Научная статья на тему 'Природа в традиционном воспитании карачаевцев'

Природа в традиционном воспитании карачаевцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
523
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа в традиционном воспитании карачаевцев»

ницей. Известна также дипломатичность Арта-шеса, примером которой могут служить его отношения не только с Зарехом, царем Цопка, но и с другими великими и малыми правителями. А венцом деятельности Арташеса I было приобретение прозвища "эфсебий", т. е. благочестивый, набожный. Об этом упоминается в его арамеязычной надписи из Сисиана. Первым среди всех эллинистических царей именно Арташес получил такое прозвище, что вновь говорит о его позитивных деяниях, а также о том, что это была неординарная личность, выдающийся государственный деятель и сторонник прав своих подданных.

ЛИТЕРАТУРА

1. История Древней Греции. 3-е изд. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 130; См. также: История Древнего мира. Т. 2. Расцвет древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1989. С. 93 (автор лекции Ю.В. Андреев).

2. См.: Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979; Саркисян Г.Х. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М., 1960. С. 86 и далее.

3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 2. М., 1963. Александр. ХЬШ; Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950. С. 169.

4. См.: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции УШ-У вв. до н.э. Л., 1985.

5. Всемирная история, Эллинистический период / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск; М., 2002. С. 565.

6. Плутарх. Указ. соч. Лукулл. XXXIII.

7. История армянского народа. Т. 1. Армения в эпоху первобытнообщинного и рабовладельческого строя / Под ред. С.Т. Еремяна. Ереван, 1971. С. 540

(на арм. яз.); Манандян А.Я. Критический обзор истории армянского народа. Т. 1. С. 124-126 (на арм. яз.); Кораблев И.Ш. Ганнибал. М., 1981. С. 284-285.

8. Хоренаци М. История Армении. Т. 2 / Пер. с древнеарм. Г.Х. Саркисяна. Ереван, 1990. С. 49.

9. См.: Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990. С. 163-190.

10. Ксенофонт. Киропедия. III, II. М., 1976. С. 17-24.

11. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. С. 81.

12. См.: Ксенофонт. Анабасис. IV М., 1994. С. 6, 7.

13. См.: Plinii. Secundi Naturalis Historiae. V. 1-10, Camb.; L., 1950-1962. XXXIV. 16, 2 (LCL).

14. См.: Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии. М., 1979. С. 94-97.

15. Кошеленко Г.А. Указ. соч. С. 236.

16. История Древнего мира. Т. 1. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983, С. 378.

17. См.: Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. М., 1960; Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 220-231.

18. См.: Страбон. География. ХШ, 1 / Пер. Г.А. Стра-тановского. М., 1994. С. 55.

19. История армянского народа. Т. 1. С. 673.

20. Плутарх. Указ соч. Лукулл. XIV, XIX, XXI, XXII.

21. Полибий. Всеобщая история: В 40 т. / Пер. Ф.Г. Мищенко. СПб., 1995. Т. 2. XXV. С. 2, 12.

22. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. С. 384.

23. Плутарх. Указ. соч. Лукулл. XXIX. Красс. XXXIII; См. также: Гоян Г. 2000 лет армянского театра. Т. 1. М., 1972. С. 79-174.

18 октября 2007 г.

ПРИРОДА В ТРАДИЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КАРАЧАЕВЦЕВ

Ф.Т. Кущетерова

В последние годы мы все чаще обращаемся к народному опыту экологического воспитания как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях экологической культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Сегодня можно констати-

Кущетерова Фьюза Таубатыровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания Карачаево-Черкесского государственного университета.

ровать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности. В этом контексте весьма существенной проблемой для многих народов Северного Кавказа является сохранение, возрождение и развитие национальной воспитательной среды горцев как основы самосохранения и саморазвития.

Народы Карачаево-Черкесии за свою долгую историю накопили огромный опыт формирования норм, правил поведения,

регулирующих совместный труд и жизнь соплеменников; создали своеобразную систему воспитания, содержание, формы и методы которой закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в фольклоре. При несомненной принципиальной общности всех известных систем воспитания подрастающего поколения, то, что создано ими, имеет ряд очень важных особенностей.

Карачаевской системе экологического воспитания свойственно немало отличительных особенностей уже в силу того, что карачаевское общество было традиционным и жизнь его членов всецело регламентировалась теми обычаями и традициями, которые сформировались очень давно и, как правило, соблюдались всеми членами общества.

