Научная статья на тему 'Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве'

Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1606
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIALIZATION / FAMILY TRADITIONS / AND PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гущина Наталия Александровна

Представлен психолого-педагогический анализ трактовки роли традиций семьи как перспективной тактики позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Показаны особенности традиций (избирательность, повторяемость, действенность) и описаны формы их осуществления в семье. Выделены уровни и показатели, которые позволят определить сформированность у ребенка отношения к семье в процессе социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF FAMILY AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF A CHILD OF PRESCHOOL CHILDREN

In the article presents the psychological-pedagogical analysis of the interpretation of the role of the traditions of the family as a promising tactics of positive socialization of a child of preschool age. Shows the features of the traditions (selectivity, repeatability, effectiveness) and describes the forms of their implementation in the family. Levels and indicators that will determine the formation of the child's relationship with the family in the process of socialization.

Текст научной работы на тему «Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве»

Гладкова Ольга Дмитриевна, канд. пед. наук, доц., glad9246@,yahoo.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Коннова Зоя Ивановна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, forlang atsii. tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CASE STUDY’ IN TEACHING ESP FROM THE PERSPECTIVE OF COGNITIVE

MODELING IN EDUCATION

O.D. Gladkova, Z.I. Konnova

The paper reviews the issues concerned with the use of an “advanced” interactive teaching method - case study - in ESP (English for Specific Purposes) classroom. The authors speak in detail about the process of vocationally-oriented interactive case study modeling and the algorithms of how to work with the case studies (both developed at Foreign Languages Department, Tula State University). The paper provides the results attained at the initial stage of experimental work directed towards case-study implementation when teaching ESP at all levels of education at a non-linguistic university.

Key words: Case study, vocationally-oriented linguistic proficiency, ESP (English for Specific Purposes), competence, coaching, analysis, synergy.

Gladkova Olga Dmitriyevna, candidate of pedagogical science, associate professor at foreign languages department, slad9246@yahoo.com, Russia, Tula, Tula State University.

Konnova Zoya Ivanovna, doctor of pedagogical science, professor, head offoreign languages department, forlang@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 3 (304)

ТРАДИЦИИ СЕМЬИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Н.А. Гущина

Представлен психолого-педагогический анализ трактовки роли традиций семьи как перспективной тактики позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Показаны особенности традиций (избирательность, повторяемость, действенность) и описаны формы их осуществления в семье. Выделены уровни и показатели, которые позволят определить сформированность у ребенка отношения к семье в процессе социализации.

Ключевые слова: социализация, семейные традиции, партнерские отношения.

Социально-экономические изменения последних лет содействовали воспитанию у целого поколения россиян качеств, не способствующих поддержанию семейных отношений, воспитанию детей. На фоне растущего социального расслоения возрастает родительское неблагополучие, которое статистически отражено в ежегодном увеличении числа родителей, лишенных родительских прав, отказных детей. Даже по мере улучшения экономической ситуации в стране, внимания государства

к социальной политике проблемы родительского неблагополучия остаются крайне актуальными, а его причины не до конца изученными.

Решение этой проблемы возможно только с помощью соответствующих государственных структур. Пропаганда приоритета полной семьи с детьми, разработка программ, содействующих воспитанию у детей ценностного отношения к семье, - задачи образования, которые поставлены в документах федерального уровня («Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция дошкольного воспитания», «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция непрерывного образования», «Федеральная целевая программа российского образования на 20112015гг.»).

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Поскольку мы живем в век информационного бума, расширения сфер общения, многочисленных контактов друг с другом, разрыва межпоколенных отношений, часто это приводит к серьезным эмоциональным и психологическим перегрузкам.

Глубокие противоречия между объективной и субъективной потребностью семьи по трансформации традиций семьи, воспитания и социализации обусловили целесообразность осуществления комплексного теоретико-эмпирического исследования. Анализ исследований ученых и статистические данные пилотажного исследования свидетельствуют о том, что сегодня ценностный потенциал традиций семейного воспитания, столетиями живших в народной культуре, во многом утрачен, а в большинстве случаев практически сошел на нет.

