Научная статья на тему 'Социально-педагогическая модель пространства семейного воспитания как генетического и генерирующего ядра устойчивого развития человека и общества'

Социально-педагогическая модель пространства семейного воспитания как генетического и генерирующего ядра устойчивого развития человека и общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барболин Михаил Павлович

В статье на основе взаимодействия генетически наследуемой и врожденной программ с использованием принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем человеческого организма предлагается социально-педагогическая модель пространства семейного воспитания как генетического и генерирующего ядра устойчивого развития человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on the genetically inheritable and inborn programmes and using the principle of the dynamic hierarchy of levels of regulation and control over elements' and subsystems' functioning in a human organism, the author of the article proposes the socio-pedagogical model of family education space as a genetic and generating core of sustainable development of a person and society.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая модель пространства семейного воспитания как генетического и генерирующего ядра устойчивого развития человека и общества»

М. П. Барболин

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ГЕНЕТИЧЕСКОГО И ГЕНЕРИРУЮЩЕГО ЯДРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В статье на основе взаимодействия генетически наследуемой и врожденной программ с использованием принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем человеческого организма предлагается социально-педагогическая модель пространства семейного воспитания как генетического и генерирующего ядра устойчивого развития человека и общества.

M. Barbolin

SOCIO-PEDAGOGICAL MODEL OF FAMILY EDUCATION SPACE AS A GENETIC AND GENERATING CORE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF A PERSON AND SOCIETY

Basing on the genetically inheritable and inborn programmes and using the principle of the dynamic hierarchy of levels of regulation and control over elements’ and subsystems’ functioning in a human organism, the author of the article proposes the socio-pedagogical model of family education space as a genetic and generating core of sustainable development ofa person and society.

Актуальность. Инновационное развитие экономики ставит перед обществом главную задачу — формирование инновационного поведения человека, ориентированного на производство инноваций и удовлетворение потребностей рынка. Однако, являясь, на первый взгляд, достаточно узкой, именно эта задача, будучи переведенной в субъектно-личностный план, становится генерирующим ядром расширения

целей и задач воспитания на самых разных уровнях социальной лестницы и в первую очередь в семье, создания качественно нового социального института воспитания детей и нового поколения молодежи и взрослых. При этом воспитание становится фундаментом устойчивого, опережающего инновационного развития общества на всех его уровнях в отличие от традиционного понимания воспитания как вос-

производства социального поведения человека, социальной идентификации, адаптации, средства передачи социального опыта.

Воспитание для человека как главного субъекта общественной жизни становится средством достижения более высоких целей, ориентиром для которых является модель взрослого человека, а в более широком понимании — модель непрерывного опережающего воспитания, развития (человека, организации, общества в целом, ибо известно, что общественный уклад жизни меняется, а опыт, образы сознания, материальные и нравственные отношения по инерции «живут еще прошлым»1), обеспечивающая выход за пределы конкурентной борьбы, нахождение новой, недосягаемой для конкурентов ниши реализации жизненного потенциала, создания качественно нового продукта, не имеющего аналога. По сути, речь идет о выходе образов сознания и образов жизни человека уже в рамках воспитательного пространства семьи за пределы существующего образа жизни общества. Но для этого само пространство семейного воспитания сначала на уровне организационно-управленческом и затем на энергоинформационном, мировоззренческом, мыследеятельностном и предметно-практическом уровнях должно выйти за пределы реально существующего образа жизни общества, в чем заключается опережающий генетический и генерирующий и, значит, потенциально инновационный характер пространства семейного воспитания.

В этой связи с позиций перспектив развития современного общества, когда «“Обучение в течение всей жизни” — перестает быть “модным слоганом” современных методологий образования, это целевая установка людей, которые хотят быть успешными в жизни»2, в качестве фундамента обучения и образования должно быть поставлено воспитание и в первую очередь семейное воспитание и в целом внутренняя и внешняя организация

жизни семьи. Ибо, как показывает нынешний высокотехнологичный век, чем выше уровень образованности у безнравственного человека, тем этот человек опаснее для общества.