В данной статье представлены итоги анализа некоторых особенностей системы экологического воспитания карачаевцев. В ходе исследования изучались идеи и опыт экологического воспитания, отраженный в археологии, истории, фольклоре, художественной культуре, а также в материалах этнографических экспедиций, в том числе с участием автора.

Проблемы повышения экологической культуры в настоящее время приобретают все большую актуальность. Это предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствование его внутреннего мира.

E.H. Шиянов прав, когда пишет: "Воспитание прежде наработанными формами, технологиями зачастую не срабатывает, неэффективно в современной социокультурной, социо-педагогической ситуации как в российском обществе в целом, так и в регионе" [1]. В преодолении таких трудностей большую помощь может оказать умелое использование элементов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

Один из просвещенных людей своего времени Ислам Крымшаухалов, раскрывая важность системы народного воспитания, отмечал: "... я убежден, что в основе творчества любого народа, человека должно быть национальное начало. Нельзя забывать о достижениях мировой культуры!". "Мой народ живет высоко в горах, никого не стремится унизить. Он богат высотой духа!" [цит. по: 2, с. 295, 294]. Это еще раз убеждает нас в необходимости усвоения сведений об окружающей природе, поведении, отраженных в этнопедагогическом

наследии карачаевского народа, а также овладения практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике.

Природа и условия жизни влияют на человека. Поэтому и различаются люди между собой, отличается и их искусство. Свобода и рабство, честь и поражения, военные набеги и пасторальные идиллии - все это накладывает отпечаток на характер народа. Как известно, природа - среда обитания человека. Сам человек со своим хозяйством - часть живой природы. Весь традиционный образ жизни определяется природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, а значит, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека [3].

Это усиливает потребность обращения к вопросу возрождения духовного наследия карачаевцев и исследования путей его использования в экологическом воспитании молодого поколения. Например требования норм дорожного этикета карачаевцев отражают заложенные в них педагогические идеи: будь умерен в еде и находчив, смел в требующих решительности ситуациях, контактируй с рядом идущими сообразно с их возрастом и полом, по признакам родства, ни в коем случае не теряй чувства собственного достоинства; почитай старшего, уважай младшего, оберегай женщину, ежеминутно заботься о слабых, старых, детях, женщинах; знай свое место и свою роль и чувствуй себя равноправным и уважаемым в обществе других, таковыми считай и других, будь корректен со всеми и т. д.

Карачаево-балкарские пословицы и поговорки запечатлели любовь к Родине, родной земле, родному очагу: "Ата Джурт-атангы юйюнден артыкь" (Отчизна дороже отцовского дома); "Ата Джуртну кьоругьан озар, кьорумагьан тозар" (Кто защитит Отчизну -тот возвысится, кто не защитит - унизится); "Ата Джуртча джер болмаз, туугьан элча эл болмаз" (Нет земли лучше Отчизны, нет села лучше, чем то, в котором родился); "Негеринден айрылгьан джыл джылар, джуртундан айрылгьан - елгюнчю джылар" (Тот, кто расстался с другом, - проплачет год; кто расстался с Родиной, будет плакать до смерти) и др. Силу Родины, источник ее непобедимости карачаевцы и балкарцы видят в дружбе, единении: "Бирликде - тирилик" (В единении - сила); "Шохунг минг эсе да, азды, джауунг бир эсе да кебдю" (Если у

тебя даже тысяча друзей - мало, если у тебя даже один враг - много); "Алтау айры болса арадагьын алдырыр, экеу бир болса, тебедегин эндирир" (Если шестеро врозь - потеряют то, что лежит между ними, если вместе двое - достанут то, что лежит на холме) и т. п. [4, с. 52-53].

Раскрывая роль традиции в экологическом воспитании молодежи, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: "Без большого корня дерева не бывает" (Уллу тамыры болмагьан - терек болмаз).

Поиск путей решения данной проблемы лежит, как указано выше, через исследование духовной основы народной педагогики карачаевцев и ее роли в воспитании подрастающего поколения, а также через разработку педагогических условий совершенствования экологического воспитания с учетом национальных особенностей.

Экологическая мудрость карачаевского народа - замечательная особенность их национального характера.

Народ вместе со средой обитания составил целостную этноэкологическую систему, изучение которой только начинается. Вековой опыт карачаевцев взаимодействия с природой должен быть исследован и использован, "ибо культурное и экологическое разнообразие -лишь две стороны одной медали, так как то, что полезно для стабильности биосферы в длительной перспективе, оказывается также полезно для устойчивости человеческого общества, национальной и местной самобытности" [5].

