References
1. Tihomirov O.K. Struktura myslitel'noj deyatel'nosti cheloveka. Moskva, 1969.
2. Kraevskij V.V. Obschie osnovypedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov i aspirantov pedvuzov. Moskva; Volgograd: Peremena, 2002.
3. Tabishev T.A., 'Erzhibova F.A.. Matematicheskaya podgotovka studenta kak uslovie formirovaniya ego professional'noj matematicheskoj deyatel'nosti v vuze (na primere discipliny «matematicheskij analiz»). Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2015; 2 (32): 88 - 96.
4. Semenyachenko Yu.A. Matematicheskie zadachikaksredstvo razvitiya kachestvproduktivnogo myshleniya studentov (na primere obucheniya discipline «Matematicheskij analiz»). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
5. Morozova N.N., Proskuryakova L.K. Tehnologicheskij podhod k razvitiyu professional'no znachimyh kachestv lichnosti sredstvami matematicheskoj podgotovki. Russian Agricultural Science Review. 2015; T. 5; № 5-2: 68 - 72.
6. Gerasimova T.N. Osobennosti pedagogicheskogo myshleniya prepodavatelya voennogo vuza. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2017; № 1 (65): 52 - 59.
7. Sorokopud Yu.V., Nizikov M.A. Determinanty modernizacii professional'noj podgotovki prepodavatelej vysshej shkoly Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; 1: 11 - 15.
8. Kolomina M.V., Turasov A.I. Metodicheskie aspekty izucheniya discipliny «Zaschita informacii» v vuze. 21 vek: fundamental'naya nauka i tehnologii: materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 81 - 83.
9. Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Gunasheva M.A., Zinchenko A.S., Isakieva Z.S., Kanevskaya Zh.O., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kul'kina I.V., Yakubova A.B., Magomedhanova U.Sh., Magin V.A., Mirzoev Sh.A., Martirosyan R.M., Naga-eva I.A., Petrova N.P., Radzhabov I.M., Sautieva F.B. i dr. Sovremennye tendenciiobucheniya i vospitaniya vrossijskojsisteme obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
10. Alizhanova H.A., Atagishieva G.S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A., Martirosyan R.M., Muradova P.R., Nagaeva I.A., Petrova N.P., Sadovoj V.P. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogoprocessa v vysshejshkole:problemyiperspektivy kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 10.02.18
УДК 371
Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FAMILY EDUCATION OF THE MOUNTAIN PEOPLE: THE INTERRELATIONSHIP BETWEEN THE MORAL-ETHICAL, INTELLECTUAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY. The article reveals features of family education of peoples, who live in mountains. The interrelation of moral-ethical, mental and physical in the development of the child's personality is studied. It is concluded that working life was a school, a source and a means of teaching children, an excellent expression of the principle of connection of knowledge with everyday practice. It is in the interaction of different types of education formed the idea of a comprehensive harmonious development of the individual, which is the main goal of family education. The author concludes that the pedagogical ideals of peoples of the North Caucasus have provided important educational impact on the younger generation. It is for it educators formed youth best national character-boldness, courage, love to the native land, people.
Key words: system of education, family education of mountain peoples, moral and ethical education, mental education, physical education, personality of child.
М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ГОРСКИХ НАРОДОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО, УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
В статье выявлены особенности семейного воспитания горских народов. Изучена взаимосвязь нравственно-этического, умственного и физического в развитии личности ребёнка. Сделан вывод о том, что трудовая жизнь являлась школой, источником и средством обучения детей, прекрасным выражением принципа связи полученных знаний с каждодневной практикой. Во взаимодействии различных видов воспитании формировалась идея всестороннего гармоничного развития личности, которая выступала основной целью семейного воспитания. Автор делает вывод о том, что педагогические идеалы народов Северного Кавказа оказывали важное воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Именно по ним воспитатели формировали у молодёжи лучшие черты национального характера - смелость, мужество, любовь к родной земле, народу.
Ключевые слова: система воспитания, семейное воспитание горских народов, нравственно-этическое воспитание, умственное воспитание, физическое воспитание, личность ребёнка.
Система эстетического воспитания у горских народов складывалась в соответствии с собственными эстетическими идеалами. Эстетика взаимодействия с ребёнком в семье выстраивалась с учетом закономерностей и методов народного воспитания, отраженных в сказках, легендах, песнях. Использование произведений фольклора целенаправленно формировало у подрастающего поколения эстетическое отношение к окружающей действительности, отношение к собственной системе эстетических ориентиров.
