Научная статья на тему 'Семейная ситуация как фактор результативности социальной реабилитации взрослых с интеллектуальными нарушениями, проживающих в родительских семьях'

Семейная ситуация как фактор результативности социальной реабилитации взрослых с интеллектуальными нарушениями, проживающих в родительских семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ / ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ADULTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / SOCIAL REHABILITATION / PARENT FAMILY / INFANTILIZATION / LIFE SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Микляева Анастасия Владимировна, Яцышин Сергей Михайлович

В статье представлены результаты исследования, направленного на описание влияния различных характеристик жизненной ситуации семей, в которых проживает совершеннолетний ребенок с интеллектуальной недостаточностью, результативность социальной реабилитации. В исследовании приняли участие 39 женщин 44-65 лет, проживающих совместно с совершеннолетними детьми с интеллектуальными нарушениями, в 30,7 % случаев сочетающиеся с нарушениями двигательных функций. Показано, что ключевое значение для эффективности реабилитации имеет отказ родителей от реализации стратегии инфантилизации в отношении взрослого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Микляева Анастасия Владимировна, Яцышин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Situation as a Factor of Social Rehabilitation Efficiency for Adults with Intellectual Disabilities Living in the Parental Families

The article presents the results of the study which is aimed at describing the impact of the life situation of parental families with intellectually impaired adults to the effectiveness of social rehabilitation. The study involved 39 women aged 44-65 years living together with adult children with intellectual disabilities, 30.7% combined with motor disorders. The results show that the main cause for the effectiveness of social rehabilitation is the parents’ refusal of infantilizing strategy to their son/daughter.

Текст научной работы на тему «Семейная ситуация как фактор результативности социальной реабилитации взрослых с интеллектуальными нарушениями, проживающих в родительских семьях»

у онкологических больных. Клиническая и специальная психология. - 2016. - Т. 5. -№ 3. - С. 24-39.

2. Брель Е. Ю, Стоянова И. Я. Психологические характеристики алекситимии в контексте психического здоровья и социального развития у современных подростков // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2018. - Т. 24. - № 2 (174). - С. 97-105.

3. Былкина Н. Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. - 1995. - № 1. - С. 43-53.

4. Жиганова К. С., Фалетрова О. М. Музы-котерапия в образовании: методические рекомендации. - Ярославль: Изд-во ЯЛ ГУ, 2011. - 47 с.

5. Павлова Е. М. Эмоциональный интеллект: от иерархических моделей к представлению о единой когнитивной способности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 37. - URL: http://psystudy.ru/num/2014v7n37/1038-pavlova 37.html (дата обращения: 10.01.2019).

6. Преподавание музыки в начальной школе: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л. В. Байбородова, О. М. Фалетрова, С. А. Томчук. - 2-е изд., испр. и доп. печатный. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -172 с.

А. В. Микляева, С. М. Яцышин

УДК 316.6

СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВЗРОСЛЫХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЬЯХ

В современном мире последовательно возрастает количество людей с интеллектуальными нарушениями. По различным данным сегодня оно составляет до 5-10 % от общей популяции [2]. Нарушения интеллектуального развития порождают дефицит осознанного отношения к действительности и саморегуляции, разнообразные трудности в отношениях с окружающими людьми, что в совокупности затрудняет социальную интеграцию и адаптацию, искажая процесс социализации личности.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии уделяется достаточно большое внимание вопросам социализации детей и подростков с умственными нарушениями, в то время как взрослые люди с интеллектуальной недостаточностью попадают в фокус внимания крайне редко. Многие семьи, в которых проживает ребенок с интеллектуальной недостаточностью, отмечают, что с переходом рубежа совершеннолетия объем социальной, педагогической и психологической поддержки со стороны государственных и частных организаций резко сокращается, и семьи, по сути, зачастую остаются один на один со своей проблемой. Между тем проблема интеграции совершеннолетнего ребенка с интеллектуальной недостаточностью не ослабевает, а, напротив, усиливается в связи с тем, что его родители стареют и в определенный момент

20/<?//-

жизни оказываются неспособных обеспечить ребенку привычный ему уровень опеки. В связи с этим остро стоит необходимость формирования у взрослых с интеллектуальной недостаточностью, проживающих в семьях, социально-бытовых навыков и личностных качеств, которые позволят им впоследствии жить самостоятельно (или на условиях сопровождаемого проживания).

