуществлением в рамках образовательного процесса в детском саду и

объединением задач из разных образовательных областей: коммуникативное;

познавательное; речевое; художественно-эстетическое; этическое; физическое

развитие [3].

VМеждународная научно-практическая конференция Согласно А.Г. Асмолову, главные задачи обучения как отправного пункта

социализации дошкольников путём интеграции деятельности родителей и

педагогов заключаются в следующих аспектах: организация познавательной

деятельности дошкольников по приобретению знаний, формированию

практических умений и навыков, расширению кругозора; развитие задатков,

способностей, познавательной деятельности дошкольников; формирование у

дошкольников познавательной активности; формирование основ научного

мировоззрения; формирование самодостаточной личности и предпосылок для

социализации в обществе [1, ^ 112].

Данная интеграция может осуществляться и в условиях дистанционного

обучения. Так, политика Министерство Просвещения России рассматривает

возможность внедрения особой образовательной Концепции, целью которой

является повышение уровня социализации дошкольников за счёт привлечения к

работе с ними опытных педагогов-руководителей, или, по крайней мере,

педагогов, имеющих обширные познания в какой-то одной, определённой

области, которая интересна ребёнку.

Данная Концепция, выработанная при поддержке Министерства

Просвещения России, учитывает многообразие нарушений социализации и

возможности направления деятельности дошкольников, связанных с введения

дистанционной формы обучения, особенности социокультурного статуса

дошкольников, потребности их семей в период изменения российского

общества; предложения и рекомендации министерств, ведомств, научных

центров и общественных организаций по осуществлению социальной

интеграции детей с ограниченными возможностями; принципы и сложившуюся

организационную систему в РФ по реализации практик социально-

образовательной интеграции.

Предлагаемая Концепция включает целостную систему принципов, оценок

и мер организационного, социально-экономического, правового и

непосредственно социализирующего характера, направленных на оптимизацию

процесса социализации, социальной интеграции дошкольников, улучшения их

«Научные исследования и инновации» познавательной деятельности. Прежде всего, необходимо верно выбрать педагога-руководителя, подобрать комплекс мер для совместного участия в научной деятельности. А это, в свою очередь, требует выбора типа взаимодействия родителей и педагогов - в дошкольном образовательном учреждении, на дому, или в рамках качественной онлайн-платформы.

Выводы. Таким образом, теоретические основы социализации личности ребёнка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации согласно современным требованиям и заказу государства заключаются в необходимости отражения норм деятельностного подхода в специфику дошкольной среды. Взаимодействия родителей и педагогов в ходе семейно-педагогической интеграции является ядром социализации личности дошкольника, исходя из современных отечественных теорий в рамках психологической и педагогической наук.

Библиографический список:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. - 526 с.

2. Гончаров А.С. Феноменология ресентимента в структуре современной социологии. Молодой ученый. 2021. № 2 (344). - С. 154-156.

3. Гончаров А.С., Кобзарёва И.И., Макарова О.С., Донцов А.В., Лизенко И.И., Ануприенко И.А. Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности. Молодой ученый. 2020. № 38 (328). - С. 168-180.

4. Перова С.В. General questions of the union research according to the field principle / С.В. Перова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. -№ 35 (325). - С. 211-213.

5. Селиверстова Л.В. Принцип интеграции образовательных областей дошкольного образования как основа социализации дошкольника. В сборнике: Проблемы социализации личности в контексте непрерывного

VМеждународная научно-практическая конференция профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова Редакционная коллегия: проф. Н. М. Полетаева (отв. ред.), Е. Е. Журинская, А. Д. Абашина, И. В. Осмоловская, О. К. Смирнова, Л. Е. Лукина. 2014. - С. 326330.

УДК 796.011

Хэ Луюй He Liui,

Студент Student,

Нигматулина Юлия Рамильевна Nigmatulina Iuliia Ramilevna,

Кандидат педагогических наук, доцент Candidate of technical sciences, associate professor, Скороходов Андрей Александрович Skorokhodov Andrei Alersandrovich,

Старший преподаватель The senior teacher

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА В ВУЗЕ

FEATURES OF A UNIVERSITY SPORTS TEAM

Аннотация. Спортивный коллектив способствует обучению и воспитаю спортсменов, влияет на желание людей заниматься спортом, агитирует и пропагандирует спортивный образ жизни, отстаивает и защищает спортивную честь коллектива на чемпионатах и соревнованиях. У каждого коллектива, в том числе и спортивного, существуют групповые цели, например, занять лучшие места в соревнованиях, единые ценности, традиции и правила, например, ведение здорового образа жизни. Другие особенности спортивного коллектива - сплоченность и коллективизм, которые и позволяют достичь высоких командных результатов. В данном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.