М.П. Барболин*, В.И. Колесов**
Семейные нравы, традиции, обычаи и проблемы устойчивости современной семьи
В статье, опираясь на анализ исторически сложившихся семейных нравов, традиций и обычаев, авторы обосновывают необходимость опоры на исторический опыт семейной жизни поколений и его использования для обеспечения устойчивости жизни семьи, человека и общества.
In clause, leaning on the analysis of historically developed family customs, traditions and customs, necessity of a support and use of historical experience of home life of generations for maintenance of stability of a life of family, the person and a society proves.
Ключевые слова: семейные традиции, нравы, обычаи, устойчивость
Проблема сохранения семьи в обществе всегда являлась достаточно актуальной. Однако в современном обществе она становится краеугольным камнем, тем пределом организации жизни, за которым может исчезнуть общество как форма организации жизни человека на планете Земля. Идеи разрушения семьи, семейных ценностей и отношений постоянно пропагандируют средства массовой информации. Однако это еще не так страшно. Страшнее другое - эти идеи посредством воздействия на низменные потребности человека с нарушением всех норм человеческой морали внедряются в сознание молодежи в общегосударственном и межгосударственном масштабах. В подтверждение этому можно привести высказывание группы молодых людей, однажды прозвучавшее с экрана телевизора. Для некоторых молодежных «тусовок», оказывается, актуален лозунг «Свободный секс»...
Считаем, что больше нельзя молчать! Где общественное мнение? Где регулируемые обществом и государством пределы морали и нравственности?
Что такое нравы, традиции, обычаи? Традиция (лат. tradicio - передача) означает установившийся порядок, неписаный закон (выделено нами. - М.Б., В.К.) в поведении, порядок в быту, обычай, обыкновение и обнаруживается в элементах социально-культурного наследия»1.
С учетом сказанного можно дать следующее определение.
Нравы, традиции, обычаи - это исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение нормы общественных отношений, выполняющие стержневую и генетическую функцию организации общественной жизни, обеспечивающие устойчивое существование и развитие общества.
Но откуда же идут традиции? Нетрудно догадаться, что из истории, а в более глубоком понимании - из истории возникновения человечества и его жизненных потребностей и т.д. Круг, по которому идет жизнь, замыкается. И вот этот круг, хотя бы в малом, необходимо сохранять, ибо именно он является ядром устойчивости. Внутри этого круга - общество, внутри его - семья, внутри семьи - человек, далее национальность, генокод, ген. Такова цепь глубинной составляющей жизни. И вот эту-то цепь некоторые всячески пытаются разрушить, не понимая того, что, уничтожив ее, они уничтожат и себя. Свою семью они уже практически уничтожили. Уничтожены нравственные и духовные ценности как основа жизни, основой стали деньги и материальные блага. Говорят: «Все денег стоит», вместо «За дело надо платить». Все перевернулось с ног на голову. Однако только констатировать то, что есть и, в первую очередь, плохое, - мало. Необходимо выявлять негативное, обличать и искать пути его преодоления - вот основное направление жизни. Эта проблема заботит и общество. Не случайно текущий 2008 год объявлен годом семьи.
Семья сохраняет генокод, являющийся основой воспроизводства жизни. Это означает, что она является генератором и средством обеспечения устойчивости жизни вообще на планете Земля. Если же учитывать, что она еще и первичная ячейка общества, то становится ясно: семья является также и генетическим ядром развития и устойчивости общественной жизни. «...В силу своей
* Заместитель заведующего лабораторией методологии, прогнозирования и управления института образования взрослых Российской академии образования, кандидат педагогических наук.
** Профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии, директор инновационного центра «Постпенитенциарное образование» Санкт-Петербургской юридической академии, доктор педагогических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
зависимости от всей генетической конструкции человека, и в силу своего филогенетического возраста генетическая детерминация поведения и социальности человека получает свою фенотипическую актуализацию лишь в определенной среде (выделено нами, М.Б., В.К) и приобретает конкретный вид в зависимости от характера этой среды. Истинно человеческое поведение обретает реальности только в случае, если в раннем онтогенезе будут созданы ситуации, адекватные природе человека (выделено нами, М.Б., В.К)»2. Таковые, очевидно, могут быть созданы только в семье, ибо именно семья является ближайшим первичным окружением человека.