Традиции взаимодействия с природой карачаевского народа уходят корнями в далекое прошлое, и это не случайно. Ведь территория, на которой проживают карачаевцы, исстари славится своими горными озерами, реками, ледниками, родниками, нарзанными источниками, лесами, растительным и животным миром.

Природа - наша кладовая, в которой есть все для жизни. Но, как и всякая кладовая, она постепенно истощается. Человек использует природу для своих нужд, и он должен охранять ее в своих же интересах. Карачаевцы всегда бережно к ней относились. Так, например, карачаевцы "..трепетно заботились о сохранении равновесия в природе. Ведь само название охоты - ууу (отрава, порча) - яркое тому свидетельство. Карачаевцы и балкарцы четко знали, когда на какую дичь можно

охотиться. Охотники - уучу, нарушавшие этническую традицию, резко осуждались всем населением Балкарии и Карачая" [6, с. 51].

Тяга к миру природы, стремление чувствовать себя свободно, как птица, брать не разрушая - в крови карачаевцев.

Можно сказать, что экологическое воспитание в его современном понимании издавна было сутью педагогики этого народа. Оно органически вплетено в поэтическую ткань почти всех сказок, песен, исторических повествований, народных примет, наблюдений за сменой времен года, природных явлений. Важное направление такого воспитания - приручение и уход за животными, знание растений, используемых в народной медицине, посильная трудовая деятельность с раннего возраста.

В народной педагогике карачаевцев большое внимание уделяется воспитанию здорового, умного, доброго ребенка.

Чтобы у ребенка жизнь была долгая, чтобы оградить его от болезней и чтобы после него было еще немало потомства у семьи, пятку его правой ноги мазали медом и старший в доме (т. е. первенец) должен был вылизать его. Кроме того, данный обряд проводили, если в семье было много девочек. А если первенца не было, то обряд слизывания (джалау) должна была проделать мать через три дня после совершения ритуала очищения "Кьанлы чебню киринден тазалау" (очищение кровяного стебля от грязи). Мать должна была слизывать с большого (баш-бармакь) и с безымянного пальцев (сансыз-бармакь), на которые мазали мед, в случае отсутствия ребенка, старше того, кто родился [7].

Карачаевца постоянно сопровождали смертельные опасности, он полностью зависел от стихий природы, старался в меру сил противостоять им и в то же время осознавал себя органической частью природы. Без нее он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, перерастая в нравственное отношение к самому человеку.

Прислушайтесь к сказаниям карачаевцев, и вы увидите и них одухотворение горных, устрашающих воображение человека явлений: метелей, снежных обвалов, бури, грома и молний, наводнений. Мы находим до сих пор у карачаевцев почитание камней, деревьев. Вспомним, например, знаменитый "Боташ

таш" в ауле Хурзук, или священную тысячелетнюю сосну "Джангыз терек" на берегу реки Хурзук.

По словам У.Д. Алиева, карачаевские старики говорили про нее, что, по преданию, когда Боташ (первый из карачаевцев, пришедший в долину Хурзука) явился в нынешний Карачай, сосна имела такой же вид. Карачаевцы испытывали суеверный ужас от этого дерева [8, с. 144]. Вот что об этой сосне пишет К.М. Текеев: "О происхождении ее сложилась такая легенда: между двух вершин Эльбруса находится источник живой воды. Его охраняет черный ворон и никого не подпускает к нему. Однажды, когда ворон носился над долиной Хурзука и Кубани, какой-то старик, всю жизнь посвятивший добыче хоть капли чудесной воды, в ярости подстрелил ворона. Капля крови упала у берега Хурзука и из нее выросла священная сосна" [6, с. 122]. Верили, что это дерево обладает божественной силой и жестоко наказывает тех, кто о ней непочтительно отзовется.

Леса Карачая состоят из разнообразных хвойных и лиственных пород: дуб, карагач, ясень, клен, осина, крушина, граб, бук, яблоня, рябина, сосна, береза, ель, пихта, лиственница, чинар, липа, тополь, ольха, бело-листка, верба и т. д. Дикие груши составляют целые заросли. По течению рек Кубани, Лабы и других нередко встречаются заросли виноградных лоз [8, с. 25].

