М б (25), 2007
' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
вания // Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. М., 1980. С. 48-54.
4. Скаткгт М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
5. Гребешок О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / под ред. М. И. Махмутова. М., 1985.
6. Белкин Е. Л. Основы педагогики вышей школы. М., 1987.
7. Беспалъко В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Воронеж, 2002.
8. Кудаев М. Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы. Майкоп, 1997.
9. Атаи Ф. Н. Методика разработки текущего контроля как средства мотивации учебной деятельности обучаемого М Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 3. С. 159-162.
А.С.СЕМЕНОВА
ИДЕАЛ И ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАРАЧАЕВЦЕВ
Идеал воспитания - это воплощение всех лучших качеств человека в одном лице. Совершенная личность служит ценностной ориентацией для общества. Идеал зависит от окружающей среды, исторических условий, ценностей эпохи. В нем отражается дух времени, настроение общества и взгляды на жизнь, семейный уклад, религиозные убеждения. В зависимости от них воспитание для разных слоев общества имеет различную направленность. В переходные для общества периоды особенно ощущаются различия во взглядах на идеал воспитания.
Воплощение идеала в жизнь осуществляется в рамках возможностей, которые детерминируются конкретными историческими условиями, а также личной ответственностью в жизненном самоопределении. Поиск идеала не всегда приводит к его нахождению и воплощению. Как показали исследования Г. Н. Волкова, подготовка «совершенного человека» не связана с его этнической принадлежностью. Она носит общечеловеческий характер, поскольку возникла из гармонии природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее, что поднимало человека на новую ступень гармонии (1).
Религиозные взгляды карачаевцев способствовали формированию народного идеала личности: человек должен был иметь равные права с окружающими его людьми и никому не причинять зла. Исходя из этих соображений, каждая семья определяла цель воспитания, при этом учитывались ее условия и возможности.
Карачаевский просветитель С. А. Урусбиев, раскрывая образ идеального нарта, писал: «Он храбр, хитер, силен - он молодец, как нарт... Он строен, статен, как нарт, - говорят горцы про человека, отличающегося между другими величественной и привлекательной наружностью и прославившегося подвигами благородства, бесстрашия и силы» (2).
В народном эпосе мужество и сила личности описывается с помощью таких эпитетов, как «джигит», «батыр» - для мужчин, «ариу» (красивая) - для женщин и т. д., и определительных существительных: «деу Ерюзмек» (богатырь
Ерюзмек), «Алауганны деу джашы» (богатырский сын Алаугана). Герой наделяется такими чертами личности, как смелость, кристальная честность, щедрость, супружеская верность, гостеприимство. Он почитает родителей и материнство, уважает старших, женщин, умеет дружить.
Батыр, герой эпических поэм карачаевского народа, выступает как непримиримый враг злых и жадных ханов, как защитник простого народа в борьбе за свободу и национальную независимость. Он наделяется бескорыстием, мудростью в сочетании с физической силой. Образ героини, по существу, есть идеал любящей жены, верной спутницы богатыря во всех жизненных ситуациях, хранительницы домашнего очага, трудолюбивой и находчивой.
Идеалом воспитания женщины являются качества и черты, присущие жене батыра: преданность мужу, семье, обществу, готовность исполнить гражданский долг, трудолюбие, находчивость, решительность, смелость.
Народ стремился воспитывать совершенного человека с самой колыбели, что проявлялось в благопожеланиях новорожденным. Вот некоторые из них: «Будь сильным, умным и добрым», «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», Девочке адресовали пожелания: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работе, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать» (3, с. 236-237).
В эпоху феодализма идеал личности связывается с социальным протестом, народной борьбой
2 2 "Культурная жизнь Юга России" №6 (25), 2007
против эксплуататоров. В конце XVIII века получает распространение авторская поэзия, в которой отражается реальная обыденная жизнь народа, затрагиваются проблемы семейной жизни. В то же время сказывалась тенденция отражения в поэзии идеального, в том числе и в сфере воспитания.
Особенностью педагогики, созданной карачаевцами, является то, что в ней отчетливо выявлена специфика идеала личности женщины. Идеал женщины периода перехода от первобытно-об-щинного строя к феодальному отражает созданный героическим эпосом карачаевцев образ женщины, обладающей определенными качествами. Она, как и другие героини эпоса, умна, добра, честна и справедлива. В то же время подчеркивается, что ее главные черты - остроумие и наблюдательность. По своей натуре женщина-нарт порой строптива, но при этом умна; кокетлива, невоздержанна, злоречива, но не зла; хитра, но верна. Она во всем контрастна нартам. Нарты -богатыри великого сложения, а она миниатюрна. Ее вызывают на грубость, а она отвечает ласково и находчиво, так что грубияну приходится краснеть. Слишком навязчивых нартов она отваживает от себя с тактом и юмором.