Социально-педагогическая модель пространства семейного воспитания как генетического и генерирующего ядра устойчивого развития человека и общества. Методологической основой построения полноценного пространства семейного воспитания послужило положение о том, что в современных условиях усиливающейся взаимозависимости человека, общества и природы необходим «целостный взгляд на природу анализируемого явления... и вычленение его коренных, определяющих особенностей и тенденций развития»3.

Принято говорить, что человек — существо биосоциальное. При этом при формировании социальных и педагогических программ воспроизводства человека за основу, как правило, берется закон повторения филогенеза в онтогенезе и это, по крайней мере, в педагогической среде считается почти догмой. Однако мало кто даже из специалистов, занимающихся воспитанием, задумывается о главных механизмах, формирующих основы этой биосоциальности, основы и программы поведения и образа жизни так называемого биосоциального человека. Конечно, не только не отрицается, а признается и даже ставится во главу угла роль семьи в становлении социального человека. Однако при этом не раскрываются в должной степени объективные законы, закономерности и социальные механизмы, лежащие в основе управления этим процессом.

Очевидно, что семья в жизни человека является связующим звеном между его генетической наследственностью и социальностью. На первый взгляд это очевидно, если не рассматривать роль семьи в этом процессе. На самом деле это не совсем так, если обратить внимание на тот факт, что переход от наследственности к социальности как к общественному образу жизни че-

ловека опосредуется такой сущностью как врожденность, обладающей филогенетической программой, которая может уничтожить или, наоборот, проявить генетическую наследственную программу, обеспечив оптимальное развитие человека и даже его счастье. В то же время специалисты, занимающиеся проблемами воспитания, образования, подготовки человека к общественной жизни к филогенетической программе врожденности как механизму опережающего развития и формирования человека, формирования его образа жизни должного внимания не уделяют. Если генетическая предраспосложенность и социальное влияние на человека как-то учитываются в педагогических исследованиях и моделях воспитания, то место, роль и влияние врожденной филогенетической программы на наследственную генетическую и социальную программы поведения человека практически не рассматриваются. Часто считается, что только родители, их взаимоотношения и характер влияния на ребенка определяют его поведение. В то время как родители не всесильны.

Для того чтобы эти проблемы осознать, достаточно рассмотреть характер взаимодействия генетической и врожденной программ поведения человека. Психологи утверждают, что «понятия “наследственность” и “врожденность” не противостоят друг другу и не дополняют одно другого. Их соотношение определяется холархическим принципом (составляющим поглощением одного другим) принципом»4, что означает, возможность поглощения не только наследственностью врожденного, но и наоборот. Иными словами, как утверждает А. В. Ос-ницкий, наследственная генетическая и врожденная (филогенетическая) программы равноправны и возможно автоматическое поглощение, например, негативной врожденной фелогенетической программы наследственной генетической программой. И если предположить, что генетическая программа сильнее или более устойчива, то это означает, что практически невозмож-

но или, по крайней мере, не ставится или игнорируется проблема нежелательного направления развития перерождения и, возможно, вырождения рода, родословной, а за ним, возможно, и всего человечества. В то же время, если, как утверждает А. В. Осницкий, врожденность как таковая, а не только на уровне программ способна поглощать генетическую наследственность, то это опасно для существования человечества вообще, поскольку врожденная программа может формироваться онтогенетически и противоречить наследственной программе. (Думается, что это проблема для ученых самых разных специальностей как гуманитариев, так и естествоиспытателей.) Дальнейшее изложение его статьи, другие исследования и человеческая история подтверждают возможность негативного пути развития человечества. А. В. Ос-ницкий, говоря о взаимном поглощении программ, не рассматривает их с позиций функционального проявления, где на первый план выходит их уровневая организация.