Дерево исстари в Карачае было окружено ореолом "святости". Люди восхищались его красотой, поклонялись ему, часто даже обожествляли. Недаром традиционные эпитеты карачаевцев нередко связаны с образами деревьев. Черная смородина (къара дугъум), например, - символ красоты девичьих глаз; тополь (акъ терек) - символ стройности фигуры [9, с. 323-332].

Рубить плодоносящие деревья запрещалось - в них жили, по народным верованиям, духи этих деревьев.

Представляют больший интерес традиции карачаевцев, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе. У дома можно было сажать не всякое дерево: приносящей добро и охраняющей от бед считалась ива (тал); тополь же, например, возле дома не сажали, считалось, что от близкого соседства с этим деревом мальчики в доме будут болезненными. Возможно, предкам карачаевцев уже были

известны аллергенные качества тополиного пуха. Кроме того, тополь - очень высокое, "приметное" дерево. Поэтому не сажали во дворе и сосну, видимо, опасаясь несчастья: "В высокое дерево на горе ударяет молния", -говорится в японской пословице.

Ореховые деревья сажали в конце огорода, подальше от дома - верили, что в ореховом дереве живет злой дух, насылающий на спящего возле него или под ним кошмарные сны: как известно, листья ореха выделяют сильные эфирные испарения [9, с. 324].

Отношение к природе затрагивает все сферы личности человека: "Кырдык чыкъса, джаз болгъанын билеме; къар джауса, къыш болгъанын билеме" (Если трава появилась -весна пришла; если снег идет - узнаю, зима наступила); "Къачына кере джазы" (Какова осень, такова и весна); "Къара къыш ауруулу болур" (Зима без снега - к болезням) [10].

Карачаевцы широко использовали травы для лечения различных заболеваний, употребляя их в качестве настоек, отваров, внутрь и наружно, в качестве мазей в сочетании с медом, маслом, воском, яичным желтком, мылом и пр., ими окуривали больных и помещения, в которых они лежали. К примеру, они готовили целительное средство - балхам (бальзам). Его применяли для лечения от ожогов, прикладывали при открытых и гнойных ранах. Готовили балхам из древесной смолы (акъгьан чаир), меда и несоленого свежего масла. Всю эту смесь кипятили, давали остыть и прикладывали (полевой материал Л.Х. Касаевой, 1915 г., аул Н. Каменномост).

Многие растения наделялись в сознании карачаевцев лечебными свойствами. Особую популярность имел подорожник (ит тил чапракъ). Настойку из высушенных листьев подорожника рекомендовалось применять при воспалительных процессах кишечника, а также как отхаркивающее средство. Свежесорванный лист подорожника употребляли как кровоостанавливающее средство при порезах, его прикладывали к ранам, язвам, ожогам и ушибам.

Плоды дикорастущего кустарника шиповника (ит бурун) в настоях, отварах и чаях употребляли при самых разнообразных недомоганиях, при различных воспалительных заболеваниях, туберкулезе, маточных кровотечениях, в качестве полоскания полости рта при воспалении десен.

Культура человеческого общества во все века была неразрывно связана с природой, а земледельческая культура в особенности. Природа, окружающая среда оказывают огромное влияние на хозяйственную деятельность человека, но и сами испытывают немалое воздействие с его стороны,

Карачаевцы издавна занимались земледелием, что требовало большого трудолюбия и упорства. Чтобы превратить каменистые склоны гор и узкие речные долины в плодородные поля, надо было очистить их от многочисленных камней, огородить каменными стенами, провести оросительные канавы и удобрить. "Каждый вершок земли добыт потом и кровью человека", - справедливо писал о Карачае Г.Ф. Чурсин [11].

В карачаево-балкарских пословицах и поговорках подчеркивается исключительная важность труда земледельца: "Джер сюрмеген байынмаз" (Кто не пашет землю, тот не разбогатеет); "Алтын, кюмюш - ташды, мюрзеу деген ашды" (Золото, серебро - камень, зерно - еда) и др. Многие пословицы и поговорки на эту тему имеют дидактический характер: "Джаз бир кюнню джатсанг, кьыш талай кюнню абынырса" (Если весной один день проваляешься, зимой много дней будешь спотыкаться); "Алты кьош бла сабан сюр ген ач кьалмаз" (Кто дружно пашет землю, тот не будет голоден); "Кьаллай урлукь себсенг, аллай мюрзеу алырса" (Какие семена посеешь, такой урожай получишь) и т. д.

