Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ'

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
386
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Льдокова Галия Михайловна

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния семейных факторов (отношения к детям) на субъективное благополучие детей. Выборку составили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, в том числе 5 детей из приемных семей и 22 родителя. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть применены педагогами и психологами в работе с семьей по созданию комфортной среды взаимодействия между родителями и детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Льдокова Галия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY FACTORS OF CHILDREN'S SUBJECTIVE WELL-BEING

The article presents the results of an empirical study of the influence of family factors (attitudes towards children) on the subjective well-being of children. The sample consisted of 30 children of primary school age, including 5 children from foster families and 22 parents. The research used reliable and valid methods. The research results can be applied by teachers and psychologists in their work with families to create a comfortable environment for interaction between parents and children.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ»

Фактор 8. При высокой личной инициативности респонденты, у которых доминирует данный фактор, не проявляют гражданскую активность. Испытывают заинтересованность в родном регионе, но отрицательно относятся к власти.

Фактор 9. Респонденты с выраженным фактором 9 не участвуют в общественной жизни региона в силу отсутствия заинтересованности в развитии региона и высоком показателе ориентации «на то, чтобы все было хорошо и без неожиданностей».

Фактор 9 Фактор 8 Фактор 7 Фактор 6 Фактор 5

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рисунок 2. Результаты исследования гражданской и общественной активности студенческой молодежи, не

вовлеченной в общественную деятельность

Как видно на рисунке 2, среди молодежи, не вовлеченной в общественную деятельность, преобладают респонденты с доминирующими факторами 5-6. Учитывая, что из 85 участников исследования, противниками общественной деятельности обозначили себя только 20 человек, такие результаты внушают оптимизм.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Гражданская активность - интегральная характеристика личности, включающая в себя такие характеристики, как отношение к власти, чувство патриотизма, участие в общественной деятельности, отношение к общественной жизни, личная инициативность и заинтересованность в жизни общества.

2. Гражданская активность может быть выражена как в конструктивных, так и в деструктивных формах.

2. В данной выборке доминируют респонденты с фактором 1, включающим ответственность, инициативность, лояльность к власти, патриотизм; респонденты с фактором 2, включающим низкий уровень ответственности, высоким самоуважением, высоким уровнем общественных инициатив.

3. В группе молодежи, не вовлеченной в общественную деятельность, доминируют респонденты с фактором 9 (отсутствие заинтересованности в развитии региона, высокая рефлексивность).

Литература:

1. Андреева Ю.В., Костерина И.В. «Нам нужны права, а не обязанности»: гражданская активность российской молодежи // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4. - № 3

2. Артюхович, Д.В. Гражданская активность личности: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.11) / Северо-кавказский государственный технический университет, 2002 г. - 11 с.

3. Атабиева, З.А. Молодежный ресурс политической модернизации российского общества: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук (22.00.08) / Атабиева, Зарема Алихановна; Пятигорский государственный технологический унвиерситет. - Пятигорск, 2010 г. - 9 с.

4. Лучинкина, А.И. Психологические особенности представленности гражданского общества в медиапространстве Крыма / Сабий Л. // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология.

- 2017. - № 3 (9). - С. 98-104.

5. Лучинкина, А.И. Социально-психологические маркеры гражданского общества в Крыму / Челеби И., Поднебенная А.Э // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология.

- 2016. - № 4 (6). - С. 8-11.

6. Лучинкина, А.И. Социально-психологические особенности гражданского общества республики Крым: личностный уровень // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 376-381.

7. Семенюк, Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-р. психол. наук. (19.00.07) / Семенюк Любовь Мирчиевна; Московский психолого-социальный институт, 2007 г. - 22 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Льдокова Галия Михайловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния семейных факторов (отношения к детям) на субъективное благополучие детей. Выборку составили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, в том числе 5 детей из приемных семей и 22 родителя. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть применены педагогами и психологами в работе с семьей по созданию комфортной среды взаимодействия между родителями и детьми.

Ключевые слова: субъективное благополучие, младшие школьники, семейные отношения.

Anmtation. The article presents the results of an empirical study of the influence of family factors (attitudes towards children) on the subjective well-being of children. The sample consisted of 30 children of primary school age, including 5 children from foster families and 22 parents. The research used reliable and valid methods. The research results can be applied by teachers and

m

psychologists in their work with families to create a comfortable environment for interaction between parents and children.