Рассмотрим структуру формирования филогенетической врожденной программы, которая передается по наследству «В общих чертах процесс наследственности свойств и качеств человека имеет определенную последовательность смены внутренних (базовых), и внешних факторов. В целом процесс наследования свойств и качеств организма можно представить как взаимовлияние и взаимодействие генотипа и окружающей биопсихосоциальной среды. Результатом данного взаимодействия является образование фенотипа, сформировавшегося в процессе онтогенеза. <...> фенотипы отца и матери .образуют генотип плода. . Биохимический состав и биофизическая структура материнского организма (внешний фактор) является первичным биосредовым компонентом, определяющим совместно с генотипом формирование фенотипа ребенка. Психическая личностная составляющая. определяется в первую очередь системой личностных отношений.. Психотип, в свою очередь, об-

разуется в результате соединения родительских систем личностных отношений. Таким образом, образованию психотипа предшествует длительный период формирования прародительских отношений и супружеских отношений, определяющий системно-целостное единство психосоциального состояния семьи с ее ценностными ориентациями, экзистенциальными, этическими эстетическими и бытовыми нормами (выделено мной — М. Б.)»5.

Как видно, имеет место иерархическая организация формирования личности, которая определяет социальное поведение человека. При этом каждый уровень имеет собственную программу, детерминирующую поведение человека. А. В. Осницкий утверждает, что программы независимы друг от друга и взаимопоглощают друг друга. Но это не совсем так, что видно уже из очередности их формирования, поскольку, как справедливо утверждает автор, среда, онтогенез формируют психотип (совместно с генотипом), а это означает, что ведущей — генерирующей является среда, семья, общество. И этакая зависимость усиливается, когда речь идет о проявлении программ.

В процессе проявления программ и управления их проявлением ведущей становится уровневая структура процессов. «.одним из фундаментальных является принцип динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, и истинная его картина должна быть воссозданием взаимных отношений субординации между этимиуровнями (выделено мной — М. Б.). Если низшие уровни, являющиеся функциональными элементами целостных систем, реализующих витальные функции индивида, детерминированы генетически достаточно жестко, то высшая интеграция таких систем у человека складывается онтогенетически и строится на филогенетически молодых элементах, в своих фенотипических проявлениях генетически не предопределенных»6 .

Поэтому невозможно непроизвольное восстановление проявления (функционирования) генетической программы без изменения негативной филогенетической программы и, значит, невозможно восстановление измененных филогенетической программой генетически обусловленных качеств человека. В то же время сознательное изменение врожденной филогенетической программы в процессе онтогенеза и гармонизации ее с генетической программой вполне возможно проявление и функционирование наследственной генетической программы, что необходимо для обеспечения устойчивого развития человека и общества.

Из принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма следует, что в процессе влияния на функции человека, его поведение, образ жизни эти программы не равноправны. Более поздние — филогенетические программы оказывают более сильное влияние на социальное поведение человека. Но поскольку генетические программы более устойчивы, то по этой причине возможно восстановление их на уровне функционирования во внешней среде в противоположность постоянно повторяющейся как заклинание без всяких оговорок и как догму фразе «филогенез повторяется в онтогенезе». Это так, но это не фундаментальный закон жизни, а лишь закон развития. И ключевую роль в этом играет семья. Врожденность, врожденные качества определяются супружескими и родственными отношениями, т. е. семьей, которая формирует — развивает или уничтожает генетическую программу. Онтогенез, как показывает А. Г. Осницкий, уже во втором поколении может изменить филогенез. ТАКОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ. «Там, где есть хорошая музыка, там нет плохой наследственности» (ТВ, первый канал, Новости, 08. 03. 2008, 21 ч. 00 мин.) И как сказал артист В.Тихо-нов, «актера делает драматургия, но при

одном условии, если это «есть в самом человеке, а если нет, то никакое зеркало не поможет» (ТВ, телеканал Россия, 9.02.08,

12 ч. 50 мин.). Это говорит о том, что: 1) для проявления потенциала человека необходимо создавать внешние условия и 2) к генерированию человеческого потенциала, к его поиску и проявлению необходимо подходить с учетом природосообразности и гармонизации жизненных процессов.

В основе такого развития лежат фундаментальные законы развития жизни7: закон генетической организации жизни, закон оборачивания жизни и закон опережающего воспроизводства жизни (в частности, в форме генокода). Семья выступает в качестве инструмента реализации этих законов в системе человек — общество, являясь генетическим и генерирующим ядром сохранения, оборачивания и опережающего (по отношению к обществу) воспроизводства генетической организации жизни.