Как отмечает З. Ф. Трифоненкова, взрослые с интеллектуальными нарушениями, проживающие в родительских семьях, часто зависимы от родителей в бытовых вопросах. Родители с детства стремятся оградить их от бытовых забот, поскольку в противном случае от родителей требовалось бы много дополнительных сил и времени. Многие родители не позволяют своим детям использовать трудовые навыки, полученные во время обучения в школе, и трудоустроиться. В итоге у взрослых с интеллектуальной недостаточностью, проживающих в родительских семьях, утрачивается способность к труду и умение самостоятельно заботиться о себе, приобретенные на этапе обучения в специализированных учебных заведениях [8].

В зарубежной психологии этот феномен получил название «семейных барьеров в самоопределении». Исследования показывают, что психологическая сущность этих барьеров определяется родительской гиперопекой и стремлением защитить своего ребенка от столкновения с различными жизненными трудностями [15]. Родители зачастую воспринимают своего взрослого ребенка как чрезмерно уязвимого, не способного принимать решения [19], некомпетентного в простейших житейских вопросах [18], неспособного понимать последствия своих поступков [17], что в некоторых случаях приводит к снижению уровня эмоционального благополучия совершеннолетнего ребенка [5]. Такая ситуация может усугубляться родительским переживанием собственной неуспешности, изолированности от социума, переносом на ребенка профессиональных и личностных проблем, порожденных ощущением беспомощности и безнадежности [9]. Однако, с другой стороны, резуль-

таты исследований свидетельствуют о том, что родительская семья в жизни взрослых с умственной отсталостью является одним из основных источников счастья, заботы и поддержки в случае, когда предоставляет ему возможности принятия решений и контроля над собственной жизнью [14]. В связи с этим можно предположить, что родительская позиция оказывает существенное влияние на ход и результативность реабилитационных мероприятий, направленных на формирование у взрослого человека с интеллектуальной недостаточностью навыков и качеств, необходимых для самостоятельной жизни.

Как отмечает Е. Ю. Коржова, влияние, оказываемое родительской семьей на социально-бытовые и личностные возможности ребенка с интеллектуальными нарушениями, определяется характером отношения родителей к ребенку и жизненной ситуации в целом. Такие семьи находятся в трудной жизненной ситуации, которая предъявляет серьезные требования к их адаптационным возможностям, актуализируя личностный потенциал родителей для деятельностного совлада-ния с трудностями, предполагающего, в том числе, активное включение в процесс реабилитации [4]. Следует отметить, что на сегодняшний день изучены лишь отдельные характеристики жизненной ситуации семей, в которых проживает совершеннолетний ребенок с интеллектуальной недостаточностью. В частности, согласно зарубежным исследованиям, большой вклад в адаптационный потенциал семьи в такой ситуации вносит благоприятный эмоциональный фон, атмосфера взаимной поддержки и уважения [13]. Другая значимая характеристика семейной ситуации в этом контексте - это уровень психологического благополучия родителей, их ощущение удовлетворенности собственной жизнью [12].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что родительская семья оказывает существенное влияние на эффективность процесса социальной реабилитации взрослого с интеллектуальной недостаточностью. В числе наиболее значимых факторов такого

влияния на основе анализа литературы можно назвать отношение родителей к сложившейся жизненной ситуации и удовлетворенность собственной жизнью в целом, характер семейного функционирования, отношение родителей к ребенку и готовность замечать происходящие с ним изменения. Однако вопрос о том, каково соотношение этих факторов между собой, на сегодняшний день остается открытым. Данная статья посвящена поиску ответа на этот вопрос, который позволит определить место и содержание работы с родителями в системе социальной реабилитации взрослых с интеллектуальными нарушениями, проживающих в родительских семьях.

