Научная статья на тему 'Концептуальные основы построения системы нравственного воспитания человека в условиях общественной жизни'

Концептуальные основы построения системы нравственного воспитания человека в условиях общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барболин М. П., Колесов В. И.

В статье на основе теории взаимодействия генетически наследуемой и врожденной программ, с использованием принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем человеческого организма, излагаются концептуальные основы построения системы нравственного воспитания человека в условиях общественной жизни.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause on the basis of the theory of interaction of genetically inherited and congenital programs, with use of a principle of dynamic hierarchy of levels of management and regulation of functioning of elements and subsystems of a human body conceptual bases of construction of system of moral education of the person in conditions of a public life are stated.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы построения системы нравственного воспитания человека в условиях общественной жизни»

М.П. Барболин*, В.И. Колесов**

Концептуальные основы построения системы нравственного воспитания человека в условиях общественной жизни

В статье на основе теории взаимодействия генетически наследуемой и врожденной программ, с использованием принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем человеческого организма излагаются концептуальные основы построения системы нравственного воспитания человека в условиях общественной жизни.

In clause on the basis of the theory of interaction of genetically inherited and congenital programs, with use of a principle of dynamic hierarchy of levels of management and regulation of functioning of elements and subsystems of a human body conceptual bases of construction of system of moral education of the person in conditions of a public life are stated.

Актуальность. Главная задача, которая в связи с инновационным развитием экономики ставится перед обществом, - формирование инновационного поведения человека, ориентированное на производство инноваций и удовлетворение потребностей рынка. Однако, являясь, на первый взгляд, достаточно узкой, именно эта задача, будучи переведенной в субъектно-личностный план, становится генерирующим ядром расширения целей и задач воспитания на самых разных уровнях социальной лестницы, в первую очередь в семье, создания качественно нового социального института воспитания детей и нового поколения молодежи и взрослых. При этом воспитание становится фундаментом устойчивого, опережающего инновационного развития общества на всех его уровнях в отличие от традиционного понимания воспитания как воспроизводства социального поведения человека, социальной идентификации, адаптации, средства передачи социального опыта.

Воспитание для человека как главного субъекта общественной жизни становится средством достижения более высоких целей, ориентиром для которых является модель взрослого человека, а в более широком понимании - модель непрерывного опережающего воспитания, развития (человека, организации, общества в целом, ибо известно, что общественный уклад жизни меняется, а опыт, образы сознания, материальные и нравственные отношения по инерции «живут еще прошлым»1), обеспечивающая выход за пределы конкурентной борьбы, нахождение новой, недосягаемой для конкурентов ниши реализации жизненного потенциала, создание качественно нового продукта, не имеющего аналога. По сути, речь идет о выходе образов сознания и образов жизни человека уже в рамках воспитательного пространства за пределы существующего образа жизни общества. Но для этого само пространство воспитания сначала на уровне организационноуправленческом, а затем на энергоинформационном, мировоззренческом, мыследеятельностном и предметно-практическом уровнях должно выйти за пределы реально существующего образа жизни общества, в чем заключается опережающий генетический и генерирующий и, значит, потенциально инновационный характер воспитания.

В этой связи с позиций перспектив развития современного общества, когда «Обучение в течение всей жизни» перестает быть «модным слоганом» современных методологий образования, это целевая установка людей, которые хотят быть успешными в жизни»2, фундаментом обучения и образования должно стать воспитание, и в первую очередь общественное воспитание в рамках общественных организаций, производственных коллективов, учреждений. Ибо, как показывает нынешний высокотехнологичный век, чем выше уровень образованности у безнравственного человека, тем этот человек опаснее для общества.

* Заведующий лабораторией методологии образования Института образования взрослых Российской академии образования, кандидат педагогических наук, профессор.

** Профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии, доктор педагогических

наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Концептуальные основы построения системы нравственного воспитания человека в условиях общественной жизни. Методологической основой построения полноценной системы общественного воспитания послужило положение о том, что в современных условиях усиливающейся взаимозависимости человека, общества и природы необходим «целостный взгляд на природу анализируемого явления... и вычленение его коренных, определяющих особенностей и тенденций развития»3.