Программа — это только предраспосло-женность, детерминирующая поведение человека. Реализация ее, как уже было показано выше, зависит от внешних условий. Если же в семье внешние условия онтогенеза сознательно сориентировать на гармонизацию формируемой филогенетической и наследственной генетической программ, то возможно не только исправление образа жизни, но и восстановление процесса устойчивого развития человека и общества. «.фонд филогенетически обусловленных элементов биологической активности приобретает различную организацию под влиянием онтогенетически складывающихся функциональных систем, которые в основном социогенно обусловлены и в конечном счете экзотерически даны как определенные социальные варианты жизни индивидов. Но каковы бы ни были эти варианты жизни индивидов различных эпох и социальных групп, т. е. какую бы форму ни принимала их жизнедеятельность, она должна быть достаточно полной реализацией фундаментальных биологических потенций, модифицированных, конечно, конкрет-

ным социогенно детерминированным онтогенезом каждого отдельного человека. Значит, если мы хотим дать счастье, здоровье человеку, обеспечить его гармоническое развитие, мы должны стремиться не к ущемленю его витальных потребностей, а к такому его воспитанию, которое бы стало основой его самопрограммирования, адекватного его природе» (выделено мной — М. Б.)8. Говоря современным языком, информационная матрица, будучи наложенной на ге-нокод, обеспечит не только реализацию генетического потенциала, но благодаря синергетическому эффекту, возможно, обеспечит рождение качественно нового поколения детей. Более того, при таком подходе возможно изменение генотипа. Не в подобном ли эффекте, возможно, на уровне природы или космоса таится разгадка появления детей «индиго».

Поэтому для обеспечения оптимального процесса воспроизводства здорового и счастливого человека необходима соответствующая оптимальная среда. Исходя из изложенного ранее и опираясь на данные психологии, укажем ключевые звенья и ключевые характеристики такой среды.

Уже в начале рождения ребенок «имеет определенный набор врожденных психических свойств и качеств, которые определяются частично наследственными — пси-хотипными, а частично приобретенными под воздействием психосоциальной среды» через эмоциональное состояние матери. Ибо известно, что находящийся в утробе матери ребенок «обладает способностью к эмоциональному восприятию окружающего мира и накоплению этих впечатлений в своей памяти»9. Отсюда ясно, что психоэмоциональный фон, психологический климат семьи и социума, влияющие на психоэмоциональное состояние матери, является исходным ключевым звеном в управлении процессом воспитания ребенка в период его созревания в утробе матери.

Поскольку речь идет о гармонии среды и генетической организации человека, то очевидно, что на социальном уровне речь

должна идти о ее нравственности, понимаемой как природосообразность. Фундаментальной основой такой организации являются качества, категории и законы нравственности, являющиеся едиными для человека, семьи и общества: нравственности (природосообразности образа жизни), совести, памяти (генетической и другой), настроя (включающего мысль, смысл, ум), воображения, воли, характера.

Известно, и как следует из принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, для реализации в социуме наследственной генетической программы и для изменения и формирования филогенетической программы, исходными являются потребности, которые могут соответствовать витальным, а могут и не соответствовать. И от того, насколько эти потребности будут соответствовать витальным потребностям, настолько будет правильной установка на формирование филогенетической врожденной программы.

Поэтому в рамках воспитательного процесса семьи уже в первые годы жизни ключевым звеном являются формируемые индивидуально-личностные потребности, которые, в свою очередь, связаны с формированием ценностей и смысла жизни, опирающихся на витальные, жизненные потребности.