С учетом сказанного для наиболее глубокого понимания роли семьи в развитии общественной жизни и жизни общества в целом необходимо было бы начать исследование с возникновения человека и рассмотреть антропогенез. В этой связи, разумеется, нельзя не упомянуть работу Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства», которая сегодня в связи с нарождающимися новыми социально-экономическими отношениями чрезвычайно актуальна. Однако наша цель более узкая - вскрытие фундаментальных основ не столько возникновения и развития, сколько устойчивости семьи в рамках общественных отношений.
Не рассматривая подробно намеченные выше цепочки глубинных взаимосвязей, лежащих в основе не только нравов, традиций, обычаев семейных отношений, но и института семьи в целом, отметим, что уже из работы Энгельса ясно, что семья появилась с целью удовлетворения жизненных потребностей в продолжении рода и сохранении устойчивости жизненного процесса человека и общества. Поэтому обратимся к базовым жизненным потребностям, которые в целостном единстве должны быть реализованы в первую очередь в семье как первичной ячейке - клеточке общественной жизни. Ибо в современных условиях усиливающейся взаимозависимости человека, общества и природы необходим «целостный взгляд на природу анализируемого явления... и вычленение его коренных, определяющих особенностей и тенденций развития»3 .
Ключевые витальные потребности и соответствующие функции могут быть сведены к четырем классам:
1) индивидуально-органические;
2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);
3) когнитивно-праксиологические (познание и деятельность);
4) социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости)4.
При этом «потребности всех четырех классов скоординированы как с материальными, так и с системой духовных ценностей данного общества и образуют “сплав” материальных и духовных потребностей»5. Таким образом, мы получим целостное объемное пространство базовых потребностей и, соответственно, жизненных функций человека, семьи и общества.
Вместе с тем «жизнь и деятельность человека, всегда связанные с реализацией его витальных функций, направлены на овладение и усвоение адекватных им материальных и духовных объектов (идеи, принципы, эталоны деятельности)»6. Отдельные аспекты обозначенного пространства потребностей в жизни современной семьи учитываются. Однако реализация их в силу их целостного единства должна осуществляться не только в неразрывной целостности, но и в неразрывной преемственности. Например, известно, что от уровня интеллектуального развития семьи зависит интеллектуальный уровень ребенка, его притязания, его отношение к окружающим, наконец, его самоидентификация и социальная идентификация. В соответствии с принципом динамической иерархии уровней управления, регулирования функционирования элементов и подсистем организма (подробнее об этом принципе см. ниже) необходимый, ориентированный на проявление генетического потенциала и устойчивое управляемое развитие человека и общества эффект от воспитательного процесса сегодня может быть получен лишь в результате реализации этой системы как единой органической целостности в рамках каждого из подпространств пространства общественной жизни: как человека (ребенка), семьи, общества, так и межпоколенных связей и преемственности генетических, филогенетических и онтологических жизненных программ и функций. Ибо «общевитальные функции, будучи предпосылками и условиями реализации антропологических функций, в свою очередь зависимы от последних»7.
Поэтому обозначенные виды витальных потребностей в единой гармонизированной целостности должны стать ключевыми (базовыми) ориентирами реализации сущности жизненного пространства семьи, организации его жизни. Проведенный философами анализ роли потребностей в жизни человека показал, что «если мы хотим дать счастье, здоровье человеку, обеспечить его гармоническое развитие, мы должны стремиться не к ущемлению его витальных потребностей, а к такому его воспитанию, которое бы стало основой его самопрограммирования, адекватного его природе (выделено нами. - М.Б.,В.К.)»8.