Нравственность в наиболее глубоком, сущностном понимании - это природосообразность. К.Маркс, создавая теорию общественного развития, высшим уровнем развитого общества «понимал его как завершенный натурализм, тождественный гуманизму»4. «Сама история, - писал он в „Экономическо-философских рукописях 1884 года,,, - является действительной частью истории природы, становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в той же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука»5.

«Следовательно, чтобы адекватно понять человека, надо создать такую систему представлений, взглядов, идей которая включила бы в себя и естественнонаучные знания»6. И как результат такого понимания - гармония жизни человека, общества и природы.

Такое понимание изучения человека, его жизни, поведения в современных условиях, когда перед человечеством встала проблема выживания, становится как нельзя актуальным.

О гармоничном воспитании, гармонизации жизни человека и природы говорилось много и всегда. Более того, попытки такой гармонизации человека, общества и природы осуществлялись во все времена и осуществляются сейчас, например, средствами религии, государственными законами и т.п. Однако, как говорил А.С. Пушкин, «божественный закон в нас и тому, кто этот закон в себе ощущает, никакой другой закон не нужен» (смысл, разумеется, передается в свободном пересказе автора).

При сегодняшнем уровне развития науки вполне резонно поставить и получить ответ на вопрос: не в этих ли словах кроется суть и сущностный смысл нравственности?

Сегодня, когда наука проникла в структуру генокода, раскрыла функциональные возможности генов, кажется смешным, если не сказать «преступным», в среде ученых обсуждать проблему нравственности на уровне «добра и зла» (вспоминается детство: «что такое хорошо и что такое плохо»). Да, еще В.И. Вернадский и его предшественники говорили: «Не навреди». Но как избежать этого, когда критерии добра и зла, вреда и пользы весьма относительны и отсутствуют технологии «правильного» поведения? Об этом скромно молчат те, кто много говорит о нравственности, в то время, как в религиозных заповедях не рекомендуется не поступать так, как не хочешь чтобы поступали по отношению к тебе, и поступать так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе. Хотя при этом необходимо заметить, что ни в одном учении эти два тезиса не встречаются вместе, т.е. не указывается одновременно «что делать» и «чего не делать».

И если осмыслить с позиций современной науки, в частности, такой науки, как исследование операций, то станет ясно, что речь идет о методе ограничений. А если обратиться к издаваемым в любом государстве законам, то легко увидеть, что в них также используется тот же метод ограничений: указываются возможности и границы поведения человека.

Однако пока еще мало кто задумывается над тем, а каковы фундаментальные, естественные, лучше сказать, жизненные основы таких предписаний, которые действительно устойчиво развивали бы жизненный процесс человека в гармонии с природой, гармонизировали жизненные процессы Человека, Общества и Природы, объединяя их в единый органически целостный процесс развития жизни на планете Земля.

Принято говорить, что человек - существо биосоциальное. При этом при формировании социальных и педагогических программ воспроизводства человека за основу, как правило, берется закон повторения филогенеза в онтогенезе и это, по крайней мере, в педагогической среде, считается почти догмой. Однако мало кто даже из специалистов, занимающихся воспитанием, задумывается о главных механизмах, формирующих основы этой биосоциальности, основы и программы поведения и образа жизни так называемого биосоциального человека. Конечно, не только не отрицается, а признается и даже ставится во главу угла роль взаимосвязи поколений в становлении социального человека. Однако при этом не раскрываются в должной степени объективные законы, закономерности и социальные механизмы, лежащие в основе управления этим процессом.