Таким образом становится понятным, что для обеспечения устойчивого развития человека и общества вслед за психологическим климатом в семье во время рождения ребенка и, разумеется, в последующем ключевым звеном становятся базовые ценности, обеспечивающие жизненные потребности ребенка и семьи, которые формируются, с одной стороны, под влиянием наследственных факторов — традиционных семейных ценностей, а с другой — общественных ценностей. В этой связи в обществе в качестве ключевой базовой общественной ценности должны рассматриваться духовно-нравственные и материальные усло-

вия обеспечения жизненных потребностей семьи. В этой связи можно предположить, что не случайно следующий после периода стабилизации период развития России начинается с года семьи и повышенного внимания государства к удовлетворению материальных и нравственных жизненно важных потребностей молодой семьи (материнский капитал, льготное обеспечение жильем, создание культа матери и культа семьи, повышенное внимание к старикам и пенсионерам, забота о детях без родителей — создание условий, близких к семейным). Фундаментом построения полноценной общественно-государственной модели, обеспечивающей создание таких условий, являются обозначенные выше фундаментальные законы развития жизни, нравственные законы организации жизни, а также фундаментальные законы: материи, энергии, меры, строя (включающего законы подобия, Золотой пропорции, гармонии), размеров, информации, явлений, регулирующие материальную сферу жизни общества.

Однако с позиций воспитания мало констатировать факт жизненных потребностей, базовых ценностей и социальных условий организаторам (родителям, обществу, государству) и управленцам воспитательного процесса в семье и на всех других уровнях необходимо видеть системную организацию интегральных потребностей человека, семьи и общества и, опираясь на нее, осуществлять гармонизацию жизненных процессов и формирование соответствующих перспективных программ развития человека и общества.

Ключевые витальные потребности и соответствующие функции могут быть сведены «к четырем классам:

1) индивидуально-органические;

2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);

3) когнитивно-праксиологические (познание и деятельность);

4) социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости)10.

«.потребности всех четырех классов скоординированы как с материальными, так и с системой духовных ценностей данного общества и образуют «сплав» материальных и духовных потребностей»11. Таким образом, мы получим целостное объемное пространство базовых потребностей и, соответственно, жизненных функций человека, семьи и общества.

Отдельные аспекты этого пространства потребностей при организации воспитательного процесса или в социальной работе, как правило, учитываются. И важность реализации ни одного из аспектов не вызывает сомнений, например, известно, что от уровня интеллектуального развития семьи зависит интеллектуальный уровень ребенка, его притязания, его отношение к окружающим, наконец, его самоидентификация и социальная идентификация. Однако в соответствии с тем же принципом динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, необходимый, ориентированный на проявление генетического потенциала и устойчивое управляемое развитие человека и общества на сегодня эффект от воспитательного процесса может быть получен лишь в результате реализации этой системы как единой органической целостности в рамках каждого из подпространств пространства общественной жизни: человека (ребенка), семьи, общества.

Поэтому обозначенные виды витальных потребностей в единой гармонизированной целостности должны стать ключевыми (базовыми) компонентами сущности пространства семейного воспитания.

После того как обозначены ключевые звенья пространства семейного воспитания с позиций целостности организации воспитательного процесса, необходимо указать ключевые механизмы.

Известно, что ключевые механизмы воспитания и управления воспитанием в семье (как и управления любыми жизненными процессами) необходимо искать в

исторической практике. Однако сегодня требуется и стало возможным рассмотрение этого вопроса с позиций современного научного знания.

С целью создания технологии оптимального управления воспитанием в семье необходимо найти ключевые механизмы, максимально положительно влияющие на формирование поведения и образа жизни ребенка. Определяющим компонентом в плане детерминации поведения человека в структуре личности, как видно из изложенного ранее, является психотип, проявление которого генерируется внешними внутрисемейными отношениями.

В психологических исследованиях показано, заложенные в ребенке психологические программы поведения в наибольшей степени коррелируют с программами прародителей. «Личностный (личность в социологии и вслед за ней нами трактуется как система отношений. — Примеч. авт.) тип в большей степени повторяется через поколение: от поколения прародителей к поколению внуков, одного пола: 56% дедушек по отцу и 79% дедушек по матери для родовых анамнезов мужчин; 81% бабушек по отцу и 65% по матери для женщин»12. А поэтому с позиций воспитания в соответствии с законом минимального социального действия ключевую роль в воспроизводстве, разумеется, положительных личностных качеств должны играть прародители. Причем для мальчиков — дедушки по материнской линии, а для девочек — матери по отцовской линии. А ключевым механизмом будут их доверительные, дружеские и любовные отношения. При этом возникает естественный синергетический эффект, активизирующий и порождающий дополнительную жизненную энергию и положительно влияющий на обе стороны. Пожилым продлевается жизнь, а у молодых активизируется не только филогенетический, а историко-генетический наследственный потенциал и индивидуальный опыт, которые, находясь на более глубинных уровнях (при наличии отрицательного филогенети-

ческого опыта или отрицательной внешней среде), не в состоянии без дополнительного генерирующего потенциала проявиться в структуре личности и образе жизни человека.