В карачаевских пословицах и поговорках подчеркивается красота женщины, но особое значение придается ее уму: «Билимли тиширыу башха къарайды, билимсиз тиширыу джашха къарайды» («Умная женщина смотрит на ум, глупая женщина смотрит на молодость») (3, с. 123).
В эпических произведениях женщина показана как верная жена, подчеркивается ее бережливость, ум и находчивость. Зачастую она говорит иносказательно, заставляя нартов ломать голову над смыслом сказанных ею слов.
Нартские сказания, предания, народные сказки Карачая донесли до наших дней светлые мечты и чаяния женщины, ее стремление к свободе, женскому счастью, а также желание сделать счастливыми окружающих. Об этом также свидетельствуют пословицы: «Ашхы къатын аман эрни эр этер, аман къатын ашхы эрни сер этер» («Хорошая жена плохого мужа превращает в настоящего мужчину, плохая жена хорошего мужа превращает в растяпу»), «Эркиши тиширыусуз анасыз сабийчады» («Мужчина без женщины, что ребенок без матери») (3, с. 125).
Положительные женские образы широко представлены в карачаевских народных сказках. По мнению исследователей, они значительно разнообразнее мужских. Почти все героини сказок необычайно красивы (их красота сравнивается с солнцем), находчивы и умны, а нередко наделены и богатырской силой. По своим человеческим качествам героини сказок в ряде случаев превосходят героев-мужчин. Кроме того, в подвигах основных героев немало заслуг принадлежит мудрым и находчивым женщинам. Так, в сказках подчеркивается, что именно женщины указывают героям на опасности, дают им мудрые советы, подсказывают решения трудных задач (например, «Сынчы Назбийни джашы» - «Сын Назбия»), В сказках о возвращении похищенной чудовищем жены или
матери именно женщины узнают слабости похитителя и передают сведения о них своим мужьям, детям. В волшебных повествованиях и приключениях бедного героя мудрая девушка, узнав об истинных достоинствах невзрачного юноши, выбирает его себе в мужья, оставаясь ему верной и помогая во всем. Таковы героини сказок «Сюрюучю Аймуш» («Пастух по имени Аймуш»), «Акъ джугьутур» («Белый олень») и др. В сказках, как правило, княжне или ханской дочери свойственны те же черты, что и девушке крестьянского происхождения: добродетель, честность, трудолюбие, верность, терпеливость, храбрость.
В фольклорном творчестве карачаевцев есть пословицы и поговорки, возвеличивающие женщину, прославляющие ее ум, красоту, нравственные достоинства: «Иги къатын - эрни къанаты» («Хорошая жена - украшение дома»), «Тиширыу болмагъан джерде къууанч болмаз» («Там, где нет женщины, нет радости») и др. (3, с. 32, 76).
Во многих пословицах и поговорках содержится высокая оценка роли женщины-матери: «Ана-юйню джарыгъы» («Мать - свет дома»), «Ана эт-ген гырджындан татлы аш джокъду» («Нет еды вкуснее материнского хлеба») и др. (3, с. 77).
В сказочном эпосе ярко отражены представления народа о женском достоинстве, уме, красоте. Так, распространены карачаевские и балкарские сказки об удивительных красавицах, освещающих землю наподобие луны, солнца («Айджаякъ - кюнджаякъ къызчыкъ»), о мудрых девушках, уму и сообразительности которых удивляются ханы («Умная девушка»), о девушках-джигитах, обладающих необыкновенной силой, ловкостью, смелостью («Мусилия») (4).