Ситуация, когда понимание и реализация родителем своих функций противоречат нормативно-ценностным образцам, приводит к дезориентации личности относительно своей роли и своего статуса, задавая новый контекст жизни и деятельности человека. В семье он проявляется в разрушении традиционных моделей культуры родительства, рассогласовании супружеских ролей, ослаблении внутренних связей между членами семьи, изменении ценностных жизненных ориентаций и родительского поведения.

Сохранение национальной индивидуальности России напрямую связано с ценностно-смысловой спецификой формирования культуры семьи в отечественном социуме. Тезис Э.С. Маркаряна о том, что культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности и без действия которого немыслима общественная жизнь

людей, в отечественной науке не оспаривался с 1985 года по настоящее время [1].

Для объяснения своего понимания термина «традиция» мы прибегаем к предложенной в начале шестидесятых годов Э. Шилзом концепции «центральной зоны культуры» — неподвижного, неизменяющегося стержня культуры, вокруг которого сосредотачивается подвижная, изменчивая культурная «периферия» [2]. Говоря о традиции, важно подчеркнуть наличие неизменного культурного ядра, обуславливающего характер социокультурных изменений, которые может претерпеть общество, являющееся носителем данной традиции.

С.К. Бондырева и Д.В. Колесов считают, что традиция — способ накопления жизненно важного общественно значимого опыта [3]. Латинское слово «traditю» имеет смысл «вручения», передачи некоторого достояния в наследование [4]. Поскольку категория «традиция» объединяет три взаимосвязанных момента: сохранение, преемственность и развитие [5], то естественно предположить, что она, переосмысливаясь в изменяющихся общественных условиях, являлась одной из основных носителей и хранителей аксиологических ориентаций культуры родительства, отражающих коллективный опыт русского народа. Главным критерием (признаком) традиции в этих определениях выступает то, что традиция - это сохранение и наследование некоторой социальной практики поведения и даже мышления для укрепления жизнестойкости.

В образовательной сфере традиция рассматривается как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, психологией, социумом и культурой [6]. По мнению А.В. Захарова, традицию как социальный институт отличают некоторые важные, принципиальные особенности:

во-первых, избирательность. Традиция всегда связана с отбором, селекцией культурного материала. Сохраняется и передается только то, что представляется наиболее важным и ценным для той или иной общности, что способствует лучшей адаптации к определенной социальной среде;

во-вторых, повторяемость. Для закрепления традиции нужна историческая дистанция, проверка временем. Поэтому длительность существования каких-то явлений культуры может служить косвенным признаком их принадлежности к традиции. Каждая традиция обладает собственным видением культурного пространства и времени, которое помогает ориентироваться в реальном мире;

в-третьих, действенность. Традиция выражается в ее практическом характере [7].

Родительские обязанности в отношении детей были сформулированы религией, в том числе православной. Считалось, что семейные традиции, пример поведения родителей гораздо важнее, «нежели

устные их наставления». Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции, какими они бывают, каков их ценностный потенциал в социализации и воспитании ребенка. Вот что говорит толковый словарь по поводу семейных традиций: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение» [8].

У детей дошкольного возраста наиболее ярко наблюдается фаза присвоения ценностей (по А.В.Кирьяковой - I фаза) [9]. В этой связи важно отметить, что обобщенная готовность взрослеющего ребенка адаптироваться к принятым нормам, традициям, ценностям «выстраивается намного раньше, чем у субъекта появится возможность селективного, критического отношения к содержанию ассимилируемого культурного базиса, и тем самым в ряде своих аспектов может быть описана как своеобразное «доопытное знание», руководствуясь которым и преодолевая герменевтические круги культуры, взрослеющий субъект входит в «размеченный» для него мир» [10]. На этой основе происходит формирование ценностного отношения к родителям (в частности к имени собственному, имени рода - фамилии, к традиции семьи, реликвии -истории семьи и др.)

Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

• родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности развития ребенка свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 7 лет наиболее благоприятен для формирования эмоциональной, сенсорной, социальной и нравственной сфер;

• произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

• крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о недостаточной компетентности семьи в вопросах социализации и воспитания личности ребёнка.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. В традициях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиций всегда лежала идея, норма, ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев. Дошкольники получают в семье первый социальный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, доброе.

Недаром взрослые, вспоминая своё детство, всегда подчёркивают то чувство гармонии, которое они вынесли из своих семей. Присвоение примера собственных родителей в реализации родительской роли способствует формированию гиперсоциального ролевого образа в процессе социализации. Мужчины-отцы, преимущественно

ориентирующиеся на полученный в детстве опыт, воспринимают родительство как необходимый компонент социально-желательного поведения, а женщины-матери - проявляют сверхобязательность и стремятся следовать социально одобряемым представлениям о способах родительского поведения и проявлениях родительских чувств.

Для того, чтобы выявить роль традиций семейного воспитания в современных семьях, нами было проведено анкетирование 110 студентов СПО и ВПО г Калуги. Среди них: 30 студенток 3-го и 4-го курсов Калужского педагогического колледжа и 80 студенток 1 -4-х курсов Института педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Оказалось, что респонденты, будучи детьми, проводили вместе с родителями: туристические походы, поездки - 15 чел.; семейные соревнования - 10 чел.; смотрели по телевизору различные передачи - 95 чел.; посещали родственников и близких друзей - 40 чел. Отсюда напрашивается вывод, подтверждающий наше предположение: регулярные занятия активными формами совместной жизнедеятельности в исследованных семьях были мимнимальны.

Исследование показывает, что традиции семьи в наши дни можно осуществлять в следующих формах:

- совместные занятия утренней гимнастикой (зарядкой), завтрак и обсуждение плана рабочего дня;

- организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-досуговым мероприятиям;

- туристические походы;

- спортивные и другие игры за городом между семьями;

- походы с родителями;

- совместные просмотры по телевизору различных передач;

- обсуждение семьёй итогов рабочего и очередного дня, а также новостей.

Семейную традицию возродить невозможно без активного и сознательного участия родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С этой целью в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Социализации и

индивидуализации растущего человека» Федерального государственного научного учреждения «Институт социализации и образования» Российской академии образования и кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Института педагогики КГУ им. К. Э. Циолковского на базе инновационной площадки в МДОУ № 5 г.

Малоярославец Калужской области разработана программа педагогического просвещения родителей. Системность педагогических усилий в вопросах трансформации традиций семьи определяется выделением следующих направлений:

1.Социально-психолого-педагогическое сопровождение и поддержка семьи.

2.Восстановление в общественном сознании традиционной ценности семьи, престижа материнства и отцовства.

3.Творческое воссоздание в современных условиях конструктивных ценностей традиционного уклада жизни семьи.

Для анализа результативности планируемой деятельности выделены три уровня сформированности отношения к семье: высокий; средний; низкий. Деление носит условный характер, так как ярко выраженные чувства у старшего дошкольника ещё не достаточно сформированы.

Разработаны показатели отношения к своей семье, включающие когнитивные, эмоциональные и деятельностные компоненты:

Осознание своей роли в семье: высокий - осознаёт свою роль в семье; средний - считает себя центром семьи; низкий - часто чувствует себя одиноким и не нужным в семье.

Проявление доверительного отношения к родным: высокий -делится позитивным и негативным опытом с родными; средний - не всегда делится позитивным опытом; низкий - редко делится позитивным опытом и не делится негативным.