Целью исследования стало описание жизненной ситуации семей, в которых проживает совершеннолетний ребенок с интеллектуальной недостаточностью, в контексте оценки ее влияния на результативность социальной реабилитации, осуществляемой на базе инновационной (экспериментальной) площадки Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга». Для достижения этой цели последовательно решались следующие задачи: 1) определение характеристик уровня удовлетворенности жизнью и отношения к сложившейся жизненной ситуации в семьях, в которых проживает совершеннолетний ребенок с интеллектуальной недостаточностью; 2) описание характеристик семейного функционирования в таких семьях; 3) анализ представлений родителей об актуальных возможностях и жизненных перспективах детей; 4) изучение взаимосвязей между семейной ситуацией и результативностью социальной реабилитации взрослых с интеллектуальной недостаточностью.

Для изучения жизненной ситуации семьи использовались «Шкала удовлетворенности жизнью» (E. Diener, R. A. Emmons, R. J. Lar-sen и S. Griffin в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, 2003) и методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» [3]; жизненная ситуация оценивается по таким параметрам, как «легкость-трудность», «эмоциональ-

ное благополучие - неблагополучие», «оптимизм-пессимизм», «экстернальность - интер-нальность», «активность - пассивность». Семейное функционирование описывалось с помощью «Теста семейных ресурсов» [6] (параметры «семейная поддержка», «физическое здоровье членов семьи», «решение проблем в семье», «семейные роли и правила»; «эмоциональная связь в семье», «финансовая свобода семьи», «семейная коммуникация», «управление семейными ресурсами») и «Семейной социограммы» [11] (параметры «конфликтность межличностных отношений» и «ин-фантилизация ребенка с интеллектуальной недостаточностью»). Для анализа представлений родителей об актуальных достижениях и жизненных перспективах их ребенка применялось анкетирование (параметры «упоминание в описании семейной ситуации ребенка с интеллектуальной недостаточностью», «цель посещения Центра», «оценка динамики социально-бытовых навыков и личностных особенностей ребенка-клиента Центра», «оценка его готовности к самостоятельному проживанию»), а также анализ документов, с помощью которого оценивались его реабилитационный потенциал и динамика результативности социальной реабилитации (в аспектах формирования социально-бытовых навыков и личностных ресурсов самостоятельности) на основе результатов социально-педагогической диагностики.

В исследовании приняли участие 39 женщин в возрасте от 44 до 65 лет (53,83±6,18 лет), проживающих совместно со своим совершеннолетним ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность (средний возраст 29,76±4,01 лет, 1-11 группа инвалидности), в 30,7 % случаев сочетающуюся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Привлечь к исследованию мужчин-отцов оказалось невозможным, поскольку на момент опроса полными являлись только 46,1 % семей, из которых в 30,7 % мать проживает в повторном браке, то есть между ее супругом и ребенком нет кровного родства.

Результаты исследования показывают, что уровень удовлетворенности жизнью женщин, проживающих со своими совершеннолетни-

20/у//-

ми детьми с интеллектуальной недостаточностью, сравнительно низок и в среднем составляет 16,60±4,12 баллов из 35 возможных, что более чем на 4 пункта меньше, чем средние значения, типичные для женщин данной возрастной группы (см. [1]). Они рассматривают сложившуюся жизненную ситуацию не слишком оптимистично, оценивая ее как довольно трудную, не слишком поддающуюся их контролю, хотя и занимают в ней довольно активную позицию (см. рисунок 1, данные о нормативной выборке [16]).

При этом только чуть более трети женщин связывают свои оценки напрямую с наличием в семье взрослого ребенка, требующего постоянной опеки (38,46 %), в том время как остальные фокусируют свое внимание на профессиональных и бытовых трудностях. Эти данные свидетельствуют о том, что женщины, проживающие со своими взрослыми детьми, имеющими нарушения интеллекта, закономерно испытывают большую личностную нагрузку и нуждаются в специально организованной психологической поддержке, которая способствовала бы повышению их субъективной удовлетворенности жизнью.