Если учесть, что семья возникла в первую очередь как средство выживания и, значит, обеспечения устойчивости жизни, то становится ясно, что сохранение и разумное удовлетворение этих потребностей ведет к обеспечению устойчивости, а неразумное, нарушающее границу меры, обозначенную этими потребностями, ведет к разрушению жизни. Однако при этом возникает вопрос: «Что есть разумное?» Разумное - это такое, которое обеспечивает максимальную продолжительность жизни, устойчивое воспроизводство жизни человека, мера которого зафиксирована в генетическом потенциале или, как еще говорят, в жизненном потенциале человека, который под влиянием внешних условий - условий среды обитания - может уменьшаться или увеличиваться.
В свою очередь, внешние условия создаются индивидом и обществом. И первым звеном на этом пути является семья. В соответствии с законом повторения филогенеза в онтогенезе развитие органической жизни в онтогенезе должно повторять ее и в филогенезе, если речь идет об устойчивом продолжении и развитии жизни. А это означает, что жизнь семьи в миниатюре должна повторять положительную компоненту истории жизни, которую представляют сложившиеся нравы, традиции, обычаи.
Рассмотрим историческую связь времен с позиций сохранения и воспроизводства нравов, традиций и обычаев как основного содержания, средства и формы проявления фундаментальных законов развития жизни и обеспечения устойчивости жизни современной семьи. Анализируя историю развития семейных нравов, традиций и обычаев, возьмем за основу крестьянский быт предшествующих веков, поскольку Россия - страна преимущественно крестьянская, и именно в крестьянской семье наиболее полно отражены все ее характерные особенности.
Нельзя не обратить особого внимания на тот факт, что реализация первичных индивидуальноорганических потребностей, обеспечивающих устойчивость жизни индивида и семьи, в русской истории связывалась, с одной стороны с землей, а с другой - с общиной. Так, в ХУШ-Х1Х вв. «в крестьянских взглядах на поземельные отношения признание позиций общины сочеталось со стремлением утвердить наследственные права своей семьи на держание. Взгляд на “старинную деда и отца своего пашенную землю” или “природную родительскую и отцовскую пашенную землю” как на “природную землю” был одновременно обращен против посягательств и землевладельца, и чрезмерных ретивых сторонников переделов»9.
В то же время «соотношение этих противоположных тенденций внутри общины зависело от конкретной исторической и локальной ситуации»10.
Это говорит о том, что не только человек как биологический вид имеет земное происхождение, но и семья, а, значит, родовые корни каждой конкретной семьи принадлежат этой земле. Не случайно говорят о «малой родине», где человек родился и провел свое детство. С другой стороны, как видно, развитие семьи тесно связано с общиной.
«В решении многих социальных вопросов для крестьян решающим фактором являлся обычай»11. «В представлениях крестьянина присутствовала цепь предшествующих поколений, осознаваемая как опора (выделено нами - М.Б., В.К.)...»12.
Как видим, обычай служит основой не только преемственности, но и устойчивости жизни, обеспечивая одновременно материальную, духовно-нравственную и правовую стороны общественной жизни, выступая при этом не только основой, но и генетическим ядром, обеспечивающим стабильность, устойчивость, незыблемость исторически сложившихся и обеспечивающих выживаемость одновременно семейных и общественных отношений.
В ХУШ-Х1Х вв. «.четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина. Он выражен в челобитных по вопросам, в которых ссылаются в обоснование своей просьбы на необходимость завести семью, обеспечить семью и т.п. ... Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни (выделено нами. - М.Б. и В.К.)»13.
«Роль общины и семьи как институтов в организации и развситии традиционной духовной культуры крестьянина, тесно связана с их ролью в воспроизведении традиций вообще (выделено нами. - М.Б. и В.К.)»14. При этом «.по воспроизводству традиций не следует ... противопоставлять семью и общину, отыскивая преобладающее значение одной из них в реализации этой функции. Семья и община реализуют ее в тесном взаимодействии (выделено нами. - М.Б. и В.К.)»15.