Очевидно, что связь поколений в жизни человека является связующим ключевым звеном между его генетической наследственностью и социальностью. На первый взгляд, это очевидно, если не рассматривать роль этого в развертывании устойчивости жизненного процесса на Земле как единой организации Человека, Общества и Природы. Однако следует обратить внимание на тот

факт, что переход от наследственности к социальности как к общественному образу жизни человека опосредуется такой сущностью, как врожденность, обладающей филогенетической программой, которая может уничтожить или, наоборот, проявить генетическую наследственную программу, обеспечив оптимальное развитие человека и даже его счастье. В то же время специалисты, занимающиеся проблемами воспитания, образования, подготовки человека к общественной жизни, филогенетической программе врожденности как механизму опережающего развития и формирования человека, формирования его образа жизни должного внимания не уделяют. Если генетическая предрасположенность и социальное влияние на человека как-то учитываются в педагогических исследованиях и моделях воспитания, то место, роль и влияние врожденной филогенетической программы на наследственную генетическую и социальную программы поведения человека практически не рассматриваются. Часто считается, что только родители, их взаимоотношения и характер влияния на ребенка, существующая в обществе связь поколений определяют его поведение, в то время как родители и общественные организации не всесильны, они подчинены законам жизни природы.

Для того чтобы эти проблемы осознать, достаточно рассмотреть характер взаимодействия генетической и врожденной программ поведения человека. Психологи утверждают, что «понятия «наследственность» и «врожденность» не противостоят друг другу и не дополняют одно другого. Их соотношение определяется холархическим принципом (поглощение одного другим) принципом»7, что означает возможность поглощения не только наследственностью врожденного, но и наоборот. Иными словами, как утверждает А. В. Осницкий, наследственная генетическая и врожденная (филогенетическая) программы равноправны, и возможно автоматическое поглощение, например, негативной врожденной филогенетической программы наследственной генетической программой. И если предположить, что генетическая программа сильнее или более устойчива, то это означает, что практически не ставится или игнорируется проблема нежелательного направления развития перерождения и, возможно, вырождения рода, родословной, а за ним, может быть, и всего человечества. В то же время, если, как утверждает А.В. Осницкий, врожденность как таковая, а не только на уровне программ, способна поглощать генетическую наследственность, то это опасно для существования человечества вообще, поскольку врожденная программа может формироваться онтогенетически и противоречить наследственной программе (думается, что это проблема для ученых самых разных специальностей - как гуманитариев, так и естествоиспытателей). Дальнейшие положения его статьи, другие исследования и человеческая история подтверждают возможность негативного пути развития человечества. А.В. Осницкий, говоря о взаимном поглощении программ, не рассматривает их с позиций функционального проявления, где на первый план выходит их уровневая организация.

Рассмотрим структуру формирования филогенетической врожденной программы, которая передается по наследству. «В общих чертах процесс наследственности свойств и качеств человека имеет определенную последовательность смены внутренних (базовых) и внешних факторов. В целом процесс наследования свойств и качеств организма можно представить как взаимовлияние и взаимодействие генотипа и окружающей биопсихосоциальной среды. Результатом данного взаимодействия является образование фенотипа, сформировавшегося в процессе онтогенеза. ... фенотипы отца и матери ... образуют генотип плода. Биохимический состав и биофизическая структура материнского организма (внешний фактор) является первичным биосредовым компонентом, определяющим совместно с генотипом формирование фенотипа ребенка. Психическая личностная составляющая. определяется в первую очередь системой личностных отношений. Психотип, в свою очередь, образуется в результате соединения родительских систем личностных отношений. Таким образом, образованию психотипа предшествует длительный период формирования прародительских отношений и супружеских отношений, определяющий системно-целостное единство психосоциального состояния семьи с ее ценностными ориентациями, экзистенциальными, этическими эстетическими и бытовыми нормами (выделено нами - М.Б., В.К.)»8.

Как видно, имеет место иерархическая организация формирования личности, которая определяет социальное поведение человека. При этом каждый уровень имеет собственную программу, детерминирующую поведение человека. А.В. Осницкий утверждает, что программы независимы друг от друга и взаимопоглощают друг друга. Но это не совсем так, что видно уже из очередности их формирования, поскольку, как справедливо утверждает автор, среда, онтогенез формирует психотип (совместно с генотипом), и это означает, что ведущей - генерирующей программой является среда, семья, общество. И такая зависимость усиливается, когда речь идет о проявлении программ.