Несмотря на относительно невысокие оценки актуальной жизненной ситуации, «Семейные социограммы», можно утверждать, что эмоциональный фон отношений в семьях, в которых проживает совершеннолетний с интеллектуальной недостаточностью, преимущественно благоприятный, для опрошенных семей нехарактерна конфликтность в межличностных отношениях (индикаторы конфликтности встречаются только в 15,38 % рисунков). «Тест семейных ресурсов» демонстрирует достаточно высокий уровень семейного функционирования, в особенности по таким параметрам, как «взаимная поддержка» и «семейная коммуникация». Наиболее уязвимым закономерно является такой параметр семейного функционирования, как «физическое здоровье членов семьи», однако и этот показатель в целом несколько превышает нормативные значения (см. рисунок 2).

Однако при этом довольно типична ин-фантилизирующая позиция матери по отно-

шению к взрослому ребенку с признаками интеллектуальной недостаточности (индикаторы инфантилизации обнаружены в 66,7 % «Семейных социограмм»). Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что, признавая существенное расширение возможностей своего ребенка как результат реабилитации (положительные сдвиги отмечаются 87,17 % матерей, а также фиксируются специалистами по социальной работе, курирующими совершеннолетних с интеллектуальной недостаточностью на базе Центра, в 92,3 % случаев), подавляющее большинство матерей уверены в том, что их ребенок никогда не будет готов к самостоятельному проживанию и всегда будет требовать пристальной опеки и заботы (94,87 %). Поэтому многие матери приписывают реабилитационным мероприятиям преимущественно досуговый смысл, не рассматривая их в качестве «инструмента» последовательной подготовки ребенка к самостоятельной жизни (71,79 %).

Факторный анализ позволил уточнить соотношение характеристик жизненной ситуации матерей, проживающих совместно с совершеннолетним ребенком с умственной недостаточностью, отношений в их семьях, их отношения к жизненным перспективам собственного ребенка и его реальными достижениями в процессе социальной реабилитации.

Фактор 1 с суммарной дисперсией 19,9 % составили следующие показатели: «семейная поддержка» (0,74), «решение проблем в семье» (0,81), «семейные роли и правила» (0,58), «эмоциональная связь в семье» (0,70), «семейная коммуникация» (0,65), «управление семейными ресурсами» (0,55), «удовлетворенность жизнью» (0,58), «оптимизм» (0,65), «конфликтность отношений в семье» (-0,77), «наличие супруга» (0,52), «наличие других детей» (0,46). Этот фактор был назван нами «Фактором семейного благополучия». Как показывают результаты факторного анализа, благополучие в семейных отношениях определяет удовлетворенность матери своей жизнью в целом, не отражается на результативности социальной реабилитации совер-

Рис. 1. Характеристики отношения к семейной ситуации у матерей, проживающих совместно со своими взрослыми детьми с интеллектуальными нарушениями (диапазон

оценок: от 1 до 4)

Рис. 2. Характеристика функциониования семей, в которых проживают совершеннолетние с интеллектуальной недостаточностью (по оценке их матерей), диапазон оценок от 8 до 40 баллов по каждой шкале

шеннолетнего ребенка с интеллектуальными нарушениями.

В фактор 2, описывающий 18,6 % дисперсии переменных, вошли показатели «инфан-тилизации» (-0,47), «оценки матерью достижений ребенка» (0,56), «возраста матери» (0,73), «Оценки готовности ребенка к самостоятель-

ной жизни» (0,54), «реабилитационного потенциала» (0,56), «динамики бытовых навыков» (0,93), «динамики личностных ресурсов самостоятельности» (0,81). Этот фактор получил название «Фактора конструктивной родительской позиции». Согласно полученным результатам, основным маркером конструк-

20/у//

тивности позиции матери в отношении собственного совершеннолетнего ребенка с интеллектуальной недостаточностью является отсутствие проявлений инфантилизации, готовность замечать изменения, происходящие с ребенком в процессе реабилитации, и поддерживать их в повседневной жизни за пределами Центра.