Среди положительных женских образов, созданных фольклорными произведениями, большое место отводится образу сиротки, гонимой падчерицы. В сказках эта кроткая, трудолюбивая, добрая и нежная красавица противопоставляется своим неродным ленивым, злым и уродливым сестрам. Мачеху раздражают порядочность и благоразумие падчерицы, ее превосходство во всех отношениях над сестрами, поэтому она преследует неродную дочь и избавляется от нее («Бедная девушка», «Девушка и мачеха», «Приключения смелой девушки», «Девушка и корова» и др.). Все эти сказки имеют счастливый конец: девочка-сиротка вырастает и выходит замуж за княжича, доброго человека, получает богатые подарки, ей помогают добрые духи, голуби, звери, а погибает, как правило, родная дочь. В таких сказках раскрывается еще одна положительная черта сиротки: победив своих противников и став намного сильнее и богаче их, она не мстит им, а, наоборот, проявляет по отношению к ним великодушие. Таким образом, глубокая порядочность, гордость, великодушие, исключающие мстительность и жестокость, - весьма характерные черты облика женщины-горянки.
Исследователи народного творчества карачаевцев едины в оценке того, что концовки многих волшебных сказок содержат в себе открыто выраженное нравоучение (например, люди говорят правду тому, кто сделал им добро, ничто на свете
№ 6 (25), 2007
"Культурная жизнь Юга России "
не проходит зря - ни доброе, ни злое и т. д.). Они утверждают, что по народным представлениям подлинным героем является мужественный человек, который вступает в борьбу со злом и побеждает в честном и открытом бою.
Разные повествования рассказывают о том, какой должна быть хорошая жена. При этом подчеркивается мысль, что умная женщина не только создает хорошую семью, но и помогает сохранить и упрочить другие семьи. Свадебный фольклор карачаевцев рисует идеальный образ невесты, подчеркивая ее женственность, красоту, ум, воспитанность, гостеприимство, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям. Народный идеал жениха - это воплощение бесстрашия, силы, готовности к подвигу, храбрости при защите родины, преданности семье.
Характеристики плохих жен в сказках предстают обобщенными и лаконичными: если жена ленива, то ее лень безмерна, если она упряма, то ее упрямство беспредельно и т. д. Искоренить эти недостатки у жен можно, лишь используя соответствующие «мужские» средства. Сказочные герои перевоспитывают своих жен, предъявляя к ним самые решительные меры, проявляя строгость.
Карачаевские пословицы и поговорки также отражают народные представления о женщине - жене и матери, например: «Иги къатынны кю-бюрю толу болур, аман къатынны гырджынлада кезю болур» («У хорошей жены сундуки будут полными, у плохой жены глаза устремлены на лепешки») (3, с. 125).
В бытовых сказках отразились социально-клас-совые отношения людей. Так, в сказке «Разумная сноха» говорится, что умная и угодливая сноха одна во всем ауле отгадала смысл слов хана, попавшего в плен. Благодаря ей аульчане смогли его освободить. От голода и неминуемой гибели спасает жителей аула героиня сказки «Умная невестка». Длительное время она незаметно собирала семена проса и отдала их крестьянам, когда наступил неурожай.
В фольклоре отражается также неприязненное отношение народа к неверным женам и женщинам, которые встают на сторону врага.
Мифологические представления древних людей об идеале женщины передаются в образах девушек, облаченных в шкуры различных животных («Девушка в шкуре лягушки», «Девушка в шкуре цыпленка» и др.). Волшебные рассказы о девушке, похищенной медведем и ставшей его женой («Девушка, похищенная медведем», «Охотник и медведь» и др.), отражают народные взгляды на сущность семейно-брачных отношений.
В бытовых сказках не только раскрываются положительные черты личности, но и обличаются глупость, невежество, вероломство, лень, упрямство и другие человеческие пороки. При этом подчеркивается, что последние в своем большинстве порождены социальными условиями жизни общества, а также недостатками воспитания и самовоспитания.
У карачаевцев, как и у других народов, почитается культ матери, утверждающий ее непрере-
каемый авторитет и исключительную роль в воспитании детей. Прославляя деловые и нравственные качества женщины в пословицах и поговорках, они полагали, что успех семьи зависит от нее. Пословицы не допускают несправедливого отношения к женщине и всячески ее возвеличивают. Особого порицания заслуживает мужчина, оскорбляющий женщину и даже поднимающий на нее руку. Карачаевская пословица гласит: «Кесини анасын сюйген, башха адамны анасын айтмаз» («Если любишь свою мать, не оскорбляй другого честью матери») (3, с. 127).
Во многих народных сказках жена играет главенствующую роль в семье и является гарантом ее прочности. Так, в одной из них братья решают разделить общее имущество и поручают своим женам определить причитающуюся каждому из них долю. Жены категорически отказываются выполнять это поручение. В дальнейшем выясняется, что таким образом мужчины пытались проверить прочность родственных отношений. После этого они устроили пир в честь согласия в их большой семье.