Это означает, что система отношений с дедушками и бабушками, дополненная системой отношений с родителями (и между родителями) наряду с регулированием процесса формирования филогенетической врожденной программы, является ключевым механизмом проявления наследственной генетической программы и, значит, главным механизмом устойчивого развития человека и общества.

Социальное значение такого взаимодействия выражается в том, что это взаимодействие и возникающий синергетический эффект способен обеспечить внутреннюю активность человека, активизацию его внутреннего потенциала, ориентированного на реализацию жизненных потребностей.

Однако проявляющаяся активность человека в обществе может быть реализована в нескольких направлениях. Поэтому с позиций целостного системного подхода к воспитанию и динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма необходимо знать полную совокупность, по крайней мере, ключевых направлений, к числу которых относятся:

• общебиологический аспект, направленный на удовлетворение потребностей, «в которых выражается его зависимость от окружающего мира и активное заинтересованное к нему отношение»;

• трудовая и технологическая активность, направленная «на переделку окружающей среды с целью ее приспособления к своим собственным потребностям»;

• потребность в собственно трудовой деятельности и «притом в такой мере, в какой труд совершенствуется технологически», т. е. в гармонии с уровнем проявления творческого потенциала личности;

• «социальная активность» как проявление «специфических для человека социогенных потребностей»13.

В основе этих всех видов активности, очевидно, лежит сознание. Поэтому потребность, деятельность, сознание (индивидуальное и общественное, основы которого закладываются в семье) в целостной и, как будет показано далее, полноценной семье должны служить ключевыми звеньями содержания процесса воспитания и регулирования воспитательной деятельности в каждом из трех подпространств общества: человека (ребенка), семьи, государства.

Выявляя ключевые звенья пространства семейного воспитания, мы основное внимание обращали на его внутреннее содержание и структуру. Однако не менее важными являются взаимодействие пространства семейного воспитания с другими — соприкасающимися жизненными пространствами. Структура жизнедеятельности в семье должна отражать организацию пространства внутреннего мира человека, организацию пространства жизни общества, организацию пространства жизни природы. Более того, она должна отражать (в соответствии все с тем же принципом динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма) иерархическую организацию этих пространств на уровне устойчивых качественно определенных процессов: а) внутреннего мира человека, включающего такие процессы, как: психологический, психический, физиологический, биологический, биохимический, биоэнергетический (уровень генотипа), генетический; б) общества, включающего процессы: политический, идеологический, науки, образования, искусства, культуры, предметно-практической деятельности; в) природы, включающего процессы погоды, климата, физические, биологические, химические, энергетические генетические14. В едином жизненном пространстве Человека, Общества и Природы имеет место горизонтальное уровневое взаимодействие процессов. Например, не случайно говорят о погоде в доме, о психологическом климате в семье и т. д.

В результате получим тетралатерально-иерархическую модель пространства воспитания в историко-генетически, филогенетически и социально детерминируемых условиях семейной жизни, являющуюся отражением единой организации жизни Человека, Общества и Природы, позволяющую построить целостную максимально согласованную на уровне потребностей и конкретных процессов жизнедеятельности систему семейного воспитания. В рамках этой системы, опираясь на принцип динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, становится возможным научно обоснованное управление качеством жизни человека и общества.