Особенностью организации эстетического воспитания в горской семье является стремление научить детей и подростков чувствовать красоту природы родного края и человека, различать прекрасное и безобразное в поведении людей, связывать жизнь с достижением эстетических идеалов и т. д. Уместно и правильно выстроенная система эстетического воспитания максимально полно ориентировалась на пробуждение и развитие в молодом горце или горянке чувства прекрасного, стремления
эмоционально правильно ориентироваться в окружающей действительности. В решении данной задачи крайне важно научить представителей горской молодёжи опыту непосредственного созерцания и сосредоточенного восприятия окружающей действительности в процессе нравственного, трудового и физического воспитания.
Эстетика выполняет значительную познавательную функцию, способствуя развитию когнитивной и чувственно-эмоциональной сфер личности, её убеждений и взглядов. Важно указать на особенность северокавказских народов, которые с древнейших времён высоко ценили мудрость, знания и ум человека и отводили им наиглавнейшее место в системе воспитании подрастающего поколения. Горцы отводили знанию важнейшую роль в социуме, понимали знание как важнейшую составную часть культуры, которая определяет силу человека и общества. В развитии этого представления ими привлекались различные средства эстетического воспитания - сказки,
пословицы, поговорки, сказания. В качестве примера приведем следующие пословицы: «Ум - богатство» (каб.); «Что горе для умного, то радость для глупого» (черк.); «Кто в молодости не учился, тот в старости сожалеет об этом» (осет.); «Насколько обширны знания человека, настолько он сильнее» (абадз.) [1]; «Мудрость - помощник счастья» (абадз.); «Мудреца выслушай и последуй его совету» (черк.); «Неграмотный - немой» (инг.); «Нет предела знанию, учению» (дат); «С неба богатство не падает, а трудом, умом и умением добывается» (осет.) [2, с. 8] и др.
Показательно, что необходимость постоянного и целенаправленного развития умственных способностей детей и молодёжи максимально полно была представлена в народных сказках, где остроумие и смекалка решают судьбы людей. Для примера, приведем известные народные сказки - «Находчивые гости» (абадз.), «Умная жена» (осет.)», «Умный жених» (черк.), «Хан и бедняк» (каб.), и др.
Мы солидарны с основателем современной педагогики, чешским философом и общественным деятелем Я.А. Комен-ским в том, что человек создан природой, поэтому он способен и должен понимать и познавать устройство мира. В этом выражается сформулированный им «принцип природосообразности». В народной педагогике способность к познанию окружающего мира представляется через развитие ума и умственных качеств личности. Подтверждение мы находим в народной педагогике. В народном фольклоре горцев читаем - «Малознающий-большой болтун» (карач.), «С умным сходись поближе, а от дурака беги прочь» (черк.), «С умным водясь - умным станешь» (даг.), «Умного человека узнавай не по разговорам, а прежде всего по делам» (осет.) и др. Произведения фольклора являются примером реализации на практике другого принципа, сформулированного Я.А. Коменским - «принципа культуросообразности», который выражает необходимость воспитания человека в культурной традиции, привития норм общения и взаимодействия между людьми. Именно социум дает оценку многим способностям человека.
Так, горские народы сформулировали основные признаки умственного развития человека, в числе которых наиболее часто отмечали следующие: наличие знаний и умение их передавать другим, глубина мыслей, краткость выражений, самокритичность, умение дорожить честью и достоинством человека, умение находить достойный выход в трудных жизненных ситуациях, умение владеть собой. Умственное развитие тесно связывалось с формированием интеллектуальных качеств личности. С раннего возраста горцы учили своих детей четко, красиво и лаконично излагать мысли, строго следить за мыслями собеседника и вникать в их содержание.
Прежде всего, знания об окружающем мире дети получали в семье путем включения в различные виды деятельности. Родители и близкие родственники в процессе воспитания применяли различные методы - объяснение, показ, рассказ, совместное выполнение действий. При этом детей приучали мыслить самостоятельно, самим делать открытия. Родители становились проводниками знаний о явлениях природы, погоде, поведении животных. Через пословицы и поговорки дети получали знания о том, какими качествами и добродетелями должен обладать человек, как строить отношения в обществе, как относиться к старшим и младшим.
Интересны легенды, которые старшие рассказывали младшим, которые содержали интересные повествования о происхождении небесных тел, о небесных явлениях - затмении луны или солнца, падении метеоритов и т. д. Легенды и загадки учили детей наблюдать за окружающим миром, самим формулировать вопросы, которые, в первую очередь, задавались родителям. Географические и исторические знания дети получали в процессе изучения прошлого как своего, так и других народов Северного Кавказа и России в целом, а также разучивая народные истори-ко-героические песни.
