Н. Д. Алексеева
СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ В ИСТОРИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТАХ (НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
Работа представлена кафедрой туризма и домоведения Поволжского государственного университета сервиса.
Научный руководитель - доктор исторических наук, доцент В. Н. Якунин
В статье дается анализ семейно-брачных отношений в традиционной русской культуре, делается попытка проследить их влияние на развитие современного общества страны. Проводится сравнительный анализ семейно-брачных отношений народов Среднего Поволжья до ХГХ в. Семейно-брачные отношения традиционной культуры рассматриваются как культурный ресурс современности.
Ключевые слова: культура, семья, семейно-брачные традиции, национальные традиции, обряд, Среднее Поволжье.
The analysis of family-marriage relations in traditional Russian culture is given in the work. The author makes an attempt to trace their influence on the development of modern society of the country and carries out a comparative analysis of family-marriage relations among peoples of the Middle Volga region till the 19th century. Family-marriage relations of traditional culture are considered as a cultural resource of the present.
Key words: culture, family, family-marriage traditions, national traditions, ceremony, the Middle Volga region.
Сложившаяся ситуация в современной семье чревата утратой бытовой, обрядовой культуры, которая не может быть восполнена никакими иными социальными институтами. А это означает не только несколько однобокое приобщение к культуре вообще, но и в определенных случаях размывание этнического своеобразия [3, с. 86-89].
Семья образует базовое предисловие функционирования социума благодаря физическому и социокультурному замещению поколений, посредством рождения детей и поддержания существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и этой социализации потомства невозможно восполнение всех социально-культурных институтов, обеспечение социальной культурной жизни. Вместе с тем реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механиз-
мов, а представляет собой результат действия социальных и культурных процессов, социальной системы в целом.
Современные исследования свидетельствуют, что семья является основным носителем национальных культурных традиций, транслируемых и наследуемых из поколения в поколение, а история человечества материализуется в национальных традициях и в стереотипах поведения. С раннего детства в семье, которая
является носителем культурной наследственности, ребенок зачастую бессознательно усваивает язык и веру, способы и нормы поведения, образ мышления, картину мира, систему ценностей.
Семья - самый первый, самый важный социокультурный институт общества. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, особые внутрисемейные отношения, их нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспита-
ния человека, формирования его социокультурного самочувствия.
У семей, которые знают и чтят семейно-брачные традиции традиционной русской культуры, появляется возможность прикоснуться к истории семьи, рода, ощутить крепость семейных уз, гордость за своих родственников и связь поколений, передать своим детям семейные традиции и обычаи. По нашему мнению, если этого не происходит, то в молодых семьях, проживающих отдельно, все это приходится открывать вновь.
Крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества и его сила - это истина, проверенная веками.
Историки отмечают, что в русских землях до XVIII в., на протяжении нескольких столетий регулирование семейных отношений оставалось сугубо патриархальным. Нравственно-религиозная ориентация семьи была направлена на авторитет ее главы, почтение к старшим, уважение мнения родителей. Данная позиция приводила к зависимости детей от родителей в силу не материальных соображений, а воспитания, насаждавшего идею покорности. В XVII в. феодальные нормы личной зависимости тесно переплетались с нормами церковного права в сфере семейных отношений. Права родителей не только охранялись в нравственном смысле, но и защищались в церковном суде. Высокий авторитет родителей был подтвержден и Соборным Уложением. На протяжении многих веков положение женщины практически не изменялось. Взгляд на женщину в старину был низменный, за нею не признавались ни значительные умственные способности, ни глубина чувств, она во всем стояла гораздо ниже мужчины, а в некоторых отношениях считалась существом вредным.
В XVIII в. произошли значительные изменения в общественной жизни, и се-
мья уже не могла находиться в прежнем замкнутом состоянии, однако политика государства по защите родителей в ущерб интересам детей была неизменна. В России безраздельно господствовало церковное право. Как разновидность феодального права, оно являлось для господствующих сословий правом-привилегией. В течение нескольких веков церковь не только принимала главное участие в заключении брака, но и стояла на страже точного соблюдения норм брачного права. Они базировались на системе ценностных ориентаций русской культуры, где приоритетными были теплые семейные и соседские отношения.
