Научная статья на тему 'Семейные союзы как форма общественного управления образованием'

Семейные союзы как форма общественного управления образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ СОЮЗЫ / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячковский Михаил Владимирович, Варламова Альбина Ивановна

Авторы рассказывают о традициях якутского народа по формированию семейных союзов объединению семей по родственным связям. Раскрывается значимость сохранения культурного наследия народа Саха. Рассказывается об опыте школы, которая является экспериментальной площадкой по проблеме «Потенциал ОУ основа развития социальной активности семейных союзов». Представляется проект «Виртуальный музей семейных союзов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные союзы как форма общественного управления образованием»

Эксперимент в школе

Авторы рассказывают о традициях якутского народа по формированию семейных союзов - объединению семей по родственным связям. Раскрывается значимость сохранения культурного наследия народа Саха. Рассказывается об опыте школы, которая является экспериментальной площадкой по проблеме «Потенциал ОУ - основа развития социальной активности семейных союзов». Представляется проект «Виртуальный музей семейных союзов».

Дьячковский Михаил Владимирович

директор МОУ Чурапчинской средней общеобразовательной школы Варламова Альбина Ивановна

заместитель директора по НЭР МОУ Чурапчинской средней общеобразовательной школы Республика Саха (Якутия) churss2@churap.ru

Семейные союзы как форма общественного управления образованием

Как сформировать ценность семейных традиций?

Ключевые слова: народные традиции, семейные союзы, республиканская экспериментальная площадка.

С давних времен народ саха считался одним из выносливых, жизнеспособных народов. Жизнь на вечной мерзлоте веками выработало необходимость жизни сообща, решения возникающих проблем «всем миром», помогая, друг другу в трудные минуты.

В суровые морозные месяцы единственным спасением являлся огонь - тепло домашнего очага - камелек. Горит камелек - значит, собирает он возле себя людей, обогревает их своим теплом, рождая в их душах надежду на счастливое будущее.

Долгими зимними вечерами в разговорах у этого камелька решаются все проблемы, строятся планы на будущее. Жизнь продолжается, развивается...

Якутский народ в экстремальных природно-климатических условиях создал разновидность северной цивилизации, основанную на традиционных отраслях хозяйства (скотоводство, коневодство, охота и рыболовство), позднее и земледелии. Частью его самобытной духовной культуры является якутская народная педагогика, которая изучена такими педагогами, как В. Ф. Афанасьев, И. С. Портнягин, А. А. Григорьева, Н. Д. Неустроев и другие, а также основатель первой в России музея народной педагогики К. С. Чиряев. Именно он первым обратил внимание на то, что у якутов родственные связи и взаимопомощь имели очень большое значение в хозяйстве, в быту, а также в вос-

питании детей. Он призывал возрождать и развивать эту народную традицию.

Доктор исторических наук А. И. Гоголев в своей книге «История Якутии» пишет: «В 17-18 вв. у народа Саха уже давно существовала форма общины, которая обычно возникает в эпоху разложения первобытного строя. Она представляла с собой союз семейств по принципу территориально-соседских связей, частично совместной собственностью на средства производства (пастбища, сенокосные, промысловые угодья)». Значит, понятие «семейный союз» существовало с давних времен.

Современные педагоги считают, что общество все более теряет традиционную основу родственных связей. Микрорайон Мурун-Тымпыйа с. Чурапча имеет свои специфические особенности сохранения и крепости этих связей. Эта особенность и стала основой формирования семейных союзов, которые имеют не малый педагогический потенциал воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Создание семейных союзов на основе родственных связей способствует возрождению и укреплению особенностей каждой семьи, которая имеет свои особенности в жизнедеятельности и воспитании ребенка.

Под семейным союзом мы понимаем объединение семей по родственным связям. Семейные союзы объединяют людей разных возрастов, независимо от места жительства, рода занятий, семейного положения. Сплочение людей в семейном союзе является истинным, естественным очагом преемственности поколений. Семейный союз - это среда, где существуют традиции взаимопомощи, устойчивых взаимоотношений, сопереживания, коллективизма, где уважают историческое прошлое своего рода, семейные ценности, традиции, где сохранены забота и уважение к старшему поколению, гуманность и милосердие, опека и защита малоимущих и нуждающихся.