Фактор 3 с суммарной дисперсией 12,1 % объединил такие показатели, как «эмоциональное благополучие» (-0,71), «трудность жизненной ситуации» (0,41), «фокус жизни на ребенке» (-0,66), «группа инвалидности» (0,54). Этот фактор был назван «Фактором жизненного неблагополучия», которое, судя по результатам факторизации, сопряжено с тяжестью интеллектуальных и сопутствующих им нарушений, наблюдаемых у ребенка, хотя сами родители не связывают негативный эмоциональный фон жизни с этим обстоятельством.

Результаты исследования показали, что матери, проживающие совместно со своими взрослыми детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, оценивают свою жизненную ситуацию как трудную и в целом характеризуются относительно низким уровнем удовлетворенности собственной жизни. Вместе с тем обследованным семьям свойственны достаточно благоприятные показатели семейного функционирования, благоприятный эмоциональный фон семейных отношений и низкий уровень межличностной конфликтности. При этом характер восприятия своей жизненной ситуации, удовлетворенность жизнью и особенности семейного функционирования сами по себе не оказывают влияния на эффективность социальной реабилитации. Ключевым фактором, определяющим прогресс в освоении социально-бытовых навыков и формировании личностных качеств, необходимых для их самостоятельной реализации, является оптимистичное отношение матери к возможностям своего ребенка, вера в его потенциал развития, отказ от инфантилизирующего взаимодействия и готовность поддерживать проявления его самостоятельности в повседневной жизни.

Необходимо отметить, что сказанное выше имеет отношение, в первую очередь, к се-

мьям, в которых проживает взрослый ребенок с умеренной интеллектуальной недостаточностью, характеризующийся достаточно высоким реабилитационным потенциалом, дающим основание прогнозировать более или менее успешное формирование навыков и качеств, необходимых для последовательного роста самостоятельности. В случае тяжелых интеллектуальных нарушений и/или их отягощения нарушениями функций опорно-двигательного аппарата родительское отношение, вероятно, оказывает влияние, в первую очередь, на эмоциональное состояние взрослого ребенка и его психологическое благополучие.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что работа с родителями является важным звеном в социальной реабилитации взрослых с интеллектуальными нарушениями. Эта работа должна носить дифференцированный характер и варьироваться в зависимости от отношения родителей к ребенку и семейной ситуации в целом, а также от степени тяжести нарушений и реабилитационного потенциала ребенка. Приоритетными задачами такой работы является психологическая поддержка родителей и содействие формированию готовности к предоставлению и последовательному расширению «пространства самостоятельности» для взрослого ребенка с интеллектуальной недостаточностью в повседневной жизни семьи.

Исследование проведено в рамках экспериментального (инновационного) проекта «Социальная реабилитация (социализация) инвалидов с нарушениями интеллекта в условиях учреждения социального обслуживания» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга» в целях реализации распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга № 98-р от 05 марта 2018 года.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования, направленного на описание влияния различных характеристик жизненной ситуа-

ции семей, в которых проживает совершеннолетний ребенок с интеллектуальной недостаточностью, результативность социальной реабилитации. В исследовании приняли участие 39 женщин 44-65 лет, проживающих совместно с совершеннолетними детьми с интеллектуальными нарушениями, в 30,7 % случаев сочетающиеся с нарушениями двигательных функций. Показано, что ключевое значение для эффективности реабилитации имеет отказ родителей от реализации стратегии инфантилизации в отношении взрослого ребенка.

Ключевые слова: взрослые с интеллектуальными нарушениями, социальная реабилитация, родительская семья, инфантилиза-ция, жизненная ситуация.