Исходя из предлагаемого подхода к воспитанию, напрашивается ГЛАВНЫЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ И АКТУАЛЬНЫЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ВЫВОД:

Неправильно считать, что современное поколение, как сейчас многие утверждают, является «потерянным». Оно еще не потеряно, поскольку в нем заложена здоровая врожденная филогенетическая программа их прародителей и в нем сформированы (благодаря прародителям) основы положительного фенотипа. Потеря его осуществлялась в годы «перестройки» и еще продолжает осуществляться сейчас за счет негативной внешней среды. Но, что еще хуже и опаснее и на что не обращается внимание — одновременно происходит потеря поколения внуков сегодняшней молодежи.

Из изложенной ранее системы воспитания следует, что для исправления ситуации необходимо:

1. Во главу угла политики и идеологии как ключевого звена защиты национальных интересов поставить базовые ценности, ориентированные на удовлетворение жизненных потребностей человека (в первую очередь молодежи), семьи, общества.

2. На первое место поставить создание условий реализации жизненных потребностей молодых семей. Их деды воевали, за-

щищая Родину ценой своей жизни, их фенотип характеризуется нравственностью, патриотизмом, любовью к близким, Родине, родной природе, к государству. (Они воевали за «Родину-Мать», Мать и Родину.) И, значит, эти черты имеются в фенотипической программе молодого поколения. Поэтому особенно значимой в современных условиях становится передача новому поколению традиций отцов и дедов, чему на Руси всегда придавалось особое значение. Достаточно вспомнить традиции патриотического воспитания, осуществляемого при советской власти. Необходимо создать условия для ее проявления, и мы получим нравственного человека, реализующего в своем образе жизни процесс устойчивого развития общества и государства.

3. Необходимо сформировать имидж полной семьи и создать условия установления действительно родственных нравственных семейных отношений в семье как между родителями, так и между поколениями. Полная семья — семья, включающая семь человек: родителей, прародителей и ребенка.

4. Ценность семьи должна определяться способностью ее реализовывать жизненные потребности ребенка. Поэтому полноценная семья — семья, способная сознательно обеспечивать реализацию витальных потребностей ребенка.

5. Создавать и формировать имидж и условия существования полноценной семьи полноценного общества, ориентированного на устойчивое опережающее инновационное развитие, ключевым звеном которого является способность в опережающем режиме (опережая социально-экономические потребности, что особенно актуально для современной России) обеспечивать реализацию жизненных потребностей сегодняшней и сегодняшнего поколения молодежи.

6. Таким образом, ключ к устойчивому инновационному развитию общества — адекватный жизненным потребностям онтогенез молодого поколения — создание усло-

вий жизни молодым семьям, способствующих максимальной реализации жизненных потребностей. Семейные отношения (внутренние и внешние), взятые в совокупности, могут рассматриваться как фундамент стратегии обеспечения устойчивого инновационного развития общества.

7. Если же учесть особенности формирования не только фенотипа, но и геноти-

па, то можно прийти к идее планирования качества будущей семьи и, значит, формирования качества будущего человеческого сообщества. Не случайно в дореволюционной России большое внимание уделялось формированию родословной. Не случайно сейчас эта идея активно возрождается и все больше получает научное обоснование в разных науках.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. — Новосибирск: Наука, 1984. - С. 186.

2 Шубина Н. Болонский процесс: эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц // Новые знания. — 2006. — № 1. — С. 11-14.

3 Материалистическая диалектика как общая теория развития. — М.: Наука, 1985. — Т. 3.

4 Осницкий А. В. Психологические основы наследственности личностных свойств // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — № 10 (57). — СПб., 2008. — С. 86—96.

5 Там же.

6 Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Указ. соч. — С. 166.

7 Барболин М. П. Социолизация личности / Под ред. проф. В. Т. Пуляева. — СПб.: Издательский Дом «Петрополис», 2006.

8 Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Указ. соч. — С. 166—167.

9 Брехман Г. И., Бахмутский А. А. Системность взаимодействий неродившегося ребенка и внешнего мира. — М., 2007. — С. 10.

10 Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Указ. соч. — С. 162.

11 Там же. — С. 163.

12 Осницкий А. В. Указ. соч.

13 Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Указ. соч. — С. 167—168.

14 Барболин М. П., Барболин В. М. Основы общей методологи. — СПб.: Издательский Дом «Петрополис», 2007; Барболин М. П. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.