С 2001 года школа является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Школа-сад как открытая система непрерывности образования», с 2005 года республиканской экспериментальной площадкой, а с 2006 года федеральной экспериментальной площадкой по проблеме «Потенциал ОУ - основа развития социальной активности семейных союзов».

Исходя из выше обозначенной проблемы, была определена цель работы, которая заключается в объединении деятельности образовательного учреждения и семейных союзов в воспитании и развитии ребенка.

Основой реализации программы выступают утвержденные на уровне школы локальные акты, как Положение об организации опытно-экспериментальной работы, Положение об Экспертном совете, Положение о творческой группе педагогов, Устав общественной организации семейных союзов «Бар5 а».

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

37

Эксперимент в школе

В рамках реализации программы обозначены направления работы «Потенциал ОУ - основа развития социальной активности семейных союзов», что подтверждается разработанными программами и проектами:

1. Программа «Организация деятельности социально-педагогического и медико-психологического центра на основе народных традиций»;

2. Программа «Реализация педагогического потенциала семейных союзов в воспитании и развитии ребенка через дополнительное образование»;

3. Программа «Ученическое самоуправление в условиях совместной деятельности семьи и школы»;

4. Программа элективного курса «Уруу-аймах» для учащихся среднего и старшего звеньев;

5. Проект «Педагогическая мастерская семейных союзов»;

6. Проект «Семейный интернат».

Степень вовлеченности общества в процесс образования детей - это мощный фактор развития школы на селе. Реальная помощь родителей и семейных союзов в повышении качества воспитания и обучения возможно при их активном участии в ее организации. Социальная активность родителей и семейных союзов начинается с осознания ответственности не только перед своим ребенком, но и, например, перед племянниками или перед соседскими детьми и т. д. Одна из важнейших особенностей семейных союзов является то, что бездетные семьи, а также пожилые семьи, дети которых уже окончили школ, участвуют в совместной деятельности школы и родителей.

Проблема открытия школы у населения стояла уже давно, и потому для собравшихся представителей коренных фамилий села, повестка собрания не стала неожиданной. Главы семейных фамилий решительно заявили о своей поддержке инициативы открытия школы, поручились помочь. Примерно так началась совместная деятельность семейных союзов и школы, тогда еще детского сада. Так, на сегодня действуют 20 семейных союзов. Совет семейных союзов «Бар5 а» проводится не меньше 3 раз в год, и решает немаловажные социальные, экономические, культурные, педагогические проблемы. В Совет семейных союзов входят главы семейных союзов, доверенные лица, защитники интересов родственников, семейных союзов, сохранивших прочность, традиции воспитания. В компетенцию Совета входят:

1. участие в разработке и обсуждении и составлении программы развития школы,

2. участие в организации профильного и дополнительного образований,

3. определение дополнительных источников финансирования;

4. укрепление материально-технической базы школы.

Каждый год совместная деятельность школы и семейных союзов переходит на новые этапы развития. За годы совместной деятельности семейные союзы провели свои недели, презентации, выставки, мастерские, составили генеалогическое древо, буклеты. Стали традициями такие мероприятия, как НПК родителей, спортивные соревнования на призы известных спортсменов из семейных союзов, субботники, круглые столы, именные стипендии Совета и т. д. А также в школе проводятся для родителей и учащихся тренинговые занятия, круглые столы по различным проблемам.

Опыт совместной деятельности школы и семейных союзов распространяется педагогами и родителями на различных улусных, республиканских семинарах, педагогической ярмарке «Сельская школа», по телевидению, в печатных изданиях и т. д. Председатель Совета семейного союза «Бар5 а» Монастырев Гурий Гурьевич защитил проект «Педагогическая мастерская семейных союзов» на республиканской педагогической ярмарке «Сельская школа», Шадрина Надежда Васильевна выступила с докладом «Общественное управление на примере Совета семейных союзов» на Республиканском семинаре СГПА «Общественное участие в управлении образованием» перед педагогической общественностью.