Keywords: subjective well-being, younger students, family relationships.

Введение. Проблема субъективного благополучия личности в последние десятилетия приобретает особую остроту не только в связи с социальными и экономическими сдвигами, но и усилением динамики жизни в целом, изменениями критериальных оценок жизнедеятельности в обществе. Исследователи разных областей науки издавна отмечали факты, относящиеся к переживанию благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, большей частью обращаясь к его состояниям. Сегодня же все больше выдвигается на передний план необходимость анализа личностных, социокультурных, социально-психологических детерминант благополучия. В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это связано с острой необходимостью науки и психологической практики определить, что служит основанием внутреннего равновесия личности, из чего оно состоит, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, как они участвуют в регуляции поведения, как можно помочь человеку решить проблему благополучия. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяется многими действиями субъекта, разными видами его деятельности и поведения: повседневными, экономическими, политическими.

Особенно остро этот вопрос встает в условиях приемной семьи. Семейное воспитание приемного ребенка имеет специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Конечно, приемные родители, как и любые родители, реализуют общечеловеческие ценности семьи, проявляя к ребенку материнскую заботу и любовь, но вместе с тем, они, как профессионалы, обеспечивают ребенку особую помощь и поддержку. Приемные дети в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого, поэтому основной направленностью детско-родительских отношении в замещающей семье должна стать удовлетворение потребностей ребенка, в постоянном, эмоционально теплом, понимающем общении. Детско-родительские отношения в замещающей семье не идентичны аналогичным отношениям в кровной семье. Важнейшим условием благополучия ребенка в приемной семье является освобождение ребенка от груза негативного прошлого, от травмы вызванной расставанием с родными и приходом в новые условия. Для приемного ребенка важно интегрироваться в новую семью, почувствовать себя в ней принятым, понятым, уверенным в своем будущем. Как правило, дети редко обвиняют родителей в том, что их изъяли из кровной семьи и ищут причину своих несчастий в себе (и тогда испытывает чувство вины) или в приемных родителях (и тогда испытывают гнев и желание отомстить). Именно поэтому поначалу они «бьются» за свои права, отстаивая свою точку зрения, пока не поймут, что никто не желает ему зла, что он в «стане друзей», помощников.

Понимание того, что собой представляет благополучие ребенка, из чего оно складывается и чем обусловлено, дает возможность оценивать текущее состояние и положение детей в современном обществе, а также прогнозировать успешность их развития по мере взросления. Многие исследователи рассматривали благополучие детей с точки зрения объективных факторов - материального положения семьи, характеристик ближайшего окружения, здоровья, образования и безопасности. Однако для решения вопроса о том, действительно ли эти характеристики являются признаками благополучия ребенка, необходимо получить информацию от самого субъекта, т.е. от ребенка. При этом следует отметить, что помимо индивидуальных факторов наибольшее влияние на субъективное благополучие ребенка вплоть до подросткового возраста оказывает его семейная среда.

Изложение основного материала статьи. В последние годы особо зазвучала проблема обеспечения субъективного благополучия учащихся, в том числе младших школьников, которые, находясь в ситуации глобальных перемен, происходящих в их жизни и образовательном процессе, испытывают серьезные психологические нагрузки. При этом, семья как социальный институт, направленный на взращивание личности, способной к самоактуализации, должна создавать стабильные условия для развития детей, которые могут обеспечивать последним устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды. Субъективное благополучие, удовлетворенность школьной жизнью, хорошие отношения со сверстниками и в семье - необходимые условия успешного развития и обучения ребенка. Встает вопрос, как можно улучшить влияние семьи на благополучие детей. В связи с этим важным научным и практическим вопросом является изучение тех семейных факторов, которые влияют на субъективное благополучие у детей младшего школьного возраста и его устойчивость.

Изучение темы исследования позволит определить, какие именно семейные факторы влияют на субъективное благополучие детей младшего школьного возраста, что в последующем, посредством корректировки этих факторов, даст возможность создать необходимые условия для успешного развития и обучения ребенка.

Цель исследования: изучить значение семейных факторов для субъективного благополучия детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие и сущность субъективного благополучия детей.

2. Изучить влияние семьи на благополучие ребенка.

3. Провести эмпирическое исследование по выявлению значения семейных факторов для субъективного благополучия детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: семейные пары, дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: отношение родителей к детям, отношение детей к семье.