Таким образом, можно утверждать, что семья является средством воспроизводства культурного наследия, являющегося фундаментом развития культуры общества в целом. При этом общество и семья неразделимы и взаимодействуют в целостном (в материалистической диалектике сказали бы «в диалектическом») единстве: общество способствует сохранению традиций семьи, семья, сохраняя традиции, способствует сохранению культуры общественной жизни.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
При этом на первое место выходят семья, род, община, которые ближе всего находятся к индивидуальным жизненным потребностям человека. «Между крестьянской семьей и феодальным государством находилась соседская община - организация непосредственных производителей, стремившаяся в своей деятельности исходить из интересов крестьян»16.
Не воспроизводят ли эту идею сейчас муниципалитеты? Однако непосредственно заботы о семейном воспитании, сохранении и воспроизводстве культуры и культа семьи в их работе пока не наблюдается!
Семья и община играли ключевую роль в нравственном становлении человека, лежащем в основе организации познавательной и практической деятельности, реализующей третий аспект жизненных потребностей. «Духовный мир крестьянина был тесным образом связан с природой. ... Весь образ жизни органично включался в систему локальных природных хозяйственных условий. Благополучие собственное и благополучие семьи во многом зависело от умения внимательно присмотреться к этим условиям, заметить и учесть конкретные связи явлений при многократном их повторении. Детализированные эмпирические знания особенностей района (и микрорайона) позволяли фактически учитывать в комплексе факторы и связи, научный анализ которых незавершен и сейчас.
В эмпирическом познании окружающего мира крестьянин опирался не только на коллективный опыт своей общины, но и на преемственность опыта предшествующих поколения. Традиционность -вторая особенность (наряду с обычаями. - Замечание наше. М.Б., В.К.) крестьянской культуры. Оптимальная приспособляемость к специфике конкретной местности достигалась за счет длительных сроков адаптации, включающих ряд поколений (выделено нами - М.Б., В.К.)»17. «Традиционность, коллективность, непосредственная связь с образом жизни, отражение постоянного многообразия восприятия природы - все эти черты определяли богатство крестьянского творчества, делали его одним из постоянных источников развития профессиональной культуры»18. Известно, что в современном мире все технические изобретения имеют прообразы в природе. А современные высокие технологии есть не что иное, как проникновение в тайны природы и их непосредственное использование.
Связь человека с природой во всех сферах жизни является очевидной и непреложной истиной. При этом речь идет не о подчинении природы человеку по Мичурину, а о гармонизации жизненных процессов. Нельзя нарушать цикличность природы ни в семейной жизни, ни в общественном укладе, ни в познании, ни в деятельности. Нарушение традиций в сельском хозяйстве, использование, в частности, химических удобрений вместо навоза, нарушение севооборота приводит к истощению земли. Отсутствие жизненного опыта поколений, вызванное миграцией, ранним отрывом детей от семей, отсутствие семейного воспитания, основанного на традициях поколений, неминуемо приводит к дисгармонии жизнедеятельности человеческого организма и природы.
Нетрудно сделать вывод о влиянии природы на будущего ребенка. В едином комплексе всех этих условий исстари принято говорить об энергетической ауре зачатия плода, вплоть до желания иметь родителями ребенка. Существуют такие понятия: «желанный ребенок» и «нежеланный ребенок». Именно от того, желали рождения ребенка в семье или нет, зависят и его счастье, и вся будущая жизнь. Можно эти соображения не принимать в расчет как ненаучные, но в этом убеждают и история, и опыт поколений, и с этим нельзя не считаться.