В процессе проявления программ и управления их проявлением ведущей становится уровневая структура процессов: «.одним из фундаментальных структурной организации является принцип

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, и истинная его картина должна быть воссозданием взаимных отношений субординации между этими уровнями (выделено нами - М.Б., В.К.) .Если низшие уровни, являющиеся функциональными элементами целостных систем, реализующих витальные функции индивида, детерминированы генетически достаточно жестко, то высшая интеграция таких систем у человека складывается онтогенетически и строится на филогенетически молодых элементах, в своих фенотипических проявлениях генетически не предопределенных»9.

Поэтому невозможно непроизвольное восстановление проявления (функционирования) генетической программы без изменения негативной филогенетической программы и, значит, невозможно восстановление измененных филогенетической программой генетически обусловленных качеств человека. В то же время наоборот - сознательное изменение врожденной филогенетической программы в процессе онтогенеза и гармонизации ее с генетической программой вполне возможно, что необходимо для обеспечения устойчивого развития человека и общества.

Из принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма следует, что в процессе влияния на функции человека, его поведение, образ жизни эти программы неравноправны. Более поздние - филогенетические -оказывают более сильное влияние на социальное поведение человека. Но поскольку генетические программы более устойчивы, то по этой причине возможно восстановление их на уровне функционирования во внешней среде в противоположность постоянно повторяющейся как заклинание и как догма фразе «филогенез повторяется в онтогенезе». Это так, но это не фундаментальный закон жизни, а лишь закон развития. И ключевую роль в этом играет семья. Врожденность, врожденные качества определяются супружескими и родственными отношениями, т.е. семьей, которая формирует, развивает или уничтожает генетическую программу. Онтогенез, как показывает А.Г Осницкий, уже во втором поколении может изменить филогенез. Таковы возможности воспроизводства нравственных основ, осуществление которых ложится на плечи общества, каждой его организационной структуры, в первую очередь семьи. «Там, где есть хорошая музыка, там нет плохой наследственности»10. И как сказал артист В. Тихонов, «актера делает драматургия, но при одном условии, если это есть в самом человеке, а если нет, то никакое зеркало не поможет»11. Это говорит о том, что:

1) для проявления внутреннего (сущностного) нравственного потенциала человека необходимо создавать внешние условия;

2) к генерированию человеческого потенциала, его поиску и проявлению необходимо подходить с учетом природосообразности и гармонизации жизненных процессов.

В основе такого развития лежат фундаментальные законы развития жизни12: закон генетической организации жизни, закон оборачивания жизни и закон опережающего воспроизводства жизни (в частности, в форме генокода). Любая организация общественной жизни выступает лишь в качестве инструмента реализации этих законов в системе человек-общество, являясь генетическим и генерирующим ядром сохранения, оборачивания и опережающего (по отношению к обществу) воспроизводства генетической организации жизни.

Программа - это только предраспосложенность, детерминирующая поведение человека. Реализация ее, как уже было показано выше, зависит от внешних условий. Если же в организационной структуре общества внешние по отношению к человеку условия онтогенеза сознательно сориентировать на гармонизацию формируемой филогенетической и наследственной генетической программ, то возможно не только исправление образа жизни, но и восстановление процесса устойчивого развития человека и общества. «.Фонд филогентически обусловленных элементов биологической активности приобретает различную организацию под влиянием онтогенетически складывающихся функциональных систем, которые в основном социогенно обусловлены и в конечном счете экзотерически даны как определенные социальные варианты жизни индивидов. Но каковы бы ни были эти варианты жизни индивидов различных эпох и социальных групп, т.е. какую бы форму ни принимала их жизнедеятельность, она должна быть достаточно полной реализацией фундаментальных биологических потенций, модифицированных, конечно, конкретным социогенно детерминированным онтогенезом каждого отдельного человека. Значит, если мы хотим дать счастье, здоровье человеку, обеспечить его гармоническое развитие, мы должны стремиться не к ущемлению его витальных потребностей, а к такому его воспитанию, которое бы стало основой его самопрограммирования, адекватного его природе» (выделено нами. - М.Б., В.К.)13. Говоря современным языком, информационная матрица, будучи наложенной на генокод, обеспечит не только реализацию генетического потенциала, но, благодаря синергетическому эффекту, возможно, обеспечит рождение качественно нового поколения детей. Более того, при таком подходе возможно изменение