Теоретической и методологической основой исследования стали:

- труды Э. Динер, Р.М. Шамионова, Л.В. Куликова, В.А. Погорской, Т.В. Архиреевой, изучающие компоненты субъективного благополучия;

- труды К.Н. Ахмедиевой, И.Н. Гамаюновой, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Лето, В.В. Чукреевой, Л.Б. Шнейдер, отражающие влияние семьи на благополучие ребенка.

Практическая значимость. Выводы и интерпретация исследования могут быть использованы:

- педагогами в процессе подготовки к родительским собраниям с целью изменения родительских позиций, расширения осознания мотивов воспитания в семье, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания детей, в том числе приемных детей.

- психологами при организации психологического сопровождения учебной деятельности детей младшего школьного возраста с целью повышения уровня их субъективного благополучия.

В исследовании нами были использованы методики:

1. Шкала удовлетворенности жизнью ученика - SLSS (адаптирована для младших школьников коллективом сотрудников ФГБНУ НИИ физиологии и фундаментальной медицины).

2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

3. Тест «Отношение детей к семье» (Т. Шрайбер).

В нашем исследовании приняли участие семьи, имеющие кровных детей, и пять семей, имеющие приемных детей.

Статистические различия в показателях между этими семьями не рассматривались.

Результаты тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Показатель % родителей, набравших

Низкие баллы Средние баллы Высокие баллы

Принятие / отвержение ребенка - 30 70

Кооперация - 33 67

Симбиоз - 20 80

Контроль 7 70 23

Отношение к неудачам ребенка - 90 10

Результаты тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) показали следующие результаты: у 70% родителей младших школьников выражено положительное отношение к своему ребенку. Они принимают своих детей такими, какие они есть, уважают их и признают их индивидуальность, поддерживают их планы и одобряют их интересы, достаточно много времени с ними проводят. 30% родителей в целом положительно относятся к своим детям, но не могут в силу своей занятости проводить достаточное время со своими детьми. 67% родителей проявляют искренний интерес к интересам ребенка, достаточно высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его инициативу и самостоятельность. 33 % - зачастую не поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, принимая решения не опираясь на мнение ребенка. 80% родителей не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. 70% родителей, несмотря на то, что не создают строгие дисциплинарные рамки для своего ребенка, но контролируют его действия. 23% родителей загоняют детей в жесткие рамки, требуя безоговорочного послушания, 7% родителей вообще не контролируют своих детей. 90% родителей нормально относятся к неудачам ребенка, а 10% - считают неудачи ребенка случайными и независящими от самого ребенка.

Стиль воспитания ребенка родителями, их воспитательный подход, скорее всего, связан с их собственным жизненным и детским опытом. Как правило, родитель воспитывает своего ребенка также, как его воспитывали в детстве.

Результаты теста «Отношение детей к семье» (Т. Шрайбер) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты теста «Отношение детей к семье» (Т. Шрайбер)

Уровень ценностного отношения детей к семье Кол-во младших школьников % младших школьников с выявленным уровнем

Средний 21 70

Высокий 9 30

Результаты теста «Отношение детей к семье» показали, что 21 младший школьник имеют средний уровень ценностного отношения к семье. Они не хотят уезжать из дома, не скандалят (по их мнению), если семья не выполняет их желания, используют любую возможность, чтобы порадовать семью, однако не всегда стремятся понять родных, когда считают, что они что-то требуют от них (считая это неправильным), не знают, как решить конфликты в семье, если они возникают, хотя и стремятся помочь.

Это объясняется тем, что если родители относятся к ребенку хорошо, понимают его и принимают таким, как он есть, то и ребенку хорошо в семье. В тоже время, если в семье присутствуют конфликты, либо ребенка в семье не принимают и не понимают, не уделяют ему должного внимания, то и ребенок относится к семье отрицательно.