Главное отличие родовых и родительских потребностей человека от соответствующих потребностей животных в том, что их реализация в человеческом сообществе основывалась на духовности и нравственности, связывалась с культурой и красотой супружеских отношений. И на первое место выдвигались не сексуальные потребности, как это делается в современном обществе. Существовали целые свадебные ритуалы, которые частично дошли до наших дней19. И начиналось это с подготовки к семейной жизни. «Эстетическое воспитание вплеталось в повседневность: девушка собственными руками готовила себе приданое.»20. А сейчас?! В массово пропагандируется «продажа» женского тела. Можно ли сохранить нравственное, духовное и вообще человеческое начало нарождающемуся поколению, если на первое место обществом выдвигается животный инстинкт? В соответствии с принципом иерархической организации функционирования живых организмов, этот инстинкт выйдет на первое место и в человеке, и он будет доминировать (в соответствии с законом доминанты Ухтомского). В результате все это сказывается не только на моральном облике, но и на духовно-нравственном и физическом здоровье человека на протяжении жизни.
Мы рассмотрели реализацию трех аспектов жизненных потребностей на уровне внутрисемейных отношений и отношений с природой. Четвертый аспект касается социальной жизни. Исторические исследования показывают, что «семья и община . были полифункциональны по своей социальной сущности. Семья не только выполняла собственные семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и пр.), но являлась первичным и основным
производственным коллективом»21. Из поколения в поколение передавались не только профессиональные, но и культурные традиции. «К народной культуре причастен был каждый крестьянин. Нельзя было не знать песни и фигуры хоровода, причитания, колядки и пр. ... девушка, готовящая себе приданое, ... знала, что искусство ее будет оценено .на свадьбе . »22.
Внутрисемейная передача жизненного опыта и культуры в значительно большей степени способствует раскрытию творческого потенциала человека. Это есть не что иное, как наиболее эффективный путь воспроизводства генетического и филогенетического опыта, включения генетических и филогенетических программ в онтологические программы. А как известно, «одним из фундаментальных принципов структурной организации является принцип динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, и истинная его картина должна быть воссозданием взаимных отношений субординации между этими уровнями . Если низшие уровни, являющиеся функциональными элементами целостных систем, реализующих витальные функции индивида, детерминированы генетически достаточно жестко, то высшая интеграция таких систем у человека складывается онтогенетически и строится на филогенетически молодых элементах, в своих фенотипических проявлениях генетически непредопределенных»23.
Отсюда ясно, что необходимым условием проявления генетически и филогенетически обусловленных способностей человека, зафиксированных в генетических и филогенетических программах, является создание гармоничных по отношению к ним (способностям) условий во внешней среде - онтологических программ жизни, что наиболее эффективно в пространстве внутрисемейных отношений близких родственников - в семье.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что нравы, традиции, обычаи - генетическое ядро развития, обеспечивающее гармонию жизненных процессов, жизненных циклов человека, семьи, общества, природы, которое порождено генетическим потенциалом человека и историей развития человечества и обеспечивает преемственность развития - раньше бы это назвали диалектикой, а теперь можно сказать - генетику развития, генетический потенциал Земли, индивида, нации, народа, общества, человечества. В теоретическом плане необходимо отметить, что нравы, традиции и обычаи реализуют три фундаментальных закона развития. Нравы реализуют закон доминанты (Ухтомского), традиции реализуют закон обратных связей (Бернштейн, Винер, Анохин и др.), обычаи реализуют закон опережающего отражения (Анохин). Так можно ли их отрицать и игнорировать, если мы хотим, чтобы на планете продолжалась жизнь?
Несоответствие жизненных циклов человека, семьи, общества жизненным циклам природы в обыденном понимании означает нарушение природосообразности, а на языке науки - нарушение закона границы качества, логики системогенеза, а в более глубоком понимании - нарушение меры жизни, что неминуемо ведет к уничтожению жизни, в первую очередь на том уровне, на котором эта мера нарушается - человека, общества, природы или других пространствах жизни, являющихся их подпространствами.