генотипа. Не в подобном ли эффекте возможно на уровне природы или космоса таится разгадка появления детей «индиго»?

Поэтому для обеспечения оптимального процесса воспроизводства здорового и счастливого человека необходима соответствующая оптимальная среда. Исходя из выше изложенного и опираясь на данные психологии, укажем ключевые звенья и ключевые характеристики такой среды.

Уже при рождении ребенок «имеет определенный набор врожденных психических свойств и качеств, которые определяются частично наследственными - психотипными, а частично приобретенными под воздействием психосоциальной среды» через эмоциональное состояние матери. Ибо известно, что находящийся в утробе матери ребенок «обладает способностью к эмоциональному восприятию окружающего мира и накоплению этих впечатлений в своей памяти»14. Отсюда ясно, что психоэмоциональный фон, психологический климат семьи и социума, влияющие на психоэмоциональное состояние матери, являются исходными ключевыми звеньями в управлении процессом воспитания ребенка в период его созревания в утробе матери.

Поскольку речь идет о гармонии среды и генетической организации человека, очевидно, что на социальном уровне речь должна идти о ее нравственности, понимаемой как природосообразность. Фундаментальной основой такой организации являются качества, категории и законы нравственности, являющиеся едиными для человека, семьи и общества: нравственности (природосообразности образа жизни), совести, памяти (генетической и другой), настроя (включающего мысль, смысл, ум), воображения, воли, характера, которые являются проявлением на качественно новом уровне - в пространстве общественной жизни - фундаментальных (действующих в сфере материальных отношений) категорий и законов организации жизни: материи, энергии, меры, строя (включающего законы подобия, золотой пропорции, гармонии), размеров, информации, явлений, определяющих характер взаимодействия жизненных процессов в природе, внутреннем мире человека и в обществе.

Как следует из принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, для реализации в социуме наследственной генетической программы и для изменения и формирования филогенетической программы исходными являются потребности, которые могут соответствовать витальным, а могут и не соответствовать. И от того, насколько эти потребности будут соответствовать витальным потребностям, настолько будет правильной установка на формирование филогенетической врожденной программы.

Поэтому в рамках воспитательного процесса семьи уже в первые годы жизни ключевым звеном являются формируемые индивидуально-личностные потребности, которые, в свою очередь, связаны с формированием ценностей и смысла жизни, опирающихся на витальные, жизненные потребности.

Таким образом, становится понятным, что для обеспечения устойчивого развития человека и общества вслед за психологическим климатом в семье во время рождения ребенка и в последующем в разнокачественных общественных организациях единого общественного организма ключевым звеном становятся базовые ценности, обеспечивающие жизненные потребности человека, которые формируются, с одной стороны, под влиянием наследственных факторов, а с другой -общественных ценностей. В этой связи в обществе в качестве ключевой базовой общественной ценности должны рассматриваться духовно-нравственные и материальные условия обеспечения жизненных потребностей человека и его семьи как исходного пространства общественной жизни. Можно предположить, что не случайно следующий после периода стабилизации период развития России начинается с Года семьи и повышенного внимания государства к удовлетворению материальных и нравственных жизненно важных потребностей молодой семьи (материнский капитал, льготное обеспечение жильем, создание культа матери и культа семьи, повышенное внимание к старикам и пенсионерам, забота о детях без родителей - создание условий, близких к семейным). Фундаментом построения полноценной общественно-государственной модели, обеспечивающей создание таких условий, являются обозначенные выше фундаментальные законы развития жизни, фундаментальные и нравственные законы организации жизни, регулирующие материальную и духовную сферу жизни общества.