Результаты теста по шкале удовлетворенности жизнью ученика - SLSS, адаптированной для младших школьников коллективом сотрудников ФГБНУ НИИ физиологии и фундаментальной медицины г. Новосибирска, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты теста по шкале удовлетворенности жизнью ученика - SLSS

Показатель удовлетворенности жизнью ученика Кол-во младших школьников % младших школьников

Полная неудовлетворенность 0 -

Неудовлетворенность 0 -

Средняя удовлетворенность 9 30

Достаточная удовлетворенность 17 57

Высокая удовлетворенность 4 13

По результатам теста по шкале удовлетворенности жизнью ученика - SLSS мы видим, что 17 младших школьников достаточно удовлетворены жизнью ученика. По их мнению, их жизнь в целом идет достаточно хорошо, они практически ничего не хотели бы изменить в своей жизни, и не хотят другой жизни. Они считают, что у них хорошая жизнь, и для хорошей жизни у них все есть. У 4 младших школьника очень высокая степень удовлетворенности их жизнью. Средняя степень удовлетворенности выявлена у 9 младших школьников. Несмотря на то, что в их жизни все достаточно хорошо, они считают, что у некоторых детей жизнь все-таки лучше, у них нет всего того, чего они хотят (возможно, это связано с тем, что современные дети предъявляют завышенные запросы: «крутой» телефон, современные дорогие гаджеты и т.д.).

Сводная таблица по результатам проведенного исследования в разрезе ответов родителей и их детей представлена в таблице 4.

Таблица 4

Сводная таблица по результатам проведенного исследования в разрезе ответов родителей и их детей

Род ите- Результаты тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Результаты теста «Отношение детей к семье» (Т. Шрайбер) Результаты теста по шкале удовлетворенности жизнью ученика - SLSS

ль/ реб ено к Принятие / отвержение ребенка Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам ребенка

1 В В В Н С В В

2 В В В С С В В

3 В В В С С В В

4 С С С В С С С

5 В В В С С В В

6 С С С В С С С

7 В В В С С В В

8 В В В С С В В

9 В В В С С В В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 В В В С С В Д

11 С С С В В С С

12 В В В С С В Д

13 В В В С С В Д

14 В В В В С В В

15 С С В В С С С

16 С С С С В С С

17 В В В С С В Д

18 В В В С С В Д

19 В В В С С В В

20 В В В С С В Д

21 В В В С С В Д

22 В В В С С В Д

23 В В В Н С В В

24 В В В С С В Д

25 С С В В С С С

26 С С С В С С С

27 В В В С С В Д

28 В С В С С В Д

29 С С В С С С С

30 С С С В В С С

Из таблицы 4 можно сделать вывод, что у тех детей, родители которых принимают своих детей, стремятся к сотрудничеству с ними, психологическому симбиозу с ними, имеют умеренный контроль над своим ребенком, нормально относятся к его неудачам, гораздо выше положительное отношение к семье и удовлетворенность жизнью, чем у детей, родители которых не в полной мере принимают своего ребенка, устанавливают психологическую дистанцию, не проводят с ними достаточного времени или жестко контролируют их.

Выводы. Таким образом, эмпирическое исследование по выявлению значения семейных факторов для субъективного благополучия детей младшего школьного возраста позволило сделать вывод, что у детей, в семьях которых установлены тесные доброжелательные, доверительные и взаимопонимающие отношения, субъективное благополучие гораздо выше, чем у детей, где в семье установлены строгие рамки, непонимание и тотальный контроль.

Литература:

1. Ахмедиева К.Н. Проблемы детско-родительских отношений в семье / К.Н. Ахмедиева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2011. - № 2. - С. 145-147.

2. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей / Сост. Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 30-36.

3. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся / С.А. Водяха // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей / Сост. Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 5-11.

4. Гамаюнова И.Н. Взаимосвзь детско-родительских отношений и мотивации к различным видам деятельности младших школьников / И.Н. Гамаюнова // Гуманизация образования. - 2010. - № 6. - С. 29-36.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2004. - 240 с.

6. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 405-408.

7. Лето И.В. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов / И.В. Лето, А.В. Варшал, Е.Н. Петренко, Е.Р. Слободская // Психологический журнал. - 2019. - № 6. - С. 18-30.

8. Погорская В.А. Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностносмысловой сферы личности у студентов педагогических профессий / В.А. Погорская // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3(6). - 252 с.

9. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие / В.В. Чукреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. 2. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. -М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

11. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь вперед / Л.Б. Шнейдер. - М.: Питер, 2013. - 365 с.

12. Bjarnason T., Bendtsen P., Arnarsson A.M., Borup I., Iannotti R.J., Lofstedt P., Haapasalo I., Niclasen B. Life satisfaction among children in different family structures: a comparative study of 36 western societies // Children & Society. - 2012. - № 26. -P. 51-62.

13. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - № 95. - P. 542-575.

14. Holder M.D., Coleman B. The contribution of social relationships to children's happiness // Journal of Happiness Studies. -2009. - № 10. - P. 329-349.

15. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников / Т.В. Архиреева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.05.2021).

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда); старший преподаватель Сенько Марина Алексеевна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПСИХОЛОГА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения профессиональной позиции обучающегося психолога в ведомственном вузе. Базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов. В нашем исследовании элементами являются типы личности. «Полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; 2) «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; 3) «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». При «погружении» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее -внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное -индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, т.е. нет «узла» с единой факторной дихотомией. «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых есть единая дихотомия, т.е. есть «узел» с единой факторной дихотомией. В «измеримости» получаются следующие три характеристики: 1. Мера представления информации (образ, слово, число). 2. Проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число). Преобразование (слова в число) используется в этой работе. 3. Оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий) будет использована в этой статье. В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов («словесный базис»). «Измеримость» типов связана с единой дихотомической словесно-числовой оценочной симметрической шкалой («числовой базис»). «Измеримость» порождает базисные многофакторные (в нашем случае трехфакторные) методики, используя дихотомическую симметрическую словесно-числовую шкальную оценку типов.

Ключевые слова: факторная дихотомическая типологизация, системность, базисность, измеримость, профессиональные типы, профессиональная позиция, семантическая близость.

Annotation. The article is devoted to the system-based analysis of the definition and measurement of the professional position of a trained psychologist in a departmental university. A basis is a complete, ordered and measurable set of elements. In our study, the elements are personality types. "Completeness" is "factoricity", "multiple connectivity" and "consistency"; 2) " orderliness "is" symmetry"," dichotomy "and" single connectivity"; 3)" measurability "is" measure"," projection "and"evaluation". When "diving" into the concept of "basis", there is a single generalized dichotomy" external - internal", which in our article is projected onto a separate personal dichotomy"social - individual". "Multi-connectivity" means the existence of a set of dichotomous factors for which there is no single dichotomy, i.e. there is no "node" with a single factor dichotomy. "Unity" means the existence of a set of factors for which there is a single dichotomy, i.e. there is a "node" with a single factor dichotomy. In "measurability", the following three characteristics are obtained: 1. A measure of information representation (image, word, number). 2. Projection of the transformation of information (image into a word, image into a number, words into a number). The transformation (words into numbers) is used in this work. 3. The assessment of the level of information measurement (low, medium, high) will be used in this article. In the article "completeness" is defined by a factorial multi-connected integral set of types. "Orderliness" is determined by a symmetric-dichotomous unconnected factorial verbal structure of a set of types ("verbal basis"). The "measurability" of types is associated with a single dichotomous verbal-numerical evaluation symmetric scale ("numerical basis". "Measurability" generates basic multifactorial (in our case, three-factor) methods, using a dichotomous symmetric verbal-numerical scale assessment of types.

Keywords: factorial dichotomous typologization, consistency, basicity, measurability, professional types, professional position, semantic proximity.

Введение. При типологизации информации о профессиональной позиции личности можно выделить три уровня системности. Первый уровень системности соответствует традиционному хаотическо-эклектическому многосвязно-факторному целостному отражению информации о профессиональной позиции личности [2]. Второй уровень системности соответствует функциональной единосвязной многофакторной словесно-дихотомической структуре типов при их базисной регуляции профессиональной позиции личности [6]. Третий уровень системности соответствует проектно-мерной дихотомической многофакторной базисной реализации оценочно-числовой измеримости типов профессиональной позиции личности [4]. Данная стратегия исследования связанна со всеми тремя уровнями системности, лежит в основе нашей дихотомической трехфакторно-базисной измерительной типологической концепции, определяет стратегию и этапы данного исследования.

Теорема (без доказательства в данный момент в этой статье). Среди разных многофакторных симметрических дихотомических структур (образных, словесных, числовых) существует оптимальная трехфакторная симметрическая дихотомическая структура [5]. Проверяется на «базисность» (т.е. на «полноту» и «упорядоченность») типология профессиональной позиции личности. На основе принципа семантической близости устанавливается взаимно-однозначное соответствие типологии профессиональной позиции личности и типологии профессиональной направленности личности.

Изложение основного материала статьи. В статье используется метод теоретического анализа литературы, системно-базисный метод и метод «базисного наложения» типологий [4].

Цель данной статьи - это создание новой методики для получения и измерения информации о профпозиции личности на основе применения трехфакторного дихотомического системно-базисного типологического подхода. Применялся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.