Несмотря на тяжелые условия, вызванные малоземельем и особенно недостатком сенокосов и зимних пастбищ, карачаевцы, в течение многих веков занимавшиеся скотоводством, сумели выработать наиболее рациональные в условиях высокогорья приемы ухода за скотом и организации хозяйства, позволявшие содержать десятки тысяч голов крупного рогатого скота и сотни тысяч овец.

Пословицы и поговорки на скотоводческую тему составляют одну из самых многочисленных групп афористической поэзии карачаевцев. Домашние животные (овцы, коровы, волы, кони и т. п.) были для крестьян основными кормильцами. Хороший уход за ними - долг людей. Отсюда такие пословицы, как: "Аман токьлуну айнытсанг, эрнинги -бурнунгу май этер" (Откормишь худую овцу -губы и нос будут в масле); "Ийнекни кьарны токь болса, джелини тыкь болур" (Если у

коровы желудок полный, вымя тоже будет полным) и др. [4, с. 51].

Скот и кормил, и одевал карачаевцев и балкарцев. "У кого нет скота, над теми нет солнца, тому нет света", - гласила карачаевская пословица. Скотоводство - основное занятие карачаевцев. И оно во многом определяло характер и внутреннее убранство жилища, их материальную и духовную культуру, многие традиции и обычаи [6, с. 227].

Значительное место в группе паремий занимают пословицы и поговорки, посвященные сенокосу: "Бели бюгюлмеген чалкьычы болмаз" (У кого поясница не гнется, тот не будет косарем); "Чалкьыгьа чыкьсанг танг бла, мал биченсиз кьалмаз тамбла" (Если выйдешь на сенокос на рассвете, скот не останется завтра без сена) и пр. [4, с. 52].

Есть пословицы и поговорки, в которых нашли отражение наблюдения над привычками и повадками диких животных: "Асланны джюреклиси айгьа секирир" (Злой лев бросается на луну); "Ит ийискеген сууну аслан ичмез" (Воду, которую понюхала собака, лев не выпьет); "Айюню айю ашамаз" (Медведь медведя не сьест); "Берю сюрюуге кирсе кьуру чыкьмаз" (Если волк заберется в стадо, без ничего не уйдет); "Кьоян келекгесинден кьоркьар" (Заяц боится собственной тени) и др. [4, с. 51-52].

В карачаево-балкарских пословицах и поговорках отражены также наблюдения за повадками птиц: "Илячин алаша кьонмаз" (Сокол низко не садится); "Кюн аманда турна учмаз" (В плохую погоду журавль не летает); "Бедене суугьа кирмез, даудакь суудан чыкьмаз" (Перепелка в воду не входит, лебедь из воды не выходит) и т. д. [4, с. 52].

М.Ю. Айбазова отмечает, что "...красота природы у народа оценивалась и с точки зрения житейской целесообразности. Поэтому гордость и независимость орла, изящество и чистота лебедя, вольность полета ласточки, комичность индюка, хитрость лисы и трусость зайца имели в своем эстетическом значении вполне определенный житейский интерес..." [12].

Широко отразилось почитание орлов в фольклоре, особенно в сказках и в нартском эпосе. Они часто помогают героям выбраться из трудных ситуаций, например, выносят героев из подземного мира, дают мудрые советы и т.п. Верховный бог Тейри также имеет черты, показывающие, что в отдаленные времена его

образ был связан с почитанием этой птицы, точнее, происходил из культа орла.

Доброй птицей считалась ворона, особенно если имела белую отметину. Ее крик считался предвещающим удачу и счастье. Отцом легендарного предводителя карачаевцев Карчи, по народной легенде, была ворона. Эта же птица является, согласно мифам и эпосу, спутником и гонцом покровителя воинов, бога молнии Элии.

Запрещалось убивать или трогать филина (байкъуш) - по фольклору он олицетворяет мудрость, его название переводится как "божья птица" или "божественная птица" [13].

Согласно народным воззрениям, къара тюлкю (черная лиса) обладала свойствами оберега, а обладатель ее шкуры мог быть огражден от всяких бед. Нельзя было стрелять в маралиху - это могло принести несчастье охотнику, молоко же ее считалось лечебным средством, помогавшим от неизлечимых болезней.