Однако с позиций воспитания мало констатировать факт жизненных потребностей, базовых ценностей и социальных условий. Организаторам (родителям, обществу, государству) и управленцам воспитательного процесса в семье и на всех других уровнях необходимо видеть системную организацию интегральных потребностей человека, семьи, конкретных общественных организаций и общества в целом и, опираясь на нее, осуществлять гармонизацию жизненных процессов и формирование соответствующих перспективных программ развития человека и общества.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Ключевые витальные потребности и соответствующие функции могут быть сведены к четырем классам:

1) индивидуально-органические;

2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);

3) когнитивно-праксиологические (познание и деятельность);

4) социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости)15.

«.Потребности всех четырех классов скоординированы как с материальными, так и с системой духовных ценностей данного общества и образуют «сплав» материальных и духовных потребностей»16. Таким образом, мы получаем целостное объемное пространство базовых потребностей и, соответственно, жизненных функций человека, семьи и общества.

Отдельные аспекты этого пространства потребностей при организации воспитательного процесса или в социальной работе, как правило, учитываются. Важность реализации ни одного из аспектов не вызывает сомнений. Например, очевидно, что от уровня интеллектуального развития общественной организации (семьи, образовательного учреждения, производственного коллектива и т.д.) зависит интеллектуальный уровень ее члена, его притязания, его отношение к окружающим, наконец, его самоидентификация и социальная идентификация. Однако в соответствии с тем же принципом динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма необходимый, ориентированный на проявление генетического потенциала и устойчивое управляемое развитие человека и общества, сегодня эффект от воспитательного процесса может быть получен лишь в результате реализации этой системы как единой органической целостности в рамках каждого из подпространств пространства общественной жизни: человека (ребенка), семьи, общества.

Поэтому обозначенные виды витальных потребностей в единой гармонизированной целостности должны стать ключевыми (базовыми) компонентами сущности пространства общественного (в первую очередь, семейного, поскольку семья есть клеточка организации жизни общества) воспитания.

После того как обозначены ключевые звенья пространства общественного воспитания с позиций целостности организации воспитательного процесса, необходимо указать ключевые механизмы.

Известно, что ключевые механизмы воспитания и управления воспитанием в общественной организации (как и управления любыми жизненными процессами) необходимо искать в исторической практике. Сегодня рассмотрение этого вопроса стало возможным с позиций современного научного знания.

С целью создания технологии оптимального управления воспитанием в общественной организации необходимо найти ключевые механизмы, максимально положительно влияющие на формирование поведения и образа жизни человека. Определяющим компонентом в плане детерминации поведения человека в структуре личности, как видно из вышеизложенного, является психотип, проявление которого генерируется внешними общественными (в первую очередь семейными) отношениями.

В психологических исследованиях показано, что заложенные в ребенке психологические программы поведения в наибольшей степени коррелируют с программами прародителей. «. Личностный (личность в социологии и вслед за ней нами трактуется как система отношений. -Замечание наше. - М.Б., В.К.) тип в большей степени повторяется через поколение: от поколения прародителей к поколению внуков, одного пола: 56% дедушек по отцу и 79% дедушек по матери для родовых анамнезов мужчин; 81% бабушек по отцу и 65% по матери для женщин»17. А поэтому с позиций воспитания в соответствии с законом минимального социального действия ключевую роль в воспроизводстве, разумеется, положительных личностных качеств должны играть прародители. Причем для мальчиков - дедушки по материнской линии, а для девочек - матери по отцовской линии. А ключевым механизмом будут их доверительные, дружеские и любовные отношения. При этом возникает естественный синергетический эффект, активизирующий и порождающий дополнительную жизненную энергию и положительно влияющий на обе стороны. Пожилым продлевается жизнь, а у молодых активизируется не только филогенетический, а историко-генетический наследственный потенциал и индивидуальный опыт, которые, находясь на более глубинных уровнях (при наличии отрицательного филогенетического опыта или отрицательной внешней среде), не в состоянии без дополнительного генерирующего потенциала проявиться в структуре личности и образе жизни человека.