Формы семейной жизни в России во всех сословных группах постепенно менялись. К концу ХЕХ в. малая семья в России стала основной и единственно массовой формой организации семейной жизни в городе.
Семейно-брачные отношения, бытовавшие в России XVIII-ХIХ вв., оказывали существенное влияние на торгово-промышленную жизнь и являлись одной из главных ее особенностей, так как большинство предприятий носили семейный характер. Семья и брак в данный период являлись важнейшими институтами, посредством которых общество производило регулирование основных демографических, производственных и бытовых процессов. Это свойство являлось характерным и для Среднего Поволжья.
Семья в Среднем Поволжье как объект историко-культурного осмысления -это источник национальных особенностей, вытекающий из культурного взаимодействия различных народов, населяющих этот регион.
Исследование семейно-обрядовой культуры народов Среднего Поволжья говорит о глубоком взаимопроникновении и
смешении национальных традиций народов Среднего Поволжья и появлению некоторых элементов восточных и западных культур. Это позволило региону стать уникальным оазисом культурной и духовной жизни русского народа, где благодаря совмещению различных наследий синтезируются новые культурные традиции, в том числе и в семейно-брачных отношениях.
В основе семейно-брачных обычаев и традиций лежали обряды, целью которых было дать совет, надежду, которыми можно пользоваться в жизни. В процессе этих обрядов осуществлялась инсценировка, а участие в них молодежи способствовало усвоению ими умений и навыков семейной жизни.
Семья у народов Среднего Поволжья прошла сложный путь развития. Значение семьи в XVIII-XIX вв. было существенным, все интересы в семье были общими, она воспитывала молодое поколение, защищала жизнь и достоинство своих членов. Каждая семья жила под строгой опекой общины. Длительное существование больших семейных коллективов объяснялось природно-климатическими, экономическими причинами, патриархальными традициями. Людные семьи имели преимущества, так как быстрее управлялись с основными сельскохозяйственными работами.
Для успешного функционирования больших семейных коллективов необходима была строгая регламентация прав и обязанностей каждого его члена и всего бытового уклада. По обычаю, во главе такой семьи стоял самый старший мужчина. Власть главы была очень велика, все находилось в его воле. В народной культуре место и роль отца определялись и тем, что он являлся посредником между семьей и обществом. В этом плане одна из важнейших его обязанностей - вывести детей в большой социальный мир.
Высокий статус старшей женщины в традиционной культуре Среднего Поволжья определялся и ее исключительной ролью в обрядовой жизни семьи и общины. Положение других женщин в большой семье определялось традицией обычного права, личными качествами и тем трудовым вкладом, который они вносили в общее хозяйство. Обязанности женщины были очень многочисленны. Традиционно работы между женщинами домохозяйка распределяла согласно их склонностям и возрасту, но поровну, без обременения той или другой более тяжелой работой. Сильная, здоровая, работящая сноха пользовалась уважением и находилась в лучшем положении, чем сноха непроворная или болезненная. В поведении невесток соблюдался ряд ограничений, запретов. Положение женщины менялось с момента беременности и рождения ребенка. Хозяйке дома (бабушке) принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. Мужчина всегда сознавал роль и значение женщины в семье, поэтому никогда не наваливал на нее большую часть трудов. В наставлениях детям большинства народов Среднего Поволжья отец рекомендовал слушаться мать, не обижать ее, не оставлять в одиночестве, в старости. Без женского труда крестьянское хозяйство не могло полнокровно функционировать.