Отслеживание эффективности реализации программы обеспечивается мониторингом уровня воспитанности, эмоциональной комфортности, ценностной ориентации учащихся, а также мониторингом родительского отношения к школе, социальной активности родителей. По их результатам можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность семейных союзов улучшила показатели учебно-воспитательной работы школы, такие как повышение качества образования, поступление выпускников школы в учебные заведения, повысился уровень профессионального мастерства педагогов, вовлеченность педагогов и учащихся в научно-исследовательскую работу.

2. В связи с повышением заинтересованности родителей расширились направления, и улучшилось качество преподавания дополнительного образования. Увеличилось количество достижений воспитанников на различных международных, российских, республиканских уровнях.

3. Повысилась ответственность за свою семью, малую Родину, за свою республику, идет интенсивное формирование чувства патриотизма и гражданственности школьников.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательной, общественно-педагогической деятельности на основе этнокультурных традиций

38

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Эксперимент в школе

повысило активность и уровень доверия родителей и семейных союзов к школьной жизни.

5. Развитие общественного управления школой через этнопедагогические традиции более эффективно способствует формированию социального заказа и запроса, открытости деятельности школы.

Приложение

Проект «Виртуальный музей семейных союзов»

В нашей школе с 2001 года созданы семейные союзы. Семейный союз — это объединение семей по родственным связям. Семейные союзы объединяют людей разных возрастов, независимо от места жительства, рода занятий, семейного положения. Сплочение людей в семейном союзе — это истинный очаг преемственности поколений. Семейный союз - это среда, где существуют традиции взаимопомощи, устойчивых взаимоотношений, сопереживания, коллективизма, где уважают историческое прошлое своего рода, семейные ценности, традиции, где сохранены забота и уважение к старшему поколению, гуманность и милосердие, опека малоимущих и нуждающихся.

Обоснование создания проекта

Из года в год в городах и улусах растет число школьных музеев. В настоящее время в нашей республике функционирует 255 школьных музеев. Большинство из них стало важным звеном педагогического процесса.

Музеи - важная составная часть общеобразовательных учреждений. Работа в школьном музее, пропаганда его материалов среди населения развивает многие навыки культурной самодеятельности, внедряет в сознание представления о памятниковедении, воспитывает любовь и уважение к своему краю. Одной из положительных тенденций в работе школьных музеев на современном этапе является повышение познавательной работы учащихся с экспедиционными материалами музеев. Учащиеся в кружках, клубах по краеведению самостоятельно изучают материалы по подготовке докладов, рефератов к научным конференциям различного уровня, конкурсам, чтениям. Юные краеведы изучают историю своего наслега, города, улуса, что приводит к развитию чувства патриотизма, бережного отношения к культурному и природному наследию своего народа. По своему содержанию и характеру школьные музеи различны. Но цель любого из них - содействовать воспитанию учащихся, повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Курирующим центром школьных музеев республики является Республиканский музей школьников Министерства образования РС (Я).

Но, в данное время школьные музеи являются не в полной мере доступными для всеобщего обозрения, многие архивные данные за неимением возможности хранения теряются, пропадают. Поэтому возникает проблема усовершенствования доступа, открытости этих музеев. В наше время существует понятие виртуального музея, но количество практически реализованных музеев мало. В нашей республике эта проблема стоит особенно остро. Исходя из этого, возникает задача проектирования такого музея. Обобщение работы по семейному воспитанию.

Проблемы, рассматриваемые в проекте:

1. Недостаточная степень общества в возможности посещения различных музеев.

2. Недостаточная заинтересованность школьников своим родословным, незнание своего прошлого поколения.

3. Систематизация архива семейных союзов школы.

4. Рост влияния компьютерных технологий на жизнь общества, изменившиеся интересы и потребности личности и семьи в современных условиях, изменившаяся ситуация и тенденция взаимодействия населения и системы управления требуют внедрения информационных технологий

Актуально сть:

В настоящее время, когда происходит информатизация, автоматизация управления школ возникает потребность сохранности, безопасности предьявляемой информации.

В связи с этим возникает проблема систематизации, безопасного и длительного хранения архивным данных семейного союза. Для сохранения этих данных требуется несколько иной подход. Поэтому актуальной является проблема систематизации, хранения и оценки информации семейных союзов.

Цель проекта: Организация деятельности виртуального музея семейных союзов.

