Научная статья на тему 'Идеал совершенной личности в представлении Кавказских народов'

Идеал совершенной личности в представлении Кавказских народов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1526
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СОВЕРШЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ / ЭТИКОПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зангиева Марина Жураповна

В статье раскрывается специфика горского восприятия совершенной личности, показываются основные требования к воспитанию «идеального горца» и «идеальной горянки», повествуется о методах такого воспитания, заключенных в народной фольклористике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеал совершенной личности в представлении Кавказских народов»

шений; 3) складываются новые детско-взрослые отношения, в которых педагог является со-творцом. Соблюдение данных условий делают интересным для ребенка сам процесс обучения, обеспечивают высокую результативность в достижении желаемой цели.

Библиографический список

1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - №»1. -С. 24-29.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.

4. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. - №

3. - С. 85-95.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л.С. -Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.

6. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения // Дошкольное воспитание. - 2005. - №9 12. - С. 3-11.

7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.

8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Копилка методиста. - 2004. - №9 4. - С. 99-101.

УДК 37.018 (479) М.Ж. ЗАНГИЕВА ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ

В статье раскрывается специфика горского восприятия совершенной личности, показываются основные требования к воспитанию «идеального горца» и «идеальной горянки», повествуется о методах такого воспитания, заключенных в народной фольклористике.

Ключевые слова: Северный Кавказ, совершенная личность, народный идеал воспитания, этикоповеденческий комплекс.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из центральных мест занимает идея совершенства человеческой личности, её идеала, являющегося образцом для подражания. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Ярким примером идеала горца является герой нартского эпоса - Сослан (Сосруко), отличавшийся умом, крепкой физической силой, умением плясать, играть на гармонике, представ-

лявший собой полное олицетворение идеала совершенной личности. Другие герои эпоса - также всесторонне развитые личности. Например, Пши-Бадыноко - наихрабрейший борец за землю нартов, сообразительный, скромный, благородный и честный. Ашамез - грозный богатырь и музыкант, изобретатель свирели. Сатана (Сатаней) - умнейшая из женщин, советами которой руководствуются герои эпоса. Идея всестороннего развития личности содержится в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

Идеал у горцев соответствовал «общему духу порядка», который являлся основой их жизни и деятельности. Согласно «общему духу порядка», существующему на Кавказе, главным персонажем горского общества являлся мужчина. Именно к нему, прежде всего, предъявлялись повышенные требования, граничащие с идеалом совершенной личности. Это объяснялось тем, что он - основной кормилец и защитник семьи, главный источник нравственности для каждого его члена. Его уделом считались самые тяжглые виды трудовой деятельности: вспашка земельного участка, сенокос, заготовка дров, строительство жилища, охота и т.д. Именно его природные данные

- физическая сила, выносливость, умение находить выход из трудного положения - ставили его на роль главы семьи. Только мужчина мог выживать, жертвовать собой ради сохранения семьи, ее благополучия в труднейших условиях бытования. И потому он должен был являть собой образец физического, нравственного, трудового и умственного совершенства.

Несмотря на то, что мужчине приходилось заниматься самыми тяжелыми и непривлекательными видами трудовой деятельности, дома практически ему приходилось бывать только ночью (впрочем, тоже далеко не всегда), он никогда не помышлял (и не имел права) отказываться от их исполнения. Он понимал, что никто другой в пределах данной семьи заниматься выполнением его трудовых обязанностей не может и не должен. Поэтому передача обязанностей отца семейства (обычно старшему из сыновей) осуществлялась строго определенным образом. Когда старший из сыновей в силу своих физических возможностей был способен исполнять отцовские виды трудовой деятельности, он обязывался «духом общего порядка» выполнять их. Вначале сын исполнял отцовские обязанности под руководством отца и совместно с ним. Полную самостоятельность в исполнении отцовских трудовых обязанностей сын получал тогда, когда достигал необходимого уровня умственного и физического развития, волевых способностей, необходимых навыков в выполнении трудовых операций, когда он уже определил свое статусное место среди членов семьи, сельчан. Безнравственным для отца семейства считалось при наличии взрослого сына не привлекать его к исполнению трудовых обязанностей. Безнравственным для взрослого сына считалось уклонение от исполнения трудовых

обязанностей своего отца, ибо «общий дух идеала» у горцев устанавливает: «ношу отцов младшему нести» [8, с. 22-28].