Проявление чувства привязанности к своей семье: высокий -постоянно проявляет чувство привязанности к своей семье; средний -проявляет чувство привязанности к своей семье; низкий - редко проявляет чувство привязанности к своей семье.

Проявление заботы о членах семьи: высокий - охотно проявляет заботу о членах семьи; средний - проявляет заботу о членах семьи; низкий -редко проявляет заботу о членах семьи.

Проявление помощи: высокий - постоянно оказывает помощь старшим и младшим членам семьи; средний - оказывает помощь, только когда его побуждают и поощряют; низкий - отказывается оказывать помощь.

Важнейшим основанием перспективной тактики формирования культуры семьи в современном обществе мы рассматриваем адекватную реконструкцию ценностных смыслов традиции, запечатленных в различных культурных текстах и практиках в работе с детьми дошкольного возраста воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.

Детям кроме малых фольклорных форм и сказок вполне доступен смысл пословиц:

Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать

всему.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В родной семье и каша гуще.

Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле.

На что клад, когда в семье лад.

Любовь да совет - так и горя нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Таким образом, традиции семьи рассматриваются как социальная и культурная преемственность, передающаяся из поколения в поколение, -это народная мудрость, народные традиции, обычаи, заповеди. В воспитании ребёнка особое внимание важно обратить на первые годы жизни, когда он ещё эмоционально чувствителен и восприимчив. В этот период на основе подражания формируются основы его личных качеств.

Перечисленные в статье исследования внесли значимый вклад в теорию и практику социализации ребенка дошкольного возраста, однако по-прежнему актуальной является проблема поиска технологий партнерского взаимодействия педагогов и родителей с целью позитивной социализации ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении, а также развития тех эмоциональных потребностей, для которых данный возраст наиболее сензитивен.

Представляется, что возрождение традиций в современных условиях не только имеет значение для укрепления психического здоровья детей в дошкольном детстве, их социализации, но и может способствовать профилактике негативных явлений среди подрастающего поколения, формированию их как личностей, укреплению семейных ценностей. Целесообразно наделить ценностно-смысловым звучанием традиции семьи, что позволит разрабатывать такие подходы, которые направлены на обеспечение духовной безопасности и сохранение культурной самобытности семьи и российского общества.

Список литературы

1. Markarian, S. Edward. Capacity for World Strategic Management. Yerevan: Gitutgun, 1998. P. 100.

2. Shils E. Centre and Periphery. In: Polanyi M. (ed.), The Logic of Personal Knowledge: Essays. London: Ronthedge and Kegen Paul, 1961.

3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и

преемственность в жизни общества. М.: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 280 с.

4. Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. 2000. № 10. С.21-25.

5. Цаллагова З. Народные рецепты воспитания// Народное образование. 2001. № 1. С.212-216.

6. Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты //Педагогика. 2002. № 8. С. 35-38.

7. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 104-106.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-во «Азъ». 1992.

9. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации

личности в мире образования//Вестник ОГУ. 1999. № 1; Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. 2000. № 10. С.21-25.

10. Сапогова Е.Е. За горизонт мысли Л.С. Выготского: значение прецедентности в социальнокультурном развитии человека//Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С.42-48.

Гущина Наталия Александровна, канд. пед. наук, доц., зав. дошкольным отделением Института педагогики, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

THE TRADITION OF FAMILY AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF A CHILD OF

PRESCHOOL CHILDREN

N.A. Gushchina

In the article presents the psychological-pedagogical analysis of the interpretation of the role of the traditions of the family as a promising tactics of positive socialization of a child of preschool age. Shows the features of the traditions (selectivity, repeatability, effectiveness) and describes the forms of their implementation in the family. Levels and indicators that will determine the formation of the child's relationship with the family in the process of socialization.

Key words: socialization, family traditions, and partnerships.

Gushchina Nataliya Aleksandrovna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of primary education, chair. pre-school Department of the Institute of pedagogy, Russia, Kaluga, Kaluga state University. K.E Tsiolkovsky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.