Процесс умственного развития подрастающего поколения сопровождался обучению счету и математическим расчетам, необходимым для измерения различных мер длины и объема. С раннего детства дети занимались решением многочисленных устных задач. Так, например, ребёнку предлагалось ответить на вопрос, сколько лет старику, если тот говорил: «Если проживу еще половину тех лет, которые прожил, и еще один год, то мне будет 100 лет». Такие задачи-игры были важным средством раз-
вития сообразительности, любознательности, самостоятельности мышления [2, с. 17].
Таким образом, эмпирические знания, приобретенные в процессе практической деятельности, передавались от старших членов семьи - младшим. Вместе с тем, люди не имели научных представлений об изучаемых предметах, что не позволяло в должной мере формировать научное мировоззрение у детей и подростков [3]. В системе семейного воспитания именно трудовая жизнь являлась школой, источником и средством обучения их детей, прекрасным выражением принципа связи полученных знаний с каждодневной практикой [4].
Трудовое воспитание горцев всегда ассоциировалось с эстетическим развитием. На Северном Кавказе горцы занимались сельским хозяйством, обрабатывали шерсть, изготавливали уникальные серебряные украшения и т. д. Труд выступал важным условием умственного, нравственного и физического развития подростка, а приобретение трудового опыта выступало главным в образовательном процессе, что подтверждают кавказские пословицы и поговорки: «Дерево красиво плодами, а человек трудом» (черк.), «О человеке суди по его труду» (даг.), «Тунеядство - порок» (даг.). Горцы справедливо считали, что счастливым бывает только тот, кто трудится. Слово «лентяй» было равносильно слову «плохой». Эта мысль созвучна мнению знаменитого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «если воспитание желает счастья человеку, оно должно готовить его не для праздности, а для активного труда и общественной деятельности, дать ему «привычку к труду» [5].
Эстетическое воспитание молодёжи в труде считалось одним из лучших традиций горских народов. Достаточно обстоятельно данный аспект воспитания молодёжи отражен в фольклоре народов Северного Кавказа. Фольклор сопровождал всю жизнь горцев. Вечерами они, слушая различные сказки, сказания, легенды о героических делах старших, изучали историю своего народа, школу патриотизма и интернационализма.
Одним из эффективных методов трудового воспитания выступал личный пример родителей и воспитателей. Трудовая деятельность отца и матери, соседей, односельчан оказывала огромное влияние на процесс трудовой подготовки подрастающего поколения. При этом трудовая подготовка сопрягалась с физическим воспитанием.
Ш Б. Ногмов в «Истории адыгейского народа» о физическом воспитании горца указывал на следующее: «Мальчики воспитывались у женщин до 7-ми лет, после чего они поступали в руки к мужчинам, которые обучали их владеть ножом и попадать им в цель. Когда они подрастали, то вместо ножа давали им для упражнения кинжал. За ним следовали лук и стрелы; таким образом постепенно приучали их по мере возмужалости и развития силы владеть всяким оружием и ездить верхом» [6].
Народная педагогика и практика семейного воспитания подрастающего поколения посредством эстетики учила детей переносить тяготы жизни и идти к намеченной цели. Предметом особой заботы общества всегда было нравственно-эстетическое воспитание молодёжи, которое дополняло физическое и трудовое совершенствование личности ребёнка и подростка.
Северокавказская народная педагогика считала одной из главных своих задач воспитание у молодёжи красоту взаимоотношений: дети должны быть вежливыми и доброжелательными, пословица гласит: «Красивое слово делает добрей душу человека». Каждый человек должен сеять красоту и добро, поэтому идти на поводу у чувств не следует, надо хорошо обдумать свои слова, поступки и их последствия.
Одной из основных морально-этических заповедей народов Северного Кавказа была любовь к Родине. Педагогические идеалы народа оказывали важное воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Именно по ним воспитатели формировали у молодёжи лучшие черты национального характера - смелость, мужество, любовь к родной земле, народу. В устном народном творчестве любовь к Родине максимально отождествляется с любовью к дому и семье. Важно отметить тот факт, что в сказках, легендах, преданиях и историко-героических песнях герои всегда тоскуют по родине и возвращаются домой [7].
Таким образом, во взаимодействии различных видов воспитании формировалась идея всестороннего гармоничного развития личности, которая выступала основной целью семейного воспитания.