Согласно «общему идеалу», глава семьи не имел права пребывать дома и сидеть возле жены. Такое пребывание дома хозяина, кормильца семьи - считалось праздным времяпровождением. Любой же уход от выполнения своих трудовых обязанностей - считалось занятием безнравственным, поэтому обычно говорили: «Мужчина не должен рассиживаться возле жены». Словом, мужской идеал требовал быть постоянно занятым на работе, и исключений здесь не было. И потому при воспитании гармонически развитой личности осуществлялся принцип, описанный еще исследователем Кавказа К.Кохом: «Горец признает только одну добродетель - мужественную силу, и к ней направлены все его поступки. Она воодушевляет его во всем, что он делает. Чем совершеннее она у какого-нибудь человека, тем больше его уважают и почитают» [6, с. 66]. Судя по эпическим сюжетам, пословицам, поговоркам, отражающим народное мировоззрение, понятие мужественной силы включает и беспрекословное повиновение. Главное внимание в воспитательных усилиях направлено на привитие детям умения вежливо говорить и соблюдение поведенческих установок, соответствующих возрасту.

На первой ступени возрастной иерархии мальчику прививали терпимость к физической боли. Категорически запрещалось обращаться к старшим с какими бы то ни было жалобами, что, по утверждению С.В. Кокиева, «есть результат суровой системы воспитания, внушающей горцу полнейшее пренебрежение ко всем телесным потребностям. Никакая физическая боль и страдание не должны вызывать у него ни одного стона или жалобы» [5, с. 56]. Благопожелания, адресованные юноше, призывают покровителей послать ему неимоверную силу и устойчивость духа. «И только тогда из него выйдет джигит - высокая похвала в устах горца, означающая стоика-храбре-ца, способного на все» (по меткому замечанию М.М. Ковалевского).

Вступление мальчика в систему возрастных иерархических отношений обозначалось строгим соблюдением предписаний «кастариуаг» - «кодекс правил в отношении уважения старших и беспрекословного послушания». Для этого мальчиков допускали на семейные советы. Не всту-

пая в разговор, занимая самые отдаленные позиции, они слушали, следили за правилами обсуждения. Это накладывало большую ответственность на взрослых, которые тщательно следили за своими действиями и словами, строго соблюдали все этикетные регламентации, памятуя, что «сын во всем должен подражать отцу - подражать тому, что отец делает по поговорке: «вот сын, который весь в отца» [7, с. 234]. Этот принцип действовал в смысле подражания.

Однако мужчина даже при самых невероятных усилиях не мог достичь благополучия и изобилия в доме, только женщине, и только ей, самой природой дано добиться изобилия, благополучия, чистоты и порядка, поэтому говорят: «В домашнем хозяйстве все завязано на женщину»; «Изобилие исходит из женских рук». Если в доме нет изобилия и порядка, но есть женщина, считается, что она есть лишь номинально. Глава такой семьи достоин сочувствия, а жена - презрения. Для детей в традиционном быте роль матери и ближе, и роднее: «Материнское сердце для ребенка - солнце, отцовское - луна»; «Нет матери

- сирота, нет отца - полусирота». И потому у горцев существовали свои представления о женском идеале, который представлен в многочисленных пословицах и поговорках, представляющих собой своеобразный «кодекс женщины», где особенно обращают на себя внимание пословицы, посвященные матери: «Если любишь свою мать, не брани мать другого человека» (инг.), «Любящий девушку влюбляется и в ее мать» (абх.), «Отец умрет - полусирота, мать умрет -круглый сирота» (адыг.), «Кто не послушает совета своей матери, тот не достигнет своей цели» (черк.) [7, с. 78-82].

У народов Кавказа также много пословиц о семейных отношениях мужа и жены: «Брак, совершенный без раздумья - недолог» (каб.), «Если жена не даст палку, и муж не станет бить» (кар.), «Любящий чужую жену становится другом ее мужа» (инг.), «Лошадь приручай лаской, жену -похвалой» (даг.), «Горец! Уважай женщину, она мать твоих детей и хранительница домашнего очага» (осет.) [7, с. 452]. Знаменательно, между прочим, у всех кавказцев нет ни одного анекдота про тещу. Горец даже не представляет, что можно допустить непочтительность по отношению к бабушке своих детей. Подобное наблюдается и у чувашей, вероятно, со времен Великой Булгарии, когда у горцев были интенсивными духовные вза-

имосвязи с предками чувашского народа.