Это означает, что система отношений с дедушками и бабушками, дополненная системой отношений с родителями (и между родителями), наряду с регулированием процесса формирования

филогенетической врожденной программы является ключевым механизмом проявления наследственной генетической программы и, значит, главным механизмом устойчивого развития человека и общества.

Социальное значение такого взаимодействия выражается в том, что такое взаимодействие и возникающий синергетический эффект способны обеспечить внутреннюю активность человека, активизацию его внутреннего потенциала, ориентированного на реализацию жизненных потребностей.

Однако проявляющаяся активность человека в обществе может быть реализована в нескольких направлениях. Поэтому с позиций целостного системного подхода к воспитанию и динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма необходимо знать полную совокупность, по крайней мере, ключевых направлений, к числу которых относятся:

- общебиологический аспект, направленный на удовлетворение потребностей, «в которых выражается его зависимость от окружающего мира и активное заинтересованное к нему отношение»;

- трудовая и технологическая активность, направленная «на переделку окружающей среды с целью ее приспособления к своим собственным потребностям»;

- потребность в собственно трудовой деятельности и «при том в такой мере, в какой труд совершенствуется технологически», т.е. в гармонии с уровнем проявления творческого потенциала личности;

- «социальная активность» как проявление «специфических для человека социогенных потребностей»18.

В основе этих всех видов активности, очевидно, лежит сознание. Поэтому потребность, деятельность, сознание (индивидуальное и общественное, основы которого закладываются в семье) в целостном и полноценном общественном организме должны служить ключевыми звеньями содержания процесса воспитания и регулирования воспитательной деятельности в каждом из трех подпространств общества: человека, общественной организации, государства.

Выявляя ключевые звенья пространства общественного воспитания, мы основное внимание обращали на его внутреннее содержание и структуру. Однако не менее важными являются взаимодействие пространства общественного воспитания с другими соприкасающимися жизненными пространствами. Структура жизнедеятельности в пространстве общественного воспитания должна отражать организацию пространства внутреннего мира человека, организацию пространства жизни общества, организацию пространства жизни природы. Более того, она должна в опережающем режиме отражать (в соответствии все с тем же принципом динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма) иерархическую организацию этих пространств на уровне устойчивых, качественно определенных процессов:

а) внутреннего мира человека, включающего такие процессы, как: психологический, психический, физиологический, биологический, биохимический, биоэнергетический (уровень генотипа), генетический;

б) общества, включающего процессы: политический, идеологический, науки, образования, искусства, культуры, предметно-практической деятельности;

в) природы, включающего процессы погоды, климата, физические, биологические, химические, энергетические генетические19.

В едином жизненном пространстве Человека, Общества и Природы имеет место горизонтальное уровневое взаимодействие процессов. Например, не случайно говорят о погоде в доме, о психологическом климате в семье, в организации, в обществе и т.д.

В результате получим тетралатерально-иерархическую модель пространства воспитания в историко-генетически, филогенетически и социально детерминируемых условиях общественной организации жизни, являющуюся отражением единой организации жизни Человека, Общества и Природы, позволяющую построить целостную, максимально согласованную на уровне потребностей и конкретных процессов жизнедеятельности, систему общественного воспитания. В рамках этой системы, опираясь на принцип динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, становится возможным научно обоснованное управление качеством жизни человека и общества.

Исходя из предлагаемого подхода к воспитанию, напрашиваются главный социально значимый и актуальный для современной России вывод: неправильно считать, что современное поколение, как сейчас многие утверждают, является «потерянным». Оно еще не потеряно, поскольку в нем заложена здоровая врожденная филогенетическая программа прародителей и (благодаря прародителям) -основы положительного фенотипа. Потеря его осуществлялась в годы «перестройки» и еще продолжает осуществляться сейчас за счет негативной внешней среды. Но что еще хуже и опаснее,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

и на что не обращается внимания - одновременно происходит потеря будущих внуков сегодняшнего поколения молодежи.