Можно ли говорить об устойчивости современной семьи, когда нарушаются нравы, традиции, обычаи, являющиеся основой и стержнем общественной морали, когда прерывается связь поколений. А в наиболее общем - научном понимании, нарушается объективная природная (естественная) и историческая логика развития семьи и в целом, человеческого сообщества, объективных законов развития жизни. Общество сейчас находится в критической ситуации, и начинать исправлять эту ситуацию необходимо на качественно новом уровне, прежде всего с социальных условий и нравственного климата, с возрождения нравов, традиций современной семьи. Многие семейные традиции у разных народов сохранились, а многие возрождаются заново, при этом значительную роль начинает играть церковь24. Главная функция исторически сложившихся семейных нравов, традиций, обычаев, как видно из вышеизложенного, в том, что они реализуют в единой целостности всю совокупность базовых жизненных потребностей человека, формирующихся также исторически. А это означает, что сложившийся семейный уклад ориентирован на обеспечение устойчивости жизни человека и общества.
Однако может возникнуть вопрос: как же быть с инновационным поведением, о котором сейчас много говорят, но не могут выявить в нем сущность? Новаторство неотделимо от традиции. Даже в словаре их сущность раскрывается во взаимной связи. О традиции уже было сказано. Продолжим приведенное выше описание. «Традиция и новаторство - исторически сложившиеся соотносительные понятия, характеризующие передачу из поколения в поколение обычаев, обрядов, норм поведения, взглядов, вкусов и т.п. . Новаторство вне связи с традицией приводит к нарушению преемственности, той меры, благодаря которой культура сохраняется как органическое целое, достояние человечества»25. Нетрудно понять, речь идет о мере устойчивости, в качестве которой в общественной жизни выступают нравы, традиции, обычаи. Нарушение законов развития жизни26, меры устойчивости, которой в соответствии с законом количественно-качественных изменений определяется граница качества жизненного процесса, ведет к деградации жизни человека, семьи, общества.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Таким образом, очевидным становится, что первым шагом и краеугольным камнем на пути обеспечения устойчивости жизни, формирования нравственного гражданского общества становится соблюдение исторически сложившихся нравов, традиций, обычаев, характерных, в первую очередь для семьи, затем нации, этноса, народности, общества, государства, наконец, человечества в единой организации жизни Человека, Общества и Природы.
Сейчас много говорят об инновациях во всех областях жизни: об инновациях в экономике, об инновационном поведении человека и т.д. Это необходимо, без этого нет развития, но, как говорил Конфуций: «Только лелея старое, можно создавать новое!».
1 См.: Словарь по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 2000.
2 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск, 1984. С. 179.
3 Материалистическая диалектика как общая теория развития. Т. 3 М., 1985. С. 423.
4 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч. С.162.
5 См. там же. С.163.
6 Там же. С. 190.
7 Там же. С. 222.
8 Там же. С. 167.
9 Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян ХУШ-ХГХ вв // Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989. С. 7-8.
10 Там же. С. 8.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же. С. 9.
14 Там же.
15 Там же.
16 Миненко Н.А. Русская крестьянская община в Западной Сибири (ХУШ - первая половина Х1Х в.). Новосибирск, 1979. С. 268 - 303
17 Громыко М.М. Указ. соч. С. 10.
18 Там же. С. 11.
19 Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). М., 1985.
20 Громыко М.М. Указ. соч. С. 11.
21 Там же. С. 12.
22 Там же. С.11.
23 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 166.
24 Гаспарян Ю.А. Семья и церковь как единая система регуляции народных традиций и обычаев. (Социологические проблемы). СПб., 2002.
25 См.: Словарь по культурологии.
26 Барболин М.П. Социализация личности / Под ред. В.Т. Пуляева. СПб., 2006, 2008.
УДК-370.12
К.А. Каграманян*
Вклад В.Шекспира в английскую фразеологию
Статья посвящена исследованию шекспиризмов. Автор рассматривает творчество и фразеологическое наследие великого английского драматурга как самый богатый литературный источник английской фразеологии.
The presentation deals with phraseological units created by William Shakespeare. The author of article investigates integration of them into English language and considers the works of the greatest playwright as the richest literary source of English phraseology.
Ключевые слова: английский язык, Шекспир, шекспиризм, фразеологическая единица, фразеология, лексика, словосочетание.
* Старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России. Контактный тел. 749-68-50.