Карачаевцы на таких примерах учили детей и молодежь жить в гармонии с природой, брать от нее лишь самое необходимое. И все это должны умело использовать родители и учителя в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Укрепившись в народном сознании, традиции, приметы, поверья, пословицы и поговорки всегда влияли на отношение людей к окружающей среде. Чаще оно выражалось в категориях "гюнах" (грех, грешно, возмездие, расплата за грехи, вина, нехорошо) и "сууаб" (добродетель, благодеяние). Так, у карачаевцев считалось большим грехом брать в руки и тем более убивать лягушек, жаб и других земноводных.

Запрещалось и жестоко осуждалось в народе безжалостное истребление животных, леса, а также засорение водоемов. Уважительное отношение к плодам своего нелегкого труда, к самому святому - хлебу - прослеживается не только в пословицах и поговорках, сказках, но и в приметах, поверьях: "Наступишь на зерно -исчезнет его изобилие"; "Сжигать продукты в огне - грех"; "Нельзя (нехорошо) пинком поднимать лежащий скот" и т. д.

Подводя итоги, следует отметить, что цели экологического воспитания в педагогике карачаевцев ориентировались на представления об идеале совершенного человека (асыл адам), выработанные этим народом. Являясь сводом

народной мудрости, экологических норм и правил, фольклор учит подрастающее поколение, как надо строить свои отношения с окружающей средой, готовит их к жизни и труду.

В исследовании показано, что народная педагогика карачаевцев и ее экологические взгляды складывались столетиями. Ее основное содержание составляет опыт карачаевского народа в области экологического воспитания подрастающих поколений в духе бережного отношения ко всему, что их окружает.

Особое внимание в ней уделено показу мировоззренческой позиции фольклора карачаевцев в экологическом воспитании детей и молодежи. Система экологических ценностей, раскрывающая стереотипы восприятия семей-но-бытовой морали, отразилась в передаваемых от поколения к поколению произведениях народного творчества. К ним следует отнести: героический эпос о нартах - энциклопедия народной мудрости, где каждая страница отражает идеи и народный опыт экологического воспитания, аккумулированный в результате тысячелетнего опыта; "Тау адет" - свод устных правил и обычаев, которым руководствовались в своей жизни карачаевцы; историко-географические песни; народную лирику (бешик джырла, ийнарла, кюуле); пословицы (нарт сезле); заговоры, сказки (таурухла); благопоже-лания (алгъыш); проклятия (къаргъыш).

Формирование экологической культуры -процесс длительный и сложный. Он включает систему экологического образования на всех этапах обучения и воспитания, природоохранную деятельность каждого, а также зависит от экономических, социальных и политических условий общества. Экологическая культура осваивается, наращивается новыми современными знаниями, обогащается чувственным опытом и транслируется в виде экокультурных ценностей, технологии воспитания, базируется на культуре и традициях своего народа.

Исходя из экологической ситуации, сложившейся в нынешней Карачаево-Черкесии, приходится констатировать, что, загрязняя воздух городов, аулов, засоряя пресные водоемы, истощая природные ресурсы, мы не задумываемся о здоровье и благополучии людей.

Многие беды происходят от того, что люди не знают, зачем нужна экологическая культура. И чем раньше мы начнем прививать детям любовь к природе, тем сознательнее они будут вести себя, пользуясь дарами природы.

Таким образом, экологическое воспитание - то поле деятельности, на котором перекрещиваются пути интеллектуального развития, нравственного роста и практической работы человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шиянов Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития социализации и воспитания личности // Семейная этнопедагогика, современная национальная школа. Карачаевск, 1997. С. 25.

2. Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. Карачаевск, 1985.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. С. 120.

4. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарские паремии // Фольклор народов Карачаево-Черкесии (Традиционный жанры и сказительское мастерство). Черкесск, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Бромлей Ю.В., Подольский Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 236.

6. Текеев K.M. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989.

7. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М., 1995.

8. Алиев У.Д. Карачай. Историко-этнологический очерк. Черкесск, 1991.

9. Уртенова 3.Ю. Народные традиции и их использование в экологическом воспитании школьников // Вестник (Хапарчы). 1998. № 1.

10. Къарачай нарт сезле. Сборник пословиц и поговорок / Собир. и сост. С.Ч. Алиев. Черкесск, 1963. С. 130.

11. Невская В.П., Шаманов И.М., Алексеева ЕИ. и др. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. С. 12.

12. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. С. 31.

13. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа // Минги Тау: Эльбрус. 1994. № 1 (53). С. 120.

20 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.