SUMMARY

The article presents the results of the study which is aimed at describing the impact of the life situation of parental families with intellectually impaired adults to the effectiveness of social rehabilitation. The study involved 39 women aged 44-65 years living together with adult children with intellectual disabilities, 30.7% combined with motor disorders. The results show that the main cause for the effectiveness of social rehabilitation is the parents' refusal of infantiliz-ing strategy to their son/daughter.

Key words: adults with intellectual disabilities, social rehabilitation, parent family, infantili-zation, life situation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенко Е. В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности: дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2016. - 182 с.

2. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Образование и наука. - 2017. -Т. 19. - № 1. - С. 147-165.

3. Коржова Е. Ю., Бердникова А. В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» // Практикум по психологии жизненных ситуаций / Под ред. Е. Ю. Коржовой. -СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. - С. 5973.

4. Коржова Е. Ю., Веремейчик В. А., Кудрявцева И. Н., Морозова Т. А. Развитие активной жизненной позиции в трудной жизненной ситуации у родителей детей-инвалидов с нарушением интеллекта // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - С. 329333.

5. Лауткина С. В., Курносова Н. А. Специфика эмоциональной сферы взрослых с интеллектуальной недостаточностью // Право. Экономика. Психология. - 2015. - № 2. -С. 76-81.

6. Махнач А.В., Постылякова Ю. В. Ресурсный подход в изучении семейного стресса // Научный поиск. Сборник научных работ. - Вып. 4. - Ярославль: ЯГУ, 2003. -С. 97-102.

7. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008 [Диск CD, ISBN 978-6- 89697-157-3].

8. Трифоненкова З. К. Социальные квартиры в системе социализации молодых инвалидов // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - СПб.: СПбГУГЦ «Семья», 2015. - Вып. 6. - С. 178185.

9. Фельдштейн Д. И. Современное детство: психолого-педагогические проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 5. - С. 8-11.

10. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. - СПб.: Речь, 2005. - 447 с.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

12. Curryer B., Stancliffe R. J., Dew A. Self-Determination: Adults with Intellectual Disability and Their Family // Journal of Intellectual

& Developmental Disability. - 2015. - No 40 (4). - Рр. 394-399.

13. Grant G., Ramcharan P. Views and Experiences of People with Intellectual Disabilities and Their Families. The Family Perspective // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. - 2001. - No 14. - Рр. 64-380.

14. Haigh A., Lee D., Shaw C., Hawthorne M., Chamberlain S., Newman D.W., Beail N. What Things Make People with a Learning Disability Happy and Satisfied with Their Lives: An Inclusive Research Project // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. - 2013. - No 26 (1). - Рр. 26-33.

15. Jahoda A., Markova I. Coping with Social Stigma: People with Intellectual Disabilities Moving from Institutions and Family Home // Journal of Intellectual Disability Research. -2004. - No 48 (8). - Рр. 719-729.

16. Korjova E. Yu., Volkova E. N., Mik-lyaeva A. V., Bezgodova S. A., Yurkova E. V., Volkova I. V. Psychological Features of Kinship Care Families: Interview Version for Guardians // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. -. Mosœw: Psychological Institute of Russian Academy of Education, 2018. -Vol. XLIX. - Рp. 281-287.

17. Mitchell W. Parents' Accounts: Factors Considered when Deciding How Far to Involve Their Son/Daughter with Learning Disabilities in Choice-Making // Children and Youth Services Review. - 2012. - No 34 (8). - Рр. 1560-1569.

18. Saaltink R., MacKinnon G., Owen F., Tardif-Williams C. Protection, Participation and Protection through Participation: Young People with Intellectual Disabilities and Decision Making in the Family Context // Journal of Intellectual Disability Research. - 2012. - No 56 (11). -Рр. 1076-1086.

19. Shogren K. A., Broussard R. Exploring the Perceptions of Self-Determination of Individuals with Intellectual Disability // Intellectual and Developmental Disabilities. - 2011. -No 49(2). - Рр. 86-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.