Из вышеизложенной системы воспитания следует, что для исправления ситуации необходимо:

1) во главу угла политики и идеологии как ключевого звена защиты национальных интересов поставить базовые ценности, ориентированные на удовлетворение жизненных потребностей человека (в первую очередь молодежи), семьи, общества;

2) на первое место поставить создание условий реализации жизненных потребностей молодых семей. Деды этих молодых людей воевали, защищая Родину ценой своей жизни, их фенотип характеризуется нравственностью, патриотизмом, любовью к близким, Родине, родной природе, к государству (они воевали за «Родину-Мать», Мать и Родину). И значит, эти черты имеются в фенотипической программе молодого поколения. Поэтому особенно важной в современных условиях становится передача новому поколению традиций отцов и дедов, чему на Руси всегда придавалось особое значение. Достаточно вспомнить традиции патриотического воспитания, осуществлявшегося при Советской власти. Создав соответствующие условия, мы получим нравственного человека, реализующего в своем образе жизни процесс устойчивого развития общества и государства;

3) необходимо сформировать имидж полной семьи и создать условия установления действительно родственных нравственных семейных отношений в семье как между родителями, так и между поколениями. Полная семья включает семь человек: родителей, прародителей и ребенка;

4) поскольку основное - это жизненные потребности, ценность общественной организации должна определяться способностью ее реализовывать жизненные потребности человека. Поэтому полноценная общественная организация - это организация, способная сознательно обеспечивать реализацию витальных потребностей человека;

5) создавать и формировать имидж и условия существования общественной организации, полноценного общества, ориентированного на устойчивое опережающее инновационное развитие, ключевым звеном которого является способность в опережающем режиме (опережая социальноэкономические потребности, что особенно актуально для современной России) обеспечивать реализацию жизненных потребностей сегодняшнего поколения молодежи;

6) таким образом, ключ к устойчивому инновационному развитию общества - адекватный жизненным потребностям онтогенез молодого поколения: создание условий жизни (в первую очередь молодым семьям), способствующих максимальной реализации жизненных потребностей. Семейные отношения и отношение общества к семье, взятые в совокупности, могут рассматриваться как фундамент стратегии обеспечения устойчивого инновационного развития общества;

7) если учесть особенности формирования не только фенотипа, но и генотипа, можно придти к идее планирования качества будущей общественной организации, начиная с семьи, и, значит, формирования качественно нового уровня развития будущего человеческого сообщества. Не случайно в дореволюционной России большое внимание уделялось формированию родословной и не случайно сейчас эта идея активно возрождается.

1 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск, 1984. С. 186.

2 См.: Шубина Н. Болонский процесс: эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц // Новые знания. 2006. № 1. С. 11-14.

3 См.: Материалистическая диалектика как общая теория развития. Т. 3. М., 1985.

4 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 186.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 596.

6 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 304.

7 См.: Осницкий А.В. Психологические основы наследственности личностных свойств // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). 2008. № 10

(57). С. 86-96.

8 См. там же.

9 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 166.

10 ТВ, первый канал, Новости, 08. 03. 2008, 21 час.

11 ТВ, телеканал Россия, 9.02.08, 12 ч. 50 м.

12 См.: Барболин М.П. Социолизация личности / Под ред. В.Т. Пуляева. СПб., 2006.

13 См.: Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 166-167.

14 Брехман Г. И., Бахмутский А. А. Системность взаимодействий неродившегося ребенка и внешнего мира. М., 2007. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 См.: Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 162.

16 Там же. С.163.

17 См.: Осницкий А.В. Указ. соч.

18 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 167-168.

19 См.: Барболин М.П., Барболин В.М. Основы общей методологи. СПб., 2007; Барболин М.П. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.