Женщина-мать как обладательница многих добродетелей, по мнению народных педагогов, должна быть: «светла душой и телом», «в делах мастерица», «любящей и заботливой матерью», «аккуратной и чистоплотной хозяйкой», «в супружестве опорой мужу и верной женой», «уважительной к родне мужа», «веселой и находчивой», «уважительной и почтительной к старшим», «доброжелательной к старшим», «нежной и красивой». И, как ни странно, красота оказывается далеко не на первом месте. Видимо, это объясняется тем, что красота для женщины считается чем-то само собой разумеющимся. Кроме того, ей надлежало оберегать себя от пяти основных скверн: не завидовать другим; не соблазнять мужчин, не поддаваться плохим помыслам; не гневаться, не злиться; не заниматься пустым ненужным делом. У горцев до сих пор сохранились пословицы: «Хорош ли ребенок - узнают по матери» (черк.), «Посмотрев на мать, бери в жены — дочь» (осет.), «В семье, где добрая хозяйка, всегда люди» (даг.), «Люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену» (абх.), «По чистоте чашки суди о пище, по матери выбирай невесту» (инг.) [7, с. 222].

Воспитание идеальной женщины происходило в приобщении девочек к ценностям, нормам, приписываемым народным мировоззрением хорошей хозяйке, жене, снохе, матери. Знание правил приличия, этикета - неотъемлемое составляющее этих качеств. В основном это изъявление почтения старшим женщинам и всем мужчинам, демонстрируемое стандартным набором регламентации - поведенческих и вербальных (вставание, молчание, односложные ответы, дорогу мужчине девушка не только уступает, но не смеет пересечь даже на довольно почтительном расстоянии и т.д.).

Этико-поведенческий комплекс, моделирующий социализацию детей, предполагал некоторые требования к внешности, особенно в отношении девушек. По свидетельству педагога И.Д.-Канукова, «красавица у горцев Северного Кавказа должна быть непременно... с тонкой талиею. Миниатюрность талии достигается ношением корсета из сафьяна. У европеек корсет носят как замужние, так равно и девушки, у горцев же принято носить его только девушкам» [3, с. 121]. Однако кавказовед А. Шегрен справедливо добавляет, что «не у всех существует обычай зашивать

девушек лет с 8-ми в корсеты, этого держатся только старшины» [9, с. 33]. Под старшинами следует понимать в данном случае представителей высших сословий.

Эстетике движений девушки также уделялось большое внимание, что не носило социально-детерминированной характеристики и подтверждается наблюдениями авторов: К. Кох вспоминал: «Я видел в Кола 16-ю девушку, которая гнала перед собой пару быков, одетую в лохмотья, и несмотря на это, я был восхищен ее осанкой, походкой и всеми ее движениями» [6, с. 432]. Независимо от сословной принадлежности от девушек требовалось умение одеваться, двигаться, ухаживать за собой, учить чему вменялось в обязанности старшей женщины семейной общины.

В традициях горцев проявляется уважительное в высшей степени отношение к женщине. Вместе с тем мужчины предъявляют к ней строгие требования, среди которых на первом месте женская честь. Горский намус (кодекс чести горцев Кавказа) предписывает ей следующие правила поведения и круг обязанностей: уметь оберегать женскую честь, сохраняя целомудрие до замужества; быть достойной своего мужа, беречь его честь и авторитет семьи; быть разумной женой, ласковой и нежной матерью, доброй и экономной хозяйкой; создавать в семье атмосферу любви и взаимопонимания, помогать мужу советом и делом, беспрекословно исполнять все его поручения; хорошо знать кавказскую кухню и уметь готовить все национальные блюда; заниматься рукоделием (ковроделием, вязанием, вышиванием, ювелирным, гончарным ремеслами); уметь выполнять любую домашнюю и сельскохозяйственную работу; уделять первостепенное внимание воспитанию детей, особенно девочек; уметь красиво и плавно танцевать, петь, нежно и ласково говорить с мужем и родными, понимать и ценить прекрасное, слагать песни, рисовать узоры, сочинять мелодии, иметь тонкий вкус и уметь красиво одеваться; управлять своими чувствами и удерживать мужчин на определенной дистанции; соблюдать меру в общении.

И бабушки, и матери, и многочисленная родня по женской линии формировали у юных горянок стремление к соблюдению норм и правил взаимоотношений с будущим мужем и его родственниками, готовили их к самостоятельной жизни. Для этого использовали традиционные

методы народной педагогики: требование, поручение, убеждение, запрет, контроль, пример родителей и старших. Как самое важное лицо в судьбе дочери, мать продолжала воспитывать ее и после выхода замуж, вмешиваясь уже в чужую семью. Такая традиция сохранилась в горах до сих пор.