Семья выступала и как хранительница нравственных принципов, вела борьбу с праздностью, ленью, воровством. На репутацию отдельного человека обязательно влияла и репутация семьи, из которой он вышел. Морально-психологический уклад семьи в Среднем Поволжье основывался на важнейших принципах: самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. Эти качества присутствовали у всех
народов, проживающих в регионе, но могли проявляться по-разному. Единство и устойчивость нравственных отношений оказывали сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи. Наиболее значимым во внутрисемейной жизни являлся характер отношений между супругами. Взаимоотношения между мужем и женой, отцом и матерью были главной школой социализации.
Как показывают реальные факты, этническое соседство и наличие более или менее прочных межэтнических связей ведут к культурному взаимообогаще-нию народов, проживающих на одной территории. В районах пограничных или со смешанным населением имеются особые предпосылки и условия, которые обеспечивают массовые и системные контакты. Наиболее ярко они проявляются на уровне бытовых связей, в ритуальнообрядовой деятельности, которые, как показывает практика, оказываются более устойчивыми. В результате в Среднем Поволжье произошло смешение культурнобытовых и языковых особенностей, сложился специфический культурно-бытовой комплекс.
Всеобъемлющая ритуализация свадебных обрядов народов Среднего Поволжья отличалась большой устойчивостью. Основной причиной устойчивости является то, что заложенное в обрядовой системе смысловое содержание было органично крестьянскому мировоззрению, а само обрядовое поведение выступало регулятором стереотипов поведения и сознания, кодирующих этническую информацию, обеспечивая связь между поколениями. Многие семьи, аккумулируя в себе нравственную энергию общества, обеспечивали преемственность культурных ценностей, участвуя в сохранении и передаче младшим членам семьи родовых навыков, включая всю гамму внутрисемейных от-
ношений, социально-хозяйственных и других традиций. Культурную природу семейных обрядов характеризует сочетание в них духовного оплодотворения предшествующим и творение новых ценностей.
В обрядовых традициях, в связи с тесными взаимоотношениями между собой народов Среднего Поволжья, прослеживаются одинаковые правила проведения обрядов. Например, у русских и мордвы сватать невесту приходила женщина - родственница жениха; перед баней подруги невесты шли за веником к жениху; невеста подругам дарила свои ленты. У всех народов Самарской области была традиция платить за невесту калым, т. е. выкуп. У чувашей и башкир были свадьбы с умыканием невест, причем у башкир умыкание могло происходить без согласия невесты.
Специфичным для русского народа Среднего Поволжья являлся предсвадебный обряд хождения к жениху за веником в канун свадьбы. Из дома невесты ее подруги несли постель к жениху, при этом могли исполнять песню «Вы цветы ли мои, цветики». Вышитыми невестой полотенцами украшался дом жениха, где завтра будет свадьба. Полотенца вешали на окна и по стенам. У чувашей Среднего Поволжья полотенцами украшались стены дома жениха при переезде молодой в дом мужа, т. е. в послесвадебные дни [5, с. 134].
Обряд хождения за веником перед обязательным мытьем в бане, прощанием с духом бани характерен и для мордовской свадебной обрядности. Сегодня трудно определить, в какой этнической среде возникла эта традиция - нет единого мнения и среди ученых; специалист в области мордовской свадьбы М. Е. Ев-севьев считал, что она заимствована мордвой у русских [1, с. 80-81].
Отличительной особенностью мордовской свадьбы являлись обряды, про-
водимые с так называемой красотой -в мордовских эрзянских селах Заволжья (в с. Багана Шенталинского района) это была сосна или ель, украшенная лентами и бумажными цветами. В эрзянских традициях «красоту» наряжали за день до свадьбы, а прощалась с ней невеста в последний день свадьбы - обязательно у воды «красоту» ломали, раздавая всем присутствующим с нее украшения.
У мордвы-мокши Самарской Луки (с. Бахилово) эта традиция сохранилась в украшении красными лентами и тряпочками веника, с которым гости ходили по селу на второй день свадьбы.