В сказке «Самое важное в жизни» человеку обещают исполнить его главное желание. Он уходит в город, чтобы узнать, что же самое важное в жизни. По мнению старшего брата, самое важное в жизни - хорошая жена. Спустя годы герой убеждается в верности этого совета: младший брат, имевший плохую жену, стал седым, а у старшего не оказалось ни единой сединки.
В сказках, пословицах, поговорках говорится, что женщина не только хранительница семейного очага, но и создательница здоровой, прочной семьи. Поддержание семейного очага женщиной, по сути, означало постоянное стремление сберечь имеющиеся семейные традиции. Об этом свидетельствуют следующие карачаевские пословицы и поговорки: «Эркиши - от, тширыу - суу» («Мужчина - огонь, женщина - вода»), «Къатыны иги джашдан джаш болур, къатыны аман къартдан къарт болур» («У кого хорошая жена, тот молодеет, у кого плохая жена, тот стареет»), «Къатын эри бла, джерчи джери бла сыйлыды» («Слава жены - муж, слава земледельца - земля»), «Насыб иги къатын бла бирге келеди» («Счастье приходит с хорошей женой») «Эри сюйген къатынны халкъы да сюер» («Женщину, которую любит муж, полюбит и народ») (3, с. 52).
Характерный взгляд на предназначение женщины в судьбе человеческого рода, женского начала в мироздании был свойственен карачаевцам, как и другим народам Кавказа. Бесплодие замужней женщины трагически переживалось мужем, родственниками с обеих сторон, ею самой. Но если для мужчины ситуация допускала компромисс, предполагавший повторную женитьбу с целью рождения ему детей другой женщиной, то для нее самой стремление стать матерью было борьбой за достойную (по меркам конкретной среды) жизнь.
Отношения матери и ребенка складывались еще до появления последнего на свет. Имело значение, каким по счету был ребенок в семье, рождались ли до него мальчики и др. Ожидание и
"Культурная жизнь Юга России "
34 —
№ 6 (25), 2007
рождение первого ребенка волновало женщину сильнее, чем последующих детей, поскольку с рождением первенца она становилась настоящей женщиной. Традиционные мировоззренческие постулаты обусловливали предпочтительность рождения мальчиков, а это вызывало к жизни разные обычаи.
О том, что с появлением детей упрочивается положение женщины в семье мужа, говорится в карачаевских пословицах и поговорках: «Сабийсиз тиширыу бузда джюрюгенча-ды» («Женщина без детей, что ходьба по льду»), «Сабии болмагъан тиширыу, хауадан тутуб тур-гъанчады» («Бесплодная женщина подобна человеку, висящему в воздухе») (3, с. 128).
В то же время следует отметить, что бытовало гораздо больше колыбельных песен, предназначавшихся девочкам, нежели мальчикам. Исследователи объясняют данный факт потребностью женщины излить свои мысли и чувства именно дочери, более близкой ей по своей природе.
Таким образом, в устном творчестве карачаевцев утверждается мысль о том, что идеалом воспитания, образцами совершенства являются герои сказок, легенд, песен. Представления народа о совершенном человеке воплощались в практике семейного и общественного воспитания в виде совокупности конкретных черт и качеств личности, в поведении. Общенациональный идеал совершенного человека создавался не столько отдельными людьми, пусть даже наиболее опытными и мудрейшими, а наиболее передовой частью
народа на основе обобщения опыта и следования национальным традициям. Этот идеал совершенствовался совместными усилиями братских народов и в своем развитии все более приближался к общечеловеческому.
В конечном итоге совершенный человек в народной педагогике Карачая - это, говоря современным языком, всесторонне развитая личность. Цель воспитания, его характер и содержание конкретизировались и усложнялись в зависимости от возраста ребенка, достигнутого уровня его развития, условий жизни конкретной семьи и состояния общества в целом. Наряду с воспитанием формирование личности происходило в процессе самовоспитания и социализации. Подготовка совершенного человека осуществлялась преимущественно в условиях семьи, ограничиваясь рамками селения.
Литература
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 12.
2. Урусбиев С. А. Сказания о нартеких богатырях у татар-горцев Пятигорского округа // Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994. С. 600.
3. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск, 1990.
4. Ортабаева Р. А.-К. Карачаево-балкарская сказочная традиция // Традиции и современность. Метод ижанр. Черкесск, 1986. С. 117-132.