Задачи:

- разработка плана и схемы виртуального музея семейных союзов

- структурирование организации работы виртуального музея

Обьект проекта: виртуальный музей семейных союзов

Предмет: архивные материалы семейных союзов

Гипотеза: Широкомасштабное использование виртуального музея семейных союзов положительно отразится на гражданско-патриотическое становление учеников, молодежи, повлияет на всеобщее развитие школы.

Целевая группа - учащиеся, молодежь, население.

Механизмы реализации пректа:

1. Составление семейного архива (бумажный вариант):

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

39

Эксперимент в школе

- источники сведений о семье, их классификация;

- памятные даты семьи;

- духовный мир семьи;

- семейные трудовые традиции;

- семейные реликвии;

- увлечения;

- вклад семьи в развитие края.

Основной целью создания семейного архива является на основе изучения истории семьи сохранить семейные традиции.

Семейный архив семейных союзов состоит из:

1. Документы семьи, выраженные словом. Документы политического характера в архиве семьи (Уставы, партийные документы, программы и др.).

Хозяйственные документы семьи: понятие, порядок исследования и извлечения информации, хранение. Научно-философские труды семьи: понятие, порядок исследования и извлечения сведений, хранение. Материалы религиозного характера: понятие, знакомство, специфика источника. Другие письменные источники семьи: летопись, дневники, письма, деловая переписка и др.

2. Роль периодических изданий в жизни семьи. Статьи, публикации о семье. Топонимика края в истории семьи. Составление карты атласа. Семейная география.

3. Документы семьи, зафиксированные объективом. Фотографии - источник информации. Историческая достоверность фотографии. Хранение и систематизация фотодокументов. Художественные фильмы, телепрограммы, документальное кино как источники информации о жизни семьи.

4. Вещественные свидетели прошлого моей семьи. Понятие о вещественных источниках. Орудия труда, оружие, средства передвижения моей семьи в историческом срезе. Снаряжение, бытовые вещи. Жилище моей семьи. Предметы культа. Ценности: монеты, бумажные, деньги, ценные бумаги, орден и медали, значки.

5. Устные источники в воссоздании истории моей семьи. Понятие об устных источниках. Мифы, сказки, былины моей семьи. Песни, танцы. Обычаи, традиции, праздники.

6. Вклад моей семьи в возвеличивание нашей республики. Трудовые подвиги. Трудовые династии. Участие в исторических событиях. Вклад семьи в духовное богатство края. Другой вклад.

7. Моя семья сегодня. Социальная структура семьи и её положение в обществе. Духовные ценности. Сохранение традиций.

Систематизация данных семейных архивов в виртуальный музей (электронный вариант):

- Сбор архивных материалов семейных союзов

- Сканирование фотоматериалов, документов

- Фотографирование вещественных свидетелей

- Обработка архивных материалов

- Редактирование материалов, корректировка

- Систематизация материалов Web-страницы

- Дизайнерское оформление виртуального музея Этапы реализации проекта:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сбор материалов семейных союзов

2. Разработка Web-страницы.

3. Введение материалов в Web-страницу

4. Внедрение страницы в школьный сайт Страницы виртуального музея:

- Главная страница

- Общественная организация семейных союзов «Бар5 а»

- Великая Отечественная война

- Педагогическая мастерская

- Публикации

- Родословное древо

- Многодетные семьи

- Семейные реликвии

- Семейные традиции

- Доклады учителей и учащихся

- Мы ими гордимся Ожидаемые результаты:

1. Общий доступ в Виртуальный музей семейных союзов.

2. Повышение информатизации.

3. Повышения интереса к семейному воспитанию, изучение своей родословной.

4. Глобализация использований Виртуальных музеев.

5. Развитие преемственности поколений.

6. Формирование патриотического чувства и гражданской позиции.

7. Развитие семейных традиций и ценностей, формирование культуры семейной жизни.

Литература

1. Шпанарская Н. С. Папа, мама, я - спортивная семья // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - № 4

2. Никифорова Л. А., Нефедьева Л. И. Классный час: «Наша дружная семья» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2009-№ 1.

3. БураеваН. Н. Лабораторная работа: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка» // Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2008.-№ 3

4. Деревянных С. Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010. - № 5.

5. Каршинова Л. В. Народная культура и познание Мира // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

40

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.