Кавказская фольклористика тоже обращает внимание исследователей на явные следы матриархата. Так, например, в свое время профессор Г. Н. Волков обратил внимание на сказки, начинающиеся совсем иначе по сравнению со сказками других народов: «Жила-была старуха со своим стариком» [1, с. 77]. В горских сказках идеал женщины представлен в образах старух, жен, матерей, сестер, дочерей, внучек. То и дело встречаются здесь уроки нравственности, даваемые «неверным» женам. Однако любопытно, что неверность не идет дальше прогулок под луной с мужчинами, плясок и танцев без мужа, пения в хоре мужском и т.п. В сказках очень высоко ставится слово матери: «Слово матери - слово Бо-жие», и самая заветная мечта женщин - иметь ребенка, детей. Количество радостей и счастья измеряется количеством детей. В сказках женщины возвышенны, великодушны, благородны; во многих случаях они выступают в роли спасительниц.

Профессор УБ. Далгат пишет: «Следует отметить, что отрицательный образ женщины (исключая образ нерадивой хозяйки) для кавказских фольклорных произведений не типичен, так как он не соответствовал реальной действительности и той роли, которую играла в жизни общества женщина-мать, хозяйка, труженица, кормилица семьи и даже защитница родины от иноземных завоевателей. Поэтому неслучайно в народных сказках и анекдотах, направленных против ханов, мулл и других власть имущих, мудрые и умные советы женщин помогают беднякам победить в споре или состязании хана» [2, с. 121].

В лакской сказке «Дочь пастуха» хан-деспот угрожает смертной казнью слугам, если они не «выкроят поляну», а находчивая и умная дочь пастуха учит слуг попросить у хана «ножницы для кройки». Хан приказывает пастуху заставить овец охотиться, а дочь пастуха объясняет хану, что отец ее только что родил сына и лежит, «разве может мужчина родить?» - спросил хан. «А разве может овца охотиться?» - ответила ему девушка [12, с. 34].

В заключение отметим, что если идеал мужс-

кого воспитания у горцев представлял собой конгломерат мужества, нравственности, патриотизма, трудолюбия; то идеал женского воспитания являл собой ум, трудолюбие, терпение и самоотверженность, обаяние, женственность, покорность, уживчивость, покладистость, нежность, доброта, но красота оказывается далеко не на первом месте, что отмечается во всех архивных источниках.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1974. - 452 с.

2. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. - М., 1962. - 121 с.

3. Кануков И.Д. Полное собрание сочинений.

- Орджоникидзе, 1980. - 532 с.

4. Каргинов С. Кровавая месть у осетин //

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 44. - Тифлис, 1915. - С. 4449.

5. Кокиев С. Записки о быте осетин // Сборник материалов по этнографии, издаваемых Даш-ковским Этнографическим музеем. Т.1. - М., 1885. - С. 56-59.

6. Кох К. Путешествие через Россию к Кавказскому перешейку в 1837 и 1838 гг. // Осетины глазами иностранных путешественников. - М., 1856. - 234 с.

7. Пословицы и поговорки народов Кавказа.

- М., 1996. - 567 с.

8. Уманцев В. Этническая сущность представлений карачаевцев об идеале // Этнография. - 2002.

- №> 8. - С. 22-28.

9. Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и пр. // Маяк, 1843. Т.7. - С. 55-58.

УДК 37.0 А.А. ЛАЗАРЕВ

ВОСПИТАНИЕ У ОБУЧАЕМЫХ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

С усложнением различных сторон юридической деятельности постоянно растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию юриста. Все большее значение при этом приобретает наличие у абитуриентов личностных качеств, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих успех в практической работе.

Ключевые слова: воспитание учащихся, профессиональная ориентация, аксиологический подход.

Важным аспектом профориентационной работы, на наш взгляд, является воспитание у обучаемых ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Проведенный анализ литературы позволяет выделить двенадцать основных ценностей, тем или иным образом влияющих на выбор профессии учащимися:

1) деньги;

2) слава;

3) здоровье;

4) семейные ценности;

5) безопасность;

6) условия труда (в том числе эмоциональная атмосфера в коллективе);

7) духовное удовлетворение (осознание пользы, приносимой людям в результате осуще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.