На второй день после свадьбы и у русских, и у мордвы принято было печь блины, в чем проявляется сходство мордовского свадебного обряда с русским. Русские блины замешивались на молоке. Мордовские блины пекли из кислого теста, замешанного на кислом молоке, с добавлением измельченной пшенной крупы.
У чувашей отличительной особенностью района Среднего Поволжья являлось проведение сватовства осенью, как правило, в Покров, а свадьбы - исключительно зимой, в Масленицу «до великих постов». У татар, в отличие от традиций других народов Среднего Поволжья, свадьба начиналась с религиозного обряда бракосочетания [7, с. 84, 85].
Свадебные спектакли не воспринимались чем-то обременительным, ведь следование традициям как бы гарантировало счастливую жизнь. Свадьба как явление общественной и семейной жизни своими яркими и красочными обрядами, добрыми традициями, мудрыми наставлениями ориентировала молодоженов на единственную и пожизненную любовь, на здоровые и прочные семейно-брачные отношения, на необходимость воспитания в семье подрастающего поколения в духе народных идеалов.
Говоря о культурно-исторической эволюции свадебного обряда, следует отметить, с одной стороны, ее стабильность и консерватизм. На степень сохранения обрядов и песенных жанров большое влияние оказывает этнический состав населения, связь села с городом, длительность контакта с соседними народами, а также социально-профессиональный уровень вступающих в брак. С другой стороны, характерно стремление к упрощению церемонии, что привело к исчезновению многих ритуальных моментов.
Сейчас немногие из молодежи начинают свою семейную жизнь, например, с благословения родителей. Хотя надо отметить, что у многих семей и поныне остаются заветные семейные реликвии: иконы родительского благословения или иконы, доставшиеся по наследству.
Даже если эти иконы хранят как культурное наследие или как память, они, безусловно, ценны в процессе духовного воспитания.
Одним из главных назначений семьи является продолжение человеческого рода. Среди семейных ценностей дети играют связующую роль, давая возможность для выполнения личностью обязанности отца, матери, сына, дочери, внука и т. п. Они олицетворяют вечный смысл жизни человека. Репродуктивная функция предусматривала не только количественное воспроизводство, но и качественное, что связано с социализацией, приобщением детей к общественной жизни, культурным и нравственным ценностям, позволявшим им полноправно функционировать в данном социуме. Народное мировоззрение ставило значимость семьи в зависимость от качества детей. Хорошее потомство поднимало статус родителей, семьи, рода.
Исторический опыт показывает, что воспитание детей наиболее эффективно осуществляется в ходе повседневных от-
ношений в семье и находит отражение в формировании привычного нравственного сознания, привычных действий и поведения. А народные традиции только усиливают воспитательное воздействие.
В начале же XXI в. ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека была сформирована достаточно поздно, так как социальная зрелость и экономическая самостоятельность в сегодняшних условиях наступают значительно позже.
Специфика современной ситуации в том, что вступление мужчин в брак связывают главным образом с его способностью обеспечить нормальные условия существования, а желание женщин (девушек) зачастую ограничивается ролью домохозяйки, т. е. отдается предпочтение варианту самореализации вне профессиональной сферы. Образ жены часто ассоциируется с родительской ролью, чего не скажешь о роли мужа.
Выпадение семейных ценностей из системы ценностей человека, разрушение семейного «мы» и выход на первое место внесемейного «я» произошло не только в России, но и практически во всех странах Запада. В центре семейной дезорганизации оказалось ослабление чувства семейного долга у всех членов семьи, сопровождающееся отчуждением родных людей, разрушением традиций семьи с ее многодетностью, супружеской и родительской верностью и заменой такой традиционной семьи новыми формами, характеризующимися малодетностью или бездетностью, сожительством, «шведской семьей».
Временный характер отношений, распространившийся в России и регионе Среднего Поволжья в последнее время под названием «пробный брак», не является подготовкой к преданности и обязательствам. Отношения, подобные браку, с мыслью о расставании в случае наступле-
ния трудностей, лишь формируют привычку сделать то же самое и тогда, когда они по-настоящему будут состоять в браке. Такие «пробные» браки подрывают уважение к обязанностям и значительно увеличивают вероятность последующего развода по сравнению с браками, заключенными без предварительной пробной жизни [6, с. 53].
Благодаря семье образуется связь в преемственности поколений, в развитии человеческой социокультурной истории, каждого конкретного общества, следовательно, закладывается ценностный, деятельностный и культурный потенциал нового поколения. Всякая культурная и духовная жизнь и общества, и отдельной личности является элементом сохранения духовного прошлого и творение ценностей настоящего и будущего. «То, что производят семена воспитания, получаемого в недрах семьи, в большинстве случаев несравнимо по глубине и силе со всеми последующими воздействиями в жизни. Семья играет главенствующую роль в духовной и культурной истории отдельного человека и народа» [4, с. 289].
Культурно-исторический опыт свидетельствует, что воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но он закладывает образ жизни семьи в целом.
Современная семья в период переоценки стабильности традиционных ценностей выходит на новый этап своего развития. И сегодня, несмотря на возросшие ценности материального благополучия, социальных достижений, самостоятельность и независимость каждого члена, частичную утрату семейных приоритетов, все общество в целом по-прежнему зависит от оптимального и эффективного функционирования института семьи.
Культура человечества немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Через семейно-родственные отношения люди воспринимают социально-культурный опыт, традиции и обычаи, реализуя всемирный закон преемственности и сохранения постоянства.
Как социально-культурный феномен, семья определяется преемственностью различных связей, отношений, чувств, ролей и выступает мощным институтом социального изменения, в котором закладывается ценностный, деятельностный, культурный потенциал нового поколения. От оптимального и эффективного функционирования института семьи будет зависеть то, какие положительные или отрицательные изменения ждут современное общество.
В настоящее время в общественном сознании народов Среднего Поволжья происходят изменения понимания брачно-семейных отношений. Они обусловлены насыщением представлений «новым социально-психологическим содержанием, приобретающим более личностный персонифицированный характер» [2, с. 129], что позитивно влияет на устойчивость семьи как социального института. На это указывает то, что в целом в регионе молодые люди предпочитают брак и семью одиночеству, а также моногамный брак другим альтернативным формам со-
вместного проживания. Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи выступает понимание им значимости семейных отношений, определенных обязательств людей друг перед другом, ответственности за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы, что является традиционным, в том числе и в Среднем Поволжье.
Таким образом, современное развитие семейно-брачных отношений слабо учитывает опыт традиционной русской культуры, что негативно сказывается на обществе страны в целом. Учитывая культурный опыт русского традиционного общества, семейно-родственные отношения должны стать более осознанными и значимыми для человека. Сохраняя то нравственное добро, какое передается от старших поколений, принося здоровый дух на алтарь семейного благополучия, современная семья вправе рассчитывать на благотворные плоды.
Семья является главным агентом духовно-нравственного воспитания, она призвана обеспечивать воспроизводство общественно значимых ценностей, а ее роль носит определяющий характер и не может быть перенесена ни на один другой социальный институт. Она должна стать фундаментом духовного возрождения российского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзяева О. Русская свадьба в Самарском крае // Самара и губерния. 2000. № 6. С. 80-81.
2. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996. 297 с.
3. Иванов В. П. Этническая история и традиционная культура. М.: Феникс, 2000. 186 с.
4. Кожанова М. А. Семья как проводник социальных изменений // Вопросы гуманитарных наук. 2004.№ 6. С. 288-295.
5. Осипова Н. П. Этносы Самарского края. Самара: Современник, 2003.
6. Платонова А. А. Молодежь и нерегистрируемые браки // Вопросы гуманитарных наук. 2000. № 5. С. 52-60.
7. Якимова Т. А. Семейные обряды народов Поволжья. Малая музейная энциклопедия. Сборник научных и научно-популярных статей. Тольятти: Тольяттинский краеведческий музей, 2006. 174 с.